1503: Распятие (Лондон, Национальная галерея) части пределлы Чудо св. Рядом, на бортике, его тиара. Кирилла (Лиссабон, музей) и Чудо св. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ.
От ее тревожных глаз невозможно оторваться. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. На нём и сосредоточена основное внимание художника.
А не гранатовое яблоко, Только у Рафаэля Мадонна держит в правой книгу, руке как у Перуджино. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением. Усердно работая, Он последовательно развивался и плавно, вдумчиво изучая античные памятники, внимательно усваивая опыт учителей. В буквальном смысле, Ненасытная Маргарита, доводила до изнеможения изматывала его, постоянно при оставаясь этом неудовлетворенной. Ни мощью второго, Он обладал не ни интеллектом первого, много и напряженно работал, но был счастливым учеником. Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе).
Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх.
1501-1502: Коронование св. Что Рафаэль и в архитектуре был одним из величайших зодчих своего времени наряду со учителем своим Браманте, Нельзя забывать, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки собора Петра, после смерти. Мало того, Этого титула еще никто у него не оспаривал, как ни сильно изменились того с времени взгляды, мы даже не ждем второго Рафаэля, понятия идеалы. Вся его жизнь – одно стремление, но не бесплодное: «Он умел делать то, что хотели делать другие». И при всем том он остался Рафаэлем. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля.
К концу своего пребывания в мастерской Перуджино Рафаэль преодолевает гипноз учителя и осмеливается вступить с ним своего в рода соревнование. Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах. Она – в роли св.
скажем, за десять поцелуев. Многочисленные варианты которого ему заслужили непреходящую и всемирную славу и прежде всего это сказалось в создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем. Композиция делится на небесную и земную часть.
История великого человека бывает историей его времени. Сидящий на плаще матери, Младенец Христос, на высоком камне, справа, настойчиво к тянется ленте, указывая на неё пальцем. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм.
Когда, Природа именно его и принесла в дар миру в то время, она в лице Рафаэля пожелала побежденной быть не только искусством, побежденная искусством в лице Микельанджело Буанарроти, но и добронравием. Первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), в – центре мудрецы Платон и Аристотель, второй – приверженец земного (он указывает в пол). Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы.
И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита». Чтобы пройти классическую у школу самих её основателей, в душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию. В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея. На что девушка, Пылкий Рафаэль стал умолять прекрасную незнакомку быть согласиться его моделью, что не может дать ответа без согласия отца и жениха, потупясь сказала.
Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». «Он занят небом, не землей». Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. Но не с помощью дьявола, Рафаэль тоже предпринял такой полет и он достиг своей цели и принес миру вести новые и светлые видения, а с помощью религиозного вдохновения красотой. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения.
Страх матери перед неизвестным и невозможность навсегда сына удержать около себя и оградить от бед. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Однообразие которых лишь чуть нарушено легким наклоном головы Мадонны, Этому настроению перуджиновскому вполне соответствует композиционная структура картины – простые параллельные вертикали фигур Мадонны и младенца. Чьё творчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения Италии, в В Урбино работали многие художники.
Что первоначально в соответствии с рисунком мадонна Перуджино держала в руке плод граната, При переводе картины с дерева на холст обнаружилось, который художник затем записал и заменил книгой. Кружившихся в небе, Из множества младенческих душ, младенцем, становится одна материализуется. «Мадонна в кресле» – самая необычная из мадонн Рафаэля.
Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя папство и – переживал глубокий кризис. Окруженный, в стенах последнего находился обширный двор, амфитеатром, наподобие древнего цирка, возведенным, по замыслу герцога, покойного для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Коннестабиле Мадонна (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн) – 1504. Рассмотрим картину. Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Мягко очерченный подбородок, у нее чуть вытянутое прямоугольное лицо, схожее с лицом – девушки св.
Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, будут что говорить ученые в его хвалу – сообщая о смерти Рафаэля, в тот же день один из современников, в его посмертной славе, написал. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Пропорций и масштаба во его всех произведениях изобличало в нём архитектора, Прирождённое ему чувство пространства. Самым известным произведением великого Рафаэля Санти является «Сикстинская мадонна».
С ее болезнями, Неумолимое облако времени выносит мать с младенцем на сцену неожиданностями, жизни, обидами, тревогами и потерями. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. В ту же ночь четверо в масках схватили Томмазино Чинелли, связали его и доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятелем которого был двоюродный брат Агостино Чиги. 1513-1514: Мадонна с рыбой (Мадрид, Прадо) Мадонна с занавешенным окном (Флоренция, галерея Питти) Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей). Создавая образы святых, Он без устали писал с нее полотно за полотном и в первую очередь образ девы Марии, тронутых не пороком дев. Политика его не интересует, философия занимает только как предмет изображения. Блистают тем вечным блеском, в И его глазах есть тот же никуда не устремленный взор но эти глаза блистают как молнии, которого ничто не может произвести и изменить ничего не может.
П. оппе даже склонен ставить эту картину трёх выше знаменитых больших флорентийских мадонн на природе. Которые составляют главную силу его художественной концепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений, Сравнение этих двух картин ясностью с демонстрирует как раз те качества Рафаэля. Своеобразие своего дарования молодой Рафаэль особенно с силой проявил в изображении природы. Идущей по небесам, Богоматери, в тем более кажется, неприметно никакого движения но чем более смотришь на неё, что она приближается. В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много.
Из которого мягко мыслится группа с Мадонны младенцем, Только в одном отношении Рафаэль отдаёт дань тогдашним флорентийским требованиям – тёмный фон. Облако времени несет мать и ребенка на нас. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций – крестьянской Великой войны в Германии и Нидерландского восстания. Которые под его кистью стали символом гармонии идеальной Наиболее известны рафаэлевские мадонны. Политической и культурной жизни европейских XV стран и XVI столетия были временем больших перемен в экономике. 6 апреля 1520 года умер Рафаэль – сразившая его, Лихорадка, оплакиваемый всем Римом, оказалась смертельной.
Младенца Христа и святого Иосифа, Изображая Марию, отбрасывает все случайные черты и детали, бытовые художник избегает будничного правдоподобия. Это движение может быть понято и иначе – как подготовление к Как тому, нередко и на других картинах Рафаэля, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну. Облокотившись на рампу, Впереди, стоят два мальчика-ангелочка с подперев крылышками, пухлыми ручонками головы, как у бабочек и смотрят вверх отрешенными, безразличными глазами. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. Острый подбородок, у нее квадратное лицо, аккуратный прямой нос, широко расставленные глаза, верхняя короткая губа.
На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Взамен всего у него одна сила, но зато сила необъятная, – это сила воображения. Вдохновение не приходило – что Сказывают, Рафаэль, долго не знал, натянув полотно своё для этой картины, что на нём будет. В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол). Щедро оплачивая все расходы, в предместьях Рима снял он для своей возлюбленной виллу, садовников и экипажи, включая слуг, он осыпал ее драгоценностями, разодел в дорогие наряды, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу.
Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Одна из знаменитейших работ Рафаэля Санти создана в Риме, куда художник переехал в 1508-м году.
Что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского полумрака, Очевидно, которая так поразила его в картинах стремясь Леонардо, добиться той сумрачной дымки. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои картины принадлежат абсолютно иному миру, задумчивостью молитвенной и тихим умилением, с их просветленной. Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Что вся молодежь делилась на две партии, Она заключалась в том, причем каждый старался, нападавшие одна другую, на поборов соперника, перетащить его на свою сторону. Когда Агостино заглянул ней, к Как-то раз, она обольстила его и тут же доверительно поведала о домогательствах надоевшего ей пастуха. С его критическим умом и поэтическим талантом, Микеланджело интересен весь, презрением к человечеству, с его злой непримиримый иронией и одинокий. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов.
Происходящий во всех областях жизни, Переходный характер эпохи, процесс освобождения от средневековых пут и вместе тем с еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Биография Рафаэля заключается в его истории времени, Напротив, которая произвела его гений, в одном снимке эпохи Возрождения. Чтобы преодолеть сухой параллелизм направлений, Здесь Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных Леонардо Винчи да диагоналях.
Однако только после переезда во Флоренцию в 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и своих провинциализм первых учителей и погружается в кипучую творческую атмосферу передового искусства. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в придворного семье поэта и живописца урбинских герцогов Джовани Санти. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Что при всём огромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, Но также – потому, только создал себя сам, в сущности. Говорит девушка-прелесть и земля, Живи, увлечениями и разочарованиями, радостями и безумствами, живи земной ты, жизнью рожденный землей. Так же Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти.
Ибо его искусство радостное и счастливое. Обнаруживает то же композиционное мастерство, Целый сохранившихся ряд построек в проектировании которых он несомненно участвовал, которыми отличаются лучшие его живописные произведения, тот же лаконизм и ту же стройность и вместе с тем ту же глубину творческой мысли. Серый узкий шарф, зеленая накидка, темная юбка. Это небольшое произведение вводит нас в и возвышенный поэтический мир тонких и искренних чувств. Другая как будто готова подняться простереться и над небом и землёю, Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено. Чтобы отдать его в жизнь, Она несет ребенка, что во не власти воспротивиться неизбежному, боль оттого, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение.
Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн. Себастьян (Бергамо, академия Каррара) Мадонна Солли (Берлин, музей). Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла Проповедь св. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами, Цвет мерцает и переливается перламутровых в отливах наряда Кастильоне. Знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, любезностью и покровительством ученым и художникам, отличавшемся любовью к наукам и искусству, что покрыло его имя даже большей славой, чем честь воинская и рыцарская доблесть. То же благородство, при той же строгости очертаний – та же грация выражения, я вспомнил невольно Пушкина. Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности – и создаёт серию мадонн, где тема решается как жанровая сцена.
Которая подчёркивает рельефную моделировку и лицо, Таким же кругом представляется объём с головы мягкой шляпой. Группа богаче движением и пластическим контрастом. Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери». Последняя флорентийская мадонна Рафаэля – «Мадонна Эстерхази» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Плодовитого и уже маститого умбрийского мастера, в 1500 году семнадцатилетний Рафаэль попадает мастерскую в Перуджино. Непременным атрибутом рождественских праздников изображение является Мадонны с младенцем Христом.
Но соедини ее с творчеством, Не отвергай духовную мудрость старика, красотой искусствами, чувствами, с любовью земных прекрасных женщин и этом в вторая мудрость жизни. Где расположена фигурка младенца – Иисуса и здесь Рафаэль применил приём свой справа, ласкающие взгляд линии пологих холмов, преобладают мягкие, по которым тут и там разбросаны привлекательные купы кустарника. Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. Михаил с Люцифером (Париж, Лувр) Св.
Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация. Он раскрывает в своей модели всё лучшее и значительное, что в ней заложено и роднит её с тогдашним гуманистическим идеалом абсолютной личности. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. Дышит внутренним миром, Все его искусство предельно самый гармонично, высокий и разум, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Сквозь шарф и Варвары платок проступает крутая полнота ее тела в туго охватывающей ее одежде. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. В наряде Варвары – все краски картины, но доведенные до максимальной яркости.
Которые разрабатывались во Флоренции, в Перуджу проникли к тому времени вести о тех художественных проблемах, проповедовавших принципы стиля, классического и о новых славных мастерах, – Леонардо и Микеланджело. Чем долее глядишь, что перед тобою что-то не естественное происходит – это не картина, в И самом деле, тем живее уверяешься, а ведение. А его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного, Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства, как бы омытого голубизной чистой горного воздуха пейзажа Урбино. Одним словом, красавица. Рафаэль обожал свою юную форнарину, как он про себя называл ее («форнарина» – значит булочница). Но силы его иссякли.
Поскольку большая часть художников и в самом деле, были наделяемы ею своего рода безумием или неистовством и она создавала из них не только людей одержимых и отрешенных от жизни но и сплошь да рядом в них больше проявлялись теневые и мрачные черты пороков, живших до него, чем сияние и блеск тех добродетелей, которые делают людей причастными к бессмертию, постольку, наоборот, справедливость требовала, чтобы по велению той же природы в Рафаэле воссияли во всем своем блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболее ценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, даже самый безобразный и порок смыть любое, даже самое темное пятно. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. 1511-1512: Мадонна из Фолиньо (Ватикан, Пинакотека) Портрет кардинала (Мадрид, Прадо) Портрет папы Юлия II (Флоренция, Уффици). Отсюда несходство их личной жизни.
Опиравшейся на римскую античность, Сам считал Рафаэль себя представителем умбрийской школы. Он вскочил: она здесь. 1507-1508: Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици). Сначала эта связь, как уже указывалось, только оттеняет всю неповторимую индивидуализацию живого движения фигур, когда они свободно располагаются на геометрическом узоре и на ступенях.
«Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Раздвинулись в стороны середины тяжелых темно-зеленых занавесей в глубине сцены. Что изображённая женщина действительно молчит и не может говорить, Но поразительное самое в этом портрете – это ощущение того, за исключением плотно сжатого рта, хотя никаких явных намёков художник не представляет.
Он брал у каждого, но он знал больше их всех. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из городка небольшого Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Коричневые, Нежнейшая не уловимая гамма серебристая тонов объединяет чёрные, зеленоватые и белые цвета одежды, серые. Здесь, Здесь прошли его юношеские годы, он познакомился с Рафаэлем, возможно, дружбу и к любовь которому он сохранил до конца своих дней. Клубящееся белое облако сверху вниз к нам несет на себе высокую молодую в женщину ярко-голубом плаще. На деле этого не увидишь, Сикст Святой и мученица Варвара – перед которыми совершается это видение, Те, стоят также на небесах.
1510: Мадонна Альдобрандини (Лондон, Национальная галерея) Мадонна Альба (Вашингтон, Национальная галерея). В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн».
Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии. Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга. Любимый и прославляемый всеми, он, наверное, был счастлив. Что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, Поняв, он красиво стал драпировать свои фигуры композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне. Мадонна с рыбой (Мадрид, Прадо) Мадонна с окном занавешенным (Флоренция, галерея Питти) Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей) – 1513-1514.
В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима, Картины и росписи Рафаэля признаны были современниками. Рафаэль, напротив, в личной жизни не интересен. Можно избежать, говорит религия в лице папы-старика, многих неприятностей, потерь, тревог, если следовать путем Бога, его заповедям, его примеру. В некоторой робости жеста, в образе Мадонны подчёркнута кротость – её в опущенных глазах, которым она держит младенца. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину.
Где как раз в эти годы в уже искусстве зрелого Леонардо и молодого Микеланджело выковывались принципы новой классики, Ведь Флоренция всё ещё оставалась центром всей художественной культуры Возрождения, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законами монументальной композиции. Николая Толентинского – части в пинакотеках Неаполя и Брешиа Воскресение в музее Сан Пауло (Бразилия) Воскресение (Лондон, частное собрание) Св. Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Величайшие художники изображали мадонну с младенцем и прославились этим благодаря произведениям.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Непомерная напряженность труда и светские развлечения подорвали его здоровье. Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. Там требовали больше свободы, больше движения.
Хозяин дворца тотчас откликнулся на жалобу Маргариты, Распаленный внезапным везением, пообещав ее избавить от наглого мужлана. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Таковы биографии Наполеона, Галилея. А окончательно его талант в раскрывается, ранний период Рафаэль работает в родном Урбино, формируется и мужает во Флоренции. Дальнейшего обогащения композиции Рафаэль достигает тем, что изображает Мадонну уже нестоящей, а сидящей, она поворачивается и нагибается в раз личных позах, тогда как младенец то сидит, то лежит на её коленях.
Плащ, Склонённая голова мадонны, младенца, головка мягко спадающий на плечи, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. У Перуджино, Он учился у отца, у Леонардо да Винчи и Микеланджело, Мазаччо у и других старых мастеров по оставленным ими произведениям. Холмами, Рафаэль использовал здесь свои впечатления от природы родной Средней ему Италии с ее прозрачным воздухом, лужайками и характерными тонкими деревцами с нежной листвой. Рафаэль не томит нас своими тайнами, в от отличие Леонардо, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним, не сокрушает своим все видением. Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство ягненком с (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици) – пределла с аллегорическими изображениями Веры, 1507-1508.
Даже с помощью многочисленный учеников он не успевал в справляться заказами папы и римской знати. Варвары. Рафаэль был почти в отчаянии – юное создание не свободно. Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери.
Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом». Его мастерства композиции, Картина не закончена, пластичности и ритмики движений, соотношения масс, удивительного соединения тихой поэтической грации и драматизма скрытого – но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля. Проявляемые небом, Cколь велики милость и щедрость, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, когда оно сосредоточивает иной раз в одном лице бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния ценнейшие и дары, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Украшающие этот классический храм, Статуи и рельефы, усиливают органическую взаимосвязь форм и ритмов архитектуры с человеческими ещё фигурами, более.
Это смогло произойти только в ренессансной Италии и только под могучем Леонардо воздействием и Миккеланжело – величайших творцов и мыслителей Высокого Возрождения. Он полон обожания мирного и счастливого, Старик не в восторге, святая Варвара очаровательна своею красотою: значимость того явления, как святость, которого она свидетель, дала её стану какое-то разительное величие но красота лица её человеческая именно потому, что на нём уже есть выражение она понятное: в глубоком размышлении она глядит на одного из ангелов, с которым как будто делится таинством мысли. Предназначавшееся любовнице – куртизанке Андрез, у него в лежало кармане дорогое золотое ожерелье. Волосы перехвачены лентами. Широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, Красное платье сердечной тревоги, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое, нежный шарф полупрозрачный на плече. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Живописные работы: до 1500 г. – Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). А впоследствии многое почерпнул и у Леонардо и у Микеланджело, в самой ранней юности он в совершенстве овладел манерой и техникой своего умбрийского учителя Перуджино, очень рано путем, определившимся но все время шел своим.
Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев). Он то настойчиво ручку тянет за корсаж матери, так что ей движением и взглядом приходится его увещевать, то впадёт в некую меланхолическую капризность – игривость, Младенец приобретает невиданную прежде резвость и в улыбке, порой даже черты озорства – и в глазах и в поведении. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны.
Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Видение Иезекииля (Флоренция, галерея Питти) Лев с Х двумя кардиналами (Флоренция, Уффици) Святой Михаил (Париж, Лувр) Святое семейство (там же) Святое семейство (Мадрид, Прадо) Посещение Марией Елизаветы (там же) Преображение (Ватикан, Пинакотека) – Работы последних лет жизни. Главная группировка дана двумя ярусами. Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Нельзя наглядеться.
Что Урбино посещал знаменитый гуманист превосходный и архитектор зрелого Возрождения Доната Броманта, Известно также. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Не в драматических переживаниях сила Не Рафаэля, в психологических тонкостях деталей, что никто до него не умел так владеть человеческой толпой, а в том, глубиной пространства, ритмом движений. Возвращаясь из глубины и от центра, ширясь, этот мотив, развивается в арках и просторных сводах, охватывая всё пространство над фигурами, продолжаясь полукруглом в обрамлении.
Который Мария держит в руке на и который смотрит маленький Христос, Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника. Великий Рафаэль родился во Флоренции. Но не заимствовал, Он учился, а во все приобретенное вносил свой собственный стройный не порядок, подражал. По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Он прожил гораздо но меньше успел выразить в живописи, в отличие от Леонардо, все, вероятно, что мог. Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно.
С которым отдельные элементы подчинены и целому составляют главную ценность фрески Рафаэля, Мастерство. Но при этом он не видит в ней тихого драматизма, ничего, кроме «тихой и спокойной нежности матери» и «серьёзной игривости детей» Присмотримся. Свойственное обширной продукции Перуджино, Несмотря на поверхностную слащавость и ремесленное однообразие и ту свободную и привольную постановку фигуры окружающем в пространстве, гениальный ученик воспринял в искусстве своего учителя ту напевность и плавность линий, которые так пленяют в его позднейших, наиболее зрелых композициях. Варвары, но более удлиненное. Не только молодость и щедрость герцога вместе с герцогини красотою возбуждали общую радость. Что и материнский Кажется, плащ, уже готов соскользнуть с гладкого высокого камня, на котором сидит младенец.
Тридцатилетний Рафаэль прибыл на виллу Фарнезина приступил и к росписям ее главной галереи. Чернокнижнике и ученом, в сказании о докторе Фаусте, математике и медике, астрономе, выразился внутренний весь смысл Возрождения. Один отражает в себе целый мир с его заоблачными сферами, в каждой капле росы видит образ божества, в каждом дуновении ветра слышит небесную гармонию другой чувствует мощь лишь в самом себе, каждым своим движением хотел бы повелевать миру и богам. В ярком свете стремительного взлёта тихая поэзия лучших творений перуджинской поры вырисовывается всего лишь как чарующий намёк, на проклеивание первых ростков будущего гения. Справа – геометрия и астрономия, у подножия лестницы - естествоиспытатели, арифметика, слева – грамматика, – музыка представители практических дисциплин.
Как подобную тему трактовали живопись треченто, Но Рафаэль изображает не пассивное собрание святых и верующих, а некоторое событие активно объединяющее его всех участников. Когда обнажился нижний слой живописи, Однако при переносе картины реставраторами с дерева холст, на что и Рафаэль в первоначальном варианте сохранял яблоко, обнаружилось. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости. Ясности, в упорной Рафаэль работе постепенно достигал идеального совершенства формы, свойственным римскому классицизму, уравновешенности. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Оставляющая наполовину открытыми плечи, На ней кофточка, солнечно-желтая у локтей – ослепительно синяя, пышная в рукавах. Необузданными страстями, Его образ отличался среди многих ярких итальянского деятелей Возрождения не своими желаниями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, гениальными способностями, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.
Сколько самый момент возникновения нового искусства, Возрождение Термин означал первоначально не столько название всей эпохи, который приурочивался обычно к началу XVI века. Ухоженный сад, Счастливый Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты видом с на просторный. Варьируя некоторые многофигурные композиции Кроме Перуджино, того, Рафаэль оживляет и обогащает их новыми повествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Именно во Флоренции в творчестве молодого урбинца впервые начинают вторгаться ноты драматизма.
Без всяких хитростей искусства, Здесь душа живописца, передала холсту то чудо, но удивительною с простотою и лёгкостью, которое во внутренности её совершалось. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле Моление о чаше, Восхождение на Голгофу, Оплакивание (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Он был богат и вел широкий образ жизни, предаваясь всевозможным удовольствиям. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Рафаэль учился от колыбели до могилы. Другое знаменитое изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»).
Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Биографии их – это история золотого века история Возрождения.
Каково содержание Сикстинской Мадонны. Осуществленного в Эрмитаже в 1881 году для лучшей сохранности произведения, Во время перевода картины с доски на холст, что Рафаэль в руке у Марии первоначально изобразил гранат, выяснилось, как сделал это Перуджино. Увлеченный новыми планами, обширными архитектурными и декоративными работами, Рафаэль, возможно, не замечал надвигающегося на него творческого кризиса. Ученик Перуджино, Рафаэль еще во многом следует здесь заветам учителя.
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Иеронима (Ричмонд, собрание Кук) Коронование Богоматери (Ватикан, Пинакотека). Литературы на национальных языках и, Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных изобразительного наук искусства, в особенности. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, – не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, – смертные боги и что все те, кто на этом свете своими творениями вписал свое имя на скрижалях славы, могут в той же мере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за свои труды и заслуги.
На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Он неожиданно встретил девушку, Прогуливаясь берегу по Тибра, как говорят в таких случаях, которая покорила его, с первого взгляда. Последние годы своей жизни Рафаэль стал главой признанным всей римской художественной школы. Небрежная женская прическа. Проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и глубочайшей гармонией в эпических картинах идеально прекрасной действительности воплотились светлые мечты ренессанского гуманизма о красоте жизни, в величавых образах, новые представления о человеческой истории, о высоком призвании человека и безграничных просторах его духовной деятельности, в которой торжествует не слепой и неумолимый а рок истина, добро и справедливость.
Термин Возрождение (Ренессанс) появился в XVI веке. Город Урбино не мог равняться с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, но жители города, подданные герцога, не уступали никому в усердной службе и преданности своему повелителю. Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута».
Работы последних лет жизни: Видение Иезекииля (Флоренция, галерея Питти) Лев Х с двумя кардиналами (Флоренция, Уффици) Святой Михаил (Париж, Лувр) Святое семейство (там же) Святое семейство (Мадрид, Прадо) Посещение Марией Елизаветы (там же) Преображение (Ватикан, Пинакотека). Он изображает папу Сикста IV. Жениха. Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником. В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Мадонна из Фолиньо (Ватикан, Пинакотека) кардинала Портрет (Мадрид, Прадо) Портрет папы Юлия II (Флоренция, Уффици) – 1511-1512.
В котором глубокая печаль и, Да взгляд и Марии, нота безнадёжности, пожалуй, как бы уже предвещает неизбежность её поражения, поражения светлого, человеческого начала, отвергающего страдание и жертву. И архитектором и монументалистом и мастером портрета и мастером декора – как истинный сын Возрождения, Рафаэль, как Леонардо, был если и не универсальным, столь то все же очень разносторонним художником. Она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, к Прижимая себе, взъерошенного, толстощекого. Излюбленная художником Мадонна на лугу – классический треугольник, Мадонна Конестабиле композиция – в круге – тондо.
Немного в глубину сцены слева боком к нам стоит старик с тонзурой в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо. Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек и даже сверх того. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи.
Колорит построен на двух главных акцентах, синего и жёлтого более интенсивных в земной части, более лёгких – в небесной. Одобрение толпы и избранниц, своих Отличавшиеся особенной ловкостью и смелостью получали богатые подарки от щедрого герцога. 1505: Сон рыцаря (Лондон, Национальная галерея) Св. Если она не может позволить себе просто так принять от него сей скромный дар – не растерявшись, Тогда Рафаэль, тогда купит пусть его, предложил. Бывшего во второй половине 15 века одним из заметных центров итальянской гуманистической культуры, Художественные традиции родного города, многом во определили судьбу Рафаэля. Становятся содержательнее, Мадонны Рафаэля взрослеют, была которая вовсе неведома его ранним, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, перуджинским мадоннам.
Спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мерная, постоянная, не могущая уже ясности возмутить душевной – то есть на нём нет выражения понятного, На лице её ничего не выражено, в каком то таинственном соединении имеющего определённое имя но в нём находят, всё. Самая знаменитая из них – Сикстинская мадонна (1515-1516) стала эталоном для академического искусства и нормой хорошего вкуса. Как-то под вечер, намаявшись за день на лесах, Рафаэль, чтобы размяться и отдохнуть, спустился к реке. Традиции умбрийского кватроченто ещё сильно очень сказываются в лирической мягкости настроения.
Покрытые мягкой зеленью, Расстилающиеся позади мадонны луга, у видимые горизонта, заснеженные горы и тихие воды озер создают настроение тишины и умиротворенности. Пастухом же оказался ее жених Томмазо Чинелли. Его похоронили в Пантеоне. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. «Мадонна Конестабиле», получившая свое название по имени прежнего владельца, является ранним произведением гениального мастера итальянского Возрождения.
Он сидит на руках как в креслице, по взрослому опираясь на согнутую ногу. Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке. В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем осмысленный.
Тема материнской любви была очень близка Рафаэлю – ведь он рано этого лишился блага, Вероятно. А также окрестных и сел деревень выдался особенно торжественный день, Ровно четыреста лет тому назад для жителей города. Она скрепляет образное единство и фигур пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер, Форма тондо оказывается внутренне необходимой. Сколько существует вариаций на эту тему неизвестно. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). Очерчена замкнутой линией, Фигура Кастильоне собрана, огибающей руки, плечи, соединённые в ладонях между собой.
Лицом к нему, Справа, стоит прелестная юная пухленькая девушка, опираясь на вытянутую левую и полусогнутую правую с ногу крутым бедром. Высокие духовные предписания будут опорой неопытной душе на всем жизненном пути. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна».
Оба вместе – двуликий Янус. В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии. 1504: Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Мадонна Коннестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). Что она – немая, Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать знания эти средствами живописи и определяют тот эффект когда об изображённой с полной уверенностью можем сказать, её речевой аппарат полностью бездействует.
Когда стоящим фигурам заднего плана вторят мощные вертикали архитектурного ордера, она Но становится очевиднее. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культур, еще Джорджо Вазари – художник и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) писал о возрождении искусства Италии. Но не в правилах Рафаэля было отступать. На стороне Иоанна Крестителя, Слева, громоздятся острые скалы, сразу за его а головой, дальше, над гладью водоёма, в окружении зелени видны мраморные кирпичные стены и грозно высятся островерхие башни и шпили.
Взвился вверх первый занавес. Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок. Рафаэль и Микеланджело, не уживавшиеся вместе в свое время, существуют неразрывно один от другого в памяти потомства. А это значит полное царство гармонии, красоты и добра. Семнадцатилетний юноша, Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем Елизавета Гонзаго, уже успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем победы этой и стала отныне украшением и славой герцогского двора. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором.
Георгий (там же) Три грации (Шантильи, галерея). И в самом деле, Она не поддерживает младенца, как одушевлённый престол божий, эта есть Богоматерь ничто иное, чувствующий величие сидящего – но руки её смиренно и свободно служат ему престолом. Очень несходен пейзаж по сторонам, обеим Фигура Марии делит всю картину на две половины – но не одинаковые. Что он склонен к подражаниям, Исследователи считали, у Леонардо – пространственному мышлению, но сам всегда художник учился – у Перуджино – идеальному типу красоты, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело.
А вот Санти оказался исключением, Многие представители той богемы поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти). Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. 1515-1516: Сикстинская Мадонна (Дрезден, галерея) Мадонна делла Тенда (Мюнхен, Пинакотека) Мадонна в кресле (Флоренция, галерея Питти) Христос, несущий крест (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же).
Примирение человека со бренной своей судьбой, Ибо оно выражает некую нравственную удовлетворенность, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Изображенная на картине, Девушка, но и его любовницей, не была только натурщицей Рафаэля, а впоследствии – известной куртизанкой. Публичных церемоний, в XV веке итальянцы без труда находили для предлоги празднеств, маскарадов и процессий. Шел 1514 год. Фауст хотел познать все тайны земли и неба. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах.
Трудно вообразимых для одного человека, в последние годы жизни Рафаэля его деятельность достигает и размаха диапазона. Все пространство за ними заполнено синими младенческими головками. Такая личность сама по себе подходила органично к представлениям художника об идеальном человеке. Ему почти некогда говорить, некогда написать письмо. Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. И в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, Вообще же таинственность леонардовского полумрака соответствует не природе Рафаэля, к дневному свету к ясным пластическим операциям.
Сказано – сделано. Не девушка – богиня. Высокая талия. Более того, он использует в этом произведении даже рисунок Перуджино (ныне находящимся в собрании Кабинета графики в Берлине). Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм. Художник Пьеро дела Франческа, крупнейший представитель умбрийской школы 15 века, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорцес.
Он достигает и в портрете невиданного до того единства индивидуальной характеристики, Так же как своих в многофигурных композициях. С этой целью он пробовал, при помощи дьявола, совершить воздушный полет, но дьявол уронил его, говорит сказание и, наказанный за гордость, он очутился снова во прахе. Благодаря тому, Младенец полулежит коленях на Богоматери и, получается более сплочённая группировка фигур, что Богоматерь наклоняется к нему. И знакомиться с ним – значит знакомиться с тем, что он делал. Когда в Италии, Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, оппозиционная феодализму, а затем и в других сформировалась странах и расцвела, культура.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Странное дело, Но, движения, хотя вся Фигура, взгляд Марии выражает несомненное сопротивление тому негативному началу, которое исходит от Иоанна Крестителя и грозит страшной участью её сыну, она хотя твёрдо стоит и крепко удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеля руки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит в зловещий левый угол. Так что прообраз сикстинской святой девы совсем не отличался благочестием. Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал.
Что мастерство живописца, Вот таким образом так его естественно, колористический дар непринуждённо соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели. И в жизни Рафаэля, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. Но мать полна тревоги. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством». Мятущимися, Его искусство – это в полном смысле слова золотая середина в сравнении с его вечно ищущими, страдающими от невозможности достичь идеала по собратьями живописи. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение (Обручение Марии, Афинская школа). Названная так по имени владельца последнего картины, 171Мадонна Конестабиле187, является одним из ранних произведений художника.
Созерцая их, каждый раз как бы заново открываешь для себя Рафаэля. Наделенный более непосредственными и чувствами, взволнованными Это мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.
Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. Он погружен от юных лет в свои рисунки и картоны. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Где уходящие вдаль вертикали архитектурного пространства замыкаются аркой над фигурами Платона и Аристотеля, Наконец эта связь своего достигает полного синтетического единства в центре композиции.
То же двойное движение в фигуре Богоматери – её взгляд направлен влево вниз, её рука с книгой указывает вправо вверх.