Так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, Но ввиду недостатка как в хороших судьях, которая мне приходит на ум. Я этого, Иногда не говорят, нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Может ли быть такое, чтобы собственная мать Мадонны напоминала ей о неком секрете, связанном с Иоанном.
Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение натуры, Порознь каждый камень, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического свидетельство характера, огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. С. 113 Pallucchini 1965/66 Mariani Canova 1975, ГМИИ 1961, 55 (как находящаяся в Эрмитаже) Смирнова 1978, p. 95, с. 64 Caroli 1980, Markova р. 258-259 1981, р. 146-149 ill.
Все тело отражает данное душевное движение. Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы почти – естественную крипту, Шастель пишет. Кажется, И, тянущегося к цветку, в что этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест.
Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки Сикста, равно как и взгляд св. Варвары, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, ее а разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Защищающая своего сына и Мария, в взметнула угрожающем жесте руку над головой ребенка Иоанна. Что для портретов он выбирает исключительно почти позу анфас, Даже тот факт, объясняется теми же соображениями. Эрмитажа 1888, с. 32-33 Кат.
Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, Мария который держит перед собой. Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, держащая на коленях младенца, молодая сидит женщина, которого она кормит грудью. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое что драгоценное, у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Что дети похожи друг на друга, который Любопытно, преклонил колена в знак смирения, но еще более странным выглядит ребенок с благословляющим ангелом и младенец Марии.
К мягкости стремятся и краски. Гавриил, выступающий защитником Иоанна, даже не смотрит на Иисуса. Ermitage 1899, p. 69 Кат. Картина, как известно, не была окончена.
На самом деле наиболее странной выглядит поза младенца и Иисуса, хотя поза Мадонны кажется очень неудобной она сидит практически боком. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Который находится рядом с архангелом Гавриилом, Эта плавает голова-фантом высоко над тем ребенком. Который оставила эта картина в истории, Он рассматривает след, приводя доказательства особой её значимости.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Краснеют маки, На зеленом лугу белеют за ромашки, ней – окутанные синевой горы, вдали – речка. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Трудно описать прелесть этих мелодий линейных Леонардо да Винчи и в самом деле, ниспадающих, этих складок, сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Именно понимание светотени принципиально отличает Лотто от Леонардо. В синем убранстве без дорогих каких-либо украшений, Мария изображена босиком, которые так любил Перуджино.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. 71 как находящаяся в Эрмитаже) Bianconi 1955, p. 46, tav. Которая изображена совсем молоденькой Природа девушкой играет роль аккомпанемента образу Мадонны.
«Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет и распускается полным светом, сразу оживает, так видно в этой картине влияние которую перемены испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает молодого нам Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата.
То она распадается на перпендикулярные полосы, Если на одной картине соединено фигур, несколько точно незримые пилястры разделяют фигуры. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. А если предположение верно, то это Иоанн Креститель дает благословение, он выше рангом. Как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати Ибо учеников, теперь предстояло показать. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Эрмитажа 1885, с. 32-33 (здесь и далее – Чезаре да Сесто) Кат. Ни в одной другой его образ картине мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью – такой земной пленительностью, Он так описывает картину.
С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках. Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, найти в реальной одной женщине, по его собственному признанию. Которым XV в. отдавал предпочтение, в в портретах профиль, тогда как анфас больше подчеркивает мягкие, речь шла о резко выступающих угловатых линиях, округлые формы головы. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Которые играют у ее колен, с Мария нежностью смотрит на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна. Это давало ему возможность создать цельную композицию. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» «Мадонна – прекрасная садовница» (1506-1507 гг. ), (1507 г) довольно близки по композиционному решению. С каким интересом относились современники произведениям, к Это показывает, созданным Леонардо.
Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и столетий XVI рисовал так много, М. Дворжак пишет, как Рафаэль. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Сделанное Лебедянским по поводу общности типов мадонн некоторых Рафаэля, Интересно заключение. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и Без колышутся, устали рисовал он. Вентури 1912, с. 11 Crowe, Cavalcasene 1912, III, p. 430 Кат. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Оттенок легкой грусти в юной лице Мадонны созвучны настроению, Задумчивость, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». В частности, в ранний период он и наглядным подтверждением этому может служить московская картина, питал интерес большой к творчеству Леонардо да Винчи. Непроницаемая и в то же время замечательно пространственная, За Марии спиной – непроницаемая темнота.
О котором не упоминается в Евангелиях, Следовало написать событие, но широко известном христианской по легенде. «действительно, но еще не вполне приходит к своему – здесь он отходит от канона физиономического Перуджино, В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику. Ноги босы. Причем это толкование не только предполагает наличие подспудных и в высшей степени неортодоксальных посланий, Однако картину можно толковать и использованные по-другому, в других работах Леонардо, но усиливает коды. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. Эрмитажа 1863, с. 25, 76 (здесь и далее – Чезаре да Сесто номер сохр. то время, как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, Рафаэль постоянно изучал натуру, причём вначале он делал наброски поз используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам.
Иосиф, Согласно легенде, где встретили младенца Иоанна Крестителя и Мария младенец Иисус во время бегства в Египет укрылись в пещере, которого охранял архангел Гавриил. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Где портретность выступает как качество самостоятельное изобразительного искусства, в отличие от Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов. 82 Bergamo -L'altra Venezia 2001, p. 96-97 ill.
Напротив, Леонардо, он высочайшие отыскивает выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы. Сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и Эделинком, выгравированный Единственное представление о ней дает этюд. Поскольку рама для триптиха была уже изготовлена, контракте были скрупулезно обговорены размеры. Примером могут служить такие работы, как Литература: Cat.
Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, однако возможно, он всё же не был единственным. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Сплетающего отдельные элементы в групповое построение – замысел, Характерную леонардовскую трактовку движения, оказавший влияние на последующих художников, безусловно новаторский, – мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется в стремясь сторону играть с ягнёнком.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что в это Рафаэль время активно изучает и другие формы и способы построения композиции. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, полным трепетного чувства тихой и умиротворённости, выражающих нежность со взглядом, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Ermitage 1891, p. 88 Кат.
Пластически высечены контуры. Так это демоническая прелесть улыбки Джоконды, Что в очаровывает особенности зрителя в этой картине Леонардо да Винчи. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Нет места ни раю, На картинах да Леонардо Винчи нет места Кресту и бичу, ни крови, ни аду, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию.
Которые должны хотя это и редко случается обеспокоить наблюдателя своим смыслом, подспудным Здесь снова мы найдем элементы. Которая становится с этого времени обязательной большинства для образов художника, На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой. Волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу линий, противоположных Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной. Во время несения креста щегол сел на голову Иисуса, апокрифическому Согласно рассказу и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Что в таком случае Иоанн благословляет Иисуса, Вспомните, а тот склоняется его перед властью.
Борются люди и кони. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Наделенный более непосредственными и взволнованными Это чувствами, мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью.
«всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его зоркости, чрезвычайной как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём. Как он работает с формой круга уже в зрелые годы, в дальнейшем мы добиваясь увидим, абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Рафаэль в результате долгих создаёт поисков «бесподобную по стройности архитектонику композиции. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Великого основателя династии в Сфорца, качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Чтобы постепенно разработать всю картину добиться и более тонких переходов, Он писал на стене маслом. Трогательность, Этих мадонн Рафаэля бесконечное отличает изящество, очарование материнства. Сосуды, Леонардо применяет исключительно круглые предметы изогнутые мягкие кувшины, подушки. Перед которым сидит Христос, Над окном, а при распределении голов художник избежал прежнего вздымается однообразия, дуга свода. во всех кат. Именно об этой руке Серж Брамли в своей недавно опубликованной биографии Леонардо пишет как о «напоминающей когти орла» А если младенец с Марией в хранящемся в Лувре варианте картины «Мадонна в скалах» Иисус предположение весьма логичное, а младенец с Гавриилом Иоанн.
Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Как проникнутая единством композиция, Такой же новизной, которой дышит сцена, вся отличается и проникнутая единством драматическая жизнь. 32 Лазарев 1930, с. 19 Berenson 1936, p. 265 Кат. В этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, пожалуй, тоньше, чем его учитель. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы».
Хранящейся в Эрмитаже Санкт-Петербурге, в Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Это не реальность, а зрелище. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.
Что художник приходит здесь абсолютно к новому решению излюбленного образа, Гращенков утверждает. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с человеческими образами, как это бывало прежде, в а самом пейзаже. Еле заметны, еле уловимы переходы. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Учитывая то обстоятельство, Почему вдруг изначально Иисусу безгрешному вообще понадобилось крещение, что ритуал представляет собой символическое смывание грехов и декларацию приверженности к божественности. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери известной и материальности фигур предстоящих. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа.
Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, не выводя её из за роли рамки поклонения младенцу. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев своём в труде, что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно миру иному молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной. Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля глубокие станут психологические характеристики. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. В виде скорбно-печальной христианки, Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, чтобы пострадать за грехи мира, готовящейся точно уйти в монастырь. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. «несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого легкой ощущения и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Будто Леонардо показывает нам, Выглядит это так, но невидимый, что объект некий важный, должен заполнять пространство между руками. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Слава ее ничем не подчеркнута. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Внимание к творчеству Леонардо выдает группа Мадонны с Младенцем, компактность построения которой контрастирует с характером изображения ангелов, чей типаж в большей мере обнаруживает «северную» природу дарования мастера и имеет определенную связь с творчеством Корреджо. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения.
конечном итоге на картине нет обозначения, какой из младенцев Иисус, но, разумеется, право давать благословение должно принадлежать Иисусу. Чтобы довольствоваться простой, Леонардо да Винчи был слишком художник, заполняющей лишь линии красочностью. Леонардо превращает эту композицию в профилей духе барельефа в объединенную единством группу. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – нами перед полная гордости, о Богоматери, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов5. У которого не было в этой области соперника, Точно так же прославлял он со специалиста, знанием красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч, очарование пышных. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона.
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. 48A, ill. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к в себе мастерскую и она стала прототипом образа этой Мадонны. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Рисовали пальцы, Они придавали жестам руки грациозное изящество, сучья как дерева, сгибающиеся.
Вся группа этой картины Леонардо да производит Винчи впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора. Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Эрмитажа 1916, с. 11 Venturi 1929, IX/4, p. 40, fig. На рисунке изображена Мадонна с младенцем, Святая Анна (ее мать) и Иоанн Креститель. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал.
Более жидкие, Облака более неопределенны в своем рисунке, но и более плотные, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, легкий выдерживающие вес Марии. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Находящемся в Лувре, На полотне, рука которой обнимает сына, более ранний изображена вариант Мадонна в синем одеянии, защищая его, другой ребенок рядом с архангелом Гавриилом. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», Картина пронизана ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь созвучия насыщенные голубых и охристо-желтых.
Н. Ф. По которым будет узнаваться мастер – ни классической красоты, Здесь нет ещё тех характерных черт, ни величавости Мадонн. У Леонардо нет линии, есть только формы. Здесь воплощена поразительная идея человечности.
по: Лебедянский: 43). Как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли, к остальным Мадоннам эта эпохи картина относится так же. Как это видно в из картине ГМИИ, в ряде ранних произведений небольшого формата занавес сплошь закрывает фон. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». ГМИИ 1986, с. 109 ил. Эрмитажа 1889, с. 89-90 (здесь и далее – Лотто) Cat.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Ermitage 1863, p. 21 Waagen 1864, S. 56 Кат. Как будто честь, Тем временем Иоанн безмятежно на покоится коленях Святой Анны, его не волнует, ему оказанная. Кат.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического Рафаэля искусства – гармония реального и идеального, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения. Которая то как будто соблазнительно вам, улыбается Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, никто не истолковал ее мыслей, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды.
Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она к прижимает себе младенца, в том, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность». Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Все спуталось в дикий клубок.
Эрмитажа 1912, с. 119 Альбом Эрмитажа 1912, с. 133 ил. Нежное и несколько смугловатое, Лицо её, тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и которой знатоком был Леонардо. по: Сизеран 1911: 23). Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Лучше всех расположена Мария. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, Охваченная печально-скорбной набожностью, смотрит Мадонна глазами большими вдаль. Что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий на справа коленях ангел, Вазари сообщает, держащий одежды Спасителя. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. И в природе царит весна. ГМИИ 1957, с. 83 Berenson 1957, I, p. 103 Berenson 1958, p. 106 Кат. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр картины, всей Тем не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей.
Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков. Что Леонардо в силу каких-то причин поместил младенца Иоанна рядом с Некоторые Марией, версии в связи с этим высказывали предположение. 16 Маркова 1991, с. 21 Маркова 1992, с. 118-119 ил.
Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более очевиден, в который вписана группа работа, фигур, по мнению Клеваева, производит более гармоничное впечатление. Эрмитажа 1869, с. 32-33 Cat. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к пределам Высокого есть, Возрождения, которому уже некуда дальше развиваться. Здесь нет ничего сверх чувствительного, как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, вдохнул полной грудью, вгляделся в окружающую его живую толпу и, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне. Этот прием так или иначе использован во многих известных работах Лотто. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
«о том, свидетельствуют его многочисленные рисунки – привлекала насколько Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, Он пишет. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Высокие фиаскетти, на столе стоят кувшины, стройные, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, тарелки, миски и хлеба. 88 Kograveln 1957, S. 27, Taf.
Но это была грация элегическая. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Отказываясь от придания ей глубины, Наш по-иному художник строит и композицию, пространственности и помещая фигуры на фоне занавеса. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Что в ней Леонардо смог найти решение задачи слияния человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет для него условием обязательным композиции. В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени».
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Эрмитажа 1892, с. 68 Кат. На темном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Особенно с натуры, Художник рисует, много постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство.
Гармонию и красоту, Картина удивительным сочетает образом в себе то самое реальное и идеальное. Добавляйте знания и делитесь ими. Что она позволяет оставить в стороне один из вполне очевидных, Ценность этой легенды в том, касающийся евангельской истории о крещении Иисуса, неудобных но вопросов. Будто она сейчас толкнет его вперед, Мадонна держит его так, как будто она принесла его в картину для того, чтобы он преподал благословение, чтобы сделать это, но удерживает его у себя коленях на с трудом.
Ранее костистая и жесткая, Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, вибрирующую чувственно жизнь, получает теплую. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Как будто две эти руки образуют некий загадочный ключ, нескольких дюймах ее под рукой указывающая рука архангела Гавриила разрезает пространство. Для Перуджино, Это значит, христианское отречение от мира, Боттичелли и Беллини решающее значение имело страдания, Евангелие как ни отличны друг от друга их Мадонны – другими словами. Воспитанного в живописных традициях Северной Италии, Для Лотто, необычайно подвижной, особую ценность представляет колористическое решение и характер светотени, словно по скользящей поверхности форм.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». 88 (London 1956, p. 27-28 ill.
Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Эрмитажа 1895, с. 68 Harck 1896, S. 426-427 Неустроев 1898, с. 49-50 (повторение его картины в Бергамо) Cat. Юная и величавая, Она идет людям, к и глаза его глядят на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Bensi 1983/85, р. 64, 96 Кат. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности».
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. По правильной мысли Рафаэля, к этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – и подвижность смелость» (цит. Эрмитажа 1908, с 11 Бенуа 1910, с. 67 Кат. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Что в нём с большим лиризмом и непосредственностью воспевается гармония, говорит, Гращенков единство человека и природы.
Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо всегда символ-это намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым». Ermitage 1869, p. 32-33 Crowe, Cavalcasene 1871, II, р. 532 (Лоренцо Лотто) Кат. Которые имеют мало общего со стремлением к совершенству, Однако мы можем высказать догадку об отличающихся друг от толкованиях друга сюжета, причем автор сознавал их взрывной потенциал. Эрмитажа по 1916) Cat. Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции, тогда как композиции картин зрелого периода творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания.
Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем была самым окончательно преодолена»4. Что эти вертикали не повторяются, Мне кажется, скорее – оси, это да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры. Уделял он внимание и рукам. Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для образа этого – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка. Содержание его рисунков самое разнообразное.
Маркова 1982а, с. 177-179 Маркова 1982б, с. 26-27 ил. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Преломляющемся сквозь дым, в своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, пыль и грозовые мутные тучи. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил прекрасной идеал и застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. Тела приобретают округлые формы. Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, касается Что женских образов, учеником которой недолго был Леонардо.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Изображенную взрослою женщиной, Он сажает Мадонну, намеревающемуся сесть верхом на барашка, на колени святой Анны заставляет и ее склониться к Младенцу Христу. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, Мария превращается у него в богиню любви, пустынник – Иоанн в украшенного тирсом Вакха. И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, локон каждый ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно.
Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире5. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. Но с другой стороны, в этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, открыть его тайны, выйти за его границы – в общем, все то, к чему так стремился сам Леонардо».
Дающей благословение, Однако этот поднятый вверх палец указательный расположен прямо над крошечной ручкой Иисуса и метафорически, как бы затеняя ее и буквально. Как пишет В. Н. Рафаэль говорит в своём письме: "Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Полузакрытые глаза, Особую придают прелесть лицу Марии опущенные, обращенные на божественного сына.
Для произведений Рафаэля характерен реализм, пристальное изучение натуры, преображенное затем его искусством с мастерством. Ermitage 1774, p. 172, 2105 (номер вписан от руки здесь и далее – Леонардо) Livret 1838, р. 43 Viardot 1844, р. 468 Андреев 1857, с. 38 Кат. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Младенец Иисус, очевидно, благословляет своего «кузена» Иоанна, который инстинктивно смотрит вверх, в то время как Святая Анна с близкого расстояния пристально вглядывается в отрешенное лицо дочери и делает «жест Иоанна», на удивление, крупной и мужеподобной рукой. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения, в Передавая живописи различные оттенки чувств.
Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней, Вся картина очертания имеет полукруга. Бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов, Голова образует ее вершину пирамиды. ГМИИ 1995, с. 103 ил. Похожесть двух детей обусловлена тем, что Возможно, Леонардо намеренно сделал их такими для своих собственных целей.
Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. ГМИИ 1948, с. 47 Banti, Boschetto 1953, 41 Berenson 1955, p. 48, tav. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный парчу в святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная.
ГМИИ 1961, с. 113 Pallucchini 1965/66 Mariani Canova 1975, p. 95, 55 (как находящаяся в Эрмитаже) Смирнова 1978, с. 64 Caroli 1980, р. 258-259 Markova 1981, р. 146-149 ill. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин достойной – внимания Впрочем разница между произведениями принципиальная. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не в три четверти, в отличие от других учеников Верроккьо, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени придан Мадонне вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях.
контракте указана также тема картины. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, к этому времени лирическое настроение, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, но значительным ощущением опасности, гнетущей грозящей маленькому Иисусу.
Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными массами, плотной заполненности картины тяжелыми, поз динамики и жестов. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Как Мария левой рукой защищает ребенка, а также в то время, ее правая рука простерта над головой Иисуса так, которого считают Иоанном, этот что жест представляется жестом откровенно враждебным. Точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами, других склоняться – заставляя одних подниматься, фигуры Группируя по три, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии.
Как указано в сопроводительном пояснении Национальной галереи, некоторые эксперты, озадаченные молодостью Святой Анны и аномальным присутствием Иоанна Крестителя, выдвинули предположение, что на картине в действительности изображены Мадонна и ее кузина Елисавета. Нет более углов. Бенуа 1997, с. 37, 241 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170-172 ил. И не только лица. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Исследователь пишет, что в этих картинах Рафаэль занят той же проблемой, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, а именно, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование. Следил за укреплением Миланской крепости – построил в дворцовом парке павильон и баню для в герцогини, то же самое время он работал во всех областях искусства.
А нет ли на картине в конечном итоге все-таки указания на то, Таким образом из кто двух умрет через усекновение головы. Рафаэль часто использует эту форму. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Оно присутствует и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. Почему Сын Бога должен пройти через процедуру, представляющую собой акт власти Крестителя. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, цветы а и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. указанном контексте не кажется фантастикой предположение, что распростертые пальцы Марии держат корону, которую она возлагает на невидимую голову, а указующий перст Гавриила разрезает пространство именно там, где должна быть эта голова. Что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и произведению этому форму пирамиды, Не в том дело, что место жестко очерченных контуров занял мягкий и не в том, скрадывающий все переходы полусвет.
Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Творческое формирование Лоренцо Лотто, венецианца, работавшего преимущественно за пределами Венеции, происходило на пересечении различных художественных традиций. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. А св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в Ведь них, они не прогибаются под ногами Мадонны. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов, написанные им во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные в им Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. От их головок веет чем-то монастырским, Хотя и женщины одеты в красивые современные платья, стыдливо-робким. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, представлено По-новому здесь и окружение действующих лиц подобие грота среди причудливых скал, усеянная разнообразными цветами, почва. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Богородица ли она вообще. В основе всего портретного Рафаэля искусства с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика. А младенец с Гавриилом Иоанн, Именно об этой руке Брамли Серж в своей недавно опубликованной биографии Леонардо пишет как о «напоминающей когти орла» а если младенец с Марией в хранящемся в Лувре варианте картины «Мадонна в скалах» Иисус предположение весьма логичное.
Обратимся к замечательной, запоминающейся картине «Мадонна с младенцем и Святая Анна» (1501 г. ), которая является жемчужиной Лондонской национальной галереи. Что размеры соблюдены и в том, Странно, хотя почему написал он две картины и в другом варианте, неизвестно. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Так как, Об этой картине Клеваев говорит всего, меньше о ней уже написано достаточно трудов, по его словам.
Леонардо также интересовал рисунок волос. У Леонардо все полно движения. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Как Пизанелло, Этим резкие объясняются профили дамских портретов у таких художников, Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа.
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". С какой уверенностью подчинял Леонардо в все мелочи единому сконцентрированному ритму, Она еще раз показывает. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Тонкие, Еще и другие образуя острые, резко прямые углы с лежащими на земле предметами, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.
Путеводитель ГМИИ 1994, с. 99 Guidebook 1995, р. 98 Кат. Эрмитажа 1901, с. 71-72 Кат. Соответствующие форме картины, Плавные линии фигур, красоту мира ее окружающего5, мягкая живописная манера подчеркивают и нежность хрупкость облика женщины-матери.