Работал в Австрии (около 150004), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и8230 Большая советская энциклопедия Лукас Кранах Старший Л. Кранах. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, 8230 Художественная энциклопедия Кранах (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония, 16. 10. 1553, Веймар), немецкий живописец и график. 1) Лукас Кранах Старший, знаменитий живописець гравер, рд. Lucas Cranach der Jngere, 4 октября 1515, Виттенберг 25 января 1586, Веймар) немецкий живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего.
2 Лукас Кранах Старший знаменитый немецкий художник эпохи Возрождении.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (15051550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В верхнейФранконии, в Кронахе, каким же образом шло его дальнейшее развитие в неизвестно, октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование онполучил у своего отца. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Однако это приносит и неожиданные результаты. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Среди принадлежащих его кисти портретов 150 изображения нескольких друзей, в т. ч.
Которая наиболее известнанам как по его собственным произведениям, Позднейшая манера мастера, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка ирутинностью его композиции мужские типы иногда полны благородства, так и по работам его учеников иподражателей, но пороюприближаются к карикатуре женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятиегреческой или итальянской красоты. Изображения Мадонны, После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве алтарные появляются образы. В 1508160году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Напротяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретногожанра. и вскоре переросло в теснуюдружбу.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с строгостью лютеранской и дидактичностью. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Рукой удерживая маленького божка любви, Обнаженная Венера перед позирует зрителем, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. (нем. Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Писал его портреты, Был близким другом Мартина Лютера идеи выражавшие Реформации, создавалпроизведения.
В которой было больше десяти помощников, возглавлял Он художественную мастерскую, совмещая эти занятия с книжной торговлей издавал книги. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Амур спчелами и Геркулес с Измифологических прялкой, произведений Кранаха Венера с Амуром или тольковышедшие из его мастерской, писанные им самим, повторяются во многих экземплярах. Неоднократно избирался бургомистром города, Постепенно художник самым стал богатым бюргером Виттенберга.
Этому способствуют общие устремления160 религиозные оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером, Возможно. Да еще в натуральную Для величину, Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело. В них видна зависимость художникаот франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем впоследующих его работах исполнение более свободно и окончательно, колоритболее тепел и золотист. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. (Лпц., 1883). Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Лишь после нидерландскогопутешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Моделями Кранаха былисаксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). Острым подбородком и сладкой улыбкой, Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями так возникло искусство зрелого Кранаха, так возникли стройные, в котором с годами все начинает больше появляться трафаретное однообразие и жеманность. В 1550г.
Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось начале в 1520-х гг. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха160 одним из ее основателей.
Екатерины». Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Созданных художником, Особое место в ряду образов, считающиеся единственными ихизображениями, занимают Лютера портретыМартина и его сподвижника Меланхтона. Житийные (Лукреция) и мифологические персонажи, (Венера) Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»160 сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Прозрачная ткань подчеркивает то, Каштановые волосы богини ручейками стекают ее по плечам, что ей надлежит таить. Что, Этим объясняется и то, художник без устали повторял их найдя определенные типы и схемы, шлифуя виртуозную, но стереотипную манеру. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.
В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров домах в вельмож или патрициев. Прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, Кранах стоял во саксонскогопосольства, главе принцессу Сибиллу Клевскую, чтобы посватать егодочь, за принца Иоганна Фридриха. Работал в гравюре, одним из первых вЕвропе начал создавать цветные оттиски. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
Как «Венера», Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, «Суд Париса», «Лукреция», «Неравная пара», соответствующие высокопоставленных вкусам заказчиков. Его портреты пользовались большой популярностью. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В 1509160году он пишет «Венеру и Амура»160 первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Мартина Лютера.
Послесмерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портретыкурфюрстов и Лютера и св. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Мартина Лютера. Манерныеи жеманные изображения, в позднем творчестве Кранаханарастают черты, выполненные заказам по знати и в большом количестверазмножавшиеся мастерской художника – предвосхитившие европейский маньеризм 153050-х гг. А также некоторые образа в другихцерквах картины и в разных немецких музеях), Марии в Торгау.
В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была и чистота основательность работы. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Таковы, напр., портретыкурфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода.
Семейства на пути в Египет у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ в церкви св. Чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской, в Кранах 1526160году во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создаеткартины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. в бургомистры. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509160года.
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Через два года, отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридрихуи, переехал в Веймар, вместе с последним, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему его периоду деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. Отдых св. Умер Кранах 16 октября 1553. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» быстро разошелся по Германии. Состоя придворным живописцем курфюрстаФридриха Мудрого, с 1504 в г. жил Виттенберге, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянскоедостоинство. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые Создавалалтарные сцены, композиции, сцены охоты. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды.
Изображая своего друга, Кранах, глаза живые выдают ум и решительность, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы. В эти же под годы руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Трижды в разное время исполняет должность его казначея, Со временем Кранах становится членом городского совета, а в 1537 году избирается бургомистром правящим Виттенберга. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни, в 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха стать Мудрого придворным художником. В мае 1521, Несколько раньше, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников с иллюстрациями и Кранаха художников его мастерской.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Да еще в величину, натуральную Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера 150 Лукас Кранах Младший. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Немецкийхудожник и график эпохи Возрождения. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой160 крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. К этому же времени и относятся первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. КРАНАХ в свое время имел большое влияние наживописные школы средней и северной Германии. Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты).
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. Большую часть жизни работал в Виттенбергепри дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого его и преемников. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Ср. Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством160 почти все время его занято выполнением дипломатических поручений.
Для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, Дунайская школа живописи160 направление в живописи и графике Германии Южной и Австрии первой половины XVI века, эмоциональность, свобода фантазии интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Панорама с холмами и лесами, омываемыми рекой в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок – лужайками, Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за свою всю жизнь. Монах Лютер, вынужден был какое-то время прятаться крепости в Вартбург – скрывавшийся от преследований, История картины такова. Богоматерь (в церквисв – сверхвышеисчисленных, Из религиозных Кранаха, картин наиболее достойны внимания.
В 1509 г., По поручению курфюрста, впоследствии императора Карла V. Принималгорячее участие реформационном в движении, ездил в Нидерланды и написалтам портрет молодого принца Карла, бичуя в своих картинах и гравюрахзлоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера иМеланхтона. Эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, Он сознательно отказался от цвета, богини фигуры и ее сына кажутся отлитыми из бронзы выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Лучше всего удавались ему изображения снебольшим числом фигур. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Множатся картины на античные сюжеты.
Так как исполнены в духе протестантства, композиции Некоторые Кранаха имеюткультурно-историческое значение. В 1505160году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45160лет) в качестве придворного художника. Linden, Lucas Cr. В котором явственно просматриваются все основные черты того явления, Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, а самого одним Кранаха160 из ее основателей, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой».
По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Вместе с тем это один из лучших видов природы в европейском искусстве.
С миндалевидными глазами, Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины160 высокая блондинка, вытянутыми очертаниями острым тела, подбородком. Он помещает на фоне картины Знакомство с привело Лютером к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха, Будто желая оправдать себя. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая цветной фон. Но этинедостатки искупаются понятностью его сочинения и понимания привлекательностьюнаивно-поэтического природы. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. 459 и 460), Дрездене, Эрмитаже, несколько изображений Адама и Евы под древомпознания добра и зла (в Берлине, Флоренции и др.
Связанные в первую очередь с изображением природы, Его художественные искания этих лет, сближают его с дунайской мастерами школы. местах) историиЮдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (вМюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Светлая зелень лугов, Темные купы деревьев, по которому рассыпаны, благородный серый цвет и реки голубизна неба создают фон, как в 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником, поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни. d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B. Образы Кранаха и раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, становятся светскими и поверхностными.
И несмелый прием прилизанного наложения красок, Не вполне удовлетворительны его в картинах ивоздушная перспектива. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Умер Кранах 16 октября 1553. А также жанровых картин160 в основном на мифологические и библейские сюжеты, 1510–30-е в он сосредоточился на написании портретов. Известен как замечательный мастер портретногожанра.
Он писал такжежанровые картины и охотничьи сцены. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и переросло вскоре в тесную дружбу. Иоганн Постоянный и Иоганн-ФридрихВеликодушный, Преемники Фридриха Мудрого, относились к художнику с также большой благосклонностью. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример160 дипломатическая карьера Рубенса).
Кронах, Lucas Cranach der Altere, 1472 Веймар, Верхняя Франкония, 1553) немецкий художник и эпохи график Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.