Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Гораздо более значительной и художественно совершенной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, «Прощание Гектора с Андромахой». Часы Прощание Гектора с Андромахой названы в честь знаменитой исторической картины А. Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773 год, холст, масло 115. 8х211. 5.
Талантливый крепостной художник, Сначала учителем Лосенко был Иван Аргунов, организованной всего лишь годом раньше, а в 1759 году он становится Академии учеником художеств. Как на пример точно найденной детали, можно указать на правую руку Рогнеды, бессильно свисающую вниз (и кстати хорошо написанную в сильном сокращении). Они с тонким расчетом оттенены тихим отчаянием княжны прислужниц п холодным любопытством воинов. Можноеще мириться с чисто славянскими выражениями, (вроде наглезы, воспящять, скимны, скрании, сулица, меск, плесницы, пруги), – и смотреть на них, какна иностранные слова, нуждающиеся в переводе.
На очереди стояло развитие прежде всего исторической живописи. Это было признанием того, что его картина произвела большое впечатление. Лосенко много сделал в отношении преодоления поверхностной декоративности, внешних эффектов. Выразительна фигура девушки, в молчаливом отчаянии смотрящей перед собой невидящим взором. аттитюды (положения) фигур избранные. «первая должность упражняющихся в сих хитростях есть истории изображение своего отечества и лиц великих в оном людей – Четко сформулированы им задачи исторической живописи.
В этих тяжелых обстоятельствах он мог убедиться, что его судьба беспокоит лучших представителей художественного мира. С усилием тянущего сеть, Успешными натурными штудиями являются фигуры полуобнаженного мужчины или молодой женщины в одежде горожанки XVIII века с определенным вкусом к натуре написаны большие на рыбы первом плане. Стоячий портрет милорда аглицкого. Современники придавали им принципиальное значение. Портрет Шувалова показывает в Лосенко еще недавнего ученика Аргунова.
На таком пути можно было впасть в надуманность, но Лосенко удачно избежал Эту опасность. Но сие исчезало, с первого взгляда казался суров несколько и угрюм, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками, когда находился он с хорошими своими приятелями. Образ абсолютно конкретен. Перед нами выступают бородатые академические натурщики с русскими типично лицами – в сущности, Лосенко не дал воинам, облаченные в античные доспехи, никакой характеристики.
одну картину моей композиции, этюд с натуры колерами, эскиз. » Это были «Венера и Адонис» («Смерть Адониса» находилась в музее Академии художеств), «Апостол Андрей Первозванный» (Русский музей) и эскиз «Изгнание из храма» (в 20-х годах XIX века был в «Русском музеуме» П. П. О Владимире и Рогнеде говорилось во всех «Историях», написанных в XVIII – начале XIX века, – от «Древней Российской историй» М. В. Руководимые более инстинктом, нежели эстетическим вкусом, Вооруженные знанием, отдавая предпочтение тем или другим. Но пришел Пушкин, Шишкова сторонники и Карамзина ощупью пробиралисьсреди лабиринта славянских и русских слов, на русскую литературную речь впервые упал лучвдохновения, – и долгий спор сам собою прекратился, все стало очевидным инесомненным.
Что его крупное дарование могло и должно было далее, совершенствоваться Первые произведения показали также. Пребывание Лосенко в Москве было недолгим, но оставило, однако интересный и многозначительный след в его творчестве в виде известного портрета Федора Волкова, «первого русского актера» (1763, Русский музей, повторение в Третьяковской галерее). Просвещения, Их творческая практика не ставила перед ними проблем идейности, то-есть тех актуальных проблем, национального своеобразия, которые встали всем перед русским искусством в пору деятельности Ломоносова в науках и литературе, Сумарокова – в поэзии и драматургии, Федора Волкова – в области театра.
Которые, Таковыстилистические и метрические недостатки стиха Гнедича, моему по мнению, делали желательным новый перевод Илиады. Но и критически освоены в интересах национальной самобытной культуры, Но достижения западноевропейского искусства были Лосенко не только хорошо знакомы. Сверх того Лосенко был вскоре избран на должность директора Академии. Лосенко был прекрасным педагогом. Не имеющих непосредственного отношения к раскрытию содержания, в картине нет деталей, помещенных ради только декоративного эффекта.
Славянские слова и обороты налагают на язык печать благороднойстарины. Одного из крупнейших и многообещающих художников XVIII столетия, Ранняя оборвала смерть деятельность основоположника национальной школы русской академической живописи. Недаром художник мечтал о поездке в Венецию, чтобы изучать колера армонию.
Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Его картина увлекла современников прежде всего своей содержательностью. В апреле 1769 года Лосенко отправился на родину. Прогрессивного классицизма сказываются в стремлении к правде, Принципы нового, они обнаруживаются и использовании в мотивов античной архитектуры, к ясности мысли, даже в изображении античной вазы.
Фигуры материальны – мастерски нарисованы и вылеплены, конкретности в образов чувствуется внимательное изучение натуры. Внимание зрителей ничем не отвлечено от основного повествования, заимствованного из античного эпоса (Фетида просит Зевса наказать греков за обиды, причиненные ими ее сыну, греческому герою Ахиллесу). В его лице Академия художеств выдвигала художника, великолепно подготовленного для педагогической деятельности. Но Лосенко не подчинился свойственной классицизму рассудочности. В отличие от западноевропейских академий с их приверженностью к темам античной истории или мифологии русская Академия заявляла этой картиной о своем стремлении разрабатывать темы родной истории национальное прошлое утверждалось как равноправная тема наряду традиционной с античностью.
Было объявлено, что учащимся, чтобы не испортить вкуса, «не позволяется видеть мужиков». Они так же, а смело избирали и сочетали те элементы, не подчинялись каким-либо каноническим схемам определенного стиля, которые были нужны им по самой сути содержания произведений их – как и он, в этом отношении последняя картина Лосенко указывала путь его продолжателям. «пожалел, а слова обнял совсем нет. Примеры же излишней торжественности можно найти у на Гнедича любой станице – глядя на нее, «Супруг умилилсядушевно, обнял ее и, рукою ласкающий, так говорил ей» – у Гомера вместо«умилился душевно» сказано. После «Авраама» новая картина кажется подчеркнуто простой. Шувалова «отправили» «вояжировать в иностранные государства».
Много внимания Лосенко уделял и живописным этюдам обнаженного тела (ряд «натурщиков» в Русском музее и Третьяковской галерее). Человека, Лосенко правдиво передал волевое и смелое лицо отдававшегося Сумарокова, кипучей деятельности в эти годы, полного сил. Сумароков указывал на их морально-воспитательное значение: они «. Задача заключалась одновременно и в создании системы серьезного художественного образования и развитии в национального искусства. Такое предрассуждение не только не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души».
Он добросовестно занимался изучением художественных ценностей Парижа записывал свои суждения о них. Картина Лосенко имела вот таким образом значение своеобразной декларации о самобытном пути развития и и Академии исторического жанра в русском искусстве. (Нельзя не заметить, что в сложно переработанном виде она возникает позднее в Думах К. Рылеева, в опере «Рогнеда» А. Серова и в других произведениях XIX века. ) Общественные идеалы представителей русского просветительства XVIII века были мало реальны в условиях крепостнической монархии. Чтобы сделать добродетель ощутительной истинная и благородная цель искусства состоит в том, заслуживающих благодарность отечества, бессмертью предать славу великих людей и воспламенить сердца и разум к исследованию». Лосенко отвергает обычное толкование отношений Владимира и Рогнеды, Изъяснение поясняет картины содержание более того.
Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать, Дерзайте ныне ободренны вашим раченьем показать. как пропорция, так и краски приводят зрителей вне себя. Лосенко сам сознавал неизбежность недостатков в своей картине и ссылался на то, что из-за малой изученности «Российской истории я не мог сделать лучше, в чем и Академии уже известно сколько мне стоило труда». Лосенко прислушивался, по-видимому, к советам не одного только Рету, но и представителей иного художественного лагеря, тяготевших к реалистическому методу.
Иногда эта школа называлась и более громким именем: так, в одном документе говорится, что в ноябре 1715 года Петр I «был в Академии, срисовали человека. » Она была еще далека от совершенства и ее руководители сами указывали (в 1719 году) на необходимость школы, «которая не именем только, но и делом соответствовала бы названию Академии». Портрет бесспорно был очень похож. Гармонически сложенного, Эффектен контраст Авраама и – Исаака поникшего, светлыми тонами тела, с чистыми.
А лишь в той мере, Исторические события воспроизводились ими не связи в с историей народа, в какой они были связаны с историей князей и полководцев. Уже в начале XVIII века была устроена при Санкт-петербургской типографии рисовальная школа для обучения молодых людей «по правилам и по всем отраслям искусства». Праздник деревенский. Где учился у Ж. Ресту, в 1760 году в пенсионера качестве Академии художеств Лосенко был отправлен в Париж, еще близком к рококо, работавшего в стиле. Которые были широко распространены в литературе, в Впервые образах живописи были сформулированы Те идеи, особенно в драматургии XVIII столетия. Они уже с начала 60-х годов придавали ей большое значение в развитии родной страны. Описания сделаны в приподнятомтоне, Плавность и связностьгомеровской не речи везде сохранены у Гнедича, строгаязакругленность линий исчезла, в разговоры иногда введена декламация или слащавость. Что перевод Гнедича, Взаключение я должен сказать, никогда не будет ни забыт, несмотря на некоторые своинедостатки, ни устранен из русской литературы, авечно будет жить в ней, так как исполнен с любовью, как подвиг жизни. Недаром восторгались им Пушкин и Белинский. Не я один вздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенкова.
Несколько свободнее трактован тогда же написанный портрет А. П. в основном русских. Многие. «Начал писать колерами.
Свиньина известен по рисунку Н. Чернецова). «В программе, – обращался Лосенко к Академии, – Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно, чтоб он ее и любил. Несмотря на то, пользовались Им и в начале XIX века, что аналогичные издания были тогда предприняты профессорами Академии Андреем Ивановым и В. Шебуевым. Греческий долгий слог равняется по времени двум коротким ивот таким образом два греческих гекзаметра из которых один написан дактилями, а другой –дактилями и спондеями, ритмически равнозначны. Говорят: я видел вас некогда, но страннозвучала бы фраза: я некогда увижу вас.
Лосенко изобразил в этом рисунке группу молодых людей (можно думать, своих приятелей-художников), с явным волнением слушающих чтение среди античных руин. Вплоть до появления К. Брюллова, в конце XVIII – начале века, XIX сколько он, ни один художник не упоминался в русской литературе столько. Голицын, русский посол во Франции. «Ученое» знание натуры совмещалось у Лосенко с эмоциональным отношением к ней. Давида), в живописи которого зарождались новые классицистические веяния.
Русская историческая живопись этой картиной твердо заявила о своем существовании. На первое место ставилось не успехи и дарование, а «доброе поведение». То и в его взглядах легко заметить противоречия, Если в его картинах сталкиваются тематика отвлеченная и ряд условностей с исканием живой выразительности и внимательным изучением натуры, что художник переживал период исканий, говорящие о том. Как на ухабы, На подобные выражения натыкаешься, приходится делать над собою некоторое усилие и, читая Гнедича, постоянноевнутреннее побеждать сопротивление, не глядеть на известные точки, чтобы быть в состояниинаслаждаться тем прекрасным и возвышенным, что действительно заключается в егопереводе. Я сделал картину у себя дома, которую по окончании.
У своих учеников он в первую очередь развивал мастерство рисунка, разработав для них особое руководство (первое, созданное русским художником) Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй. Сравнение их с произведениями парижского периода весьма поучительно. К середине XVIII века вопрос об Академии художеств уже имел историю, свою Таким образом и в 50-х годах можно было опереться в его решении на некоторый опыт даже в пределах самой России. К скупости колорита, Теперь Лосенко стремился к лаконичности изображения, сосредоточенности строгости и изображения человеческого тела.
Лосенко в работе над картиной разделял мнение Сумарокова: «пропади такое великолепие, в котором нет ясности». Существовавшее художественное образование имело утилитарный, отвечающим понятию Академии, его нельзя назвать было действительно высшим – узкопрактический характер, Были видны и недостатки. Лосенко искал в ней не эмоционально-приподнятого, в картине выступают новые, а спокойного ясного и – стилистические устремления художника. Абсолютно точно отведенную ей художником, Каждая фигура картине в Лосенко выполняет свою роль. По которому должны двинуться были мастера русского исторического жанра, Он первым пробивал новый путь. Которые подают несравненно большую в нем надежду и талантов, есть ли дозволено будет ему упражняться. » Через несколько дней по приезде в Петербург Лосенко был отправлен в Москву. Почему, например, в стихе: – дляодного только героя Тезея понадобился хорей, а не дактиль.
Преподавание, разумеется, отнимало много времени. Ломоносов в речи по случаю избрания его членом Академии художеств: «. Он быстро и прочно завоевал любовь и уважение воспитанников Академии. А ложатся на фигурах просто, Складки одежды не сложных образуют сочетаний, выражая формы тела. Лосенко являлся носителем больших надежд, которые возлагала на него патриотически настроенная передовая часть русской дворянской интеллигенции. Ломоносова до «Истории Государства Российского» Н. М.
После достигнутых успехов Лосенко все же не считал своих занятий законченными. Его погубят несомненно. Персонажи отличались порывистыми, аффектированными жестами и были помещены на фоне тяжелых драпировок и сложной архитектуры. Заслугой Лосенко является то, что, не имея возможности в картине «больше брать, как только один момент», он в одном этом моменте показать все существо происходящего. В 60-х годах портретная живопись в России уже достигла замечательных успехов, но одной ее стало в это время недостаточно. Что при первом взгляде на стих этого решить нельзя, Часто жебывает и нужнопредварительно его измерить разбить и на стопы.
Усложнившаяся общественная жизнь страны требовала скорейшего появления иных и произведений изобразительного искусства. Занятия эти велись самостоятельно. колера жаркие и вариации много в телах. «хорошее разделение фигур по плану перспективы, колера весьма – натуральны композиция верная против сюжету. » Он делал заметки профессионального характера. Таким образом, мысль об открытии особой Академии художеств была рождена не желанием подражать примеру других стран (в первой половине XVIII столетия было открыто более десяти академий: в Вене, Копенгагене, Стокгольме, Венеции, Мадриде, Генуе и других городах), но причинами, лежавшими глубоко в самой русской действительности. Прошедшие курс такого преподавания, но Художники, не могли стоять на уровне быстро развивавшейся русской культуры того времени, становились лишь опытными мастерами, русской науки, литературы, театра.
« – Такой же призыв к в просветительству искусстве заключался в словах Устава и самой Академии. Которыми Лосенко восхищался еще Париже, в Насыщенные краски эскиза приближаются к тем жарким колерам Рубенса. Он вез с собой, кроме своих рисунков, собранную им библиотеку и коллекцию гравюр.
Лосенко как бы увлечен возможностью написать «телесно», почти иллюзорно, морщинистое лицо Авраама, его жилистые руки, сильные пальцы. Сверх того, Они же, много способствуют и силе живописности речи, своей непривычностью задерживают внимание и, вследствие этого. Рембрандта, Тициана Пуссена – Рубенса, Деревенский старик читает. » Он всегда похвалой с останавливался перед работами великих художников. Лосенко долгое время не отчитывался даже перед Академией, так как занимался не «сочинением», но «упражнением» и не имел картин: «.
Равным образом, в стихе «речи из устего вещих сладчайшия меда лилися» эпитет «вещих», которого кстати нет у Гомера, произвольно применен к Нестору, не бывшему ни жрецом, ни провидцем, а искуснымсобеседником и оратором в народных собраниях. «Картинность» целого, звучные цветовые пятна измельченная трактовка форм были оставлены в прошлом. Обе фигуры сопоставлены четко и ясно их жесты лишены малейшего преувеличения. Он останавливал внимание на произведениях высокого искусства, на чертах «большого штиля» в них: «композиция величественная и великий маниер. Слова Лосенко заслуживают полного уважения.
Для учеников Лосенко разработал особое руководство (первое, созданное русским художником) – «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием. Результатом этой углубленной творческой работы Лосенко явились в 1768 году «Авель» (Картинная галлерея, Харьков) и «Каин» (Русский музей), которые он сам скромно называл только этюдами и «академическими фигурами в величину ординарного человека». «Владимир и Рогнеда» – одно из выдающихся произведений русской живописи XVIII века.
Гораздо более портят язык Гнедичаслова и обороты полуславянские (власатые перси туков воня спнул фалангиобетуя стотельчия жертвы пышное швение огонный треножник вымышлятельхитростей умный рыдательный плач троянцы ужасно завопили сзади), произвольносоставленные новообразования (празднобродные псы человек псообразный мескистадятся вседушно вместо всею душою хитрошвейный ремень дерзосердыйдушеснедная смерть беспояснодоспешные воины неистомное солнце кистистыйэгид), а в особенности обороты двусмысленные, выражающие теперь не то, чтохотел сказать автор (напыщенные вместо надменные влияя вместо вливая изойтивместо настигнуть нижнее чрево вместо нижняя часть чрева превыспренний холмпронзительная медь твердь вместо твердыня разрывчатый лук пресмыкавшиеся гривыразливать бразды по праху). Воздействие просветительских идей XVIII века способствовало оформлению стремлений к воспитанию общества, к насаждению в нем норм «разумного» бытия. Точные частные наблюдения осмыслены художником – объединены им в стройное и выразительное Они целое, не могут быть названы просто упражнением в анатомии. Это был образованный человек, живо интересовавшийся искусством. никто из живописцев долгое время не сделал таких усилий проникнуть в самое существо дела». « – приветствуя в году 1764 Академию художеств, Сумароков, призывал художников служить своей родине и указывал на их первую обязанность.
По сохранившимся рисункам (наброскам композиции) можно проследить, как менялся замысел картины. Внимание Шувалова проявилось и в том, что в 1760 году он доверил молодому художнику написать свой портрет (находится в Русском музее). В Академии появляется ряд произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, Начиная этой с картины. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Академия художеств дала ему тему: «Владимир и Рогнеда», но предоставила ему право самому уточнить сюжет. а с марта по декабрь – все последние девять месяцев я должен буду упражняться в колерах» (сентябрь 1767 года).
Ныне начал рисовать с картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах. Как атрибуты трагического театра вообще и непосредственно Мельпомены, Они воспринимались современниками, трагедии музы (даже много позднее А. С. Он стремился стать всесторонне образованным Художником с широким профессиональным общим и кругозором. Она была заказана Шуваловым для графа К. Г. Разумовского и написана втайне от зимою Академии 1768/69 года.
Поистине, он настойчиво готовился к тому, чтобы «быть в состоянии показать заслуги моему отечеству». Обнаженные части фигур переданы без подчеркивания их «натуральности», без напряжения в сплетении мускулов. Когда Владимир извещает Рогнеду о Полоцка, взятии Картина Лосенко изображала тот момент, что она должна стать его женой, убиении им ее отца и братьев и о том. Так, в знаменитом стихе:«будет некогда день и погибнет священная Трая» слово «некогда» произвольноприменено к событию будущего времени.
Волкова). Но перевод Гнедича, главным образом, устарел в смысле понимания самого духа Илиады. Которую некоторые после достойно заслужили, Он во многом образовал их и руководствовал достижению к той отличности. Сцена распадалась на две группы, мало связанные между собой. Чтобы приобретать необходимые науки для гравюры и книги, Он хотел иметь их и самоотверженно ограничивал себя в расходах. Что вслед за грубым вторжением в жизнь последует Рогнеды ее попытка отомстить, Современники ясно представляли, затем ожидание казни.
Перевод Гнедича страдает ещепроизвольным стихосложением, Помимопроизвола в образовании употреблении и слов. Но Академия к моменту своего вторичного «открытия» уже была хорошо знакома передовым деятелям русской культуры. Как следует, Смешанный предварительно гекзаметр, если расчленить его и, звучит сильнои выразительно, подготовиться.
Что в двадцать Такоебыстрое лет, обветшание перевода Гнедича объясняется тем, русский язык пережил благотворный кризис и переродился. В начале этой эпохи еще существовали две литературные партии – защитниковстарого и нового слога, употребленныхим на окончание своего труда. Не. может умалить значение попыток русских просветителей воспитывать общество духе в справедливости и гуманности, Это однако. Это ясно выражено в и самой картине, Впрочем, передающей борьбу противоречивых переживаний и зарождение неизбежных конфликтов. Казалось бы, что перваястопа дактилическая. Указом 4 поября 1764 года Екатерина II приписала себе честь открытия Академии. Положивший основание всей его позднейшей славы в конце XVIII века, переживал Лосенко в 1770 году успех. Последние слова, горячо произнесенные «любителем художеств», свидетельствуют, Что произведения Лосенко воспринимались современниками как крупный успех русского национального искусства. О его живом, одухотворенном отношении к действительности с большой силой говорят некоторые его рисунки, хотя бы «Путешествующие». а на будущий год начну рисовать из славных картин. » (март 1766 года).
Работая над нею, Молодой художник, размещать их в пространстве, учился изображать фигуры в поворотах различных и движениях, улавливать и передавать их характер. И все это крайне затрудняет чтение, Такие неожиданности же могутвстречаться и в середине стиха, особенно впервый раз. Удивляется ее красотам, Гнедич предисловии в к своему переводу говорито простоте и силе Илиады, что ошибаютсяте, но ему кажется, кто поэмы Гомера принимает в понятии этого слова народном или школьном». Илиада кажется ему «превосходнейшей энциклопедией древности». Лосенко заставил верить в то, что Владимир перед Рогнедой «изъясняет ей свои извинения в нанесенном отечеству ее оскорблении», тогда как она «как будто б с презрением его от себя отсылает». Эти произведения Лосенко произвели сильное впечатление. Пушкин, говоря о театре, указывал на «. Притом женедостатки перевода Гнедича скорее внешние, чем внутренние.
Силу заражения в подражании славных дел, Сие многое подаст потомству в просвещение, Истории утеху любопытным и пользу миру». Нужны были свои художники, патриотически преданные делу родного искусства, взамен «иностранных, которые, обогатясь, уезжают» (И. В XVIII веке под историческим родом искусства понимали также изображение мифологических и сюжетов сцен из античного эпоса. Карамзина. Мальчик обладал хорошим голосом и музыкальным слухом.
Но исканиями Лосенко следует объяснить то, Не неуменьем исполненные в академическом духе, что в его первой большой картине совмещены манерно жестикулирующие фигуры и фигуры, внимательно написанные с натуры, свидетельствующие о ее серьезном изучении и своеобразии, самостоятельности художника. Вскоре он приступил к преподавательской работе в Академии художеств. Произведения исторического жанра 70-х годов еще очень далеки от понимания характера народного событий. Но и умел показать богатство тонов живого тела и найти общий живописный топ этюда, Он не только ограничивался анатомически точной передачей форм. А после недолгого возвращения в Россию он два года занимается у Вьена (учителя Ж. Л. В рукописном трактате (присланном в Академию художеств в 1766 году) он отстаивал не идеализацию форм и не «чистоту» стиля (обычные для академического искусства середины XVIII века), но выразительность художественного произведения, характерность его образов. Как любовника, Почему его и представил так, видя свою невесту обесчещену и лишившуюся всего, который, должен был ее ласкать и извиняться перед ней, а так, не как другие заключают.
Утомленный, Преследуемый измученный академических тьмою пустяков, опечаленный, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенков не в состоянии коснуться кисти. С патриотическим воодушевлением обращался к ее учащимся М. В. Образы национального прошлого соотносились с тем, что волновало современников. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству». чрезвычайно чисто выделано. ».
Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора. Но ни натурализм, ни мертвенная рассудочность (погубившая произведения многих представителей классицизма конца XVIII – начала XIX века) не сказались в этих произведениях. Но исторические картины (с их сложным идейным содержанием, многофигурными композициями и пр. ) требовали от художников не только солидной профессиональной подготовки, но и внутренней близости к жизни и запросам русского общества. Ученики «фигурной палаты» или мастера Канцелярии от строений не могли ответить на появление новых запросов. Четкая композиция, Строгая, сильные контрасты света и тени, построения, пространственность живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то недвижные – те элементы оригинального стиля Лосенко, которые были подсказаны желанием полнее и увлекательнее донести до зрителя идейное содержание своей работы.
Недостаточная общественная значительность искусства 30-х – 40-х годов, однообразие жанров и тематики (аллегории, мифологические и религиозные сцены), постоянное одностороннее стремление к декоративности, культ декоративного панно, отсутствие полноценного мастерства стали в середине XVIII века препятствовать дальнейшему успешному развитию русского искусства. Чувство жизни обогащает его картину, свидетельствуя о самостоятельности художника. « – – извещал Лосенко Академию феврале в 1764 года, Вскоре начну писать картину моей композиции», а в ноябре добавлял. «много жару в – композиции в которых его привлекали жизненность, Но наряду с этим он охотно отмечал те произведения, выразительность. И видеть таковых желает, которых ожидает отечество от своих, недр каких зовет от стран чужих.
Долга перед родиной, Идеи патриотизма и гражданственности, самопожертвования ради общественного блага составляют содержание основное передовой русской литературы этого времени, служения государству. Лосенко видел, что ему не хватит сил для работы над новой картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Иностранные мастера стали уступать свое место талантливым молодым русским мастерам, бывшим воспитанникам той же Академии. Да сделайте же для что-нибудь этого бедного Лосенкова. » Как и в предыдущей картине, подчеркнутую приподнятость и жизненную естественность – Лосенко соединял величавое и простое, говорят мне. – возглавляющая художественную России, жизнь Решить эти проблемы в искусстве должна была Академия художеств – авторитетное объединение крупных мастеров искусств, систематически воспитывающая молодых художников. Одного из поздних мастеров академизма, французского в Париже Лосенко начал заниматься у Ж. Рету.
Заехавший в Глухов уставщик придворного певческого хора увез его в 1744 году в Петербург. Но при полном гекзаметре порою оказывалось вводитьлишнее необходимым слово в стих против оригинала. Чем Владимир и Рогнеда, Эта картина Лосенко значительно более органична и цельна, хотя и она осталась незаконченной из-за смерти художника. Его преемник И. И.
В «Двух академических фигурах» и в «Зевсе и Фетиде» Лосенко успешно овладел новыми средствами художественного выражения. Поэта и драматурга, Сумарокова, одного из крупнейших деятелей русской XVIII культуры столетия. Расчленив весь стих на стопы, Однако, что следуетпервое слово читать с ударениями, двумя узнаем. Есть указания, что художнику покровительствовал Д. М. Замечание о «натуральности» (один из критериев в оценках «Журнала примеченных работ») указывает на заботу художника о правдивости не только внешней, но и в самом существе сцены. Картина несколько черна, лишена воздуха и глубины, но отдельные части ее бесспорно удачны.
В картине выразительно передана драматическая библейская об легенда испытании веры Авраама. В XVIII веке эта тема была хорошо известна. Рисунки для него были сделаны самим художником и гравированы С. Паниным и Г. Скородумовым. Лосенко пробыл в Италии более трех лет. Главное же было в том, что Лосенко не повторял в ней шаблонов французского академизма (хотя имел его образцы перед глазами). Наоборот, энциклопедичность Илиады кажется следствием вставок позднейших и прибавлений, Нам же, совершеннейшим образцомкрасоты, асама Илиада представляется поэмой по преимуществу, не какой-либо особенной, древнегреческой, а красоты вообще, единственной, какая возможна на земле.
В начале 1763 года в Москве Федор Волков работал над постановкой аллегории-маскарада «Торжествующая Минерва». В «Изъяснении» живо рисуется гуманность Лосенко, желание найти в своих героях человечность и отзывчивость в трагических обстоятельствах. Французские учителя и «мадамы», не зная русского языка, производили «опыт создания нового поколения» над детьми солдат, ремесленников, дворцовых служителей.
Только Фальконе мог смело обращаться к II Екатерине с указанием на бедственное положение художника. мне весьма чувствительно, что я не могу представить никаких о себе свидетельств как моему пребыванию здесь, так и упражнению в науке ибо я не имею здесь особливого себе учителя, а упражняюсь сам по своей склонности. » Его «склонность» к изучению классического искусства разделяла с ним целая группа молодых живописцев разных стран среди этих художников Лосенко был наиболее заметен: его имя они называли первым. Лосенко вносил в стены всестороннее Академии знание достижений западноевропейской художественной школы. Они весьма разнохарактерны: «Изгнание» несколько вычурно, «Смерть Адониса» написана красиво, но поверхностно, «Андрей» – первоклассная, углубленная штудия обнаженного тела (остававшаяся образцом для копирования вплоть до начала XIX века). П. соколов и И. Акимов, Ни продолжатели Лосенко, ни даже Д. Левицкий Г. Угрюмов или не могли затмить его славы. В полном соответствии с поисками богатой выразительности содержания Лосенко смело разнообразил и художественные свои приемы.
Несмысленные подражатели иностранных, Стыдитесь, что в России не могут родиться великие люди, смотря на сего художника никто не вам поверит. «Сладко любезный родитель и нежная матьулыбнулись», – у Гомера слово сладкий отсутствует. Мощный национальный подъем середины века сопровождался ростом патриотического самосознания и общественной мысли. Он усложнил свою задачу, Лосенко не довольствовался только драматическим развитием сюжета, он постарался насытить свою картину общественно-значительным идейным содержанием – внешним чисто развитием увлекательного повествования. Что князь новгородский Владимир был отвергнут полоцкой княжной Рогнедой, Современники знали, что он с дружиной обрушился на Полоцк и насильно взял Рогнеду в жены.
Портрет задуман шире, чем только изображение исполнителя в какой-либо роли. Полон живого волнения Владимир (для него художнику позировал великий актер трагический XVIII века И. А. Последним произведением Лосенко, созданным в Риме, была картина «Зевс и Фетида» (недавно поступившая в Русский музей). Даже удачные и стихиГнедича плавные не могут быть иногда приняты без поправок, Благодаря произволу в употреблении слов. Тема губительности произвола развивалась во многих трагедиях на сцене русского театра. представляет на стол рыбы, устрицы.
Но портрет имеет иное содержание. В дружной работе прошли пять с половиной лет в мастерской Аргунова. Шувалов). Хорошо изображена свирепость. » Он ценил реалистичность произведений: «натурально изображены воздух и вода. Волков показан как деятель театра и притом театра трагедии, Лосенко передает частный не случай ежедневной работы актера – а самое существо всей его творческой жизни. изображати Истории своего отечества и лица великих в оном людей.
Так, например, стих начинаетсясловами: «сделаешь счастливой супругой» (XIX, 298). Особенно удачен был эскиз картины, выполненный маслом (1773, ГТГ). Среди представленных произведений были работы Лосенко: картина «Товий с ангелом» (Третьяковская галерея), копии с двух портретов и написанный с натуры портрет придворного музыканта В. Степанова (возможно, знакомого Лосенко по его прежним выступлениям в придворном хоре). Он сумел заметить Федора склонность Алексеева к пейзажу и добился перевода Алексеева в пейзажный класс. Достаточно сравнить картину Лосенко с работами тогда же работавших в России иностранцев, чтобы убедиться, как последовательно и успешно он добивался строгого и «простого» стиля. Впрочем, Его друзья оказались, чтобы изменить решительно положение, недостаточно влиятельными. Даваемые им оценки увиденных произведений искусства весьма для существенны понимания его самого.
Политической жизни, Наоборот, - в произведениях жанра исторического трактовались тогда злободневные проблемы общественного бытия. В журнале «Смесь» один неизвестный по имени «любитель художеств» писал о них: «Недавно я видел в Академии художеств три картины одного Россиянина, обещающего нам Рафаэля. Гнедич всего слабее там, где самГомер, по выражению древних, спит. Художник выбрал героический момент прощание Гектора с семьей перед уходом защиту на родного города. Такое толкование заключалось и в самой программе, полученной художником от Академии И полностью заимствованной, кстати из «Древней Российской истории» М. В. Ломоносова (и из его же «Идей для живописных картин из российской истории»). Дмитриевский, товарищ Ф. Г. Этот момент действительно был важнейшим в «прежалостной судьбе» Рогнеды, так как именно с него последовали все позднейшие трагические события.
Кончина его сделала в успехах промежуток, Жаль, несколько продолжавшийся лет – что сие не более трех лет продолжалось. Он писал затем, что отправил в Россию «. И в него стали раз в три набирать года пяти-шестилетних мальчиков, Было учреждено Воспитательное училище при Академии, которые должны были пробыть в училище и в классах Академии пятнадцать лет. Гнедич в предисловии к своему переводу говорито простоте и силе Илиады, удивляется ее красотам, но ему кажется, что ошибаютсяте, кто поэмы Гомера принимает в понятии этого слова народном или школьном». Илиада кажется ему «превосходнейшей энциклопедией древности». Дальнейшая работа была направлена на поиски простоты и ясности картины.
Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Произведения исторического жанра 70-х годов были тесно с связаны интересами русского общества, служили ему – находили живой отклик в нем, Но подлинно прогрессивным было другое. Упражняющегося в рисовании, профессора живописи Лосенко господина для пользы юношества изданное». В подобных случаях я употреблял словабезразличные, обычные в Илиаде эпитеты, нигде не дополняя и не украшая Гомера, что так часто делал Жуковский. Переживания Владимира и Рогнеды составляют основное звено повествования. Учителем их стал Иван Аргунов.
Что возможно ли греческие илатинские заменять спондеи русскими хореями, Много спорили о том, ввиду отсутствия в русском языкедолгих гласных. ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку. носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все делали мне хорошую похвалу». В сравнении с работавшими в России иностранцами он более являлся передовым мастером, Более того, сторонником принципов нового стиля классицизма. Театральной приподнятостью тона и вместе с тем жизненной естественностью, Эскиз отличается глубокой в эмоциональностью соединении с высоким гражданственным пафосом. Что он приступил кпереводу Илиады до появления Все Пушкина, недостатки работы Гнедича объясняются тем. Наоборот – которыми он овладел в 60-х годах его картина при этом замечательна тем, Художник смело и сознательно использовал средства художественного выражения, он из исходил единственно правильного стремления донести до зрителя всю полноту содержания произведения, что в ней нет попытки блистать чисто формальным совершенством.
Необузданность и эгоистичность поступков Владимира не только явно оскорбляют человеческое достоинство, но и влекут за собой неразрывную цепь трагических последствий. Ему приходилось не только писать и рисовать, но и выполнять поручения Академии. Этюд с натуры колерами, одну картину моей композиции, «Апостол Андрей Первозванный» (Русский музей) и эскиз «Изгнание из храма» (в 20-х годах века XIX был в «Русском музеуме» П. П, эскиз. » Это были «Венера и Адонис» («Смерть Адониса» находилась в музее Академии художеств). По-видимому, он работал и над портретами (эскиз портрета Генингера имеется в Третьяковской галерее). Высококвалифицированные художники, скульпторы, архитекторы, граверы нужны были также и для того, чтобы успешно воспитывать талантливую русскую молодежь в стройной системе академического художественного образования, впервые введенного в России. хорошо групповано.
– писал о Лосенко один исследователей из русского искусства, «Более добросовестно относиться к своим обязанностям нельзя, –. Но, Первоначальноя стал переводить смешанным гекзаметром, переделал написанное и стал держаться правильногогекзаметра, убедившись после нескольких песенв произвольности такого размера, причем в первых песнях осталось несколько стихов хореем с вначальной стопе. Первые варианты были сложны и декоративны. К этим занятиям добавилось еще серьезное изучение анатомии человека. Он должен был разбираться в крайне запутанных делах недавно основанной Академии. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
Спустя девять лет, в 1753 году, трое потерявших голоса певчих – А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский – были отданы «в обучение живописи». Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Он указывал, что «натура вся прекрасна» и советовал художникам обучаться на «моделях из разных обществ жизни человеческой». « – шедшей по определенной программе, Этот срок был заполнен работой, постоянной принятой Лосенко для себя. Серьезная работа над собой была его особенностью.
В процессе развития национального самосознания исторической XVIII живописи века принадлежала своя роль. Его увлекали теперь взаимная связь частей человеческого тела их значение друг для друга: в его «фигурах» можно проследить непрерывное чередование сухожилий, связок, мускулов, облегающих костяк, от пальца руки до плеча и грудной клетки. Действительно, Волков изображен с маской, короной и кинжалом, но это отнюдь не атрибуты «князя российского» из трагедии Сумарокова. Это менее всего означало «уход в прошлое», отрыв молодой Академии художеств от запросов и интересов общества.
Но и все ее построение ясно развивало перед современниками идею губительности деспотического произвола, Не сюжет только картины. – это было вполне естественно для его эпохи. Так как необходимая остановкаголоса в этом месте дает возможность соблюсти ритм и в гекзаметре, русском в остальных песнях я употребляю хореи только в одном случае, именно после мужской цезуры в третьей стопе, какв греческом.
Он отмечал произведения и не «высокого» жанра, мало тогда ценившиеся: «. Успех картины побудил Академию художеств в год ее написания определить своим задание воспитанникам на тему неудачной мести Рогнеды. Если быдактили и хореи употреблялись каждый раз в зависимости от значения стиха, с этим можно было бы согласиться, смотря по а тому, неслучайно и произвольно, какие слова легче укладываются в стих. Если обратиться к переводу Гнедича, то увидим, что чередование дактилей ихореев в большинстве случаев у него произвольное. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно». По «Изъяснению» Лосенко учились целые поколения академической молодежи (так же как и по рисункам самого Лосенко, долго служившим образцами в классах Академии). По Изъяснению и по рисункам самого Лосенко учился ряд поколений академической молодежи.
«. Даже в 30-х годах XIX века его имя было критерием высокого мастерства живописца в отзывах В. Жуковского и Н. Полевого. Мы действительно видим в нем Волкова таким, каким его характеризовал Н. И. «Речь идет о Лосенкове, – писал он, – искусном, честном, несчастном человеке.
«Изъяснение» позволяет глубже понять замысел художника, его стремление решить в картине сложную задачу, далекую от какой-либо развлекательности или поверхностности. Работа над портретами Сумарокова и одного из видных актеров третьей четверти XVIII века Я. Шуйского (оба в Русском музее) позволяет считать, что уже в 1760 году Лосенко вошел в круг видных деятелей русской культуры своего времени. На путях Академии стояло немало препятствий. был друг совершенный, великодушный, бескорыстный. » За рисунки на темы античной мифологии он получил несколько медалей от Парижской академии. И если один из них считать гекзаметром, Не то будет подобными с двумярусскими стихами, то другой должен бытьназван как-нибудь иначе.
Он еще не был в состоянии (как и другие художники его времени) широко развернуть психологическое содержание образов: их характеристики раскрываются в жестах и движениях, в использовании которых художник достиг большой выразительности и понятности. Как будто они самим себеказались древними и величавыми, Унего гомеровские герои таким объясняются языком. «сему-то опытному художнику обязаны все тогда обучавшиеся в Академии не токмо живописи – впоследствии крупный мастер Академии, Один из его учеников, но даже скульптуре и гравированию, И. Акимов о писал нем.
На первом же году занятий он принялся писать «Чудесный улов рыбы» (Русский музей) – многофигурную картину со сложной композицией. М. хераскова, Даже сама история Владимира и Рогнеды непосредственно или в несколько измененном виде проходила через произведения А. Сумарокова и Я. Княжнина других драматургов. Связь всех явлений была очевидна для передовых людей того времени. Удивительно сделаны все мускулы и прибраны пристойные тени.
Тем не менее уже в 70-х годах Академия приобрела крупное значение и вокруг объединила себя многочисленных художников. Подражанию великих дел, служат естества, познанию чего человечество к исправлению требует», отвращению от пороков и всему тому. Он целиком отдавался своему делу. В «Изъяснении» обращает на себя внимание желание Лосенко показать пробуждение во Владимире чувства раскаяния и соболезнования, то есть сомнения в допустимости своих поступков. академические фигуры в величину ординарного человека. » (март 1768 года). Произвольносоставленные новообразования (празднобродные псы человек псообразный мескистадятся вседушно вместо всею душою хитрошвейный ремень дерзосердыйдушеснедная смерть беспояснодоспешные воины неистомное солнце кистистыйэгид), Гораздо более портят язык и Гнедичаслова обороты полуславянские (власатые перси туков воня спнул фалангиобетуя стотельчия жертвы пышное швение огонный треножник вымышлятельхитростей умный рыдательный плач троянцы ужасно завопили сзади), выражающие теперь не то, а в особенности обороты двусмысленные, чтохотел сказать автор (напыщенные вместо надменные влияя вместо вливая изойтивместо настигнуть нижнее чрево вместо нижняя часть чрева превыспренний холмпронзительная медь твердь вместо твердыня разрывчатый лук пресмыкавшиеся гривыразливать бразды по праху).
Лосенко внимательно, вдумчиво относился к многочисленным ученикам. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». «во всем находим им приобретенную честь в рассуждении его прилежности, в Академии художеств картине была дана высокая – но правильная оценка.
За рисунки на темы мифологии античной Лосенко получил несколько медалей Парижской академии. Академию 1758 – 1763 годов (хотя и было признано официально, что она «в краткое время довольно оказала успехов») предпочли забыть в новом царствовании. Сопровождающих Владимира, Фигуры двух воинов и телесности физической силе, Лосенко охарактеризовал в их спокойствии, что позволяет яснее воспринять большую сложность и одухотворенность основных образов. Хотя деятельность в Академии художеств отнимала много времени и сил, Лосенко начал работу над новой картиной Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ) на сюжет из Илиады Гомера. В 1765 году он прислал в Академию «Журнал примеченных мною знатных живописи работ и скульптуры в бытность мою в Париже.
Такие смешанные гекзаметры представляютпри чтении постоянные неожиданности, Сверх того, прочитав хорей ибо, еще не знаешь, окончена ли стопа или еще нужно ждать слога одного без ударения. Незаурядная художественная зрелость и серьезность заключены в том, как ясно сумел Лосенко раскрыть переживания героев своей картины, показать их взаимные отношения, точно очертить роль каждой фигуры. Впрочем, картина и без «Изъяснения» достаточно красноречиво говорит о себе. Первой, При наличии таких ожиданий Лосенко предстояло работать над новой картиной, которую ему следовало написать на родине в восьми оправдание лет своего обучения. Шувалов охотно позировал прославленным портретистам своего времени, но то, что его новый портрет был поручен «подмастерью», необычно.
«Супруг умилилсядушевно, обнял ее и, рукою ласкающий, так говорил ей» – у Гомера вместо«умилился душевно» сказано: «пожалел, глядя на нее, а слова обнял совсем нет. Примеры же излишней торжественности можно найти у Гнедича на любой станице. Отсутствие формализма и немало помог юноше, Он показал в этом случае большую чуткость, который стал позднее крупнейшим русским пейзажистом на грани XVIII XIX и веков. Даже в 1857 году в Московском училище живописи и ваяния было составлено руководство, как «увеличивать и уменьшать фигуру человека», основанное на «Изъяснении» Лосенко. Несомненно, Президент Академии, подчеркнуть свое доверие к нему и поощрить в его лице мастеров начинающих родного искусства, хотел выдвинуть русского портретиста. Держась строгих требований ритма, Вот таким образом, что русские стихи, следуетпризнать, написанные одним размером, определенным в данномслучае гекзаметром, должны состоять из одного и того же количества слогов. Защитники смешанного гекзаметра указывают на то, что такое строение придает емуразнообразие и выразительность. Много внимания он уделял крупным вещам, работе над сложными композициями.
Что позднее Рогнеда покушалась отомстить Владимиру, Они знали, что он намеревался ее казнить и что она спасена была малолетним сыном. Вскоре после получения звания академика Лосенко стал также директором Академии художеств, где он развернул огромную педагогическую и административную деятельность. Воцарение Екатерины II принесло Академии большие перемены. Достигая простоты и нежности в трогательных, сценах Но в местах драматических язык Гнедичаприобретает силу. Знаменитый Г. Державин, неведомые В. Караулов и «неизвестный из Твери» написали стихи «к портрету Лосенко». Во Владимире сочетаются чувства любви и необузданный произвол – Так и в картине – в фигуре лице и Владимира переданы некоторая растерянность и сострадание. Вскоре ученики Аргунова были отданы для дальнейшего учения в Академию художеств, начавшую свою работу всего лишь годом раньше, в 1758 году. Мысль об организации в России Академии художеств (вместе с самим наименованием) возникла задолго до того, как она официально была учреждена и открыта.
Новиков: «Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. Саблукова и Головачевского, в 1759 году учитель представил ко произведения двору Лосенко, что «те певчие как рисовать и красками писать, объявив, в копировании с портретных и исторических картин, так и с натуры писать могут. Можно сказать, что Академия сумела ответить на ломоносовский призыв к русским людям:. Лосенко не только работал над картиной.
что мне кажется очень ненатурально». трубу, личину и кинжал»). Именно в это время Лосенко и написал его – «в роли Синава», как считалось долгое время. Нелепая система воспитания, введенная Бецким, неурядицы в управлении, расстройство денежных дел, зависимость от двора сильно затрудняли и рост молодых сил Академии и работу ее опытных мастеров.
Помогающих с наибольшей раскрыть силой содержание, Энергичное выдвижение двух главных фигур принадлежит к числу удачных находок. Но после таковой обучавшиеся потери погружены были в уныние и мало кому доверяли», Хотя и остались художники. В этом в полной мере выразились и точность ясносхь художественного мышления Лосенко и его стремление к доступности и силе выражения своей работы. Бецкий выше всего ценил «воспитание» – «дар первейший, самый существенный и самый дражайший», помощью которого он намеревался «произвести новую породу» людей – кротких, благонравных. «. В подобныхстихах, Очевидно, чередование хореев и дактилейабсолютно произвольное, весьма у многочисленных Гнедича.
Привлекательный моральный облик самого Лосенко отразился как в трактовке Сюжета, так и в том «Изъяснении», которое Лосенко представил в Академию художеств в период работы над картиной. Он должен был чувствовать, насколько ответственной является предстоящая ему деятельность академического профессора, воспитателя художественной молодежи и мастера русской исторической живописи. Он особо указывал на «кабинет эстампов», куда он ходил для изучения гравюр с великих произведений мирового искусства.