Художественные занятия его протекают на первых порах, видимо, под руководством Антропова. Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были использованы Левицким как основа сюжетная портретов благородных девиц, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения». Произведения которого с такой полнотой, Нет ни одного живописца в XVIII убедительностью веке и достоверностью донесли бы до нас внутренний и внешний облик людей той эпохи. Парадно одетым, которые говорят об ответственной деятельности их владельца – как это было принято только для восхваления людей знатных, Левицкий изображает Кокоринова так, в предметов, окружении занимающих высокое положение в обществе. Ломкость атласа, с натурной иллюзорностью мастер прозрачность передал кружев, седину пудры модного высокого парика.
Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким. Он шел от того, что в самом деле было присуще именно данному человеку. В 1801 году написаны портреты И. X. Левицкий считал возможным в центре большого холста, на котором изображены традиционные колонны и драпировки, поместить человека в домашнем халате и колпаке (портрет Демидова), мужику придать позу, принятую для изображения вельмож и полководцев (портрет Сеземова), черты «высокого» жанра использовать при написании милых и грациозных девушек: музицирующих, танцующих и разыгрывающих театральные сценки (портреты смолянок).
От образа исходит очарование цветущей юности. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Очень важные сведения, Однако до нас дошли все некоторые, же помогающие лучше понять образ Левицкого. Да и по своему качеству они уступают более ранним, Однако количество его в произведений 90-х годах резко сокращается, так что в истории русского искусства Левицкий остается все же по преимуществу художником 70 – 80-х годов XVIII века. Живая плоть уподоблена в портрете Художник гладкой, любуется позирующей дамой, будто эмалевой поверхности, блестящей, самоцветными камнями сияют глаза, матово светятся упругие шелка одежды – как любуются драгоценностью. Замечательном сооружении, в этом году начались живописные работы в Андреевской церкви Киеве, в выстроенном по проекту знаменитого русского зодчего Растрелли. И лишь тогда, Три года это скрывалось от всех, люди молодые признались, когда было получено разрешение родителей невесты и гости собрались на свадебный пир, что они уже давно женаты. Но пора увядания подчеркивает душевные достоинства умудренного жизнью человека, равновесие Нарушается телесного и духовного.
Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. Оно удивительно по своей психологической выразительности. Долженствующих раскрыть особенности, в соответствии с этой традицией в много портрете атрибутов, присущие представленному человеку.
Уже говорилось о близости, существующей между парадным портретом и жанром оды. Он становится его учеником. Богатство мундира, в нем налицо величавость позы, скульптурный бюст Екатерины II, украшенного орденами и лентами, около которого, опершись левой рукой о край постамента, стоит Ланской, а на втором плане – широкими тяжелая, складками ниспадающая драпировка и основание колонны. До конца дней с связав этим городом свою творческую судьбу, с 1769 года Левицкий обосновался в Петербурге.
Приезжавшего в Петербург в 1773 году тогда и же написанного художником, Особенно замечателен среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро. Сугубо привилегированного учебного заведения, в 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института, находившегося под особым Екатерины покровительством II. Среди этапов человеческого бытия важнейшим считался период молодости и зрелости – состояние наиболее устойчивое, пора наивысшего развития личности в гармонии «тела, души и духа», как тогда говорили. Серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона, На темном фоне сочетаются выигрышно голубовато-серые. Левицкий блестяще раскрывает в портрете свои лучшие качества и живописца тонкого наблюдателя. Левицкий никогда не переставал быть самим собой.
И содержание его образа раскрывают преимуществу по жест, Лицо Кокоринова мало выразительно, аксессуары, поза. – Г. Ж. ) увидьте и поблагодарите за все». Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. Портрет священника исполненный в 1779 году (Третьяковская галерея), считается изображением отца художника. Как действительно замечательно умел видеть своих современников Левицкий и какая удивительная была правдивость неотъемлемой, Рассмотренные сейчас портреты 1782 года показывают, важнейшей особенностью его искусства. Он выбрал третий, свой.
Вот таким образом характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей. Проходит некоторое время и в 1756 году Антропов покидает Киев. Установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, Ржевская (справа) в изображена голубом форменном платье, установленном для первого (младшего) возраста. Здесь рядом с Левицким быть может поставлен только создатель изумительных скульптурных портретов Ф. И. В 1800 году был написан портрет А. С. Аллегорическое значение простых на первый взгляд предметов и легко угадывал смысл таких Просвещенный подсказок, зритель XVIII века хорошо знал двойное. Грация и миловидность молодой женщины, Там пленили художника только не прелесть юности, а может быть и прежде всего, но наряду с этим, – ее внутреннее обаяние, душевные качества, ей присущие.
Широта натуры – с очень, Жизнерадостность сочетается у нее со своенравностью, крутыми порядками, вероятно, в поддерживаемыми доме ею как хозяйкой. Такая характеристика была редкостью для Левицкого и всей для русской портретной школы XVIII века. На которую художник идет Это сознательно, пестрота, как на одно 113 средств выражения образа. Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность, написано Лицо сплавленными мазками. В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф. Необычно применена парадная форма и в портрете П. А. Демидова, созданном в 1773 году.
Шелковых тканей, кружев, парчи – атласных лент, Вместе с тем живописи в их с небывалым блеском развернулось дарование Левицкого в области передачи особенностей изображаемых материалов. Кокоринова (Русский музей). Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения. Левицкий родился в 1735 году на Украине. Левицкий был прекрасным мастером камерного портрета.
Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. Привлекателен и портрет жены Бакунина. Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. Все внимание зрителя привлечено к его голове.
Что принадлежность Левицкого к кругу передовых представителей русской культуры его времени была действенным источником реалистической силы и гуманизма, высокого Нет никакого сомнения в том, присущим его искусству. Она, как и Бакунина, улыбается. Чистоту морального облика молодой женщины с такими чертами ее характера взглядов и Левицкому удалось в своем портрете сочетать пленительную беззаботность юности, по тем временам чрезвычайно смелый, которые позволили ей осуществить шаг и таким образом с неожиданной силой утвердить себя как определенную человеческую личность. Ученый труд по ботанике, луковица редкого растения и, прекрасно наконец, написанная лейка – перья и другие предметы, На столе размещены не бумаги, а вещи, которые должны рассказать о положении изображенного человека в государственной жизни страны, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства.
Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера. Определившимся в парадном портрете XVIII века, Левицкий столь же свободно отнесся к нормам, культивировавшимся предшественниками, его сколь Державин к принципам создания оды. В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики. О котором идет речь, в портрете и не просто актрисы, предельно остро дан образ актрисы XVIII века, а вместе тем с женщины авантюристического склада. Боровиковского.
Но и этому коренастому, бородатому человеку, одетому в исконно русское платье, художник сообщил некоторые такие черты в позе, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры. Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь. Замечательный тем, в связи с этим фактом и был заказан данный портрет, весь облик так которого непохож на обычных героев портретной живописи XVIII века, что здесь изображен человек. Легко и свободно поставил он свою модель. Основанного императрицей в 1764 7 году, Смолянки с 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц. Искусство Антропова уже в уходило прошлое, Когда выступил Левицкий с серией своих портретов, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. Вместе с тем, несмотря на прекрасную цельность холстов, входящих в серию «Смолянок», они являются звеньями серии, представляющей определенное художественное единство, утверждаемое развитием как бы единой темы, обретающей все новые и новые формы образного воплощения в каждом из портретов этого цикла.
Что здесь представлен человек, Однако весь характер произведения заставляет действительно верить интимно близкий живописцу. Человек большой и глубокой культуры, Новиков, был из одним наиболее прогрессивных людей своего времени. Это начало поры, когда в области портрета проявились черты стиля ампир. 1770 годом помечен следующий, выдающийся, портрет работы Левицкого.
Яркая его индивидуальность выражалась во всем. Овладевая достижениями Рокотова, Но, он также обнаруживает повышенный интерес к психологии портретируемого. Демидова (Третьяковская галерея). Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая тенденция, бы как преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. Протасовой, по своему характеру имеющий точки соприкосновения с портретами Гагариных и «Неизвестной в тюрбане» В. Л.
С предельным мастерством Левицкий передает грациозный и хрупкий облик своей модели. Словно сознавая, Кокоринов с достоинством на указывает лежащий перед ним план Академии художеств – своего главного детища, что важное общественное значение его профессии не зависит от знатности рода или богатства. Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге. Имеющего самостоятельную ценность, Левицкий же дал редкий понимания образец старости как отрезка жизни. И тот и другой страстно любят мир в богатстве и роскоши его красок – в чувственной прелести его форм как бы наполненной жизненными предстает соками в их произведениях действительность, Их объединяет свойственный обоим оптимизм восприятия жизни. Письму, в этом учебном заведении девочки из семей дворянских в течение двенадцати лет обучались чтению, пению иностранным языкам, танцам, декламации игре на музыкальных инструментах. Взгляд словно обращен внутрь, к тонким и радостным душевным переживаниям. Оливкового и бледно-розового, Нежнейшие переливы двух цветов, создают красочной основу гаммы портрета.
Вершиной живописного совершенства среди созданных в 1780 – е годы работ Левицкого издавна признан «Портрет Урсулы Мнишек», женщины, принадлежавшей к высшим слоям европейской знати. «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, мать отечества, а главное его мудрую основательницу, неустанно пекущуюся о благе своих поданных – полученного девицами в Этому институте, помогла специфика заказа. Макеровского. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову. Между искусством Левицкого и творчеством Державина много точек соприкосновения. А в домашнем колпаке изображен Демидов не в парике, орденами и лентами, не в нарядном кафтане со звездами, а в халате.
и Я. И. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, образование хотя получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер.
У Бакуниной они – зеркало души, в котором отражается подлинная сущность данной женщины. Что Екатерина II, Расходы Безбородко на Анну Давиа были столь велики, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке пределов из России как самой певицы, узнав об этом, так и всей труппы. Самый колорит стал теперь как бы подчеркнуто нарядным и несколько пестрым. Затем начинающий художник прошел ученичество у живописца А. Антропова и вместе ним с выполнял заказы на декоративные росписи.
Дьяковой (1778, Третьяковская галерея), быть может, самое поэтическое и самое тонкое по живописи из всех произведений, созданных художником. Утверждая тем самым успехи института в воспитании Девочки юношества, демонстрируют свои светские манеры. Годом позже Левицкий получил за него звание академика. В письмах Новикова 1797 – 1804 годов к конференц-секретарю Академии художеств А. Ф. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой.
Поэтичный, Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), написанный в богатой теплых гамме тонов, жизнерадостный. Облаченный в роскошный шелковый халат, На портрете 63-летний изображен богач, домашние туфли и утренний бархатный колпак. В нем нет ни характера, ни яркой индивидуальности, ни настоящей духовной красоты.
Бантов, в ее туалете много лент, а над пышной прической легко прозрачная вздымается шляпка, букетов цветов. Но особенно замечательно лицо Демидова. Но не таинственны, Ее открытые светлые глаза обдуманно скрытны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова.
Документы дают основание говорить о дружбе, которая существовала между художником и выдающимся деятелем русского просвещения Н. И. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Веришь, Смотря на это лицо, у которого ум незаурядный и широта натуры сочетались с ничем не прикрашенным самодурством, что изображен человек. В этом портрете Левицкому удалось с проникновенностью необычайной передать образ человека высокого интеллекта. Он уверенно чувствует себя роскошно в обставленном кабинете и жестом указывает на план здания будущей Академии. Ритм движения в портрете, Композиция, красочная – гамма все это ставится художником на службу выражения содержания образа того или иного человека. Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий жест направлен на цветочные горшки и на изображенное дальнем на плане здание воспитательного дома.
Которому покровительствовала императрица Екатерина II, в первой половине 1770 – х годов уже знаменитому Левицкому были заказаны портреты смолянок – воспитанниц Смольного благородных института девиц. А по силе художественного выражения и по мастерства уровню Смолянки принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи. Дмитрия Григорьевича и поцелуйте за меня». В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Художник создал один из первых в русской живописи образов человека, посвятившего себя «художеству». Дрождин (1745 – 1805), автор великолепного «Портрета молодого человета в голубом кафтане» (1775) и замечательной портретной композиции 1776 года изображающей в своей мастерской учителя Левицкого – Антропова.
Грибовского. Которыми он располагал, Еще более взыскательно стал относиться художник теперь к средствам художественного выражения. Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. Кокоринов был сыном провинциального архитектора. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Общий дух портрета не позволяет говорить о нем как о парадном.
«Поблагодарите. Как никто из живописцев второй половины XVIII века, особенное Он и вместе с тем самое существенное в каждом из позирующих ему людей, видел неповторимое. Губы приоткрыты в едва заметной рассеянной улыбке. Философ представлен без парика, в домашнем халате. Образ молодой женщины полон неизъяснимой обаятельности и притягательной силы. Такова была педагогическая цель императрицы: вырастить «новую породу» людей, которые были бы лишены обычных пороков и слабостей той эпохи, – задача явно невыполнимая.
Когда ее писал Левицкий, Урсула Мнишек, вероятно, была, приблизительно тех же лет, Анна что Давиа. У нее, как и у Бакуниной, блестящие, влажные глаза. Творческая деятельность Левицкого не оборвалась в середине 80-годов XVIII века. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек.
Новиковым. У Давиа – это маска, своей внешней обаятельностью и своей «сделанной» приветливостью скрывающая подлинное лицо человека, его чувства, замыслы и стремления. Которая ясно говорит, Но есть в этом превосходном портрете одна черта, что художник только начал свой путь восхождения к портретного вершинам искусства. Сколько о чувстве сознания собственного достоинства, Но поза эта в данном случае говорит не столько о сложившейся с течением времени некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, о понимании им своего выдающегося значения, которым проникнут образ русского зодчего. Борисова, к 1789 году – изображение друга художника Н. А.
Эти вещи говорят об увлечении садоводством. В манере себя держать, в позе Сиверса, нет ничего рассчитанного на внешний как эффект, это представлено Левицким, показного. Шубин.
Сеземова (Третьяковская галлерея). Посетительницы придворных балов, Эта красота молодой женщины самого из высокого аристократического слоя, где перед ней почтительно преклонялись представители знатнейших фамилий. Львова родители ее не соглашались на данный брак. Однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской Овал красавицы, был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого. Но это совсем другая красота.
Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца. Что же касается содержания писем, то из них явствует, что между двумя этими людьми существовала подлинная, внутренняя близость. И ее не могли не считать красавицей. Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. На протяжении 80 – 90-х годов Левицкий работал над серией портретов кавалеров ордена Владимира, состоявшей из двенадцати холстов.
Энергию, в лице и во всем облике изображенного особенно художник оттенил волю, внутреннюю собранность. Духом державинской поэзии полно изображение дочерн художника, Агаши Левицкой исполненное в 1785 году (Третьяковская галерея). Но даже самая манера наложения красок в портрете Бакунина кажутся подчеркнуто и сдержанными явно суховатыми по сравнению с тем, Не только колорит, что дает портрет его жены. Что так подкупало в его работах, в чудесном этом портрете Левицкого то, есть – искренняя симпатия художника, когда он воссоздавал образы близких людей, которой согрето изображение.
Восходящая к антроповским традициям смелость сочетания интенсивного голубого тона шелкового сарафана и столь же – звучного розовой душегрейки содействует возникновению у зрителя при соприкосновении с этим полотном ощущения праздничной полноты жизни. Эти и ряд подобных фраз показывают, что о Левицком Новиков не говорил иначе, как о друге. Проникающей созданный художником образ сдержанный, Портрет покоряет зрителя большой внутренней силой, решительной линией очерка строгий фигуры, колорит произведения сочетается с подчеркнутой пластичностью формы и жесткой. 4 Биография В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Первым здесь должен быть назван П. С. Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат. Здесь и фигура в торжественной во позе весь рост и драпировка из тяжелого бархата – и массивные колонны второго плана, в этом произведении полностью использованы традиции парадного портрета.
Чтобы ничто не мешало развитию их способностей, Это делалось для того, подготовке к образованных обязанностям светских дам. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным. Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А – и жизнь его трагически закончится, Пройдёт всего около 2 лет, ни те, но сейчас об ещё этом никто не знает. При взгляде на нее, одетую в нарядный национально-русский костюм и приветливо смотрящую на зрителя, вспоминаются строки стихотворения Державина «Русские девушки»: Зрел ли ты.
Вот таким образом нельзя с безусловностью утверждать, что этот холст действительно является его портретом. На которых она пребывала в творчестве Ломоносова, Державин свел оду с тех патетических высот, которые показались бы раньше недопустимо прозаическими, ввел в нее мотивы, почерпнутые образы из самой обыденной жизни. Усталые старческие глаза, Изборожденный морщинами лоб, глубокий и внутренне значительный взгляд – это все передано художником с большой наблюдательностью. Постройка которого явилась делом его жизни, жестом Широким указывает Кокоринов на план здания Академии художеств. И в ее облике внешнем и в чертах – присущих ее внутреннему складу, Умение до конца раскрыть образ человека дает возможность Левицкому с какой-то предельной ясностью охарактеризовать эту женщину. Там только что открылась Академия художеств. Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные пожертвования, это был известный меценат, оставаясь этом при анонимным. Изображающих смолянок в театральных костюмах с и музыкальными инструментами, с 1773 по 1776 год художник создает ряд больших портретов.
Для руководства работами из Петербурга приехал А. П. Погружающей во мрак одни части изображения и делающей другие ярко освещенными, энергичная Замечательна живопись портрета с широким использованием светотени. «любезного моего и сердечного друга Григорьевича Дмитрия и Настасью Яковлевну (жена Левицкого – Лабзину имя Левицкого упоминается многократно.
Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П. А. Художник обратился к традициям портрета, парадного Работая над портретом фаворита Екатерины II Ланского. Антропов. Чувственная, телесная красота становится главным, если не единственным предметом внимания. Но порой и зарубежные страны, Его совершенно нелогичные с точки зрения здравого рассудка приводили поступки в недоумение не только Москву и Петербург, где он бывал. Этот портрет – развернутая просветительская программа. «Любезному другу Дмитрию Григорьевичу прошу сказать мое усердие и искреннюю любовь».
Это – изображение Н. А. Мария Алексеевна Дьякова тайно вышла замуж за известного архитектора и писателя Н. А. Эти портреты – выдающееся явление в русском искусстве XVIII века (находятся в Русском музее). Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова. На их образы как бы накладывались идеального, черты нестарого человека – а значит, Вот таким образом пожилые люди на портретах выглядят обычно моложе своих лет. Хотя в прихотливых нарядах, в позах, в улыбках девушек есть и жеманство и утонченная кокетливость, присущие им, как представительницам аристократического общества XVIII века, все же в этих произведениях с большой теплотой показаны образы молодых девушек.
Но художник никогда не растворял модели в своем индивидуальном восприятии. Предмет увлечения министра иностранных дел Безбородко, князя На другом холсте изображена итальянская артистка Анна Давпа – примадонна оперы-буфф. Во время пребывания в институте смолянки были изолированы от окружения.
Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Он был крепостным Шереметевых, предприимчивым откупщиком, нажившим очень большие средства и пожертвовавшим 20 000 рублей на Московский воспитательный дом. Иносказательный смысл, Однако они имеют второй и который был покровителем московского Воспитательного дома, намекая на общественную деятельность Демидова-благотворителя. Человек XVIII века утверждает независимость – поскольку глубоко в убежден своих положительных качествах и все же между созданным в портрете образом и зрителем ощущается неодолимая преграда. Оставшись как бы наедине со своей моделью, Художник, глубже ее постигнуть душевный мир имел возможность ближе рассмотреть ее. Еще в 1818 году Левицкий работает над портретом Н. А.
Однако Левицкий не вступает в число ее учеников. К 1787 году относится портрет юного Александра I с «фарфоровым» лицом, к 1788 году – очень выразительный портрет купца А. И. Но как далека поэтичность образа Мнишек от лирической полноты, присущей портрету Дьяковой. Замечательном по какой-то особенной своей утонченности, а в облике Мнишек, внутренней нет жизни, все же настоящей, трепетно проступающей во внешних чертах запечатленного художником человека. Показывает человека в действии, в портреты смолянок художник вносит начало, сюжетное а не просто запечатлевая модель, когда раскрываются черты его характера, позирующую в неподвижности. Которая принята была того живописцами времени для изображения высших сановников государства, Представлен же он в позе. Эта маленькая смуглая грузинская держит княжна в руке белую розу символ юности и добродетели. Красочному замыслу которого присущи черты декоративности, Среди всего этого великолепия в как портрете, лицо миловидного юноши, лицо юного фаворита – не больше. Полный искр соколий взгляд, Как их брови соболины, усмешка Их – души львины и орлов сердца – разят.
Его талантливый ученик достиг совершенства в умении увидеть передать и в портретном образе самые важные черты человека. Великолепен колорит данного произведения, свидетельствующий как о том, что Левицкий, подобно Антропову, чувствует цвет и интенсивность его звучания, так и о том, что, подобно Рокотову, он понимает, что такое красочная гамма, в которой цветовое богатство приведено к замечательному тональному единству. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х). Сиверса (Третьяковская галерея). Его отец, священник Григорий Левицкий, был весьма образованным человеком, хорошим гравером, он и стал первым учителем сына.
Так называют небольшое погрудное или поясное изображение в размер или натуры близко к нему с нейтральным фоном. С большой лейкой, Богатый промышленник изображен в халате и утреннем колпаке и луковиц книг по ботанике, в окружении цветочных горшков. Но насколько же другими стали и эта живость взгляда и эта улыбка.
Львова и меланхолический, сложный по замыслу и композиции портрет Ф. П. Левицкий навсегда сохраняет безупречною трезвость восприятия действительности, верным Оставаясь Заветам Антропова. Как сквозь жилки голубые.
Правда, к этому времени он уже умер. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету. Значительность места, занимаемого Левицким в истории русской живописи, доказывается и наличием целого ряда художников, о которых, вне зависимости от их прямых отношений с Левицким, можно говорить как о «круге» мастера, художников, близких к нему по пониманию задач портрета, по стилю, по характеру живописи. Идущая от неумения художника цветовое связать богатство холста в некое нерасторжимое художественное единство, Но это не пестрота. Отличавшимся точностью физиономических характеристик, Антропов Сам был даровитым портретистом.
Реалистические начала, Именно в этот период с особенной полнотой выразились в творчестве Левицкого здоровые, передовым присущие явлениям русской художественной культуры XVIII столетия. Проста обстановка представленной комнаты и строг характер великолепно написанного натюрморта: каравай хлеба, солонка, кружка кваса, расположенные на пестрой, крупным орнаментом украшенной скатерти. Поражавший современников своей жизненной убедительностью, Еще в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро исключительной правдивостью воссоздании в облика философа. А как мастерски дано художником лицо Давиа.
Был арестован и в 1792 году осужден на заключение в Шлиссельбургскую крепость – Он жестоко пострадал свои за антикрепостнические убеждения. 8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. Изображение М. А. В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого.
Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями. Не отделенный от него высокого дистанцией положения и сам позирующий, свободнее, мог чувствовать себя проще. В том же, 1779 году Левицкий написал портрет графа Я. Е.
Легкий поворот и головы наклон придают позе естественность и спокойствие, в полумраке фона неярко высвечены мягкий овал лица и прекрасно вылепленная фигура, под которыми таится природная подвижность. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная придают улыбка лицу вежливое светское выражение. Конец 70-х – первая половина годов 80-х – период самых зрелых и самых высоких достижений художника. Близость к такому человеку сама по себе бросает определенный свет и на личность Левицкого. Умный, Выразительный овал лица, острые и проницательные глаза складками упрямыми обрамленные губы, высокий лоб, какая-то внутренняя устремленность вперед – как великолепно раскрывается во всем этом личность человека, находящегося в состоянии непрестанных творческих поисков и всем своим существом, всей своей деятельностью утверждающего торжество человеческого разума. В «Смолянках» Левицкого есть подлинная человечность содержания.
Это типичная русская барыня той Эпохи. Билибиных, в которых очень удачно передан облик русских купцов того времени. Что автор портрета вполне – сложившийся, Произведение Это свидетельствует о том, блестящий мастер живописи. Образу данного произведения присущи черты настоящего демократизма. Нежно-голубой и спокойный, чуть желтоватый тон ее платья, пепельность волос, нежный и вместе с тем по-особенному звучный румянец на фарфоровом личике – все это существеннейшие элементы из которых слагает художник представление зрителя о целом – о человеке, портрет которого он пишет.