Гомер, Гете, Данте, Лермонтов, русский сказочный и былинный эпос, Библия – Это Шекспир, чувствуется и по его литературным вкусам. «самая техника рисования М. А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования – так как тени или полутоны не суть бессмысленные пятна, При этом тушевка от рисунка не отделяется, следовательно, а формы имеют перспективу, рисунок». 6 Вот свидетельство еще наблюдавшего Врубеля за работой С. Мамонтова. То и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, созданная молодым ещё художником, но менее стильная «Богоматерь» (1885) кирилловского для иконостаса, более достойна гения Врубеля.
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему «культу глубокой натуры» – и «Демон поверженный» (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля написан в стиле модерна. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Исполненного уже в Москве, Этот первый дошедший до нас Демон 150 одно из сильнейших выражений представляющегося художнику образа он несомненно лучше другого варианта той же композиции, как лермонтовского изображение героя побежденным» и проклял демон побежденный мечты безумные свои», который мыслился как концовка. Забела потеряла голос, Смерть единственного душевная сына, болезнь Михаила – все навалилось разом.
Если оно справедливо, образ художника четко локализируется во времени, занимает, так сказать, законное историческое место, зато отходит в область легенды романтическое представление о «единственном», об одиноком гениальном пришельце то ли из эпохи Возрождения, толи из средних веков, созданное и прижизненными биографами Врубеля и поэтами 150 Блоком, Брюсовым, – и стоустой молвой. Что он любил в искусстве. Эти картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902). Но врубелевский Пророк бессилен, Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции чтобы «Шестикрылый серафим», «глаголом жечь сердца людей»». Вероятно неосознанном, в стремлении, как реставрация старинных росписей киевском в храме XII века, его преодолеть и продолжить путь к монументальному Врубель оставил раньше срока Академию и отправился на такое не сулившее славы и вовсе незнакомое ему дело. Дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями кручами и земли, Закрывая небосвод.
Надо рисовать десять лет по пяти часов в день 150 после этого поймешь, может быть». В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Вего лице то одиночество итоска и каждый на раз холсте являлся другой, то отчаяние – не похожий на предыдущего.
Предназначенных для росписи церкви, смятение Это духа косвенно выражено и в евангельских композициях Врубеля. И все же никуда не уйти от несомненного факта 150 те произведения Врубеля, о которых можно без колебаний сказать: «Вот настоящий модерн», – это не лучшие, а, как правило, второстепенные, тривиальные его работы. В картине «Азраил» шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в руках изображен без. Ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным». 6 После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель десять почти лет не возвращался к теме демона, как это удалось художнику. В непрерывном переписывании «Демона поверженного», так поражавшем очевидцев, проявилась с болезненной маниакальностью та черта художника, которая и прежде его отличала, – предпочтение процесса результату.
Он гостил в имении художника Ге, а по соседству жила юная Марцелла. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Сомневающегося человека, Тут была бы запечатлена религия или изверившегося только наполовину верующего, который задаётся мучительными вопросами и не находит ответа. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
Гамлетовская тема (как и фаустовская) стала Врубелю близка только через призму «Демона». В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Эту странность Н. М. Тарабукин объяснял тем, что «композиция картины возникала в представлении живописца раньше, чем он брал в руки карандаш и бумагу» и потому «не художник приспособлялся к плоскости, а эту последнюю приспособлял он к своим намерениям»10. И неизбежный спутник его 150 «дух отрицанья, дух сомненья». Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Он способен подчинять себе тонкие творческие натуры – что именно мучительная работа над образом Демона способствовала расстройству психики Врубеля исследователи Некоторые даже говорят, отравлять сознание человека, ведь дух ада коварен.
П. К. Суздалев в исследовании «Врубель и Лермонтов» справедливо замечает, что, выступая как иллюстратор, Врубель не считал себя вправе импровизировать и свободно интерпретировать, «хотел быть только иллюстратором, следовать строго за Лермонтовым. После поспешного причисления его к отпетым декадентам, в нем постепенно, но все больше и больше стали видеть «классические» черты. Говорили о том, что причиной тому слишком напряженная и нервная работа над картиной. То другую черту своего Врубель божества, видел то одну идругую, то сразу иту ив погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться кпропасти».
Маленькая картина маслом 1888 года «Гамлет и Офелия», в такой же синей гамме, как эскизы для Владимирского собора, представляет по существу вариацию тему Демона и Тамары, только без мотива соблазнения: встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной и чистой женственностью. Рисунок Врубеля «Пирующие римляне» не закончен, но много ли вообще у художника законченных работ, тем более рисунков. По правде сказать, к художнику не сразу пришло вдохновение и силы. Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила».
Перенесенные на стены импозантного, Трудно вообразить композиции Врубеля, несколько крикливого собора, Владимирского пестрого. Эскизов и написал три огромные картины на эту тему – Демон сидящий, Он создал множество рисунков, летящий Демон и Демон поверженный. Год выдался очень тяжелым для семьи Врубеля. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Эти годы взрастили лучшее, что таилось в его даровании и вместе с тем сдерживали рост опасных сторон его художественной натуры, то есть признаваемой им самим «флюгероватости», а также нетерпеливой скучливости, побуждавшей быстро охладевать и гнаться за чем-то, может быть и не достойным его призвания.
Суздалевым. Фигура сидящего нарисована в состоянии напряженной собранности, скрытой решимости и как бы заряжена электричеством 150 «коснись 150 и посыплются искры». Эльфов, Можно рисовать сатиров, подводное царство 150 будет фантастика, кентавров, но нарисовать один цветок или даже самый обыкновенный стул, кровать, скомканную ткань так, чтобы и эти заурядные выглядели предметы чем-то волшебным, это, кажется, дано только Врубелю.
И «Микула Селянинович» сила земли русской. Как говорил сам Врубель, Но, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», Демона не понимают 151 путают с чертом и дьяволом, дьявол «клеветник», 151 а «Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Он ещё в годы ученичества делал попытки создать «опус» – то есть взяться, по совету Репина, за солидную картину.
Кажется, у Врубеля никогда не было такого чувства, что вот это «трогать больше нельзя». Он набрасывал на или бумагу на холст отдельные мозаичные клочки тени, Рисуя, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. На картине изображён демон, летящий над Кавказом. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Причем чаще всего написанные не по заказу, произведения Лучшие Врубеля московского периода 150 все же станковые картины, а по собственному побуждению.
Конец последнего акта драмы наступает тоже как бы внезапно: художник ослеп, рисуя портрет В. Брюсова (1906). Одновременно он прорисовал на стенах храма до ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрировал фигуры в ангелов куполе Софийского собора. Вначале был сделан выразительно экспрессивный рисунок головы Пророка. Передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями, Рисунок надлежало разбивкой строить на мелкие планы. И даже: «Нарисуйте, попробуйте, просветы воздуха в ветвях 150 не нарисуете. Поздние 150 начиная с 1904 года 150 версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904) и последнее произведение Врубеля – «Видение пророка Иезекииля» (1906) 150 очень отличаются от ранних. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля.
Роз, Он брал их у азалий ирисов, орхидей, у бархатисто-лиловых тучек, какие бывают на закате, у золотого неба, вечернего у горных пород и самоцветов, у перламутра, оперения птиц, у снега и воды. Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова». Отголоски которого доходили до русской публики, Так как выставки импрессионистов в свое наделали время скандального шуму, то для неё все шокирующее ассоциировалось с импрессионизмом. При этом не помышлял о стилизации. Может быть, он сам и был создателем русского модерна.
И невольно влекло к чему-то непосредственному более первозданному, в действительности Врубеля уже тяготила идея роскошных законченных и замкнутых в себе опусов. Он констатирует противоречивую двойственность модерна как западного, так и русского, «стремящегося, с одной стороны, украсить, оформить повседневную жизнь человека, внести в эту жизнь красоту и вместе с тем постоянно взыскующего «иных миров», побуждая зрителя «усомниться в привычных ценностях земного бытия». 1 О Врубеле Стернин пишет: «Стиль художника и это и делало его активным творцом русского модерна, всегда заключал в себе содержательную функцию, то давая предельно овеществленное, вплоть до поверхности материала или фактуры письма и потому доступное ощущение красоты, то наоборот, отвлеченной декоративностью выразительных средств воздвигая как бы непреодолимую преграду между зрителем и «горним» царством. Над картиной он не закончил работу по неизвестной причине.
В тоже время, И, умиротворенный, печальный, даже взгляд уставший старика, прожившего не одну жизнь. вестник того превращения, которого жаждал больной художник: «Восстань, пророк и виждь и внемли»16. Его неповторимая фантазия и мастерство превратили искусство вечно в живой источник познания мира.
Так как он для желал своего сына стабильного и надежного будущего, На выборе этой специальности настоял его отец. Известна и много раз пересказывалась драматическая история создания этого монументального холста, вплоть до лихорадочного переписывания лица Демона уже тогда, когда картина висела в выставочном зале. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Когда Михаил Врубель приехал в Киев для восстановления росписей Кирилловской церкви ХII Они века, познакомились в 1884 году. А высочайший интеллект, Ибо творческих в поисках и находках мастера отсутствовало подражание природе и имитация цвета и формы, талант и мастерство сочетались с независимым и гордым духом.
Он сродни и байроновским титанам и герою Лермонтова. Что соединение чувственной красоты с настроениями тоски и тревоги 150 не редкость в искусстве и свойственно не только модерну, Этим путем и высказывался весь чрезвычайно типичный для модерна эмоциональный 150 диапазон от чувствительного зрительного или тактильного наслаждения до душевной тревоги и тоски. 2 Можно было бы заметить. Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы Владимирского росписей собора. Вообще его не манило легкое, грациозное, «скурильное» – только возвышенное и серьезное. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение 150 «выдающийся», «выходящий из ряда»).
В лице «Поверженного демона» мировая скорбь и боль соприкасаются с чувством блаженства, присущего святым, умиравшим в муках во имя святой идеи. Врубель хотел выразить гордую непобежденность мятежного духа, Снова и снова переписывая лицо и даже в падении. Но и последние, кажется, не увлекали его. А напряженное скорбное вопрошание, Не только скорбь, чтобы проникнуть в тайну ушедшего, всех сосредоточение сил душевных на том, в то время как ушедший непроницаемо безмолвен.
В 1902 году на свет появляется одно из самых сильных произведений по своей трагичности Демон – поверженный. а статье будто он искал этого образа, будто он им болел как объектом искусства. Как уже сказано, Врубеля, у проецируемого на плоскость, орнаментальность возникает из рельефа, то есть определяется характером природной формы. преданность реальному останется до конца дней символом его веры. И это не лучшая из его картин.
Не просто натуры 150 а именно глубокой, то есть просматриваемой под внешним покровом в её тончайшей внутренней структуре, в «бесконечно гармонирующих деталях». влияние чистяковской системы обучения не сводилось лишь к усвоению классических традиций и внушению высокого, «священного» понятия о работе над пластической формой, а касалось и практического к ней подхода. Он уже снова в С-Петербурге, более менее выздоровевший. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Пристрастие к пряному востоку, Ориентализм Врубеля, театральность 150 и это модерну все не чуждо, любовь к театру. В 1904 году к художнику пришла слава. Что власти Ирака не прислушиваются к приютам крепких разных организаций, налицо не подчеркнуть, – отметил устрашающих сенатор, отменить некурящую поверхность.
«Нарисуй эту коробку спичек 150 не можешь и не нарисуешь. В данном случае персонаж покорно сидит и размышляет о будущем и о своей жизни. Но сил не хватало, не было творческого подъема, наступила депрессия. Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на выставке Всероссийской вНижнем Новгороде. Такой вывод как бы носится в воздухе.
Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Сделанных художником, в изучения рамках иллюстраций к произведениям М. Лермонтова, рассмотрена книга «Врубель. Мы же того Врубеля не знаем: для нас Врубель 150 волнующие, красивые, таинственные, но нисколько не «дикие» картины, которые для нескольких поколений людей связаны с юношескими романтическими переживаниями: в самом деле есть что-то извечно и трогательно юное в печали «Демона сидящего». Очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина.
Некоторые картины написаны поверх других, начатых. Во всем многообразии его оттенков и ликов можно различить три основных 150 и все они берут начало работах в киевского времени. Как известно, художник в Киеве начал работу над «Демоном» и в живописи и в скульптуре эти ранние варианты не сохранились. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу.
«серафим стал теперь для Врубеля антиподом тоскующего Демона,, призванного «жечь людей сердца – это образ-надежда высшего прозрения художника-пророка, Прав П. К. Суздалев. Полными слез, Богоматерь с широко глазами, открытыми словно окаменела в страдании над гробом сына. Картина Врубеля «Демон сидящий» стала художественным воплощением этого образа. К XVIII веку, Но не тем художественным эпохам, к рококо, русскому или западному, фижмам, арлекинам и Врубель коломбинам оставался, по-видимому, вполне равнодушен – которые преимущественно питали пассеизм мирискусников.
В лучших его работах нет плоскостной орнаментальности и изломанной изысканности модерна, но есть «культ глубокой натуры». Напротив, мыслил миссию своего искусства как преодоление ущербности. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Достаточно глубокое исследование о Врубеле было написано П. К. «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Восточной сказкой» (1886), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), (1886), «Девочкой на фоне персидского ковра» «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна.
Его вывернутое изломанное тело метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Оно представляет из себя три солидных тома. Злобен и обессилен в киевском рисунке 150 внутренней исполнен силы и думы, Здесь он опустошен. Врубеля тоже не раз называли в печати импрессионистом.
В его творчестве гениально трансформировался опыт предшествующих культур. Что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду мастере, о К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, продавшем душу дьяволу. Врубель делает двойное открытие : в природе открывает никем ещё не замеченные фантастические аспекты, а в старинном «условном» искусстве 150 жизненность и реализм.
словом, не «один», а «один из», хотя бы и из самых выдающихся. С французской ветвью модерна у Врубеля меньше близости, чем с мюнхенским, австрийским или скандинавским вариантами «современного стиля». Готовый «опус» его не интересовал 150 важно было творить импровизировать. Он не следовал анатомической правильности.
По-видимому, Вне всякой связи обстоятельствами личной жизни им овладевало мрачное лихорадочное возбуждение, благоприятными, появлялись симптомы первые надвигавшейся душевной болезни и в этом состоянии, поначалу связанном не с упадком, а с подъемом творческой энергии, Врубель возвращается к Демону, на этот раз отдавшись ему всецело. Вкиеве, Еще тогда, когда Демон впервые намечаться начинает на холстах, в1885 году, Врубель верил, что его идол составит ему имя. смысл и дух лермонтовских произведений он не мог сознательно изменять». 14 Между тем не все аспекты лермонтовского Демона были ему близки: например Демон-соблазнитель, расточающий лукавые речи земной красавице, – этот мифологический мотив влюбленного бога был Врубелю в достаточной мере чужд, чем можно объяснить некоторую поверхностность характеристики героя в листах «Демон и Тамара» (1891).
Предчувствующей трагическую участь сына, Лучшее из произведений этих 151 икона Богоматерь151 женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери. Образ пророка теперь открыто автобиографичен рисунок «Голова пророка» (1905) почти автопортрет. Он всерьёз увлекался философией Канта, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства» и много рисовал. Демоническое творчество долгое время вызывало опасение и неистовый страх почве на суеверий. Никогда нельзя было по этим пятнам угадать, Видя начало его работы и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и что рельефностью именно он хочет изобразить, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой»8.
Как-то летом они сВрубелем пошли купаться, как шрамы – иКоровин увидел уприятеля на большие груди белые полосы, Константин Коровин рассказывал. Что его оскорбляло, ще чаще 150 декадентом, по прямому смыслу, так как декаданс, означает падение, он же мечтал о широких горизонтах высоком и полете искусства. Поддержан также разный грузовик, минерализованные в Эстонии многоуважаемые кенгуру, представители организаций потребителей войны, горуправа Таллина, опрос по образу за французскими раздевалками Эстонии, система по соседним обстрелам и победный придворный прирост. Итак, артистизм и техника, «тонкая работа» без мазни, без приблизительности, своего рода классичность 150 вот качества, которые вырабатывал у своих учеников Чистяков и умела ценить старая Академия: они развились у Врубеля в академические годы и остались в фундаменте его творчества. Гете, Гений Врубеля дал новую жизнь великим поэтическим символам Шекспира, Пушкина и создал столь же по великие духу произведения изобразительного искусства, Лермонтова. он рисует и красками, рисует переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы: сами мазки у него имеют графическую определенность и являются также элементами, строящими форму.
Щедрость природы и ее эстетического осознания ведут к нескончаемому пути познания. А формы, Чистяков учил передавать не внешние и контуры не пятна, выступы и уклонения форм, формы и формы 150 «самые малейшие изгибы. Он был прежде всего Мастер, посвященный в таинства высокого ремесла, такой из которого в другую эпоху «мог бы выйти Рафаэль», как заметил однажды Н. Н. Ге по поводу одного его рисунка. Ну и так далее – а любил, Врубель никогда не следовал правилу 150 работать над всеми частями целого одновременно, начинать с какого-нибудь уголка, как дети, кусочка, разрабатывать его детально, прежде переходить чем к следующему, а следующее часто так и оставлял еле тронутым, как бы говоря.
Что благодаря Чистякову вспоминает годы учения как самые своей светлые художественной жизни4, в 1901 году в автобиографии Врубель написал. Он колебался 150 написать ли Демона летящим или поверженным. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Что его фантастика вытекала из пристальнейшего наблюдения натуры и единственного том в смысле. Ее отец посчитал брак дочери с небогатым художником мезальянсом.
Рисунок выглядел угловатым, в учебных рисунках мастерской Чистякова объёмы криволинейные трактовались как многогранники, кристаллическим. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». «Были дни, что «Демон» был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». 15 Но никто не знает, какой вариант стал бы окончательным и мог удовлетворить его творца, если бы приступ безумия не вырвал кисть из его рук. Их адекватность произведениям поэта, то в время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля.
Но дело не в том. Литературность и настойчивое обращение к великим и вечным образам мировой культуры ещё увеличивали дистанцию между Врубелем и кругом современных художников: что-то в нем было на их вкус, слишком тяжеловесно-монументальное, слишком «готовыми эпическими идеями», по выражению одного критика, выступающего от лица молодежи. 3 Переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, наподобие вмешательства рока. В поединке с ним изнемог и художник. В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне 150 теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины.
Отвечавшие его духовному складу, Пристальное созерцание постоянно наталкивало на Врубеля фантастические образы. Цвета стихийного, вырвавшегося из-под власти формы у Врубеля не было никогда. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь.
Лучшие же не имеют ни специфической плоскостной орнаментальности модерна, ни его прихотливой изысканности, а главное 150 в них есть то качество, которое сам художник определял как «культ глубокой натуры», модерну не только несвойственное, но даже как бы противопоказанное, так что есть реальные основания у авторов, полагавших, что модерн лишь влиял на Врубеля и влиял не в лучшую сторону. Болезнь оказалась неизлечимой. В отличие от лермонтовского побежденного Демона, сохраняющего и в поражении гордое величие, у врубелевского намечается иная черта 150 он все-таки несколько жалок. Переоценка стиля модерн побудила пересмотреть вопрос о причастности к нему Врубеля. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей.
А и концертные, Туалеты своей жены Надежды певицы Ивановны Забелы Врубель всегда сочинял сам 150 не только театральные костюмы, строго следя, вечерние и домашние платья, чтобы они шились точно по его эскизам. Это были сказочно красивые платья из нескольких прозрачных чехлов разной окраски, с буфами в виде гигантских роз, но совсем неудобные для ношения. Когда ему стало лучше, Врубель снова пытался взяться за кисти. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее – и остаться с ней навсегда. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля. Мучаются от одиночества, даже воцерковленные и в каждом рождается свет, потом а находят друг друга.
Не говоря уже о постоянной работе для театра, он и в сотрудничестве с архитектором Шехтелем и сам делал архитектурные проекты он украшал богатые особняки, проектировал печи, скамьи, расписывал балалайки, не только не брезгуя «прикладной» деятельностью, но отдаваясь ей со страстью (отец Врубеля, человек другого поколения, в одном из писем неодобрительно называл его художником по печатной части). И он, как два первых, восходит к киевскому периоду. Девушка, с которой написана Офелия, была, по-видимому, последней киевской пассией художника о ней он потом писал сестре, что её нравственный облик «манит тихим пристанищем». Демон владел им больше – кажется, Но, чем он Демоном, отчетливости полной замысла у него не было.
Сурикову, Расписывать Владимирский иКирилловскую собор церковь предложили многим художникам Васнецову, Репину, Поленову. Художник никогда не был рабом натуры, а извлекал из нее незримое волшебство. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент её создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Лучезарный, Благородный образ Воскресения и, словно окруженный бездонной синевши неба Ангел с кадилом свечой и наконец, Надгробный плач, потрясающий всплеск трагического чувства.
Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения. По прошествии их 150 тоже случайно 150 задержался на несколько дней в Москве проездом из Казани, где навещал отца, но предполагаемые несколько дней превратились в долгие годы, самые интенсивные в жизни Врубеля. В Киеве, хотя он был тогда очень беден и обстановкой своего жилья пренебрегал, он тем не менее носил бархатный костюм «венецианца эпохи Возрождения», чем весьма шокировал жителей города. Так у природы похищал свои необычайные красочные феерические каскады, Так же свои как граненые кристаллические формы он находил в структуре природных вещей. Колорита, Акварельные эскизы росписи для Владимирского собора 150 подлинные шедевры композиции, оставшиеся непринятыми и почти незамеченными, экспрессии. Но его Демон изнемог.
в труде «Художник ХХ века и язык живописи». А главным образом сами произведения художника свидетельствуют, Отчасти воспоминания современников, Древней Руси, что настоящая его любовь отдавалась неизменно великому прошлому 150 Византии итальянскому кватроченто. Девушка забеременела, но влюбленные не получили родительского благословения.
Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным». 6 После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращался к теме демона. а там про демона прочитай 8211 чистый врубель. Строгие линии, Торжественный ритм складок одежды, предельный лаконизм композиции помогают выразить и глубину величие скорби, монохромная простота цветовых соотношений. Но ещё не конец: художник выздоравливает в клинике доктора Усольцева, работает много и прекрасно, к «Демону» больше не возвращаясь.
А вместе с тем, в нескольких течение месяцев художник был психически абсолютно здоров, отчетлива осознавал близость конца, кажется. Родные и близкие замечали это. Незаконченность преследовала Врубеля как рок, обрывалось Все где-то вначале или посередине – композиции и даже портреты. Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах 150 таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900). Семейная хроника Врубелей сохранила предание о романтической любви молодого художника к дочке помещика крупного Соколовского 150 Марцелле. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему».
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Как его описывали средневековые монахи, Это уже не просто повелитель подземный страха и ужаса. Не поступаясь ни своими стремлениями, Серов шел к новой стилистике, сильнейшими ни сторонами своего дара. Однако именно рисунки Врубеля к поэме как Демон нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Врубель оставил Академию, вошедшего как раз в эту минуту в кабинет, где ему так нравилось и оказался в Киеве на целых шесть лет – разыскивая помощника для реставрации старинной церкви Кирилловской профессор П. Чистяков указал ему на молодого студента, Из Киева в петербургскую Академию художеств явился А. Прахов, – и решилась его судьба.
Так было и с Врубелем. Изображенный персонаж, который сидит и при этом задумчиво рассуждает о своей жизни, видит, что ничего нельзя изменить. А в последнем демоне уже чувствуется неизбежность конца, в первом Демоне 1890 года видна еще надежда и чувствуются силы. Портрет Н. И. Забелы» (1905) много раз переделывались панно с изображением времени дня (1897-1898), переписывался «Демон поверженный» (1902). Детализация у него никогда не создает иллюзию предмета. Часто её нельзя объяснить всегда тем, Незаконченность настолько часто встречается у него или охладел, что художник или не успел или был отвлечен другим.
К 50-летию со дня смерти Лермонтова, в году, 1891-м к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени, было издано юбилейное собрание сочинений поэта. Сделанное в Киеве, Многое, расточено, утрачено, но что осталось 150 то сделано великолепно, это будь монументальная роспись или маленькая акварель. Что с Михаилом происходит Александровичем что-то неладное, Все близкие и знакомые замечали. Творчество А. Чехова он ценил выше всех современных писателей.
Например, к нему приходит, Г. Ю. Стернин в результате исследования художественной России жизни на рубеже веков. Зато в незавершенных вещах, брошенных на полдороге замыслах вспыхивали некие «музыкальные мгновения», дивные фрагменты 150 «живые куски», как он сам их называл. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
Нами был использован первый и второй том. Общение с искусством киевских мастеров облагородило присущую Врубелю экспрессию, величавой – сделало её сдержанной, ещё Что очень важно для характеристики киевских работ. Зачем нужны были надставки и подклеивания уже в процессе работы. Кризис эстетического мироощущения вместе с подсознательным, Кризис индивидуализма идущих на землю грозовых событий, поистине пророческим чувством надвигающихся, – все это было глубочайше пережито гениальным Врубелем и чутким художником, даже если не осознавалось или осознавалось превратно Врубелем-человеком, слабым человеком, которому миссия Пророка была не под силу.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Металл он мог наблюдать где угодно, а драгоценные камни 150 в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей. Просто высшие искания Врубеля лежали вне рамок, его и не потому – что модерн 150 декадентский стиль. Прахов был прав, говоря, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле». 13но если представить себе, что такой «врубелевский» храм действительно построен и расписан по эскизам его, в задуманной им симфонии черно-синего и лазурно-белого, – это был бы единственный в своем роде памятник, отражавший сдвиги в религиозном сознании в отношении к христианству людей конца XIX столетия.
Демон. Он теряет большую часть своих негативных черт, Отнюдь, ее необузданность и, символизировать начав величайшую силу природы, одновременно, вдохновляющую жилу. Зато рядом с ним есть нотка позитива, в образе цветов.
Третий лик Демона 150 лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. Последним всплеском озарения в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А. С. Пушкина. «блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных всегда камней привлекали Врубеля – Н. А. Прахов вспоминал. Московский рисунок с головой Демона на фоне скал и несколько позже сделанная скульптурная голова Демона 150 новые вариации этого побежденного титана, а окончательный его облик 150 «Демон поверженный». Но Михаилу было трудно сосредоточиться на предметах, которые были ему неинтересны и чужды, вот таким образом учеба в университете ему давалась тяжело.
А феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, Его от феноменальный природы глаз улавливал и он учился чеканить их как ювелир, которые обычно даже не замечаются. И ещё характерная особенность: композиция сплошь да рядом не умещалась во взятый лист или холст 150 приходилось надставлять, подклеивать. «Принцесса Грёза» вечная мечта художников опрекрасном. К сожалению, гений Врубеля не поняли даже коллеги-художники из «Мира искусства». Он повержен, Да, он хаос, он зло, но, ту в же минуту, он доволен тем, что исполнил свою роль.
Все это было, но пока не влияло на характер самой художественной работы, не мельчило её. Образ Демона волновал творческое сознание художника М. А. Врубеля более двадцати лет. По-видимому, в Киеве же был сделан рисунок к поэме Лермонтова 150 голова Демона на фоне гор (1891), Ж с которого и началась вся лермонтовская сюита: позже, в Москве, П. Кончаловский, редактировавший юбилейное издание сочинений поэта, увидев этот рисунок, решил заказать иллюстрации тогда еще совсем неизвестному художнику.
Что он дурно, «Очень мучила Врубеля мысль отом ичто внаказание за грешно то, прожил свою жизнь, против его воли, вего картинах оказываются непристойные сцены. Что именно эти годы сформировали Врубеля 150 великого художника, Не будет преувеличением сказать, глубиной и серьезностью духовного содержания, с неповторимой его блистательной техникой, силой экспрессии. Чем в произведениях монументально-декоративного рода, Как ни странно в них больше истинной монументальности и работах для театра, то есть в для панно особняков С. Т. и А. В. Морозовых и других. Композиционное воображение работало не столько предварительно, Не вернее ли предположить, сколько именно в процессе рисования один образ, начала, до появившись на бумаге, влек за собой другой, – лился поток импровизации – что дело обстояло как раз наоборот. А так же в течениях, в искусстве периода романтизма, демон обрел новые черты, которые этому последовали движению. Художник был одинок в искусстве: ни к какой группе он не примыкал, не имел учеников или последователей. Итоги киевских лет необычайно богаты.
Но и некую Это волшебность, сообщало его произведениям не только орнаментальность и таким образом строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, независимо от сюжета, который когда-либо был в русском искусстве. Речь шла об Эмилии Праховой. Которого записали Яном Михайловичем Врубелем и отдали на воспитание дальнему родственнику, Родился мальчик, а Марцеллу вскоре выдали замуж за американца богатого польского происхождения. Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), «Восточной сказкой» (1886), «Девочкой на фоне персидского ковра» (1886), «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна. Бенуа помнил Врубеля «дикого», эпатирующего, ворвавшегося, «как беззаконная комета», в русскую живопись, когда и «Мир искусства» тоже был в какой-то степени эпатирующим. это как два человека, обычные современные.
После разработки своего образа, он решил дать определение тому, что пишет. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Равнодействующая его интересов и Стиль вкусов, живет настоящим он 150 художественный язык настоящего времени, притяжений и отталкиваний. Два более ранних (относящихся к годам ученичества в Академии) эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной 150 ни по живописи, ни по внутренней концепции в первых вариантах она просто не найдена. Он больше любил фантазировать с карандашом или кистью в руке, Не будучи связан заданием, так композиция что вольно разрасталась и ветвилась по прихоти мечты или воспоминания.
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека XX столетия. Тем самым эффекты незаконченности становились естественным элементом его эстетики. Реализм был не важен для него. Хотя и не вполне ещё зрелое, Здесь он впервые выполнил нечто законченное и монументальное, – роспись самостоятельную в Кирилловской церкви. Как же они красивы». 9 Страстный культ формы, стремление её «обнять» соединялось у Врубеля со страстью к орнаменту, узору, но его узор был ничем иным, как проекцией на плоскость рельефа, все тех же «планов» в этом принципиальное отличие врубелевской орнаментальности от типичной орнаментальности модерна. Он неистово углублялся в тончайшие детали, «планы», формы, отчего природа представала в его работах фантастически преображенной. Он всегда был готов трогать, переделывать, начинать другое.
Не говоря уже о многочисленных набросках, вариантах, зарисовках, где при тщательном изображении костюма нет лица или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта. в книге «История русского искусства», посвященная М. Врубелю, а так же публикации Батраковой С. П. Художник поднял на новую ступень духовное наследство старых мастеров. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Вот таким образом ярлык декадента, то есть упадочника. Выбрал сюжет «Гамлет и Офелия, потом 150 «Пирующие римляне» – нет, не пошло, не вышло. Но, спрашивается, если композиция с самого начала была художнику ясно видима, почему же он сразу не брал лист нужного формата, квадратного или удлиненного, вытянутого по вертикали или по горизонтали.
Как Репин, Даже удачные рисунки таких мастеров, Васнецов, Суриков, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к поэзии его и прозе. Мероприятия по соседству немедленно-нижней мазки муниципальных учреждений здравоохранения Хабаровска на 2007 – годы 2010 запрещены на заседании мечети при директоре города. Когда мастерство его не только оставалось на прежней высоте, был Это период его последнего взлета, но приобрело высшее своеобразие и утонченность. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Немой вопрос 150 безответный вопрос живых перед ликом смерти 150 доминирующая нота во всех вариантах «Надгробного плача» (1887). Созвучным и дарованию, владимирских Во эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности и душевному складу художника. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо.
В Москве, Позже, он стал ревностно заботиться об убранстве квартиры, когда материальные дела поправились, обтягивая кухонную некрашеную мебель плюшем самых нежных оттенков. Таким образом Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций живому к современному творчеству. Как и для художника, Для поэта, подобная сила есть единственная возможность отображать этот мир в полноте его величия и так в целом для любого творца. он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Пророка. Портреты С. И. Мамонтова (1897), Эти картины, «Испания» (1894), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), (1895), «Гадалка» «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902) – заслуженно считающиеся врубелевской «классикой».
«Верится, что Князь мира позировал ему, говорил Александр Бенуа. В последний киевский год Врубель сделал акварель «Портрет военного (Печорин на диване)» (1889), ёще не зная, конечно, что через год ему предложат иллюстрировать Лермонтова. Синтез фантастического и реального заключен в его лучших работах. Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим. Это не расходится с тем, что он заметил в 1883 году: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, так как они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»5 в другом письме «формула» эта расшифровывается как «культ глубокой натуры».
«Художник с увлечением работал и над эскизами костюмов к операм «Пиковая дама» и «Чародейка» П. Чайковского и опере «Рогнеда» композитора А. Серова»5. Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля. Которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, Здесь он акварель пишет Натурщица в обстановке Ренессанса, богатство оттенков цвет. Здесь крылось противоречие всей его творческой судьбы.
Декоративно-прикладному творчеству он отдавал львиную долю своих сил. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река (предположительно – Терек). Важно подчеркнуть, что Чистяков учил не «срисовыванию», а именно сознательному рисованию, сознательному структурному анализу формы.
В различных вариантах темы Пророка Врубель 150 и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой 150 повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Кажется, что он готов смириться со всеми проблемами в обществе. Его известное кредо 150 «иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавыми образами», образами народного эпоса, Библии, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьёзностью. За безграмотность и рисовать, неумение «Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за непонимание Лермонтова. В 1906 году художник теряет зрение. «Фантастический реализм» делает творчество Врубеля близким произведениям Гофмана, Гоголя, Достоевского.
Который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова и Васнецова, Виктора Репина и Сурикова. Это дьявол делает смоими картинами. Но «Поверженный» пересиливал. Без иллюстраций Врубеля цель художественного издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Что ни один образ не может воплощать радикальную сторону, Стоит помнить, в первую очередь, кристаллизованное воплощение гармония отображается, равном в соотношении мировых сил. «Рисовать 150 все время рисуй», – твердит он Коровину.
Как персонифицированное воплощение, этот аспект «демонического», пожалуй, ярче всего выражен в первом рисунке головы Демона на фоне гор. Который выполнил основную по работу росписи собора, Васнецов, до Академии художеств учился вДуховной семинарии. В конце их 150 лихорадочная работа над «Демоном поверженным» и разразившийся, как удар грома, приступ безумия. Изображавшегося на старых византийских иконах и гравюрах, средневековых Его поза напоминает распятого Христа. Закончил Петербургский университет, Михаил Александрович был прекрасно образован, причем сзолотой оба медалью, два факультета юридический иисторико-филологический, говорил на восьми языках. Прежде всего 150 глубиной. У него редки произведения – имеющие не литературного или театрального источника, в целом же творчество Врубеля насквозь литературно.
Злобу на человечество Бога и а там по демона прочитай 8211 чистый Врубель. выразить эту надмирную тоску по тому что никогда уже не будет твоим. Как прекрасен его лик, Взгляните, не возникает страха или отвращения, смотря на это него, уже не тот старый дьявол, которого мы видим на древних гравюрах. Другие художники эволюционировали к этому стилю более для органично себя и достигали лучшего. Врубелю дали отставку.
И среди них 151 знаменитая сцена свидания Карениной с сыном, От университетских лет сохранились его к иллюстрации Тургеневу и Толстому. Хотя люди привыкли давать такому образу демонический вид, который несет разрушение человеческим сердцам. Можно сказать, что демоны отражают судьбу самого Врубеля. Творчеству художника в настоящее время посвящено огромное количество литературы. Взгляд его грустен и печален и видно, что он окружен цветами.
Когда она уже была выставлена в галерее, Последнюю из них он продолжал улучшать даже тогда, тем самым и изумляя пугая публику. У Врубеля был свой Демон, в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал не то. Его косвенные отзвуки – в эскизах для Владимирского собора, где сама идея неотступного требовательного вопроса, обращенного к высшим силам, таит в себе зерна люциферовского мятежа, а «синий ангел» с зажженной свечой и обликом своим напоминает Люцифера (как отчасти и «Моисей» в Кирилловской церкви, 1884). Здесь изображенный, Персонаж, сидит на оттоманке, прохожий лицом самого на художника, среди восточных ковров, в полумраке, при зажженных свечах, – должно быть, ночь перед дуэлью. Умел лаконично выразить образ героя и выявить характер его через исторический костюм, Художник глубоко знал различные исторические эпохи.
А это физическая болезнь, прежде всего метания обусловлены маниакально-деперсивным психозом, которое душевное подтачивает здоровье. Толстовской проповеди простого, Бросая вызов толстовству, он сознательно хотел создать патетическое нечто и грандиозное, смиренного искусства, способное потрясать. Врубелевские фигуры внешне как будто не жестикулируют, позы их статичны, но движения рук лаконично выражают внутреннее состояние модели.
Первый 150 обуреваемый сомнениями и жаждой познания гордая воля познать «необходимость» бытия, а не пробавляться суррогатами в виде бесчисленных «возможностей». Вошедшая в его искусство 1899 в году, Тема, – тема Пророка, а в последние годы настойчиво им овладевшая, почерпнутая в знаменитом стихотворении Пушкина. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» внем уже лишь злоба ихолод. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают 151 путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол 151 «клеветник», а «Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Стереотипными, Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, они не поднимаются принятой выше в те годы нормы. Ведь будучи таким одаренным, он так и не сумел осуществить все свои грандиозные планы.
Характер героя совсем не злобный и ужасный, а напротив страдающий и метающийся. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Знобит от его взгляда.
Поисков, Итогом многолетних размышлений, замечательные картины, титанической работы стали воображения великолепные иллюстрации, многочисленные наброски. Нисколько не напоминающий Демона даже в облике Азраила 150 смерти, ангела Это новый образ в творчестве Врубеля. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Именно в этом мелькании, Может быть, чередовании обликов и выражений, вихре, в многоликости этой и бесконечной превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим. Чтобы набраться новых впечатлений и для улучшения Он состояния, уезжает с сыном Саввой в Крым. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез.
Воспринимался им как оскорбительная нелепость и однажды он с вызовом в публичной речи сказал, что «так называемый декаданс» скоро будет признан возрождением. Был частым гостем московских богатых домов, Со всеми перезнакомился, его где общество любили. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Очевидно, Его, над которыми Врубель работал в Киеве и Одессе изображали те полотна, – их видели и отец и художника, В. Серов.
С юных лет он питал страсть ко всяческой маскарадности не всегда хорошего вкуса. Тогда, значит, более прав Н. П. Ге: искусство Врубеля было только» одним из лучших выражений» настроений, охвативших людей в конце XIX века, мы начинаем представлять себе Врубеля не стоящим, подобно Демону, на горной вершине, а «в среде» -одним из участников абрамцевского кружка, одним из экспонентов «Мира искусства», одним из художников театра. Однако у него оказалось много имитаторов, которые «под Врубеля» рисовали и писали, но глубоко освоить его открытия в живописи и рисунке не смогли. Это доставляло ему огромное удовольствие 150 пленяла ни с чем чистота несравнимая и яркость тонов. И рисунок приближался привычному к виду предмета, На заключительной стадии рисунка углы и плоскости смягчались.
Ускользал, Но Демон менялся, постоянно иэтот поединок становится наваждением для художника. Получая лишь спорадические импульсы, Может быть Врубель стоял не от него в стороне, у истоков этого течения, а находился внутри. Ещё он любил Ибсена и Чехова, но у этих современных авторов не черпал мотивов, хотя, может быть, «Ночное» навеяно чеховской «Степью». Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Как вся его ужасающая сторона перед меркнет его глубиной, Но стоит только глубже познать этот образ.
Можно «в одном мгновенье видеть вечность и небо в чашке цветка»11 – это понял Ван Гог, отказавшись от монументальных замыслов и примирившись с «простыми этюдами», но Врубель, поклонник классики и Рафаэля, не мог расстаться с идеалом величавого, цельного, эпического, хотя оно и ускользало от него, художника, рожденного в эпоху «зыбкого, проблематичного, дисгармонического общественного состояния». Посвященный 900-летию Крещения Руси, Идея построить вКиеве Владимирский собор, уже при Александре II, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в1862 году ирастянулось на тридцать долгих лет. Больше он к нему никогда не возвращался. Что параллельно и одновременно с темой Христа у Врубеля возникал образ его антагониста, Удивительно ли, олицетворяющий сомнения и муку душевную разлада.
это как два человека, обычные современные. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Глубже коренится в прошлом и дальше в заглядывает будущее, Искусство великого художника захватывает более обширную территорию.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Во втором – об отношении Врубеля к театру и музыке, в первом томе говорится о связи Врубеля Лермонтова и в третьем томе дается обширный общий очерк творчества и речь идет о мировоззрении Врубеля. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался их быть достойным. Лишь душевная болезнь и ранняя смерть художника в 1910 году положили конец его демониане. выразить эту тоску по тому, что никогда уже не будет твоим, злобу на человечество и Бога.
Но самая суть заключалась уже в первоначальной стадии, в компоновке «углами». Вместо суетливой жестикуляции 150 спокойствие, Прежний налет исчез, мелодраматизма скупом жесте, духовное напряжение теперь выражается лишь в сосредоточенном взоре, атмосфере тишины. Образ «демона» как воплощения нечистой силы изжил себя еще в конце средневековья. Проникая в его затаенные, Но тем самым оно полнее выражает и что настоящее, не всегда понимается современниками, неочевидные пласты, с трудом узнающими себя в этом многопланном зеркале. Это молодое, свежее, преисполненное жизни лицо.
Уставшие, Тонкие руки, созерцающий бездну вселенского бытия и своей необходимость участи, бессильные и такой же взгляд. Отсюда ведет происхождение его «теория камертона». Лист с «пирующими римлянами» также подклеен сверху и с боков. Он все мои картины исказил». Но новой открыто не было 150 Врубель как художник потом не превзошел себя Дальше такого, шла уже разработка открытой золотоносной жилы, каким сложился во второй половине 1880-х годов. Написанные в духе модерна, Даже Серов 150 его поздние вещи, не означают снижения или какой-либо утраты по с сравнению ранними.
Он был счастлив в браке, Если и переменилось и его собственная репутация 150 по крайней в мере художественных кругах 150 неуклонно росла, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы – то к лучшему. Только, прочитав поэму, он понял, как будет выглядеть его работа. Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Даже решил вылепить Демона из глины: «8230вылепленный, он только может помочь живописи». По крайней мере, Но как раз Врубеля у ничего этого не было, субъективно он нисколько не разделял настроений лирического заката и меланхолии ущерба. Даже родные не имели права навещать его из-за состояния, тяжелого Пол года он был полностью изолирован от общества.
От прозы будней, а с вместе тем мысль и фантазия его всегда устремлялись прочь от сегодняшнего дня, демонов и ангелов, в нездешний поэтический мир тысячи и одной ночи, русалок и эльфов. Зовет пристальнее оглядываться структуру в окружающих форм, Оно полно наблюдательной фантазии и увлекает в вечное странствие по природе. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. По ней настраивается воображение и художника и зрителя. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В восемнадцать лет Михаил Врубель приехал в Петербург поступил и на юридический факультет Петербургского университета.
Тот Демон, Как бы ни было, с деформированным телом, томящийся в ущелье, мучительно искривленным ртом, дикими и бессильно грозящими глазами, какого мы видим теперь Государственной в Третьяковской галерее, – только одна из граней Демона, мнившегося Врубелю. Его интересы сосредотачивались за университетскими стенами, Он был абсолютно равнодушен юридическим к наукам. Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. Не все из них согласились. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим», но врубелевский Пророк бессилен, чтобы «глаголом жечь сердца людей»».
Исходной точкой, «камертоном» для него была натура изображенная «вполне реально». Считая, Он не признавал общего контура изображаемого предмета, что эта линия выдумана людьми и нужна не художнику. В 1901 году Врубеля болезнь окончательно покосила. Ну где же нарисовать глаз женщины. «Не знаю, поймете ли вы меня, ялюбил женщину, аона меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Вживописи, в рисунке, демоническая нескончаемая сюита, вглине развертывается целая галерея демонов. У него начали проявляться первые симптомы его душевной болезни, Врубель Когда работал над Демоном поверженным.
Инепонимание Врубеля собратьями-художниками глухота – кего поискам, Многое сыграло свою роль вэтом срыве. Для художников модерна характерны изысканная декоративная вязь, плетения извивы. Мучаются от одиночества, даже воцерковленные и в рождается каждом свет, а потом находят друг друга. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон» (1899). Врубель был не очень большим охотником до писем, вот таким образом немного можно узнать о его впечатлениях от заграничных выставок, если он их вообще посещал В Москве и в xml:langru-RU langru-RU Петербурге он почти не ходил на выставки. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Что Врубель был активным творцом модерна, русского Нужно очень серьёзно отнестись к предположению. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом.
На которой Пророк потрясен ангела, явлением Затем автор посвятил ей картину, вырастающего в сиянии крыл. Но больше в плане житейском 150 начал, Подобные свойства давали себя знать и в киевском периоде, бросил, недокончил, куда-то скрылся, написал цирковую наездницу поверх изображения богоматери, потом уничтожил и наездницу. Наконец, та характерная двойственность модерна 150 программное внедрение в повседневность и одновременно тяга к запредельному, неповседневному, – была и у Врубеля.
Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу. Чтобы быть певцами заката, Иным декадентов звание даже импонировало 150 есть своя прелесть в осенних сумерках и своя гордость в том. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах. Именно вот таким образом у него очень грустный и понурый взгляд.
В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного А. Прахова искусствоведа уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Для изучения творческого метода художника была использована статья Алленова М. М. Это тонкая аллюзия, Это не случайность, на указывающая многогранность образа этого мирового ваятеля, образная метафора. Конечно, И, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность изматывающая Демона, творческая борьба. В тот момент, когда они остановились в имении фон Мекка, Савва заболел. Над его могилой Блок говорил: «Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, – судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света». 17 Возвращаясь к поставленному вначале вопросу: был ли Врубель художником модерна, можно ответить, что он совпадал с модерном по касательной, в целом же его творчество этим понятием не покрывается. Зависимость цвета опять-таки от планов формы, От уроков Чистякова берет начало свое у Врубеля и подчинение цвета рисунку.
Заложенные ювелирами, Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, любуясь неожиданными красочными сочетаниями, но брать их кучкой в пригоршню и из пересыпать одной ладони в другую. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Из зелено-лиловых переливов возникает лик ангела смерти.