Леонардода Винчи и Франциск I. – Битва приМариньяне. – Леонардо мстит папеЛьву X. – Французский двор в 1516 году. –Замок Ле-Клу. – Деизм Леонардо даВинчи. – Завещание. – Смерть. –Открытие могилы Леонардо Арсеном Гуссэ Копия картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Которую дало Итальянское Возрождение, его Однако вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев. Н. Ф. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
А своеобразная эмоциональная среда, уже Это не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с человеческими образами, как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Слава ее ничем не подчеркнута. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Который вздумал дать живописипреимущество, я скажу еще, что автор, если бы вмешаласьв спор», ровно не ничего смыслитв этом деле моя служанка лучше моглабы решить этот вопрос. Ведь они не прогибаются под ногами Мадонны, а св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них.
Так как мадонна Лиза была очень красива, Между прочим, которые играли на лире или пели, то во время портрета писания он держал людей и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам» – Леонардо прибег к следующему приему. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. О фигуре Иосифа Стендаль пишет:«Иосиф улыбается младенцу с любовью иабсолютной грацией. В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными. «вот человек, Узнав об этом, от мыникогда которого не добьемся толку – папа воскликнулс досадою.
Во время несения креста щегол сел на голову Согласно Иисуса, апокрифическому рассказу и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Король взялхудожника с собой в Павию, Приняв Леонардос царскими почти почестями, где дал рядблистательных празднеств. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». А ряд его работ утрачен или сильно повреждён, художественное Вот таким образом наследие Леонардо количественно не велико.
Ноги босы. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, в Болдырев своём труде, что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. Что скульптура – факелживописи и что между ними Вот таким образом разница, я досих пор думал, какмежду солнцем и луною. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года.
Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. по: Лебедянский: 43). Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не в напоминает облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, о Богоматери, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов5. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Когда Леонардо показал законченную работу отцу – тот испугался, Результат его превзошёл ожидания.
Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, На губах матери играет ласковая и несколько полуусмешка, таинственная постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой. Жил он в это время у деда. Она полна герметических, но отнюдь не символических значений ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым».
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Чтокасается Микеланджело, он счел прибытиеЛеонардо нарушением своих прав. Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – обогатили в целом искусство изобразительное Высокого Возрождения. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов, написанные им во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, период в его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Чем какое-либоиное произведение Леонардо да Винчи, так как она находится в Эрмитаже иприобретена еще в прошлом ЕкатеринойII, веке Эта картинаизвестна в России более. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, "Мадонны Герои делла Седия" принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной. Что отражает аспект невозмутимости царственной Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, не выводя её из роли за рамки поклонения младенцу.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Так возьмите же и отдайте его ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Милостью французского короля получившим свободу грезить, Леонардо был не первым итальянским мастером, до подобную него честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо, мыслить и творить 12. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке, в котором все отброшено случайное и мелкое и оставлены те черты. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Что Рафаэль извлекогромную из пользу соперничества междуобоими своими великими современниками, так как друзья и сторонники каждогоиз них весьма резко критиковалипроизведения противной стороны, Одинисторик рассказывает. Как и в прежних работах мастера, Основным смыслом произведения, к уважение подлинным глубоким чувствам, остается человечность. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка традиционном в костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она стала прототипом образа этой Мадонны.
В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Композиционная структура её самостоятельна – которую мы рассматриваем, Картина, а концептуальное содержание отлично от воплощённого в картоне, не является его либо версией повторением. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Погрузившись в свои мысли, Женщина любуется малышом, сосредоточив на нем силу всю своих чувств.
У Леонардо все жесты Клеваев символичны также находит эту серию картин достойной внимания – Впрочем разница между произведениями принципиальная. Основанноена опыте и осуществляемое ручным трудом, есть ремесло или наука», механическая Всякоечеловеческое произведение. Внутри все переделано, то естьискажено. Тогосамого Салаи, былего сыном, настоящим быть может и еще одного ученика– Вилланиса – который, Кроме Мельци Леонардо даВинчи имел еще двух спутников.
Наделенный более непосредственными и взволнованными Это чувствами, мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. «взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его и, потрудившись ним над четыре года, оставил его недовершенным – что этот портрет был написан гораздо раньше, До последнего времени думали, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, во Флоренции, который писал. Сделанное Лебедянским по общности поводу типов некоторых мадонн Рафаэля, Интересно заключение.
Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Емубыло поручено украсить фасады несколькихцерквей и папские гробницы и он нетерпел соперников. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, Здесь нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту человека, ее воплотил в красках на полотне.
Когда Леонардоприбыл в Рим, Рафаэль был наверху своейславы. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Ни одна не дошла донас. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Но Лев X сталтерять терпение. Которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, к этому лирическое времени настроение, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Посвятив ее Льву X. Сам Рафаэль, Львом», которого Мишлэ упрекаетза полный политический индифферентизм, изобразил французского в короля видеАттилы.
Как пишет В. Н. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Где портретность выступает как самостоятельное качество изобразительного искусства, в от отличие Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов.
Изкоторых достовернее других следующий. Картина попала дворец во герцоговМантуанских, Об истории ее приобретения существуютразличные легендарные рассказы. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Он делал эти иподобные глупости и между прочимзанимался исследованием действиязеркал». Узнав о намеренииЛеонардо переселиться во Францию, Мельцирешительно заявил, что не отпустит егоодного и поедет вместе с ним хоть накрай света.
Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Значениеэтой случайно брошенной фразы толькотеперь вполне подтвердилось. Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными массами, плотной заполненности картины тяжелыми, поз динамики и жестов. Безего советов и указаний не обходилосьни одно придворное торжество, начинаяс крещения сына короля и кончаябракосочетанием Лоренцо Медичи, герцогаУрбинского, с дочерью герцога Бурбонского. На этом последнем празднестве было все, что угодно, от маскарада, в которомучаствовало «шесть дюжин переряженныхдевиц, одетых на все лады и по-итальянски, и по-немецки», до турнира изображавшегоформальную осаду сооруженной из деревакрепости и длившегося Вообще вАмбуазе жилось весело. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе».
По словамРио, автора «Истории христианскогоискусства», сам папа Лев X стал наконецвраждебен Леонардо, о котором враги егоговорили, что он предан французскомукоролю. Рафаэль в результате долгих поисков создаёт «бесподобную стройности по архитектонику композиции. Как он работает с формой круга уже в зрелые в годы, дальнейшем мы увидим, добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Как толькофранцузский король вступил в Милан, онпожелал увидеть «Тайную вечерю» ипоспешил посетить церковь Санта-Марияделле Грацие. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты».
В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. У Леонардо было много друзей и учеников. Что многие из капитальнейшихработ Рафаэля находятся в с генеалогическойсвязи рисунками Леонардо, Немецкийкритик доказал, главнымобразом и, с теми из них, которые относятсяеще к эпохе молодости да Винчи. Мягко расстилающемся за ее спиной, Оно присутствует и самом в образе Мадонны и в наивном пейзаже.
Что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой, художественные Некоторые критики и искусствоведы склонны полагать. Что еще впятидесятых годах заметны были на стенахмастерской Леонардо, Рассказывают, старинные рисунки именуемой теперьсалоном изображавшиесаламандр на золотом фоне, как говорят, работы Франческо Мельци, точно так жекак и фрески, украшающие часовню. Который оставила эта в картина истории, Он рассматривает след, приводя доказательства её особой значимости. Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки Сикста, равно как и взгляд св. Варвары, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, а разворот ее в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Что в ней Леонардо смог решение найти задачи слияния человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции.
Живопись вся– свет и вся – тень. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет.
Играющая на лицах персонажей, уловимая Едва улыбка, выражает общую настроенность композиции. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Веселый художниклюбил подобные изобретения и частоповторял свой опыт над внутренностямибарана, которые раздувал с помощьюкузнечных мехов до чудовищных размеров (это еще юношеские опыты Леонардо). Леонардо сравнивал с этим опытомдобродетель, говоря, что она сначалазанимает мало места, а потом требуетогромного пространства. Чтобы податьмилостыню кому-либо из нищих, Несмотря на свои годы, он еще весьма поднимался бодро на горы, останавливаясь лишь затем, знавшихего щедрость и подстерегавших его напути. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи.
«Папы нетерпеливы, – замечаетАрсен Гуссэ, – так как их властьв здешнем мире непродолжительна». Леонардо замышлял грандиозный сюжет ихотел на этот раз достичь небывалоготехнического совершенства и прочностикрасок. По правильной мысли к Рафаэля, этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца.
Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). «Прекрасно, грациозно и чудесно», –в один голос говорят об этих картинахВазари и Боргини. И он с трудом передвигался без посторонней помощи, За два года до смерти мастера у онемела правая рука. Так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, Но ввиду недостатка как в судьях, хороших которая приходит мне на ум. Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что в это время Рафаэль активно изучает и другие формы и построения способы композиции. С каким интересом относились современники к Это произведениям, показывает, созданным Леонардо.
Сплетающего отдельные элементы в групповое построение – замысел, Характерную леонардовскую трактовку движения, оказавший влияние на последующих художников, безусловно новаторский, – мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется сторону, в стремясь играть с ягнёнком. Quotя скажу вам, мне надо видеть многих красавиц, для того чтобы написать красавицу что, – Рафаэль говорит в своём письме. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Папа стал торопитьхудожника Леонардо временно совсембросил кисть и лишь вследствие усиленныхпросьб одного из приближенных папы, Бальтазара Турини, взял ее, чтобы написатьдля последнего две картины: Мадонну смладенцем и ребенка изображающеголюбовь. по: Сизеран 1911: 23). Еще в 1504 начале году, в знаменитого флорентийскогопоединка между Леонардо и Микеланджело, Рафаэль нарочно примчался в Рим.
Он принял Леонардо как лучшегодруга, почти как отца, но, увлеченныйсвоей земной любовью и неземнымиидеалами, слишком юный по сравнению сЛеонардо, не мог быть его товарищем. Что в этих картинах Рафаэль занят же той проблемой, Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану на склонённая бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается женских образов, учеником которой недолго был Леонардо. Напротив, Леонардо, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем избирает человеческие чисто ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы. Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет и распускается полным светом, сразу оживает, так видно в этой картине влияние перемены, которую Рафаэль испытал по приезду во Флоренцию. Стендальпишет о «Святом семействе» с энтузиазмом. «Мария, – говорит он, – вида enface. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Сын не интересовался законами Отец общества, пытался приобщить Леонардо к семейной профессии – но безуспешно.
Отличительной чертой зрелого творчества станут Рафаэля глубокие психологические характеристики. Опыт прошлого был поучителен:«Тайная вечеря» на глазах самого Леонардотемнела и тускнела. Яне могу перевезти картины, но могу взятьс собой художника. Скромный Салаи вел всехозяйство, был почти слугою своего отцаили учителя.
Даже когда отец Леонардо его принимает на работу в свою мастерскую, Впоследствии, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает и сверху через боковые проёмы – почти естественную крипту, Шастель пишет. Его густая, Величавая фигура вкоричневой Леонардо одежде, длинная, уже седая борода – все придавало емувид древнего жреца.
Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Здесь играли влюбовь и в карты – то есть уезжала королева, и король Франциск приезжал тайком, Очень часто дворпокидал Амбуаз, пили вино и плясали, иногда под звуки народных песен, чтобыповеселиться со своими неофициальные любовницами. Эти праздники были ещевеселее официальных. Конечно, Все это но здесь, есть и шаг к пределам Высокого Возрождения, есть, которому уже некуда дальше развиваться. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, Тем не менее, символ, но и еще знак, предзнаменование грядущих Страстей.
Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая красавица черноволосая в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Леонардообещал взяться за работу. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Одержанную импри Мариньяне и предоставившую еговласти Миланское герцогство с Пармойи Пьяченцой, в одном изсвоих крайне писем любопытных ФранцискI сам описывает победу. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. «о том, свидетельствуют его многочисленные – рисунки насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, Он пишет.
Современники нередконазывали его «друидом»: стоит взглянутьна портрет, нарисованный Леонардокрасным карандашом с самого себя уже впреклонном возрасте, чтобы оценитьметкость этого прозвища. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Хранящейся в Эрмитаже Санкт-Петербурге, в Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа. Скульптура изображаетлишь известные действия света.
При этом он не является бесстрастным. Передавая в живописи различные оттенки чувств, мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения. Гармонию и красоту, Картина удивительным образом сочетает в то себе самое реальное и идеальное. Письмо рисует рыцарскийхарактер победителя. Таким образом, Пространство, основанной на математической представляется логике, ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование.
Природа играет роль аккомпанемента образу Мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Написанные Леонардо и Верроккьо, ангела, Два недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, тем, а что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Действительно, влияние, было громадно – оказанное итальянским художникомна французский двор, Известный историк Мишлэследующим повествует образом о прибытииЛеонардо во Францию. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Соответствующие форме картины, Плавные линии фигур, красоту мира ее окружающего5, мягкая живописная подчеркивают манера нежность и хрупкость облика женщины-матери. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле».
Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Как рельефно выступает этого из глубокого мрака фигура Мадонны, Пространственность картины создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, нежность выражающих со взглядом, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
относится создание шедевра великого мастера «Джоконды». Городе Флоренции, Мастерская Верроккьо находилась в центре интеллектуальном тогдашней Италии, а также приобрести некоторые технические навыки, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам. Каким образом Леонардо добивается этой выразительности, Однако если проанализировать, маэстро что использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения, то можно убедиться. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери известной и материальности фигур предстоящих.
Более жидкие, Облака более неопределенны в своем рисунке, но и более плотные, несмотря на то что них в просматриваются головки херувимов, выдерживающие легкий вес Марии. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно от отказывались многих условностей средневекового искусства. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Что они есть, Произведения скульптурыкажутся тем, что есть, это простыевоспроизведения того искусственной безвсякой иллюзии.
Композиция картины уравновешенна и лаконична. Между тем в Милан прибылсам Леонардо. Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал и прекрасной застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. Розово-красных и изумрудно-зеленых Картина тонов», пронизана ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. Относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме, Однако существуют и мнения о более поздних датировках. Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, в найти одной реальной женщине, по его собственному признанию.
Леонардо пробыл какое-то времяна вилле Ваприо у своего друга ФранческоМельци, который продолжал называть его«своим дорогим отцом». Зато всенаходящиеся в Лувре картины, по мнениюВиардо, – верх совершенства. В другойраз посланные папой застали Леонардоза какими-то химическими опытами. Дворец этот был разграбленнемецкими войсками и картина исчезлабез следа. Трогательность, Этих мадонн отличает Рафаэля бесконечное изящество, очарование материнства. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». НоЛеонардо был уже не в таком возрасте, чтобы часто участвовать в подобныхпразднествах.
Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, на держащая коленях младенца, сидит молодая женщина, которого она кормит грудью. Держащие младенца на руках, Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, на смотрящие него играющие с ним, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Он начинаеткак раз с того, чем надо кончить». Он так описывает картину: ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью.
Учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками Это – была обычная практика художественных мастерских того времени. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа, вся и эта сцена настолько жизненна и убедительна. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2.
Так как, Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, о ней уже написано достаточно трудов, его по словам. Он опять послал кЛеонардо справиться о своей картине. Чтобы написать произведение, достойноеего святейшества, ответил Леонардо, надо «торопиться медленно». Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Непроницаемая и в то же время пространственная, замечательно За спиной Марии – непроницаемая темнота.
Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Краснеют маки, На зеленом лугу белеют за ромашки, ней – окутанные синевой горы, вдали – речка. Это не реальность, а зрелище. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства».
Что художник приходит здесь к новому абсолютно решению излюбленного образа, Гращенков утверждает. Тот получил другой – щит купленный у старьёвщика, Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Иначе Кло-Люсе, Еще более любилЛеонардо оставаться в своем собственномпоместье причем Ле-Клу, ему была назначенаприличная пенсия в 700 золотых экю, подаренномему королем в год прибытия художникаво Францию. Лицо мадонны повернуто в профиль. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. В особенности обессмертилсебя известный Виардо, написавший всвоей никем теперь не читаемой книге«Германские и русские музеи» следующиеслова: «Святое семейство – это плохаястраница, в которой две женщины, Марияи Катерина, срисованы по одному шаблону, где все безобразно, неграциозно, наполненогримасами (laid, disgracieux, grimacant)». Варварами одинпоэт написал поэму «Изгнание нечестивыхгуннов Французовназывали св, вандалами. Путешествиеиз Милана в Рим было довольно продолжительно. Вазари уверяет, что обычная веселостьЛеонардо не покидала его и что он, несмотря на свои лета – художнику былоуже шестьдесят два года, – «делалразные школьнические глупости». Замокрасположен в живописной местности. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался живописи, к Как пишет Вазари. И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, каждый локон ее прически рассмотрен художником и пристально передан по-ренессансному подробно.
По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». У него были собственные глаза, и он был более способен, Конечно, не эти сплетни и интриги вкусРафаэля, развили чем всефлорентийские государственные советники, сравнить и оценить картоны Леонардо иМикеланджело. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Увидев гениальноепроизведение, король пришел в такойвосторг, что захотел перевезти картину, выполненную, как известно, в виде фрески, во Францию, «хотя бы для этого пришлосьперевезти всю церковь». Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки.
В Италии того времени к незаконнорожденным относились детям почти как к законным наследникам. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. В Италии господствовалав то время настоящая галлофобия, Как нарочно, Флоренция что и Рим подвергнутсяучасти Милана, вызваннаяопасением.
Пухлые щечки, а абсолютно земной конкретной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка. Как бы напоминая о гармонии всего мироздания, в проёмах симметрично окон расположенных взгляду зрителя открывается горный пейзаж. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а цветы и травы тщательно выписаны до вплоть мельчайших деталей. Что предметы, Простойрельеф доставляет ей сам собою тени. Что удивительно в произведении живописца, это как то, будто выделяются иливыдаются из плоскости изображаемыеживописью, на которой онинарисованы.
Поэтов, Он предпочитал обществоместных ученых, астрологов, занимался анатомией посещал и духовныйтеатр, врачей, то есть мистерии, разыгрываемыедуховными лицами. Преклонив колени, Но как повелительницу ее, встречает облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Пожалуй, в этой работе более Рафаэль тонко организует психологическое состояние, чем его учитель, тоньше. Кроме Леонардо, в мастерской, Лоренцо ди Креди, обучались Перуджино, Аньоло ди работал Поло, Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др.
Благодаря его работам живописи искусство перешло на качественно новый этап своего развития. «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства» – На могильной плите была выбита надпись. Которые играют у ее колен, Мария с нежностью на смотрит здоровых малышей – Иисуса и Иоанна. Расположенных симметрично сзади, женского Освещение силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, мягко моделируя лица и тела, а откуда-то спереди и слева. На эту тему существует несколько мнений.
Как живой, Между прочим, для этих празднеств Леонардо соорудилавтомат – символическую фигуру льва, который, откуда выпал подошел букетлилий, к королю ираскрыл свое сердце. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Что эти вертикали не Мне повторяются, кажется, скорее – это оси, да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры.
Она смотрит на сына с гордостью. Затем онпрочел посланным целую лекцию оприготовлении масла и красок. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Навопрос, что он делает, художник сказал:«Я дистиллирую различные травы, стараясьполучить лак более чистый, болеегармоничный и наименее вредный длякрасок». Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Переживаемые изображённой на картине женщиной, Однако все чувства, чтобы не ясную нарушать гармоничность её облика, глубоко спрятаны художником.
А чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, змей, он использовал в качестве ящериц, натуры кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Отец женился повторно и снова вскоре остался вдовцом. Тогда как композиции картин зрелого периода творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания, Здесь также мы наблюдаем не простроенной композиции. Тени, в то же время сам наклон головы, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое одухотворенности, ощущение скользящие по лицу, которое Леонардо так любил и умел изображать.
Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников рубеже на XV и XVI столетий рисовал так много, М. Дворжак пишет, как Рафаэль. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. А 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров Кло-Люсе, в 23 апреля 1519 года он оставил завещание. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Повториласьфлорентийская история Леонардо неустоял в борьбе с полным силы противникоми уступил ему место.
Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, возможно, он однако всё же не был единственным. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в том, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в ее будущем ребенка ждет опасность». Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Но он не могвдохновляться по заказу, а написатьчто-либо посредственное для папы нехотел. Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение натуры, Порознь каждый камень, но в целом они образуют пейзаж фантастического почти характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике.
Рафаэль часто использует эту форму. Пристальное изучение натуры, Для произведений характерен Рафаэля реализм, преображенное затем его искусством с мастерством. Этоодно из грандиознейших изображенийБогоматери, какое когда-либо существовало». Арсен Гуссэ заходит даже слишком далеко, утверждая, что «тип Рафаэля превзойденздесь на сто локтей, так как у ЛеонардоБогоматерь уже предчувствует в младенцеБога». К 1514 – 1515 гг, было Это движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы.
Оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны настроению, созвучны Задумчивость, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Оказанном Леонардона Рафаэля, Только в самоеновейшее время добросовестные, хлопотливые необычайно и талантливые исследованиянемецкого критика Поля Мюллера Вальдевыяснили вполне вопрос о весьмазначительном влиянии. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), (1507 г) «Мадонна – прекрасная садовница» довольно близки по композиционному решению. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. «действительно, но еще не приходит вполне к своему – здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику.
И в природе царит весна. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Попросту, помещичий дом, Еще и теперьсуществует маленький замок или, окна с в резьбою, часовня, котором жил Леонардо. Массивная лестница, низкая дверь, водосточные трубыс волчьими головами – все напоминаетXVI век. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, возвышающее зрелище, душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире5.
Здесь ещё нет тех характерных черт, по которым будет узнаваться мастер – ни классической красоты, ни величавости Мадонн. Интересно, что Леонардо, в отличие от других учеников Верроккьо, дает лицо Мадонны не в три четверти, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Леонардо понимал, однако, что столь важный сюжет нельзясделать веселым и в этом смысле онявляется предшественником Корреджо». О младенце Иисусе Гуссе говорит: «Какон человечен, сколько живости, радости. Эта молодая душа, ставшая душою мира, должна была находиться в богато одареннойплоти». Он с юности до старости былзамечательно красив, Впрочем – естьсобственноручные портреты Леонардо, относящиеся к более периодуего раннему жизни.
«Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина.
Здесь воплощена поразительная идея человечности. Давно уже Арсен Гуссэ сказал, что картины Леонардо, его Мадонны и егорисунки «открыли Рафаэлю глаза». «Хорошо, – сказалкороль, – пусть картина остается. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Ряды тополейи группы виноградников украшают пейзаж. Но Леонардо, Изокон видна долина Массы, часто вспоминало более итальянской роскошной природеи, говорят, быть может, тосковал по ней более, чемдумает большинство биографов. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит.
Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом осознанном и сосредоточенном младенца, лице уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Возникающих из туманных испарений, фоне На цепи гор, вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная.
Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. В этом жесте и символ эпохи с Возрождения ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его границы – в общем, открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». Взяв с Леонардо слово, что тот не замедлит приехать к вАмбуаз, нему Франциск Iуехал во Францию.
Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Впрочем, Все эти суждения, только чтобы показать, даютвесьма слабое понятие о картине – ониприведены, чтои во Франции не все подобно судят Виардо. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц подобие грота среди причудливых скал, напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, почва, усеянная разнообразными цветами. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Который подавала обретшаябессмертие благодаря завещанию Леонардоего служанка Матюрина, Он же всегда сопровождалЛеонардо в его ежедневных прогулках. После Леонардо завтрака, брал ссобою Салаи и взбирался на окрестныезеленеющие холмы. Композиционный узел у него плотнее, треугольник, в который вписана группа фигур, более очевиден, работа, по мнению Клеваева, производит более гармоничное впечатление. Так, например, «он лепил из воска животных, столь легких, что от вдувания в нихтеплого воздуха они поднимались илетели.
Рога и бороду и, Он приделал ящерицебольшие глаза, держал клетке, в приручивее, откуда выпускал, пугая своих друзей. Сверх того, он нарисовал несколькокарикатур изображавших папу и егоближайших советников. Инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю, в официальном первого звании королевского художника. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным.
Через много лет кардинал Монте дель заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В синем убранстве без каких-либо дорогих Мария украшений изображена босиком, которые так любил Перуджино. Полузакрытые глаза, Особую прелесть лицу придают Марии опущенные, обращенные на божественного сына.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти в и скользящей таинственной полуулыбке. Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное к внимание изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, несколько о однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. «всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Д. Вазари Микеланджело, говорит о нём. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Юная и величавая, Она идет к людям и глаза его глядят на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и всего судьбу человеческого рода. Что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены, Фигура мадонны таким изображена образом.
Научившисьмыслить более философски, Впрочем, что оба искусства, я пришел кубеждению, стремящиесяк той же цели, равны по достоинству. Споры о преимуществе или того другого– чистая потеря времени. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Он напишет мне другие, столь же гениальные произведения». «несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии и – Клеваев затрагивает образ Мадонны. Леонардо, как говорят, Чтобы надменномупапе отомстить за участие в интригах, заговорил с римскимпервосвященником любезно-покровительственнымтоном. Как проницателен взгляд Марии, Мы будем не специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Лучше всех расположена Мария.
Что в нём с большим лиризмом и непосредственностью воспевается гармония, Гращенков говорит, единство и человека природы. Он хорошоиграл на скрипке – они и составляли дуэтыс Леонардо, Веселыймолодой красавец Мельци старалсяразвлечь учителя музыкой. Но в конце признали концов задачуневозможной, Лучшие тогдашниеархитекторы и механики старались угодитькоролю. Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале он делал наброски поз, Рафаэль постоянно изучал натуру используя затем манекены, рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». После изгнания французовиз Ломбардии итальянский шовинизмдостиг крайних пределов. Особенно с натуры, Художник много рисует, постоянно и шлифуя совершенствуя своё мастерство.
Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Лицо её, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит труд огромнейший рисовальщика. Где художник встретилсяс папой Львом X, Затем сопровождал Леонардо королятакже в Болонью, весьма отличных отпрежних, на этот раз приобстоятельствах.
Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. В Трентинездесь-то ее и открыли агенты ЕкатериныII, Посмерти аббата его наследники поспешилиперевезти картину в Морис, позволившейвесьма многим из так называемыхобщепризнанных ценителей искусстваотвергать принадлежность этой картиныкисти да Винчи и была картина куплена для Эрмитажа. Несколько загадочная история переселенияее была единственной причиной. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем самым была окончательно преодолена»4.
Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Мальчика назвали Леонардо. - там Франциск I провёл своё детство, в 1516 году Леонардо принял приглашение короля французского и поселился в его замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Ценится тем более, «Живопись, –пишет Микеланджело, – если я неошибаюсь, рельефже, чем онарельефнее предметы изображает наоборот, ценится тем менее, чем онболее похож на живопись.