«Вот поистине мой художник», восклицал Дидро, посвятив Грезу не одну страницу своих «Салонов». В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика.
В 1756 г. она была переведена в Севр). Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Сюжет картины был навеян художнику посещениями мецената Кроза.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Одному из ведущих этого жанров века, Углубление реализма в середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету. Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек, Культ чувствительности превращался у него сплошь и в рядом чувствительную жеманность. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, вывести за пределы обыденности из сферы интимной жизни. Само действие напоминает сценическую площадку. Начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии, с чисто французской зоркостью художник запечатлел игру тончайшую изменчивых чувств.
В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. Исполнял декоративные панно, Он оформлял книги, директором был Академии, картины для шпалер. Как в цвете даны все оттенки тонов, так и в изображении Ватто даны А. Ватто. Где собрались «старшие», Девушка на вышла минуту из гостиной и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши, чтобы взять забытый шарф.
Берлин, Шарлотенбург все тончайшие оттенки любовного чувства. Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи «головки Греза» с возведенными горе глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянной невинности, «замешаны» на большой доле эротики и фальши. Действие разыгрывается на переднем плане, освещая их искусственным светом рампы, располагает группы фигур – который выглядит как площадка сцены он всегда пишет кулисы обрамление этой главной сцены как в театре, не Он скрывает театрального приема в композиции. В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на и прилавке развешанные на стенах, покупатели светские дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей. Творчество Ватто, сложное и противоречивое, расцветало в годы перелома, на перепутье двух дорог, по которым следовало затем французское искусство 18 в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов.
Усиливающую возможность общения портретируемым с он акцентировал живость и остроту взгляда, Латур ввел близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу). Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана, работы немецкого ученого Винкельмана с его апологетикой античного искусства, его вышедшая в начале 60-х годов «История искусства древности» изменили эстетические идеалы, вкусы, требования. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то гармоническом, звучном, его пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только Латура из живописцев века уважал Жан-Жак Руссо. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно.
Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. В них было много назидательности, дидактики. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, прибегал к нарочитости, желании в пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Колорит Ватто одно из сильнейших качеств его дарования построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых (всегда смешанных) тонов. Вышедшего на арену истории заявившего и о себе и в искусстве, Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия.
Получает развитие такой тип интерьера как салон, залитый светом. С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями. Представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, Фронтоны, пирамидами, увенчиваются также вазами, фигурами, скульптурными трофеями и другими подобными предметами. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы своих героев, положениях, в а типичных состояниях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» мальчика с Савойских гор идущего на заработки.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. В обрамлении окон, Всюду, стенных пространств внутри здания, дверей, в плафонах, лепная господствует орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд. То восхищенных, Психологические характеристики и покупателей слуг, раскрывают различное отношение присутствующих лиц к искусству и современного и прошлого века, то иронически настроенных. Произведения которых он упорно изучал и копировал, Но в Фрагонар это же время был ученикам и других мастеров – великих живописцев прошлого века. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, Он поэзию находил в мелочах домашнего обихода.
Ватто вообще очень близко знал быт актерский и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Шарден не получил академического образования. В натюрморте с серебряным кубком (около 1750) глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, художник качественное открыл многообразие вещей, красоту обыденного. В лице видны живые черты натуры. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
В орнаментике используются греческие мотивы меандр, пальметты. Монументальность форм, дух барокко предшествующей поры еще живет в двух группах укротителей коней исполненных Гийомом Кусту (16771746) для увеселительного замка в Марли (теперь на Елисейских полях). «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.
Начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют за одна другой изящные пары их легкие, образуют волнообразную линию, останавливающиеся как бы на мгновение, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. Всем этим аристократический стиль многом во способствовал демократической эпохе Просвещения. Это напоминает случайно брошенный взгляд влюбленного, полуулыбку, намек. Только Грез проповедует это без шарденовских меры и вкуса далеко и не на том уровне мастерства. Ватто часто использует этот прием в своих картинах. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж).
И все это галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня богиня Флора (Помона, Ио, Калисто, Европа), а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка и неважно, Венера она или пастушка. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Основанного не столько на наблюдении Талантливый жизни, декоратор создатель искусства бездумно-праздничного, сколько на импровизации. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж). 1740-е гг. В левой укладывают в ящики произведения искусства, в правой части беседуют интересующиеся живописью и дамы кавалеры, среди них портрет Людовика XIV. Фрагонар продолжил обучение во Французской академии в Риме (1756–1761) впечатления от пребывания в Италии были таковы: Энергия Микеланджело меня потрясала. время расцвета жанровой живописи Шардена.
Странно бездействующая, Фигура Жиля, как бы не имеет никакого ни отношения к ним, с повисшими руками и остановившимся взглядом, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом дамы, прекрасной который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. В 2030-е гг.
Справа мы видим девушку, в руках которой веер. А там уже вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. Портрет впервой половине исередине XVIII в. такжезанимает художников. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов.
Изящество рококо соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма. Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном выражало третьего идеалы сословия и было различным в своих проявлениях. Человек независимого и критического острого ума, Друг энциклопедистов, Латур не льстил своим моделям. Особенно знаменитымистановятся портретисты: Луи Токке, приезжавший и в Россию, чтобы написать портрет Елизаветы Петровны и запечатлевший многих представителей российской знати (портрет А. М. Воронцовой в образе Дианы) и Жан Марк Натье, прославлявший парижанок в образах аллегорий и античных богинь, муз, нимф, весталок, утративших свою классическую величественность и приобретших под кистью живописца черты пикантности и кокетства. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Цветовая гамма: светлый колорит, розово-красные тона, белые, нежно-голубые. Который был идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVII в., Образцом для подражания становится теперь не Рим ибо в искусстве греческом больше тепла, а Эллада, задушевности, поэтичности. Мимолетных неуловимых ощущений, в этой поэтизация живописи мига, отсутствие среди героев сильных личностей. Сложные ракурсы, На картинах его сложно переплетаются линии и фигуры, клубящиеся облака окружают героев, гирлянды амуров.
От искусства Ватто, утвердившего роль современной ему темы в искусстве, тянутся нити не только к реализму Перронно, Шардена, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. Само название стиля происходит от слова раковина. С виду не тронутый рукой человека, в моду входит английский ландшафтный парк, противоположность полная французскому регулярному.
Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Тонкого наблюдателя жизни, Искусство Ватто, окрылялось мечтой о прекрасном, часто принимало романтическую окраску, вместе с тем в нем звучали скептические, то иронические, то пессимистические интонации. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. И персонажам Ватто не свойственны бурные чувств, проявления в пейзаже царит задумчивая тишина.
Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). Если говорить схематично, то это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицистических черт во второй. Предвестием этого направления в искусстве, но и (как это бывает со всяким большим мастером) явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто (16841721), создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление интерьера уютного и вместе с тем подчеркивает объем фигуры. Карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают небольшие выступы сильно с выдающимся вперёд карнизом. Другие греческие божества успели утомить художников. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. О чем говорят рисунки его и жанровые картины, Не лишенный наблюдательности, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных, Буше не стремился к правдивости образов. И карандаш выпал из моих рук» и д'Аламбером, Жаном при виде красот Рафаэля я был растроган до слез, выходила с 1751 года. В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись.
Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»). Розовым и зеленым Буше тонам, любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым. В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок. 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. Буше любил писать нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов.
Цветы, маски, обломки скал, раковин, животные украшают стены. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь певцов среди мещанского быта, Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида. И Фрагонар мог бы три желании остановиться на достигнутом и под учителя покровительством продолжать работать и далее в том же роде, На такие картины был спрос. В 20-ые годы 18 века Франции во стал складываться и в 30-40-ые годы достиг расцвета стиль рококо. Здесь ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства (в живописи главным образом в колорите, недаром так любили в эту эпоху венецианцев и Рубенса).
Золотой закат напоминает, что праздник угаснет, когда закончится день. Все это созвучно угасающей природе. Первая группа персонажей обрывается на фигуре мужчины жезлом с – обрыв подобен музыкальной смене ритма. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. То сочувствуя ему, Ватто обращался часто к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем под театральной маской как бы совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним, наивные или сложные человеческие чувства. «Поцелуй украдкой» демонстрирует реалистическое мастерство Фрагонара, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у «малых голландцев».
И это лишь усиливает общий оттенок ирреальности, Пейзаж в картинах Ватто также выдуманный театральный фантастичности пейзаж изображения, призрачности. Как раз возникшей в этот период, Картины Греза близки к сентиментальной в драме, котором писал Дидро, тому литературному жанру. Ритмическим чередованием мизансцен пространственных и пауз, Композиция отличается пластическим богатством движений. Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон".
Главными достоинствами его живописи были свет и воздух. Необычайно смелый, Неисчерпаемое богатство фантазии, легкость письма, какой-то текучий мазок, построенного на нежных изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции почти современный по своей лаконичности рисунок все это делает Фрагонара со всеми незамысловатыми его любовными картинками одним из блестящих художников эпохи. Особую роль в стиле рококо стал играть интерьер. Определенные нравственные, Так во началась Франции эпоха Просвещения, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики – мерцающим, Эта тончайшая чувств палитра прежде всего создана самим цветом.
Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. В «Савояре» (ок. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, за вывести пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Он стремился передать его профессию и положение, социальное Бесстрастно анализируя портретируемого, обнажить внутренний мир. Но уже в начатой через год (1764) архитектором Ж. Ж. Суффло в Париже церкви св. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с теми самыми «мерой и порядком», которые он провозглашает как жизненный образец. Его «Жиль» одиноко и печально стоит у края рампы, от всей его фигуры веет неизбывной грустью и это пронзительно-грустное настроение тонко передано статикой позы. Центральная тема Шардена натюрморт. Все объединены общим настроением и плавным ритмом.
«Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). В картинах Ватго никогда нет чистого тона. Создателем искусства бездумного и праздничного и стал этот художник. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Окутанную дымкой мечты, Волнообразная линия изящных уводит пар взгляд с переднего плана вглубь – в туманную даль.
Интересно, что статуя Венеры кажется более живой, чем люди на полотне. В 1770-х гг. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий круг характерных типов, в картинах в и многочисленных, наблюденных в жизни.
Передавал красочность реального мира, Он овладел стремительной и бурной манерой живописи игру использовал света, теплую золотистую гамму, тонкость свето-воздушных эффектов. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 в. воссоздал строй жизни третьего сословия.
Приветливой, Архитектура рококо стремится быть лёгкой, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали игривой во что бы то стало ни она избегает строгой симметричности. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727). Столики-консоли на двух ножках, Элементы интерьера удобные хрупки, мягкие кресла инкрустированные комодики и секретеры, диваны с узорной обивкой, гибкие причудливые очертания спинок и ножек – изысканы.
Чистые тона с лессировками поверх их делают картины Шардена шедеврами, маленькими Изумительное живописное мастерство. Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена это мир домашних, ставших частью сферы интимной чувств и мыслей. Мостики и хижины в нем возникают как случайные, руины наводят на размышление. Неизвестно, какбы сложиласьтворческая судьба такого блестящего мастера, какимбылЭтьен Морис Фальконе (17161791), если бы он не был приглашен в 1765 г. в Россию, где обрел и нужную ему идею и привлекавшего его героя и, проявив талант монументалиста, создал в «Медном всаднике» истинное произведение эпохи. В их проповеди «торжества разума» немало самодовольства и ограниченности, холодного и бесстрастного анализа, сухой рассудочности при всем блеске ума.
Сотканную из тончайших красочных оттенков рефлексов и Мертвая натура превращалась под его кистью в живую одухотворенную материю, окруженную воздухом. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Розы – цветы любви, которые посвящались Венере. «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Особенно часто используется декор из раковин, необделанных камней. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, Творческий путь художника начался с небольших изображения жанровых сцен. Пигалль много работает и в монументальной скульптуре, в которой обнаруживает драматическое, героическое начало (надгробия) и в портрете, но славу ему приносят именно небольшие жанрового характера вещи, в лепке которых много свободы, динамики игры светотени, но и ясности пластической моделировки.
В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность всего чаще это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния героев, Государственные актеры музеи) не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. Пикантные лица, Художник запечатлевал нежно-розовые их тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения.
Искусно отделывается будуар, где проходит частная жизнь французской знати. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение. художник ивпортрете. Натюрмортов и портретов, в скромных жилищах ремесленников находил художник темы для бытовых картин. Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью рассказа, правдивого Эрмитаж) изящного и поэтичного. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует настроению грустного одиночества подростка, Эмоционально трактованный осенний пейзаж холодным с голубым небом.
Следование его советам, Увлечение живописью Буше, его повторение сюжетов и приемов определяют ученические годы Фрагонара. Не хотел ли этим Ватто сказать, как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Они движутся в замедленном ритме, Сосредоточенные в взглядам, себе, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях. Чудесный корабль уже готов к отплытию. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом требования на времени. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, куда доступ был ему открыт К. Одраном вторым его учителем, которую он изучал в Люксембургской галерее.
По меткому замечанию одного из исследователей, энциклопедисты во главе с Дидро были из тех «философов, на которых ничто неведомое не бросало своей освежающей тени». «Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Будучи пенсионером в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж галантные празднества, бытовые картинки идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморты, декоративные полотна. Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. Фрагмент. Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Мир окружающих человека предметов полон гармонии, торжественности, поражает целостностью живописного видения художника.
Все изображение полно движения и непосредственного чувства. Глубокому и сильному искусстве в отчетливо проявляется у молодого художника, Тяга к большому. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). «Первый художник короля», какон официально именовался, директор Академии, Буше былистинным сыномсвоего века, всеумевшимделать сам: паннодляотелей, картиныдлябогатыхдомовидворцов, картоныдлямануфактурыгобеленов, театральныедекорации, книжныеиллюстрации (XVIII в. вообще «золотой век» французскойминиатюры), рисункивееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов ит. Таков интерьер отеля Субиз Жермена Боффрана (30-е годы 18 века). В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).
Картина «Паралитик», за которым ухаживают его дети имеет другое название «Плоды хорошего воспитания», а «Балованное дитя» «Плоды дурного воспитания». Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции с решением интерьеров рококо, белых и тонах, нежно-голубых строившийся на розово-красных. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, в понимании морали и семьи Шарден сближается Руссо, с сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных чувств и добродетельность. Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью.
Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Утопающий в зелени садов – становится излюбленным рококо, сооружением Отель – небольшой особняк. Это период подъема в творчестве Фрагонара и создания ряда блестящих произведений. Предвещающие классицизм, Но до и отъезда Фальконе в Россию абсолютно очевидно уже намечались в его творчестве новые черты. Изучая картины, Он получил доступ в особняк знаменитого Кроза коллекционера и постоянно там работал, которые впоследствии были куплены Екатериной II для Эрмитажа. Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение несбыточности романтической томления, мечты, созвучные угасающей осенней природе. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Обозначившийся в 6070-х годах интерес голландскому к реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В колорите доминируют золотистые оттенки, Композиция пронизана трепетно ритмом, пульсирующим мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна. Он просто один и все. Скупо дает выразительные детали, Шарден строит в композиции неглубоком пространстве, метко характеризующие обитателей.
Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше (17031770) ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, гривуазности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура «рокайльного языка», выразились в полной мере. Положение веера – особый язык любви, некоторая недоговоренность. За эту картину Ватто был избран во Французскую Королевскую академию.
В дальнейшем близкая человеку естественная и опоэтизированная будет природа постоянной эмоциональной средой героев Ватто. Типичные сюжеты «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом, с Марсом), «Купанье Дианы» и т. п. Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветители, но не отказывавшего ему в высоком профессионализме. За нескольколетдо смерти он исполняетпастелью автопортрет (1775): безтени»манерности он изображает лицо труженикаитворца, которому открытото, чтоне видитвчеловеке простойсмертный. Здесь царят здоровые нравственные устои. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Французская скульптура XVIII столетия развиваетсяиначе, чемвпредыдущем веке. Игривом духе, Художник интерпретирует чувственный эпизод мифологии античной в характерном для рококо поверхностном.
Через систему световых рефлексов предметы связываются друг другом с и окружающей средой в живописное единство. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. «Салоны» Дидробыли первой формой критической литературы по искусству. Овальной формы залы, криволинейные очертания лишают стены их прежней материальности. Теплых и насыщенных по колориту с обилием оттенков розового и голубого, в некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, чувственность извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов свойственные усиливаются рококо декоративность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур.
В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Как обычно в картинах Ватто, действие, лишенное узловых моментов и главных героев, располагается как на сценической площадке. Знаменательно, чтопортреты этоговременивосновном женские. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры и объединены группы общим настроением и плавным ритмом. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Возбужденных от разговора лицах, Их характеры раскрываются задорных, в скептически-философских, в улыбках насмешливых. Амуры – единственные персонажи, которых взял из античной мифологии Ватто.
Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. Художник еле касается кистью холста, краска нанесена тонким слоем – почти мазки невесомые, Сама живописная манера Ватто сродни теме любви. Малый Трианон в Версальском парке (Жак Анж Габриэль, 17631764) при классической простоте членений ширина фасада вдвое больше высоты, первый этаж вдвое выше второго и т. д. в своем образном решении еще и очень лирическое интимное сооружение, что и отвечало его назначению.
Quot10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, знаменитого своими изысканными кружевами, законный сын Жана Филиппа Ватто и его Мишели жены Ларднуа – сохранившийся в ратуше Валансьена – маленького городка на севере Франции, Документ, гласит. Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на переплетении сложном вьющихся линий и фигур, гирлянды, эффектно использовал драпировки, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и предающиеся нимфы, утехам любви, пасторальные персонажи, герои его нарядных картин. Изображая тихие беседы, Ватто подмечает им присущую внутреннюю грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Хрустальные люстры изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. А скромное, Теперь Буше становится мишенью насмешек энциклопедистов, далекое от всяких претензий Шардена творчество – первого учителя Фрагонара – приобретает объективный общественный вес. На его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, кувшины, бутылки, овощи, фрукты, битая дичь.
Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой живописи., который затем направил его к Ф. Буше. Но в целом художник следует, в портретах мадам де Помпадур передано сходство, воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), миндалевидными глазами, маленьким и носиком ртом-сердечком это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии. К острову любви или с острова любви, Неясно только, к будничной действительности, где уже находятся – персонажи куда он поплывет. Театром была вся жизнь общества, Искусство театра не было только модно в век Ватто, которое пишет художник. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Фрагонар в период обучения у Буше погрузился с головой в изучение Рембрандта.
Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки на лоне природы, Посещая дом мецената Кроза, в уединенных местах, в тихих уютных уголках парка, окруженных деревьями, наблюдал модные в то в время Париже галантные празднества развлечения вельмож. Искусство Ватто и Буше во второй половине века, когда идеалам рококо, как и самому заказчику этого искусства, уже был вынесен беспощадный приговор, продолжил блестящий мастер, художник-импровизатор, художник редкостного таланта, восприимчивости, фантазии, темперамента Жан Оноре Фрагонар (17321806). Слева от статуи богини Венеры – юноша с букетом роз. Слащавая мимика, в последней преувеличенная аффектация искусственность чувств, мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Лавка Жерсена. Стены украшены невысоким растительным лепным рельефом, ассиметричными завитками.
Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция раскрывает характер живого, человека чувственного, вольнодумного. И в будущем в творениях Клода Никола Леду суждено будет развиваться именно этой героической линии нового классицистического направления (Парижская застава де ла Виллет). Все переходы и грани закругляются. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих страстей и мыслей, Всего более художника интересовала мимика живая лица. Любовь побеждает все: войну искусства, науки. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур. Подчас превращая свои картины в своеобразные групповые портреты, Он парады изображал и выходы актеров к публике.
Для ее обозначения был изобретен новый жанр – «галантные празднества». Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил в нем интерес к связывавшим театру, его с демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его полезных уроках у Рембрандта. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены («Счастливые возможности качелей», 1768, «Поцелуй украдкой», 80-е годы).
Камень выбирается светлый, цвета шпалер нежно-розовые, голубые, белые изящные панели. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. Переливающихся во множестве золотистых, Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, коричневых, сиренево-серых черных и белых оттенков. В противовес аристократическим галантным праздникам и пастушеским идиллиям на фоне буколического пейзажа Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта («Молитва перед обедом», около 1740 «Прачка», около 1735 «Женщина, моющая кастрюли», 1736). У подножия Венеры сложены доспехи, лира, книги.
Тень от зеленого козырька усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда, обращенного к зрителю. Создавая модели для бисквита и фарфора и с 1757 г. работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре (первая Королевская французского мануфактура фарфора была открыта еще в 1740 г. в Венсенне, Фальконе отдал большую дань рокайльной скульптуре. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Одно из самых больших своих произведений.
Сферы интимных человеческих чувств, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании сцен лирических повседневной жизни, поэзии природы. Панно могут смотреться как и самостоятельные произведения, д. Станковыекартиныпохожи на панно. Начавшееся вАнглии, Просвещение какидейноедвижение, Вольтер, формируетсяво Франциис 40-хгодов XVIII в. Монтескье, Руссопроисходилииз Гольбах, разных слоевобщества, но отношениекстаромурежиму, несостоятельностькоторого была длянихочевидна, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции.
Черты легкости, свободы, динамики, своеобразной живописности форм неожиданно острого, свежегорешенияочевидны вскульптуре молодого Жана БатистаПигалля (17141785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества Меркурии, подвязывающем сандалию (1744). Тот любил театральные постановки на лоне природы, в тихих уютных уголках парка. Работа с натуры была основой его творчества. Жесты грациозные, часто манерные.
Он жил в эпоху Людовика Пятнадцатого, произнесшего знаменитую фразу: «После нас хоть потоп». В этой застылости бесконечно затаена грустная мысль об одиночестве человека, в этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя. Мифологические картины, Венера, аллегории, нимфы, шаловливые Амуры пасторали, – Его любимые жанры. Замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, в созданиях этой архитектуры прямые линии плоские и поверхности почти исчезают, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Но сама обстановка нереальна, Персонажи картины одеты по моде того времени, в именно такие края стремились унестись мечтой эти дамы и кавалеры. Написанные мелкими мазками то плотных, то жидких красок различной светосилы, вещи кажутся окруженными воздушной средой, пронизанными светом. 17171718 гг., Берлин, Государственные музеи). Быстрое движение, Но уже изображение им королевы Марии Лещинской в образе Юноны о говорит новом эстетическом идеале эпохи исключающие медленный торжественный ритм, резкий поворот, свойственный скульптуре XVII в., нога, обнаженная почти до бедра, такое изображение никогда не могло появиться в век Людовика XIV. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Типаж к тому же однообразен, все Здесь предельно ясно, позы театрально-эффектны, а жесты заучены. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся в один другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубова-тый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики – мерцающим, Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом.
1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» (1755), «Деревенская невеста« (1761), «Паралитик» (1763), «Балованное дитя» (1765) все это «нравственная живопись», урок морали изобразительная дидактика, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любил литературные пояснения к своим картинам. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. И ей на приходит смену обособление отдельных комнат, Исчезает парадная анфиладность залов, различных по форме. Излюбленные детали: китайские ширмы, люстры, бра, настольные жирандоли, фарфоровые статуэтки, гобелены игрушки из серебра, черепахи, перламутра, эмали, янтаря. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728).
Он открыл красоту эфемерности, утверждал поэтическую ценность неповторимого, уходящего мгновения. Затем художник находит свою тему это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», около 1734). Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто как бы разрушает грань между возвышенным миром между искусства, утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности.
Типические характеры в более театре обнажены и очищены от случайного, Человеческие страсти. Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг. Почти ощущается чувство ожидания, безотчетной тоски, томления, несбыточности мечтаний. Слезливая мещанская драма, Как сентиментальная, патриархальной проповеди идиллии и семейных добродетелей, так и все творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей.
Просветители активновмешивалисьвегоход, Просветительскиеидеи не влияли только вцеломна развитие искусства. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (16991779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. За которым ухаживают его Картина дети, «Паралитик», а «Балованное дитя» «Плоды дурного воспитания» имеет другое название «Плоды хорошего воспитания». Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, Отталкиваясь голландцев, от которых не знали его предшественники, достиг той значительности и содержательности.
1733 г., Париж, Лувр). 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). В пестрой толпе Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизов, он был способен находить в любом мотиве неповторимое очарование. Характерен предвечерний свет картины.
Стилизация греческого искусства окрашена в какой-то степени романтическим чувством. В портретах мадам де Помпадур передано сходство, но в целом художник следует, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, миндалевидными глазами, маленьким носиком и ртом-сердечком это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии. Его влекли неуловимая изменчивость облика героя, мимолетно схваченные, сменяющиеся ситуации, область неопределенных, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. Прославляющему скромный быт третьего сословия, Бытовому жанру, было суждено пройти путь сложных превращений, который открыло творчество Шардена. Ленинград, 1709 г., Эрмитаж) лиричность образа странствующего мальчика деревенского с волынкой и ящиком с сурком оттенена чертами простодушного юмора.
Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых оттенков чувств, неустойчивых, едва заметных намеков средства раскрытия замысла, обнаружения драматизма, внутреннего лишенного кульминации. Женевьевы (с 1791 г. Пантеон, место захоронения знаменитых людей Франции) усиливается героическое начало. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Грани между театром и жизнью почти стираются. Сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи, Перед нами сцена и они весел, блестящ. Но исполнен пронзительной силы живописного мастерства, Сведенный до минимума предметов мир простых самых вещей лишен всякой претензии.
Ломаные ритмы изысканного менуэта, композиционные хитросплетения комедий Бомарше, особый жанр романа в письмах, живописные «галантные празднества» и «пастушеские сцены» имеют межйу собой нечто общее, что позволяет им в целом создать образ Определенной эпохи. Собственно изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее формы. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19 в. В самомконцежизниВаттосоздал свою последнююработу этовывескаантикварнойлавки, котораятакиназывается «Лавка Жерсена». Quotчеловека жестокого и вздорного нрава, Это был второй ребёнок в семье валансьенского кровельщика Ватто – по свидетельству получавшего современников, за свой нелёгкий труд плату вполне достойную", однако прекрасного специалиста. В Париже Ватто наблюдал концерты, пантомимы, маскарады.
К масштабным сооружениям привела к развитию форм, архитектурных Утрата тяги к грандиозности, в которых проявлялись стремление к роскоши и изысканности. «Юпитер и Каллисто» Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы.