Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878–1968) «В кошаре» 1913 г. Холст, масло 73 х 78, 5 см Поступление: 1998 г. Полотно «В кошаре» это жанровая сцена, пронизанная духом Востока. Кузнецов выступил с картинами Киргизской сюиты, знаменующей высший расцвет его таланта (Спящая в кошаре, 1911 г. Стрижка овец, Дождь в степи, Мираж, Вечер в степи, все 1912 г. и др. ).
Работы, созданные в конце 1920-х начале 1930-х гг. И теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан зрелищем воды круговорота художник был заворожен еще в детстве, варьирующих тему вечного круговорота жизни. Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29). Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности. В поздние годы Кузнецов преимущественно занят пейзажем и натюрмортом.
Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906). Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал Парижских комедиантов (1924-25) в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией. Его энергии хватало на все.
Как писал литературный критик Виктор Иванов: «Восток Павла Кузнецова задумчиво-грустный, нежный и бледный, весь как бы в весеннем утреннем тумане, в жемчужно-сероватой мгле, заволакивающей всё мистически призрачной дымкой8230». Он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд, его Странность работ подчас становилась болезненной казалось. Лирически-проникновенное и эпически-торжественное, Свойственная Кузнецову по природе его дарования созерцательность придает степного картинам цикла чистое поэтическое звучание.
Кузнецов выступил с картинами Киргизской сюиты, знаменующей высший расцвет его таланта (Спящая в кошаре, 1911 Стрижка овец, Дождь в степи, Мираж, Вечер в степи, все 1912 и др. ). Изображение строится параллельно плоскости холста, образуя своего рода «покров» над сквозящей за ним далью. Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. Здесь царят плавные и широкие ритмы, единое, текучее пространство, где почти прозрачные фигурки расстилают ковер, строят кошару, спят, поят или стригут овец, плывут «величественные лебеди степей – верблюды». Которым отмечены лучшие муса-товские вещи, Однако равновесие отвлеченного конкретного и не свойственно символизму Кузнецова. Один извариантов ответа на этот вопрос кураторы экспозиции поместили в экспликации: «Благодаря постоянному присутствию невещественного, «горнего», благодаря «просквоженности» далеким, глубоким, «иным», живопись Павла Кузнецова оказалась маловосприимчивой к той порче, которой в большей или меньшей степени было поражено приверженное материи искусство многих его современников в 1930–1950-х годах». Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась.
Стрижка овец», 1913, Третьяковская галерея, Москва). Лирически-проникновенное и эпически-торжественное, Свойственная Кузнецову по природе его дарования придает созерцательность картинам степного цикла чистое поэтическое звучание. В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22) тогда же им изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922-23). Третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича, Работы 1920 конца начала 1930-х были последним.
В 20-30е годы прошлого века, следующем На этапе творчества, колхозники, героями картин Павла Кузнецова стали садоводы, спортсмены, строители. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня. Своими работами, созданными в этот период, художник утверждает земное бытие как высшую непреходящую ценность и воспевает единство людей, связанных общими заботами, общим трудом, общей реальностью этого мира («Спящая в кошаре», 1911, Третьяковская галерея, Москва «Стрижка овец», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи за работой.
Человек на земле, строительство, спорт – натюрморты, Это портреты, группы работ, подмосковные и прибалтийские объединенные пейзажи, темами. Выставку открывают произведения раннего этапа творчества художника периода «Голубой розы». Хронологическому и пластически-тематическому принципу, Картины времени советского группируются по жанровому. Один из самых плодотворных периодов Кузнецова-графика начало 1920-х – 1930-е годы. В Третьяковской галереи в Москве открылась выставка лидера второй волны русского живописного символизма и основателя художественного объединения «Голубая роза» Павла Кузнецова (1878-1968). Ко времени окончания МУЖВЗ (1904 г. ) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась. Предвоенные десятилетия в творчестве Павла Кузнецова почти неизвестны публике, знакомой с классическими «степными» и «голуборозовскими» произведениями живописца.
Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Работы, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет – и картина представляется окутанной цветным туманом (Утро, Голубой фонтан, обе 1905 Рождение, 1906 и др. ). Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве исполнил эскизы (Сбор плодов, Азиатский базар, 1913-14), но они остались неосуществленными. Но на самом деле это не так, На первый взгляд тематика его работ степных носит чисто бытовой характер.
Именно на этом периоде сделали акцент кураторы выставки, По директора словам Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, научные сотрудники музея Татьяна Левина и Галина Цедрик. С которыми мастер вошел в мировую историю искусства, в экспозиции Третьяковской галереи следом периодом за 171Голубой розы187 показаны самые известные произведения Павла Кузнецова это его работы степного цикла. «подумайте также о музыкальном – аспекте который в современной живописи отныне будет принадлежать цвету, Позже Поль Гоген напишет. Примыкающая по времени к этим работам Бухарская серия (Чайхана, 1912 Птичий базар, В храме буддистов, обе 1913 и др. ) демонстрирует усиление декоративных качеств, вызывая театральные ассоциации.
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (19251929 гг. ). Основанное в значительной степени на Ближе вымысле, всего ему оказалось творчество П. Гогена, дававшем простор романтическим видениям художника. Явный успех повлек за собой избрание Кузнецова членом Осеннего Салона (такой чести удостоились не многие русские художники). Его колорит, ритмический узор композиций приобрел выразительнейшую простоту, налился силой контрастов – не утрачивая изысканной нюансировки, с глаз будто художника спала пелена. Визуально распознаваемый художественный след это стебельчатые мазки и раздельные мастера, штрихи Эстетика гобелена в творчестве Павла Кузнецова имеет вполне ощутимый.
В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Как бы испытывая пределы возможностей изобразительных На этом пути живопись вплотную сближалась с поэзией и музыкой. К изобразительному ремеслу Кузнецов мог приобщиться еще в детстве, в мастерской своего отца-иконописца.
Связанные с поездкой в Париж в году, 1923 Особое место занимают произведения, посвященных Армении и цикл картин, где Кузнецов побывал в 1930-м. Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства (Гадание, 1912 Вечер в степи, 1915 У источника, 1919- 20 Узбечка, 1920 Птичница, начало 1920-х и др. ). Когда художник впервые в 1911 году представил на выставке «Мира искусства» эти картины публика единогласно признала их новым дыханием в творчестве живописца. Привязанность к избранному сюжетов кругу не исключала живой реакции художника на текущую действительность. Это новое течение в какой-то мере можно рассматривать как своеобразное возрождение. художник пережил творческий кризис. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-96) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальви-ни-Баракки. Имеющий такие же вибрации, Цвет, обладает способностью достигнуть того самого общего и, как музыка, стало самого быть, смутного, что заложено в природе, ее внутренней силы». И композитор незаметно для зрителя балансируют между природой и человеком и художник, не никому позволяя взять верх.
Поездки в Бухару, Решающую роль сыграли странствия по художника заволжским степям, Ташкент, Самарканд. Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд. В этих картинах воплотилась детская мечта художника «утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания». художник пережил творческий кризис. Поездки в Бухару, Решающую роль сыграли странствия художника заволжским по степям, Ташкент, Самарканд. И позже рассказывал, что нет на свете ничего красивее беременной женщины. Оказавшим сильное и благотворное влияние на художественную саратовскую молодежь, Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым.
(в том числе Портрет скульптора А. Т. Матвеева, 1928 Мать, Мост через реку Зан-гу, обе 1930 Сортировка хлопка, Пушбол, обе 1931), – последний высокий взлет творчества Кузнецова. Открытая в Москве весной 1907 г. Будучи одним из этой инициаторов акции, Одним из важнейших событий русской художественной жизни начала века стала выставка Голубая роза, которое с той поры именуют голуборозовским, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения. На выставке «Сон наяву» можно познакомиться с ключевыми работами данного периода, такими как: «Спящая в кошаре», «Дождь с степи», «Мираж в степи», «В степи» и другими. Имевшего большой успех, в 1914 сотрудничал г. Кузнецов с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля Сакунтала Калидасы. Кузнецов отдает предпочтение темпере, Как и Мусатов, как бы с оглядкой на импрессионизма, приемы но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно.
Явный успех повлек за собой избрание Кузнецова членом Осеннего Салона (такой чести удостоились не многие русские художники). Странность его работ подчас становилась болезненной казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд. Но даже в работе над новыми темами продолжал художник использовать однажды выбранные форму и цвет. Воплотившись в изображении жизни людей, кочевых Там его иллюзорные мечты обрели реальность, протекающей в непосредственной близости к природе. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя.
Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину таковы известные панно Сбор винограда и Крымский колхоз (оба 1928). И теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, Излюбленный мотив кузнецовский фонтан зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, варьирующих тему вечного круговорота жизни. Открытая в Москве весной 1907 г. Будучи одним из инициаторов этой акции, Одним из важнейших событий русской жизни художественной начала века стала выставка Голубая роза, которое с той поры именуют голуборозовским, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906). Альбом-каталог, подготовленный к выставке, включает статью о творчестве Павла Кузнецова и обширную «Летопись жизни и творчества», куда вошли биографические сведения, записки и короткие статьи художника, его эпистолярное наследие, выдержки из статей критиков, стенограммы выступлений Кузнецова, воспоминания о нем, архивные фотографии.
Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Радищева и из частных коллекций. Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. В конце 1900-х гг. Оказавшим сильное и благотворное влияние на саратовскую молодежь, художественную Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым.
Одним из важнейших событий русской художественной жизни начала века стала выставка «Голубая роза», открытая в Москве весной 1907 г. Будучи одним из инициаторов этой акции, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения, которое с той поры именуют «голуборозовским». Этот прием стежка останетсяи в более поздних произведенияхживописца. При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за эстетизм, формализм и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения Четыре искусства (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов. Кузнецов отдает предпочтение темпере, Как и Мусатов, как бы с на оглядкой приемы импрессионизма, но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно.
Его колорит, ритмический узор приобрел композиций выразительнейшую простоту, налился силой контрастов – не утрачивая изысканной нюансировки, с глаз художника будто спала пелена. Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал Парижских комедиантов (1924-25) в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией. Его энергии хватало на все. Он принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу, занимался множеством художественно-организационных проблем. В мастерской своего отца-иконописца, к изобразительному ремеслу Кузнецов мог приобщиться в еще детстве.
Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. В конце 1900-х гг. Вместилище пространства у него не перспектива, а светоносный цвет. Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину таковы известные панно Сбор винограда и Крымский колхоз (оба 1928). Кузнецов выступил с картинами Киргизской сюиты, знаменующей высший расцвет его таланта (Спящая в кошаре, 1911 Стрижка овец, Дождь в степи, Мираж, Вечер в степи, все 1912 и др. ).
На выставке представлена также уникальная, чудом сохранившаяся авторская вышивка «Смерть Тентажиля» (1904. ). Но и достигнув преклонных лет, Мастеру было суждено намного пережить своих сверстников, он утратил не страсти к творчеству. Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29). Часто подвергавших его жесткой критике за «эстетизм», При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, членом-учредителем и председателем был которого Кузнецов, «формализм» и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения «Четыре искусства» (1924-31). Из трех изданных в 1923 году альбомов литографий именно этот наиболее представляет разнообразно работу художника в названной технике. Которым отмечены лучшие муса-товские вещи, Однако равновесие и отвлеченного конкретного, не свойственно символизму Кузнецова.
Являясь, Его картины относятся скорее к лирико-монументальным произведениям, типологичными ситуации по и действующим лицам, с одной стороны, а с другой стороны, пронизанными личным отношением автора к изображаемой натуре. Графическое наследие Кузнецова обширно и, хотя большую часть составляют натурные рисунки и наброски (тот постоянный труд художника, который редко находит место на выставках и который обычно считается черновым материалом), среди них есть прекрасные образцы графического искусства, когда двумя-тремя линиями или пятнами создается цельный выразительный образ. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-96) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальви-ни-Баракки. Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве исполнил эскизы (Сбор плодов, Азиатский базар, 1913-14), но они остались неосуществленными.
В 1907 г. П. В. Привязанность к избранному кругу сюжетов не исключала реакции живой художника на текущую действительность. Кузнецов отдает предпочтение темпере, Как и Мусатов, как бы с оглядкой на приемы импрессионизма использует но ее декоративные возможности весьма своеобразно. Обращаясь к темам труда и спорта, эти в годы Кузнецов настойчиво стремился расширить свой сюжетный репертуар. Отдельным блоком экспонируются листы из альбома литографий «Туркестан» (2-я серия).
Его живописные видения почти ирреальны, Плоть зримого мира тает его в картинах, обозначающих едва уловимые движения души, сотканы из образов-теней. Когда к искусству приобщатся люди, Настанет время, ясными глазами», на смотрящие небеса простыми. Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29). И теперь воспоминания об этом на воскресают холстах, Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, варьирующих тему вечного круговорота жизни. Его живописные видения почти ирреальны, Плоть зримого мира в тает его картинах, обозначающих едва уловимые движения души, сотканы из образов-теней.
Кузнецов не умом, а всем своим существом, взволнованно, по-детски пытливо приникает к тайне мира и жизни. Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Обращаясь к темам труда и спорта, в эти годы Кузнецов настойчиво стремился расширить сюжетный свой репертуар.
Главными мотивами живописи Кузнецова в тот момент были фонтан и рождение. В эти годы Кузнецов находился под обаянием живописного артистизма не К. А. Коровина менее глубоким было дисциплинирующее воздействие В. А. Серова. Каким образом художнику удалось сохранить себя и свое творчество в годы тяжелейшие сталинских репрессий, Тогда как особый интерес вызывает то. Кузнецов становится одним из организаторов и участников объединения «Голубая роза». Художник стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта.
Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Художник Э. Делакруа первым заговорил о «музыке картины» и о «магическом аккорде», создаваемом красками. В их творчестве нет необузданной стихии, приливов и отливов страстей, как будто природа, выпущенная на волю романтиками, теперь вошла в новое русло. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет – и картина представляется окутанной цветным туманом (Утро, Голубой фонтан, обе 1905 Рождение, 1906 и др. ). Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве исполнил эскизы («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913-14), но они остались неосуществленными.
Как писал о нем искусствовед Абрам Эфрос, «в плеяде изумительных, он был самым изумительным». Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. В 1897 г. Кузнецов блестяще выдержал экзамены в МУЖВЗ.
По утверждению искусствоведов источники «кузнецовского» стиля лежат в традиции символистской живописи В. Э. Борисова-Мусатова, с которым будущий художник познакомился в Саратовском обществе любителей изящных искусств еще в юности. В 1920–1930-е годы он искренне увлекся трудовыми сюжетами «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая». В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22) тогда же им изданы литографские серии Туркестан и Горная Бухара (1922-23).
И теперь воспоминания об этом воскресают холстах, на Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, варьирующих тему вечного круговорота жизни. Декоративная живописная плоскость «Голубого фонтана» изнутри пронизана пространством, листья и струи воды наполнены светом, воздухом и глубиной. Привязанность к избранному кругу сюжетов не живой исключала реакции художника на текущую действительность. Пространство его композиций глубину обрело таковы известные панно «Сбор винограда» и «Крымский колхоз» (оба 1928), Насыщенное светом и энергичным движением. Созданный П. В. Кузнецовым, Образный мир, что объясняет синтетизм его художественного мышления и живописного языка, представляет собой удивительный сплав реальности и поэтической мечты, постоянное внимание повышенное к декоративно-пластическому строю гармонически целостной картины, сближающее его с постимпрессионистическим искусством.
Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет – и картина представляется окутанной цветным туманом (Утро, Голубой фонтан, обе 1905 г. Рождение, 1906 г. и др. ). Но вскоре он понимает несостоятельность выбранного им пути и переживает тяжелый творческий кризис, выйти из которого ему помогает поездка в Киргизию (1910). Абрам Эфрос писал, что фонтаны Павла Кузнецова бьют водой, проведенной из 171мусатовского187 «Водоема». Другим очевидным источником творчества живописца стали гобелены, большая коллекция которых хранится в Саратове, на родине художника. М. врубеля и особенно В. Э. Борисова-Мусатова, Впитавший на родине В. А. Серова, уроки ставившего во главу угла образный синтез, он быстро усваивает уроки импрессионизма с его аналитическим методом воспроизведения натуры и постимпрессионизма.
По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности.
Кузнецов рано приобрел известность. Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд. А. Н. Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства (Гадание, 1912 Вечер в степи, 1915 У источника, 1919- 20 Узбечка, 1920 Птичница, начало 1920-х и др. ).
Государственного Русского музея, Издание прекрасно иллюстрировано в опубликовано нем около 200 живописных и графических произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. Есть размышления поэта Бодлера о «мелодичности картины». «при всей сложности его художественной формы, примитивное в лучшем смысле, в основе мироощущения Кузнецова нечто лежит простое и непосредственное – при несомненном и высоком мастерстве техники, в 1929 году доктор искусствоведения Анатолий Бакушинский написал о нем. Примыкающая по времени к этим работам Бухарская серия (Чайхана, 1912 Птичий базар, В храме буддистов, обе 1913 и др. ) демонстрирует усиление декоративных качеств, вызывая театральные ассоциации. Но для него это не мрачная трагическая бездна, а безмерная, прозрачная и спокойная, под всеми внешними вихрями и волнениями бесконечность».
В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них превосходный «Натюрморт с японской гравюрой» (1912). Выделяясь не только яркостью таланта, Учился прекрасно, он но и подлинной страстью к работе. Имевшего большой успех, в 1914 г. Кузнецов сотрудничал А. Я. Таировым с в первой постановке Камерного театра – спектакля Сакунтала Калидасы. Художник даже работал в родильном приюте на Сретенке, По Эфроса, свидетельству писал едва родившихся младенцев. При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за эстетизм, формализм и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения Четыре искусства (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов. В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них – превосходный Натюрморт с японской гравюрой (1912).
В издании журнала Путь освобождения, Он принимал в участие оформлении революционных празднеств, занимался множеством художественно-организационных проблем, вел педагогическую работу. Журнальные рисунки, Художник создавал станковую используя графику, технику акварели, книжные иллюстрации, карандашного рисунка, литографии. Стилистически она органично входит в корпус его живописных и графических работ символистского периода с их «стебельчатым» мазком и раздельным штрихом. Молодой художник стремился обрести язык, Отдав должное пленэрной живописи, сколько состояние души, который мог бы отобразить не столько зримого впечатления мира. Ставших впоследствии членами известного творческого содружества Голубая роза, в то же вокруг время Кузнецова сплотилась группа студентов. Сотрудничество в символистских журналах, Среди важных сопутствующих обстоятельств – участие Кузнецова и его друзей в символистских оформлении спектаклей. Не такое великое и мощное, Конечно, но если опять-таки прибегнуть к сравнению с музыкой, как микеланджеловское, то здесь звучит не симфонический оркестр, а небольшой ансамбль, камерный который вдохновенно играет музыку будущего.
Обвинения в кощунстве, Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования, но для самих художников этот стал опыт важным шагом в поисках новой живописной выразительности, – росписи были уничтожены. Обращаясь к темам труда и спорта, в эти Кузнецов годы настойчиво стремился расширить свой сюжетный репертуар. Он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых него на надежд, Странность его работ подчас становилась болезненной казалось.
Его живописные видения почти ирреальны, Плоть зримого мира тает в его картинах, едва обозначающих уловимые движения души, сотканы из образов-теней. Спустя почти 40 лет Третьяковская галерея решила исправить несправедливость и подготовила масштабную экспозицию работ живописца, которую назвали «Сны наяву». Но и достигнув преклонных лет, Мастеру было суждено намного пережить сверстников, своих он не утратил страсти к творчеству. Он был одним из тех художников прошлого столетия, мнению По экспертов, чье творчество наполнено ясной и чистой гармонией. В 1902 г. Кузнецов с двумя товарищами – К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным – предпринял опыт росписи в саратовской Казанской церкви Божьей Матери. Однако последняя крупная персональная выставка Павла Кузнецова в состоялась Москве еще в 1978 году.
(в том числе Портрет скульптора А. Т. Матвеева, 1928 Мать, Мост через реку Зан-гу, обе 1930 Сортировка хлопка, Пушбол, обе 1931), – последний высокий взлет творчества Кузнецова. (в том числе «Портрет скульптора А. Т. Матвеева», 1928 «Мать», «Мост через реку Зан-гу», обе 1930 «Сортировка хлопка», «Пушбол», обе 1931), последний высокий взлет творчества Кузнецова. Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал «Парижских комедиантов» (1924-25) в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией. В 1914 г. Кузнецов сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра спектакля «Сакунтала» Калидасы имевшего большой успех.
Кузнецов рано приобрел известность. А не нарисованного особенно покрова хорошо заметен в акварельных работах Павла Кузнецова, Эффект сплетенного. В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них – превосходный Натюрморт с японской гравюрой (1912). В самом начале 1910-х гг. В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Молодые художники не стесняли себя соблюдением канонов, дав полную волю фантазии.
В издании журнала Путь освобождения, Он принимал участие в оформлении празднеств, революционных занимался множеством художественно-организационных проблем, вел педагогическую работу. Симптоматичным можно считать обозначение живописи музыкальными терминами. Работы, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Но предприняв поездки в Заволжские степи (19111912) и Среднюю Азию (19121913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину таковы известные панно «Сбор винограда» и «Крымский колхоз» (оба 1928).
и эстетика гобелена. От импрессионизма к символизму – такова основная тенденция, определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества. Творческое долголетие Кузнецова нельзя не признать явлением исключительным и хотя работы лет последних уступают прежним. В самом начале 1910-х гг. Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась. В конце 1900-х гг. При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за «эстетизм», «формализм» и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения «Четыре искусства» (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов.
«Спящая в кошаре», На выставке «Сон наяву» можно познакомиться с ключевыми работами данного периода, «Дождь с степи», «Мираж в степи», «В степи» и другими – такими как. В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22) тогда же им изданы литографские серии Туркестан и Горная Бухара (1922-23). Его энергии хватало на все. Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, «проницаемостью» изобразительной поверхности, композиция ритмической точностью, а колорит сиянием цвета. Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности.
«в искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека – в Еще 1910 году Кузнецов писал. Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912 «Вечер в степи», 1915 «У источника», 1919- 20 «Узбечка», 1920 «Птичница», начало 1920-х и др. ). Последний высокий взлет творчества Кузнецова, (в том числе «Портрет скульптора А. Т. Матвеева», 1928 «Мать», «Мост через реку Зан-гу», обе 1930 «Сортировка хлопка», «Пушбол», обе 1931). Далее следуют классические произведения степного цикла, которыми Кузнецов вошел уже в мировую историю искусства ХХ века: «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Дождь в степи» (все 1912, ГТГ) и другие. В 1906 г. в качестве участника выставки русского искусства, организованной С. Дягилевым, едет в Париж, где избирается членом «Осеннего салона» и некоторое время занимается в парижских художественных студиях. художник пережил творческий кризис.
Пейзаж часто увиден сверху, а иногда и вовсе уходит пределы за холста, горизонт располагается высоко, пространство растет вверх – с высоты птичьего полета, Работы Кузнецова обрели новые композиционные качества и новое переживание пространства.