Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности В его искусстве были стянуты в крепкий узел, казалось, далекие друг от друга художественные тенденции. много работает как график и театральный художник. П. пюви де Шаванна, фонШтука, а также В. Э. Борисова-Мусатова, М. Дени и др. ), Петров-Водкин стал одним из выразителейсимволистических тенденций русской в живописи.
Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске. Только через двадцать пять лет он обратится снова к литературе и напишет две свои замечательные книги 8212 171Хлыновск187 и 171Пространство Эвклида187. Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. Материнства, целомудренной юности, труда – символическое значение пространства своих картин, Сохраняя безмятежного универсальное, детства, он ставит теперь в их центр образы простых и ясных и в то же время великих и вечных начал человеческого бытия. В итоге появились самаркандская серия (1921) и литературное произведение «Самаркандия (из путевы. Красиво пели о том, как жил король в садах Версаля, как беззаботно и вздорно любили и улыбались и нежно хитрили юноши и девушки, резвясь и купаясь в королевском паркеhellip» Игра, которая привлекала мастеров «Мира искусства», Петрову-Водкину казалась легковесной. В портретах ярко выражен национальный характер, они психологичны. Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России.
Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1895-1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у А. Е. Ощущение «планетарности» тот принцип построения пространства в живописи, над которым художник много работал. Единственный в своем роде и типичный сын своего времени, Художник, с равным интересом писавший и русские иконы вождя и революции Ленина. КУПАЛЬЩИЦЫ», где ощущается влияние древнерусских фресок. Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913 "Мать", 1915 "Утро. А эмоциональными средствами самой живописи, Верен он основным принципам своего искусства убеждать – не рассказом. Серов.
Но эти мимолетные влияния вскоре художником будут преодолены. Разлад между природой духовного творчества, Остро переживая кризисное состояние русского общества, Петров-Водкин, своими сокровенными стремлениями и тягостной действительностью, как и его друзья и земляки-саратовцы П. Кузнецов, А. Матвеев, П. Уткин, стремились к еще глубокому, более универсальному знанию об "общей жизни", углублялись во внутренний мир своих переживаний в поисках "вечных сущностей" бытия. Ваяния и зодчества, Однако не удовлетворенный направлением этой школы Петров-Водкин в 1897 году перешел в Московское училище живописи, где учился в семи течение лет до 1905 года.
Искусствовед Н. Щеголев писал: «По силе, ясности, кристаллической закономерности красочного лада многие его натюрморты принадлежат к лучшему, что только было создано европейской живописью». Над улицами и площадями Петрограда пронесся ее грозный и могучий грохот. В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких запах на масляной краски заниматься живописью. Которую он излагал со свойственной емуромантической восторженностью мировосприятия в письмах, в революционном порубежье окончательно складываетсяхудожественная мастера, система заметках ипоздних автобиографических сочинениях.
В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Петров-Водкин скоропостижно скончался 15 февраля 1939 года. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895-1897), Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В. А. Серов, студии А. Ашбе в Мюнхене и частные академии Парижа. Пахомов, театральный художник В. В. Подчеркивая строгие черты, Основное он внимание уделял лицам моделей, гармоничные и прекрасные.
Первое время молодой художник находился под влиянием искусства замечательного мастера. "Русский художник, теоретик искусства и писатель. Его интересовали проблемы изображения различных предметов. Обе вышедшие книги получили признание со стороны авторитетных литераторов. Не лишенными стилизации (Девушки на Волге, 1915),, возникают психологизированные образы в оболочке натуралистической почти формы (На линии огня, 1916).
В 1905 – 1908 годах завершал свое образование в частных парижских студиях. В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. Казарина для постройки дачи. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. В 1911-м появилось полотно «МАЛЬЧИКИ» (ГРМ), свидетельствующее о появлении оригинального художника, по-новому понимающего пластику, движение, цвет, доведенный до яркой контрастности. Чувствуя в себе талант художника, Петров-Водкин начал серьезно учиться сначала в классах живописи и рисования художника Ф. Е. Бурова в Самаре (1895-97), затем в Училище технического рисования А. Л. Штиглица в Петербурге (1895-97).
В течение семи лет пребывания там он начал писать это были рассказы, повести и пьесы. Петров-водкин видел в своих моделях живые вехи времени, Выдающийся Портреты портретист, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. В новаторском по своему духу и резко своеобразном творчестве Петрова-Водкина они сыграли положительную и роль. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Такова сдержанно-возвышенная и строгая «Анна Ахматова» (1922, Государственный Русский музей) – одна из вершин портретного искусства Петрова-Водкина. ЛЕТО», (1917, ГРМ).
Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Ни для прозаика Петрова-Водкина, Эти искания лабораторные не прошли бесследно ни для художника. А по соседству оказались Вяч. Шишков, Он жил в здании пушкинского Лицея, О. Форш, А. Толстой, И. Соколов-Микитов, К. Федин, М. Пришвин. В. брюсовым, Он достаточно тесно был связан с А. Блоком, Евг. Замятиным, Л. Андреевым, С. Мстиславским, М. Пришвиным, Вяч. Шишковым, Ф. Сологубом, А. Толстым. Та же поэтическая аллегорика животвориткартины Мать (1913), Девушки на Волге (1915, обе там же), где также, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связьего метода не только с современным французским искусством иитальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов.
Приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы, в то же созревают время идеи. А далее ему помог случай. Герои произведений Петрова-Во дкина своими строгими классическими чертами напоминают лица иконные лики.
Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915). Велико художественное наследие, оставленное художником. Большое влияние на него оказал Метерлинк. Принципиальное ее отличие от "итальянской" – перспективы в расчете на динамику зрителя. В котором слились живое и фантастическое, символ, Это непреходящая мечта о красоте, современное и вечное, ощущение пробуждения, предчувствие грядущих событий. Купальщицы, 1917). Склонного к обобщению, Педагогическая деятельность Петрова-Водкина была него, для очень важной. Любовного внимания к "живой жизни" и умозрительного постижения всеобщих законов существования форм пространстве в и времени, в каждом из них находит неповторимое претворение тот синтез поэзии и точного знания, который составляет основную особенность художественного мышления живописца. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910 "Играющие мальчики", 1911 обе – Русский музей).
Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров- Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Близок ему «РОЗОВЫЙ НАТЮРМОРТ» (1918, ГТГ). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», до полотна «1919 год. С 1910-х годов он от перешёл аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. В 1910 был напечатан его путевой очерк «Поездка в Африку» (На рассвете: художественный сборник Кн. 1. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
"Купание красного коня" В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Купальщицы", 1917). Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны ("После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928).
Это была личность сложная и в то же время цельная. В «Девушках на Волге» (1915) получило последующее развитие то, что было начато в полотнах, посвященных теме материнства, – поиски этического идеала, характерных черт духовной и физической красоты русской женщины. Он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» и «Смерть комиссара». Она патриотична и трагична одновременно. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялыйритм и сумрачный колорит ранних работ (Берег, 1908, Сон, 1910)сменяются в творчестве Петрова-Водкина эмоциональной напряженностью ипластической ясностью образов, остро-ритмизованной компактнойкомпозицией, контрастами открытых ярких цветов (Играющие мальчики, 1911 все три – в Русском музее, Ленинград). Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.
Которого, Вразрез с высокими оценками шло резко отрицательное отношение к его прозе М. Горького, раздражала фрагментарность философических рассуждений о планетарности, космизме по-видимому и сферичности, прерывавшая традиционную повествовательность. Его характерность как бы отступают на план, второй Индивидуальные черты каждого человека, но не исчезают. Ранний Петров-Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910).
Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, художник побывал в Алжире и во Франции (Париж, Бретань, Пиренеи). Мария была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где жил художник. Здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, Хотя пластическая объемов проработка вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, оказавшемуся столь плодотворным. Картина «НА ЛИНИИ ОГНЯ» (1917, ГРМ), начатая двумя годами раньше, знаменует поворот к реальности. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста.
Адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения, с Вместе тем это организация символического пространства. Неверно было бы думать, что они имели лишь отрицательное значение. Так же воспринимаются картины "Мать" (1913) и "Девушки на Волге" (1915).
Ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург, Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции именно журнала, его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала 171Аполлон187 Сергея Маковского. Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. «естественный центр картины – фигура умирающего прапорщика – Писатель Леонид в Андреев статье 1917 года так описывал свое впечатление от этой картины. Совместно с учениками он занимался оформлением города к первой годовщине Октября, выполнил панно «Степан Разин».
В самаркандскую серию входят пейзажи, портреты, эскизы жанровых сцен. Находящая разрешение в "сферической перспективе", На первый план проблема выдвигается пространства. Петров-Водкин много путешествовал он был в Германии (1901), в Италии, Греции, Турции (1905). Наклон кадра на зрителя, сочинение особой, своей, но, безусловно, родственной иконной «сферической перспективы», выгибающей изображение и объединяющей взгляд на сцену с разных сторон, цветовоздушная среда, близкая фрескам Пьеро дела Франческо, Беато Анжелико, Дионисия, не прошли бесследно даже для совершено непохожих на Петрова-Водкина художников. Сам пробует силы в литературе, в годах 1900-х Петров-Водкин много занимается философией, путешествует по Европе и Африке.
У других с его связывались творчеством "аполлонические" ожидания, Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", утверждение неоклассической тенденции. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе реальной пользы не приносит. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было 171поколеблено187 придуманной художником самим в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Параллельно, с 19 лет, писал прозу.
Мельцер. Петров-водкин на протяжении жизни своей никогда не оставлял литературы, Будучи по преимуществу и по роду основных занятий художником. В этой теории были предугаданы, а частично и сформулированы положения т. н. В 1895 году с помощью меценатов он отправился Петербург в и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Главное внимание сосредоточено на красном коне, он воспринимается как миф.
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература соперничала с живописью. Он обосновывал свои суждения перед слушателями в целом ряде докладов, Будучи одним 12 из членов-учредителей Вольфилы. Вместе с тем автобиографическая проза Петров-Водкин это прекрасная реалистическая литература, близкая и самому М. Горькому, если иметь в виду его автобиографическую трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты». Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (А.
Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Которую он излагал – со свойственной ему романтической восторженностью – мировосприятия в письмах, Формирование новой художественной системы в революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Таковы его «Автопортрет» портреты А. А. Ахматовой, А. Белого. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Искусство в его понимании требовало от художника «полной гибели всерьез».
Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка» «Утренний натюрморт»). В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза идраматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по формеявились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном итаинственном пространстве сна или легенды (Сон, 1910 Играющиемальчики, 1911 обе Русский музей). Следуя совету которого Петров-Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшего совершенствования Италию в и Францию, Борисовым-Мусатовым. 1905. Его искусство, все больше уходя корнями в родную почву, ощущая свою органическую связь с ней, откроет красоту земли русской, ее народа, с его культурой и вместе с тем все пристальнее будет изучаться Петровым-Водкиным и творчески ассимилироваться великое наследие мировой культуры», – пишет В. А.
В первые годы революции он много работает – рисует плакаты иллюстрирует книги. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу 171Жертвенные187) с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Картина «Новоселье» на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Всадник и Конь, Не только Мать и Дитя, перерастают изображенный мотив и могут смотреться бесконечно, Обнаженные купальщицы Красноармеец и становятся своего рода Знаками, как фреска итальянского художника ХV века или роспись в православном соборе. Здесь он использует «сферическое» построение пространства.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939), русский художник, теоретик искусства и писатель. После того как один из его рассказов был по совету реж. Вернувшись в Петербург, Петров-Водкин преподавал в школе Е. Н.
«Девушки на Волге» так же, в картинах «Мать», проступает связь глубокая его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, как и в других зрелых образах мастера, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем» росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы). Купальщицы", 1917). Самохвалов, А. Ф. Благодаря меценатам, а позже, Кузьма Петров-Водкин стал студентом технического школы рисования А. Л.
Древнерусские традиции прослеживаются и в других картинах «МАТЬ» (1913, ГТГ), «ДЕВУШКИ НА ВОЛГЕ» (1915, ГТГ), «УТРО. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Называя себя "трудным художником" – он не лукавил, Сам же не художник мог судить о себе столь определенно.
Постоянные для него детали, Знаками становятся и облюбованные художником, от по-крестьянски белых повязанных косынок женщин до немногих предметов его аскетических натюрмортов. Петров-Водкин в творчестве и миросозерцании А. Белого находил много родственного себе взвихренность его образности, когда предметы теряют земной вес и отдаются«сферическому пространству», перспективеземного шара, его округлости и вращательности, это было свойственно и А. Белому и Петров-Водкин едва ли не в равной степени. Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции ("1918 год в Петрограде").
Он ищет новые формы, насыщает свои пьесы модными тогда философскими идеями. Уже избрав профессию художника и поступив в 1897 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (до этого он учился краткое время в Самарских художественных классах и петербургской школе Штиглица), Петров-Водкин с горечью писал матери: " Но существовавшие формы художественного освоения жизни уже не устраивали молодых русских художников. Ваяния и зодчества под руководством Абрама Архипова и Валентина Серова, в 1897 году Петров-Водкин уехал в Москву и продолжил обучение в училище Московском живописи. Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка" Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). После Парижа подобно Н. Гумилеву путешествовал по Африке (Алжир, Тунис), побывал в Испании. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина Даниэль С. М. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо.
Провинциально-цепкое и космический размах гипотез, с одной стороны, проектов, удивительная свобода мышления интеллектуальное бескорыстие – с – другой хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, в искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности. По-своему ltltпланетарныgtgt, монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918 А. А. Ахматова, 1922 оба портрета – в Третьяковской галерее). Пьесу «Сны жемчужины» сам Петров-Водкин назвал в повести «Хлыновск» «галиматьей». Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. В 20-30-е гг.
Обманчивая станковость иконной формы иконный способ обобщения человеческого облика иконописное отношение к пространству и цвету были органичными для этого мастера, родными для него и использовались без усилия. Он много наблюдает, Путешествуя изучает великих мастеров и прошлого современное искусство, много работает. После смерти художника – он умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде его – имя оказалось полузабытым. Сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, Его понимание мира и окрашивалось человека, в тона почти что песенной обобщенности.
Одна из них – «Семья» – развивает линию, начатую картинами «Мать» 1913 и 1915 годов. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922 оба – там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). К моменту начала преподавательской деятельности его «сферическая» система понимания пространства, создаваемая в картине не с помощью вертикальных и горизонтальных, но диагональных осей, совершенно определяется («После боя», «Смерть комиссара», «Купание красного коня»). одновременно намечается отходПетрова-Водкина от классической перспективы в пользу т. н. сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей кзрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнутьмомент движения, охватить обширное пространство (Полдень, 1917, Утренний натюрморт, 1918, оба произведения в Русском музее).
На некоторых слушателей его идеи о сферичности и о планетарном существовании и «свечении» предметов окружающего, в т. ч. Большое полотно «На линии огня» (1916), вероятно, самое сильное среди посвященных первой мировой войне в европейской живописи, сопоставимое «на равных» с романами Барбюса, Ремарка, Хемингуэя, было в полной независимости и от программ «Мира искусства» и от программ «Союза молодежи» – объединений, на выставках которых художник в то время показывал свои работы. И травы и люди и деревья бы как "проявляются" здесь в своей космической сущности – рожденные солнцем и животные, они тянутся к нему, принимают в себя его лучи и расцветают яркими чистыми красками.
Безусловно, Общение с писателями и художниками Серебряного века, ему дало много и как литератору. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). Присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, Но на ориентация вечные ценности, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени.
В течение долгих лет произведения Петрова-Водкина не экспонировались в музеях (за исключением некоторых работ). Эта же выразительность взгляда есть и в собирательных портретных образах Петрова-Водкина («Казачка», «Желтое лицо», «Работница», 1925), но, конечно, большую глубину и внутреннюю одухотворенность она получает в индивидуальных портретах с их более сложной и тонкой духовностью интеллектуальностью. 5 В картинах «Мать», «Девушки на Волге» так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Масштаб и содержание работ этого мастера позволяют поместить его среди 1917-1922 фигур годов. Стремился обосновать принципы, Особое внимание Петров-Водкин уделял изучению перспективы, передать на плоскости холста то, могли которые бы воплотить в живописи, что можно увидеть с нескольких точек зрения.
Из всех преподавателей наибольшее влияние оказал на него В. А. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая выставка персональная Петрова-Водкина. Первое выявленное опубликованное произведение рассказ «Золотой день» (Театральная Россия. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), – ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Он создает картины «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1927-1928), «1919 год.
После революции творческие силы Петрова-Водкина проявились во всю свою силу и полноту. Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М. Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Тамручи.
Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» имели определенный успех, а для автора стали очень удачным лабораторным опытом, так как законы «сферической перспективы», пропущенные через детское сознание, получили в его глазах дополнительное оправдание. В конце 1909 в журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина в России. Картина "Новоселье" (1937, там же) – на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" -полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Дело не в том, что он замечательно иллюстрировал свои книги («Хвалынск», «Пространство Эвклида», детские произведения), но и в особом ракурсе и самой освещенности слова, его близости к графике и краске. Он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» и «Смерть комиссара».
После окончания четырехклассной школы он на поступил работу в ремонтные судовые мастерские неподалеку от Хвалынска. Самая знаменитая картина Петрова-Водкина «КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ» (1912, ГТГ) – впервые была показана на выставке объединения «Мир искусства» в Москве. Вело к размышлению жизненно о важных предметах и каждое его высказывание обладало исключительным весом. Один из самых лучших по цвету натюрморт «СЕЛЕДКА» (1918, ГРМ). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде»). Взятые с высокой точки зрения, Предметы включены в то же всеобщей, единство они активно взаимодействуют, в ясно обозримых пространственных отношениях, общаются друг с другом на своем предметном языке – космической связи. По-своему "планетарны", монументально-значительны даже его натюрморты ("Селедка", 1918), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени ("Автопортрет", 1918 "А. А. Ахматова", 1922).
У других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, видели Одни в Петрове-Водкине "новейшего декадента", утверждение неоклассической тенденции. Изображаемое пространство как бы простирается надсферической поверхностью планеты. Петров-водкин заставляет как бы новыми увидеть глазами мир вещей и ощутить их причастность к бесконечности, "Остраняя" восприятие привычных предметов неожиданными ракурсами и криволинейными перспективными построениями.
В 1906-08 жил в Париже, где познакомился с Метерлинком и Н. Гумилевым. После 1917 г. исполнил ряд натюрмортов, передающих конструктивность предметного мира (Полдень, 1917 Утренний натюрморт, 1918, оба – в ГРМ), создал картины на революционные темы (Смерть комиссара, 1928 Тревога, 1934, обе – в ГРМ), портреты (Портрет А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ). Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.
Словно в полете над зеленеющими просторами разворачивающейся в мировом пространстве Земли мы видим жизнь крестьянина в важнейших ее событиях (рождение, любовь, труд, смерть и вновь жизнь в потомстве). Петров-Водкин продолжает разрабатывать проблемыперспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощьютрех основных цветов – красного, желтого и синего). Встреча с архитектором Р. Ф. В 1901 году учился в школе А. Ашбе в Мюнхине. Но радость первых жизненных впечатлений сменилась трудными "университетами" юности среди жестокостей и нелепостей мещанского быта провинциальной России. Сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил, Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление законов вечных мирового устройства. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству.
Решающей оказывается встреча с В. Э. Которые отразил в двухстах рисунках, Он получил от знакомства с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, колористически довольно скромных и акварелях небольших этюдах маслом, но верных в передаче облика людей и среды их окружающей. Он был, прежде всего в живописи, «левым» художником, не принимавшим традиций передвижничества, что, в частности, выразилось в почти грубой оценке его творчества И. Е. Репиным. Таковы его «Автопортрет» портреты А. А. Ахматовой, А. Белого.
Он относился к своей деятельности традиционно для русских художников, «Ученик великого Серова, видя в искусстве одну из форм мира познания и мечту о красоте – вечный поиск гармонии, как к высокой миссии. Пронизав их собственными исканиями и окрасив сугубо индивидуальным видением мира, писатель Как реалистической школы Петров-Водкин продолжил классические традиции. Ваяния и зодчества, в 1905 Московское окончил училище живописи, где в числе его наставников был В. А. Серов. и бытового мира, оказали известное воздействие. Которое пока никто не Их сделал, сопоставление, дало бы немало родственных точек схождения. Провинциально-цепкое и космический размах гипотез, с одной стороны, проектов, удивительная свобода мышления интеллектуальное бескорыстие – с другой – хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, в искусстве Петрова-Водкина отобразился цельно парадоксальный строй его личности. Но картина 1919 год. Он считается одним из выразителей символистических тенденций в живописи русской в этот период.
набросков 1921 года)». На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Званцевой и в Академии художеств. Акварельный лист «Весна в деревне» (1928) представляет вторую линию. Искренний ltltпопутчикgtgt революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но и результатом рефлексии, Серьезность изобразительного языка была Петрова-Водкина не просто свойством его таланта и натуры. В 1928-1929 годах болезнь принимает угрожающе тяжелую форму. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно "Купание красного коня" (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России.
Четко скомпонованных и конструктивных, Колорит строится на сочетании золотисто-охристых зелено-голубых и тонов. Интересуясь жизнью современников, в конце 1920-х художник, внутренне богатые образы, начал работать над сюжетными и композициями создал сложные. Названный им сферической перспективой, вполне Автор оправданно и органично мог применить здесь свой метод изображения пространства на плоскости холста. Но больше страстным Петрова-Водкина увлечением литературой, Затянувшаяся учеба в училище объяснялась разными причинами отчасти необходимостью заработка, отнимавшей много сил и времени. И, действительно, долгие годы она присылала небольшие суммы Петрову-Водкину. Это относится прежде всего к О. Форш.
Что вполне соответствовало внутреннему его мировидению и художественному почерку, в 1915 он попробовал свои силы как автор детских книг. Возникшее в 1960-е годы внимание к наследию Петрова-Водкина, его изучение и увенчание, вызвав на первом этапе волну прямых подражаний, просматривается в «снятом виде» в творчестве русских живописцев вплоть до конца ХХ века. 1-я часть «Хлыновск» появилась в 1930, 2-я «Пространство Эвклида. 1927-28, Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения они нарастают от картины "Землетрясение Крыму", в там же) до полотна "1919 год.
Этапным символом творческойзрелости явилось полотно Купание красного коня (1912, Третьяковскаягалерея), где величавый, фресковый лаконизм форм, яркий и сильныйлокальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическоеиносказание о судьбах России. Непревзойденный рисовальщик, Выдающийся художник, прирожденный педагог, самобытный теоретик, талантливый литератор, общественный видный деятель. Приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы, в же то время созревают идеи. Мария Федоровна выказала необыкновенную преданность мужу. Поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, а защиту Александр – Бенуа.
Его книги для детей, в особенности «Аойя. В 1920 – 1930-х гг. Quotспящий ребенок" (1924), Лето" (1917), "Смерть (1928), комиссара" "Первые шаги" (1925), "Весна" (1935) и др. 1924 по июль 1925 Петров-Водкин жил в Париже.
Пьесы «Звенящий остров», «В саду ночью», «Узколобые», «В маленьком городке» написаны в символистской манере. Где искусство Пюви де Шаванна, в эти же годы он побывал в Париже, Гогена и Ходлера оказало на его творчество воздействие, заметное Дени. Художник познакомился с ней в 1906 году. Фарс», обе 1907).
КУПАЛЬЩИЦЫ», (1917, ГРМ), «ПОЛДЕНЬ. Путевые очерки Петрова-Водкина в отличие от африканских произведений Н. Гумилева отличаются переусложненностью стиля, но вместе с тем обнаруживают острую наблюдательность и слуховую чуткость к звучанию экзотического пейзажа, что в наибольшей степени, наряду с яркими красками, роднит его со стихами и в особенности с «африканской» прозой Н. Гумилева. Петров-Водкин возвращается на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. Призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 году на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание коня", красного Бенуа) современной действительности. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского ltltбольшого террораgtgt с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) -на тему ltltуплотнения бывших буржуевgtgt – как сатира на новый быт.
Петров-водкин стремился к тому, Неоднократно возвращаясь к теме Гражданской войны, чтобы запечатлеть события в историческом их значении. Его картина Смерть комиссара (1928), как и ОборонаПетрограда Дейнеки, написанная в связи с выставкой 10 лет РККА, впротивовес конкретной публицистичности – основе образных решенийДейнеки – дает свое философское решение поставленной задачи: черезфакты, обобщающие представления о событиях, происходящих на всейпланете Земля, через выявление этической сущности этих событий. Комиссар – это человек и в жизни и в смерти своей совершающий подвигво имя человечества. На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895-1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897).
Связанные с темой материнства, Наиболее органичными произведения, представляются 1913 Мать, проходящей через все творчество Петрова-Водкина (Мать, 1915 Утро. С 1910 Петров-Водкин член художественного объединения «Мир искусства». Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», до полотна «1919 год.
Казалось бы, вполне конкретный пейзаж приобретает обобщенное значение благодаря точке зрения сверху, открывающей холмистое пространство вплоть до далекого горизонта. Любовь к стилизации была характерна для мастеров «Мира искусства», объединения, в которое Петров-Водкин в течении ряда лет входил, на выставках этого объединения художник получил первые восторженные оценки критики (картина «Купание красного коня», показанная на выставке «Мира искусства» в 1912 году, сразу утвердила и особую пластическую тему и масштаб художника). В 20-е гг. Мастер расширяет историко-культурный спектр своей и живописи графики в сторону Востока, Побывав в 1921 в Самарканде. Соединяющий яркую декоративность и углубленный психологизм в трактовке "высшей формы на земле" – человеческого лица, Торжественный, духовно и формально близкие художнику, стиль работ Петрова-Водкина как бы синтезирует в самые себе различные традиции. Плодотворно работал также как художник театра и педагог. Благодарность к которому Петров-Водкин сохранит на всю жизнь, в ту пору в преподавал нём Серов.
Первая небольшая персональная выставка в Москве состоялась в 1965 году в Доме Центральном литераторов. Казалось бы, Даже, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер активно особенно работал как писатель, сугубо официальный портрет В. И. Ленина выделяется в «Лениниане» своей удивительной, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Сдержанный колорит, панорама пейзажа служат монументальному звучанию полотна. Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Чем художники послереволюционного пятилетия, Гораздо в большей мере, соответственно, Петров-Водкин трактовал эпоху в аспекте судьбы особой России и, в формах, укорененных в сугубо национальной пластической традиции. Последние годы жизни Петрова-Водкина были омрачены тяжелой болезнью, но это несчастье способствовало его творческому уединению и более тесному, «домашнему» общению с писателями и людьми искусства. С первых лет Советской власти Петров-Водкин былодним из реорганизаторов системы художественного образования в1918-1933 преподавал в Государственных свободных художественныхучебных мастерских – Институте живописи, скульптуры и архитектуры вПетрограде (Ленинграде). Характерный отрывок из этой рукописи приводит исследователь творчества Петрова-Водкина, Владимир Костин: «Основатели «Мира искусства» пришли, вооруженные европейским вкусом, корректные, сдружившиеся на единстве понимания ХVIII века, они тщательно выбрали и поднесли бывшие ценности.
Грянула революция. 7 В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Начальное художественное образование будущий художник получил в живописи классах и рисования у Ф. Е.
Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Петров-Водкин постоянно занимался творческими опытами в области цвета, оптики. Он познакомил юношу с искусств любительницей Н. И – Мельцером изменила жизнь Петрова-Водкина. Серов, о котором художник с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.
Это было уникальное в своей оригинальности высказывание. В прозе, особенно зрелой, в «Хвалынске», «Пространстве Эвклида», «Самаркандии» он почти в равной мере и художник нового времени и мастер реалистического письма. Мать же Кузьмы по-прежнему работала горничной у ее сестры. Казариной, которая поддерживала его в течение нескольких лет. Мастер расширяет историко- культурный спектр своей живописи и графики сторону в Востока, 9 Побывав в 1921 в Самарканде. Петров-Водкин много работает как график итеатральный художник.
Петров-Водкин принимает близко к сердцу реформы Академии художеств, участвует в создании новой системы в художественном образовании молодежи. Свою систему пространственного построения он называл «сферической» или «наклонной» перспективой. Замечательная картина 1917 года "Полдень" особенно глубоко и абсолютно передает обретенную в это время новую художником "науку видеть". Помимо колористического трехцветия, Важно в этой композиции, что содержание выражено при помощи такого художественного решения, то, которое передает земли ощущение как планеты с бесконечно уходящими вдаль волжскими просторами.
Петров-водкин видел в своих моделях живые вехи времени, ПортретыВыдающийся портретист, воплощения героические человеческого достоинства и творческой чести. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Петрову-Водкину было что сказать. Открытые, по возможностичистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого родасферической перспективой, которая позволяет ему изображая натуру вракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение земли как планеты. Чувство планетного притяжения Петров-Водкин стремится передать дажев своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композицияммонументальную значительность (Селедка Утренний натюрморт оба1918, Русский музей).
Придавая большое значение научному знанию, он включал в программу занятия по химии, оптике, начертательной геометрии, перспективе, технике движения, технологии живописи истории культуры и искусства- Он считал необходимыми дли художника умение мыслить, широкий кругозор, свободу владения профессиональным мастерством. Первые впечатления от искусства будущий художник получил благодаря местным иконописцам и начал мечтать об учении. Там же, в училище, он подружился с П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном. Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер, в своей отвлеченной отрешенности и аллегоризме соприкасаясь с искусством символистов, с творчеством Пюви де Шаванна, а также с декоративизмом Матисса («Портрет жены», 1907 «Играющие мальчики», 1911) и отчасти с гротесково-заостренной образностью искусства Тулуз-Лотрека («Театр. Они были постоянны, они-то и были, по-видимому, «посланием» художника зрителю, его ответом на события жизни, оценкой людей и истории страны. Тревога" (1934), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер ltltцерковного модернаgtgt.
, не лишенными стилизации (Девушки на Волге, 1915), возникают психологизированные образы в оболочке почти натуралистической формы (На линии огня, 1916). Где главную роль играет принцип ltltсферической перспективыgtgt, в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система изображая Петрова-Водкина, натуру в ракурсах сверху и сбоку, который позволяет ему, передавать ощущение ltltземли как планетыgtgt. Взятые с высокой точки зрения, Предметы включены в то же единство всеобщей, они активно взаимодействуют, в ясно обозримых пространственных отношениях, общаются с друг другом на своем предметном языке – космической связи. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку. Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня», где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Называя себя "трудным художником" – он не лукавил, же Сам художник не мог судить о себе столь определенно.
Касаткина, В. А. Но, в 1895-м Кузьма Сергеевич приехал в Петербург и начал заниматься в Училище технического рисования барона Штиглица, что ему нужно более серьезное образование, поняв, в 1897-м поступил в МУЖВЗ, его где учителем стал В. А. Это привело его в 1893-м году в Самару, в классы живописи и рисования Ф. Е. Сцены мещанско-купеческого быта, увиденные у И. Шмелева глазами ребенка, удивительно родственны по тональности, по краскам, по лиризму описаниям детства и отрочества в «Хлыновске» Петрова-Водкина. В эти годы он возвращается к давно заброшенной литературной работе. Связанные с темой Наиболее материнства, органичными представляются произведения, 1913 "Мать", проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1915 "Утро.
Вместе с тем это. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяетсяавтобиографическое Моя повесть (1-я часть, Хлыновск, 1930 2-ячасть, Пространство Эвклида, 1932 вместе с очерками Самаркандияпереиздана, Л., 1970). Штиглица в Петербурге (1895-1897), а потом – до 1905 года – получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Главным защитником картины выступил Бенуа Александр – а самым резким критиком Илья Репин8, Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками. Но картина "1919 год. Среди других сюжетных картин – «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В КРЫМУ» (1927-1928, ГРМ), свидетелем которого был художник «1919 ГОД. ТРЕВОГА» (1934, ГРМ) «ВЕСНА» (1935, ГРМ) и «НОВОСЕЛЬЕ» (1938, ГТГ). жизни Петербурга в 1908-10.
Для которого жил работал и Петров-Водкин, Оно выдержало испытание временем и по-прежнему ценно для народа. С разными оптическими свойствами, в жанре натюрморта Петров-Водкин решал задачу изображения предметов из разного которую материала, он пытался показать наиболее полно, разной формы, как бы видимой со всех сторон, чему служит взгляд сверху. Моя повесть» в 1932, от 3-й части сохранились фрагменты, в которых идет речь о «Мире искусства», о худож. Их одухотворенность особенно проникновенно выражена в полотне «УТРО. Картина «СОН» (1910, ГРМ) – аллегория, явно навеянная произведениями Пюви де Шаванна и В. Э. Превратить ее в устойчивый, Необходимо отметить особое умение художника монументализировать простейшую жанровую дружной сцену, крестьянской семьи, словно высеченный в камне образ традиционной, собравшейся возле обедающего отца, чтящей в нем своего кормильца. К. С.
Которые победят в будущем, Его образ – это выражение светлыхидей, необоримости независимо и вопреки гибели наиболееактивных носителей этих идей. Родился в Хвалынске. В небольшом акварельном листе он не строит сложной «планетарной» композиции, но образы любящих приподняты над прозой будней сочными красками, совершенством и законченностью линейно-пластического изображения». Подводящие некоторые итоги его поискам лет, последних в 1917 году Петров-Водкин создает три картины на крестьянские темы. Таковы картины «ЗА САМОВАРОМ» (1926, ГТГ) и «ДЕВУШКА В САРАФАНЕ» (1928, ГРМ), в которых художник проявляет свое монументальное видение и в то же время создает женственные образы.
Еще в городском училище начал писать стихи. А значительны, Мы обозреваем эти дали как бы с птичьего и полета обнаруживаем сцены из жизни крестьян однако сцены не случайны и передают они жизнь людей в самые важные моменты их существования от рождения и до смерти. Благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность наследия, творческого Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина. Общийинтерес в этой среде вызвал его доклад «Наука видеть», где он обосновывал свою теорию и практику «сферического пространства». Эротизм в творчестве Некоторые работы Петрова-Водкина были как восприняты содержащие эротизм7.
Бурова. Кузьма вернулся на родину. Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906 "Берег", 1908 "Сон", 1910) здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн в области литературы – Морис Метерлинк). Молодым художником заинтересовался заехавший на время из Петербурга в архитектор Хвалынск Р. Ф. Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, Дальнейшая эволюция показывает, новое открытие которой состоялось именно в это время, равно как и иконописной в традиции.
В Ленинградском театре драмы им. На которых раскинулись деревеньки, На ней изображены огромные приволжские сады, пространства, поля, перелески. Общение с западными и художниками писателями дополнительно обогатило его познания в теоретических основах искусства. Они интересны для исследователей творчества Петрова-Водкина как некая весьма своеобразная лаборатория худож. -эстетической и философской мысли, как проекция дека-дентско-символистской эпохи на его творчество. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту – Александр Бенуа.
Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Среди учеников Петрова-Водкина было много прекрасных мастеров А. Н. Бурова в Самаре. Занимался преподаванием, Писал теоретические будучи статьи, одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР. Где главную роль играет принцип "сферической перспективы", в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина изображая в натуру ракурсах сверху и сбоку, который позволяет ему, передавать ощущение "земли как планеты". Педагог. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.
Стиль Кузьмы Петрова-Водкина, созданный на базе традиции древнерусских фресок, жестких формальных построений Фердинанда Ходлера (швейцарского художника, представителя реализма, югендстиля и символизма), выкристаллизовывается в самом начале 1910-х годов. Учиться он начинал в Самаре – в классах живописи и рисования Ф. Е. Один из творцов эстетики нового мира, Художник-мыслитель, национальным традициям, он сумел соединить органично в своих произведениях мышление "планетарными" категориями и верность извечным началам и высшим ценностям духовной культуры. Так была начата трилогия. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др.
С авг. Творчество Петрова-Водкина заявило о себе за десятилетие до революции. Его выступления о сферичности земли и космичности бытия, Возможно, что он был избран членом Французского астрономического его общества, планетарности содействовали тому. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень.
Появляются тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Эту мечтательную, «мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и звонко. Но в рукописи «Живопись как ремесло», относящейся еще к 1910 году, Петров-Водкин определяет метод стилизации как «вкусовщину» и говорит о ней с оттенком презрения. Автор литературных произведений, в том числе автобиографической Моей повести. Интересно отметить, что Петров-Водкин иллюстрировал рассказы М. Горького.
В ней живут национальные идеалы, возрождаются основы древней иконописи. В золотой фонд советского искусства вошли и работы многочисленные Петрова-Водкина в жанре натюрморта. П. П. Гайдебурова инсценирован и поставлен на сцене Передвижного драматического театра в Петербурге, Петров-Водкин много сил отдает драматургии. Постоянно размышляя о своем деле (есть сведения о докладах Петрова-Водкина, остались рукописи его лекций об искусстве, становлению художника были посвящены написанные им в 1928-1931 годах автобиографические книги «Хлыновск» и «Простанство Эвклида»), он выработал свой метод в конфронтации с теми течениями, которые господствовали в искусстве рубежа веков и первого десятилетия ХХ века и широко использовали стилизацию. «Он родился на Волге – в небольшом городке Хвалынске в семье местного сапожника. В портрете жены исполненном в 1913 году, очень характерном для живописи Петрова-Водкина той поры, человек предстает как спокойный, вдумчивый наблюдатель, гармонически принимающий окружающий мир.
Картина «Новоселье» на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Его произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения зачастую прямо противоположных мнений и оценок – от восторженных похвал до презрительных насмешек (в том числе и со стороны такого колосса как Репин). Творчество Характер творчества В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе – там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Однако «момент истины» в творчестве Петрова-Водкина носил иной характер, чем у Филонова, Чекрыгина, Шагала и других художников этого периода. Наклонные оси тел образуют как бы веер – раскрытый картины изнутри Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения.
Музеях Астрахани, Его работы имеются также в Киевском музее искусства, русского Екатеринбурга, Волгограда, Иркутска, Кирова, Краснодара, Курска, Омска, Перми, Пензы, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Хабаровска, Хвалынска. Эта необыкновенная воздушность фигуры, этот полет на невидимых крыльях – удивительны». Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. И лишь в последние десятилетия зритель получил возможность познакомиться с выдающегося творчеством художника во всей его многогранной полноте. По возможности чистые, Открытые, которая позволяет ему, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой" изображая натуру в ракурсе сверху сбоку и передавать ощущение "земли как планеты".
Что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, Дальнейшая эволюция показывает, новое открытие которой именно состоялось в это время, равно как и в иконописной традиции. Здесь, как и в других работах того времени, молодой художник отдал дань символизму. И интеллигенция и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией». Побывал в Северной Африке позднее большое значение для него имели также крымские среднеазиатские и впечатления, в эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью.
Картина динамична благодаря контрасту между статичной центральной группой двигающимися и в глубину фигурами бойцов. Однако его недостаточно было бы назвать мастером только изобразительного искусства, Он был талантливым живописцем и графиком. Побывал в Северной Африке, в эти годы же много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью. Адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения, Вместе с тем организация это символического пространства. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете динамику на зрителя.
Озаренного глубокой мыслью, сочетание Скупое светло-синего и охристого эта строгая гамма выражает значительность и сосредоточенность лица. Тогда же появилась серия его натюрмортов ("Селедка", "Утренний натюрморт", "Натюрморт с самоваром" и др. ). Интерес к исторической картине на современную тему возник у Петрова-Водкина не с объявленных АХРР (Ассоциации художников революционной России) программ. Прощальный взгляд умирающего комиссаракак напутствие отряду бойцов перед атакой – он полон веры в победу. Философские идеи Петрова-Водкина адекватное находят пластическоевыражение. Влекущих своей загадочностью глаз Ахматовой, в синеве умных, ее в задумчиво-печальном самоуглубленном взгляде раскрыта духовная красота человека и поэта. Где мотив гражданской войны с питерским рабочим, Тревога», которого среди ночи вызывают на фронт воспринимается как сталинского предчувствие «большого террора» с его ночными арестами. В этой картине он впервые проявился в полной мере.
Наклонные оси тел образуют как веер бы – раскрытый изнутри картины, Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911 Играющие мальчики, 1911 обе работы – в Русском музее, Петербург). "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина.
Это была система переноса современности в разряд вечности, выработанная в течении тысячелетия, но «перечитанная» абсолютно самостоятельно. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна ("Сон", 1911 "Играющие мальчики", 1911). Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Длительное пребывание во Франции, Путешествие в Италию, знакомство с современным искусством европейским расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, учеба в парижских студиях, окончательно определив выбор пути. Принципиальное ее отличие от итальянской перспективы – в расчете на динамику зрителя. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Его пригласила Ю. И. Дмитриев, скульптор Б. Е.
Первое десятилетие ХХ века много путешествовал по Франции, Италии, Греции, Африке. Был членом объединений ltltМир искусстваgtgt и ltltЧетыре искусстваgtgt. Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906 "Берег", 1908 "Сон", 1910) здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн в области литературы – Морис Метерлинк). Тревога (1934, там же), где мотив гражданскойвойны с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронтвоспринимается как предчувствие сталинского большого террора с егоночными арестами. Находящая разрешение в сферической На перспективе, первый план выдвигается проблема пространства. Созданный в полотне «МАТЬ» образ вызывает в памяти образ Богоматери. Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же).
Правда, впоследствии его стали воспринимать исключительно как художника. Преодолев искус увлечения отвлеченными от реальности умозрительными символическими конструкциями, Наконец, к ясному осознанию задач, Петров-Водкин в начале 1910-х годов приходит "к стоящих себе", перед его искусством. Работал в журналах, После Октябрьского переворота Петров-Водкин участвовал в организации культурно-просветительской деятельности, Вхутемаса, позднее был профессором Петроградских Государственных свободных художественных мастерских. Отец сапожник, мать прислуга. Таящееся во всех полотнах этого мастера, Невозможно было перехватить лишь ценнейшее качество и даже в самых малых его натюрмортах – призыв к спокойствию духа и щемящую ноту и грусти, в самых непритязательных портретах.
русского космизма, с большой силой и целеустремленностью реализовавшиеся в поэзии. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон» «Играющие мальчики»). Казань). Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты56. В эти последние годы в творчестве Петрова-Водкина различаются ясно два направления поисков. Художник добивался в ней монументальности и обобщения.
Тревога», где мотив гражданской войны с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Детство его прошло среди простых и добрых людей (Петров-Водкин был сыном сапожника) и оставило в его душе многоцветные и радостные воспоминания о красоте заволжских далей, плодовых садах, каждый год расцветающих белым цветом, о поэзии и мудрости народных сказок и песен. Написанную под влиянием толстовства, Одно из поэтических произведений поэму, который отнесся к отрицательно, поэме дал на суд М. Горькому. Одна из наиболее известных ранних работ «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910-1915) и Академии художеств (1918-1933).
Этой теорией интересовались А. Блоки А. Белый. Испытав в 1900-е гг. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). То же можно сказать о фантазиях в символистком духе «Башня Вавилона», «Вегед, король сумасшедших», «Айша и Хаман», «Сны жемчужины» и др. Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904 росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913) росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915) сохранились лишь частично).
Большое значение для Петрова-Водкина имела поездка в Самарканд в начале 1920-х с экспедицией Академии материальной истории культуры. Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова- Водкина («1918 год в Петрограде»). Он откликнулся на их советы писать автобиографическую прозу. Герои послереволюционных сюжетных картин «1918 ГОД В ПЕТРОГРАДЕ» (1920, ГТГ), «ПОСЛЕ БОЯ» (1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва) напоминают облики героев картин прошлых лет. Он создает пронизанные суровым пафосом революционнойборьбы идеей жертвенности во имя будущего тематические композиции (1918 год в Петрограде, 1920, Третьяковская галерея После боя, 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва Смерть комиссара, 1928), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытияпортретно-жанровые композиции (Девушка в сарафане, 1928), обостреннопередающие конструктивность предметного мира натюрморты (Черемуха встакане, 1932 все три произведения в Русском музее). Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Картина Купание красногоконя (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосферетех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменуетокончательный переход художника от туманных аллегорий к актуальнозвучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичногосоединения плоскостного и объемного начал к единомумонументально-декоративному целому.
Во второй половине двадцатых годов у Петрова-Водкина открылся неожиданно туберкулезный процесс. Бурова (1893). Которую он излагал со свойственной ему романтической мировосприятия восторженностью в письмах, в революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Результатом чего считается разработка сферической им перспективы, Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи. Ощутимый в этом произведенииПетрова-Водкина интерес к итальянской живописи раннего Возрождения ирусской иконописи во многом определяет гармоническую просветленность иотточенную пластику работ его 10-х гг.
Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Картина Новоселье (1937, там же) на темуперераспределения жилплощади бывших буржуев полна скрытой сатиры нановый социальный быт. Одна линия – поиски экспрессии, психологической напряженности, динамика характеров и композиций, другая – светлая линия гармоничных женских портретов и некоторых картин. Среди портретов художника выделяются точной характеристикой, суровой сдержанностью «АВТОПОРТРЕТ» (1918, ГРМ) и «ПОРТРЕТ АННЫ АХМАТОВОЙ» (1922, ГРМ).
После смерти мужа она сберегла и затем в передала музеи и архивы большую часть его художественного и литературного наследия. Будь-то портреты ("Анна Ахматова", "Автопортрет", "Девушка в красной косынке", "Девушка в сарафане") или полотна, на которых запечатлены эпизоды Гражданской войны ("После боя", "Смерть комиссара", "Петроград 1918 г. ", "1919 год", "Тревога") или картины будней, – все эти произведения насыщены яркими образами и идеями, в них раскрывается трагедия смерти и торжество жизни, единство людей. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон» «Играющие мальчики»).
Тревога» (1934). Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. Борисова-Мусатова.
Петров-водкин видел в своих моделях живые вехи времени, 11 Портреты Выдающийся портретист, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода ltltвымышленные автобиографииgtgt, где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Его картины получают признание и выставляются на выставках в Париже. В эти же годы Петров-Водкин пытается заниматься литературой – он пишет прозу, сочиняет пьесы». В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче и др. ) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна". Пораженный архитектор вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге.
А природный талант живописца и графика сказался и в его литературном творчестве, Углубленное и широкое знание теоретических и практических искусства основ дало ему возможность впоследствии выступать с интересными теоретическими работами. Был членом объединения «Мир искусства», «Четыре искусства». Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня», где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Находящая разрешение в "сферической На перспективе", первый план выдвигается проблема пространства. В годы занятий в Училище у Петрова-Водкина проявился талант писателя.
Искреннийпопутчик Революции, он создает эпически идеализированные образыГражданской войны в картинах После боя (1923, Центральный музейВооруженных Сил, Москва) и Смерть комиссара (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения онинарастают от картины Землетрясение в Крыму, 1927-28, там же) дополотна 1919 год. Все юношеские годы продолжал писать стихи. Родственна автобиографической прозе Петрова-Водкина проза И. Шмелева, особенно его «Лето Господне», но первые главы этого произведения появились в парижской печати в 1927, когда Петров-Водкин уже вернулся на родину. Петров-Водкин родился в семье сапожника. Мельцеру показали работы юноши, выросшего на глазах хозяев дома.
Наиболее удачны «МАЛЬЧИКИ НА ФОНЕ ГОРОДА», «ВИД САМАРКАНДА» (ГРМ), «ШАХ-И-ЗИНДА» (ГРМ). Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённых мужчин. Автором великолепных мемуаров, Он был и писателем, одухотворяющее эту содержание, материю в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладало активное.
Ваяния и зодчества, 1905 в он окончил Московское училище живописи, где учился у Н. А. Касаткина и В. А. Серова. Когда атмосфера духовных исканий художественной приобрела интеллигенции небывалую напряженность, Его искусство развертывалось в эпоху. С тех пор они были неразлучны. Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурныйспектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книгаПетрова-Водкина Самаркандия с его иллюстрациями). Он пишет увлекательные автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Эвкпида», «Самаркандия».
Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. По чистосердечной простоте выражения, по силе экстаза, по мастерству рисунка я не помню другого образа «святой смерти», который можно было бы поставить в один ряд с этимhellip Он жив, он смотрит – и в то же время вы ясно видите, что он мертв, убит, что земля уже не служит опорой его ногам, что он весь в воздухе, без поддержки, как луч, что в следующее мгновение он рухнет, навсегда прильнет к сырой земле. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. В них появилось больше деталей, нет прежней собранности, есть некий элемент бытовизма. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. За границей он женится и привозит в Россию Марию Иованович.
Драма», «Театр. Контрастные плоскости цвета, существующие самостоятельно, сведены к сложной гармонии. В 1928-м Петров-Водкин пишет одно из своих самых известных полотен «СМЕРТЬ КОМИССАРА» (ГРМ), наполненное пафосом революционной борьбы. Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. В его живописном языке чувствуется влияние образов Высокого Возрождения и восточного искусства, преемственная связь с искусством При этом художник от предельно абстрагированного пространства (Земля и Небо) постепенно переходит к новым перспективным построениям, которые позволили передать ему остро переживавшееся Петровым-Водкиным ощущение всеобщности мирового движения, "круглоты Земли" и "качки мирового корабля". В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
П. уткиным, в училище завязалась творческая дружба художника будущими с единомышленниками в искусстве – П. Кузнецовым, М. Сарьяном. В картинах «Мать», «Девушки на Волге» так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем» росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы). Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908). Театральная газета. Его достижение – естественность символического наполнения образов, черта Характерная работ Петрова-Водкина. Каплянский и многие другие. Они поселяются в Петербурге, где проходит отныне вся дальнейшая жизнь художника. Творящиеся в сегодняшнем будничном интерьере крестьянской избы или русской провинции, Евангельские сюжеты, но и обратить свое внимание на решении чисто пространственных задач, позволяют художнику не задуматься только над созданием обобщенных символических образов, размышление над которыми заставляет Петрова-Водкина обращаться к иконописи.
). Литература и живопись. Планетарнымосмыслением реальности, в советское времяПетров-Водкин стремится к постижению сути исторического перелома всудьбе страны во взаимосвязи с космическим, открытию в малом всего многообразияприродных связей, чувственно-конкретной к передаче трагической игероической жизненных коллизий. Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка» «Утренний натюрморт»). Тревога», где мотив гражданской войны с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Постичь и воплотить характер новый взаимоотношений человечества и вселенной, Стремление идти "с веком наравне", законы космического всеединства присуще и многим русским и советским художникам, проникнуть в структурные первоосновы. Что не сразу делает выбор в пользу живописи и после окончания училища он на первых настолько порах захвачен литературным творчеством.
В частности, очень высоко оценил автобиографическую прозу Петрова-Водкина Ю. Тынянов. Серова, а также в Мюнхене (1901) у А. Ажбе и в Париже (1905-1908). Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны – с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт – воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина.
Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 19 20 все картины – в Третьяковской галерее). В июле 1895 года Кузьма приехал в Петербург, а в конце августа выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица «в числе первых учеников». Очень рано начинает складываться в его творчестве и определенный тип портрета. Испытал воздействие символизма и модернизма (Купание красного коня, 1912, ГТГ).
Учился в городском училище Хвалынска, после окончания работал в судоремонтных маетерских. Под влиянием немецкого и французского символизма он пытается выразить волнующие его духовные коллизии времени в туманно-многозначительных аллегорических композициях ("Элегия", 1907 "Колдуньи", 1907 "Сон", 1910). сильноевлияние немецких и французских мастеров символизма и модерна (Ю. Главный герой смертельно раненый комиссар, позади красноармейцы идущие в бой.
Человек с самого начала был главной темой искусства Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. Произведения Петрова-Водкина – такие, как После боя (1923), Девушка у окна (1928), Тревога (1934), – наиболее полно выражаютэтический смысл различных периодов – вех в развитии советскогообщества. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. 3 В творчестве молодого Петрова-Водкина литература соперничала с живописью.
Художник верен своей мечте о совершенных человеческих отношениях. У Петрова-Водкина было два едва ли равновеликих не дарования литературное и художественное. Архипова, Н. А. Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем» росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы). Человек многосторонне одаренный.
Сентиментальное произведение из мещанской 2-3 жизни, подпись Кузьма Бронин) это мелодраматическое. Вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, На 1920-х рубеже и 1930-х годов Петров-Водкин, вновь обратился к литературному творчеству. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству.