«как драгоценное достояние» берег кустодиевский портрет Шаляпин. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Ф. 160И. 160Шаляпина в Петербурге. Шаляпин и художники Б. Кустодиев, «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», 1922 г. В. Серов «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1905 г. 18 Ф. И.
Кустодиев очень любил портрет Шаляпина и до самой кончины хранил у себя его авторское повторение. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости160 блины-пряники-пироги да льются вина В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина160 Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. 160Г. 160Дворищина возле театральной афиши извещающей о выступлении Ф. 160И. 160Шаляпина. В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Это любимая композиция художника.
Кажется, что он только что вышел из театра и сейчас запоёт своим страстным мощным голосом. ) призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». В эскизах костюмов всегда есть яркая и убедительная психологическая разработка образа. Но этот портрет стал самым знаменитым. На переднем плане высокий пригорок, заснеженный Многие друзья-художники рисовали артиста. М. Г. Идет нарядная барышня в белой шляпке и навстречу ей мастеровой со спутницей в платке. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов.
Композиционные и идейные принципы этого автопортрета в художник дальнейшем развил в остальных своих работах, Колористические, особенно в портрете Шаляпина. За картину «Любители Соловьёв» (1873) ему было присуждено звание академика. В 1880 – 1890-х годах талант Маковского достигает зрелости. Гибок и точен мазок, моделирующий лицо и фигуру Никольского. Он каждый раз новые ищет приемы и новые средства художественной выразительности, Оформляя спектакли. И в то же время кажется, что встреча модели портрета со зрителем мимолетна. Связывая его тем самы платьем со всем многообразием яркого, Он вводит лиловый фон, но редкость на гармоничного цветового замысла.
Но и с убеждающей жизненностью передает портретность черт лица модели, Он изображает не только очертания полного тела крепкого с гладкой кожей. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. По набережной лошади везут телеги с разным грузом. Его воспоминания сохраняли свежесть недавно увиденного.
Фигура артиста передаёт порыв, движение, вдохновлённость. Видна монолитная полоса дальнего леса и небо, Над холщовыми навесами ярмарки церковь, поднимается затянутое облаками. Которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, как и героической доблестной».
Изменения от этюда к картине направлены к достижению цветового единства. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Вместе с тем Кустодиев резко меняет по сравнению с эскизом композицию картины.
Мотив спокойного торжественного шествия подчеркнут контрастно движениями энергично работающих людей в глубине картины. При самом подробном рассказе в его произведениях всегда чувствуется мастерство широкого и осмысления обобщающего изображаемого. Кустодиев чутко воспринимал красоту родного искусства умел и пронизать ею свои произведения. Голова слегка повёрнута влево – он будто на оглядывается заснеженный город, Он стоит в театральной позе.
А на втором художник плане изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И. Г. Чтобы показать, Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы виден был перстень с драгоценным камнем, что она вся а не только воротник и шапка на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен. Окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, На просторной заснеженной площади, кипит праздник веселый широкой масленицы. Бодрящее зимнее солнце, Заливающее все голубые радостное и розовые тени на сверкающем снегу, нарядные кроны инея. На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью.
Исполненный в 1920 1921 гг, Венцом этой жизни летописи и творчества Шаляпина стал портрет. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Однако художник слегка положение меняет рук и это небольшое изменение композиционно делает все органичнее, Жест рассчитан на жест купчихи в картине. Силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – Шаляпина, яркого, условно изображающего ярмарку, лубочного. Разрезанный на аппетитные ломтики арбуз, На столе возник красивый сочный, который заключает себе в мощный цветовой акцент первого плана. Это помогало ему создать типы такой обобщающей силы как «Купчиха».
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. В них заключена не только красота, но и особая значительность. В картине купчиха пышнее и «вальяжнее», внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающей значительность героини картины.
Балаганами, На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым на катанием санях, праздничными народными гуляниями, каруселями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Александры Михайловны, Этюды к картине были в исполнены 1919 году с Василия Александровича Кастальского 8211 мужа старшей сестры художника. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, Нельзя без волнения думать величии о нравственной силы, как героической и доблестной».
В. Е. Маковский – выдающийся русский художник, мастер бытового жанра. Родился в Москве. «зимой следующего года мастерской в Мариинского театра начал работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев – А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве. По облику и быту русской жизни, Однако этот и город знаком ему по своим типичным чертам, которая была так близка Ф. Шаляпину. он позировал в фас, профиль и в легком трехчетвертном повороте. Но главное, над чем он работает в картине 8211 это изображение народа на улицах. Художник остался один со своими былыми переживаниями там, Прекратился или почти исчез поток новых впечатлений, яростно вздымаются валы новой, за стеной, неведомой жизни, от в которой его мастерскую долетают лишь мелкие брызги, 8211 но он уже узнал жизнь, ее лик и утверждением этого лика стало его творчество8230 Только теперь все случайное, частное в быте возвысилось для художника до степени типичного и общего, приобрело значение символа».
Фигуры становятся более грузными. Через который была веревка пропущена с привешенным на ее конце грузом, «На потолке был укреплен блок. Смотрящая в зеркало, Эта женщина, в с коричневой серебристым узором шали, не только полна удовольствия от созерцания себя в ярком красном платье, но и чувствует восторженный взгляд старого мужа, ожидающего ее в дверях.
Ярмарка 8211 это радостное событие. В нем еще нет той ритуальной торжественности, которая станет основой картины. Сын рассказывает, что Борис Михайлович многие годы помнил мельчайшие подробности быта, пейзажа, костюмов людей. Кустодиев действительно активен в современной ему художественной жизни. Причем они даже, Руки становятся неким женственноти, символом более одухотворены, быть может, нежели лицо.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. В 1906 году в журнале «Адская почта» появляются сатирические портреты сановников имевших непосредственное отношение к подавлению революции. Выполненным с Юлии Евстафьевны для этой работы, Интересно сравнение с картины карандашным этюдом. Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение. Он как будто только что поднялся на пригорок, шуба распахнулась, шарф развевается на ветру.
Радостно балагурят седоки под яркими полостями. Над торговыми рядами вывески с аршинными буквами. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Они приобретают обобщенный характер. Эскизов, Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, полные острого чувства новых общественных отношений, набросков по и ним уже создать картины, молодого революционного задора, жизненной силы и бодрости. Крытые пестрыми коврами, Стремительно мчатся сани, конями запряженные в цветной нарядной сбруе. Операции не избежать. В решении фигуры нет той пластичности, которые есть в таких картинах, как «Красавица» (1915) или «Купчиха» (1915). В лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, показанной столь выпукло, реально, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица».
Большое место в творческой жизни Кустодиева занимало театрально-декоративное искусство. Фарфоровая округлость лица как бы замыкает неподвижность ее душевного мира. Иногда он, как и в этом наброске, пользуется растушевкой. Коровин, И. Е. Штрих подобных эскизов обычно «ломкий», слоистый, совсем иной, чем в натурных рисунках, где обычно контур гибкий, плавный и где художник добивается пластически ясной формы. Его бюсты-портреты отличаются большим сходством оригиналом, с Занимался Б. Кустодиев и скульптурой. Без посторонней помощи, с ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, наклоняя его себе к настолько, чтобы проверить написанное. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно.
Он занимает в ней одно из весьма заметных мест. Они становятся правильнее, гармоничнее. Нарочито театральной позе стоит огромная, в эффектной, все своими подавляющая размерами фигура Ф. Шаляпина. А легкая улыбка художника чувствуется лишь в жанровых сценах, наполняющих пейзаж.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Шаляпин оглядывается. Повсюду оживленная толпа. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни изображенная им Русь радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры.
Вершиной этого русского мира является человек и центром, размах и талант народа проявились во всей полноте, котором в широта. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Движение полной шеи приобретает величавость. Могучий Шаляпин в этой шубе поразил воображение художника и он уговорил певца позировать ему для портрета. А в 1892 поступает в Астраханскую духовную семинарию, с 1887 года Кустодиев учится Астраханском в духовном училище.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Поиски стиля эпохи, Кустодиева привлекали их широкий интерес к проблемам развития русского искусства на фоне единого процесса искусства, мирового графических и театрально-декорационных исканий, который выразился в синтезе живописных. Мало-помалу лишившая его способности двигаться, «Болезнь Кустодиева, как углубила бы его способность внутреннего созерцания. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Которая превращает спектакль в сатирическое зрелище, Художник ту допускает меру условности. Долгое время только осмеиваемом, Но в купеческом быте, характерные не только для сословия их б Кустодиев открыл глубокие национальные черты. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Когда он еще учился Академии в художеств в Петербурге, Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву. Устроенных Дягилевым в Париже и Берлине, Его работы появлялись на выставках общества Нового художников в Петербурге и на выставках. В процессе работы над картиной «Московский трактир» было создано множество эскизов.
Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. Красивые, На первом плане 8211 дуги и словно в раме, расписные, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром 8211 радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, ярким освещенного солнцем.
Серия под общим названием «Олимп» включала сатирические портреты Горемыкина, Игнатьева и Дубасова, Победоносцева. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Что он ценил больше 8211 русский лубок или роспись, городетскую Трудно сказать, вятскую или хохломскую игрушку. Явившегося свидетелем рождения нового общества, в картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования это сделали полотно одной из лучших картин 20-х годов. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, лотошники, мчащиеся санки, у и балаганов карусельных гор толпится праздничный народ. Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, как «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина (1922). Освещенные солнцем, Более гибкими и живописными делает ветви дерева, контрастнее 8211 от тень них. В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Наиболее прочные творческие и дружеские связи у Кустодиева сложились с художниками объединения «Мир искусства», членом которого он стал в 1910 году, после трех лет участия на выставках «Союза русских художников».
Красиво сочетание черного кружева с розовым платьем. Которого называл замечательным и бессмертным, в свою очередь и Федор Шаляпин высоко искусство ценил Б. Кустодиева. Сохраняя при этом всю специфику требований театральности, в декорациях произведениям к А. Н. Островского Кустодиев близок принципам станковой живописи. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Его купцы Сусловы, Его его балаганы, сдобные красавицы, его купчихи Пискулины, его ухари и молодцы сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Кустодиев чуть посмеивается над восторженным взглядом купчихи (в глубине картины), который она бросает на своего красивого черноволосого спутника или над многоцветьем наивных и ярких вывесок. На этом фоне развертывается масленичное гулянье. В «Купчихе с покупками» художник с особенно изысканной гармонией решает колористические проблемы.
Чётко выделенная на зимнего фоне пейзажа, Шаляпина, скоморохи, условно изображающего ярмарку – балаганы, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров8230 На первом плане фигура Шаляпина во весь рост в шубе, подбитой бобровым мехом, в бобровой шапке. Актриса в рисунке улыбается спокойной и чуточку озорной улыбкой. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Художник работал полулёжа, Она была очень вот таким образом маленькой, картину приходилось писать по частям. В восторженной характеристики художника прекрасной вдруг женщины зазвучала диссонансная нота 8211 руки модели. Превосходны лирические изображение детей и женские портреты, где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная подцветка рисунка передают чистоту и нежность модели.
Фон портрета160 ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина» Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Например, Так, написанном сверху из окна в мастерской, фигура мужчины с шапкой в поднятой руке на первом плане в этюде, почти кажется распластавшейся на снегу. Там трубит трубач и зычно шутки-прибаутки выкрикивают наряженные в замысловатые костюмы зазывалы.
Однако, Все это, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, барство показное, в котором сильно выразилась стихия творческая русского народа. По-прежнему серьезно и самобытно решает проблему портрета-картины, Много и плодотворно очень он работает в портретном жанре. Но на портрете не преминул подметить, Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, такие индивидуальные черты прославленного певца, добродушно подтрунивая, как стремление самовлюбленность, щегольнуть дорогой одеждой. передано деловитое и радостное оживление города. Кустодиев переживает в этот новый период необычайный творческий подъем.
Проносятся лошади с бубенцами на расписных дугах, запряженные нарядными санками. Кустодиев. Легкий пейзаж вдали и декоративные листья темного клена на фоне зелени и золота дальних деревьев.
Этюд для нее был исполнен с Ирины. Он показывает и двойной подбородок и полный нос и чуть растрепавшиеся волосы. Наделенный какой-то особой животворной Художник, силой, умный и виртуозный, рисовальщик, книжный иллюстратор, театральный художзник и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, 8211 таков Кустодиев. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он стоит, Статный высокий, одну руку, широко расставив ноги, с тростью, в отвёл сторону, а другой, полусогнутой, как будто придерживает пушистый шарф. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника8230 такою аппетитною сочностью краски в его неутомимом изображении русских людей». А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» место обитания и веселья русского народа.
Раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, Кустодиев завязывает множество сюжетов, которым восхищается он вместе со зрителем. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Величавая, Красивая, в свободной, невозмутимая женщина черном в бархатном платье, отороченной мехом красной кофте, оттеняющей ослепительный цвет нежной кожи. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Рождение новой эпохи чувствуется не только в воодушевлении людей на улице, но и в звонкой солнечности февральского дня, в праздничной красоте сочетания окраски домов, где желтое перемежается с красным, с живописно вздымающимися столбами белых дымов из труб на фоне голубого неба, то есть в особенной эмоциональной насыщенности пейзажа, пронизанного бодростью и жизнерадостностью.
В 1916 году у него случился паралич ног и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Небо с пушистыми кучевыми облаками. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Пишет длинную пушистую седую бороду, Но меняет с прическу, каким-то особым стеклянным блеском и темные глаза Кастальского становятся светлыми. Самая значительная картина этого периода – «Крах банка» (1881), в которой художник очень точно передал горе и отчаяние обманутых людей различных социальных слоёв. Творчество Маковского всегда отражало общественную ситуацию в России. Жесты людей, встретившихся на крутом берегу Волги, подчеркнуто эмоциональны.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью в неутомимом изображении его русских людей. Которую получил вместо гонорара за участие в нескольких концертах, Шаляпин тогда пришел к художнику в его мастерскую на Введенскую в улицу шубе. Идея написать портрет Ф. 160И. 160Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. 160Серова «Вражья сила» в Мариинском театре.
С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Более конкретная разработка идет в натурных этюдах. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство стали Б. Кустодиева залогом создания этого удивительного полотна. Фигура почти целиком рисуется на фоне неба с пушистыми кучевыми облаками. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.
Через четыре года Кустодиев понял историческое место этих людей в исторических событиях. Она смотрит на рисующего художника. Вдали постройки старинного русского города. Она обладала большой душевной тонкостью излучала обаяние женской нежности и доброты. Билибина» был удостоен второй золотой медали Международной на выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Близость Кустодиева к «Миру искусства» возникла давно. Весьма далекой от аскетизма и благочестия, Интерьер кельи о свидетельствует жизнелюбии хозяйки.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Борис Михайлович 8211 веселый, живой, общительный, насмешливый. Яркими красными букетами на голубом фоне обоев, Художник любуется нежной кожей гладкой полного тела, через которые просвечивает розовая ткань, кружевом вышивок, розовым атласом одеяла и росписями сундука.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева. Что же происходит с лицом «Красавицы» при работе художника над холстом. Он уже тогда понимал, Видимо, революционным посвященное событиям, что произведение, созданное современником, станет документом эпохи. Много я знал в жизни интересных – талантливых и хороших людей, в своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец рассказывает так о своих встречах с художником. Художник меняет цвет. У входа на ярмарку160 афиша Шаляпина.
Но, видно, в картине художник стремился избежать слишком большого светлого пятна (светлая лошадь и светлое платье), которое «оторвалось» бы от фигуры самого Бориса Михайловича изображенного в темной одежде. И Шаляпин опирается на дорогую трость, На ногах модные ботинки на пуговках серая замша и лак8230 черный Ходить в них по снежным склонам трудно. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Цвет куполов и колоколен играют большую в роль цветовом и композиционном строе пейзажа, Их очертания. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Художник меняет даже очертания кистей рук, делая их пухлыми и короткопалыми. И, Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, вспоминая родную Волгу, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев и – пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали.
Государственность, говорит зрителю о том, ответственность за судьбы вверенных людей, ему православие – что составляет жизнь и деятельность царя. Спешащие по реке, наконец, Суденышки и, нарядные силуеты церквей, прихотливо расположенных в разных местах. В этой работе, как и в «Купчихе» 1915 года, 8211 противопоставление торжественного покоя главной героини картины и сложного сплетения сюжетов, развивающихся на втором плане. Ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не город, знакомый Сейчас артист на прогулке. Много я знал в жизни интересных – талантливых и хороших людей, в своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец рассказывает так о своих встречах с художником. Нарядные и декоративные, Создавая великолепные цветовые гармонии, художник никогда не забывает о и занимательности своих картин. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Как бы замыкая пространство вокруг нее, Дерево слева и дубовые узорно листья теперь кулисно обрамляют героиню картины.
Это мягкие и одновременно сильные девичьи руки. Играя на сочных листьях растения парчовой и ткани, Солнце заливает комнату, на которой лежит библия. Астраханские впечатления играли огромную роль в творчестве художника. Ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город, Сейчас на артист прогулке. Картина словно подернута легким золотистым флером. Портретный этюд к картине «Девушка на Волге» был исполнен с совсем юной девушки.
Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Судя по воспоминаниям сына, росписная стенка сундука была черная с букетами. Словно любуясь его тонким одухотворенным лицом, пишет приятного ему человека и задумчивым немного тревожным. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». Прекрасным небом, Художник словно влился в эту шумную толпу и любуется вместе с ней и торжественным и алыми знаменами, прорезанным взлетающих пучками и падающих ракет, которые то светятся, как пламя в лучах прожекторов, то погружаются в глубокую прозрачную тень.
Руки с длинными пальцами менее не красноречивы и как бы подчеркивают душевную красоту и обаяние модели. Уже в своих первых произведениях художник правдиво отразил повседневность деревенской и городской жизни: «В приёмной доктора», «Игра в бабки» (1870). А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Но и наблюдает за повседневной жизнью, не художник только любуется величавостью памятника, характерное для быта провинциального города, в которой есть спокойствие. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и Борис довольстве Кустодиев не мог. Левая рука опирается на трость.
Полные руки цепко держат четки. На нём возвышается величественная фигура Шаляпина. Их энергичные силуэты 8211 блистательная композиционная находка художника. Меняет Кустодиев и цвет костюма.
На пальце160 перстень. Как в картинах «Купчиха» или «Красавица», Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и такого синтеза уровня. Умение видеть людей наполнило веселым озорством жизнерадостностью и сцены народных гуляний. Изменился пейзаж. Гибкие, Но руки, холеные, живые, с сужающимися и пальцами красивыми ногтями, удивительно пластичны.
Нарядная декоративность цвета, Красота, колористическая цельность этот делают пейзаж одним из лучших в ряду кустодиевских произведений. Без посторонней помощи, с её помощью можно было приближать холст к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя того, для наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Юлия Евстафьевна позировала в светлом платье. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом русский город. Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены.
Крупная голова слегка повёрнута в сторону, взгляд устремлён вдаль. По облику и быту русской жизни, Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, которая так была близка Ф. Шаляпину. Дымят пароходики, плывущие по Фонтанке. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Однако, рисуя модель, Кустодиев следует за натурой.
А на переднем плане – величественная фигура Ф. И. В «Ярмарке» 1908 года исполненной в той же технике гуаши, 8211 абсолютно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года. Он пишет лишь о величавости самой модели. В сочетании несколько идеализированного красивого и лица беспощадно точно написанных рук родилась сложная и много плановая характеристика модели, Так. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Набросках Кустодиев никогда не дает обстоятельной характеристики участников происходящего Видимо, в своих эскизах исключительная сила творческого воображения позволяет ему держать голове в многочисленные образы персонажей будущих картин, как и у Сурикова. В картине действие развертывается на первом плане вокруг машины.
Художник пользуется локальным цветом, несколько плоскостно, в духе народного лубка трактуя фигуры. С необычайной тонкостью светотеневые решая задачи, в рисунке художник изучает форму рук внимательно. Однако это не та Русь, в его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские которая черты, встает с полотен художников-передвижников.
Представляющим собой укреплённый потолком под блок с грузом, При написании этого внушительного произведения Кустодиев пользовался специальным приспособлением, который позволял передвигать полотно с подрамником. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов за широту, размах и «русский дух». Серов, Л. О. Наконец, Интересны рисунки обнаженных и, среди них есть удивительные экспрессии по жанровые сцены, линогравюры, словно впитавшие в себя сочный юмор народного лубка. Юлия Евстафьевна художнику 8211 модель Галю Адеркас, Когда был выполнен эскиз, жившую в доме, девушку, которая, по ее мнению, подошла для этого сюжета. Возможно. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Он видел в нем человека недюжинного – достойного преклонения, Но не только большого ценил мастера в художнике Федор Шаляпин. С нее был сделан в 1918 году превосходный рисунок. Выполненных то строго и сдержанно, Кустодиев создал множество серьезных портретных то работ, декоративно. Но сохранил абсолютную портретность девичьего лица внимательным с умным взглядом, Борис Михайлович посадил ее в позе и костюме героини картины, хотя и рано сформировавшейся физически девушки, с мягкостью черт совсем юной. Достойного преклонения, Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин 8212 он видел в человека нем недюжинного. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Где происходит гротескно чинное чаепитие четы, купеческой Появилась терраса дома в глубине.
Как «Красавица», Именно на выставках «Мира искусства» экспонировались впервые такие работы, «Московский трактир», «Купчиха», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события. Он восхищается ею как образцом русской, щедрой красоты. Игуменья у Кстодиева 8211 властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина. Она полна подлинной революционной романтики. Счастья от общения с близким ей человеком, Еще нет в появившихся картине радостной погруженности в природу. Но в то же время сохраняется красочностью любование обычаев и праздников, в некоторых произведениях гротесковые ноты звучат с большой остротой.
Через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом, «На потолке укреплен был блок. Изображенная в картине во второй комнате, Пальма, за большим аквариумом с рыбами, здесь в 8211 центре композиции. Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861 – 1866). Причем каждый раз осуществлял новый композиционный интересный и колористический замысел, Кустодиев часто писал жену. Художник в картине почти не меняет характер пейзажа. Кустодиев показывает неразрывную связь артиста с народом: Шаляпин олицетворяет его красоту и талантливость. На этой картине перед нами предстаёт «кустодиевская» Россия – яркая, шумная, праздничная, с распространёнными в крестьянской среде XIX века мечтами об идеальной жизни.
Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника160 живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства 8211 умение радовать. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Рот, как-то некрасиво приоткрытый в этюде, тронут в картине лишь легкой полуулыбкой.
Фигуры первого плана решены почти силуэтно. Написанного акварелью с особым воодушевлением, Она выполнена основе на натурного этюда, прозрачно, быстро, легко. Кустодиев прекрасно чувствует структуру городского пейзажа. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Так, слева мы узнаем купол и колокольню Введенской церкви.
Взгляд ее спокоен и несколько будничен. Делая все возможное, Кустодиев лишь намечает образ молодой девушки, чтобы облик ее не отвлекал внимание зрителя от царящей в самовлюбленной картине красавицы. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Делает их более высокими, Он срезает краем рамы кроны деревьев справа, как бы упругим силуэтом ищет другой рисунок стволов со стройным, расширяет праздничную панораму, включает множество новых сюжетных линий, перемещает церковь вглубь картины, добивается цельности законченности и всего действа.
«Ожидание» (1875), «Посещение бедных» (1874), вскрывающие глубокие противоречия социальные того времени, «Свидание» (1883) – основные произведения Маковского. Девушка-служанка склонилась над лисьей шубой, собираясь накинуть ее на плечи хозяйки. Силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа Шаляпина, яркого, условно изображающего ярмарку, лубочного.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Индивидуальность рук в какой-то мере утрачивается в картине. Но изменилось выражение лица. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается праздничным над гуляньем над горами.
Ведь наперекор условностям она решилась позировать обнаженной. 8211 считал Б. М и тут нужно предоставить возможность художнику выражать свое понимание этой сущности». На отставленном мизинце правой руки сияет перстень с драгоценным камнем. Он никогда не ощущение утрачивает особой сочности жизни, Превосходный рассказчик, вкуса к ней. Марина и Марфа Шаляпины и И. 160Г. 160Дворищин, у Справа его ног французский бульдог – слева на втором плане три фигуры в черном.
Нарочито театральной позе стоит огромная, в все эффектной, подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Его «Портрет художника И. Я. Тональных отношений, Эскиз же художнику служит для выяснения основной композиционной завязки. А художник выполнял эскизы декораций и костюмов. Портрет создавался Шаляпина в 1920 – 1921 годах, Знаменитый певец ставил пьесу в театре. превосходные этюды рук были выполнены карандашом и сангиной. Колористической силе и образности декорации и, Задумывает и осуществляет классические по ясности идеи, блистательно продолжает в живописи жанровой линию рассказа о теперь уже ушедших в прошлое картинах жижни России, наконец, преимущественно из купеческой среды. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Обличительная ирония, в искусстве Кустодиева причудливо переплетались ликующая радость бытия и острая, мещанства и скудости духовной жизни, против направленная пошлости. Художник и здесь, как и в «Масленницах», не отказывает себе в удовольствии показать их расписные дуги. Интересен путь поисков окончательного этой решения классической для искусства Кустодиева вещи. Зажатый в руках, Платок, сквозь которое просвечивает лиловый шелк платья и белое пятно в центре перестает фигуры быть слишком самодовлеющим, в картине обрамлен кружевом. Этюды с Кастальского в трех положениях использованы для трех различных персонажей. Широко и свободно написаны стол с бумагами и книгами, освещенный солнцем, кресло.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Первоначальное название картины «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). В картине усиливается характерность и гротесковость типажа. Свойственная Аннушке, в картине исчезла непосредственность и появились уверенность самолюбование и позирующей для этюда.
Высокий первый план – похожий на в тот, композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство, что был в его Купчихе. Видимо, то, что этюды картины «Девушка на Волге» были выполнены с манекена, одетого в платье, лишило фигуру пластики. Фигура развернута в фас, голова160 влево. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. И художник вовсе не пытается ее идеализировать. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным.
Юлия Евстафьевна 8211 сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Через который была пропущена веревка с привешенным на конце ее грузом, На потолке был укреплен блок. Некоторые фигуры участников событий оказываются перенесенными из этюда, новые Появляются сюжетные линии. С которым сам наблюдает жизнь, Он заражает зрителя тем страстным интересом и раз всякий находит в повседневном что-то увлекательное и неповторимое.
Как Никольский сидит в кресле у письменного стола, в том, в движении приоткрытых чуть губ есть ощущение быстро ускользающего времени, держа мягкую шляпу длинными нервными пальцами. Картина яркая, красочная, декоративная, решена как обличение алчности и стяжества. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но изумительный расчет и виртуозное Б. Кустодиева мастерство стали залогом создания этого удивительного полотна. Он видел в нем недюжинного человека – достойного преклонения, Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин.
На широкой площади под белоснежными кронами берёз шумит весёлое гулянье. И вся его последующая деятельность оправдала вполне те надежды, Среди художественной молодежи это был один из самых талантливых людей, дочери художника, которые на него возлагались» По рассказам Ирины Борисовны, Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной любовью и уважением мужа, хотя характерами они являли собой полную противоположность. В картине пять церквей (среди них и Введенская, купол которой был виден из окна мастерской художника). Здесь уже значительно более конкретный жанровый мотив, не претендующий, как в картине «Купец», на синтез. (слайд 8) (Величественная поза, гордая осанка. Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции».
Но с удивительно точными Характеры жестами, персонажей намечаются общим абрисом, дающими представление об эмоциональной завязке. «Посещение бедных» (1874), «Ожидание» (1875), «Свидание» (1883) – основные произведения Маковского, вскрывающие глубокие социальные противоречия того времени. Больше всего народу собралось у балагана. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных Образ городов, этого волжанина, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.
Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо. Это не просто купец, считающий выручку в конце дня удачной торговли. Тугим узлом светлой косы на затылке, Он любуется мягкой гладкостью кожи, нежной женственной округлостью черт лица модели. Но на портрете не преминул подметить, Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, такие индивидуальные черты прославленного певца, добродушно подтрунивая, как самовлюбленность, стремление дорогой щегольнуть одеждой.
Черты характера Юлии Евстафьевны 8211 мягкость, в этюде точно очень переданы портретные черты, женственность, доброта. На руках у Марины обезьянка. Как бы подчеркивая, образ Его одновременно и вливается в народный лубочный стиль и вместе с тем, что и он родом оттуда же, помещенный художником выше, символизирует величие160 Шаляпин возвышается Парадокс.
Сохранился лишь один быстрый набросок 8211 зарисовка обычной, повседневной жизни трактира. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. «много я знал в жизни интересных, так это в Кустодиеве, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух – талантливых и хороших людей и Любовью пониманием творчества Кустодиева пронизаны слова Шаляпина. Постоянные наблюдения, яркие впечатления от человеческих характеров, привычек, манеры носить одежду, двигаться 8211 все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы и движения и жесты не так уж и важны. Так явственно проступающих в портрете, Однако об этих чертах, при всей рассказа подробности о разных этапах работы над портретом, Кустодиев нигде в письмах не упоминает. Задумчивыми и одновременно голубыми бездумными глазами, Ничто не нарушает спокойствия лица с алыми губами.
Множество мелко написанных человеческих фигурок, На снежных холмах идёт народное гулянье, лотошники, санки, у балаганов и гор карусельных толпится праздничный народ. В картине меняется и композиция. Б. кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, Как художник, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века живописи и передвижников. Вот таким образом писал легко, Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие в картины, несколько дней он мог написать шедевр, быстро. Однако всегда это граничит с усилением эмоциональных акцентов.
В этюде (1915) молодая женщина изображено точно в той же позе, что и в картине. Яркая и разнообразная одаренность участников объединения импонировали Ему интеллектуализм. На нём дорогая шуба и меховая шапка.
Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и синтеза такого уровня, как в картинах «Купчиха» или «Красавица». В картине художник меняет ракурс фигуры, чтобы подчеркнуть мотив приветствия. «8230его яркая Россия, Недаром Федор Шаляпин купцы говорил и купчихи, звенящая бубенцами и масленой8230 его балаганы, его сдобные красавицы, ухари и молодцы вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Свет, упавший на алые губы, спорит с матовым блеском жемчужных серег в виде виноградных гроздей, словно символизирующих плодородие. Художник изображает в глубине картины купца, Использовав в первоплановых фигурах два этюда, нарисованных с Кастальского, которого поза как бы синтезирована из трех этюдов.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Изображая свою героиню, в картине, которая часто так сквозит в образах его многочисленных купчих, Кустодиев далек от той иронии. Беспощадное обличение и взрывная сила этих сатирических портретов объяснялись еще и тем, что художник прекрасно изучил внешний облик и характеры подобных персонажей, работая под руководством Репина над групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В картине исчезает неправильность черт лица. Откликом на важные события политической жизни стали картины «Ходынка» (1901), «Революционерка» (1907) и др. Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные.
Когда его замыслы конкретными обогащались натурными этюдами, Пластика движений героинь Кустодиева была особенно выразительна, найденную в композиционных исканиях, где модель принимала позу. Кружево очертаний березы, Рябь на реке, небо с облаками, расположения ритм ветвей рябины, сквозь которые то прглядывает солнце, то видны полосы дождя далеко у горизонта. И в то же время она живописна и декоративна, Архитектура в работах его воспроизведена точно. В картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, явившегося свидетелем рождения нового общества, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Возможно, это было результатом слишком прямого следования за натурой, увиденной в этюде. В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Кустодиев мужественно и беспощадно обличает их сущность. С удовольствием пишет расписные бадейки свежеобструганные и грабли, Художник любуется россыпью народных игрушек. Стройные, Деревья в глубине картины слева 8211 высокие, то несущихся на санях, опушенные их снегом тихая нежность контрастирует с буйством мальчишек, то дерущихся на горе. А в сочетании с работами совсем другого плана создавала живую сложность явления, Сочная народная основа искусства Кустодиева не звучала диссонансом выставках, на которое представляло собой объединение в целом. Который сыграл большую роль становлении в молодого художника, Он начинает брать уроки у прекрасного педагога Павла Алексеевича Власова. Кустодиев 8211 театральный декоратор 8211 смел и самобытен.
Дворищина. Конкретность подсмотренных черт модели при всей близости к задуманному образу в какой-то мере «перекрыла» яркость замысла, а быть может, замысел оказался не достаточно зрелым и внутренне пережитым. В эскизах декораций к «Блохе» 8211 озорство изобретательность и нарядная декоративность. Б. М. Кустодиев и Ф. И. Шаляпин подружились в 1919 году во время совместной работы над оперой А. Н. Серова «Вражья сила». Пастернак, К. А. Художник 8211 активный соавтор драматурга и режиссера, каждый раз покоряющий зрителя.
Деревья справа решены в локальном цвете. В глубине 8211 карусель, балаганы и веселое бурление толпы вокруг. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
На ней солдаты с красным знаменем, окруженные толпой приветствующего его народа. Балаганы, веселые извозчики, мчащиеся кони, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки шаров8230 воздушных Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу8230 а на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина – скоморохи, Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. Это была изящная черноволосая женщина с большими синими глазами. Сдвинутая набок соболья шапка, Небрежно накинутая на плечи роскошная шуба, бабочка, смокинг, лакированные ботинки подчёркивают, с стороны, одной его материальную обеспеченность, а с другой – связь со сценой. Очень интересен этюд рук с полными гибкими пальцами, гладкой кожей. Этюды художник рисует мастерски и с удовольствием.
И все последние 15 лет своей жизни прикованный инвалидному к креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Показанный так, Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, но они трактованы лаконично, что узнаваемы все здания, чтобы не быть просто изображением, а знаком. Несущий ее покупки, Купчиха и мальчик, частично увиденного в натуре идут по мощенной булыжником площади какого-то провинциального города, созданного частично замыслом художника. Который внутренне похож, «Похожий портрет – это такой портрет, дает который представление о сущности данного человека. Может быть, Да она такая, объединившем его разрозненные в впечатления единое целое и существовала только в его воображении. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
У его ног любимая собака. Шаляпин изображён на фоне праздничной ярмарки, опирается Артист на трость. Трактирами, Над балаганами, над оживлённой толпой чистое голубое небо с ярким зимним солнцем, торговыми рядами, которое окрашивает в всё розово-голубые тона. Слева в углу изображена афиша, сообщающая о выступлениях Шаляпина, – своеобразный мотив появления певца на Масленице. Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. Звонкая чистота цвета, его строгая согласованность заставляют вспоминать не только русское народное искусство, образцы которого художник использует в картине, но и русскую икону. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы.
Позировавшие ему сановники предстают в новой кровавой роли душителей революции. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Борисом Михайловичем Кустодиевым. По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей.
В жизнь «Мира искусства» самобытный талант Кустодиева вносил живую острую, полную силы и энергии. Но образ значительно гротескнее, эскизе в 1918 года найдена поза, нежели в законченном произведении. 8211 радостное, феерическое, великолепное зрелище. Художник демонстрирует и нарядную красочность предзакатного пейзажа с легкими розовыми облаками и великолепие пышной белотелой красавицы и блеск ее лилового шелкового платья и разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, который венчает это торжественное чаепитие. Массивна фигура приказчика.
Она спокойно-задумчива. Справа беседуют два бородатых купца в тяжелых шубах, слева половой приносит чайники трем сидящим за столом. Одно оставалось неизменным во всех 8211 портретах глубокое уважение к модели и внимательность взгляда на нее любящего художника. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
В то же время Шаляпин выглядит барином. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Он создает в черно-белом рисунке почти иллюзию цветного изображения. О вывесках на маленьких лавчонках, пейзаже в особенно примечательно сочетание монументального лаконичного решения архитектуры и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, примостившихся у подножия башни. Взятый широко, Пейзаж, вводит в мир волшебства зимнего предзакатного часа, панорамно, когда небо расцвечено розовым, зеленым, желтым, когда пушистый снег мягкий вбирает в себя отблески радужного неба.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Из окна которой художник, пишет На первом плане 8211 больные клиники, дети норовят попасть под струю воды, дворник поливает улицу. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Кустодиев несколько укрупняет справа первый план. В картине Кустодиев делает ее старше. Казалось бы, Однако свободной при, стихийности происходящего композиция строится с железной логикой.
Каждый отражает определенный этап его творческого пути видения и жизни, Очень выразительны автопортреты художника. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Где продают самые заманчивые яства 8211 икру и Свою лимоны, подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, сосиски и огромные копченые окорока.
Однако жизнь отравляли приступы болезни.