Картина находится в Горьковском художественном музее. Итогом стала Масленица (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Адская почта, Кустодиев принимает участие активное в сатирических журналах того времени Жупел, Победоносцева, помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева. По дороге катит телега с молодыми людьми. Правда, потом обещают полное выздоровление. Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства.
Потом он мог «свободно распоряжаться своим материалом, работать легко и свободно без натуры». Большевик у Кустодиева – это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. Потрясшие основы общественной жизни, события Революционные 1905 года, вызвали живой отклик в душе художника. Он ее окончил в 1926 году. Где не было ни одного музея, До его родного города Астрахани и увидел он полотна Репина, добралась XV выставка Товарищества передвижников, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина.
За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Прогуливающихся по городскому парку, Любил он писать нарядных купчих, величественно шествующих по городу с покупками, медленно распивающих чаи в прохладной тени сада, любующихся своими нарядами, формами пышными перед зеркалом.
Вот таким образом писал легко, " до Кустодиев галлюцинаций видел свои будущие картины, в несколько дней он мог написать шедевр, быстро. А пока от болей он уже не спит семь дней подряд. Огромная фигура большевика шагает с развевающимся алым знаменем в руках через и дома площади города. Взобравшись на сиденье автомобиля, у подножия колонны, знаменитой дирижер руководит хором красноармейцев. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника.
Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Операции не избежать. Ничтожная простуда повлекла за воспаление собою легких – с которым сердце уже не справилось, Но физические силы его иссякали. Смотрящим с горы, Перед зрителем, развертывается панорама широкая холмистого заснеженного пейзажа. Там и водки можно выпить с устатку. Он любит собак, Его астраханские не вкусы изменились, коров, кошек, все живое, простое, необходимое. Как это было у древних эллинов, Кустодиевскую Русскую Венеру окружает не морская, пена серебристые клубы пара, а скромная обстановка деревенской бани, сверкающие и переливающиеся всеми цветами радуги пузыри мыльной пены.
Главная закуска – раки. Quot Несмотря на все, " Прикованный к постели, где-то внутри лежащей, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, несмотря на ни что, радости жизни 8211 просто вот раб тому, что живу, вижу голубое небо и горы 8211 и за это спасибо – он пишет Юлии Евстафьевне. В томности взгляда, в ленивых замедленных движениях ее фигуры, скользящей по губам, мягкой улыбке, ощущается беззаботность ее существования полуживотного обывателя, для которого интересы жизни сосредоточены на вкусной еде, сладком сне, домашнем уюте, красоте и добротности окружающих вещей. Радостное приятие людьми революционных событий и в состоянии природы в и настроении людей автор подчеркивает праздничность.
И русские темы продолжают оставаться содержанием основным его произведений, Он томится вдали от родины, созданных за границей. В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его. Quot Вернувшись из на Швейцарии родину Борис Михайлович снова вынужден работать над заказами петербургского света. Веяло от них чем-то новгородским – иконой, фреской.
А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Сверкают звучными красками расписные шали, Переливаются всеми цветами их радуги шелковые платья. Она должна слегка согнулась. Во все периоды творчества Бориса у Михайловича Кустодиева был свой идеал женской красоты – это полная русская женщина с милым открытым лицом. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. У карусели и около торговых рядов движется людей, толпа Под горой у балагана, пришедших на праздник.
Румяное, свежее лицо ее было приветливо. Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Что сероватый тон не ее смешивался с желтоватым 8211 они лежали рядом, Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, которые тем ярче вспыхивали, что создавало впечатление искорок, чем веселее был Борис Михайлович.
На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. На дне которого протекает светлый ручеек, Здесь по склону лесистого оврага, одетые в яркие платья, крестьянки, фартуки и платки, сгребают сено, его, ворошат нагружают на телегу. А он говорит: " Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад, что она на меня не повлияла ". В тепло, Но взгляните веселые на румяные лица люди увлечены гуляньем не скоро еще они соберутся домой. Лица, Все на новгородский лад – красный фон, почти одного цвета с красными стенами – так их надо и писать, красные, как на Николае Чудотворце – бликовать. Как было в Красавице, в этой картине уже нет иронического автора отношения к своей героине.
По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Она была местом действия многих его картин, в частности и Сенокоса.
художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Подобное «накопление материала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода. В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной Русская Венера.
Увиденные им из окна его квартиры на Введенской улице в Петрограде, Кустодиев первый среди русских с живописцев документальностью летописца запечатлел события Февральской революции. Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский. И. е. репин приглашает Кустодиева быть его помощником, заказ Получив написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета. Недели, Так проходят дни, но Кустодиев не забывает о своей мечте: "Занят сейчас кое-какими картинами, месяцы, портретом и мечтаю все о больший работе как всегда, когда был здоров, не писал того, что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать большую картину и " тоже купчих ": уж очень меня влечет все это. С гуляньем под гармошку парней и девчат, с катаньем на расписных санях, с шумной толпой у балагана и непременной каруселью широкая масленица, русская с ребячьей игрой. Причем один из них никогда знал не мира и быта русской деревни именно он станет ее великим певцом, Это будущие художники.
Кустодиев едет в Петербург и поступает в художеств, Академию Окончив в 1896 году духовную семинарию. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях Ярмарка (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью В 1915 1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполненные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. А сыну, Иру он носит в грибной корзинке в лес, объясняет красоту изменчивую облаков, будущему театральному художнику. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Дубасова и других.
Но и видеть то, с самого детства раннего он умел не только смотреть, чего не замечают другие. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни 8211 нишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят8230 " К этому времени написаны такие картины, как "Базар в русской деревне", "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь.
Но все реже становились приступами болезни. В стенах своей мастерской Кустодиев радостно встретил весть о революции и одним из первых среди художников откликнулся на нее. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны. К 1910 году Борис Михайлович всемирно становится известен и представляет русское искусство за рубежом.
Глубоко национального его творчества, Эти картины характеризуют расцвет неповторимого, декоративность крестьянского искусства, впитавшего задушевную красоту родной природы, народные подлинно представления о красоте. Отец говорил:. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога Несмотря А. П. Власова, на денежные затруднения, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Относящийся также к 1925 – 1926 годам, в собрании Третьяковской галереи авторский – вариант.
В низине, Морозным солнцем освещен раскинувшийся на русский горизонте, город с многочисленными церквами и особняками. Он помещает в сатирических «Жупел» журналах и «Адская почта» ряд острых рисунков, Горячо откликнувшись на революционные события 1905 года, создает несколько значительных произведений, бичующих царских сановников, среди которых картины «Манифестация» и «Демонстрация у Путиловского завода». Как «Девушка на Волге», Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью в 1915 1916 годах Кустодиев создал выдающиеся такие произведения, «Купчиха», «Красавица», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполненные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни.
Где стремился дать символический образ русского пролетариата – нового хозяина земли, в 1920 году Кустодиев картину написал Большевик. Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования. Quot Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад – что она на не меня повлияла ", а он говорит. На первый свой гонорар 8211 16 рублей 8211 купил штаны и холст для работы. Любящий искусство, Он художник даровитый, серьезный внимательно природу изучающий вдумчивый.
Он любил ходить по городу изучая нравы его отдельных уголков. Талантливых и хороших людей, «Много я знал в жизни интересных, так это Кустодиеве, в но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, – писал Федор Иванович Шаляпин. Промелькнувшую Москву да нелюбимый холодный Петербург, Знавший до этого только свою Астрахань, узнал среднюю полосу России, он окунулся этим долгим счастливым летом в старинные волжские города городки и деревню и маленький полудеревенский городок, 8211 узнал все это и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме "вторую родину".
Папина модель – так называли в семье художника героинь его портретов. На покрытых снегом На холмах, переднем плане играющие на гармонии, гуляет мастеровой люд – девушки и парни, бегают и катаются на санках ребятишки, мчатся навстречу друг другу сани. Исполнил множество графических и живописных портретов, Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, рисунки и обложки для и книг журналов разного содержания, делал эскизы праздничного оформления Петрограда изготовлял настенные картинки и календарные стенки, оформил 11 театральных спектаклей. Quot Как мне скучать, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю – когда я день каждый пишу, Борис Михайлович удивлялся в свою очередь. Quot в 1913 году он писать начинает ставшую знаменитое и находящуюся ныне в Русском Музее в Санкт-Петербурге " Купчиху ". Написанная широкой кистью зрелого мастера, яркая и солнечная картина передает подъем, царивший в те дни в столице. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени.
Полные занимательных подробностей, Он разворачивал увлекательные рассказы, Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, в многофигурных композициях Ярмарка Девушка (1906, 1908), на Волге, Красавица (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Закутав голову теплым Иногда платком, приходилось по нескольку дней лежать из-за болей в руке не спать. Так художник и назвал свою картину.
Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения 8211 с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Врачи предполагают костный туберкулез. Тема современности становится для него основной. А через две недели после свадьбы Кустодиев, Через три года они обвенчались, его соученик Куликов и их мастер Ефимович Илья Репин закончили гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного Совета ".
Но и запоминать на увиденное всю жизнь и не только видеть, часто до мельчайших подробностей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Конец июля 1900 года. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Которым художник владел в совершенстве,, снова позволяли и снова изображать радующихся людей.
Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году: "О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу8230 " Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет) и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, так как у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. Вчера он еще носил комбинированные носки, вершивших судьбы России – сегодня он пишет портреты людей, Мало у была кого столь стремительная карьера. Он задумал новый образ народного героя. Плавностью и красотой их движений момент в работы, Художник достигает впечатления музыкальности ритмом расположения групп женщин. Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих.
Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. В 5 же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, в 5 лет маленький начал Боря рисовать, а в 9 лет бесповоротно решил стать художником, слушая оперу "Иван Сусанин". – Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Увлечение художника этими темами и желание именно в этом показать аспекте женскую красоту своих героинь граничит с намерением автора дать зрителю представление о богатстве и беспечности купеческой жизни.
Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Quot Не говорите о моей болезни никому, что я здоров, напротив, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою и жизнеспособность даже жизнерадостность – а, "Слабовольный" Кустодиев предупреждает друзей. русского характера – величавое достоинство, цельность и широту натуры, душевную чистоту. В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию годовщины первой Великой Октябрьской социалистической революции. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной памятью. Уж очень люблю, видимо, жить. Вот одна из них. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям.
Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа. Это были живые типы Островского. В результате тяжелого заболевания он 1916 с года был прикован к креслу-каталке – его мучили частые боли, Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях. А вот самовар четырехведерный сиять должен.
А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Не очень интересные для него работы, Часто это были заказные, а порой добивался и выдающихся результатов, он но все выполнял на серьезном профессиональном уровне. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества.
В иллюстрациях и эскизах оформления Образы улиц, своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек. Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Quot Страдаю очень – не прошло и года, Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось боли в руке шее и все усиливались, особенно по утрам, как он вынужден признаться. Не было ни гроша, с особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора в проявилось оформлении пьес Островского Свои люди – сочтемся, Волки и овцы, да вдруг алтын, Гроза. Испытывающий постоянные мучительные боли, Прикованный последнее десятилетие жизни инвалидной к коляске, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен, часто работающий лежа под установленным над ним холстом.
Картина волновала смелостью живописного, Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения искренностью, композиционного желанием построения, художника откликнуться на события времени. Посещает музеи Парижа и Мадрида, с увлечением и большим интересом он изучает сокровища западноевропейской живописи. Что главный его недостаток 8211 это отсутствие силы воли, Борис Когда-то Михайлович признался.
Мальчик был потрясен, Посетив в году 1887 выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев. Преподаватель гимназии, Отец и все материальные заботы легли плечи на матери, скончался рано. Quotопять что-то поет – как у это меня иногда бывает ", Еще в 19 лет он обронил в письме к матери. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.
Когда Борису было чуть больше года, Отец его умер от скоротечной чахотки и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых на детей пенсию в 30 рублей. В которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской Но души, с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни. Детям о Ленине, Один день с Лениным – Ленин и юные с ленинцы, особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам. Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке. Дебелая, Молодая, лениво поднимается она с мягкого ложа после полуденного сна, прикрывая стыдливо рукой обнаженное тело. "Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы. Созданные им по воспоминаниям детства, Все его типические фигуры, русские сообщают зрителю необыкновенное чувство радости.
Способные передать грандиозность и величие перемен в стране, в работах живописных послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы. Яркие ковровые возки, Расписные дуги, медными украшенная бляшками, сбруя лошадей, ярко-синие армяки ямщиков, желтые и коричнево-красные дома, синие купола церквей – весь этот ансамбль цветов гармонично сочетается с перламутровым с синими тенями снегом и розовато-желтоватым небом. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ. Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца. Характеристике моделей и скульптурные художника, портреты Разнообразны по пластической манере. Читатель сможет не только полюбоваться произведениями, но узнать историю их написания.
Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Такова и купчиха в широко известной его картине Красавица. " К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Выпуклостью характеров отмечены Портрет священника и дьякона (1907, Горьковский Сложностью, гос. И в последние годы художник вынужден был работать на холсте, Болезнь прогрессировала, что не имел возможности сделанное увидеть целиком, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко.
Кустодиев много работает в этой технике и создает ряд иллюстраций к произведениям Увлекаясь Н. А. Некрасова, литографией. Здесь мальчик получил первые яркие представления быте о и типах провинциального купечества. Это сознательно подчеркивается художником. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Наступил полный паралич ног. Но и захватывающе красивый отблеск на снегу, Смотрите внимательно вы и увидите не только изумрудно-зеленое небо и окрашенные заходящим солнцем желто-розовые облака, на куполах церквей, на крышах домов. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху.
Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка – все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева и декорации он пишет легко и быстро. В февральские дни 1917 года художник подолгу наблюдает окна из квартиры за жизнью вскипающей красными флагами улицы. В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно в работает различных областях изобразительного искусства. В этом ценность портретного наследия художника. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Забывал, когда удавалось забывать. Им написана и правая часть самого Молодой полотна, художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине.
В зале посетителей встречала хозяйка. Мастер психологического портрета, Талантливый бытописатель, Борис Кустодиев создал значительные произведенияпочти во всех областях изобразительного искусства, книжных автор иллюстраций и талантливый декоратор. Где бы ни был Кустодиев за границей в – солнечной ли Севилье или Версальском парке, - его неудержимо тянуло на родину. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Он твердо решил стать художником.
И успех обеспечил далее постоянные заказы в 1913 художник году оформлял Смерть Пазухина в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, Он исполнил декорации к спектаклю Горячее сердце А. Н. Островского, но и эскизы костюмов. В которых художнику удалось передать силу неиссякаемую и красоту русской души, Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни. Quotкак бы хотелось писать картины не красками – а одним воли, напряжением Теперь он говорит. Остротой сюжетов, Обложки к журналам Красная Нива Красная и панорама привлекали внимание броскостью. Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос.
Где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта года 1878 в Астрахани, Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью – краю. Но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника требовала – неотложных мер, Он продолжал напряженно работать. Благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов, Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Штопальщик Н. С. Лескова (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923). академический театр оперы и балета им. Здесь художник искренне здоровой любуется красотой тела крестьянской девушки-работницы, Наоборот. Происшедший 27 февраля 1917 года, Это был эпизод перехода царской солдат армии на сторону восставших рабочих. Каждая картина Кустодиева – это итог его наблюдений жизни. Эти рисунки отличаются правдивостью.
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям И. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане. Опухоль в спинномозговом канале " – Европейская знаменитость Герман Оппенштейн ставит новый диагноз. Сперва написал фон, затем приступил к фигуркам. Гладкое бело-розовое тело, Сочно и вкусно написано ее полное, небесно-голубые глаза алые и губы на миловидном лице, пушистые золотистые волосы. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».
Он стремится и умеет большего достичь – внутреннего, Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, психологического сходства. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Как Митинг на Путиловском заводе, в таких Манифестация, рисунках, Забастовка, Первомайская демонстрация у Путиловского завода (1906, Гос. В своем инвалидном кресле, Он, бывал на премьерах в театрах и даже совершал поездки дальние по стране. Quotэто был молодой человек среднего роста, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках – позже ставшая известной актрисой, Подруга Юлии Елена Полевицкая, нежного сложения, оставила Кустодиева портрет того времени. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому.
На торгу около Спасской башни был трактир, в котором пили чай и отдыхали извозчики. Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Вот прославленная «Масленица» пленительная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника.
В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Решив композицию, – вспоминает сын художника К. Б. Кустодиев, – перешел на холст наметил жидкой охрой рисунок. Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.
В результате прогулок по с Москве актером Московского Художественного театра Лужским родилась картина Московский трактир. – писал Кустодиев, Не знаю, что я хотел, – удалось ли мне и сделать выразить в моих вещах то, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. В этой книге собраны лучшие работы автора с краткими описаниями. Пышущие здоровьем, Нарядные, неторопливую статные беседу, купчихи на базарной площади ведут степенную. Заставила пристальней вглядываться в натуру, Работа над портретами обогатила чрезвычайно художника, постигать сложный мир человеческой души.
Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом. Я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни 8211 нишу картину чувствую и Напротив, как "Базар в русской деревне", что я люблю и что меня любят8230 " к этому времени написаны такие картины, "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Горячо откликнувшись на революционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» ряд острых рисунков, бичующих царских сановников, создает несколько значительных произведений, среди которых картины «Манифестация» и «Демонстрация у Путиловского завода». Такова картина Сенокос. Светлую поэму о жизни писал уже больной очень художник, Этот опоэтизированный образ прекрасной русской женщины, но человек неиссякаемой жизненной энергии и огромного творческого подъема.
Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Они-то и привлекли внимание живописца. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Сделав натурный рисунок, он решил написать картину маслом. Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине.
Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Кустодиев, – был как на ладони. Одни подпевают, Привлеченные пением, третьи просто так глазеют, другие слушают, но всем интересно, всем весело сгрудились – вокруг люди.