Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был принят в мастерскую Ильи Репина. В 19051907 гг. Пять месяцев провел художник за границей, массу времени отдав посещению в Париже и Мадриде музеев и выставок, но дольше выдержать на чужбине не мог и возвратился в Россию. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926).
В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Кустодиев много работает в этой технике и ряд создает иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова, Увлекаясь литографией.
Пышущие здоровьем, Нарядные, беседу, неторопливую статные купчихи на базарной площади ведут степенную. Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств, Окончив 1896 в году духовную семинарию. Сверкают звучными красками расписные шали, Переливаются всеми цветами их радуги шелковые платья. Quot Вернувшись из Швейцарии на родину Борис снова Михайлович вынужден работать над заказами петербургского света. О нем и заговорили впервые, как о талантливом портретисте.
Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Изображающее молодую жену с маленьким сыном, в году 1904 в Париже он написал знаменитое "Утро". Написанных после революции – «27 февраля 1917 года» Из (1917) известных произведений мастера, ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Большевик» (1920), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И. Лермонтова.
Способные передать грандиозность и величие перемен в стране, в живописных работах послереволюционных художник лет стремится создать обобщенные образы. Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда. Адская почта, Кустодиев принимает активное участие сатирических в журналах того времени Жупел, Победоносцева, помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева. Для этого монументального полотна Кустодиев исполнил 27 портретов, написав – под присмотром наставника – треть холста. С 1907 года член Союза русских художников. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса у И. Е. Репина. Духовно близких ему людей, Параллельно с этой работой Кустодиев создал портретов серию своих современников.
«Красавица» (все 1915), Среди прекрасно раскрытых художником следует «типов русской жизни» отметить полотна «Девушка на Волге». С женой молодому живописцу повезло. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения 8211 с днем каждым чувствую себя все хуже и хуже. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком.
В 1904 – 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России. А через две недели после свадьбы Кустодиев, Через три года обвенчались, они его соученик Куликов и их мастер Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного Совета ".
В стенах своей мастерской Кустодиев радостно встретил весть о революции и одним из первых среди откликнулся художников на нее. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала его комната". Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году: "О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу8230 " Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет) и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, так как у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. Правда, потом обещают полное выздоровление. Ю. Е. Кустодиева родила мужу двоих детей, сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве) и была ему верной помощницей в тех тяжких испытаниях, что выпали на его долю. Склонный к незлобливому юмору, Характер у него мягкий, был заразительному смеху, к радостному.
Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 – 1910 годах – членом Союза русских художников и группы «16». Характеристике моделей и скульптурные художника, портреты Разнообразны по пластической манере. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. Чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях, Через десятилетия художник пронес наблюдения детства.
Через пять месяцев он вернулся в Россию. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». От желающих получить свой портрет, выполненный Кустодиевым, не было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ был портрет Николая II, созданный в 1915 году). Конец июля 1900 года. На первый свой гонорар 8211 16 рублей 8211 купил штаны и холст для работы. Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 – 21).
Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Оставшись вдовой 25 лет роду от с четырьмя детьми на руках, Она, всю жизнь свою посвятила им. – писал впоследствии Б. М. Кустодиев, Весь уклад богатой и купеческой изобильной жизни, – был как на ладони. Тема современности в первые советские годы заняла чуть не ли главенствующее место в его творчестве. Где не было ни одного музея, До его родного города Астрахани и он увидел полотна добралась Репина, XV выставка Товарищества передвижников, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Операции не избежать.
Во время "ознакомительной" поездки на Волгу, Тремя годами ранее, бывшей "смолянкой", Кустодиев познакомился 19-летней с Юлией Евстафьевной Прошинской. Уж очень люблю, видимо, жить. Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым 8211 они лежали рядом, Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, которые ярче тем вспыхивали, что создавало впечатление искорок, чем веселее был Борис Михайлович. Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, он стремится и умеет достичь большего – внутреннего, психологического сходства. В зале посетителей встречала хозяйка.
Но еще – память, воображение. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Пляски, Художник внимательно изучает гадания, обряды, фольклор, становится экспертом в области глиняных и деревянных игрушек, вышивок, народного костюма.
Он написал несколько "праздничных действ", придумывал красноармейскую форму иллюстрировал ленинские сборники. А он говорит: " Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад, что она на меня не повлияла ". В 1905 – 1906 годах им рисунки написаны к произведениям М. Ю – Помимо этого Кустодиев начинает заниматься журнальной и книжной графикой. А сыну, Иру носит он в грибной корзинке в лес, объясняет изменчивую красоту облаков, будущему театральному художнику. Quot Не говорите о моей болезни что никому, я здоров, напротив, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность – а, "Слабовольный" Кустодиев предупреждает друзей.
Он твердо решил стать художником. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. "Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы. Остротой сюжетов, Обложки к Красная журналам Нива и Красная панорама привлекали внимание броскостью. Мать же свою, Екатерину Прохоровну, он нежно любил. Москва»), после его закрытия в журналах «Адская почта» и «Искры». Заставила пристальней вглядываться в натуру, Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, сложный постигать мир человеческой души.
К 1910 году Борис Михайлович становится всемирно известен и русское представляет искусство за рубежом. Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь. Недели, Так проходят дни, но Кустодиев не забывает о своей мечте: "Занят сейчас кое-какими картинами, месяцы и портретом мечтаю все о больший работе как всегда, когда был здоров, не писал того, что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать большую картину и тоже " купчих ": уж очень меня влечет все это. Забывал, когда удавалось забывать. В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства.
академический театр оперы и балета им. Он настолько органично имитировал репинскую манеру, что тот позже порой путал свои и кустодиевские этюды к этому произведению. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905) в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911).
В 1909 году его избрали академиком живописи. Quotкак бы хотелось писать картины не красками – а одним воли, напряжением Теперь он говорит. Когда Борису было чуть больше Отец года, его умер от скоротечной чахотки и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. Семья арендовала флигель в купеческом доме, жили бедно, но дружно. Уклад их жизни, Купеческий мир Кабановых и декорации он легко пишет и быстро, быт провинциального городка – все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева. Quotэто был молодой человек среднего роста, блондин, мягкими, с легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках – позже ставшая известной актрисой, Подруга Юлии Елена Полевицкая, нежного сложения, оставила портрет Кустодиева того времени.
Как бы прощаясь с выпестованным фантазией прекрасным образом России, прежней Однако и к прежде любимым темам художник изредка возвращался. Театру, Екатерина Прохоровна привила детям любовь к литературе, живописи – эхо этих детских привязанностей мы можем обнаружить в зрелом творчестве художника, музыке, будь то собственно живопись, работа в театре или и оформление иллюстрирование книг. Ваяния и зодчества, в это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, опасаясь, но, что эта деятельность отнимет много времени личной от работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. – она тут же ответила: "Конечно, руки.
" К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали. Но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника требовала – неотложных мер, Он продолжал напряженно работать. Потрясшие основы общественной жизни, Революционные 1905 события года, вызвали живой отклик в душе художника. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций.
И успех обеспечил далее постоянные заказы в 1913 году художник оформлял Смерть Пазухина в Московском Художественном театре и выполнил не только Он декорации исполнил декорации к спектаклю Горячее сердце А. Н. Островского, но и эскизы костюмов. Это была любовь с первого взгляда. Выпуклостью характеров отмечены Портрет и священника дьякона (1907, Сложностью, Горьковский гос. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. В том числе и в портретном жанре, в то же художник время продолжал идти собственным творческим путем.
Здесь мальчик получил первые яркие представления быте о и типах провинциального купечества. Руки или ноги – После повторной операции в 1916 у году Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела (когда врачи поставили Ю. Е. Кустодиеву перед выбром – что сохранять. Н. В. Тема современности становится для него основной. Опухоль в спинномозговом канале – " знаменитость Европейская Герман Оппенштейн ставит новый диагноз. Quotна Кустодиева, – я возлагаю большие – надежды" – писал он, Репин сразу приметил Кустодиева.
Интимной и проникновенной в исполнении, Семья стала и огромной в темой творчестве Кустодиева – самой нежной. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Из известных произведений мастера, написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И. В 1926 году на выставке АХРР 24 его работы попали в двусмысленный отдел "Формальные искания". 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за и границу по России.
Впрочем, непонимания хватало. Это будущие художники, причем один из них никогда не знал мира и быта русской деревни именно он станет ее великим певцом. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Им написана и правая самого часть полотна, Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине.
Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. И русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, Он томится вдали от созданных родины, за границей. Quot Несмотря на все, " Прикованный к где-то постели, внутри лежащей, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, несмотря ни на что, радости жизни 8211 просто вот раб тому, что живу, вижу голубое небо и горы 8211 и за это спасибо – он пишет Юлии Евстафьевне. Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань.
Где бы ни был Кустодиев границей за – в солнечной ли Севилье или Версальском парке, - его неудержимо тянуло на родину. Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько спектаклей (в частности, знаменитую "Блоху", написанную Е. Замятиным по мотивам "Левши" Н. Лескова). С 1910 года член возобновившегося «Мира искусства». Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени.
Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Вчера он еще носил комбинированные носки, вершивших судьбы России – сегодня он пишет людей, портреты Мало у кого была столь стремительная карьера. Что главный его недостаток 8211 это отсутствие силы воли, Борис Когда-то Михайлович признался. Гоголя, Л. Н. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Но все реже становились приступами болезни.
Основное направление Кустодиева-жанриста граничит с деревней. Создает бюсты известных артистов, Кроме того в этот период художник начинает увлекаться скульптурой, писателей, среди художников, которых М. Добужинский, Вс. В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для площадей украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни 8211 нишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят8230 " К этому времени написаны такие картины, как "Базар в русской деревне", "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Дубасова и других. Он говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино".
Уже в 9 лет Борис твердо решил стать художником. Вот таким образом писал легко, " Кустодиев галлюцинаций до видел свои будущие картины, в несколько дней он мог написать шедевр, быстро. В 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Как Митинг на Путиловском заводе, в таких рисунках, Манифестация, Забастовка, Первомайская у демонстрация Путиловского завода (1906, Гос.
Он задумал новый образ народного героя. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Quot Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) 8211 я очень рад – что она на не меня повлияла ", а он говорит. Quot Как мне скучать, а с вечером Юликом моим дорогим разговариваю – когда я каждый день пишу, Борис Михайлович удивлялся в свою очередь. Ленина. Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921). Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Quot в 1913 году он начинает писать ставшую знаменитое и находящуюся ныне в Русском Музее Санкт-Петербурге в " Купчиху ". Его сопровождали жена и недавно родившийся сын.
Не было ни гроша, с особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в пьес оформлении Островского Свои люди – сочтемся, Волки и овцы, да вдруг алтын, Гроза. Увлечение литогравюрой (1926 – 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»). Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах – «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 – 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла». Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната.
По дороге катит телега с молодыми людьми. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его "Терем". По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Посещает музеи Парижа и С Мадрида, увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи. В которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души, Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических на картинах темы народной жизни. Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Неизменно собирая большую прессу, Картины Кустодиева показывались отечественных на и международных выставках.
Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Наступил полный паралич ног. Набираясь впечатлений, До самого наступления болезни Кустодиев был великим ходоком – ежегодно он отправлялся либо по родным просторам, чтобы смотреть картины старых и мастеров быть в курсе современной художественной жизни, либо за границу. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. По окончании в 1896 году семинарии, с его благословения юноша, где поступил Академию в художеств, отправился в Петербург.
Работа предстояла сложная и трудоемкая. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, Несмотря на денежные затруднения, которого Кустодиев всегда своим считал лучшим и любимым учителем. Популярность его между тем росла. В 1911 году с диагнозом "костный туберкулез" он лечился в швейцарской частной клинике (неподалеку от Лозанны).
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (23 февраля – по старому стилю) 1878 года в Астрахани. Quot Страдаю очень – не прошло и Но года, в 31 год отмахнуться уже не удавалось боли в руке и шее все усиливались, особенно по утрам, как он вынужден признаться. Одновременно он брал уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано.
А когда в 1910 году бывшие "мирискусники", в 1907 году Кустодиев стал членом Союза русских вышли художников из него, не согласные с выставочной политикой Союза, оформив "вторую серию" "Мира искусства", он вошел в это новое художественное объединение. В 5 же лет впервые испытал потрясение от и музыки сцены, в 5 лет маленький Боря начал рисовать, а в 9 лет бесповоротно решил стать художником, слушая оперу "Иван Сусанин". Где Кустодиев жил работал и практически каждое лето, с "Теремом", что принято называть счастьем, у него связывалось то. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому.
С другой стороны – изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 – 1906). Преподаватель гимназии, Отец и все материальные заботы легли на матери, плечи скончался рано. Мейерхольд, А. Ремизов. Любящий искусство, Он художник серьезный даровитый, внимательно изучающий природу, вдумчивый. Толстого.
Мастер психологического портрета, Талантливый бытописатель, создал Кустодиев значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». В иллюстрациях и эскизах оформления улиц, своей Образы эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек.
европейское путешествие художник поехал уже не один. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и в работает Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Детям о Ленине, Один день с Лениным – Ленин юные и ленинцы, с особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам. Что в 1892 году ему пришлось начать в учебу астраханской духовной семинарии, Но обстоятельства сложились так.
Это были живые типы Островского. Целью всей его жизни стало создание национальной по духу и стилю живописи, в эти годы творческой программой художника, которая бы отражала строй мышления и представления народа русского о красоте. И. е. репин приглашает Кустодиева быть его помощником, Получив заказ огромное написать полотно к столетнему юбилею Государственного Совета. Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году. А пока от болей он уже не спит семь дней подряд.
За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Его отец служил преподавателем местной духовной семинарии, но его художник не помнил – тот умер от чахотки, когда мальчику было чуть больше года. Quotопять что-то поет – как это у меня бывает иногда ", Еще в 19 лет он обронил в письме к матери. В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи.
В этом ценность портретного наследия художника. Мальчик был потрясен, Посетив в 1887 году передвижников выставку и впервые увидев картины настоящих живописцев. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной.
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Он – художник и без рук жить не сможет").
Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком из-за болей в руке не спать. Я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни нишу 8211 картину и чувствую, Напротив, как "Базар в русской деревне", что я люблю и что меня любят8230 " к этому времени написаны такие картины, "Ярмарка" (1906), "Ярморка" (1908), "Ярморка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т. д. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Эти рисунки отличаются правдивостью. Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926). Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Врачи предполагают костный туберкулез.
В январе 1903 года они обвенчались в Петербурге. В котором следовал своему учителю – то есть изображал не столько внешность Молодой портретируемого, художник много писал с натуры и увлекся портретом, сколько его внутренний мир. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (190103, Русский музей, Санкт-Петербург). Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Промелькнувшую Москву да нелюбимый холодный Петербург, Знавший до этого только свою Астрахань, узнал среднюю полосу России, он окунулся этим долгим счастливым летом в старинные волжские города и городки, деревню и маленький полудеревенский городок, 8211 узнал все это и полюбил навсегда, для открыл себя в Кинешме "вторую родину".
На последних курсах Академии Кустодиев стал сотрудником Репина, Более того, привлекшего своего ученика к работе над заказанной правительством ему картиной "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Не знаю, – писал Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин. А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй родиной. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Румяное, свежее лицо ее было приветливо. Он любит собак, Его астраханские вкусы не изменились, коров, кошек, живое, все простое, необходимое.
На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта года 1878 в Астрахани, Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью – краю.