Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах это Мунка влияние довольно ощутимо. Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, ксилографии, акватинты, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
А также крик, Отчаяние и словно ужас, окутывают, как естественная реакция на столь сильные эмоции, окружают и разрастаются до размеров мира. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной полузакрытыми с глазами и распущенными чёрными волосами. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для образования завершения за рубежом. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Наблюдая за заказчиком, Он тратил несколько недель, чтобы затем портрет написать всего за несколько часов. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма.
Его ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его искусство. Что вдохновение пришло к художнику во время мирной прогулки с друзьями парку, по Интересно. Которыми он овладел в совершенстве, Многие живописные его произведения были переведены им в офорт и литографию. Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным ранением, огнестрельным Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем диагностировали возрасте душевное заболевание.
Следующие три зимы он провел во Франции. В другой раз служащий музея выронил «Крик», во время очередного перевешивания. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно хорошо писали о Мунке молодые поэты.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В 1895 г. была выполнена Первый литография, вариант картины был создан в 1893-1894 гг., а всего Мунк создал пять вариантов картины. Что во время работы над картинами из серии «Крик» он избавится пытался от крика своей души, Впоследствии он сообщал, что посещали его достаточно часто, от тех неприятных чувств. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – это и вряд ли простое совпадение. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Рождением, любовью и смертью – болезнью, Постель символически связана ассоциациями с моментами важнейшими жизненного цикла.
Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах окрашивать и небо в разных регионах Европы. Йегера и, Нужен или Достоевский хотя бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Впоследствии он сообщал, что во время работы над картинами из серии «Крик» он пытался избавится от крика своей души, от тех неприятных чувств, что посещали его достаточно часто. Среди них в этот период появляются купальщики, нередки также животных изображения рабочие – фермеры, Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк обратил внимание на солнце, Прогуливаясь теплым летним вечером, местами напоминающий кроваво-алый, которое за садилось горизонт и окрасило небо в приятный оранжево-красный цвет. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Вписанные сверху, Имя и год, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori рукой – скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии произведений известность «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». А через неделю у него дома произошел сильный пожар, в котором он сгорел заживо. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Разыгравшаяся вокруг его имени буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности Мунка за рубежом.
Именно человек, живущий в безбожной эпохе изображен на картине. Где могло быть видно именно небо, такое Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, как описал его Мунк. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Однако, «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с 1880-х конца годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. «я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый опыт им – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, сохранились друзья, счастью, по разделяющие его страсть к русскому писателю. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же в богемы, Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные лишают линии пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже веков серия пейзажей являет Кристианиа-фьорда, собой вершину скандинавского символизма. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Гоген, Поль чтобы печатать одновременно в нескольких цветах. Он хотел кричать, чувствовал крик, пронзающий не только его, но и все вокруг. Что приносит художнику некоторую финансовую стабильность, Значительное место этот в период его творчества занимают портреты. Что Бога нет, Понимая или, что он умер в сознании поколения, вернее, поколение само умертвило Бога в своём сознании, герой застыл картины в безмолвном крике. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Следует грандиозный скандал, после которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице.
Он приобретает определенную известность в Германии, в первые годы столетия нового карьера Мунка развивается вполне успешно. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал его к 70-летию монументальную биографию художника. Так один из них попытался до дотронуться полотна пальцем, Доставалось от неспокойной картины и посетителям. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным того станкам времени, Вскоре он обратился к литографии. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен.
Возможно, картина продолжает судьбу самого Эдварда Мунка, которая была сплошной чередой трагедий и потрясений, но об этом рассказано отдельно (статья про крик). Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Все отвернулись от него, Он одинок, каждый сам устанавливает свою границу вседозволенности, так как в эпоху без Бога каждый – за сам себя, уже не обременяясь заповедями Бога. В 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, Но некоторые исследователи не видят картине в особого мистицизма и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь – объясняя сюжет картины явлением природы. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше в времени курортных городках Тюрингии. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость.
Упоминая его имя, многие в первую очередь вспоминают именно «Крик». Однажды работник музея случайно уронил картину. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Пожалуй, Самая, что главное в – картине ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Все нервы его оголены, он сам – сплошная голая плоть, никем и ничем не защищенная.
Свойственного современной городской жизни, улица Главная норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. Его портреты превосходно отражали характер человека. Картина «Крик» – это одно из самых знаменитых полотен норвежского художника Эдварда Мунка. О происшествии он даже сделал запись в своем личном дневнике. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Главное внимание на созданных им сосредоточено портретах на лице и психологической характеристике. Все чувства, в этой картине вся видны глубина и ощутимы уже с первых секунд просмотра, которые хотел передать автор.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. – пишет Мунк в сопроводительном тексте, «Лунный свет скользит по лицу твоему – полному земной красоты и боли. Это картина-иллюстрация к словам Ницше: «Бог умер». Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь.
Который смело перешагнул рамки натурализма, Первому было трудно согласиться с самостоятельностью Мунка, как о сумасшедшем и немецкая пресса писала о норвежском художнике. И через неделю он попал в страшную аварию, после которой врачи буквально собирали его «по кусочкам». Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, белый Круглый воротник-стойка и голова, придают изображаемому сходство со священником. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн, эти Обе крайности актуальны для понимания контекста.
Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Хотя до этого подобным недугом он не страдал, Вскоре после этого него у начались ужасные головные боли. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает нас к символизму 1890-х – годов что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты.
Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его живописных же произведений. У картины такая недобрая слава, что смотрители музея стараются обходить ее стороной. Многие считают, Что интересно, на изображенная холсте, что фигура, напоминает эмбрион, скелет и даже сперматозоид. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Через портрет он всегда исследовал душу человека. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой взгляд, такое красоты восславление страдания можно найти лишь в русской литературе».
Сделанными в первый период его пребывания границей, за Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В итоге, приступы мигрени довели несчастного до самоубийства. Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий вплоть скандал до того.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен один на уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Ссорились с родными, впадали в депрессию или внезапно умирали – вступивших с ней в контакт, Десятки людей, так заболевали или иначе подвергались ее негативному влиянию. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели от неподалеку столицы и переезжает туда. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона 1902 в году он впервые выставляет полный «Фриз». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было передать главным внешнее сходство, Мунк обладал даром психолога.
Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, – Ибо Смерть руку протягивает Жизни – такова цепь, что еще придут». А графический оттиск – как завершающий, этом в случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы. То волнение и изнеможение привело его в изумление – что тот остановился и начал Он наблюдать, настолько заворожил мужчину, прислушиваться к себе. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко в котируется наследии Мунка. Выразив тем самым симпатию свою и поддержку художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда мировую известность, драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Против чего решительного выступили Макс и Либерман некоторые другие художники, Первым потребовал закрытия выставки художник кайзеровского режима Антон фон Вернер.