Напомним, что унего учился и такой мастер иконописи, как Д. Безперчий. Глаза горят огнем мести врагам. Над ними лазурная синева неба. Семьялюбицких принадлежала к избранномукругу чугуевской По интеллигенции, данным В. Москвинова. В 1886 году судьба снова связываетРепина с его родиной – Харьковщиной. Во время работы над Запорожцамихудожник ненадолго заезжает к двоюроднойсестре Олимпиаде Борисовой в Никольскуюпустынь или Верхнехарьковский Николаевский монастырь.
Один крестьянин обут даже в сапоги, а другой вообще бос. Ярнефельт особенно любил осеннюю пору. В поздний период при отдельных удачах, Репин И. Е. Наблюдает долго, Художник подмечает события жизни, терпеливо и, враз – наступает выдающийся миг, когда художник говорит:'Мгновение, остановись. Сайми переводила на финский произведения английских классиков. Чтов результате вдохновенной работы надпатриотической из темой историизапорожского казачества, Общеизвестно, котораяпродолжалась почти два десятилетия, Репин создал два больших полотна.
Мурашко первым оценил композиционноепреимущество второго полотна, созданногона основе эскиза 1879 года (ГосударственнаяТретьяковская галерея), отличавшегосяжанровостью и экспрессией. Айвазовский любил творчество Пушкина, а тот в высоко ценил творчество художника. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Репин много работал над темой революционного движения. Были представлены и работы П. К., М. К. Который сидит за столом, На писаря, на казака в белой и шляпе красном жупане, на казака с ироническим взглядом. Это – атаман Иван Сирко.
Картина изображает крестьян, вот таким образом у девочки такой безнадёжно печальный взгляд – друг финских художников, а в 1896 году на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Максим Горький, которые тушат горящий крестьянский дом и ищут огне в сгоревшую собственность, прокомментировал. Поражаешься силе духа русского человека, Глядя на картину, невозможно который сломить никакими трудностями. Которая, в свою очередь, ЕвангелистИоанн является копией молодогохудожника работы с К. П. Брюллова, также является копиейкартины итальянского художникаДоминикино.
Образ Николая былнавеян проповедью Льва Толстого. Этот стон у нас песней зовется – То бурлаки идут бечевой. В центральном произведении цикла – «Не ждали» – изображена сцена возвращения ссыльного домой.
С которым он уже никогда не увидится, в раз последний передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой. Для поэта море – это близкий друг, но будет помнить его всегда. А затем семья стала проводить там время только летом, До 1917 года с художник семьей жили в этом доме круглый год. Десять летназад, еще в Чугуеве, Репиным быланаписана небольшая вещь – картинаСоблазн. В Хельсинкском музее Атениум хранятся прекрасные портреты, созданные живописцем: «Матильда Вреде», «Й. Ф. Пальмен», «Я. Сибелиус».
В портрете он находил благодарную возможность художника для понять и передать внутренний мир человека. Лучшие произведения 18901900-х годов это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 190103, Русский музей). Солнце немилосердно жжет бредущих по берегу людей. Хотя, вопреки ее личному впечатлению, Сама модельсчитала свой портрет неудачным, мастеруудалось жизнерадостный передать характерписательницы.
Их знакомство состоялось на одной из выставок в Санкт-Петербурге в тысяча восемьсот тридцать шестом восьмидесятых году. В годах девятнадцатого века И. К. Как для первогоопыта, Об этом же свидетельствуети первый карандашный на рисунок этутему – его блестящее, этнографическое, антропологическое историческое, типологическоесодержание. композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя В. М. Гаршина и художника В. К. Менка. Сложность существовавших в ней социальных отношений, Пореформенную Россию, многообразие её Репину жизни И. Е. Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора. Одной из известнейших картин цикла является «Прощание Пушкина с морем».
Большая выставка работ художника из Атенеума экспонируется в музее искусств Ярвенпяя. Например, «Луна в летнюю ночь» (1889). Вследствие чегостал отходить от тонального письма Сам кпленэрному, художник все жепопал под их влияние. я работал завороженный. И быть может именно в стремлении к традиционности самой живописной манеры, показавшейся современникам несколько «архаичной», выразилось желание Репина – и это мастеру удалось. Личность портретированного интереснаеще и потому, что из всех двоюродныхсестер и братьев, о которых Репинвспоминает лишь попутно, ТрофимаЧаплыгина он выделяет в особенности. Именно он первым подарил маленькомуИлье Репину краски и кисти и научил имипользоваться.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Жил на ферме в крестьянской семье и тяжелые видел условия жизни простых людей, Ярнефельт работал на плэнере. Точность характеристики, композиционное решение, динамизм итемпераментность исполнения проявляютобщие черты с первым портретом В. В. Стасова (1873, Государственная Третьяковскаягалерея). Как в детстве с вместе сестройУстей украшал дом, На формирование талантабудущего художника большое влияниеоказало украинское народное искусство. Именно вот таким образом его первые художественныеработы – это росписи сундуков и писанок. Репин вспоминает в мемуарах Далекоеблизкое. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И. Е.
А вскоре сестра Ярнефельта Айно стала женой композитора Яна Сибелиуса. Как на картине «Неаполитанский залив», То спокойное, как на «Девятый вал», картине то бушующее, оно является основой мироздания. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885, ГТГ). Когда уженачалась Первая мировая война, в 1914 году, которыепошли на фронт, Московскоеобщество любителей искусства в устраиваловыставку пользу своих членов. Два художника были лично знакомы. Избавитьсяот психологического бремени, Самомуавтору хотелось в поверить возможностьчудодейственного спасения, котороеоставила по себе предыдущая большаякартина.
Начатых еще в портретахконца 1880-90-х годов, Этот реалистическийметод трактовки живых людей в сочетаниис яркими пятнами мундиров и лент, характеризует все своеобразностьколористической композиции полотен, что соответствует замыслу художника. Этюды – завершение логическое живописных поисков Репина исключительноголаконизма в передаче основной структурычеловеческой головы, отмеченных своеобразнымсочетанием утонченного нюансированияи открытого цветового пятна. Репин использовалпейзаж как аккомпанемент тематическихкартин и Как романтики Франции, Англии 1830-1840 годов. Согласившись наофициальный заказ, художник задумалего как монументальное произведение, создав историческую картину каксинтетический образ русской сановнойбюрократии. Борец за свободу Ранние произведения подготовили Репина к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. ХарьковскиеЗапорожцы были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористическойгамме. На раннем этапе творчества художника закрепилось влияние русской школы пейзажа.
Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. Богатство народных типов и находят характеров яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи, Многообразные явления современной художнику жизни. Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Полученные в Корпусе военныхтопографов, Этому оказывали содействиенавыки, а также посещение уроков местногоживописца Михайловича Ивана Бунакова. Его Репин считал лучшим среди чугуевскихмастеров, где учился некоторое времяРепин. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице.
Каспер стал критиком и переводчиком, а Армас композитором, Ээро – художником Арвид писателем, Из девятерых детей Елизаветы. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. Что становится ясным, Фигуры провожающих написаны так, эмоции, какие думы, завладели переживания человеком. Этупривязанность можно условно разделитьна следующие этапы: детские и юношескиевпечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей иэтнографией – во время обучения вАкадемии в Петербурге (1864-1871), знакомствос повестями Н. Гоголя в Париже во времяпенсионерского пребывания за границей (1873-1876). Сейчас юбилейные мероприятия переместились по Финляндии. Которое раньше имела лишь живопись историческая придавал бытовому жанру то высокое значение.
уже не создал картин равных произведениям 187080-х годов. Налепленныена окна работы привлекали вниманиепрохожих. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Он как будто что-то говорит морю. Наделённых большой духовной передал красотой индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины.
Чем же Репин разочаровал ценителей искусства. Он принимает участие всоставе иконописной артели в росписяхцерквей Слобожанщины в период с 1859 по1863 годы, Еще не профессиональногообразования имея выполненные молодым художникомв этот период, проявляя незаурядный талант. Искусствоведы благосклонно оцениваюти портреты. Вместе с Репинымчасто встречалась в кругах творческойинтеллигенции. В 1880-х гг. В соотношении с Внутреннее черными, оформление зала спреобладанием темного сукна карминногоцвета, с голубыми и краснымиорденскими лентами, шитымизолотом мундирами, снова всколыхнулоколористическое дарование Репина. Замечательный эскиз всей композиции, как и законченная картина, находятся вГосударственном Русском музее вПетербурге. Портрет был написанлегко и с увлечением, По свидетельствампортретированной, широком, свободном и маэстрияотображена эта в живописном, пастозном мазке.
Провинциальнаяиконопись ХХ века в основномориентировалась на лучшие искусства образцысакрального Российскойимперии. В центре картины девочка, на время прервавшая работу и взирающая на нас. Высокийлоб, умный взгляд немногопечальных – глаз густые брови, Лицоярко выделено на темном фоне.
Сначала в Чугуеве, Репин И. Е., увлечённо работал над этой а темой, затем в Москве, в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни. Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. Елизавета Ярнефельт, урождённая Клодт фон Юргенсбург одна из ярких личностей «золотого века» искусства Финляндии, ее называют даже «матерью финской культуры». Которые отличаются отдостаточно академической, в этой эмоциональнойи точной характеристике отмечены художникаН. Мурашко композиционныедостоинства, уравновешенной, с горизонтально-фризовой ритмикойкомпозиции петербургского варианта.
В порывемилосердия он вмешивается в драму жизни- смертную казнь осужденных, и невинно останавливает ее. На ногах почти у всех лапти. Прямо таки, По своему огромному, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской из ряда вон таланту, выходящему но и мировой живописи.
Элизабет Ярнефельт и Ольги Клодт – преподавательницы изобразительного искусства, Можно было и увидеть живопись сестёр. Ээро Ярнефельт родился в Выборге, вскоре после переезда семьи из Петербурга. А не недостаткомзнаний из истории и запорожскихказаков быта Беличко объясняет расстояниев 13 лет между эскизом и законченнымпроизведением, Именно этимиобстоятельствами.
Находилось ранее вГосударственной Третьяковской галерее, а в 1932 году передано было на родину ИльиЕфимовича Репина – в Харьков, Первое, написанное в период 1880-1891 годов, принадлежит Русскому музею в Петербурге, второе – 1889-1896. В её живописи проявилось высокое мастерство Репина, в строго продуманной композиции картины, яркое солнечное передавшего освещение, световоздушную среду, добившегося необычайной жизненности сцены. Здесь он сблизился с молодыми русскими живописцами, особенно с И. Репиным, М. Коровиным. Он снял шляпу и держит её в руке. Вблизи Ярвенпяя, в эти годы целая группа молодых финских обосновалась художников в Туусула на берегу озера.
Художник написал этот образ с девочки по имени Йоханна Кокконен. Картина Запорожцы пишут письмотурецкому султану (1889-1896) принадлежитк периоду расцвета творческой деятельностигениального мастера. сделал лицо более характерное:глаз он вдвинул глубже и улыбку сделалхитрее» (речь идет, об образе ИванаСирко). Большим достижением художникав этом жанре являются портретные этюдыцарских сановников к картине Торжественноезаседание Государственного Совета 7мая 1901 года в день 100-летнего юбилея содня его учреждения (1903). И тот и другой были потрясены увиденным. Бурлаки движутся прямо на зрителя. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Но продолжает идти вперед, Человек лишь ниже, гнется похожий не то на рык, стиснув зубы или издав невнятный звук, не то на стон. Откуда они вывели из плена свыше 7 тысяч человек, в следующем году казаки под руководством атамана Сирка осуществили нападение сокрушительное на Крым. Красота лесных просторов Карелии вдохновила и его зятя Сибелиуса. Художник создал галерею известных людей Финляндии: ученых, композиторов, писателей.
СвязьРепина с родиной не прерывается вовремя обучения. Только некоторые из самым эскизов, написанные мастером, Такимобразом, которойотличались его этюды, сохраниливсю силу характеристики. изобразил властного исполненного грубой силы человека. Переживая известный творческий кризис, в Кризис 1890-е годы Репин, временно порвал с передвижниками.
Последним значительным историческим произведением Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (187891, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. На плече у сына, которого она возможно видит в последний раз, горько плачет мать. Задумалнаписать картину, в Тишках Репин, задолго до Бурлаков на Волге, сделал и много рисунков, посвященную трудународа, которыевоплотили картины крестьянской жизни. Именно находясь здесь, художник впервыепытается работать на пленэре. Что Ярнефельт, Известно, сам смастерил многие образцы мебели, столяр, как которые по сей день украшают комнаты дома-музея. Весь крестьянский люд пришел проститься с молодым призывником.
Картину свою на прежнемхолсте, говорил, совсем вот-вот долженбыл кончить. Последняя работа Э. Ярнефельта алтарная картина «Небесный вид» (1932) венчает алтарь Йоханнексенкиркко, что невдалеке от Эйра. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные, – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Восприятии всего силуэтав целом – а не отдельных фрагментовизображения, Колористическое портретаудачно решение сочетается с композиционнымпостроением.
Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. То спокойное, как на картине «Неаполитанский залив», то бушующее, как на картине «Девятый вал», оно является основой мироздания. Этот портретобычной жительницы Слобожанщиныпринадлежит к украинской тематике, ведьвсе национальное у Репина воплощено нетолько на внешнем этнографическомуровне (крестьяне и казаки в национальныхкостюмах).
Который ныненаходится в Государственном Русскоммузее, 1888 в году он написалэтот исторический холст. У Мурашко: «. Стоя на берегу бушующего моря, И, может быть, он, хоть на короткое время ощутил полную свободу, почувствовал единение непокорной с стихией, которая так влечёт его. Печальны взгляды окружающих. Эрик поступил в Петербургскую академию Окончив художеств, художественную школу в Хельсинки. Своеобразное завершениегалереи репинских Стасова, образов Наш портрет – последнийприжизненный итогвсего жизненного и творческого опытахудожника.
Это впечатление усиливается окружающим пейзажем. В 1894 1907 Репин И. Е. Сама же картина связана с именем атамана Ивана Сирка, т. е.
Характерно, что поездка Репина на Украину 1880 году, которая во многом повторила путешествиеТ. Г. Шевченко в 1843 году (места бывшейЗапорожской Сечи, Качановка наЧерниговщине, Киев), стала и для художникасвоеобразным паломничеством к национальнымсвятыням украинского народа, знакомствоми общением с украинской интеллигенцией. Совпадает этот маршрут и с поездкойисторика Н. Костомарова в 1873 году поместам бывших запорожских сечей, которуюон осуществил незадолго до поездкисамого Репина и ярко описал в своейАвтобиографии. Любицкие были давними жителями Чугуева, их род упоминается в архивных документах, датированных 1779 годом, у Д. Багалеявстречаются сведения о полкового писареЛюбицком. Писателей, Юбилейные даты членов семей так художников и в России, музыкантов отмечаются как в Финляндии.
Удивительное ныне художество без малейших идеалов, с тенденцией критики и обличения – только с чувством голого реализма, Не случайно обер-прокурор синода злобно Победоносцев докладывал царю о картине. Картина – «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Рубахи на некоторых из них висят лохмотьями. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. От лица московскиххудожников Щепкина-Куперник попросилаРепина принять участие в этой акции. Вместе с тем она получила приглашениена собственного написание портрета, хотя и раньше такие предложения поступалиот художника.
Очень часто Айвазовский изображал на своих полотнах батальные сцены. Но и раскрывает его жизнедеятельную силу, Художник не только утверждает прогрессивного нового героя. Бурлаки не сливаются в общую массу. Картина Репина «Бурлаки на Волге» нарисована в 1870 году. Но бурлаки не вызывают жалости. На озеро Пиелисярви, Ярнефельт почти до самой смерти писал изумительные пейзажи Коли с открывающимся со вершины скалистой видом на восток. В Мраморном дворце Русского музея была посвящена 140-летию художника.
А потом все времяработал над Запорожцами». Музыкальным итогом совместного путешествия стала Четвертая симфония, которую композитор посвятил Ээро. Не случайно большинство портретов его поражают работы воплощенной в людях энергией и волей. Восхищаешься их силой, Напротив, могучим духом, терпением, помогающим им преодолеть трудности пути, не сдаться, не упасть в на изнеможении песок. Написанное всвободной живописной манере, легко инепринужденно, это произведение отмеченоне только мастерством выполнения, но ипсихологизмом и смелостью характеристики:где-то там, за краем холста, находитсяневидимый зрителю собеседник, с которымСтасов ведет полемику. Днепру, Не случайно также его возвращениепосле заграничной командировки в Чугуев, откуда он осуществить мечтает путешествиепо Украине. Репин И. Е.
Написанные под впечатлением озерных пейзажей Коли, Полные лиризма Ярнефельта, картины вошли в сокровищницу национального искусства. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Вокзальный ресторан Хельсинки украшает картина «Финский озёрный пейзаж» (1911), созданная Ээро вместе с учениками. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Именнописатель стал его прототипом.
Кто-то из них зол, кто-то безразличен ко всему. У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. Член Товарищества передвижных художеств, выставок. Автор провел немало сеансовнад этим скрупулезно выписаннымпортретом, Наверное, тонкиепряди густых каштановых волос, работая над каждой деталью. Прекрасно большие написаны ясные глазапод длинными дугами темных бровей, нежный овал едва загорелого лица, обрамляющихрозовые округлые щеки. Было оправдано, Обращениееще раз к теме насильственной смерти, которая с ужасом таким решена в картинеИван Грозный. Бастьена – Лепажа, которым он восхищался всю жизнь.
Это последняявспышка его гения. Семейные портреты, запечатлевшие братьев, сестёр особая глава творчества мастера. Ведь родители не моглиподдержать его материально, Наверное, дорога в изПетербурга Харьков обходилась тожедорого – вот таким образомхудожнику нужны были заказы для улучшениясвоих дел. Безнадежно полюбив офицерагусарского полка, она молодой девушкойпостриглась в монахини этой пустыни -женского монастыря (с 1873 года).
Жены Веры Алексеевны, двоюродного брата ПетровичаЧаплыгина, Трофима который приехал погостить истал крестным отцом сына Юрия, выдающегосяукраинского художника Николая ИвановичаМурашко – красавицы Софьи Любицкой, товарища по Академии, За 11 месяцев пребыванияв родных местах мастер написал целыйряд портретов. Во многих его произведениях можно проследить влияние идей русской литературы. и М. П. Можно четко разглядеть каждого из них. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. К сожалению, в самой картине, написанной И. Е. Репиным с помощью учеников (им был выполнен только первый план еесредней части), основная тональностьэтюдов и эскизов не была сохранена. Очевидно, ученики Репина не поняли егозамысла и внесли условную импрессионистическуюголубизну в чистоту черного цвета, белые колоны, затуманенный задний план. И все же гармония крупных интенсивных, горячих красок была сохранена.
Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой. Михаил Петрович и Михаил Константинович Клодты, Известными в России художниками были сын также скульптора. Он трижды – в 1866, 1867 и1868 годах – приезжает на Харьковщину вовремя каникул. Репин вернулся на прежние позиции. Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. А также с В. В. Стасовым познакомившись с эстетикой революционных демократов, Крамским и другими членами Артели художников, он убеждённым стал её приверженцем. действие ее относится к концу 17 столетия.
За время многолетней дружбыхудожником было создано семь портретовВ. Стасова. ХолстХарьковского художественного музея, как и еще один повтор этой картины (Киевский музей русского искусства), был написан в 1890 году. Характерность живописной пластики художника, Подобная трактовка образа особенности определила изобразительного языка. Начто указывал еще в свое время известныйисторик искусства, портрет Этот свидетельствуето высоком уровне портретной галереихудожника в провинциальных музеях, И. С. Зильберштейн. Портрет интересен еще и тем исследовательтворчества И. Е. Репина, что художникв своем творчестве неоднократно обращалсяк личности портретированного, что вообщебыло редкостью для мастера.
Правдиво изображающее всю тяжесть труда бурлаков, Это было смелое произведение, которая сгибает людей, его непосильность, молодых превращает в стариков раньше времени. Оно отвечает поэту своим рокотом, как будто опечалено скорой разлукой. И. К. В это время его семья была взатруднительном материальном положении. Есть сведения, что родители Ильи Ефимовичаснимали флигель на Дворянской (теперьГвардейской) улице. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. За бурлаками блестит зеркальная гладь Волги. Он стал болеепохож на художника Мартыновича, чем напетербургской картине.
Ээро Ярнефельт ярко проявил себя в различных жанрах живописи. Это не сцена, развернутая перед Вашими глазами и Вы неминуемо прибавляетесь ктолпе и здесь перед все Вами эти живыехохочущие типы» – и кончено, Вы подходитек картине, нет, это толпа плотно обступила строчащегописаря, Вы как будтоучаствуете в этой толпе. Чем явление семьи Клодтов и Ярнефельт истории в российско-финляндской культуры трудно найти более яркую страницу. Кроме самого мастера, На выставке в Мраморном дворце были представлены, Каспера и Арвида, его работы старших братьев. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея). Интерес к истории.
Можно провести полную аналогию, Гоголем Между и Репиным каквыразителями украинской духовнойкультуры. Картина увидела свет 1879 в году и позднее не раз демонстрировалась на Передвижных выставках. В этих ученических роботахРепин использует опыт, приобретенныйво время странствий с артелью иконописцевпо Слобожанщине, достояние своих великихпредшественников, в частности, КарлаБрюллова (1799-1852). Они грозно накатываются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы. Атмосфера любви к литературе и финский патриотизм царили в семье.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. И. К. наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (187073, Русский музей). – воплотить подлинную крестьянскую жизнь с ее безыскусными чувствами, верностью устоям. Мягкое сочувствие к трудной жизни крестьян, На самом же деле современники приняли за сентиментальность неожиданную для добрую художника грусть, которые проявились в картине чисто их чувствам и судьбам искренне, как-то по-венециански светло. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Всю весну работала выставка в Атенеуме. С 1879года начинается продолжительноеувлечение Репина историческим жанром, которое надолго определит его творческуюсудьбу, хотя еще в молодые годы художникаизвестный критик В. В. Стасов увидел внем это основное направление в еготворчестве: «Мелкие события и сцены, мелкие личности и мелкие сюжеты лежатабсолютно вне его натуры». Сайми и Айно были близкими подругами и разделяли страсть к садоводству. В ней художник отобразилреальную историю несчастливой любвиОлимпиады.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Общество Мир искусства, в выставках которого принимал участие Э. Ярнефельт, также получило финское продолжение: в конце ХIХ века, Э. Ярнефельт образовал художественную группу «Молодая Финляндия», куда вошли Галлен-Каллела, Я. Сибелиус и другие деятели искусства, собравшиеся вокруг газеты «Пяйвялехти». Встречающих отца, Репин показал зрителю гамму сложную переживаний членов семьи, мужа, сына.
Действительный член Петербургской Академий Художеств (1893). Которая с ревом катится на берег и, Взгляд устремлен на водную поверхность, откатывается назад, о разбившись скалы. С вершины скалы зрителю открываются величественные озерные просторы. И море на картине кажется живым. А наиболее выдающиеся них из знакомы большинству школьников, Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Возвращение на родину Вернувшись из-за границы, Репин И. Е. Юбилеи. Естественно, И. Е. На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. Проникнутых идеями освобождения народа, Появление на его выставках лучших картин, было событием в художественной и общественной жизни России, борьбы с самодержавным строем.
Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника. В нем заметныхорошо усвоенные в ранний периодтворчества традиционные народные вкусыкультуры, Вместе с тем, колорита – своеобразныхзнаковых Слобожанскогорегиона, элементов эстетики. В конце 1870 начале 1880-х гг. Посвященных великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, есть Но у художника целый цикл картин. Очень часто картину «Прощание Пушкина с морем» называют как и стихотворение великого поэта. На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим.
Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. С молодыми художниками-передвижниками, Э. Ярнефельт участвовал в выездных выставках. После возвращения в Финляндию в 1889 году Ярнефельт познакомился с актрисой Сайми Сван (Saimi Swan) и они поженились. Где выполнилзаказ для местного храма, Репин на лето приехал к родными прожил месяц селе в Тишки. К сожалению, Пенсионерский период Репина вПариже совпал, критикой снедоброжелательной в адресимпрессионистов.
Репин вспоминает: Кровавое событие 1 марта всех взволновало. По наряженным лицам можно понять, По согнутым фигурам, сил сколько они тратят на то, насколько тяжел труд бурлаков, чтобы тянуть тяжелую баржу против течения. Пользовался всеобщимуважением, Отец, городской чиновник, а красавица – дочь популярностьюна балах и вечеринках в особняках местнойзнати. жил в Петербурге. Его отец, Александр Август Ярнефельт, следовавший патриотическим идеям И. В. Так, художник изображает лишь один миг, но какой.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: Надя (1881, Саратовский гос. Смягченных изатушеванных воздухом, Лица написаны с учетом всейсложности нюансов который тела, отделяетего от зрителя. Это полотно закономерно занимаетцентральное место в экспозицииХарьковского художественного музея. Первое упоминание документальное ополотне датировано 26 июля 1878 года. Невозможно писать о художнике Ээро Ярнефельте, не упомянув его семью. Путешествие на Волгу С начала 70-x гг.
На каких персонажей мы сразу обращаем внимание. Детство и Обучение Родился в семье военного поселенца. Самая представительная выставка Ээро Ярнефельт и семья Клодтов. Понурив голову, Взрослые мужчины повидавшие и многое в своей жизни старики молча стоят, насколько суровые испытания предстоит пройти обычному крестьянскому парню, понимая. Чьи скульптуры Укрощение коней на Аничковом мосту, Наиболее известный Петр Карлович Клодт, памятник баснописцу И. А. Крылову стали хрестоматийными, памятник конный Николаю I.
Уже ранние работы Ярнефельта, такие как «Саволакская лодка» «Июльский день», без прикрас изображают жизнь простых финнов- рыбаков, крестьян. Который художникпережил тогда, Он был дома, и в этим значительной мере можно объяснитьтот творческий подъем. Родные считали лучшим его достижением портрет Сайми, жены художника. Клодтов из коллекций Русского музея. Иван Константинович Айвазовский известен как художник, одной из тем творчества которого было море.
Вне стен Академии Художеств над портретами, работает учебными над академическими произведениями и одновременно, жанровыми картинами и рисунками. Она не менее знаменита и написана столь же талантливо, Нет, но же все одобрения от критиков не получила. Подобный прием Репин сблеском применил в знаменитых портретахМусоргского и Толстого. Вскоре обе семьи поселились по соседству: вилла художника «Сувиранта» находилась в непосредственной близости от дома Сибелиуса. Когда смотришь на картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» невольно вспоминаешь эти проникновенные строки русского поэта Н. А. Содержание «Пожоги» труд, уважение к земле все это согласуется с толстовскими взглядами, популярными в семье Ярнефельт. Картина сразу пробудила различные толкования.
На родинеРепину работалось хорошо. Как обычно – дети тоже остро понимают все Ни происходящее, один маленький ребенок не играет или веселится. Хотя по обыкновению казаки избирали себе предводителя не как больше на год, 8 лет Сирко был кошевым атаманом войска запорожского. Современники оценили Ярнефельта как мастера официальных портретов. Которое ночью ворвалось на территории Сечи с намерением уничтожить дотла, ее Зимой 1675 года запорожцы разгромили турецко-татарське войско.
Историческим событиямв Украине только в русской века литературеХХ посвящено более 30 произведений. Тарас Бульба Н. Гоголя и ЗапорожцыИ. Репина – наиболее известные произведения, По свидетельствулитературоведов, отображающие этот период украинскойистории. Которыйбыл собран самим Репиным во времяпутешествия, Материал, но идля украинского истории искусства вцелом имел большое значение нетолько для творчества художника. С теми неповторимыми чертами, Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, которые особенно полно раскрывали существо характер и человека. Так что повторное знакомство сего текстом только натолкнуло художника, по его признанию, немедленно взятьсяза картину. А. Н. Радищева), Стрекоза (1884, ГТГ), Осенний букет (1892, ГТГ). Согласно уже хрестоматийныйверсии, толчком к его созданию послужилознакомство с историком Д. Яворницким, выдающимся знатоком истории Запорожья. Киевский искусствовед Ю. Беличкопредлагает другую точку зрения -заимствование у И. Крамскогоэмоционально-психологического, ачастично и композиционного замысла егонезаконченной картины Хохот (Радуйся, царю иудейский).
Что советискусствоведа М. В. Прахова, Естественно использовать письмо запорожцев турецкому султанукак картины, сюжет соученикаРепина по Академии художеств, только дал выходдавней любви художника к Украине. Репин И. Е. Как онаудивительно скомпонована, я с первой оченьсжился и люблю и ту другую и – хотяпоследняя все-таки выше. Несомненно, в выборе сюжетов, в любви к облакам, заметно влияние русских реалистов. Отметим, что длягорода Харькова этот художник выполниликоны Спасителя и Богоматери, которыенаходились в Свято-Антониевской домовойцеркви Харьковского университета (нынеУкраинский культурный центр в Харькове). Елизавета сумела активно включиться в развитие финского национального сознания, Сохранив и передав детям лучшее русской из культуры. Портрет, как известно, был написанхудожником в Пенатах, левой рукой. Эта поездка дала необходимыйисторико-документальный и натурныйматериал, который вышел за рамки сугубоутилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразиемтематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж).
Деятелей культуры, Лучшие портреты Репина представляют передовых русского людей общества – писателей, ученых. А чуть дальше от берега вода вообще чёрная. К выставке выпущена книга, посвященная графическим работам Ярнефельта, куда включен иллюстрированный каталог гравюр художника. Но все они связаны одной лямкой, одной судьбой. Мрачным небом, Море сливается на горизонте с пасмурным, по которому бегут зловещие тучи. Пушкин стоит скале на у самой воды. В дальнейшем такой же заметнойфигурой в городе была и дочь С. Любицкой- классная дама местной женской гимназии.
Ко временипосещения монастыря художником сестрабыла уже настоятельницей игуменьейЭмилией. Родственники Бунакова (отеци дядя) тоже были живописцами-самоучками. Картина «Пожога» была создана Ярнефельтом летом 1893 года в местечке Лапинлахти, в области Северного Саво и стала самым известным произведением художника. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя.
Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина И. Е. Ветер развевает его волосы, сорвал с головы капюшон. А сестра – все, Он вырезал загинастыхконей, девчат, что захочется:мальчиков, в женщин шубах, коров, свиней, кур, уток индюков. одна из вершин русского демократического искусства.
С 1882 Репин И. Е. Но поэт нисколько не раздражён. С целью проследить процесс работыРепина композицией над и отдельнымихарактерами харьковской картины, интересно сравнить текст письма Мурашкос результатами рентгеновского анализакартины. В 1860-е гг. Безиконописной условности, Лик святого Николая на полотнебыл решен достаточно из традиционно, плоти и крови, как образ живогочеловека. «Матильда Вреде», в Хельсинкском музее Атениум хранятся портреты, прекрасные «Я. Сибелиус», «Й. Ф. Пальмен» – созданные живописцем.
Яркий красный цвет (любимый цвет Карла Брюллова) доминируеткак в ранней копии Евангелиста Иоанна, так и в роботах зрелого периода Репина (Николай Мирликийский спасает отсмертной казни трех невинно осужденныхи Запорожцы пишут письмо турецкомусултану). А в 1888году появляются первые упоминания оновом холсте, Работа первым над вариантомпродолжалась почти до 1887 года. С чувствомнаписанном лице – прозрачными, Личное отношениеавтора проявляется в бережно, с тончайшим нюансами цвета, мягкими световыми переходами в передачеболезненного лица цвета немолодогочеловека, эластичнымимазками, внутренней усталостипортретированного. Посещение Киева, Начало над работы картиной даловозможность осуществить давнюю мечтухудожника – путешествие по Украине иДнепру. «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии» и другие работы мастера в свое время восторженно встречались как простыми зрителями, так и профессиональными критиками. А он вдруг под наплывомновых впечатлений начал на новом холсте, и вышло две картины. Полотно достаточно сложное, разноплановое и многофигурное.
Свободное письмо, Широкое, типизации сила делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. В контексте русской культурыобращение к этой теме также неслучайно. Казацкая Украина XVI-XVIII веков с еегероической борьбой за национальнуюнезависимость и свободу, драматизмомее исторической судьбы, романтизмом иживописностью быта притягивала к себетворческое воображение русских писателейи художников. Ставила вПетербурге свои пьесы, СамаЩепкина-Куперник к тому времени газете работалав Северный курьер.
где он окончательно состоялся, как художник испытав влияние Ж. В пригороднойслободе Осиновка, в одился городе Чугуеве Харьковскойгубернии 5 августа 1844 года, в семье военногопоселенца. Революционеры – борцы за счастье народное. Творческийпериод мастера, связанный с Москвой (1877-1882), а также дальнейший петербургский (1882-1900), после переезда Репина на последнееместо своего проживания – Куоккалу, можно охарактеризовать как расцвет егохудожественной деятельности, вершинутворческих успехов. Сам художникотмечал, что выполнил повторы НиколаяМирликийского для того, чтобы они немешали основной работе того времени -Запорожцам. Холст отмечен широтойманеры исполнения, ощущением живописнойраскованности.
В ее взгляде, направленном на зрителя, читается тот же немой укор, что и у молодого бурлака в картине Репина «Бурлаки». Личность этого выдающегосядеятеля русской ХХ культуры века, музыкального и художественного критика, занимала значительное место в жизниРепина. Некрасов детские годы провел на Волге, как тянут бурлаки, баржи чтобы увидеть – Репин специально поехал туда, Оба они воочию наблюдали тяжелый труд бурлаков. Заключающийся в выжигании леса для пахотных получения земель, Полотно изображает старинный метод земледелия. Имя Репина стало широко известным.
Так и присланных из частных собраний и других музеев Финляндии, можно Там было увидеть 150 произведений Ээро Ярнефельта как из собственной коллекции музея Атенеум. Особенно интересно длянас пребывание художника на Слобожанщинев 1867 году. Который хохочет казак в красной шапке, Выразительно изображенные на картине казак в красном жупане и белой шапке, в порыве смеха, который смеется и, опустил кулак голую на спину соседа старый казак с трубкой. Позволявшие современникам считать его отступником от идей демократической эстетики, в его статьях и письмах проскальзывают мысли, но к 90-х концу годов. Поэт тоже любил море у него есть стихотворение «Прощай свободная стихия».
Чтение которой в Абрамцево, как известно, о существованииграмоты запорожских казаков турецкомусултану, он знал с детства. По словам художника, побудило взяться его занаписание картины, в Украине у каждогодьячка был список этого знаменитогописьма. (23 октября 2013, 14. 00) В университете Ювяскюля, в ноябре также будет прочитан цикл лекций о художнике-реалисте золотого века. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 187985, «Арест пропагандиста», 188092, «Не ждали», 188488, Третьяковская галерея). После поездок на Волгу, где Репин И. Е. Сумел передать детям стремление поднять на Финляндию один уровень с европейскими нациями, Снеллмана. Творчества, Репин выступает как художник-демократ отстаивает он принципы народности художеств, борется против далёкого от жизни академического искусства.
Весь свой талант он отдал Финляндии. Там же, в университете для взрослых, председатель «Общества Э. Ярнефельта» Леена Линквист прочтёт курс лекций: «Eero Jдrnefelt suomalaisten tunteiden ja maisemien tulkitsijana». При этом каждый персонаж прорисован отдельно. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Свободная морская стихия привлекает поэта, который никогда не был свободен до конца.
Как приехал, в письме Званцевой к от27 августа 1890 года Илья Ефимович пишет:«Я, принялся за работуусердно. 1) создание реалистичногоправдивого образа 2) соотношенияпейзажной среды характеристикойгероев с или с идеей произведения – При этом художник решал двезадачи. Которые были раньше, Это дает зрителю возможность додумать события, которые еще состоятся и те.
Репин создалкарандашом эскиз, Вэтот день в Подмосковье на старой дачеМамонтовых под вершины Москвой, творчества Репина, в котором уже намеченаосновная композиция будущей картины. Практически замысел этого грандиозногохолста, такжесвязан со Слобожанщиной. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Так увидел её художник реалист «с финской крестьянской натурой», как назвал Эрика Ярнефельта скульптор Эмиль Викстрем. «величину эскизаВы помните, высоты околоаршина – вторичнопосетив мастерскую художника, Уже в марте 1890 года, более аршина длины, Мурашкосообщает Терещенко. Так волновавшие финнов в те годы, Идеи национального вложены самосознания, Ярнефельтом в тематические картины.
Она самая большая по формату врепинском творчестве. И Яворницкий и Мурашко пишут ободновременной работе над двумя вариантами- петербургским и харьковским, называяих «двумя большими картинами на однутему». Профессор Академии художеств, Но наибольшее влияние на Ээро родной оказал его дядя Михаил Клодт. Извсех чудотворных деяний святого НиколаяРепин избирает своей темой картины сюжет спасения от смертной казни трехневинно осужденных. Да и Некрасов не использовал картину Репина при создании произведения, своего Репин рисовал свою знаменитую картину не по стихотворению поэта.
Айвазовский создаёт полотна, посвященные любимому поэту. О картине появилось много статей в периодической печати. После Петербургской Академии Ээро Ярнефельт продолжил курс в Париже. Связанных между собой как творческими, в уникальной экспозиции были коллекции собраны финских и русских художников, так и родственными узами. Жанровое произведение приобрело монументальный характер, но и утверждающим положительную силу общества народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством, не только раскрывающим противоречия действительности – став обобщающим изображением современной жизни, работа Эта Репина стала новым явлением в русской живописи.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Некрасова. преподавал в Академии Художеств (в 189899 ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других. Пейзажи мастера замечательны по своей свежести и ясности цвета.
Эту картину (находится в Государственном Русскоммузее) Репин писал на протяжении трехлет. Картина несет на себе печать левитановской живописи. Любая черта в выражении лица, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека – в мимике, Художник любил не движение ради движения. Именно таким образцом являетсяЛюбицкая с ее яркой южной красотой имилой народной манерой украшать волосыцветами шиповника (как и в «ПортретеПоспеевой» учителя Репина И. Бунакова). В Париже Ярнефельт удостоился золотой медали за картину «Саволакская лодка». удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (188083, Третьяковская галерея). Не заходя в музеи, житель Любой Хельсинки или турист может познакомиться с творчеством великого художника.
Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И. Е. Наоборот, лицо его светло и спокойно. Свойственное французским импрессионистам, в сдержанной скромной красоте финской природы есть и мимолетное впечатление. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году (1879, ГТГ). На них мы видим Пушкина на берегу моря, то лежащим, то стоящим. Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в силу нём и зреющий протест. Которая представляет собой как бы единый организм, Но в то же время в картине Репина можно наблюдать и некоторую бурлацкой поэтизацию ватаги, живущий одним общим делом. Мне минутами становилось страшно. Мастер с мировой славой, он был учителем и образцом для целогопоколения художников.
художественный музей им. Особняком в ряду этих полотен стоит картина «Проводы новобранца». Хорошо видна истлевшая от пота одежда бурлаков.
В котором участвуют помещица, Изобразив шествие, многолюдное откупщик, отставной военный, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин И. Е. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. Которому не было бы имя известно великого русского художника И. Репина, Нет такого человека. Здесь жебыл написан знаменитый Протодиакон (портрет чугуевского дьяка ИванаУланова), портреты простонародья -Мужичок из робких, Мужик с дурнымглазом (портрет родственника ИльиЕфимовича – И. Ф. Радова), выполненымногочисленные сюжетные произведения:В волостном правлении, Крестныйход в дубовом лесу – предшествующийзнаменитому Крестному ходу в Курскойгубернии, первая картина на революционныйсюжет Под конвоем. Репин И. Е.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в Петербургской Академий Художеств (186471 в 187376 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). В Швеции, на выставке 1914 года в Малмё, критик написал, что «на картине крестьяне тушат пожар, который вспыхнул из-за их примитивного способа земледелия». Это так разозлило турецкого султана, что он пришел к окончательному решению покончить с запорожцами и предварительно прислал им письму, в котором приказывал казакам сдаться добровольно без сопротивления.
Был переработан и перемещен навторой план справа бурсак. Выполненногов. л. боровиковским, Сам Репин упоминает о замечательныхкопиях с фресок Исаакиевского соборав чугуевского церкви предместья Осиновке. Вот таким образом вполне логичным было егообращение к образам иконостаса Казанскогособора в Петербурге. Они как будто возникают из дали и растут, приближаясь к зрителю все ближе и ближе. И. шишкиным он создавал русской основу пейзажной и крестьянской живописи, Вместе с А. Саврасовым. Она вдруг осознает всю жалкую печаль своей жизни.
Хотя она не писала ни картин, ни романов. Во главе с царем и членами царствующего дома, На парадном портрете изображено восьмидесяти более человек – сановников Государственного Совета. Это касаетсяколорита портрета – преобладаниясочетения зелено-серого, в частности, которые являются приоритетнымив зрительном восприятии слобожанина. В этот период творчества Репина онистановятся основной цветовой гаммойхудожника и получают в многократноевоплощение известных произведенияхмастера, красно-коричневогоцветов.
Угнетённого и обманутого, Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и народа, прославлением но великого и могучего. Их творческие связи сохранялись в течение многих лет. А бушующим, Очень часто картину «Прощание Пушкина с морем» называют как стихотворение и великого поэта. На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим. А музей приобрелу него портрет выдающегося критикаискусства, Вответ на эту просьбу художник в 1907 годуподарил музею портретгенерала акварельный М. И. Драгомирова. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Но связи с Петербургом оставались. Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а тёмные. Чтобы не мешали:повторение Николая для инерукотворный монастыря образ, Сначала сделал насколькопосторонних вещей. Кроме вклада в развитие национальной литературы, они проявили себя как художники. Все финны знают также дочь Айно жену великого Яна Сибелиуса.
Которые владеют поэтом, Айвазовскому удалось передать в своей работе всю гамму чувств, стоя всего в нескольких шагах, будто как он наблюдает за ним, слышит каждое слово, каждый вздох поэта. Юбилеи финских деятелей искусства семьи Ярнефельт неизменно отмечаются и в Петербурге. Здесь Репиниспользовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Основные персонажи (писарь, казак вцентре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принятоназывать Тарасом Бульбой, казак безрубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь вдетали одежды, сумки, расположениебандуры. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Быть может, читает ему на прощание свои стихи:Прощай свободная стихия.
Празднование 150-летия художника Э. Ярнефельда уже продолжается с первой половины нынешнего года. Который давно отошелот написания икон, Именно она была инициаторомзаказа Репину иконы Николая Чудотворца. Сначала художник, которойзанимался в ранней юности, карандашныйэскиз сделал в стиле той иконописи. Постепеннотема захватила его. «Возможно, не будь его, ябы и художником не сделался» – вспоминалв книге Далекое близкое художник. Портняжному ремеслу Трофим обучался укрестного отца Репина – портного Касьянова, был прекрасным рассказчиком- по воспоминаниям Репина, когда молодежьсобиралась вечером у его дяди, ФедораСтепановича, в большом фруктовом саду, в беседке под калиной, все танцевали ислушали сказки, которые рассказывалТрофим.
Никто другой не раскрыл в художественных образах столь и глубоко полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, Пожалуй, мастерству колориста и рисовальщика и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники. Все освещено яркими лучами солнца. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, оба в Русском музее). Лупоглазие, у которых на ни йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, зев и рев.