«у них всех лица важные, полные достоинства, они настоящие индийцы буддийской процессии на берегах Ганга» ( «Крестный ход в Курской губернии» представил зрителю грандиозную и многогранную картину русской жизни, являясь отражением мыслей Репина о современном ему состоянии России. В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы. Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией.
Этим же указом Коренная пустынь исключалась из ведения Знаменского монастыря. Блестящие украшения икон, Золото серебро и хоругвей, толпы народа в праздничных одеждах – все это искрящиеся на солнце одеяния священников, конечно, привлекало мальчишек. Отставной военный и попы в золотых ризах, Рядом ней с беспардонный купчина, весело переговаривающиеся явно не на богословские темы. У этого торговца я приобрел превосходный портрет Батюшкова работыКипренского (воспроизведен в книге «Кипренский в частных собраниях», а также вкниге великого князя Николая Михайловича «Исторические портреты») и портрет Беклешевакисти Боровиковского, портрет Аракчеева Лампи-старшего (репродукция виюльско-сентябрьском выпуске журнала «Старые годы» за 1911 г. ) женский портретЛюдерса (репродукция в том же выпуске) и портрет моего дедушки Ганнибала, подаренный нами Пушкинскому Дому, а также неизвестный портрет Пушкина, подаренный мною в Пушкинский музей и многое другое.
Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». И хотя ни та, ни другая в искусственичего не понимали, тем не менее благодаря их притязаниям работы великихмастеров начали стекаться в Россию. Отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, Все это позволило создать художнику на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, являющиеся зеркалом своего времени. С этого момента он не оставлял работы над картиной и завершил ее в 1883 к выставке "11-я ТПХВ 1883-1884". Живописные и графические эскизы и этюды находятся в ГТГ (1881, "Паломник", бумага, акварель, графитный карандаш), ГРМ (1880 и 1882), а также в собраниях музеев России, за рубежом и в частных коллекциях.
Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). Монах (инок, т. е. иной, не такой как все) – одинокий, уединенный, преподобный, очень подобный самому Спасителю Христу. Крестные ходы продолжаются и до сих пор.
За ним на расстоянии -барыня, в процессии центре – фигура дьякона в праздничной парчовой одежде, сияющую золотым окладом, которой доверено нести саму чудотворную икону. Чванство и лицемерие и в то же время покорность судьбе, Спесь и наивное самодовольство, простодушие и глубокую веру можно прочесть на многих лицах. Гражданскиеузаконении презираемы стали. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков. Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна.
Их было немного, но все они были талантливы и их работы заполнилилавки толкучего рынка. Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. И многотысячная процессия растягивалась на несколько километров, Крестный ход огромное собирал количество паломников.
Около 2 млн. Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, по не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Он был масон. Рассуждая о прогрессе и мечтая улучшении об жизни и так как культуры у нас не было, то, что за этими понятиями – прогресс и улучшение жизни – стояло, мы не в состоянии былипостичь. В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Это было 8 (21) сентября 1295 года. » (10) «Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых, – пишетисторик Костомаров.
). Кто скупал «предков». Таких было довольно много, я упомянул тех, но им было лень искать и они удовлетворялись подменными родственниками. Так и часть их могла бы найти портреты своих настоящихродных, князь Голицын известный под именем Фирса, дядя жены моего брата имальчик Георгия со знаменитой потемкинской «Улыбки», очень остроумный и странныйчеловек, скупал для своего дома «предков» тоннами. «А этот мужчина. » - и опять пошли описания да воспоминания.
Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. Православные люди участвуют в них с надеждой исцелиться и укрепиться в вере. Вокруг нас и возле все шумело.
Сделанный Репиным в 1877 году, Уже первый эскиз новой картины, духовенства и крестьян, выявляет идейный замысел художника-противопоставление богатых и бедных, власти и народа, а в разработке окончательного варианта, в образах крестьян подчеркнуто и другое – духовное богатство простого русского закабаленного, народа, униженного, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни. «явились мы довольно рано и заняли место на одной из возвышенностей – товарищ по Академии художеств, Его давний приятель художник Н. И. Мурашко, вспоминал впоследствии о том, у которого гостил Репин в Киеве, как Репин крестный наблюдал ход. Эта картина не беспристрастное русской изображение жизни, Нет, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь». «Это, – начал князь, глянув на меня и подмигнув, – моя бабушка. Природный ландшафт, Православная культура, мозаика, христианская архитектура, фрески, витражи иконы – это все объекты любования туристов-паломников. Замысел был грандиозный. Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом.
Одурманенный религией, Тут и народ, покорный и темный, забитый, тут и представители господствующих классов и их пособники духовенство и разжиревшие полиция и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой. – Знаю я, как им дорого православие». За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. Что оные науки убегут когда-нибудь из Англии, я чувствую некоторое по сердце моемпредуведение, каковое может иметь человек, Франции и Германиии перейдут для обитания между нами на многие века. » Эпоха Просвещения 3 «Взирая на нынешнее состояние отечествамоего с таковым оком, воспитанный по строгимдревним правилам, у коего страсти уже летами в ослабление пришли, а довольноеиспытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах, могу не я неудивиться, в коль краткое время повредилися повсюдно нравы в России. Монастырю предоставлялось право употреблять на нужды собственные доходы от продажи свечей, Кроме того.
Впетергофском уезде, Эту мебель купил у него я длямоего брата Миши он раз как и хотел обставить свое поместье в Торосове, такой мебелью. Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета. Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. В Саввинском монастыре он увидел «дурака юродивого, чудо. » и начал с увлечением разрабатывать образ Горбуна, который впоследствии станет едва ли не самым выразительным в картине. Юный граф Захар Чернышев и его родная Александрина, сестра и вотмолодая поросль, женасоздателя русской конституции Никиты Муравьева – на декабристской каторге в Сибири. Что они были написаны каким-нибудь известным художником, я часто покупал портреты абсолютно неизвестных мне людей что либопотому, былосправедливо для большинства моих покупок, либо, мне они просто нравились. Разворачивается в день совершения Крестного хода с иконой чудотворной Божьей матери Знамения курская Коренная. Думается, что им плоды собственной просветительской деятельности были хорошо известны. Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. «Крестный ход» широкая многогранная картина пореформенной России.
Белесоватое от блеска солнца небо, Выжженная знойный земля, воздух все это передано с небывалым до Репина мастерством. Среди 466 членов братства названного более семидесяти процентов составляли священнослужители. За какую цену продали ее господа-большевики, Хотел бы изъявшие язнать, эту мебель ипредварительно убившие моего племянника. Поляки и казаки простирали свои набеги до самого Курска испепеляя города и веси. И считавшая себя европейски образованной Екатерина, называемая всеми, Великой, любили роскошь. Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве.
На выставках которых представлял свои работы, в году 1874 Репин стал членом товарищества передвижников. Как я любил ее. » И он принялся описывать ее. 2 Согласно традиционному взгляду, в XVIII веке Россия «прошла сложный путь исторического развития, впитала передовые идеи западноевропейского Просвещения был заложен прочныйфундамент русской культуры». Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». Картины, созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, такие, как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами.
Разнообразие и жизненность фигур, жестов, поз, выражений поражает. Впрочем, все участники шествия невероятно выразительны. При этом явлении иконы совершилось и первоечудо от нее.
Но детские впечатления были только красочными, зрелищными. (. ) Все, что не было уничтожено доморощенными средствами, оказалось на рынке у продавцов, ничего не понимавших в искусстве и сбывавшихего за гроши. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям». Репин сообщает далее, что над картиной он продолжает работать.
– Уж издавна он был в любви народной. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Был парад и шествие духовенства. Мероприятие было грандиозного масштаба. Но каждый человек четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, Все участники шествия охвачены чувством одним важности происходящего, со своими думами. По выражению Стасова, «писана картина колоритно, сочно, широко, но не декоративно так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки».
Да и другой урядник тоже грозит нагайкой и готов в любой момент пустить ее в ход. Чтобы верховой урядник мог забраться в самую толпы тесноту и не в городе, Можно ли допустить, тем более в то время, а среди большой дороги и со всего взмаху бить народ плетью по головам, когда тут же, вблизи него и духовенство и представители полицейской власти и почетные лица города. Речь шла о «Крестном ходе».
С 1768-1790г. г. Распространение христианства на Руси не было «мгновенным» актом. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная пустынь летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы, Летом 1881 И. Е. Репин предпринял в поездку Курск и его окрестности.
Так, в «Истории Русской церкви» отмечается: «Дикая страна вятичей оставалась языческой до конца XII в. Один только из древнейших городовые Курск был христианским ранее прочих соседних мест» (3. 25). Что благодаря переносимой в Коренную пустынь чудотворной иконе не токмо пустынь сия получала к благословению своему немалые подаяния, в нем отмечалось, приносила государственной казне знатную прибыль, но и ярмарка процветала от многочисленного народа торгового. Куда входил и Курск, Белгородская епархия, а Знаменский монастырь ко – второму, была отнесена к третьему классу. Они сгруппированы по определенному замыслу, Огромное количество лиц представлено на картине и просто убедительно построить толпу и в то же время это не мешает художнику дать абсолютно естественное и правдивое изображение религиозной процессии. Но иногда случалось и абсолютнопротивоположное.
С распространением христианства на Руси создавалось особое церковное сообщество. Цветовых контрастов, сопоставлению крестьянских лохмотьев и золотых облачений духовенства – бликов на икон, окладах Ощущение движения возникает также благодаря использованию чисто живописных средств. В 1714 году, при спуске на воду военного корабля, Петр I предсказывает, что отныне и Россия, преодолев «нерадениепредков», встает на путь развития наук: «. Объединено, в то же время связано, все отдельные участники процессии сливаются в единое целое. стран. Как поднимаясь на из одну вершин христианской веры и совершая этот тридцатикилометровый крестный путь мы приобщаемся к одному из коренных пластов русской культуры.
Два обителя суши, Когда мы, он смотрит мимо нас и немножко робко вверх, подходим к его увенчанной выцветшейморской фуражкой персоне. Объяснить никто непытался, Почему этом при уничтожались илипросто-напросто выбрасывались произведения искусства. Хотя некоторым все же удается пробиться вперед, Местные волостные власти стараются отогнать бедноту от большой дороги, например, как, горбуну слабому, хромоногому, с истинным религиозным рвением стремящемуся к чудотворной иконе, не палки замечая отталкивающего его деревенского старосты.
С таким трепетом несущие пустой футляр от иконы, За ними идут две богомолки, а за ними регент-причетник с хором, как будто это икона сама и есть. Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Что некоторые художники утверждают, Третьяков говорил в этом письме, ухудшенные против натуры, будто у Репина в картинах этюдах и все лица некрасивые. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею» : такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. 4 Первый крестный в ход Курской области состоялся в 1518 году, Толь абсолютное истребление всех благихнравов, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича, в девятую пятницу по Пасхе.
Но особенно серьезно взялся художник за «Крестный ход» в 1881 г. В июне он специально отправился в Коренную пустынь Курской губернии издавна славящуюся своими крестными ходами, чтобы освежить впечатления. Из глубины картины на зрителя движется людской поток. И дочь Петра Великого, пышная икрасивая Елизавета.
Каков этот сюжет, что представляет собой будущая картина, Репин не говорит и «никому не скажет», пока картина не будет закончена. Сопровождаемая тысячами паломников, чудотворная икона, прошествовала торжественно из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Крестные ходы проходят 2 раза в год, но так было не всегда. «Жаль, погода стоит убийственная, солнечных дней почти не бывает, а ведь у меня все должно быть на солнце. » И несколько позже сообщает, что работает большей частью над «Крестным ходом», но и в эту зиму картина не будет окончена.
Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон») был только одним из этюдов для этой картины. Все красочное разнообразие картины объединяет в цветовую гармонию прекрасно переданное солнечное Репиным освещение. В особенности у И. Н. Крамского, Репина Замысел встретил большое сочувствие у всех его друзей. «Всегда переусердствуют, – писал Репин. Правда, в Курской и Воронежской губерниях секуляризация прошла несколько позже, в 1786-1788 годах, но уже при царствовании Александра I (и далее Николая I) монастыри снова получили пахотные земли и угодья. Несущие богато украшенный яркими цветами и лентами фонарь золотящимся с на солнце куполом, Ее возглавляют с достоинством выступающие степенные мужики, мелко семеня по дороге, куда будет помещена чудотворная икона над киотом для нее склонились, две горожанки из мещан а дальше – церковный хор с басами и подголосками.
указом Священного Синода они были запрещены. В Саввинском монастыре возле Звенигорода Репин увидел «дурака юродивого, чудо. » Начинается работа над этюдами «Горбуна». Три рубля, впрочем, платили в том случае, еслиизображаемое лицо было в форме и с орденами, портрет без наград стоил на рубльдешевле.
Однако даже такой мощный фактор активизации набожности, как наличие широко известной чудотворной иконы «Знамение» и связанного с ней популярного среди богомольцев крестного хода, не говорит об особенно высоком уровне религиозности местнсню населения. «Крестный ходв Курской губернии» Репина смотрится единым пятном картину сразу видишь всюцеликом. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, просится сама на холст».
Фарфор, Высшие слои русского общества из подражаниядвору все скупали подряд- бронзу, словом, картины, все, что попадалосьпод руку и таким образом в России постепенно накопилось много ценных вещей. Потом появились русские художники, Левицкий, Боровиковский, Рокотов и некоторыедругие. Разумеется, Но, залитый солнечными золотыми лучами, центром картины является сам чудотворный образ, в руках у толстой чванливой барыни. Для Ильи Ефимовича Репина таким произведением стала картина «Крестный ход в Курской губернии». Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально запрудила все свободное пространство между холмами валом и валит. ассигнациями. Массы вкомпозиции расположены подиагонали, связывающим четыре угла картины. 90 коп.
Р Типичны, предельно выразительны все участники шествия. Жители уцелевшего от погрома городаРыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятиемразных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служениеммиру. » (7) Показателен пример графов Чернышевых. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины.
Изображена необычайно многолюдная толпа, нокаждая фигура вней нетолько характер, нои социальный тип. Давала приют и покровительство изгоям, Церковь опекала и кормила немощных, защиту потерявшим мирских союзов. Поражает богатством и красотой колористического Картина решения, совершенна композиционным построением. Искал натуру в Москве, в году следующем Репин продолжил работать над будущим полотном, Абрамцеве, Звенигороде, Троице-Сергиевом монастыре.
Выше отмечалось, что Курск был христианским «ранее прочих соседних мест». Созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, Картины, как «Мужичок из робких», такие, «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по были существу лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую. показавшую мне, в чем заключается истинное достоинство человека и цельчеловеческой жизни. » (9) 1 «После освобождения крестьян иоскудения дворянства, началась стремительная и бездумная распродажапроизведений искусства, обмен культурных ценностей на деньги.
Вглубине слева центр композиции барыня, несущая икону подохраной сотских. Целое просто инерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. И за карету живописи, Живопись продавалась каретами, просили рублей, 75 включая иизделия из мрамора. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме.
По тому как написаны При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». Интересен для характеристики отношения Репина к искусству и большой спор между ним и Третьяковым по поводу того же «Крестного хода». Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет собой гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. – писал он, «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, ласкающие глазприноравливаясь к веяниям новым времени, – делать из своих картин ковры. Именно в рамках церковной организации развивались просвещение, Кроме того, музыкальная живопись, культура, архитектура.
Бедный, несчастный народ бьют нагайкой икону охраняют палкой и никто из этих папуасов не чувствует, до какой степени он груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство – мол, Вот, они какие папуасы, смотрите, говорит автор, какое их благочестие. Здесь всеклассы исословия. «как же я благословляю десницу Божию, умер Он перед Священным Писанием – на полях которого написал.
Цветами, Хвост процессии с колышущимися ней над хоругвями, поднятой тысячами ног, возвышающимися на лошадях стражниками теряется где-то далеко в клубах дорожной пыли. Путешествие по святым местам – это важная часть православного образа жизни. казне происходит немалый ущерб» (6. 19). Как лавина, Все шествие движется неудержимо и влечет за собой каждого участвующих из в крестном ходе. «Крестный ход» был окончательно завершен лишь в Петербурге, но все основное в картине было написано в московский период жизни художника.
Ты угадал – избитая рутина для меня просто пошла, как шарманка и ей я никоим образом удовлетвориться не могуhellip я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева. Пока в Синод в году 1790 с прошением не обратилось именитое курское купечество, Принимавшиеся попытки к возобновлению крестного хода не привели к успеху. Анастасии, Была добрая память опервой супруге Васильевича, Ивана которую народ за ее добродетелипочитал чуть ли не святою. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. «Какое это имеет значение, -говорил он.
В знаменитую Коренную пустынь, Репин в ездил окрестности Курска, побывал в Киеве и в Чернигове – смотрел крестный ход из Троицкого монастыря, славившуюся своими крестными ходами. – Лишь бы дети и внуки принимали их за своих старших родственников, любили их и уважали». Таким образом, возникал более гуманный вид социальных отношений, защищавших больных, престарелых, бездомных (1. 43). Что такое будет то художественное создание, Представьте же себе, сами уже по себе шедевры», для которого существуют подобные этюды. Расчесанные на прямой пробор, Щедро политы волосы, маслом широкие яркие кушаки, до блеска начищенные сапоги.
Монастыри и обители издавна создавались в самых красивых уголках земли. Материальная сторона жизни преобладает, но должны быть и духовные ориентиры. Движется русское общество 80-х годов совсеми своими связями ипротиворечиями. Там же Репин скончался в 1930 году. «дух времени таков и отступление отПравославно-христианской веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравственность так всеобща и так укоренилась, Примерно годами пятнадцатью раньше, что возвращение к христианствупредставляется невозможным – Святитель Игнатий Брянчанинов сказал одухе своего времени. Я упомянул тех, кто скупал «предков». Таких было довольно много и часть их могла бы найти портреты своих настоящихродных, но им было лень искать и они удовлетворялись подменными родственниками. Так, князь Голицын известный под именем Фирса, дядя жены моего брата Георгия имальчик со знаменитой потемкинской «Улыбки», очень остроумный и странныйчеловек, скупал для своего дома «предков» тоннами. «Сладкий вкус американской креветки надолго останется у васво рту после того, как горький вкус иностранной креветки исчезнет». Готовясь к очередному отпору врагам, куряне, предводительствуемые воеводой Юрием Игнатьевичем Татищевым, дали благочестивый обет: в случае успеха (а дело было почти безнадежным, т. к. к городу подступило семидесятитысячное польско-литовское войско), освобождения от угрожающего бедствия, соорудить в центре города монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону «Знамение».
Как-то я пришел с визитом к графуКлейнмихелю в его дом на набережной Невы войдя в гостиную, я увидел, что всямебель собрана в этой комнате в большую кучу – одних кушеток там было четырештуки, XVIII века прекрасная мебель из лимонного дерева с золотымиинкрустациями. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. Упорно работал Репин над этой картиной. Акварельных, Наибольшее количество этюдов графических, – живописных – было сделано с этого человека. В знойный летний день выжженной по солнцем дороге медленно движется торжественная процессия крестного хода. В 1612 г. Россия переживала очередной период трудный в своей истории – главным образом, Другие курские монастыри возникли, в XVII в.
Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Вот они, представители власти: лихой урядник лупит толпу нагайкой другой урядник только грозит плеткой, но того и гляди пустит ее в ход множество всяких сотских и десятских и прочих царских слуг: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы, дабы они не мешали привилегированным. Картина Репина образно рисует общественные взаимоотношения в России в восьмидесятые годы прошлого столетия, когда после крестьянской реформы Россия быстро капитализировалась. Что Репин «обладает способностью сделать русского мужика именно таким, говорил, И. Н. Крамской каков он есть. Изображающих мужичков и хорошо даже, я знаю многих художников, как Репин, но ни один из не них мог никогда сделать приблизительно так. В то времякак он сам хотел бы получить нее за три сотни, Посредник предложил ему всего сто рублей.
связывал себя добровольными обетами нестяжания, безбрачия (целомудрия), послушания (отказа от собственной воли), аскетизма – во имя спасения души. Кто есть кто на этих портретах, семейных Однажды после большого званого обеда гости началирасспрашивать. Отвечая на письмо Стасова, Репин говорит, что Крамской действительно восторгался «Крестным ходом», но «мне кажется, он преувеличивает».
В этомотношении мы и сейчас ненамного изменились. Репин требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Теперь портреты декабристов повесят в алтаре Для многих изгнание станет спасением от безверия, По странной как закономерности, усосланных в Сибирь декабристов угасли их утопические заблуждения и укрепиласьвера во Христа, точно также. Замысел был грандиозный.
На все расходы (жалование указанным лицам, ремонт монастыря и церквей, подушных денег на служителей, на конюшенные припасы и прочие потребы) было определено 1311 руб. Лихой урядник, Более того, со всей силы лупит нагайкой толпе, по дабы лишний раз проявить свое рвение. Окутанные дымкой жертвы их именастанут символами грядущей революции. Но уход иноков земных от забот и отказ от признанных ценностей сочетались со стремлением воздействовать на мир своим примером и проповедью. Заметив, Репин был несколько смущен и как бы досадовал, некоторые что из духовенства преспокойно разговаривают во время самой процессии». Православная святыня весь год хранилась в городском Знаменском соборе.
И художник работал над ней до 1881, Первоначально предполагалась композиция как "Крестный ход в дубовом лесу". С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. (. ) Иногда мне казалось, что я и былединственным, кто покупал портретную живопись, не считая тех, кто «по случаю» скупал портреты своих предков. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Всяким образом мешать божий дар с – яичницей, словом, приноравливаться к новым веяниям времени.
И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно абсолютное создание, вроде «Бурлаков». Третьякова не удовлетворил последний вариант картины, о чем он сейчас же и написал Репину. Крестным ходом икону выносили в основанный на месте ее явления монастырь – Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь, На пятницу девятую после Пасхи, расположенный в 30 верстах от Курска.
Хотя и прикреплялись к земле и работали на пользу Подданные церкви, церкви князю не подчинялись и были лично свободными. И все согласились. Он мне дал полкило хорошего шримпа бесплатно исказал: «Поверь старому человеку. И только в июне 1791г.
Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. «Это удивительно, – сказала одна издам, – насколько вы похожи на этого господина». Но по православным справочным изданиям начала XX века самым древнейшим монастырем Курской губернии называется Николаевский (близ Рыльска), основанный в 1505 г. В конце XVI в. к нему добавился лишь один монастырь, Коренная Рождества Богородицы пустынь (1597). Продано все это было некому антикваруСмирнову, бывшему старьевщику, за сто рублей (. ) Такого родаисторий множество. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Случай этотбыл далеко не единственный. Деньги в жизни – это не самое главное».
Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. Третьяков писал: «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом». Будучи в Москве, И. Н. Крамской, фактически только еще начатую, увидел в мастерской Репина эту картину и, возвратившись в Петербург, выразил свой восторг Стасову, а тот, как и не всегда, замедлил сообщить об этом Репину. Вот, по-моему, точка зрения художника.
Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Он изучал характер русского народа и в своих странствиях по Волге, когда писал «Бурлаков» и на Украине и Кубани, когда писал «Запорожцев» и в Курской губернии и, в особенности, в Подмосковье, в период работы над «Крестным ходом». В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе».
Кактотчас из того места, Едва только охотник-зверолов поднял святую икону от земли, с силою забил чистый и многоводныйисточник, котором на она лежала. Нигде нельзя найти просто мазка, краски, заполняющих какой-либо сантиметр полотна. Напротив, на одном из заседаний Совета Курского Знаменского миссионерско-просветителыюго братства в октябре 1909 года, например, прямо говорилось о «непросвещенности православного русского народа в религиозном отношении», что в этом «повинно духовенство, которое и само нередко не изучает вовсе Слова Божия и не учит тому же своих пасомых» (1. 11). И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном. Наконец в 1883 г. картина была закончена. Цена портретов была фиксированной: женский стоил5 рублей, мужской – 3 рубля. Что при его наблюдательности и мастерстве рисунка исключительно дают жизненную выразительность, Творчество Репина учит предельной тщательности работы.
За ним висит плакатон его сам написал. Влюбленность в реальную жизнь выразилась в том, Неистощимый художника интерес к натуре, грубое сукно крестьянских армяков, с каким мастерством написаны пестрые ситцы, легкий шелк лент, дорогая тяжелая парча, лохмотья бедняков, горячий песок дороги и выцветшее жаркое небо. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Хотя вполне естественно, что церковь на Руси способствовала распространению, прежде всего, христианского просвещения, церковного искусства, храмового зодчества (2. 53). Картины, созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, такие, как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. монастырских крестьян было передано в ведение Коллегии Экономии («экономические крестьяне»). В Абрамцеве, Многие этюды писались им под с Москвой, семьей которого Репин близко сдружился, в имении С. Мамонтова, живя в Москве.
Интересно привести отзыв реакционной прессы. Москвы, Среди участников крестных были ходов паломники из Петербурга, Греции, Киева, Польши и др. Не только главных персонажей, в огромном шествии проработано отчетливо каждое лицо, которые едва видны, но и лиц дальних планов и тех. Он продаетрыбу.
А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. Что, Причина была в том, мы оставались варварами, несмотря на нами приобретенную внешнююоболочку культуры. Т. о. В окрестностях Абрамцева Репин встретил и героя своей картины – Горбуна.
Крестьяне, Простые же смертные, нищие оттеснены к самому краю им дороги не место в этой пышной процессии. «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес. «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, – писал он П. М. Третьякову, - сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз дьякона и причетника да еще интересный странник попался (мимо шел) но зато ужасно я устал за эту неделю. Год от года съезд народа в оную ярмарку умаляется и торговля приходит в убыток, времени Со уничтожения того крестного хода.
В складывавшихся на этих принципах религиозных объединениях личного задачи спасения сливались с целями общецерковными. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. – Сидорова сГолицыным не спутаешь». Бывший масон, выбранный декабристами «диктатором восстания», князь Сергей Трубецкой, вернулся через тридцать лет каторги «добродушным икротким, молчаливым и глубоко смиренным». В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы. В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905. ), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры. А в заключение говорит: «Вообще в Москве я работаю много и с удовольствием».
Кончать придется, пишет он, в Петербурге. Но при всей своей к любви зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Даже и сейчас не могу смотреть нанее без слез. И несут с такой бережливостью и благоговением, Дальше две несут женщины пустой киот от образа, как и образ, точно киот есть такая же святыня. Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве и в Звенигороде и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым.
Почти весь 1881 год Репин усердно трудился над картиной. Только у Репина он такой же могучий и сильный, как он есть на самом деле». И в глазах у него – непоколебимое спокойствие. Это самый яркий и одухотворенный образ картины.
Чтобы продолжатьпрежнее существование, помещикам нужны были средства и вот таким образом на продажу шловсе – поместья, земли, городские усадьбы. В апреле 1882 года он сообщает Стасову, что «Крестный ход» будет писать и летом, а кончать его будет в галерее Третьякова, где есть свободные залы. Кулаки, небогатые буржуа и просто гоняющиеся за наживойлюди, которые превратили купленные ими особняки в фабрики, были счастливыполучить хоть какие-то деньги за ненужную им мебель и произведения искусства, наполнявшие эти особняки. Однажды я купил портрет уродливого, безобразно-ужасногостарика. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. По возвращении художник приступил к варианту новому "Крестный ход в Курской губернии".
Репин не только великий мастер, но и великий трудолюбец. Которых он был очевидцем, Репин показал бытовые явления им созданном и великий как художник сумел в произведении, как в фокусе, собрать все типичное, яркое, доказывающее. Получая в свое владение и приобретая села, она организовывала труд, судила и рядила мирян. Один из охотников зашелоднажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Искаженное страданиями лицо, Сперва – это только голова, с сумрачным, затем – сидящий горбун, суровым лицом испещренным морщинами, далее – поясное изображение горбуна, в жесте которого уже появляется устремление вперед, наконец, последний этюд – горбун во весь рост, в положении, близком к картине – он рвется вперед, отталкивая десятского, преграждающего ему путь к иконе. Случилось, что у меня не хватало денег.
Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. Я никогдане гонялся за именами. В 1767 году Синод запретил перенос иконы, т. к. «соблазнительные для народа споры настоятелей обоих монастырей из-за доходов от чудотворной иконы» послужили причиной значительных беспорядков. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. В то же время это яркие типы.
Считая, что в этих утверждениях есть «доля правды», Третьяков рекомендовал Репину восстановить в «Крестном ходе» «благообразную девушку», которая была в одном из вариантов. Все, что некачается в такт его мыслям о море, как бы, не существует. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону. Изображенный на переднем плане, Великолепный в горбун, стремительном движении, весь в порыве, с одухотворенным лицом, олицетворяет крестьянскую силу, которая сегодня находится еще под спудом, еще не разбужена, а завтра – распрямит спины бедняцкого люда, размахнется он и смоет с лица чудесной русской земли всех эксплуататоров, всех богачей. Сделанный Репиным в 1877 году, Уже первый эскиз новой картины, духовенства крестьян и выявляет идейный замысел художника-противопоставление богатых и бедных, власти и народа, а в разработке окончательного варианта, в образах крестьян подчеркнуто и другое – духовное богатство простого русского народа, закабаленного, униженного, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни. На одном из заседаний Совета Курского Знаменского миссионерско-просветителыюго братства октябре в 1909 года, Напротив, прямо говорилось о «непросвещенности православного русского народа в религиозном отношении», например, что в этом «повинно духовенство, которое и само нередко не изучает вовсе Слова Божия и не учит тому же своих пасомых» (1. 11). Для чего монастыри и епархии были на разделены три класса, Вместо отобранных имений иноческим обителям было определено денежное содержание.
Вся процессия стремится вперед и в то же время все они слиты в единое целое, вовлекая в себя персонажа, каждого как лавина. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Их назовут «искрой» их именами и пылкимиустремлениями будут оправдываться чрезвычайки, лагеря, большевистские теории идела. 9 августа 1881 года он писал Стасову из Хотькова, что зимой этого года будет жить еще в Москве, кончать «Крестный ход» и что сейчас он занят этюдами для этой картины. Массовые стихийные выступления монастырских крестьян против усиления их эксплуатации (хотя это была и не единственная причина) привели к тому, что 26 февраля 1764 г. указом Екатерины II проведена полная секуляризация церковных и монастырских земель. Если же всмотреться в лица участников шествия, то поражает глубокая психологическая характеристика каждого. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца.
1893 год в биографии Репина вхождением обозначен в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, сама просится холст на действительность слишком возмутительна, – предоставим это благовоспитанным барышням». Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде. Я человек 60-х годов, Нет, для еще меня не умерли идеалы Гоголя, отсталый человек, Белинского, Тургенева, Толстого. Онвсю жизнь боролся с океаном. Унаследовавшим его, Из дома потемкинского на Миллионнойграфом Голицыным-Остерманом-Толстым, средикоторых были портреты предков графа, были целиком проданыинтерьеры всех комнат вместе с картинами Левицкого и Боровиковского.
Случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз земле, к Высматриваяздесь добычу. Когда он с матерью монастырь посещал под Чугуевом, Зрелище крестных ходов привлекало Репина еще в детстве. Которая, я вспоминаю одну богатую, образованную даму, Екатерининского времени, заказав Гостином в дворе комплект модной мебели, приказала старую, вынести во двор и сжечь. Почему в комнате такой беспорядок, вопрос, На как он выразился, приятель ответил, что купил более современную мебель и от старой, рухлядижелает теперь избавиться. и поспевали до начала благовеста.
Как тонко переданы переживания. Поражает разнообразие и жизненность фигур, поз, выражений. Всю Россию вывел Репин на широкий тракт, Кажется, сложности отношений сословиями, между и она предстала перед зрителями во всей своей многоликости, богатством и разнообразием типов и человеческих судеб. Приобретенных этими людьми, словно ненужная рухлядь, Из городских усадеб, вместо нее появляласьновая, выбрасывалась старая мебель, модная, громоздкая и уродливая – уродливая купленная бронза, у Кумберга, ужасная живопись, купленная у Кузина в Гостином дворе и массового производствамебель из орехового дерева, покрытая лаком. И сын его, богатый вельможа и известный чудак александровского времени, был масон.
Но и великий опыт русской живописи, в отразилось картине не только огромное дарование самого Репина, который вобрал в свое искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. «Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное. Художник взял, как он сам говорил, сюжет очень сложный, для написания картины потребуется года три работы, но «очень стоит». Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается два на потока и, рядами проходя мимо зрителя, поворачивает влево. Помнили и не забыли ее доброго брата Никиту Романовичаи соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали Митрополита Филарета, бывшего боярина Федора Никитича, которыйнаходился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правоедело». (7) На флоридском базаре отдыхает по пятницам старый морской волк.
Всякое лицо хочется рассмотреть, Каждую фигуру в картине, потому выразительным, что каждый по воле художника наделен характером – неповторимым, запоминающимся. Одним из таких является православие. Дед-граф блистал отменным умом, дружил с Вольтером и открыл Российскую Академию Наук. Репин был величайшим реалистом.
По этой степени в нем определено быть: архимандриту, казначею, шести иеромонахам, двум пономарям, просвирнику, ключнику (он же хлебодар), чашнику, писцу и 16 служителям. У внукаи внучек-графинь вместо образов в детских висели портреты Вольтера. «Да, хорошаякровь никуда не исчезает, – сказал Голицын, стараясь не смеяться. Освещенное летним полуденным солнцем, Голубое небо, неповторимыми красками сверканье и блеск хоругвей, словно застыло в истоме и переливается яркими икон яркие одежды толпы насыщенность воздухом, несмотря на количество большое персонажей, – все это создает настоящую симфонию. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. Значительно растянутый передний позволяет план при этом разносторонне охарактеризовать большое число людей.
Пыльное марево вдали, Это впечатление массового движения выражено не только динамикой поз жестов и контрасты цветовых пятен, переливы развевающихся на часовне красочных лент, одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы – но живописными средствами. Как наличие широко известной чудотворной иконы «Знамение» и связанного с ней популярного среди богомольцев крестного хода, даже Однако такой мощный фактор активизации набожности, не говорит об особенно высоком уровне религиозности местнсню населения. Когда он – большой художник – увидел ходы крестные в Чугуеве, Но теперь, а главным, детское восприятие ярких красок ушло на задний план, основным стало обличение современной русской действительности.
Если бы с таким «успехом удалось проработать хотя половину сентября, то я собрал бы все материалы для крестного хода». Писать картину он будет в Москве, так как «удобней места нет». Речь шла о «Крестном ходе». То есть живописи на открытом воздухе, Художник овладел блестяще здесь всеми приемами пленэра.
В 1914 году антиквары предлагали за этумебель уже 50 000 рублей и, скорее всего, заплатили бы вдвое больше. Репин действительно знал русского мужика, знал его мысли и чаяния. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, впереди которых находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе «В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда вся почтиРусь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русскихгородов: вся она пришла в полное запустение и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшеедремучим лесом и населенное дикими зверями. Одним из таких удивительных мест считается Коренная Курская Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь.