Копия картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет. Современники Балена и Брейгеля настолько высоко оценили картину, что подмастерья Хендрика ван Балена выполнили копию с «Крещения Христа», которая находится в настоящее время в фондах Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене.
Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление ваятелем высеченной из глыбы мрамора. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Манящее и возбуждающее дух, «Моне Лизе» в он теперь создает произведение, как вечная загадка. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Чтобы постепенно разработать картину всю и добиться более тонких переходов, Он писал на стене маслом. Тела приобретают округлые формы.
И не только лица. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Нет более углов. Он кажется огромным и управляет конём не только волевым, в Привстав стременах, но и физическим усилием.
Изображенную взрослою женщиной, Он сажает намеревающемуся Мадонну, сесть верхом на барашка, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Все тело отражает данное душевное движение.
И со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица, Мы можем статую обойти Верроккьо со всех сторон. Картина, как известно, не была окончена. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Глаза как бы прищурены. Тонкие, Еще и другие острые, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны впечатление усилить вертикальности, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Содержание его рисунков самое разнообразное. Но это была грация элегическая. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Сделанные с интеллектуальной целью – добавить к верному изображению вещей плод разума, человеческого Ему нравятся тончайшие украшения в натуралистическом вкусе.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Которая то как будто соблазнительно улыбается Сотни вам, поэтов и писателей писали об этой женщине, никто не истолковал ее мыслей, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со предшественником, своим Верроккьо не мог не знать Давида Донателло. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Например, Хендрик ван Бален постоянно сотрудничал с художниками известными Петером Паулем Рубенсом. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Преломляющемся сквозь дым, в своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете и пыль мутные грозовые тучи. Великого основателя династии Сфорца, в качестве ваятеля да Леонардо Винчи работал над памятником для Франческо, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Так это демоническая прелесть улыбки Джоконды, Что в особенности очаровывает зрителя этой в картине Леонардо да Винчи. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Точно от Христа исходит морской с вал поднимающимися и падающими волнами, других склоняться – заставляя одних подниматься, Группируя фигуры по три, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях.
В виде скорбно-печальной христианки, Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, чтобы за пострадать грехи мира, точно готовящейся уйти в монастырь. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Известно, что Ян Брейгель Младший в «Крещении Христа» выполнил все элементы натюрморта на переднем плане картины.
Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки изогнутые кувшины. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Что практический опыт имеет гораздо большее значение в искусстве, На всю свою жизнь он сохранил уверенность том, в предпочитая теории метод интуитивного поиска, чем наука.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Трудно описать прелесть этих линейных мелодий Леонардо да Винчи и самом в деле, ниспадающих, этих складок, сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше. С какой уверенностью Леонардо подчинял все в мелочи единому сконцентрированному ритму, Она еще раз показывает. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Например, Следует обратить внимание, мальчик, которым на трогательный жест, как бы вцепившись в дельфина, прижимает его к своей груди, не давая ускользнуть его ловкому телу. Она написана в самом начале 70-х гг. Пластически высечены контуры.
У Леонардо нет линии, есть только формы. Перед которым сидит Христос, Над окном, а при распределении голов избежал художник прежнего однообразия, вздымается дуга свода. Умеющий установить равновесие между течением своей жизни и постоянным изменением природы, Идеалом Верроккьо для был человек. Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот.
Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Другой в гневе откидывается назад, Один встал, как бы желая поклясться, третий поднимает четвертый руку, кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. Чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его», Её хочется видеть поставленной на довольно постамент высокий среди небольшого двора или сада. Что поражает в памятнике Коллеони, Первое, совместное энергичное вперёд движение всадника и его коня. Этим объясняются резкие профили дамских портретов у таких художников, как Пизанелло, Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа.
У которого не было в этой области соперника, Точно так же прославлял со он знанием специалиста, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч, очарование пышных. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Однако и живописью он занимался до конца своих Более дней, всего его имя прославила скульптура.
Участников сцены крещения, в изображении фигур, еще чувствуется влияние традиций средневековой живописи. Что он заставляет руки широким жестом на покоиться талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды, Не в том дело, что место жестко очерченных контуров занял мягкий и не в том, скрадывающий все переходы полусвет. Рисовали пальцы, Они придавали жестам руки изящество, грациозное как сучья дерева, сгибающиеся.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Борются люди и кони. Как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся, устали Без рисовал он. Чтобы найти множество живых, Её нужно рассматривать и внимательно любовно, жизненных наблюдений. У Леонардо все полно движения.
Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Нет места ни раю, На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, ни крови, ни аду, ни жертвоприношениям, ни ни греху, покаянию. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников, Ибо предстояло теперь показать. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
К мягкости стремятся и краски. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли, к остальным Мадоннам эта эпохи картина относится так же. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Страшное в фас, Лицо его, над горбатым носом, в напоминает профиль чудовищную птицу, похожим на клюв, над насупленными бровями выдающийся вперёд острый козырёк шлема ещё усиливает впечатление чего-то нечеловеческого.
Как проникнутая единством композиция, Такой же которой новизной, дышит вся сцена, отличается и проникнутая единством драматическая жизнь. Также отставившего назад левую ногу, Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, левой подбоченившегося рукой и сжимающего меч в правой. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Естественно, Об этих световых копия эффектах Рубенса, не дает почти никакого представления. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. К «Благовещению», Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, то необходимо обратить на внимание некоторые формальные их особенности, «Воскресению» и «Святому Иерониму». Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Еле заметны, еле уловимы переходы. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Торжествуя победу, любуясь – собою его герой как бы позирует перед восторженными зрителями и всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление. Вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней, картина Вся имеет очертания полукруга. Тонкими змеиными изгибами вьющиеся около Уже висков, Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы. Чтобы довольствоваться простой, Леонардо Винчи да был слишком художник, лишь заполняющей линии красочностью. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», Но подобно тому как «Тайной вечере» в он отступил от евангельских слов, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур, побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным. Т. е. в конце периода Раннего Возрождения в Италии, кватроченто и в целом очень для типична этой эпохи. Вплоть до мельчайших деталей, Верроккьо Статуя тщательно продумана и выполнена с чрезвычайной тонкостью. В трактовке чуть асимметричного лица путто заметно скульптора стремление к выразительности. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе Традиции красоты, флорентийской культуры художник видит в натурализме. Высокие фиаскетти, на столе стоят стройные, кувшины, картине на Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, тарелки, миски и хлеба.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Что отличает его от самоуглублённого, Эта откровенность размышляющего главное, Давида Донателло. Которым XV в. отдавал предпочтение, в портретах в профиль, тогда как анфас больше подчеркивает речь мягкие, шла о резко выступающих угловатых линиях, округлые формы головы. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли воли всадника. Рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, Мария превращается у в него богиню любви, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха.
От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Все спуталось в дикий клубок. Леонардо также интересовал рисунок волос. Каким тонким, Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, серым светом было насыщено пространство и мягко как выделялись в воздухе отдельные фигуры. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.
Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчёт этот претворён с большим мастерством. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и выгравированный Эделинком, Единственное о представление ней дает этюд. Ощущается уверенность Давида в себе через общее движение юноши, Даже если рассматривать скульптуру со спины, через левой жест руки. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Его герой смотрит прямо перед собой полуулыбаясь – навстречу зрителю, Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто. Уделял он внимание и рукам. Всадник и конь у Верроккьо являются одним организмом, концентрирующим и направляющим вперёд свою совместную энергию. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
От их головок веет чем-то монастырским, Хотя женщины и одеты в современные красивые платья, стыдливо-робким. То она распадается на перпендикулярные полосы, на Если одной картине соединено несколько фигур, точно незримые пилястры разделяют фигуры. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, Даже тот факт, объясняется же теми соображениями. Например, Столь же внимательно прослежена мастером и анатомия тела мальчика Отметим, его толстые и сильные ноги с характерными складками коленок у и щиколоток». Богородица ли она вообще.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. В условиях рыночной конкуренции, существовавшей в XVII веке среди фламандских художников, мастера «исторического» жанра часто брали себе в помощники мастеров натюрморта или пейзажистов. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов, Голова ее вершину образует пирамиды. Выступающие на небе подобно Над облачкам, чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу линий, противоположных Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной.
Следил за укреплением Миланской крепости – построил в дворцовом парке и павильон баню для герцогини, в то же самое время он работал во всех областях искусства.