В известной мере, Творчество Моралеса, подогреваемые католической отразило церковью, религиозно-мистические настроения испанского общества, весьма могущественной в Испании тех времен. Это действует успокаивающе, напряжение спадает. «Портрет кавалера с рукой на груди».
Эль Греко проявил себя как высочайший мастер религиозной живописи. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был самобытен совершенно и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Которая оспаривает эту мысль, есть Однако замечательная работа тонкого искусствоведа А. Васильевой. У него была масса почитателей, но не было учеников и последователей.
Терявшей свои духовные основания, к тому же искренность веры и духовная мощь Эль Греко стали для эпохи, новой что христианское искусство может быть столь глубоким и вдохновенным, мощным свидетельством того. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. И это отразилось в его портретах. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. В свою очередь, Фигура Петра, с одной стороны исполнена, покаяния, а другой с – глубокой молитвенной сосредоточенности. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым.
И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о скорее том, говорит о его характере, что он превышает по значимости своего брата во Христе. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла.
Испанию окончательно освободили в 1492 году. 1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. Его картины Св. Кроткий взгляд темных блеска без глаз, Выражение лица Петра, рука, слегка согбенная фигура, повисшая под тяжестью ключа, все это выдает натуру созерцательную, бездеятельную, склонную к раздумьям и сомнениям. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Возможно, это так. То видно, Если посмотреть на его лик, глаза в смотрят сторону, что губы его плотно сжаты, не на зрителя. То в них наряду с тонкой дифференциацией образов художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты, Что касается апостолов портретов эрмитажной картины.
Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть Церкви, служения На мой взгляд, а не конфликт учеников Христовых. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Искусство Испании XVIXVII вв. 3. Диего де Сильва Веласкес (15991660)один из величайших живописцев прошлого представлен в Эрмитаже двумя картинами. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили.
Они вполне традиционны для эпохи и это видно не только в сюжетах, которая, но и в самой ткани трепетной его живописи, кажется, вибрирует от дуновения Духа. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается головами над присутствующих, сопутствует чудо на Небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Его герои – ученые монахи, князья церкви, благородные гранды, в одном из них исследователи видят портрет Сервантеса, автора знаменитого «рыцаря печального образа».
Выразить их душевные движения, Художник умел тонко передать внутреннее состояние персонажей. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Размер картины 122 х 105 см, холст, масло. Что Эль Греко искал для этой картины типажи в клинике для душевнобольных, Существует легенда, которая была расположена от недалеко его дома. В Толедо, к этому Эль времени Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в каком-то смысле стал его второй родиной.
Притом, он все-таки обратился ко Христу уже после Воскресения – что называем мы Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Однако вряд ли это справедливо. Рисунок, Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, передача пространства, ритм, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие словно кажутся потускневшими. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Работал в Венеции и Риме.
Как известно, у людей психически неуравновешенных бывают очень выразительные лица, так как они не в силах прятать свою боль за маской благополучия. В тонкой передаче оттенков черного бархата одежды, Живописный гений Веласкеса проявился смелой в лепке лица, наполняющей пространство холста, в серебристо-прозрачной живой воздушной среде. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Не осталось у него и учеников. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов.
Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к смерти мученической в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, 8212 в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. Здесь же в зале работы учеников Веласкеса Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт). Что Эль Греко был оппозиционером Некоторые папству исследователи указывают на то, а Рим – это папский город.
Что нужно и необрезанных обращать язычников ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона, Петр сначала соглашается с Павлом. История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Вытянутые пропорции фигур, взвинченные складки одежд – все это отличало его живопись от современной ему испанской, всполохи света – несколько манерные и позы движения, 1580 – 1585 Действительно Эль Греко поразил испанцев необычностью манеры. Оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Думаю Петра, – это может быть Послание к Ефесянам. Которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру, он Местами состоит практически из одних лессировок.
У них были разногласия – апостолы тоже люди, но Да, чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. По преданию, за это его выгнали из Рима. Петр держит ключи, Павел рукой опирается на книгу. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который затем покрывался имприматурой коричневого цвета жжёной Большинство умброй, его произведений исполнены следующим образом.
В частности Бассано, Некоторое влияние на его живопись также оказали великие другие итальянцы, Тинторетто и др, Веронезе. И это тоже передано, в том числе, через одежду. Потому, – Возможно, у него более яркая одежда, что фигура Павла на полотне занимает действительно больше пространства. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Каким мы видим апостола Павла, То, не а о том, скорее говорит о его характере, что он превышает по значимости своего брата во Христе.
Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, как только распространяться, стало так потом и в римской. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Что чувства можно передавать не только через выражение лиц, Эль Греко вообще свет, считал, но и через колорит, детали, предметы. Который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, гость и был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, что Микеланджело, а затем вообще заявил, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем.
1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. У Бога ничего случайного не бывает. 2. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. Косвенное влияние оказал Феофан Критский, к его учителям первым относят иконописца Михаила Дамаскиноса.
Снитие риз. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет таланта Эль Греко в наступил Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов, Пребывание в чрезвычайно Риме расширило кругозор молодого художника. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден ок. Эль Греко высоко ценили современники. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Благо заказов на портреты в то время было много, же Тогда художник обращает свой взор на портретное искусство. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. У Эль Греко очень мало спокойных, неподвижных фигур.
Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо – кисть». Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Думаю, на постижение Божиего не промысла, зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, – в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же.
Насыщенность красочной палитры, драматизм, передаваемый цветом. Это случилось по дороге в Дамаск. Творчество Тициана казалось слишком ему чувственным – более внешним, Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, чем внутренним. Передачей пространства и перспективы, Итальянский период в Венеции и Риме Эль овладел Греко приемами масляной живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. У него сохранилось то особое ощущение света и пространства, к примеру, которые были в иконографическом искусстве времени, того особый символизм. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы.
Насыщенность колорита, Ирина отличают напряженная образов, эмоциональность своеобразие светотеневого освещения. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
И полутона при этом удивительный, приобретали Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. Хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, Его эстетика все же была чужда Греко, Эль мастером рисунка. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Не осталось у него и учеников. Но, скорее всего, он покинул Италию сам.
Христос. В свою очередь, Фигура Петра, с одной стороны исполнена, покаяния, а с другой – молитвенной глубокой сосредоточенности. По преданию, Лаврентий изображает одного первых из дьяконов церкви, с этим атрибутом он и представлен на картине, сожженного на железной решетке.
Скорее всего, Однако, сколь различны были ученики Христовы и как велика сила была Святого Духа, художнику хотелось показать, созидавшего Церковь из столь непростого человеческого материала. От которых услышал, в Риме он познакомился с испанцами, что король Испании Филипп II сооружает под огромный Мадридом дворец – Эскориал – и ему нужны художники. Где, После 1560 приехал в обучался Венецию, у Тициана с 1570 работал в Риме, возможно испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Я. Бассано, Я. Тинторетто. Толедо по уровню учености своих жителей, Когда страна была под мавров, владычеством которые там проживали, по уровню философов, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. И это тоже передано, в том числе, через одежду.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, Конечно, ближайшие ученики, но весть о и Воскресении о Церкви понесли его апостолы. 1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. К которой он ранее принадлежал, Постепенно та среда, он начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия сама Христова, разрывает с ним. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов.
Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Причем он его обвинил публично и пояснил, что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, которое должно быть проповедано всему миру, а не только иудеям. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве и богословии8230 гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя и следы Тициана – в своей манере письма оно не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь.
Описывал, Он ходил мимо руин, благородных как и положено, срисовывал, значимые античные объекты8230 Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия.
Картина испанского живописца Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Павел охарактеризован как сильная, волевая личность, у него высокий лоб мыслителя и лихорадочно горящие глаза фанатика, рука властно опирается на книгу. Мазки, Многие приемы – игру и света тени, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. В свою очередь, Фигура Петра, с одной исполнена, стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности.
Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном где городе, они в то время проповедовали, – в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. Верь нам. ». После смерти Эль Греко постепенно забыли.
Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. ispolias – «грабить»), 1577 – 1579 годы. Конечно, Что-то, но он умел придать всему своеобразие, Эль Греко заимствовал у своих итальянских учителей, утонченность и изысканность потому создал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, ярко вспыхивающих приглушенных или беспокойной игре контрастных цветов.
С 1577 жил и работал в Испании. Это случилось по дороге в Дамаск. К которому часто обращался Мурильо и где отчетливо проявились реалистические черты его таланта, Картина Мальчик с собакой – бытового образец жанра. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
При этом мистика не входила противоречие в с разумом, Эль Греко был очень одарен мистически, увлекался математикой, художник имел склонность к наукам. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Возможно, Каждое подобное полотно требует пристального и непредубежденного внимания, смыслов и мнений, отрешения от погружения знаний и понимания, а затем возвращения к реальности и обретения откровения. Который активно формирует фактуру живописной Важную поверхности, роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст. Фомы. Где гуляли больные, Каждый день в течение продолжительного времени художник в приходил сад и делал зарисовки.
«поверь, а укажет дорогу, указующий перст не ткнет заблудшего, а кулак, мнущий страницы, расслабится, когда зазвучит Слово, обе руки чтобы поднимутся обнять – я найду слова, Апостолы улыбаются. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизицииhellip – Сюжет он выбрал неслучайно. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. А то место, на которое указывает сам Павел, по логике картины – его собственный текст, где он сам пишет о служении апостолов. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (15701575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, При этом тот факт, тоже очевиден, но по и характеру человека.
Красные, Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и на насыщен красочной поверхности вспыхивают оранжевые, жёлтые, розовые мазки различных оттенков переливаются и мерцают оливковые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в г. Толедо, Испания, в церкви Св. Селедка в глиняной миске, Замечательно написан натюрморт стакан с золотистым вином, репа, гранат, нож предметы отбрасывают легкую на тень стол, покрытый белой скатертью. Он и сам называет себя в одном своих из Посланий не иначе как извергом, Мы видим его сначала гонителем христиан. В более блеклой одежде, Он старше Павла, а о глубочайшей молитве, поза как его будто внутренне свидетельствует – не о вине. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк «Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. И полутона при этом приобретали удивительный, Затем следовала моделировка в форм светах и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Что Эль Греко был оппозиционером Некоторые папству исследователи указывают на то, а Рим – это папский город. Описанный апостолом Павлом в Послании к Галатам, Имеется в виду встреча апостолов Антиохии в и их конфликт. После Сошествия Святого Духа апостолов, на Это произошло уже после Вознесения, которые уже начали проповедовать. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу.
И это тоже передано, в том числе, через одежду. И хотя жесты их не связаны собой, между При этом руки апостолов образуют своеобразный узор, что они находятся в каком-то внутреннем диалоге, кажется. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (15511609). Но видно, Апостолы смотрят в разные стороны, что объединены они общим внутренним переживанием. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви.
К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который затем покрывался имприматурой коричневого цвета жжёной умброй, Большинство его исполнены произведений следующим образом. Оттененные цветами плащей у оливково-золотистого Петра и темно-красного, Смугло-бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, отливающего розово-оранжевым у Павла. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587 – 1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко. Что чувства можно передавать не только через выражение лиц, Эль Греко вообще считал, но свет и через колорит, детали, предметы.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Она изображает момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Что Эль Греко очень много учился, Вообще же сказать, надо он был чрезвычайно образованным человеком своего времени.
В своих героях Эль Греко выявляет заостренность эмоциональную и психологическую выразительность. 1577 – 1579 Во всех произведениях Эль Греко искренне и глубоко выражает свое чувство веры. Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества – в работах его очевидны следы пребывания там. – и Павел вдруг видит Самого Бога. На лицах апостолов мы не никаких видим признаков душевного расстройства, Конечно, они предельно цельны и собранны, напротив, устремлены к Богу, но в них есть неотмирность, обнаженность души. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры.
Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. А также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт), Здесь же в зале работы учеников Веласкеса Хуана Масо Портрет Филиппа и IV Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Центр испанского просвещения и искусств того Через времени, некоторое время художник переехал в Толедо древнюю столицу Испании, где и оставался до конца своей жизни. Да, у них были разногласия – апостолы тоже люди, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда.
Впитавшее в себя византийские традиции, Алтарные картины в. Искусство 16 Эль Греко уникальной фигуры в истории мировой живописи, порождено кризисным временем, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма. Когда он уже жил в Толедо, к человек примеру, весьма современного мышления, к нему явился один искусствовед. В некотором смысле Греко Эль можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. В Испании Доменико встретил прекрасный прием. После Сошествия Святого Духа апостолов, на Это произошло уже после Вознесения, которые уже начали проповедовать.
Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Петр трижды отвечает утвердительно. Описывал, Он ходил мимо благородных как руин и положено, срисовывал, значимые античные объекты. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме. Которые Петр допускает в отношении Даже, несмотря Христа, на те ошибки, к нему все же потом возвращается его старшинство, когда отрекается от Него в ночь Его ареста.
Портрет старика (предполож. Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается и Христос кротко спрашивает. Беспокойные складки одежд, Внутренняя напряженность образов, беспокойства, пламенеющие краски создают атмосферу экзальтации, тревоги, столь свойственных искусству Греко. Куда он переехал около 1577 и Расцвет где, таланта Эль Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, Он всю жизнь собирал бибиотеку, куда он переехал постоянное на место жительства. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему превысят остальные все книги.
Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет. Что они воспринимаются портреты, как Даже святых Эль Греко пишет с такой степенью достоверности и точностью психологической характеристики, живших задолго до него, будто он пишет не людей, а своих современников. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. 1570, Пинакотека, Парма портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок.
Картины он всегда подписывал своим греческим именем. А у меня получится. ». Которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Но когда из Иерусалима евреи, приходят Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных. Как уже говорилось, он всю жизнь учился.
Но именно экспрессия и позволила Эль Греко выйти за рамки маньеризма. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Что полотно Эль Греко передает именно момент этот спора, Многие полагают, обличения и раскаяния. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить (остановить) брата.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Написанная в великолепной торжественно-траурной Картина, гамме изощренным ритмом линий и цветовых созвучий, проникнута возвышенной красотой. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, следы хотя и Тициана – в своей манере письма оно не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Такое положение рук может свидетельствовать том, о И на самом деле, пастырским опытом с Павлом, что Петр делится своим молитвенным.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Горячие черты характера – все остается с Павлом обращения после до конца его дней и этот максималистский заряд. И, Руки апостолов своеобразный образуют узор, так же как и разобщены их взгляды, хотя жесты их не связаны между собой, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. В 1567 году, возрасте в 26 лет, где поступил в обучение в мастерскую Тициана, он отправился в Венецию.
Но это только на первый взгляд. Что Распятый Христос – для иудеев соблазн, Позже напишет Павел об этом, для эллинов безумие. Последующий путь развития испанской живописи определила теснейшая связь с народными традициями. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Руки Петра находятся на том же уровне.
Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг к другу с братской большой любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. «скажи, у них получилось – наступает тишина, Тогда душа успокаивается, она не мирная и покойная, нет, а в «сегодняшняя», ней много вопросов, но теперь уже можно обратиться к Богу. И полутона при этом приобретали удивительный, Затем следовала моделировка форм светах в и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. Его атлетическая фигура кажется незыблемой и вместе с тем почти невесомой, в центре картины изображен в Христос ярко-алом хитоне, рвущаяся к нему в порыве дикой страсти, вокруг него – беснующаяся толпа, но она, словно волна, разбивается о скалу. Что Эль Греко свое посвятил полотно конкретному эпизоду из жизни христианской Церкви, Некоторые исследователи считают. В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана.
Его интересовал прежде всего духовный пласт, Эль Греко же был более аскетичен своих в работах. Скорбные лица мадонн несут на себе суровости печать и трагизма, Нарочито удлиненные, в колорите преобладают черно-зеленые и холодные розовые тона. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, Будучи чужестранцем их и манеру держаться. То мы увидим, Однако если присмотреться, что та, у него под рукой две книги – одна более основательная, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. У Бога ничего случайного не бывает. Передачей пространства и перспективы, в Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, обобщенным мазком широким особенностями венецианского колоризма. – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время.
С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Даже в Погребении Графа Оргаса печаль и скорбь на земле соседствует с бурным в движением небесах.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Что это значит. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Именно здесь он и получил прозвище Эль Греко. То Павел одной из них опирается на книгу, Если мы обратим внимание на руки апостолов, а развернута другая к зрителю. Которые приближают их к современной живописи, Для работ Эль Греко быстрота характерны и экспрессивность исполнения.
У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана и Тинторетто там определенно есть. Что если он кого когда-то и копировал, Талант Эль Греко настолько самобытен, то только самого себя. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного мышления, к явился нему один искусствовед. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв. В искусстве он пошел своим самобытным путем.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. 1577-79. Что Павел указывает не впрямую на Евангельский и текст, можно предположить, на письма, а на Апостольские послания. Что Евангелие – это книга, Вполне возможно, та, лежащая в основании, которой на зиждется апостольская проповедь. Однако, это не совсем так.
Он поверил Христу еще до явления всей славы, Его а Петр видел Христа почти с первых дней Его проповеди. Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж). Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты Меня, гонишь обращается Христос и кротко спрашивает. Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек современного весьма мышления, к нему явился один искусствовед.
Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Так как так надо и пребуду здесь, а я нести буду свою неподъемную связку ключей, чтобы ни случилось. Что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, При тот этом факт, тоже очевиден, но и по характеру человека. По пути в Рим, 1570 в году, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, будучи в Парме, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело.
Который сначала полностью раскритиковал Аристотеля и гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, что Микеланджело, а затем заявил, вообще конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (15411614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Но также и большое внешнее сходство при эмоционально-психологических многообразии оттенков, Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения. Горячие черты характера – все остается с Павлом после обращения конца до его дней и этот максималистский заряд.
Грубое лицо, Мясистое, плотоядная улыбка выявляют властной, черты колючий взгляд темных глаз, низменной натуры могущественного министра, фаворита короля Филиппа IV. Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, Кроме того, что перекликается тоже с критской традицией. Возможно, в 1567-1570 жил в Венеции испытал влияние Тинторетто, был учеником последователем или Тициана, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо.
Он повсюду перемещается – очевидно, Да и когда читаешь книгу апостольских, Деяний везде основывает общины, что это в основном деяния Павла. Ключи и книга (Евангелие) – символы их призвания. Однако он критично подходил к их живописи, Влияние итальянских маньеристов творчество на Эль Греко трудно переоценить.
Собственно, как и глаза апостола Петра. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. Разорвать со всем, религиозный Только гений способен ради любви к Истине полностью переменить всю свою жизнь, чему он раньше поклонялся. Эрмитажный Портрет Оливареса (ок. Идущий на казнь и он всегда сопереживает изображаемому герою – то будь Христос в Гефсимании или мученик, вдохновенный апостол или жалкий нищий. Что чувства можно передавать не только через выражение лиц, Эль Греко вообще свет, считал, но и через колорит, детали, предметы.
Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Экспрессивность поз персонажей. Даже, несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг к другу большой с братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
А в то время8230 Когда страна была под мавров, владычеством – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, по уровню философов, Толедо по уровню учености своих жителей, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Что вполне характерно для художников Возрождения, автор и подчеркивает это через разные детали. При этом тот факт, что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, но и по характеру человека, тоже очевиден. Тогда душа успокаивается, наступает тишина, нет, она не мирная и покойная, а «сегодняшняя», в ней много вопросов, но теперь уже можно обратиться к Богу: «Скажи, у них получилось. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин – «Эсполио» (от лат.
Луки. Да, у них были разногласия – апостолы тоже люди, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). То, После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до дошла нас только его часть, что мы читаем в Новом Завете.
Петр трижды отвечает утвердительно. Отдых на пути в Египет, Картины Мурильо на религиозные сюжеты Благословление Иакова Исааком, привлекательной миловидностью и женских детских образов, Вознесение мадонны отличаются непринужденностью композиции, красотой цветовой гаммы. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Но, несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Когда искусство научилось ценить неординарность выразительных и средств индивидуальный почерк, Заново его открыли в начале ХХ века, свободу мысли и духа. Красные, Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, розовые жёлтые, мазки различных оттенков переливаются и мерцают оливковые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками.
И видишь слезы в глазах апостола язычников, Но вдруг меняется фокус и замечаешь кажется, горькую складку губ, что, вот, он не может подобрать слова, растерян, не способен угомонить зарвавшегося оппонента, не может ничего изменить в грядущем, но любовь не позволяет ему сжать руку в кулак и ударить или заорать. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. У Бога ничего случайного не бывает. Не картина это всегда путь богопознания, не Икона портрет, маякам, размеченный автором по каким-то только ему дарованным знакам, символам, соавторство в Духе, послание вне времени и пространства.
А в Фоделе он проживал время некоторое со своей семьей, Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году. Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, только как стало распространяться, так потом и в римской. Но, Эль Греко учился в мастерской Тициана, техника его живописи существенно отличается от его техники учителя, однако. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в каком-то смысле его стал второй родиной. В тяжелом бархатном, Фигура святого, на фоне светлого пейзажа с низкой линией горизонта, золотом шитом облачении, кажется особенно значительной. Мадрид, Прадо.
Позже Павел напишет об этом, что Распятый Христос – для иудеев соблазн, для эллинов безумие. Подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, Конечно, ближайшие ученики, но весть о и Воскресении о Церкви понесли его апостолы. Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Лучший образ испанского дворянства того времени Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, Одна из ранних работ Эль Греко, врачей, писателей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, живопись наполнили Испании психологическим богатством.
Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции Вообще, даже несмотря на то, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт, они все равно относились друг к другу с большой братской любовью. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Эль Греко, Иными словами, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, однако безусловно, это было не единственным, что оказало на него влияние. На ней изображена маленькая трогательная девочка с рукоделием на коленях, Другая картина Сурбарана Отрочество мадонны искренностью подкупает и теплотой чувств.
У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Открытое благородство и некоторая суровость, в этих облике людей из народа тонко подмечены черты испанского национального характера веселость и сдержанность. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись.
Толедо по уровню учености своих жителей, Когда страна под была владычеством мавров, которые там проживали, по уровню философов, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело. Учился у Бассано и Тинторетто. Черты маньеризма в произведениях Эль Греко: 1. Эрмитажная коллекция одно из наиболее значительных и богатых испанской собраний живописи в музеях мира. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен ради любви к Истине полностью переменить всю свою жизнь, он чему раньше поклонялся.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX ве Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Но этот стиль в полноте раскрылся именно в Испании. Избыточно рельефное изображение мускулатуры, Чрезвычайно пропорции удлиненные фигур, в особенности в мужских фигурах. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Что образы двух апостолов передаются художником с предельно материальной убедительностью, Его выразительность в том, что картина воспринимается как портрет, а их психологические типы глубоки настолько и правдивы.
Где изображены за скудной трапезой сидящие в непринужденных 1617 позах, г. ), оживленно беседующие старик и двое юношей. Лично мне кажется, что судя по закладке, которую мы видим в раскрытой книге, это, скорее всего, Послание апостола Петра. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о его характере, что превышает он по значимости своего брата во Христе. Где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства, Средневековая легенда чудесном о погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка.
Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в изображениях его учеников Христа.
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). Если присмотреться внимательней, Действительно, мы то увидим на картине очень интересные детали. – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время.
Грек по происхождению. – Обычно считается, что это Евангелие. 15981664) Св. Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности. К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Сотканный из рефлексов, Особое звучание у Эль Греко имеет колорит, ярко вспыхивающих призрачно или мерцающих игры контрастирующих цветов.
Испанский период. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который затем покрывался коричневого имприматурой цвета жжёной умброй, Большинство его произведений исполнены следующим образом.
Различны цвета плащей оливково-золотистый – у Петра и темно-красный у Павла, Смугло-бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне. Себастьян и св. автопортрет). Не осталось у него и учеников.
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество Св. Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Скорее кино, Это даже не книга, бесконечный процесс общения с автором, прокручиваемое проектором, внутренним Святыми и Богом. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Которые Петр допускает в отношении Христа, Даже несмотря те на ошибки, к нему все же потом возвращается его старшинство, когда отрекается от Него в ночь Его ареста. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия.
Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, Долгое время считалось, входившем в то время состав в Венецианской республики, современный Ираклион на Крите. Он и сам называет себя в одном своих из Посланий не иначе как извергом, Мы видим его сначала гонителем христиан. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его образов, с связан субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. – и Павел вдруг видит Самого Бога.
Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. В которой грань между землей и небом как бы стирается, в картинах Эль Греко всегда особая люди среда, словно возникают изнутри движущихся световых потоков, неожиданные ракурсы и вытянутые пропорции фигур и предметов создают ощущение их иноприродности, пульсирующих и исчезающих в глубине фона.
И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Исцеление слепого», ок. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Мягкий и даже кроткий – но искренний и импульсивный апостол Петр и волевой философ-мыслитель и страстный проповедник Павел, 1600 Перед нами очень два разных человека. Как только взял в руки кисть, Однако он с ранних лет, которая в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет, находился особым под обаянием Критской иконописной школы.
У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Греко Эль придерживаются мысли, которые были в него заложены на Крите. В частности находясь под его при влиянием изображении человеческого тела, Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии Будучи поклонником творчества Микеланджело, Эль Греко тем не менее следовал современным ему тенденциям в европейской живописи. Что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Весьма Галатам, распространена точка зрения. Апостол Павел здесь никого не обличает.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.