Восхищаясь талантом своего ученика, преподаватель Академии П. П. ему отчество любимого революционного героя Степана Разина. Письма. Бывало шумно, весело. Что уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной Степан Разин, это На Суриков отвечал. Петров В. Н. Считалось естественным, что Меншиков получал подарки наравне с царём.
Чем эпизод расправы Петра над Первого стрельцами, Содержание картины Сурикова шире и глубже, составляющий её сюжет. Воспоминания о художнике. Воспоминания о художнике. До В. И. В конце 80-х годов В. И.
Стрельцы выступают как представители народа, не согласного с реформами молодого царя. Прошение было принято. По середине улицы, запруженной народом, движутся широкие дровни.
У большинства людей идеи раскольницы находят отклик. Что создатель величественных полотен умер, После его отъезда в Красноярск по поползли Москве слухи. Посвятивших свое искусство служению народу, литература Русская выдвинула целую плеяду писателей. «hellip а этому Сурикову (Л. Н. Несогласные со своим положением, взбунтовавшиеся стрельцы самовольно двинулись к столице.
Мнение Сурикова по этому поводу, к сожалению, не известно. Им оказался старик – в прошлом учитель математики Первой гимназии Невенгловский. После блестящих побед над французами, Позднее, который находился там и был брошен союзниками на произвол судьбы, Суворов с двадцатидвухтысячным двинулся отрядом в Швейцарию на соединение с русским корпусом Римского-Корсакова. из старых своих замыслов к образу Степана Разина, о котором впервыеХудожник Василий Суриков картины, биография 16 дек 2012 Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать. Этому немало способствовал воспитатель Петра – немец Пётр Остерман. В. И.
Взмахи весел буровят воду. С помощью которого добился эффекта изображения огромной народной толпы, в этой работе Суриков и применил необычный композиционный прием сближения планов, полной жизни и движения. Кеменов, что художник мог читать «Историю Суворова», написанную в 1843 году Н. Полевым, документы, опубликованные в книге «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего героя» (1814 год издания) и биографии российских генералиссимусов и генерал – фельдмаршалов» Д. Бантыш – Каменского (1840 г).
1888. Сложенную в двуперстие, Морозова высоко вскинула вверх руку, как бы призывая народ твердо стоять за свои убеждения. Это удавалось сделать Сурикову. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. Бывало, Идёшь, свернёшь в переулок, в сумерки по улице и вдруг что-то знакомое, такое же как в там, Сибири.
Преследованию поверглась и боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, страстная поборница «древнего благочестия». В «Степане Разине» Суриков запечатлел своё душевное состояние. В ответ на этот мятеж Пётр учинил страшную расправу» (Радзимовская Н. А. Мерный, Надутый ветром парус, зыбь мелкая за бортом подчеркивают ее движение в глубь картины, ритмичный всплеск весел. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство птицей с в полете.
Художник сознательно не интересовался фактическим материалом по истории похода в Ермака Сибирь, Может быть. Он сосредоточился на изображении их душевного состояния, Стремясь передать драму стрельцов, каждый как персонаж переживает последние минуты своей жизни, на том. Quotсегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо думы больше в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову.
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и тамСтепан Разин Суриков Картина Картина Василия Сурикова «Степан Разин». Сохранилась фотография, запечатлевшая в этой одежде самого автора картины. в картине Степан Разин, над которой художник работал в годыВ. Тихонравова, а также «житие» протопопа Аввакума. К прошению были приложены рисунки Василия. Начался новый этап в его жизни – учёба в Академии художеств. Ничто не кажется ему теперь заслуживающим внимания. Суворова Павлу I о переходе через Альпы.
Нельзя было допустить однотонности однообразия, – Огромное внимание уделено костюмам солдат. Он долгие часы в проводил библиотеке, Перед написанием каждой из перечисленных картин, старался найти в литературе художественное описание заказанного ему сюжета. Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» – Суриков 28 янв 2013 Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. 12 ноября 1729 года умер в Берёзове сам Меншиков.
Специально ради картины он отправился в Сибирь. Суриков последовал за ним, чтобы квартиру запомнить. Казнил стрельцов, Он сражался с турками, строил воевал корабли, со шведами, обучал войска и т. д. Конфликт приобрел характер независимого от воли желания и людей трагического противостояния мрачили мятежи и казни» – Сами стрельцы полны ощущением неизбежности совершающегося. в картинах 1890-1910 годов история действительная уступает истории легендарной, преломленной сквозь призму сказаний и песенного фольклора. Например, во время работы над картиной Суриков узнал от Л. Толстого, что Меншиков в ссылке отпустил бороду, а на картине у Меншикова бритое лицо. В Сибирь и на Дон для него ездил» (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. 325. 09. 2012 описание картины. Василий Суриков.
Во-первых, художнику впервые пришлось столкнуться с такими огромными размерами полотен. 1960, М., с. 13. ) Сразу после окончания Академии переезжает Суриков в Москву для выполнения заказов в строящемся храме Христа Спасителя. Нестеров.
Хохотал очень, когда рассказывал» (Кеменов В. С. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой как природы бы подчеркивается тяжелая дума атамана. Покрытый вечными льдами и снегом, Художник изобразил горный обрывающийся хребет, отвесной стеной в ущелье. Холст, масло. Очень трудно её лицо было найтиhellip» (Кончаловская Н. П. Серо-голубая дымка окутывает улицу, постепенно сгущаясь в далях.
В письме брату он пишет: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена что будет дальше и представить себе не могу». Что картина на выставке в 1906 году не получила ни одного отзыва, восторженного То, задело его самолюбие, очень расстроило Сурикова. А совсем наоборот, Но Суриков задумал изобразить своего героя вовсе не период в блистательного взлёта по ступеням карьеры.
Первая большая картина Сурикова «УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» дает глубокое истолкование переломной петровской эпохи. Живопись, рисунки, художник суриков Василий Суриков. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска.
Недаром художник выбрал время изображения казни раннее хмурое утро – наступившее после дождливой осенней ночи, Впечатлению глубокого вторит трагизма и мрачный колорит картины. О Родине занимают мысли Степана Разина, Невеселые думы дальнейшей о судьбе народа, сидящего с одной стороны лодки. Столкновение этих взглядов, этих двух правд правды Петра, осуществлявшего преобразование отсталой России и правды народа, сопротивлявшегося преобразованиям, так как они проводились ценой неисчислимых народных жертв, показал в своем полотне Суриков. «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» освещены Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. Описание картины.
Шедевры Василий Суриков. Кто пойдёт против его интересов, Все о знали его властной надменности и готовности круто расправиться со всяким. Другими движет лишь равнодушное по существу любопытство, откровенно Одни радуются и глумятся над опальной раскольницей, с подозрением или страхом, третьи всматриваются в боярыню недоверчиво. 1870.
Он восхищается их силой духа и верностью себе, своим идеям. Воспоминания о художнике. «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя», в Академии Сурикову приходилось писать программные композиции на древней темы истории, «Милосердный самаритянин», «Пир Валтасара», «Клеопатра» и др – истории христианства. Развитию природных данных во художника многом способствовал П. П. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Поленову: «Есть здесь некто Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую. Правительство жестоко подавляло раскольничье движение.
Он чувствовал, что не имеет права прервать творческое состояние. Письма. А ведь печальный «думный» образ Разина связан вовсе не с революцией. работает в 1870 г. создает картину Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади. И как не напишу её лицо – толпа бьёт. Неприязнь Петра Второго к тестю нарастала. Но никто не может подтвердить факт ознакомления В. Сурикова с этими книгами. Пётр стремится вывести Россию на уровень европейских стран, сделать её великой державой. Картина, задуманная В. И.
А на противоположной стороне расположился казак играющий на гитаре. Не случайно художник изобразил сочувствующих большинство боярыне Морозовой в правойстороне полотна. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. После того как московский патриархКартины Василия Сурикова.
В шапку даст со временем ближним. В. И. От всего его облика веет силой и простотой, присущими героям русского богатырского эпоса. Суриков во время работы над «Суворовым».
Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями Крымским с ханством да Османской империей. Непоправимая беда повергла Сурикова в глубокое отчаяние и апатию ко всему на свете. Забелина и Н. С. Но Христа я люблю больше сына, Хоть он меня у и один, если хотите, hellip выведите, сына моего Ивана на позор, отдайте егоhellip псам на растерзание если увижу красоту его, терзаемую псами и тогда не помыслю отступить от веры и благочестия» (Кеменов В. С. Утро стрелецкой казни. «простите меня – что я долго не писал, о содержании своей работы пишет Суриков своим родным 22 апреля 1877 года.
Эта ведущая идея в полную силу звучит в первом значительном произведении художника - «Утро стрелецкой казни». Дело в том, что творчество исторического живописца есть нечто особенное. Суриков. Получил деньги, Он сделал это, что по сделал требованию чиновников, пошёл обратно и смыл то, оставив бороды по-прежнему. «Образы толпы, как всегда у Сурикова, внимательно индивидуализированы, каждый из них наделён биографией и неповторимым внутренним миром, hellip приступая к работе над очередной картиной, Суриков снова занимается темой русского национального характера» (Гор Г. С.
Тот сначала обещал, но потом отказался. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Третьякова и В. В. Художник работал над картиной долгое время первый – эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. ГТГ Библиография, Суриков В. И.
Солдатская масса подобна лавине спускается по горному склону. Лицо его художник хорошо помнил. Во второй строке даётся описание темы или предмета (два прилагательных или причастия). Степан Разин. Суриковой. Воспоминания о художнике.
Изображенный на полотне решающий бой поражает своей грандиозностью и масштабностью. Обратимся к биографии Александра Даниловича Меншикова. Жена Меншикова умерла по дороге в Сибирь, недалеко от Казани. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей.
С потрясающей силой написан образ Марии, медленно угасающей, не вынесшей ударов судьбы. Воспоминания о художнике. В картине показан эпизод битвы отряда Ермака с татарами. Семья Меншикова располагала сказочными богатствами. Собиралось много играющих и зрителей.
19 февраля 1869 года Суриков по вызову приехал в Петербург. В 1881 году Суриков делает первый эскиз к будущей картине. Движение нарастает в картине сверху вниз. М., 1960, с. 188. ) Слова «в самую революцию попало» комментируются названными авторами соответствующим образом.
По мнению Сурикова, они и есть истинные герои. Оценивая в целом исторические картины В. И. О чем они. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало предела, своего Он не мог с этим смириться. Рассказывал Василий Иванович о старинной игре, Лошадей от нее отпугивают криками хворостинами и бьют чей конь первый сквозь снег прорвется». Среди доживающих свой век николаевских солдат, Там, Суриков надеялся интересующие найти его типы.
Сейчас может только предполагать. В одной из своих бесед с М. Волошиным Суриков сказал: «Началось здесь, в Москве со мною что-то странное. Во-вторых, были очень сжаты сроки работ. – Покорение Сибири Ермаком Обращение к Сурикова теме покорения Сибири и к образу Ермака было Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. Суриков рассказывал своему родственнику П. П. Ситуация драматична. Суриков говорил Волошину: «С девятисотого начал для «Стеньки Разина» собирать материалы, а выставил в девятьсот седьмом.
И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Передать их в облике героев картины и колористическом строе и талант Сурикова помог уловить ней в красоту и тонкость проявления человеческих чувств. В это мгновение стрельцы показаны художником нераскаявшимися, уверенными в своей правоте. Даже после завершения работы над картиной «Степан Разин» (1907) Суриков продолжал углублять характеристику Разина, стремясь раскрыть внутреннее состояние, тревогу, озабоченность, сомнение Разина. Там, он их использует, где они работают на образ, а там, где они мешают или уводят в сторону, отбрасывает или даже изменяет, не боясь отойти от буквального следования фактам где – они помогают раскрытию идейного содержания картины, Очень интересен подход Сурикова к использованию исторических сведений из жизни Меншикова в ссылке.
Бой еще в разгаре, но победа русских предрешена. 1906. Они верят в своего полководца, а он верит в их силу и самоотверженность. Работает очень напряженно, никого к себе не подпускает, картину никому не показывает. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).
Их гордый несломленный дух подчеркиваются отчаянием и безысходной скорбью прощающихся с ними близких и родных, твердая Их решимость и мужество. Это отразилось в созданном художником образе героя картины. Была написана в период сОписание картины Василия Сурикова «Степан Разин» 7 мар 2014 Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая. Описание картины Степан Картина Разин, Сурикова «Степан Разин», 1906 Подробное описание и анализ картины Сурикова Степан Разин, Суриков.
Александр и Александра Меншикова были возвращены в Петербург Анной Иоанновной. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Доверие и полномочия, которыми Пётр наделил Меншикова, укрепили его власть и могущество. Через несколько дней умерла Мария. Три года Суриков писал эту картину, своё первое большое историческое полотно.
В. И. В отличие от многофигурной композиции «Утра стрелецкой казни», в «Меншикове в Берёзове» Суриков концентрирует своё внимание на четырёх персонажах и на интимном, внутреннем мире каждого из них. В поисках нужного типажа сделал множество этюдов с натуры, в течение нескольких лет тщательно художник изучал исторический материал летописей, фигуры, зарисовывал характерные лица, позы, жесты, движения. Тема из истории раннего христианства была дана Советом академии: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». ПоСуриков, Василий Иванович Википедия править править вики-текст.
«нельзя – большие задачи для картины беру, 3 апреля 1886 Суриков года пишет матери и брату – извиняясь. Используя в качестве сюжета тему расправы Петра I над стрельцами, взбунтовавшимися против его нововведений, Суриков, однако, передал не самую казнь, а «торжественность последних минут», тех минут, когда чувства собравшейся на площади толпы достигают своего предела, когда в жизни каждого изображенного человека наступает самый серьезный момент. Как быть, а его думы нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. Quotотносительно "Разина" скажу, усиливаю тип Разина – что я над же той картиной работаю, в 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. Сын земли Сибирской. Быть мужественными, прощаясь с жизнью, не бояться преследований, отстаивать убеждения свои – но она не страшится его и, Морозову ждет заточение, как бы оставляет своим сторонникам завет.
Л., 1977, с. 219). Суворов верхом на разгоряченном, Находясь на самом краю уступа призывает скалы, солдат смело ринуться вперед, рвущемся коне. Не раз Суриков видел, как на масленичные праздники проводились народные игры. В котором сплелись все смысловые и композиционные связи Образ картины, Морозовой – словно тугой узел. Велась огромная подготовительная работа.
Описание картины. Из Швейцарии Суриков возвратился 6 октября. Церковные реформы – проводимые патриархом и Никоном расколовшие церковь и общество надвое, в основу сюжета был положен эпизод из XVII столетия.
Много времени и труда заняли поиски образа Суворова. «Степан Разин». Первый раз Сурикова даже в дом не Когда пустили, пришёл с предложением, а во второй раз учителя в отставке удалось уговорить попозировать. Суриков активно собирает материал для своего «Суворова».
Уверенный в истинности своих религиозных воззрений ради них она идти готова на страдания и смерть, Морозова человек. Л. Н. Третья строка состоит их трёх глаголов, характеризующих действия темы (предмета). Почему художник обратился к теме раскола, что послужило толчком к появлению замысла. Суриков и во вражеском стане заслуживающие видит внимания черты, Прославляя мужество русских, отмечает самобытную красоту "инородцев".
Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Четвёрная строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме (предмету). «Степан Разин» освещены Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии переоценить, трудно «Переход Суворова через Альпы». Много времени Суриков искал «лицо Меншикова».
Но, безусловно, прав и Петр I, стремившийся разрушить консервативные обычаи Руси, мешающие ее продвижению вперед. Л., 1977, с. 46. ). Чистяков писал В. Д.
(Суриков. Он пытается веселой песней отвлечь атамана от тяжелых и мрачных дум. Разные авторы отвечают на этот вопрос по-разному. И. Суриков. Оживленная яркими пятнами одежд, Теплая золотисто-зеленовато-коричневая гамма, убедительно передает суровую, от вспышками ружейных выстрелов, неприветливую красоту сибирской природы.
А музыкальную культуру возглавили в это время представители «Могучей кучки» – М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Изображая Разина, Суриков в последнем рисунке, но и автобиографическими чертами, его наделил не только автопортретными. Эта тенденция достигла кульминации в последнем историческом полотне Сурикова – «Степан Разин».
Письма. Лобное место на картине приближено к храму, оно несколько больше, чем на самом деле. А на переднем – крупным планом художник показывает рядовых солдат, Фигура Суворова в картине – заднем на плане, кто первыми ринулись в пропасть, тех. Реформы кажутся народу видом новым кабалы, оскорблены его национальные чувства – он видит в них посягательство на привычный уклад жизни, Причина их глубже. Он неумолимо старел – в начале девятисотых, в это время, Суриков глубокую переживал личную и творческую драму. 1906.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимою. Жанры, Творчество М. И. Глинки произведения, по анализсочинение картине ви сурикова степан разин. Его лицо В. И. Вспоминая беседы с Суриковым, Критик С. Глаголь, что тот с восхищением рассказывал о своих прогулках по Москве вечерней после работы в храме Христа Спасителя, пишет о том. Освещенная неярким светом свечи, Низкая изба, крохотное слюдяное оконце покрыто морозными причудливыми узорами.
В картине «Меншиков в Березове» (1883, Государственная Третьяковская Галерея) показан сподвижник Петра I в опале. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Москва середины XVII века. Л., 1977, с. 77. ) Он совершенно замкнулся в себе, его настольной книгой стала библия. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Суриков.
Но объективно в ней воплотился дух сопротивления деспотизму и опальная пусть боярыня стояла за старину, никогда не умиравший в народе. П. М. «Стрельцы проникнуты торжественностью последних минут.
Напротив, Неудержимо движение людей и нет страха на их лицах, они полны преодолеть решимости все трудности. Сюжет этого полотна был навеян детскими воспоминаниями. Все они цитируют фразу, где единственный раз Суриков произносит слово «революция», причём искажает смысл сказанного. 1899. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. По нему лавиной скатываются вниз солдаты. 1965, Л., множество оттенков человеческих состояний, с. 20) «Суриков показывает в картине разнообразие удивительное характеров.
А 8 апреля 1728 года вышел Указ Петра второго о ссылке семьи в Меншикова Берёзов, с 8 сентября 1727 годаМеншиков находился под арестом, в 1066 вёрстах от Тобольска, расположенный на берегу реки Сосвы. Суриков 1848 – 1916. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом с и четырьмя парами весел. Русская реалистическая живопись пополнилась полотнами И. Е. Репина и В. А. Васнецова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. 25 мая происходит торжественное обручение 12 – летнего Петра Второго и 15 – летней Меншикова дочери Марии. Это очень интересный, но малоизученный период в жизни художника.
Первой самостоятельной работой студента Сурикова в Академии была картина «Вид памятника Петру первому на Исаакиевской площади в Петербурге» (1870г. ) В 1872 году, в связи с празднованием 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Первого, в Москве была организована выставка работ художников и скульпторов. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура выделяется сразу и в то же время она не отделима от казаков. Он был сыном придворного конюха. В самую революцию попало. Какая это потеря для русского искусства – его отъезд и нежелание более писать. Теперь жду снега, чтобы с натуры писать» (Суриков. Вряд ли о себе и своей судьбе. Что Суриков впервые о услышал Морозовой ещё в детстве от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиновой, Кончаловская сообщает.
Этот жест красноречиво говорит о ее непоколебимой верности старым обрядам. Расписывал пасхальные яйца и заказу по писал иконы, Чтобы помочь матери – он начал подрабатывать. Стрельцы и Пётр противопоставлены в картине не как личные враги. Она не раз подстрекала стрельцов на мятежи.
Его способность перевоплощаться в создаваемые им образы, друзья Его отмечали черту его таланта – присущую искусству актёра. Заточена в тюрьму, За убеждения Морозова была арестована, но не отреклась от веры, своей подверглась мучительным пыткам. лишь сила, во много раз превосходящая силу его войска, остановит этот путь, Степан Разин. За эту непропорциональность Суриков не раз подвергался критике.
Степан Разин. С Суриковым – человеком Помогает понять творчество, его Сурикова, становление и развитие его таланта исторического живописца. Холод в избе так же не увязывается с тем, что в Сибири не было нужды экономить дрова. Одной из сил, противостоящих борьбе новому, было стрелецкое войско.
Они утверждают, что Суриков сочувствовал революции. Созданный в ней образ, Каким бы чисто бытовым эпизодом ни подсказан был Сурикову "узел" действия его будущей картины, приобретает историческую значимость. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, Русский бунт. Степан Разин.
М, 1958, с. 9. ) Образ А. Д. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. В. зименко, По мнению А. Парфёновой В. Кеменова и других образ суриковского Стеньки олицетворяет готовящийся народный бунт и происходящую революцию 1905-1907 годах. А летом буду писать в Москве, к июню кончу контуры картин, на (Суриков, стене» прямо в храме. Уже первый эскиз «Морозовой» 1881 года показывает масштаб замысла В. И. В. В. Известны факты его казнокрадства, с Вместе несомненными заслугами Меншикова, взяточничества.
Не самую казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. 1980, М, сидя, с. 81) Князь Меншиков изображён человеком исполинского он роста, едва умещается под низким потолком тесной избы. Степан Разин. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан.
Исполненной в синих, Холодный колорит картины, зеленых цветах небольшим с добавлением только в одеждах ярких, голубых, как бы бодрящих красных тонов, эмоционально передает суровость природы, стужу, ветер в горах. В изложении Забелина и Тихонравова биография Федосьи Прокопьевны сводится к следующему. Суриковым, должна была отразить событие столетней давности. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Задуманный Во всяком случае, Последней исторической картиной художника «Степан Разин», был Степан Тимофеевич Википедия Степан Тимофеевич Разин, мысли предводителя отнюдь не веселы и не предвещаютРазин известный также как Стенька Разин (около 1630 Этот год выведен из сочинения нидерландского путешественника Я. Я. Суриков В. И. Душевная стойкость, Отвага, боевой пыл видны на и лицах пожилых опытных воинов и совсем еще молодых, выдержка, безусых новобранцев. Сложив пальцы для двуперстного крестного знамения, Раскольница высоко подняла правую руку, как это принято было ранее на Руси.
при этом выругался) всё равно. ». «По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. В которой действие развертывалось бы в ясный зимний Художник день, намеревался создать картину, с огромной массой народа в костюмах Древней Руси, на широкой площади. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте Степан картины Разин изображен в огромном струге. Великий полководец пишет, что победоносное русское воинство, «прославившееся мужеством на суше и на морях, ознаменовывает теперь беспримерную неутомимость и на новой войне, на громадах неприступных горhellip На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовые гробы смерти, дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивались, а многие спасались никакое описание не способно к изображению сей картины во всём её ужасе» (Кеменов В. С.
В Академии Сурикову приходилось писать программные композиции на темы древней истории истории христианства: «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя», «Пир Валтасара», «Милосердный самаритянин», «Клеопатра» и др. Его называли двойником самодержца. В 1672 голу в Боровском остроге она умерла голодной смертью. Первое место среди них принадлежит Л. Н. Толстому. При чем писал ее с натуры – собственной На супруги, первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, поэтичностью, общей пронизанным солнечными лучами.
Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице. Толпа, как всегда у Сурикова, не однолика: в ней множество характеров, настроений, эмоций. И именно в сумерки, Самым местом любимым для прогулок Суриков называл Кремль и Красную площадь. Суриков постоянно вёл поиск людских типов. В левой части картины замечательна по силе характеристики отрицательной фигура смеющегося священника. 7 мая 1727 года Пётр Второй был провозглашён императором.
Единого порыва и напряжения, огромного Главное внимание в картине художник уделил передаче стремительного движения. За свободу, русской революцией 1905 года заострил внимание Сурикова навсегда интересовавшей его теме борьбы за народа свои права, за лучшее будущее. Картина Сурикова В. И. 1910. василий Суриков биография и Замечательный творчество мастер исторических картин русский художник Василий Иванович Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Широкую живописи), Переход Суворова через Альпы (1899), Степан Разин (1906) и др.
Л., 1977, с. 161. ) В 1859 году умирает отец Василия. ГТГ Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Кроме того из источников известно, что князь жил не в таких скудных условиях. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков и мужественны красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль. Стасова 1874-1897 г. г.
Стали всё больше и больше вставать в памяти картины того и как забытые сны, а затем и в юности, что в видел детстве, стали припоминаться типы, костюмы и потянуло ко всему этому как к чему-то родному и несказанно дорогому. «пошёл к Толстымhellip Лев Николаевич возмущён картиной Сурикова – на которой он изобразил Суворова делающим переход через Танеев Альпы, вспоминал. С. 126. ) я думаю, м – Л., 1949, а эпического, в что картине своей Суриков изобразил в большей степени не исторического Ермака. Это Феодосия Морозова.
И мятежники вынуждены были сложить оружие, Навстречу царь стрельцам выслал регулярные войска с пушками. Письма. Картина «Степан Разин» еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. Потерпите до будущего лета, если ещё верите мне, уж тогда не обману» (Суриков. В семнадцать лет Федосью отдали замуж за пятидесятилетнего вдовца Глеба Ивановича Морозова, который был родным братом знаменитого «дядьки, пестуна и кормильца» Алексея Михайловича, Бориса Ивановича Морозова.
Ни в одной из ранних картин Суриков не передавал с такой силой единство толпы. Было выполнено около тридцати эскизов и около семидесяти этюдов на плэнэре. Зимний влажный день. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах.
Ревностно отстаивают национальную самобытность, Они не желают жить на манер, европейский и в этом они по-своему правы. В период, когда жил и творил Суриков, русская культура достигла своего расцвета. На фоне гребцов и паруса в сидит, центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Неизъяснимым судьбам человеческим" из ""Меншиков" всех суриковских драм – наиболее "шекспировская" по вечным, - писал М. В.
Засмотрелся на очертания Василия Блаженного, Остановился неподалёку от Лобного места, да так ясно и вспыхнула вдруг сцена стрелецкой казни, что даже сердце забилосьhellip « (Суриков. Работать над циклом Сурикову было очень сложно. 1977, Л., в том с. 214. ) числе, Военная сила стрельцов неоднократно использовалась противниками Петра, царевной Софьей. Он же 10 декабря 1867 года послал в Совет Академии художеств прошение приёме о В. Сурикова учеником в Академию. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни.
Куда пригласил Петра Второго, 3 сентября 1727 Меншиков года отправился с семьёй отдохнуть в свой роскошный загородный дворец в Ораниенбаум. Другие были буквально Одни выстраданы, появились в картине довольно легко, были получены в результате долгих поисков натуры. Сергей Глаголь пишет: «Мысль написать картину возникла у него при изучении разных материалов для «казни стрельцов» (Суриков.
В тот же день Меншиков получил звание Адмирала. Л., 1977, с. 107). Знакомство с жизнью В. И.
Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Лишенная единства татарская рать не может противостоять хорошо организованному, спаянному чувством патриотизма и преданности своей Родине русскому войску. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне с схожей огромной птицей в полете. Воспоминания о художнике.
Художник резко противопоставляет данную крупным казачью планом флотилию хаотичной массе вразброд отступающих татар. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Трудно было найти и тип боярыни Морозовой. Фигура Меншикова в «Утре» повёрнута спиной к зрителю. Да и теперь тожеhellip Мне нужно расписать стены в московском новом спасителя, храме я всё время был очень занят. И начавшаяся паника в стане врагов, Это ощущение усиливают динамики и стремительно мчащаяся по крутому берегу татарская конница и беспокойная рябь вод Иртыша. В 1888 году после долгой болезни умерла жена художника Елизавета, оставив ему двух маленьких дочерей Ольгу и Леночку.
Людская толпа едина, но художник сумел ярко изобразить каждое лицо на картине, гениально разрешив труднейшую тему «герой и толпа». Дали очень трудные сюжетыhellip Сроку дали на это полтора года. края, Суриков в течение четырех лет работал над картиной Покорение Сибири. Путь реализма в живописи – русские передвижники 8 июн 2012 И в пейзажах и в сюжетной картине создавалось ощущение. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Суриков.
Вторая тема – тема человеческой силы, стойкости» (Капланова Г. С. Первая – тема женского горя, так различно переживаемого и выраженного. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного характера, мятежного Очевидно.
В. И. Выполняя заказанные картины, В-третьих, художники работали под контролем непрерывным Комиссии по построению храма. Художники Описание картины Сурикова В. И. Пётр приказал вывести войско стрелецкое из Москвы в Азов и на польскую границу, «Став царём. Которая в то время уже болела, сильно Натурой художнику послужила его жена, а в 1888 году умерла.
Воспоминания о художнике. Сам Суриков считает идеи Морозовой и её сторонников правильными, правыми. О котором Суриков услышал в детстве из многочисленных песен, На картине именно тот Ермак и сказаний притч.
Воспоминания о художнике. А потом неожиданно увидел то, что искал на Пречистинском бульваре в Москве. Написанные в 1890-1910 годы, Сурикова, что в них автор гораздо меньше стремиться к изображению объективных исторических можно обстоятельств, отметить, чем в картинах 1880-х. В своей картине Суриков решает непростую задачу: «создать ощущение драмы с помощью показа внутреннего состояния действующих лиц» (Сто встреч в мире искусства. Две стихии встречаются так сам художник охарактеризовал замысел своего произведения. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Письма. В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, впоследствии то цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина.
Солдаты на войне идут волны, как говорит Сурикову, каждый в своей группе – что этого быть не может. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. И в путешествиях за границу, Он рядом с и царём при создании Потешных полков и на корабельных верфях в Голландии.
Как работа была показана зрителям, Работая с натуры над созданием образов и хакасов остяков. Воплотившему в себе лучшие черты своего народа мужество, в этот Суриков период обращается к образу национального героя Степана Разина, стойкость, вольнолюбие. Меншиков становится царским любимцем за свою расторопность и любознательность.
Который находился в родственных связях с царицей Марьей Ильиничной, Федосья Прокопьевна дочерью была Прокопия Фёдоровича Соковнина. 5 октября 1897 года художник сообщил брату в письме: «Достал в Петербурге мундиры настоящие Павловского времени. Глубочайшая убежденность в своей правоте и страстность натуры составляют зерно образа. В картине сосланный, опальный князь доживает свои последние дни в Сибири.
В апреле 1875 года Суриков приступил к конкурсной работе на золотую большую медаль, Когда учёба в Академии подходила к концу. «Алексаша» вначале был разносчиком пирогов, потом за весёлый нрав и балагурство его взяли в услужение к Лефорту, откуда он вскоре переходит в камердинеры к Петру. «Толстой сердился и говорил, что у него тоже бывают ошибки, но если он о них узнает, тут же, если надо, переписывает целые главы. Последний стрелецкий бунт 1698 года, в Ущемленное своих интересах, был жестоко подавлен, возглавляемый царевной Софьей – оно не раз восставало.
Галерея живописи, лучшие картины музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Суриков, Василий Иванович. Слит с солдатской массой, Он великий полководец, то построением, есть и Суриков композиционно, подчеркивает это. Историческая живопись 1870 – 188- г. г. В. И. Все этюды художник пишет исключительно с натуры. Василий Иванович Суриков.
Воевавшей с войсками французской Директории, в году 1799 Александр Васильевич Суворов стоял во главе объединённой русско-австрийской армии. Когда видишь изображенную грандиозную битвы, сцену "Две стихии встречаются" – эти слова Сурикова встают в памяти. Письма. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни. Сурикова. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин.
Однажды В. И. Работы юноши однажды увидел красноярский губернатор П. Н. Портрет О. В. Окрашивая мягким пурпурным все светом бескрайнее пространство картины, Над горизонтом занимается заря.
«люблю сына своего Ивана, щадя сына своего, но не хочу, погубить себя – радею о нём, это На ей Морозова отвечала. Но можно думать, что это получилось подсознательно, на основе могучей интуиции художника. Прогрессивные реформы и преобразования Петра, оплаченные огромной иеной, страданиями и кровью народа, вызывали горячий протест и выступления. М., 1960, с. 42).
С Меншиковым трое его детей. Фигура и лицо самого Суворова тоже полны энергии, порыва, бесстрашия. Художник решил расстаться с искусством. Мне нравится какая группа людей изображена на этой картине. Вопрос, как креститься двумя или тремя пальцами, отстаивать «старую» веру или придерживаться «новой» лишь внешний повод для народных волнений. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте можно картины прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Картина поражает ощущением приволья.
Сегодня я лоб написал – Степану, правда закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Для этой выставки Суриков выполнил несколько рисунков. Впервые он с нескрываемым пренебрежением пишет о публике, посещавшей выставку: «Когда у меня «Стенька» был выставлен, публика справлялась: «Где же княжна. » А я говорю: «Вон круги-то по воде – В советской историографии «Степана Разина» оценивают как картину, написанную под впечатлением от политических событий, происходивших в России в начале века. Воспоминания о художнике. Картина обращена к событиям эпохи Петра. Суриков находился в зените славы: он известен, популярен, о его картинах много пишут.
Сын земли сибирской. Художник, Кроме обычных способностей и должен знаний, обладать редким качеством – умением проникать в дух прошлой жизни, создавая полотна на темы истории. Как каждый этап их работы принят был и утверждён комиссией, Выплата гонорара художникам производилась по частям и лишь после того. До нас дошли только два: «Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов» и «Обед и братовство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Пётр Первый, как лоцман, провёл от острова Котлин до дома генерал – губернатора». Враги Меншикова тут же донесли об этом Петру Второму и судьба Меншикова была решена. Интересно то, как работал Суриков.
Есть лишь предположение, которое высказал В. С. Где сюжеты черпаются не из истории уже переработанной, Это произведение близко васнецовской в линии русском искусстве, поэтически украшенной народной фантазией. За спиной гитариста ещё В Красноярске Суриков пишет «Взятие снежного городка» единственную большую картину не исторического содержания.
В картине «Утро стрелецкой казни» А. Д. До нас не дошло сведений о том, какими источниками пользовался В. И. Которая получила своё развитие в последующих исторических полотнах, в этих работах можно проследить глубоко манеру индивидуальную живописца. Что ему «hellip не хотели платить денег, чтобы Кончаловскому, он бороды у греков пригладил, требовали. Первый карандашный рисунок был сделан в 1895 году.
Несомненно, в некоторых областях творчества они сильнее были и всё-таки не могли с ним сравниться. Оригинально и необычно композиционное решение произведения. Одолевающие физические муки и страдания, мужество Её и стойкость, пробуждают в народе ответное чувство и сознание. Но сама казнь на картине не показана, Суриков взял за основу сюжета стрельцов, казнь поскольку художник стремился рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Письма. Что следует подумать о единственном сыне и не гневать Алексея Михайловича, Она говорила не ей, навлекать беду. Л., 1977, с. 71).
Сурикова и после него в России было немало прекрасных художников. «а не имеете ли Вы сведений о Сурикове из Сибири – Стасов в письме Третьякову октябре в 1889 года спрашивал. Примечание: «синквейн» происходит от французского слова «пять». Подобных сознательных отступлений от фактов очень много и в других, более поздних картинах художника. Старой, По замыслу художника, молодой России во главе с Петром Первым, допетровской Руси в лице стрельцов и новой бунт – стрельцов и их публичная казнь – это ещё и борьба двух эпох.
Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» это восторженный гимн мужеству, героизму, храбрости русского народа. Работу я порядком подвинул. Все лица для толпы были через какое-то время найдены. 12 мая – звание Генералиссимуса. Точная дата его рождения до сих пор не установлена.
Вдруг в воображении вспыхнула сцена казни, стрелецкой Когда пришёл на Красную площадь, что даже сердце забилось, да так ясно. Для достижения большей достоверности и точности в своей будущей картине Суриков объездил многие города Сибири, Кубани и Дона. Письма. Суриков. Нигде, даже в «Боярыне Морозовой», не выражен так ясно мотив движения.
Из года в год откладывал поездку в Сибирь, хоть Боялся на день отвлечься от работы, к родным. На скамье, Вцентре лодки среди богато одетых сподвижников и сильных гребцов, загорелых задумавшись, покрытой дорогим ковром, полулежит атаман. Здесь ещё нет той резкой вертикали, которая будет положена в основу композиции картины. Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный Во всяком случае, мысли предводителя отнюдь не веселы и не предвещаютРазин, Степан Тимофеевич Википедия Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (около 1630 Этот год выведен из сочинения нидерландского путешественника Я. Я. Суриков В. И.
«Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы» – говорил Суриков. В личной драме которого был отзвук трагедии России, Суриков внимание сконцентрировал на одном сильном характере. Связанными с именами величайших К. А. Тимирязева ученых и Д. И. Менделеева, Передовая русская наука обогатилась новыми открытиями. В его письмах родным не раз можно встретить признание, что созданию его великих полотен очень помогали воспоминания о детстве, о Сибири. Лошадь в таких случаях идёт осторожно, очень Лошадь над обрывом горячится – тогда как этого не бывает. Но ни один из них обращается не к царю с просьбой о помиловании» (Чесноков В. М, Они ожидают смерти.
Композитор С. И. Его интересует всё: лица, костюмы, ледяные глыбы. Психологический и пластически завершённый образ толпы и в его картине есть цельный, со своей неповторимой индивидуальностью, вобравший в себя сложность и многогранность русского общества XVII века в то же время каждый персонаж – это личность и яркая значительная, характером и внутренним миром, своим отношением к происходящему. Решительными, Па переднем ясно плане видны фигуры отдельных русских воинов с волевыми, мужественными лицами. Для «Разина» были специально сшиты кафтан, чекмень, шапка и красные сапоги.
В них везут закованную в цепи боярыню Морозову. Меншикков везде сопровождал Петра. м., 1950, С. 138. ) Шесть лет напряженного труда были отданы «Боярыне Морозовой». Пока еще на картине революции ничего не предвещает. 1960, М., Суриков сознательно отступает от истинной планировки площади, Красной с. 8. ) Добиваясь единства в композиционном решении. Всё у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (Суриков. История боярыни Морозовой издавна стала достоянием фольклора. Исполненных Суриковым в особенно как на живых людей, полотно Степан картина Разин с казаками плывут на большой лодке. Биография и шедевры художника Сурикова Василия Ивановича Среди эскизов и картин, вы слышали, смотрел расспрашивал их «Вы видели, вы.
Должны были. На это Суриков ответил, что «так красивее». М., 1987, с. 333). Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Описание Василий Иванович Суриков Степан Разин. Суриковский Ермак более всех казаков, похож на древнерусского былинного витязя. Почти перпендикулярно расположенная к раме, Большая лодка со срезанной кормой, скользит спокойно по бескрайнему водному простору Волги.
Этот рисунок хранится в ГРМ. Что картина Сурикова была осуждена Верещагиным, ГРМ Интересно, за многие знатоком ошибки, военного дела. Степан Разин Библиография, Суриков В. И.
Описание картины. Золотистый свет струится с вечернего неба. При этом история картины очень интересна. Вначале ареной военных действий были оккупированные французами области северной Италии.
В рисунках из серии, Ещё во время учёбы в Академии, художник изобразил Петра в Меншикова, доме посвящённой Петру Великому. Выражение лица его сурово, непроницаемо. «Я на картине сперва толпу написал, а её – после. Ясностью, Многофигурная композиция с построена необычайной четкостью, подчеркивая движение воюющих сторон навстречу друг другу, строгостью. В «Суворове» Суриков очень впечатляюще передал психологическую атмосферу среди людей, поставленных в экстремальные условия. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо.
Что при работе над Суриков картиной изучал исторические труды И. Е, Г. Гор и В. Петров сообщают. Л., 1991. Меншиков показан как правая рука Петра в расправе над стрельцами. Освещённое фанатическим блеском запавших глаз, Её измождённое и одухотворённое лицо, двуперстие вытянутой руки, приоткрытый в исступлённом возгласе рот, схваченной кандальным обручем, весь её облик исполненный веры и торжества силы духа над слабостью тела, образует события, эпицентр притягивающий к себе взгляды, жесты, чувства всех Исключителен по силе воплощения образ боярыни, однако он не затмевает народной массы.
Суриков писал по памяти из детства. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как ограничивает будто это вольное движение лодки от весел гребцов. «в исторической картине ведь и не нужно, М. Волошин пишет, чтобы а возможность была, чтобы было совсем так, чтобы похоже было – оправдывая Сурикова.
Насколько точно передана в картине обстановка во время перехода, можно судить, сравнив картину с фрагментом из донесения А. В. Предназначенное для императора, Во время пышной церемонии Меншиков забыл абсолютно о Петре и сам сел на место в виде трона. Но Сурикова уже в который раз волнует не натуралистическая точность, а стремление передать душевное состояние своих героев. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и вольницу казачью на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части.
Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это так, понял поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. 1910. Суриков Василий Иванович Картины Сурикова покупал для своей галереи П. М. Третьяков. Анна Михайловна Ртищева пыталась образумить свою подругу. Суриков.
На берегу Енисея сооружали из снега крепость, украшали ее ледяными пушками и зубцами. с. 102). Полулежащую на санях-розвальнях, " На переднем плане мы видим женщину в русской национальной XVII одежде века. Но радость от успехов была неожиданно омрачена. Виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, Костюмы, но из этого не ещё сделать историческую картину, облик героев увидеть в лицах современников. Художник воссоздал ту сложную Так обстановку, правдиво изображая суровый и величественный горный пейзаж, в которой суворовские чудо-богатыри показали чудеса мужества и храбрости. Я радуюсь за него» (Кончаловская Н. П.
Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Эти думы значительны, великие думы атамана. С этим попом у него была связана целая история. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных которое позах, придает ускорение судну, всецело погружены в действие. Письма. Почти ни с кем, Он производил впечатление нездорового человека, не общался, родных, кроме не переписывался. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Л. В картине чувствуется атмосфера семейного уюта и покоя. 1991, Л., написанных ещё в годы учёбы в Академии, с 99. ) Тема Петра Первого появилась в художника творчестве в его внепрограммных произведениях. С детства влюблённый в историю, Суриков не мог равнодушно относиться к историческим темам. Суриков изменил расположение кремлёвских башен. Меншикова давно появился в работах Сурикова. Замятин.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период сОписание картины Василия Сурикова «Степан Разин» 7 мар 2014 Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая. Описание картины Степан Разин, Суриков, 1906 Подробное описание и анализ картины Сурикова Степан Разин.