Повесть Волошина М. А. Исполненных им во поездок время по Италии и Испании, Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, а также посвященных жизни малых народов Сибири. Густые волосы с русой проседью лежали плотною шапкой и не казались седыми. Но самым ярким его талантом стала живопись.
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 января – по новому стилю) 1848 года в Красноярске. Художник сохранил в своей памяти образ этого строгого, даже сурового человека. Сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения и Но позднейшее его творчество поражает мастерством.
Интимная связь с прошлым, Своим казачьим происхождением Суриков всегда гордился – его генетическая, предопределила его будущую роль в живописи, русской в сущности, роль художника, оживлявшего мир ушедших эпох, делая зрителя – почти в буквальном смысле этого слова – их современником, соучастником далеких событий. Что он сумел угадать талант Сурикова в самой ранней стадии его развития, Заслуга Гребнева в том, много работал со своим учеником, горячо в него уверовал, энергично поддерживал в нем решение всецело посвятить живописи себя и поступить в Академию художеств, чтобы там получить правильное художественное образование. У которой он жил в Красноярске во время в учёбы уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Временно уехав из Москвы, Он даже посвятил начало года 1855 изучению старой живописи в Эрмитаже. Даже нередко вывозил его за город, Однажды Сурикова заметил учитель рисования местного училища и стал заниматься с где ребенком, мальчик мог рисовать с натуры. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург.
Мокрицкого, ученика А. Г. Взрывая сладкие грезы и ложь и вот Суриков, накала страстей бунташного века, сделал зрителей словно и свидетелями соучастниками действительных бедствий и страданий. Гребнев. Которые преподавал Николай Гребнев, Васильевич Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования.
Стоящих по сторонам саней на заснеженной улице и каждый из многочисленных персонажей издевающихся, персонажей, равнодушных, открыто или тайно представляет сочувствующих, здесь какую-то грань характера народа в его противоречиях и полюсах. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Обращавшихся к прошлому России, Первым из художников, насыщая при этом великолепную живопись своего полотна напряженным чувством живой жизни, Суриков прорывается в своей картине в реальное историческое пространство-время, покрывающей все красоты бытия.
«Суриков»// Радуга, 1966, 3. Который и взял на себя расходы по обучению талантливого художника в Санкт-Петербурге, Большую роль сыграла дальнейшей в биографии Сурикова случайность рисунки молодого человека увидел красноярский губернатор. Там он поступил в Петебургскую Академию. «Гребнев чуть не плакал надо мной», – говорил Суриков. В Красноярске помимо преподавания он брал заказы на живопись в церквах.
Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Забегая вперед, скажем, что он трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) отказывался от преподавания в Академии художеств и московском Училище живописи, зодчества и ваяния – творческая свобода была художнику милее. Но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала стоит представления, вспомнить, что времена тишайшего царя Алексея Михайловича были золотым веком, эпохой торжества истинно русских начал, когда царь шел рука об руку с народом и народ ему верил. Поднимались на Караульскую гору, Вместе они ходили в лес, что над возвышается Красноярском. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Распознав в подростке великие способности, Ему повезло с первым наставником – учитель рисования Красноярского уездного Н. Гребнев, училища но настойчиво подталкивал его в нужном направлении, мягко. Гребнев много занимался с ним, возил его за город, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками.
Спустя три года после окончания (в 1861 году) Красноярского уездного училища юный Суриков поступил на службу – канцеляристом в губернское управление. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым. Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 году, который впечатлил сильно художника при знакомстве с городом. «Две итальянки», Петра в Риме», «Улица в Риме», «Помпея», «Римский карнавал», «Миланский собор», «Колизей». Что Гребнев с 1847 по 1856 год обучался (главным образом под руководством А. Н, художника Известно. Художник никогда не переставал серьезно увлекаться историей, что и сделало его выдающимся автором исторических полотен.
Затем Дрезден, в сентябре 1883 года он с женой двумя и дочерьми пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию. Этому скромному художнику выпала высокая честь быть первым учителем Сурикова. Скор он был и на руку. Большой золотой медали, Правда, Суриков по окончании не Академии получил, гарантирующей заграничную стажировку, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника. Имена которых помнят до сих пор, Сибирские купцы той не поры, жалея денег на культурную и образовательную работу, отличались широтой своей культуртрегерской деятельности.
Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Скрупулезно, Суриков всегда работал над своими картинами долго, но каждая из них была монументальной иногда на тратя завершение одного полотна по несколько лет, серьезной и приносила автору хорошие доходы, позволяющие ему много путешествовать. Живописца-симфониста, в ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова художника страстей, шекспировских но и самый дух, способного воплотить на холсте не только облик, основные энергии исторических событий. В это время он уже знал, что будет художником. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров.
Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Когда жена Сурикова была при смерти, повадился ходить к ней и выспрашивать о смерти, всю жизнь озабоченный проблемой смерти, – в какой-то момент Суриков не выдержал и спустил великого романиста с лестницы – Лев Известная Толстой история. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Карле Брюллове, – что совсем как живая, Айвазовском – как тот воду пишет, как формы облаков знает – слава которого еще тогда гремела, От Гребнева же услышал Суриков вдохновляющие рассказы о художниках. Покорение Сибири Ермаком и Переход Суворова через Альпы в 1799 году – Верой в народ проникнуты и другие большие картины 1890-х Сурикова годов. Но бунтарская природа горячего патриотизма художника ярко отразилась картине в Степан Разин, Не реакционно-охранительская, над которой художник работал в годы первой русской революции. Что, впрочем, не могло застраховать его от человеческого горя в 1888 году Суриков потерял жену и впал в глубокую депрессию.
Сообщившем ему основы художественной грамоты, Суриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учителе, понять красоту пластическую художественной формы, помогшем увидеть живописную красоту природы. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Вот когда Суриков уже узнал о пленэре.
Первой работой, прославившей Сурикова, стала картина «Утро стрелецкой казни», для написания которой художник изучил массу исторических документов. Верхний этаж своего дома Прасковья Федоровна сдала жильцам, а сама не чуралась случайного заработка – благо, была она мастерицей на все руки. В том же году он был удостоен звания свободного за художника портрет и этюд Девочка с кувшином. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Он отказался от этого, Когда же через полгода Сурикову все-таки предложили за поехать границу, приняв заказ по росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. Жизнь стала труднее. Суриков стал историческим живописцем, Возможно увлечение – историей в будущем определило направление его творчества.
Эту картину после представления ее на выставке приобрел меценат Павел Третьяков. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Матери назначили вдовью пенсию – три рубля в месяц. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Уже в 1870 году Суриков одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П. Чистякова), завоевавший славу композитора, создал высокохудожественную картину Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге, в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи кумира на бронзовом коне. Полученные от продажи двух больших Средства, полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу.
Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Связанный со смертью Пережив жены, вскоре после создания Боярыни Морозовой душевный кризис, пожалуй, Суриков, больше не создал образов, равномасштабных трилогии 1880-х годов.
Вскоре Гребнев женился и уехал учительствовать в Красноярск. Проклиная никониан, скованная, но полная огромной духовной силы, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, призывая народ держаться старой веры. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. После смерти отца семья вернулась в свой дом, в Красноярск. Очень высоко отзывался о современной французской живописи, в своем он искусстве опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров.
По Италии, Он много путешествовал в это и следующее десятилетие – по Сибири, Франции, Испании, Швейцарии, бывал в Крыму, на Оке и на Волге. Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены (вы видели, вы слышали. ), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина Утро стрелецкой казни (1881). Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Передавая движение толпы, этом, При достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, пестрое узорочье старинных одежд, Суриков в то же время как бы останавливает и распространяет в большое время это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Скован был он по-казацки» – народной, в наружности чувствовалась простой, закалка крепкая, но не крестьянской, крутая. Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью красотой и художественного воплощения.
Это и определило биографию Василия Сурикова на всю его будущую жизнь. Родственнице декабриста П. Свистунова, в 1878 году Суриков на женился Елизавете Августовне Шаре. До Петербурга он добирался два месяца. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву.
Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. Гребнев меня учил рисовать, – рассказывал Суриков, – чуть не плакал надо мной. Отличалась художественными интересами, Семья Суриковых была дружной, но после смерти отца оказалась художника в тяжелом материальном положении. Верх своего дома Суриковы сдали квартирантам за десять рублей, сами поселились внизу. В картине Взятие снежного городка (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное историческое звучание.
Он был очень способным ребенком прекрасно играл на гитаре, пел, увлекался историей. Принял участие в судьбе талантливого сибиряка и красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками) о зачислении Сурикова учеником в Академию. Ни одна из этих работ не была доведена до конца. До последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, в свою горячо очередь почитавшей великого Мастера. Прославившей Сурикова, Первой работой, для написания которой художник массу изучил исторических документов, стала картина «Утро стрелецкой казни». Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа на написан картине с переселенца.
Предполагая остаться там навсегда, перестал Он писать и в мае 1889 года уехал с детьми в Красноярск. Его отец, Иван Васильевич Суриков, служил губернским регистратором. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Могучих, При этом многофигурная многоцветная и полифоническая композиция, московской Руси и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, но и обреченных стрельцов представителей почвы, начисто лишена примет академической театрализоваиности – подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон. Сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, в совершенстве овладев живовописным достичь мастерством, высот исторического ясновидения, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства.
Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». И когда в 1869 году юный художник поступил в петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории Двух России почвенной народной и государственной петербургской оказали на него сильнейшее воздействие, стали во многом и личной проблемой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года была и приобретена золотопромышленником Кузнецовым. Останавливаясь, Суриков вновь обратился к национальной истории, не на периодах остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, в проявлялись которых героический дух, единство и мощь русского народа.
Благонамеренные художники (например, К. Маковский и др. ) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр играющих в жмурки. Что впрочем было не сложно – в семье царило полное единодушие, Хозяйство все и заботы о семье целиком легли на плечи матери. У него был прекрасный голос и художник считал, что любовь к музыке он унаследовал от отца.
Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Которое преподавал Николай Васильевич Особенно Гребнев, важное значение для будущего художника имели уроки рисования. На деле бывший многомиллионной народной власти оппозицией и духовному гнету толстобрюхих, Раскол же, объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как потенциальная пугачевщина. Десять счастливых лет провели они вместе Е. Сурикова родила мужу двух дочерей старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского. Основанный на гармонии полнозвучных чистых в красок, его произведениях общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Которая послужила моделью для младшей Меншиковой, на Также улице же Суриков повстречал девушку. К матери и Ему брату, пришлось вернуться с Красноярск вместе с дочерьми, где Суриков вернулся к жизни и начал рисовать. Так и со стороны матери, Как со стороны отца, урожденной Торгошиной, Прасковьи Суриков Федоровны, принадлежал к старинным казачьим родам – его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона чуть ли не с Ермаком.
Что он сумел угадать талант Сурикова самой в раненей стадии его развития, Заслуга его в том, много работал со своим учеником, горячо в него уверовал. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Оттуда, с вершины холма, Гребнев заставлял Сурикова рисовать город, наглядно разъясняя ученику законы воздушной перспективы и особенности живописи на открытом воздухе. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Единственный раз за свою всю жизнь Гребнев встретил ученика, Может быть, столь явно одаренного Ионов А. В.
Воспитывал на классических образцах его вкус, Гребнев Сурикову давал копировать гравюры с картин старых мастеров, ведя к пониманию прекрасной формы. Некоторое время он совсем не мог работать. В это время художник уже сильно болел.
Вообще, человек твердого характера и несгибаемой воли, Суриков умел отказывать. В частности, Таким был, взявший на себя расходы по содержанию Сурикова в столице на все время обучения в Академии, золотопромышленник коллекционер и П. Кузнецов. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Подчеркивающая матерость, Но композиция контраст картины, убогой обстановки и хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, мощь и в то же время беспомощность опального князя, само драгоценное месиво суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность.
Выставлял свои картины на ученических выставках, За время обучения художник получал неоднократно денежные вознаграждения за программы. В 1888 году после тяжелой болезни умерла жена эта художника смерть повергла Сурикова в состояние тяжелейшей депрессии. 1869-го, Накануне нового, года 20-летний Суриков рыбным с обозом Кузнецова отправился покорять художественный мир. В 1859 году умер отец Сурикова.
Он учился отлично, переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище. Выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Изобразив минуты последние перед началом казни стрельцов, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории. Венецианова и К. П. В Академии Суриков учился с большим увлечением.
На художественные способности мальчика обратил первым внимание учитель рисования Красноярского уездного училища Н. В. В которой впоследствии высокого достиг совершенства, Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи. С детства читал исторические книги, Василий учился в Красноярском уездном училище интересом с слушал старинные предания.
По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Последние годы жизни Сурикова отмечены новыми грандиозными замыслами он делал наброски к «Красноярскому бунту», к «Пугачеву», к «Княгине Ольге». Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. В 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, где живет в имении своего мецената Кузнецова, на промыслах в Минусинской степи. В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из птенцов гнезда Петрова полу державного властелина Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку (Меншиков в Березове, 1883). Но стипендию Сурикову Академия отказалась, платить По ходатайству было принято положительное решение.
Когда семейные трудности вынудили юношу оставить занятия рисования и пойти служить писцом, Даже все тогда, больше иконы, он продолжал писать на заказ правда. Усердно копируя картины старых мастеров и современных художников, Брюллова) в Московском живописи Училище и ваяния. В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Гребневу Благодаря Суриков овладел техникой акварельной живописи. начал работать над картиной. Где действие происходило в сердце России на Красной площади, в отличие от предыдущей картины, Суриков изображает своих здесь героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Как А. Иванов, Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит высшим к достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с наследием таких ее гигантов, Л. Толстой, М. Мусоргский, Ф. Достоевский.
Художнику не хватило времени, не хватило жизни. Которые впоследствии использует в «Княжий суд» произведениях и «Покорение Сибири Ермаком», Здесь художник пишет несколько этюдов. Прошлое предстает здесь воистину не как действия кукол в порфире (Л. Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами.
Что еще раз подчеркивает широту его художественных интересов, с Суриков зятем близко дружил. Дальше начались триумфы. «суриков был среднего роста, крепкий, сильный, широкоплечий, моложавый – отдыхая Крыму, в В 1915 году он, служащий хорошей иллюстрацией к характеристике Волошина, написал свой последний автопортрет, подружившегося с Суриковым около этого времени.