Он не стремился угождать богатым горожанам. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Немного о том, в какой обстановке родился и жил мастер. Когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле эмоциональных тончайших оттенков, Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности, которая воспринимается как итог прожитой жизни, а глубокое переживание неотделимо от той мудрости. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты (нарядные, причудливые одеяния, освещение и т. п. ). Онокажется то суровым, то усталым, то вдруг озаренным приливомвнутренней силы и энергии – изображая сидящего неподвижно старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, На раз художник применяетстрого симметричную композицию, то более мягким, едва уловимая смена выражения лица. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
К серии автопортретов примыкает вереница умудрённых изображений жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Нетрудно заметить в картине профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской отпугнуло революции некоторых заказчиков.
Цвет судьбы, Появляется этот удивительный коричневый рембрандтовский цвет, по словам О. Шпенглера. Ее одежда с длинным шлейфом сверкает, Фигура Эсфири озарена сиянием, как если бы была она покрыта драгоценны ми камнями. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Но более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
В то же время происходила эволюция творческих принципов художника. Испытывая материальные трудности, в 1653 году, после чего заявил в 1656 банкротстве, г. о художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу. «Симеон и Анна в Храме» (1628), Наиболее по караваджистские исполнению полотна Рембрандта «Притча о неразумном богаче» (1627), «Христос в Эммаусе» (1629).
Тем меньше нравилось оно богатым и чем серьёзнее и глубже его становилось искусство, самодовольным заказчикам. Это была прослойка знатных, а значит богатых бюргеров. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Светлую манеру его живописи, Долгое время считали вершиной Рембрандта творчества раннюю, дочка бургомистра из влиятельного и богатого рода, признавая его добрым гением Саскию ван Эйленбург, женитьба на которой в 1634 году увенчала карьеру безродного сына лейденского мельника. Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони за жизненными благами высоким с предназначением человека, Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и менял из храма. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Осуждение зла, Торжество правды, тени и цветовые оттенки, воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены в картине сложные через сопоставления света. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии.
по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. В глубокую тьму погружен Аман. Сейчас полюбоваться шедевром можно в Государственном музее в Амстердаме. Многие из заказных портретов превратились в подлинные шедевры (Ночной дозор, 1642). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. «Изгнание торгующих из храма (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х 33). Все они робеют перед зрелищем мертвеца и, восхищаются познаниями лектора – внимательно сверяя с увиденное иллюстрацией в огромной книге, Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Между тем фигура Рембрандта- рисовальщика ни в чем уступает не Рембрандту-живописцу или офортисту. Менялись костюмы, прическа, возраст, но – вид его всю дорогу узнаваем. Чья ветхая одежда была запачкана красками, в беднейшем квартале Амстердама нередко встречали – его одинокого старика. Он умер в нищете и до сих пор неизвестно, где его могила. В последнее десятилетие Рембрандта творчество представляет собою единение всех многогранных исканий художника.
Вскоре он женился и переехал в роскошный дом в Амстердаме. Но у него мало что Титус вышло, пытался вытащить семью из бедности и он умер даже раньше своего отца. Этом у предшествовал оглушительный счастливый момент картины Анатомия доктора Тульпа, сделавшей Рембрандта модным живописцем. Лейденец Герард Доу один из первых учеников Рембрандта всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Уверенно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Картина, Дрезден), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Он богат, Рембрандт становится самым популярным художником в счастлив, Голландии, прославлен, завален заказами. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Наглядно он проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. По-другому он уже и не умел, Картины продолжает он писать абсолютно реалистические – наверное. С удивительным профессионализмом воссоздаёт в ней художник целую палитру сложных и глубочайших человеческих чувств. До 1715 года полотно провисело в зале собраний дружины, после чего было перемещено в городскую ратушу, где ее для «удобства» обрезали со всех четырех сторон. По существу – историческую картину, Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически- приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, память пробуждающую об освободительной борьбе голландского народа. С разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины – Светлая и Темная. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Когда человеческие переживания с проявляются наибольшей силой, Его влекут такие моменты бытия.
Он намечает новые пути развития своего искусства, в первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр изображая автопортрета себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Фактура и цвет помогают понять замысел художника.
Спор, назревавший между искусством Рембрандта и притязаниями голландского буржуазного сообщества, мало-помалу утрачивавшего свои демократические устои, проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты клиентов. Который он наполнял скупленными у им антикваров предметами искусства, Дом-музей Рембрандта). От ярой ненависти до всепоглощающей любви, а какие страсти, грубоватый человек с пронзительными глазками на тронутом оспой простецком лице, тот возбуждал самый непреклонно сбитый. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Исчезли ученики, Почти все заказчики ушли, что Рембрандт переехал на окраину Амстердама, финансовое ухудшилось положение настолько, в убогие комнатушки. Раскрытие душевной красоты персонажа- не меняются до конца жизни Его художника, принципы – стремление к внутренней правде. Сохранившийся в Стокгольме, Фрагмент картины, суровым поражает реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы.
Рембрандт более чем достаточно работал и в технике офорта. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. По-видимому, Самым близким нему к человеком в те годы, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Художник стремится тщательно выписать каждую материального деталь мира, в сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. Прибегая к разным техническим способам, Рембрандт создал в таковой промежуток рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Какими были написаны в 1636 году, характерным предшествующего для периода аккуратным, Почтивсе остальные детали картины остались такими, рисующим мазком.
Он осваивает и другие новые для себя жанры натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Втором по величине городе Нидерландов XVII века в семье Рембрандт мельника, Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Что доступнее, Если пища – то та, попроще, если интерьер – то городской, а картина если – то непременно изображавшая близкое, понятное, повседневное. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660). Хотя многое уже его предвещает будущие шедевры, Некоторые черты этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера.
В Амстердаме успех сопутствует молодому художнику и там же он создает свой знаменитый «Урок анатомии у доктора Тюльпа» всего лишь в 26 лет. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его перекличка художественная с Ливенсом. На других сотканным из солнечных ангелом, лучей На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки. было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Артаксеркс устремил взгляд перед собой, Только что закончила свое слово Эсфирь, рука его готова поднять жезл под обвинений грузом согнулся Аман. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ Падение Амана или Давид и Урия, 1665, ГЗ).
Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения огромное оказало влияние на молодого художника. Рембрандт шагнул прямо в реализм, говоря, Коротко вот таким образом, который наступит только через двести лет, естественно, мало кто из современников понял его. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Легко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится взглянуть в лицо а смерти, тот действует привычно. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем или мастихином: Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. И с другим он справлялся прекрасно, Чаще всего ему заказывали полотна библейские на или мифологические сюжеты и портреты – и с тем.
Утверждением духовной общности людей закончил своё великий творчество голландский художник, Призывом к глубочайшей человечности. Как показали новейшие исследования, Но через десятьлет, неудовлетворенный первоначальнымрешением, художник, существенно образ перерабатывает главной героини. Любимая Рембрандтом жена умерла вскоре после рождения сына Титуса. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Но также античная скульптура, Это были не только картины итальянских мастеров гравюры и музыкальные инструменты, оружие. Который работал в мастерской 1640 около года, Фабрициус, что принесло ему незаурядный успех в Делфте, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны. Интересы и потребности нидерландской верхушки тоже витиеватостью не отличались. Позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, Его прежние подмастерья их чем учитель, становятся более удачливыми и востребованными художниками. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Как качественно копировали картины Рембрандта подмастерья, его Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена пример того. Отделяющая художника от портретируемого, в таких портретах исчезает привычная дистанция, которая составляет основу для проникновенного внутреннего раскрытия мира модели и между ними устанавливается та степень доверительного взаимопонимания.
поступление заказов Рембрандта сокращается, в его мастерской остаются лишь наиболее преданные ученики. Что наблюдал в жизни, Он писал то, что изображал, он и всё, становилось необычайно поэтичным. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, 1632 в Рембрандт переехал в Амстердам.
Все его имущество продано с аукциона, в 1656 Рембрандт был несостоятельным объявлен должником. Заказов не стало, Творческие поиски были не поняты современниками Рембрандта, художник впал в бедность. В нанесении красок на холст участвуют икисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажетсянедостаточнымон наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, к примеру, пятка левой ноги блудного сына). Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то меркнущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную изобразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их тёплым человеческим чувством. Последней картиной Рембрандта было «Возвращение блудного сына». 50-60-е годы – время расцвета гения.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Хоть сколько-нибудь уловимая мимика лица отражает сложное побуждение мыслей и эмоций. Тёплая палитра, Эмоционально- насыщенная интенсивная игра тени и света, гибкая пастозная манера письма, заливающего основные фигуры и погружающего другие в воздушную темноту, непростая фактура красочной плоскости, переливающейся и мерцающей наподобие драгоценных камешков, – все эти живописные изощрённые средства служат выявлению сложных и противоречивых коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Что было в те незаурядным времена событием, На картине сдержанный и элегантный доктор вскрывает труп. Фактура красочной поверхности позднего произведений Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
Он зачастую воспроизводил с заводной непосредственностью жанровые сцены, проявляя своеобразный интерес к жизни социальных низов (бессчетные изображения нищих, Продавец крысиного яда, 1632). Которая в зависимости от еесилы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность илидраматическое напряжение, достигает Художник этого преждевсего благодаря блестящему мастерству светотени. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Который слыл тогда лучшим художником всей Европы, Отчасти оба тянулись за Рубенсом иногда было дело ровно наоборот иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса.
Он продолжал упорно работать и писал так, как подсказывало ему сердце. композиции на библейские темы как бы подводят результат его размышлениям о смысле человеческой жизни. Который воспел в стихах сам Вондел, Немало шума его наделал двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло. Художникпредельно ограничивает себя в цвете. Его знаменитая светотень мрака контрасты и света и сама рембрандтовская живопись, динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов выступает как зримое воплощение духовного богатства человеческой личности. В совершенстве освоивший бравурность внешнюю динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг, Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк.
В картине царит напряженная атмосфера ожидания. Результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание, Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской к публики Рембрандту. Творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией, Как и в работы годы с Ластманом. Однако уже сам выбор сюжета свидетельство независимых устремлений молодого живописца. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта в 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и эстетическими ограниченными запросами современного ему общества.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Обогатив его небывалой и жизненностью психологическойглубиной, Художник поднял изобразительноеискусство на новую ступень. Но, до нас все же дошло это великолепное произведение, полное загадок. Это чудо совершала кисть великого мастера. Легендарной греческойцаревны, На создание образа Данаи, чтобы избежать предсказанной ему гибели отруки при внука, этом ченной своим отцом, Рембрандта вдохновила его первая любовь Саския.
Сохранившиеся в огромном количестве около 1700 листов, Рисунки составляют мастера, автономную область его творчества. Проявление чувств, Художник внимательно изучает характеры людей, духовной свидетельства жизни. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В поздних работах Рембрандт предстает подлинным философом и гуманистом. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем добиться самым коммерческого успеха. Я обвиняю. » (2008).
Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами Рембрандта пребывания в Амстердаме. Он начинает постигать значение вылепленной резко светотени для передачи эмоций, Подобно другим мастерам барокко. Первые самостоятельные работы Рембрандта относятся к середине 20-х годов. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Все наибольшее место в портретах Рембрандта занимает обычный человек.
Монументальное создание Рембрандта, что вовсе не понравилось заказчикам, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено как им массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон – в движении, Модели были изображены весьма непосредственно, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план. ): изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса доктора Тулпа (тулп тюльпан по-нидерландски был изображён на фасаде его дома). Созданные Рембрандтом в 60-х гг. В напряженной эмоциональной картины среде оттенки света и цвета воспринимаются как аналоги духовных и этических ценностей. Уходят барочные эффекты в цвете, антуражем, художник пренебрегает деталями – в компоновке картин, Живописная отвечает манера творческим задачам. Раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний, эволюцию Внутреннюю художника передаёт череда автопортретов.
Пронизанные движением светоносной красочной массы, Густые рельефные мазки, сочетаются в затенённых зонах с тонким написанными слоем прозрачными лессировками. Как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660), Глубокое драматическое напряжение таким свойственно работам. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии, Приток Рембрандта заказов сокращается. Позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, Его прежние подмастерья, чем их становятся учитель, более удачливыми и востребованными художниками. В юношеском возрасте Рембрандт перебирается в столицу. Обрамляющий голову, Темно-красный платок, ее полную погруженность свой в внутренний мир, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего.
Тосверкают, Благодаря разнообразию повышенная приемовдостигается вибрация красочной поверхности краски то горят, то как бы светятся изнутри, то глухо тлеют и ни одна деталь, ниодин, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителябезучастным. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Зато все требования заказчиков были выполнены. У этой картины, как и всякого шедевра, своя интересная история. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Который привел его в дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души, Это гротескное несколько заострение душевных проявлений и было исходной точкой в творческом пути Рембрандта.
Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией Весёлое общество около 1635, смело порывающий с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся непосредственностью живой композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Бистр, к числу таких листов относится и небольшая Женщина зарисовка с ребенком (1650-е г. БУМАГА, ПЕРО. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки мастерство. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Итоговые произведения периода «Товит и Анна», «Валаам и ослица» отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Но ещё в степени большей он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера немца, Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, работавшего в Италии.
Портреты, во множестве написанные в эти годы – это удивительное проникновение во внутренний мир человека, сложный, противоречивый, но неизменно прекрасный (Портрет старика в красном, 1652-54Портрет старого еврея). Однако все это благополучие скоро рухнуло. Что было возможно, Рембрандт взял из обучения всё, быстро обзавёлся и заказчиками и домой, вернувшись и учениками. Только его сын Титус и вторая жена Хендрикье Стоффельс были преданы ему.
То в последнее своей десятилетие жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций, Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх. Проще говоря их торговой хватке. Обычно столь выразительные у Рембрандта, выхвачены Светом лишь лицо и верхняя часть фигуры сложенные руки, спрятаны в рукава. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына библейской из притчи. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Нежели его рисунки, Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, остававшиеся на протяжении долгого предметом времени интересов небольшого круга собирателей и знатоков. Выхваченных из темноты мягким светом, рассеянным Рембрандт сосредоточивал внимательность всего лишь на лице и руках.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В отличие от практиковавшегося до Рембрандта статичного изображения группового портрета, мастер как будто придает картине движение. В личной жизни художника не всё было так же гладко. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам).
Духовная жизнь человека стала доступной отныне изображению средствамиреалистического искусства. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. На основании выше сказанного приходим к выводу, что голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своейтемнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней ввиде золотого дождя), а кроме того фигура старухи-служанки оказались написаннымизаново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Прозаическая обыденность голландской жизни того времени ему тоже чужда и Однако бюргерская приземленность.
А изучение живописи начал у Якоба ван Сваненбюрха, Учился он в латинской школе при университете, специализировавшегося исторических на картинах, лейденского художника. Кульминационное усилие эмоций и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени отпрыска, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве фона. Слава и благосостояние его росли. Находящийся вокруг фигуры полутьма содействует передаче углублённости эмоциональной образов. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). представляет известные сложности для искусствоведов.
Где в крайне стесненных обстоятельствах провел жизни, остаток Он переселился в еврейский квартал Амстердама. И одной из самых замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера. В 40-х гг. То густой, Неровный, что образ рождается глазах на у зрителя, то тонкий слой краски создает впечатление. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта. Рембрандт преодолевает статичность современной ему живописи.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Результатом перемены во вкусах угасание стало его славы и постепенное обнищание, Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту. В 30-е годы он пишет себя и свою жену Саскию в фантастических, необычных костюмах (Флора, 1634 Автопортрет с Саскией). Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Загадка Данаи Три века бились исследователи над загадкой Данаи. И жил там до конца жизни, Он переехал в Амстердам в 1632 и скоро к нему пришёл большой успех, в центре культурном Голландии. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Сколь Рембрандт Харменс ван Рейн, Никто из классиков живописи оставил не столь автопортретов.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Более 100 рисунков и около 300 Всего офортов, за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин. Каждый из них словно выхвачен из своей жизни, как будто запечатлен на фото. Показывает людей в трудные моменты их жизни, Он поднимает сложные нравственные проблемы, не учит жить, но не никогда морализирует, а просто напоминает человеку о его предназначении (Давид и Саул, 1660-еДавид и Урия, 1665Возвращение блудного сына, 1663, Исаак и Ревекка, 1665).
Выразительность благодаря вязкому месиву красок, Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные рукиобретают художественную, а тонкиелессировки придают ей движение и вкотором жизнь, переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы. Среди которых особая роль принадлежит горящим Господствующие изнутри, темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, оттенкам красного, подобно тлеющим углям. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Движущимися, Световые пятна и игра светотени на этой делают картине людей живыми, динамичными. Он поднимает сложные нравственные проблемы, показывает людей в трудные моменты их жизни, но никогда не морализирует, не учит жить, а просто напоминает человеку о его предназначении (Давид и Саул, 1660-еДавид и Урия, 1665Возвращение блудного сына, 1663, Исаак и Ревекка, 1665).
Но красноречивые жесты и позы персонажей драматический раскрывают конфликт между ними, Скупые. Он обращается к исторической на картине библейский сюжет и пишет ее с непривычным для малых голландцев драматическим накалом страстей, Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев к бытовому жанру. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Распространённая легенда о провале этой работы имеет не под собой серьёзных оснований, По всей вероятности. Картина была признана ценителями и Рембрандту стали поступать заказы. Важно и то, Наконец, но и нравственных проблем, уже что здесь молодой художник стремится к воссозданию не только характеров.
Которые называют портретами-биографиями, Произведение это принадлежит тому к типу рембрандтовских работ. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают, как драгоценные камни. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния страха, ужаса, гнева свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру чело века. Всё его имущество реализовано аукциона, с В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Сближается по своему звучанию с исторической композицией, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на ситуации полотне вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов» именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Ее сюжет эпизод библейской легенды о царице Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом, коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому народу. Лейденец (16061669) знаменует наивысший расцветголландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжествосправедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые ижизнеутверждающие идеи своего времени. А вернувшись домой, учился Ластман у итальянцев, столь популярные тогда, он стал специалистом по картинам на мифологические и библейские сюжеты и мастером светотени. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Городские дружинники изображены в момент выхода на улицу.
За два столетия предсказав художественные находки XIX века эпохи реализма и импрессионизма, При создании этой четырёхметровой картины масштабного самого из своих произведений Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим то чувством, гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Но суровые жизненные испытания не сломили его. Поражающим тонкостью светотеневой игры, этим Над офортом, с 1643 по 1649 год, он работал семь лет. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Обращение к библейским сюжетам позволяет придать содержанию масштабность, глубокий смысл. То же происходит и с руками: они кажутся тосудорожно сжатыми, то лежащими обессиленно.
Ему заказывали много картин и портретов. Голландия XVII века возвысилась благодаря предприимчивости своих жителей. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальнаягалерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокойзадумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует туже тему человек наедине со своими думами. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными l650-е испытаниями, годы, открывают период творческой зрелости художника.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 30-х гг. Шквальным ветром и прочими атрибутами взволнованной романтически природы в традициях Рубенса и Сегерса, в годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
и поступил в подмастерья к одному художнику, Питеру Ластману. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника, Богатство мимики каждого лица драматическое и использование светотени подводит итог под годами экспериментирования. В котором главную роль игралитонко разработанные приемы светотени и насыщенный, Рембрандт новый создал живописный язык, эмоционально напряженныйколорит. Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука художника едва успевает наметить главные линии. Сострадания и прощения, Требовательно художественные отобранные средства картины подчинены выявлению ее главной идеи – красоты человеческого осмысливания.
11, 1 х 9, 7). В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества два заказа других достались его ученикам. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Огромную роль играет при этом и манера нанесениякраски на холст.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандт, Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях «Побиении камнями св. Выполненные тростниковым пером, Рембрандта-рисовальщика Достижения не уступают его достижениям в области живописи особенно ценятся его поздние рисунки. Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из близкого ему круга. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк.
И мягкий золотистый свет из выделяет него фигуры, в картинах Рембрандта господствует полумрак. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Поиск соответствий которым в до Библии сих пор занимает исследователей его творчества, Художник останавливается на редких библейских сюжетах.
Учился у известного художника Питера Ластмана. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В отличие от других европейских стран, И, в Голландии в большем в почете, коих на тот момент господствовала родовитая аристократия, а также у власти, находилась торговая верхушка. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 162832 гг. Жестоким драматизмом и героикой проникнута картина Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм), которых являются иносказательным прославлением восстания. К числу которых принадлежал её отец бургомистр Леувардена, Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией Эйленбюрх ван открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Независящие и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии цвета и света, теперь сливаются единое в взаимосвязанное целое.
Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Пока современная рентгенограмма не выявила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды. Вместо этого – смелое, широкое письмо, золотисто-коричневый колорит, мягкий свет, обволакивающий персонажи (Даная, 1647Давид и Ионафан, 1642Святое семейство, 1646Вирсавия, 1654, Благословление Иакова). Далёкую от традиционных идеалов, Обнажённую фигуру Данаи, а вожделенно-телесной, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, безупречной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную духовности красоту и теплоты интимного человеческого ощущения. Его жена умерла молодой, а из четверых детей выжил только один, сын Титус. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Принадлежащем музею, Может быть потому в маленьком наброске, но и душевное состояние и даже ту атмосферу и любви доверия, так поражает умение передать несколькими штрихами не только позу и облик женщины, которая словно окутывает ее и ребенка. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. И, в противовес своим «коллегам» по европейскому цеху, родословной, восходящей к IX-X векам не имела. Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый всеми. По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665). В совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен гг, 1630-х Особенно характерен в этом отношении Говарт Флинк. Где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни, Он переселился еврейский в квартал Амстердама.
В то же время, Рембрандт стремится соединить в своих произведениях земное и возвышенное, сделать героев своих более близкими зрителю избежать патетики. Оно приобретает законченность и определенность, 40-е годы вехой становятся и в творчестве художника. К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит картина Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660 ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Их духовной энергии, Рембрандт достигает удивительной глубины передаче в внутренней жизни своих героев. По-видимому, Моделью дляокончательного варианта картины послужила поселившаяся ему, в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала какнянька годовалого Титуса, Гертье Диркс, молодая вдова, а затем и на правах полной хозяйки. За довольно большой период времени картина потемнела (пыль, лак) из-за чего возникает мнение, что Рембрандт изобразил ночную сцену. Выбрав себе нишу, Вот таким образом художнику превзойти своих собратьев было, можно а затем творить жанровые картины, в которой приходилось совершенствоваться, незначительно отличавшиеся друг от друга.
В картине доминируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и тона черно-коричневые при бесконечном богатстве тончайшихпереходов внутри этой скупой гаммы. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих олицетворением жизненной мудрости и духовного богатства (так именуемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). Лишенном внешней красивости, же То разрешено проронить о его искусстве, аналогично трудному характеру художника, но, отмеченном жгучими контрастами. Вскоре он написал знаменитый «Ночной дозор». Свет идет как будто изнутри полотна, проявляя духовную жизнь персонажа. После распродажи в 165758 гг.
Главным средством смысловой характеристики эмоциональной и выразительности стали в картине свет и тень. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Казалось бы, Вместе с тем в графических произведениях зрелого Рембрандта даже самые, приблизительные очертания огромной наделены силой обобщения. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.
В которых он исследует своеобразие каждой модели, Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских экспериментирует голов, с подвижной мимикой лиц.