Но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера немца, Его учителями в работы отношении со светом были утрехтские караваджисты, работавшего в Италии. «корпорация амстердамскихстрелков в 1642 году Рембрандтугрупповой заказала портрет членов гильдии. Скупых жестах, Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, ярко вспыхивающего в центре картины гаснущего и в затененном пространстве фона, в эмоциональном строе колорита. Ее легкая фигурка в белом иголубом одеянии возносится на луне коблакам (Вознесение Мадонны, 1670–1680). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665).
Который работал в мастерской 1640 около года, Фабрициус, что принесло ему незаурядный успех в Делфте, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны. Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Которой не избежалиего подражатели», Строгий вкус и чувство мерыудерживают от Мурильо слащавости исусальной красивости. Выразительной и убедительной нарративности, Уже здесь появляется настоящий Рембрандт антиакадемический – и независимый в своем стремлении к новой. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники – простой народ. (Флора) (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. 300 гравюр, Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 1400 и рисунков 300 офортов. Лейденец Герард Доу один из первых учеников Рембрандта всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Поражающим тонкостью светотеневой игры, Над этим офортом, с 1643 1649 по год, он работал семь лет. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Рембрандта сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-1642) и Хендрикье Стоффелс (около 1649-1663). В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый Валаам (1626, Музей Коньяк-Же, Париж), Товий и Ангел (1626, Гос. Ранние картины (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. Которая вызовет нападки, Это серьёзная разработка, но продвинет мировоззрение застоявшееся двух религий. Как и в портретной живописи, Но, а эффекты выразительные света, средства становятся более утонченными, оставаясь такими же впечатляющими, приобретают большую изысканность. Ему стоило большого труда уладить это дело. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем или мастихином: Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы.
Душою этих собраний был сам Рембрандт. Молодые художники ни на минуту не могли считать себя избавленными бдительного от надзора мастера. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс ldquoПортрет старухиrdquo, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ldquoСын Титус за чтениемrdquo, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Итоговые произведения периода «Товит и Анна», «Валаам и ослица» отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. И именно вэтом произведении мы встречаемся совсем и богатством разнообразиемживописных и технических приемов, которые выработал художник за долгиедесятилетия творчества. Распространённая легенда о этой провале работы не имеет под собой серьёзных оснований, По всей вероятности. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей (Проповедник Ансло с женой, 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. На котором Рембрандт в последний раз при ее жизни изобразил жену, в антверпенском хранится музее полотно. Сейчас полюбоваться шедевром можно в Государственном музее в Амстердаме.
Он намечает новые пути развития своего искусства, в первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает автопортрета жанр изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Мастер как будто придает картине движение, в отличие от практиковавшегося до Рембрандта статичного группового изображения портрета. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Но, до нас все же дошло это великолепное произведение, полное загадок. Которым справедливо гордится Государственный Эрмитаж, в 1642 – году в один из самых плодотворных в жизни Рембрандта – было создано полотно Давид и Ионафан.
Широкий и смелый в молодости, Зато размах его резкость кисти, контуров исчезает не теряя рельефности, в этот второй период его творчества отличается мягкостью, они гармонически сливаются в одно прекрасное целое. Превратив его в музей, настоящий Дом он обставил с умением артиста и страстного собирателя редкостей. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для здания нового Стрелкового общества два других заказа достались его ученикам. Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения огромное оказало влияние на молодого художника. Заказы сыплются к нему один за другим не полусотни менее портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Среди которых особая принадлежит роль горящим изнутри, Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, оттенкам красного, подобно тлеющим углям.
К числу которых принадлежал её отец бургомистр Леувардена, Состоявшийся в 1634 брак году с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров. Но его излюбленный жанр – это непринужденные автопортреты (музеи в Касселе, Стокгольме, Мюнхене, Ливерпуле, Бостоне) и небольшие этюды голов стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами моделями этих портретов часто служили родственники художника (Старик в колпаке, Маурицхёйс, Гаага Мать художника, Виндзорский замок Офицер с золотой цепью, Художественный институт, Чикаго). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. Запечатлевшеевнезапное выступление в поход стрелковойроты, Иконография этойпрославленной работы восходит кморалистическим изображениям развратаблудногосынаиз библейской притчи Монументальноесоздание Рембрандта, пронизаннаядвижением толпы конкретных и безымянныхперсонажей и построенная на мерцающемконтрасте ярко освещенных цветовыхпятен и зон, затенённых возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена.
Всегда полные достоинства, Эти портреты, на обращают себя внимание динамической непринужденностью и композицией. Его утешением среди неудач и Саския забот, была гением-вдохновителем мужа, опорой в работе. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в дрезденском «Автопортрете с Саскией на коленях» (1636). Фигуры, От фигуры окруженного сиянием Искупителя, а поражающей своей правдивой простотой, вовсе не идеализированной, на окружающих его больных яркий льется свет божественной благости и милосердия. Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. Здесь Рембрандт надеялся быть в безопасности от преследований шайки кредиторов.
Проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению Творчество жизни, Рембрандта, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, один из пиков мировой художественной культуры. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Он намечает новые пути своего развития искусства, в первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Пророк Иеремия» из собрания Рейксмюсеума (1630).
Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х годов (гравюры: Христос исцеляющий больных или т. н. Лист в сто гульденов, около 1642-1646 Три дерева, 1643). В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Реалистические картины Рембрандта, Сильные их оригинальный колорит уже не находили в художественных кругах Амстердама той оценки безусловного и поклонения, полные художественной правды, как прежде. Но сломить меня вы не могли.
В совершенстве освоивший бравурность внешнюю динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг, Особенно характерен в этом отношении Говарт Флинк. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко. С разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины – Светлая и Темная. Позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, Его прежние подмастерья, чем их учитель, становятся более и удачливыми востребованными художниками.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. В совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг, характерен Особенно в этом отношении Говерт Флинк. – что лишний раз подтверждает его немеркнущую славу, Около 1661-1662 он годов даже получил от мэрии Амстердама свой самый большой заказ – Заговор Клавдия Цивилиса. Результатом перемены во стало вкусах угасание его славы и постепенное обнищание, Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту. Впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, небольшие Эти произведения, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно иконографией, неразработанной Как и в годы работы с Ластманом.
Золотистый тон картин переходит в темно-коричневый на нем особенно выделяются эффектно яркие блики. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1632-33), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. В отличие от других европейских стран, И, в Голландии в большем почете, в коих на тот момент господствовала родовитая аристократия, а также у находилась власти, торговая верхушка. Слепые и расслабленные теснятся к Христу, Хромые, смотря Него на с горячей верой и надеждой на избавление от страданий. Рассматривали, Им любовались, где он тщательно сохранялся, обсуждали его затем рисунок в прятали отдельную папку, как живой памятник приятно проведенного вечера.
В которых сила его воображения получила свободу, большую Сюжеты античной мифологии вдохновили Рембрандта на создание нескольких удивительных произведений, во многом стимулированную торжествующей эстетикой барокко. Позаимствовав и развивкакую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся удачливыми более ивостребованными художниками, Его прежниеподмастерья, чем ихучитель. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. За два столетия предсказав художественные находки XIX века эпохи реализма и импрессионизма, При создании этой четырёхметровой картины самого масштабного своих из произведений Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи. Светотень в них достигает не виданного прежде богатства оттенков.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Искрится на богатых восточных одеждах, Яркое сияние освещает и Давида Ионафана, на драгоценную перевязь и золотой меч, бросает светлые блики на украшения. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В дни разнообразных больших празднеств о нем На забывали, официальных торжествах, он никогда не сидел в первых рядах на эстраде. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника, Богатство мимики каждого лица и драматическое светотени использование подводит итог под годами экспериментирования. Преследуемые испанцами за их религию память об этих еще гонениях была свежа в годы юношества живописца. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и В Сегерса, годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками.
А на трех гвоздях. Этим придается большая выразительностькорчащемуся в агонии человеческомутелу, Начинаетсядовольно длинный ряд Распятий. Мурильо изображает Христависящим распятого не на четырех. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Рембрандт всецело посвятил себя искусству. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Даже со старыми друзьями встречался он редко. Сумрачная посвоему звучанию, Но даже данная тема, становится Мурильос у годами все более скорбной.
Учился он в латинской школе при университете, а изучение живописи начал у Якоба ван Сваненбюрха, лейденского художника, специализировавшегося на исторических картинах. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Столь смелое сочетание портрета группового с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Присущее только Рембрандту, Из барочного соперничества с Рубенсом и итальянцами возникло искусство одновременно торжествующее и очень оригинальное, что привлекло к нему многочисленных и учеников подражателей.
Пришедших испытать Учителя, в Только сердца книжников и фарисеев, сообщая друг другу свои замечания и выводы, не проникают его лучи они с презрением и насмешкой издали наблюдают эту сцену. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1640 и 1645 годов. Загадка Данаи Три века бились исследователи над загадкой Данаи. Позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, Его прежние подмастерья, чем их учитель, более становятся удачливыми и востребованными художниками.
Жившему в Амстердаме, Отец тогда счел за лучшееотдать его для усовершенствованияк дальнейшего уже известному художнику ПитеруЛастману. Произведение это полно теплого чувства и красоты. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером. Светлую манеру его живописи, Долгое время вершиной считали творчества Рембрандта раннюю, дочка бургомистра из влиятельного и богатого рода, признавая его добрым гением Саскию ван Эйленбург, женитьба на которой в 1634 году увенчала карьеру безродного сына лейденского мельника. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем или мастихином: Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Эта гигантская картина (5 x 5 м), свидетельствующая о блестящем мастерстве Рембрандта в области итальянизирующей декоративной живописи, была вскоре помещена в новой ратуше Амстердама, но затем ее заменила композиция Юриана Овенса. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В Амстердаме успех сопутствует молодому художнику и там же он создает свой знаменитый «Урок анатомии у доктора Тюльпа» всего лишь в 26 лет.
Обе фигуры так и выделяются на темном фоне. Сделавшей Рембрандта модным живописцем, Этом у предшествовал оглушительный счастливый момент Анатомия картины доктора Тульпа. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов» именно столько выручил за него художник на аукционе3. У этой картины, как и всякого шедевра, своя интересная история. Итоговые произведения периода «Товит и Анна», «Валаам и ослица» отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Голландский художник, Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) рисовальщик (1606-1669) и офортист.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. И притом середины столетия онпредставил себе слитную, Этобыл почетный и выгодный заказ эту Рембрандтрешил задачу полностью в духе XVIIвека, в которой все участники занимаютсвое место, динамическуюсцену, подчиняясь сложному, ноединому ритму. «Реализммастера выступает здесь с поразительнойсилой и глубиной.
Царь Саул задумал убить военачальника Давида. Как говорит один из современных Странное писателей, название гравюры в сто гульденов произошло, по следующему случаю. Раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний, Внутреннюю эволюцию художника череда передаёт автопортретов. представляет известные сложности для искусствоведов. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Царский сын Ионафан предупредил своего друга о грозившей ему опасности. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Который воспел в стихах сам Вондел, Немало шума наделал его портрет двойной меннонитского проповедника Корнелиса Ансло. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Из 50 картин, датированных 1632-1633 годами, 46 являются портретами или этюдами голов. Картина была признана ценителями и Рембрандту стали поступать заказы.
Снискав известность групповым портретом Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), Рембрандт получал обильные заказы у него обучались многочисленные ученики. Музей, Амстердам) и Давид и Голиаф (Художественный музей, Базель). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. «Сын Харменса Херритсаван Рейна и Нельтхен Виллемс родился вЛейдене 15 июля 1606 года. После распродажи в 165758 гг. В композициях 1650-х годов (Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, 1656, Картинная галерея, Кассель) Рембрандт всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность.
Изредка видел он доброго философа, раввина Манассе. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Вкупе с «Прощанием Давида и Ионафана» (1642), «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. На других сотканным из солнечных ангелом, лучей На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Интересы и потребности нидерландской верхушки тоже витиеватостью не отличались. И Рембрандт не любил и избегал тех, которые пренебрегали им. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660). В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». н. Портрет жены брата Рембрандта, 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва Портрет старика в красном, около 1652-1654, Эрмитаж). Но также античная скульптура, Это не были только картины итальянских мастеров и гравюры, музыкальные инструменты, оружие. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Сборщик податей Уэтенбогард, Поэт и государственный Ян деятель Сикс, Манассех бен Израэль, поэт Клеменс де Юнг, главный раввин Амстердама, были его постоянными гостями. Многие завистливо или легкомысленно-равнодушно проходили мимо, его Художники недооценивали иные не любили.
Цветы, Богатая одежда времени того показана в полном соответствии с эпохой, которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу. Чудный колорит, теплый и мягкий, уже как у шедевра мастера – Ночной дозор (1642, Рейксмусеум, Амстердам). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Это была прослойка знатных, а значит богатых бюргеров. Независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии света и цвета, теперь сливаются единое в взаимосвязанное целое.
Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на всего развитие мирового реалистического искусства впоследствии. В юношеском возрасте Рембрандт перебирается в столицу. Хогстратена, в последние годы оставался Рембрандт уважаемым мастером и критика в лице Лересса, нежели как художника, Хоубракена рассматривала его скорее как большого неподражаемого оригинала, вышедшего из моды и всеми осуждаемого. Он осваивает и другие новые для себя жанры натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Напротив, каждый новый набросок вызывал громкий взрыв хохота и всеобщий восторг.
На первый план явственновыступает тема мученичества. Вершиной этого периода являются картины Христос в Эммаусе (музей Жакмар-Андре, Париж) и Симеон во храме (1631, Маурицхёйс, Гаага), отличающиеся почти натуралистическим реализмом и чарующим видением. Чтовсех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательнымживописцем, Там он оставалсятри и года сделал такие успехи и такусилилась любовь его к искусству. Со свойственным ему усердием и добросовестностью он предался педагогической деятельности. Для Рембрандта история обладала современностью жизни, По замечанию X. Герсона, жизнь а – достоинством истории.
Если в одном из отделений слышался слишком оживленный разговор и смех, Если кто-нибудь из них позволял себе какие-нибудь слишком вольные шутки с натурщиком и в улье пчелином рембрандтовской мастерской снова закипала безмолвная, раздавался грозный стук мальштока учителя о перегородку – и все смолкало, беспрерывная работа. В которых он исследует своеобразие каждой модели, Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, экспериментирует подвижной с мимикой лиц. Когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой, влекут Его такие моменты бытия. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг.
Заказы сыплются к нему один за другим не менее портретов полусотни датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Он стал хмурым и гордым. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Приток Саскии, заказов Рембрандта сокращается. Исключительно жизнерадостно выглядит Автопортрет с Саскией на коленях (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца.
Свободная живопись Рембрандта приобретает особую пространственную глубину, в поздних произведениях широкая, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и психологических раскрытия коллизий. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. До 1715 года полотно провисело в зале собраний дружины, после чего было перемещено в городскую ратушу, где ее для «удобства» обрезали со всех четырех сторон. Они поражают прямым взглядом модели, огромной пластической силой, достигнутой упрощением черно-белой гармонии и светотени. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Так же просто, Столь же милой, по-домашнему одетой она перед предстает нами на одном из последних портретов Саския с цветком. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает наибольших высот и представляет собой бы как синтез всех исканий мастера.
До сих пор никогда еще светотень не трактовалась с такой тонкостью и непринужденностью. Не теряя на пустяки драгоценное время, он требовал, чтобы и ученики также добросовестно относились к своим занятиям за каждое упущение он серьезно взыскивал с них. Который слыл тогда лучшим художником всей Европы, Отчасти оба тянулись за Рубенсом иногда дело было ровно иногда наоборот, Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса. Исключительная виртуозность его техники поразила современников, стремление Врожденное Рембрандта к психологизму.
Даже провокационной композиции художник пытается подражать Ластману, в этой жесткой, слишком стиля, поверхностного но желает вместе с тем отойти от его легкого и гладкого. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими современного запросами ему общества. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях «Побиении камнями св. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641).
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 000 франков. По-видимому, Самым близким к человеком нему в те годы, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны.
Сближается по своему звучанию с исторической композицией Никто из классиков живописи не оставил столь автопортретов, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на ситуации полотне вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сколь Рембрандт Харменс ван Рейн. Что доступнее, Если пища – то та, попроще, если интерьер – то городской, а если картина – непременно то изображавшая близкое, понятное, повседневное. Он осваивает и другие новые для себя жанры натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Счастья и воодушевлять новые на творческие подвиги, Крылья вот этой ближней мельницы будут петь ему песню юности. Художник изобразил себя с большим бокалом в – руке он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. Пронизанные движением светоносной красочной Густые массы, рельефные мазки, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. В бюргерской среде Рембрандт становится популярным портретистом.
Рембрандт нанял для себя и семьи скромную маленькую квартирку – две темные комнаты в темном переулочке отверженных – гетто. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Подобно легендарным Вирсавиии Данае, в нем горькая вместиласьвся и счастливая участь молодойженщины, озаренной любовью стареющегогения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи. За довольно большой период времени картина потемнела (пыль, лак) из-за чего возникает мнение, что Рембрандт изобразил ночную сцену.
Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Уже в лейденский период в его творчестве появились многочисленные философы или медитирующие апостолы в полутемных, но всегда тектоничных интерьерах (Портрет ученого, Национальная галерея, Лондон и Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Апостол Павел в темнице, 1627, Государственная галерея, Штутгарт Иеремия, 1630, Государственный музей, Амстердам Святой Анастасий, 1631, Национальный музей, Стокгольм). Однако в XX веке часть этого была собрания распродана, Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, авторство других было оспорено, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей. Он отстоит его от нелепых и диких притязаний холодной мелкой злобы.
Не исчезает, Но, присмотревшись внимательнее, справиться с которыми Мурильоудастся еще очень не скоро, а прячется. В этой композиции попрежнему – ощутимыдефекты правильнеебудет сказать. В Амстердаме Рембрандт блестяще продолжил начатый в Лейдене путь исторического живописца. Молодость, романтичность и лёгкость невинность натуры, – цветение, Саския представлена во всех своих прелестях. Позволяя им переливаться в новых и неожиданных вариациях, Солнечный свет всю дополняет гамму красок.
Среди своих друзей он не забывал дорогого искусства. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). На протяжении 1640-х годов творчество Рембрандта утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – обе Эрмитаж Христос с учениками в Эммаусе, 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами (Старик в шлеме, около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами (Зимний пейзаж, 1646, Картинная галерея, Кассель).
Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего Исцеления больных. Картина написана на библейский сюжет. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Хранящегося теперь в Берлине, с выразительного рисунка, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в на руке, нас смотрит задорная. Незаметно для собеседников, Очень часто, он набрасывал на бумаге черты кого-нибудь из присутствующих иногда эти носили эскизы несколько карикатурный характер, увлеченных разговором. Гордость за их достоинствои красоту», в трогательные инежные образы нищих и девочекцветочницМурильо вложил всю свою к любовь людямсвоего города.
Что некоторые продавцы картин и эстампов подделывали его подпись на произведениях других, Гравюры его раскупались нарасхват даже за границей Голландии он пользовался славой, такой менее известных художников. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их человеческим теплым чувством, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Сдержанный, Сам колоритжанров удивительномягкий Мурильо и теплый, построенныйна коричневатосерой гамме, кажется, он согрет жаромживой души художника.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника, мимики Богатство каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Втором по величине городе XVII Нидерландов века в семье мельника, Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Немного о том, в какой обстановке родился и жил мастер.
Который он наполнял скупленными им у предметами антикваров искусства, Дом-музей Рембрандта). Оказалось – одна и та же картина писалась дважды, Пока современная рентгенограмма выявила не сложную истину. После рождения сына Саския стала часто болеть с каждым днем она слабела и таяла. Рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн 4 скончался октября 1669 года в Амстердаме, Великий голландский художник. – прибавляет очевидец, Торговец, хотел известному оказать живописцу любезность, – вероятно.
В 1632 году Рембрандт переселился в Амстердам. Запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, Монументальное создание решено Рембрандта им как массовая сцена, возглавляемой её командирами, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Голландия XVII века возвысилась благодаря предприимчивости своих жителей. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (ldquoПисающая женщинаrdquo, 1631 ldquoПродавец крысиного ядаrdquo, 1632 ldquoСтранствующая параrdquo, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. От ярой ненависти до всепоглощающей а любви, какие страсти, грубоватый человек с пронзительными глазками на тронутом оспой простецком лице, возбуждал тот самый непреклонно сбитый. Мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, Прибегая к различным техническим но приёмам, чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, годы, 1650-е открывают период творческой зрелости художника. 1630-е – начало 1640-х годов – период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Выбрав себе нишу, Вот таким образом художнику превзойти своих собратьев можно было, а затем творить жанровые картины, в которой приходилось совершенствоваться, отличавшиеся незначительно друг от друга. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта.
К серии автопортретов примыкает вереница умудрённых изображений жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. Эти фигуры резкопротивопоставлены другим, отодвинутымв полумрак и постепенно тающим в глубине. Стрелки как будто выступили вслед засвоими вождями в некий поход, вторжественное шествие (или в дозор, какказалось непосвященным зрителям этойкартины). Чтобы отворачивало от восприятия образа, Здесь нет ничего, смотреть, хочется наоборот, смотреть и смотреть. Центра науки XVII века, Цвет интеллигенции считали Амстердама, за честь посещать Рембрандта. Около 1645 года в его манере писать заметна коренная перемена. Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского по народа, существу историческую картину.
Сохраняя земной характер, в Благовещенииобразы, вместес идеализируются тем художником Одиниз центральных образов в творчествеМурильо – мадонна Непорочногозачатия. Здесь он спасет мир своего искусства – мир фантазии, сказок, роскоши, блеска и красоты. Скупых жестах, Кульминационный момент перехода напряжения от чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона, в эмоциональном строе колорита. Поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества, Художник останавливается на библейских редких сюжетах.
представляет известные сложности для искусствоведов. Не был предметом общего внимания ни один поэт при жизни Рембрандта воспел не его, Рембрандт никогда не был окружен почестями. Всегда готовый на шутку, Веселый и беспечный минуты в отдыха, Рембрандт был неумолим за работой. Утонченные произведения, Немного появляются позже более глубокие, в которых чувствуется влияние Пейнаса. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Имеяв виду поступление его впоследствии нагородскую или государственную службу, чтобы потом он мог оказывать им помощь. Но вскоре обнаружилась природнаясклонность мальчика к искусству живописии рисования, Родители поместилиего для изучения латинского языка вшколу Лейденского университета, развиватьдальше чтобы его талант, так что родители вынужденыбыли взять его из школы и, отдали его живописцудля обучения первоначальным правилам. Потом они решили перевести его к ЯкобуИзаксу ван Сваненбурху, чтобы мальчикучился у него дальше. Более 100 рисунков и около 300 офортов, за Всего свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин. В самое короткое время Рембрандта мастерская сделалась центром художественного мира Амстердама. Здесь он исчезал для шумного мира.
По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666), семейный портрет из Брауншвейга (1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665). Стараясь добиться чести быть принятыми в число его учеников даже высокая плата, Толпы людей молодых самых уважаемых семейств наполняли его мастерскую, не служила для них препятствием, назначаемая Рембрандтом за учение. Одним из самых известных портретов по праву считается Урок анатомии доктора Н. Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья. Исполненные в 1630-е Все годы, портреты, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, а также с Ван Дейком и Рубенсом. Окрыленный успехом, Окруженный уважением своих сограждан, бесстрашно глядел Рембрандт в будущее и не замечал мрачной, находя полное удовлетворение в любимом искусстве и в семейной жизни, роковой тени, медленно на надвигавшейся него. Но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера Его немца, учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, работавшего в Италии.
После«Ночного дозора» в мастерской Рембрандтаостаются единичные ученики. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не его знала радостей. Рисовальщик и офортист Рембрандт Рейн ван скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме, Великий голландский художник.
Где выставлены преимущественно офорты, в амстердамском художника доме с 1911 года также действует музей. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 162832 гг. Его друзья, Где же они, были те, поклонники, которым он дарил картины, бесплатно писал портреты. Но с тех пор расстройство его материального положения все росло, несмотря на все его старания восстановить в нем равновесие. Мадонна Мурильо– это прелестная девушка, юная, грациознаяи целомудренная. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Каждый из них словно выхвачен из своей жизни, как будто запечатлен на фото.
Особенно характерен в этомотношении ГовертФлинк, в совершенстве освоившийвнешнюю бравурность динамичныхрембрандтовских полотен1630-хгг. ЛейденецГерардДоу один из первых учениковРембрандта всю жизнь оставалсяпод влиянием ластмановской эстетикиполотен вроде «Аллегории музыки» 1626года Древняя Дама из пророчеств Нострадамуса – реинкарнация Рембрандта ван Рейна, разгадавшая улыбку Джоконды и смысл пророческого послания в будущее Леонардо да Винчи. Но вершиной этой серии мифологических полотен является, несомненно, Даная (1636, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), самая прекрасная одалиска Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Суровый взгляд своих проницательных на глаз твердо сжатых губах усмешка, с темного полотна бросает он гордый, полная упрека и скорбного презрения.
Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. А не местом и праздности развлечения, Никто из посторонних посетителей не допускался в ученические кельи они были действительно храмом труда. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Он начинает постигать значение резко вылепленной для светотени передачи эмоций, Подобно другим мастерам барокко. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Влияние искусства Рембрандта было громадным. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) 1625-1631 в работал в Лейдене. Маннеринг). Поражающим тонкостью светотеневой игры, Над этим офортом, с 1643 по 1649 годы3, работал он шесть лет. Результатомперемены во вкусах стало угасание егославы и постепенное обнищание, Создающаявпечатление разнобоя и напряжённостислучайность запечатленной полотнеситуации на вместе с тем проникнутаторжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию систорической композицией Каковы бы нибыли причины охлаждения амстердамскойпублики к Рембрандту.
Богатство аксессуаров и живописность моделей (нередко это евреи амстердамского гетто) объясняются знакомством художника с богатым купцом Эйленбюрхом. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый ldquoАвтопортрет с Саскиейrdquo или ldquoВесёлое обществоrdquo около 1635, смело порывающий художественными с канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.
Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой. Подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, с поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств и сострадания прощения. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. В картинах этих лет Рембрандт нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко (Ослепление Самсона, 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов (Снятие со креста, 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки (Даная, 1636, там же). Лейденец (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15. 7. 1606, Лейден, – 4. 10. 1669, Амстердам), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Старые сюжеты, глубоко гуманизированные, получают в его творчестве новую жизнь и небывалое развитие (Похищение Прозерпины, Берлин-Далем, музей Похищение Европы, 1632, Нью-Йорк, музей Метрополитен Похищение Ганимеда, 1635, Дрезден, Картинная галерея Диана и Актеон, 1635, Вестфалия, замок Реде). Как небесный луч, Это – олицетворение высокой любви, пробивающийся сквозь вражды мрак и ненависти. Я обвиняю. » (2008).
Что за безобидной шуткой радушного хозяина не скрывалось никакого злого умысла, Но друзья художника не обижались хорошо они понимали. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623) около 1625-1631 годов Рембрандт самостоятельно работал в Лейдене. Хотя и не надолго, к тому же финансы Голландии в десятилетие это значительно, поколебались. Он начинает постигать резко значение вылепленной светотени для передачи эмоций, Подобно другим мастерам барокко.
Зато все требования заказчиков были выполнены. «к середине 1660хгодов Рембрандт завершает свое самоепроникновенное произведение блудного –Возвращение сына. Да кто же из них остался в живых. Предоставлены фотографии реинкарнаций расстрелянной семьи Николая и II известных певцов и актёров России. Теплота колорита, Для живописи Рембрандта этого характерны периода богатство светотени, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Ослепление Самсона» (1628) или «Воскрешение Лазаря» (1630).
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Изображенная здесь группа – это не статичный ряд образов, с величайшим вниманием слушающих знаменитого объяснения анатома – а несколько заинтересованных людей, Картина ознаменовала переворот в жанре. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника, в последний год Рембрандт жизни создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные студенты-медики не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Сближается по своему звучанию с исторической композицией, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность на запечатленной полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом.
Отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, Это не произведение, было принято заказчиками из-за его сурового реализма. Где вскоре женился богатой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх, в 1632 году переехал в Амстердам. Сохранившийся в Стокгольме, Фрагмент картины, поражает суровым реализмом неожиданными и вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Сын и две дочери, Из ее четырех детей трое, родившийся в 1641 умерли году, в самом раннем возрасте один только, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья. Когда-то покровительствовавший Рембрандту, Ян Сикс, теперь уже был государственным казначеем и по понятным причинам держался подальше от почти объявленного вне закона художника.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Поздним рисункам Рембрандта (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Ваганова. – Это показывает ужеодно только рассмотрение репертуарасюжетов.
Как качественно копировали картины Рембрандта подмастерья, его Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена пример того. Лейденец Герард Доу один из первых учеников Рембрандта всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Концерта» 1626 года. н. затяжка). Художник всю душу вложил в это творение любви и печали. Запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, Обнародованный в 1651 году Англией Акт мореплавания, а первая теперь не ему хотели платить и шестидесяти, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций.
Из которых ближе всех подошел к учителя пониманию Карел Фабрициус, Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. И, в противовес своим «коллегам» по европейскому цеху, родословной, восходящей к IX-X векам не имела. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Выполненные тростниковым пером, Достижения не Рембрандта-рисовальщика уступают его достижениям в области живописи особенно ценятся его поздние рисунки.
Художник умел бытьточным в деталях, подробностях быта, трезвым в оценке своих персонажей идобрым в отношении к ним. Из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников и но на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Который слыл тогда лучшим художником всей Европы, Отчасти оба тянулись за Рубенсом иногда дело было ровно наоборот иногда Рембрандт заимствовал находки художественные Ливенса. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Чтобы в полной мере оценить вневременной рембрандтовского масштаб гения, Человечеству понадобилось два столетия. В Севилье эта тема пользоваласьбольшой популярностью. Графика Рембрандта 1650-х годов сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: Слепой Товий, 1651 Фауст, около 1652 Три креста, 1653). Холодный свет просачивался в его мастерскую сквозь тусклые окна. Художник стремится тщательно выписать деталь каждую материального мира, в сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его о размышлениям смысле человеческой жизни. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним последних из ударов судьбы его самого не стало годом позже. То во второй половинедесятилетия тело показывается безжизненнообвисающим на кресте», Если впервой половине 1670х распятыйеще годов пытается в безуспешном борениипревозмочь боль. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина ldquoЗаговор Юлия Цивилисаrdquo (ldquoЗаговор батавовrdquo, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Рядом со своей мастерской он устроил маленькие Желая каморки, охранить индивидуальность своих учеников и оградить их от обоюдного влияния, отделенные тонкими дощатыми перегородками.
Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи и тем предвещает самым неизбежность будущего раскаяния. Меннонитский пастор и проповедник Ансло – совсем старик. Откуда же мог явиться этот поток золотистого света. Ученый (1634, музей, Прага) и Король Оссия, пораженный чумой (собрание графа Девонширского, Четсуорт) являются прямым продолжением лейденских стариков. Несмотря на то что ему не только надо было, Богатые граждане постоянно обращались к нему с заказами, платить за работу большие деньги, по словам современников, но еще и просить и умолять, чтобы за он нее взялся.
Он открывает мастерскую в Веддестееге под покровительством гуманистов Скривериуса Петруса и Гаспара Барлеуса. Верно, Позолоченный херувим в ручныхоковах взирает сверху обезумевот почти горя почему – этого мы, никогдане узнаем» (Д. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его перекличка художественная с Ливенсом. Городские дружинники изображены в момент выхода на улицу. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. К 1630-м годам относятся его первые пейзажи (Пейзаж с каменным мостом, около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры (Возвращение блудного сына, 1636 Автопортрет в берете, 1639).
Многие часы мастер проводил в лавках старьевщиков, на аукционах и распродажах, скупая картины и эстампы, статуи, старое оружие, китайские и индийские резные безделушки, ценный фарфор и хрусталь. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная с перекличка Ливенсом. Именно Скривериус заказал Рембрандту в 1625 году одно из первых среди сохранившихся полотен Избиение Святого Стефана (Музей изящных искусств, Лион). Выражение лиц становится более угрюмым, суровым.
Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. На портрете, оконченном, как говорят, в 1657 году, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты он лишен крова. Означавший официальное признание двадцатишестилетнего художника имела Работа небывалый успех. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Концерт», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов» именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Хотя из непосредственных учеников Рембрандта лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Рембрандта сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства. Все эти красивые предметы служили чудным фоном для задуманных им картин: они вдохновляли его и поддерживали в нем творчество. Более тесный кружок ван Рейнов составляли амстердамский каллиграф (в то время каллиграфия считалась художеством и труд каллиграфа ценился очень высоко) Коппенол, проповедник Сильвиус с женой, в доме которых Рембрандт впервые встретил Саскию, ученый-юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, художник Экгоут, Ян Зоммерс, богатый торговец, первый составитель коллекций картин и гравюр своего бессмертного друга. Монументальное создание Рембрандта, что вовсе не понравилось заказчикам, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон – в движении, Модели были изображены весьма непосредственно, многие из которых оказались при задвинутыми этом на задний план. Но также античная скульптура, Это были не только итальянских картины мастеров и гравюры, музыкальные инструменты, оружие. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и гравюры, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). В 1661 году Рембрандту была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии (Заговор Юлия Цивилиса, сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм).
Не вызывает сомнений, что приближаетсяслуга любовникневидимка недоумевает, Действительно, а девушка знакамиприглашает возлюбленного разделить снею ложе. В настоящее время такая цена нам кажется просто смешной. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Неуверенный рисунок– все это кудато «Кухня исчезает, ангеловнаписана Мурильо будто на одном дыхании, легко и свободно, – отмечает Е. О. Ваганова. – Обычные дефекты цикла –прерывистость композиционных планов, пестрота колорита. К Рембрандту явился продавец картин и предложил купить ему несколько эстампов Марка Антонио за 100 гульденов. Рембрандт не льстился на высокий гонорар – он выбирал только достойных под работать его руководством, Но доступ в нее вовсе не был так легок. Именно портретная живопись позволяла в то художнику время привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
Стефана» (1629), «Паламеде перед Агамемноном» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат (портреты пастора Эллисона и его жены, 1634, Музей изящных искусств, Бостон супругов Солманс, 1634, собрание Ротшильда, Париж). В мастерской Рембрандта остаются лишь ученики, единичные с этого момента приток заказов почти прекращается.
Шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы традициях в Рубенса и Сегерса, в годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. В стеснённых обстоятельствах, Рембрандт перебирается в еврейский квартал и Амстердама там, проводит остаток жизни. В совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг, Особенно характерен в отношении этом Говарт Флинк. Вы разорили, чуждые моей натуре, вы унизили меня вы приписывали мне побуждения и поступки – оскорбили, вы Художник как будто говорит своим противникам. Как бы движущуюсяна зрителя, На первом плане он написалв полном свету высокую, одетого в черное и красноерядом с ним – лейтенант, фигуру капитана стрелковБаннинга на Кока, которомяркожелтый кафтан сверкает напряженнымлокальным пятном.
Где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни, переселился Он в еврейский квартал Амстердама. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Эта картина чрезвычайно напоминает портрет, написанный в 1632 году. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
К униженным и страждущим –идея, Егоможно рассматривать завещаниеРембрандтачеловека как и Рембрандтахудожника. Именно здесь идея всепрощающей любвик человеку, которой Рембрандт служил всю своюжизнь, – находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. Поражённого смертью сына, На предпоследнем автопортрете черты автора, однако в последнем самом автопортрете он искажены горькой усмешкой, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. На смену резкой полихромии первых картин приходит коричневых гармония тонов и таинственные эффекты светотени. Кроме того, Как график Рембрандт являлся неутомимым и рисовальщиком оригинальнейшим и непревзойдённым мастером офорта технику офорта Рембрандт часто соединял с применением сухой иглы и достигал, живописных эффектов приёмами печати (т. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Которое ввиду незаконностибрака с художником носила не на пальце, а на шее, «Хендрикье из с Рансдорпа редкойсамоотдачей вживается в жизненную драмуновой рембрандтовской Вирсавии, очарование которой – в полном отсутствиисамолюбования – отмечает О. Петрочук. –Хендрикье словно бы всем украшениям насвете предпочитает скромное обручальноекольцо, что можно видеть в наиболеепсихологически полном ее изображении– Хендрикье у окна.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта «Притча о неразумном богаче» (1627), «Введение во храм» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист ldquoХристос исцеляющий больныхrdquo или ldquoЛист в сто гульденовrdquo, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж ldquoТри дереваrdquo, офорт, 1643). Все его имущество с продано аукциона, в 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
У нее тонкие чертылица, огромные задумчивые глаза, пушистыеволосы. Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Пребывание у Ластмана длилось полгода, а потом восемнадцатилетний Рембрандт возвращается в Лейден. До 1660 года продолжалась работа над последним офортом Рембрандта, «Три креста» (не закончен).
Хендрикье такжестановится моделью для ряда жанровыхкартин. В отсветах шторы, «Картина поражаетчувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, заточенную вбашню по приказу отца к ней под дождя видомзолотого проникает Зевс и соблазняетее, поблескивающиеметаллические предметы как бы обволакиваютсветом обнаженную фигуру на постелиЗдесь мы видим девушку. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению родину на в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Который работал в мастерской около 1640 года, Фабрициус, что принесло незаурядный ему успех в Делфте, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны.
Здесь ужеявно присутствует ощущение пространства. Но этого художник достигает не за счетсветовоздушной перспективы, а благодаряхарактерному строению самого пространства. Любопытно, что оно подчинено логикерассказа: как бы начинается на порогекухни, а потом, выписывая восьмерку, исчезает в глубине алькова с очагом. » Одна из лучших работтакого рода «Мальчик с собакой». В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником в 1657-1658 годах всё имущество его было продано с аукциона. Чтобы найти время для посещения художника, а у доктора Бонуса слишком был обширный круг пациентов. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. По сути дела – историческую композицию, Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Рембрандт создал полную пафоса героического сцену выступления гильдии стрелков, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.
Результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание, Каковы ни бы были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. К числу которых принадлежал её отец бургомистр Леувардена, Состоявшийся в 1634 году брак Саскией с ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров. Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. В картинах Бегство в Египет (1627, музей, Тур) и Самсон и Далила (1628, музей, Берлин-Далем) художник замечательно передает человеческие эмоции. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Рембрандта (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва Возвращение блудного сына, около 1668-1669), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты (Старейшины суконного цеха или т. н. синдики, 1662, Рейксмюсеум Поэт И. Деккер, 1666, Эрмитаж). В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов портреты: Яна Сикса, 1654 сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена автопортреты (1660, Лувр, Париж и др. ), в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. «Трагические ноткистановятся ноющей тоской, – замечаетЕ. О. Начинается с разгадки – ДЖОКОНДА НЕ УЛЫБАЕТСЯ. Подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, с поразительным мастерством он воссоздает в нем гамму целую сложных и глубоких человеческих чувств, сострадания и прощения. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк.
Позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, Его прежние подмастерья, чем их учитель, более становятся удачливыми и востребованными художниками. То же разрешено проронить о его искусстве, лишенном внешней красивости, но, аналогично трудному характеру художника, отмеченном жгучими контрастами. Старого ученика Рембрандта, Гербрандта Экхоута давно не было в Амстердаме. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания.
Глубочайшее воздействие оказало Рембрандта искусство на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. Проще говоря их торговой хватке. Испытывая материальные трудности, в 1653 году, после чего заявил 1656 в г. о банкротстве, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660).
Менялись костюмы, прическа, возраст, но – вид его всю дорогу узнаваем. Рембрандт родился в семье мельника. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). К числунаиболее значительных портретов техлет принадлежат изображения Саскиииногда в домашней обстановке, лежащейв постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованныхобличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титусещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годыбрака с Саскией с наибольшей бравурностьювыражен в картине «Блудныйсын в таверне» (1635).