Лукас Кранах Старший (настоящая его фамилия Зюндер (Зундер или Зондер)) был другом Мартина Лютера и был сторонником Реформации и кому, как не Кранаху, рисовать портреты Лютера, которых было несколько. Перу Лукаса Кранаха Старшего принадлежит множество портретов Мартина Лютера.
В этой работе отношение ренессансное к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Так как уже крестьянский давно башмак с развевающимися подвязками в противовес рыцарскому сапогу утвердился на знамени восставших за свои права крестьян и это было своевременно. Прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, Кранах стоял во главе саксонскогопосольства, Сибиллу принцессу Клевскую, чтобы посватать егодочь, за принца Иоганна Фридриха. Утвердил собственный характер художественного восприятия, Кранах определился в творческих своих приемах, одним словом, выработал индивидуальный стиль, к 1520-м гг.
Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. 15151520) маленькая изысканная по живописи, полная удивительного очарования и уюта картина. Вот таким образом 1-ые уроки мастерства Лукас, Отец и дед художника также живописцами, были получил от них, скорее всего. Право иметь свой герб Кранаху Лукасу было подарено в возрасте 35 лет вместе с дворянским титулом. Очень многообразные по приемам и задачам, На всей протяжении своей жизни он писал портреты, например великолепные парадные торжественные портреты, в них решаемым. Писал его портреты, Был близким другом Мартина Лютера, выражавшие Реформации идеи создавалпроизведения.
Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была и чистота основательность работы. В ранних работах мастера, Воздействие классического искусства ощущается и трактовке в образа Мадонны, в частности. Выполнявшей большую часть заказов, Вот таким образом обзавелся он большой мастерской, высокопрофессиональную, судя по качеству огромного количества вышедших из нее работ. Тем более что герб (тот самый, со змеей) наносился на все работы подряд и единственным критерием поиска «настоящего Кранаха» остается уровень исполнения картины. Особой популярностью у высокопоставленных заказчиков пользовались портреты и мастер написал их немало. Однако на этом достоинства «Алтаря» и заканчиваются.
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Состоя придворным живописцем курфюрстаФридриха Мудрого, с г. жил 1504 в Виттенберге, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянскоедостоинство. Да и сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). После Вормского рейхстага Мартин Лютер какое-то время вынужден был в прятаться крепости Вартбург, Как известно.
К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. Франциска» все в Художественно-историческом музее в Вене). Бейте, Колите, кто как может, давите и их, если кого постигнет при этом смерть, то благо ему. фигуры обнаженных женщин становятся преобладающими в творчестве живописца.
В 1508160году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Они перегружены деталями, в еще них нет правильного перспективного построения, сам рисунок кажется составленным из вьющихся путаных линий, фантастичны. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Сверкая яркими красками, Портреты герцога и его жены написаны в рост в роскошных одеждах и выступают черном на фоне.
А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался». Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создаеткартины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). В мастерской художника готовился к изданию немецкий перевод Нового Завета. Этому способствуют общие религиозные устремления160 оба они Реформацию поддерживают и знакомы с Мартином Лютером, Возможно.
Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством160 почти все его время занято дипломатических выполнением поручений. Вот тогда Лукас Кранах Старший и нарисовал этот портрет, Зимой 15211522 годов он тайно провел дней несколько в Виттенберге, который впоследствии разошелся по Германии в бесчисленных гравюрах. Даже учитывая тот факт, а работ действительно было немало, нарисованных или отпечатанных в Кранаха, мастерской что из около пяти тысяч картин и гравюр, до нас дошла только пятая часть.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Когда он выезжал в Нидерланды, 15081509 Кроме годов, проведенных в Аугсбурге и Инсбруке вместе с плененным курфюрстом Иоганном Фридрихом, 15501552 годов и последних лет в Веймаре, Кранах почти безвыездно жил в Виттенберге. А также некоторые образа в и другихцерквах картины в разных немецких музеях), Марии в Торгау. Работал в гравюре, одним из первых вЕвропе начал создавать цветные оттиски. Особенно складок одежды, Динамичный острый рисунок, характерную для присущего немецким мастерам чувства формы, дробная трактовка листвы резкие и очертания устремленных ввысь скал создают напряженность.
Он рисует великих людей в местном колорите Виттенберга, не Кранах является истолкователем духовного величия, а не в их вечном значении. В итоге он стал одним из богатейших бюргеров Виттенберга. Как бы вопрошающем взгляде, в нем есть нечто романтически-взволнованное и в и умном, в порывистом повороте головы.
Напр., Таковы, его жены, портретыкурфюрстов Меланхтона, Лютера, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Большую часть жизни работал в Виттенбергепри дворе курфюста саксонского Фридриха Мудрого и его преемников. Он был одним из самых популярных художников Германии. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 15031504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. Изображения животных, натюрморты – битой Сохранились дичи, только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портретыкурфюрстов и Лютера и св.
Выражение непоколебимой уверенности, целеустремленности и какая-то особая одухотворенность обращают на себя внимание в некрасивом, грубоватом лице молодого доктора богословия. Его изображение коленопреклоненным перед распятым Христом в раскинувшемся по земле тяжелыми складками кроваво-красном кардинальском одеянии на фоне свинцово-серого неба грозового одна из лучших картин художника. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами страной великого искусства оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Через два года, отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридрихуи, переехал в Веймар, вместе с последним, где и умер 16 окт. 1553 Кранаха, г. Произведения относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. Отдых св. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале годов 1520-х и вскоре переросло в тесную дружбу.
(Лпц., 1883). Которая наиболее известнанам как по его собственным произведениям, Позднейшая манера мастера, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка ирутинностью композиции его мужские типы иногда полны благородства, так и работам по его учеников иподражателей, но пороюприближаются к карикатуре женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятиегреческой или итальянской красоты. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Где особенно ярко проступает его живописное мастерство, высокопоставленных Для заказчиков Кранах начинает писать кабинетные картинки. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
Прежде всего, Кранах подчеркивает в обоих индивидуальное человеческое, начало, которое было особенно важным для мастеров Северного Возрождения. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. Но этинедостатки искупаются понятностью его сочинения и понимания привлекательностьюнаивно-поэтического природы. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). На котором Фридрих Мудрый предстоит в молитве Кранах Мадонне, запечатлел своего покровителя в прекрасном гравированном портрете. Одно из них до 1931 года находилось на территории Украины и входило в коллекцию Варвары музея и Богдана Ханенко. Трижды в разное время исполняет должность его Со казначея, временем Кранах становится членом городского совета, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Творчество Кранаха Старшего не открывает новой страницы в немецком и искусстве не ставит проблем. Это, скорее, воплощение идеальной мечты. Отец и дед художника также были живописцами.
Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Послесмерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Сходна с ней и «Мадонна с младенцем» в собрании московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Искусство Кранаха к этому времени приобретает уверенность почерка художественного и завершенность стиля.
Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Один – полноватый, с острыми чертами лица, второй - худой – с абрисом мягким щек и шеи и упрямым подбородком, Художник передал и физиономические особенности каждого. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.
Женский портрет написан художником в 1526 году. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Изображения Мадонны, После этой поездки в творчестве в Кранаха большом количестве появляются алтарные образы. Что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, Исследователи отмечали, будто как они лишены веса и парят над землей, все фигуры написаны легко и живописно. И раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, Кранаха, Образы становятся светскими и поверхностными.
Какими были эти люди, Благодаря приверженности художника зритель реализму может ясно представить, творившие историю. В 1550г. А псевдоним, Настоящая фамилия художника не известна, происходит от названия городка Кронах в Франконии Верхней – места, очевидно, где в 1472 году будущий великий немецкий художник появился на свет. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле.
В 1504 году он прибыл в Виттенберг ко двору Фридриха Мудрого и с этого времени своей до смерти состоял на службе у курфюрстов саксонских. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. Созданных художником, Особое место в ряду образов, считающиеся единственными ихизображениями, занимают портретыМартина Лютера и сподвижника его Меланхтона.
Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Эрмитаже, 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древомпознания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др.
По обычаю тех времен, в молодости Кранах необходимое совершил, для начинающего мастера путешествие по Германии. Н. Н. Создает картины и гравюры, Приняв сердцем учение Лютера иллюстрирует Лютера, сочинения в которых проповедует протестантские догматы, неоднократно пишет его портреты, среди которых наиболее знаменита ксилография «Мартин Лютер в образе юнкера Йорга» (1521 г. ) выразительная и одухотворенная работа – Лукас становится «живописцем Реформации». и вскоре переросло в теснуюдружбу. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Семейства на пути в Египет у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ в церкви св.
Екатерина, Как известно, покровительницей является христианской науки изображенная в центре триптиха ожидающей свою казнь. Голова изображенного несколько откинута назад и действительно, нос характерной с горбинкой, большой лоб, карие глаза, бритое лицо, лысый череп – этот портрет очень выразителен. Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. Известен как замечательный мастер портретногожанра.
Фигуры наводят на мысль, Нагроможденные как попало, задумав блеснуть мастерством, композиционным что, художник не справился со сложными ракурсами, а потому размещение тел остается неясным. А среди многочисленных персонажей остро схваченные портреты университетских преподавателей, Картина в прекрасна цвете. Но предельно просты и ясны, Теперь композиционные построения в картинах художника и хоть отличаются большим разнообразием. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Панорама с холмами и лесами, омываемыми в рекой ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок – лужайками, Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь.
Так как, Этот портрет стоит особняком в творчестве Кранаха, живописностью эффекта выразительностью и художник словно предвосхищает офорты Рембрандта, по мнению исследователей. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения в интерьеров домах вельмож или патрициев. Мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным Фридрих центром, Мудрый, высоко ценит художника. Льва, как тогда было заведено в высоких кругах, медведя или орла – художнику не позволили, Впрочем из-за его низкого происхождения, на изобразить гербе достойное животное. Да еще в натуральную величину, Для Кранаха была это первая попытка изобразить обнаженное тело.
Так как исполнены духе в протестантства, Некоторые композиции Кранаха имеюткультурно-историческое значение. Которые считаются одной самых из приятных сторон творчества художника, Оставим сейчас в стороне политическую суть движения Реформации и остановимся на портретах кисти Кранаха. До нас дошло более 50 различных изображений Адама и Евы из мастерской Кранаха, которые хранятся в крупнейших музеях мира.
Украшал залы, занимался просто малярными работами, писал портреты и картины на библейские и мифологические темы, не говоря о занятиях, требовало которых его высокое положение в городе – как и в Вене, в Виттенберге, дружил тесно с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном ( и как придворный, он входил в круг университетской профессуры и как художник Кранах был чрезвычайно загружен делами. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, Дунайская школа живописи160 направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, эмоциональность, свобода фантазии интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, композиция, динамичная порывистые и острые линии рисунка. Что после преждевременной смерти старшего сына Лукаса Кранаха Ганса в 24 возрасте лет, Говорят, змея начали изображать с поникшими крыльями. Гансу и Лукасу Кранаху Младшему, Еще несколько приписывают его сыновьям, кроме присутствия на холсте официального герба Кранаха, а об остальных исследователи не никаких имеют сведений.
Чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и дочерью 14-летней Иоанна III Сибиллой Клевской, в 1526160году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. «Мадонна с младенцем» – едва ли не самая любимая тема художника. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе.
Он писал такжежанровые картины и охотничьи сцены. Между тем, природа бесконечные небеса, скалы, равнины у подножий голубых гор в просвете между темными деревьями живая и сказочная, увиденная как тайна мироздания. Заведовавшего в Виттенберге церковным приходом, Он рисует Лютера, удары которого расшатали всю Европу», не а пылкого Лютера.
Linden, Lucas Cr. А римский папа требует, Христос обмывает ноги своим ученикам императоры чтобы целовали ему туфлю. Екатерины». Для саксонских церквей он пишет большие алтари, среди которых самый известный триптих с изображением «Святой родни» (близких и дальних родственников Христа) для церкви Марии в Торгау (1509 г. ).
Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Предположительно, Лукас Кранах Старший, где он скрывался под псевдонимом юнкер Йорг, написал эту картину весной 1522 года после незадолго окончания 10-месячного пребывания теолога в замке Вартбург. С. С. Чураков считает, что реальные люди введены Дионисием и в другую композицию. Советник и даже камердинер, За свою долгую жизнь на он протяжении 49 лет служил трем курфюрстам как придворный художник.
Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Святой Екатерины» (1506 г. ), выбор и трактовка темы которого связаны с основанием в 1502 г. в Виттенберге университета. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода.
Кроме Босха ( После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Его портреты пользовались большой популярностью. Стоящий за герцогом, пес, Огромный и болонка у ног герцогини символизируют супружескую верность. Перед зрителем предстает человек немолодой, независимый, умудренный опытом и знаниями, не преклоняющийся даже перед властелинами. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Немецкийхудожник и график эпохи Возрождения. Тонко и остро чувствующий красоту душу и природы, Неслучайно картины Кранаха его венского периода увлекли многих художников в европейском искусстве появился художник.
Множатся картины на античные сюжеты. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Что портреты Кранаха вызывают сожаление, Немецкий профессор Рихард Мутер тоже считал, рядом что с великими людьми не оказались Дюрер или Гольбейн. Монах Лютер, вынужден был время какое-то прятаться в крепости Вартбург – скрывавшийся от преследований, История картины такова. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая цветной фон.
Становится главой огромной мастерской, Это время расцвета искусства – Кранаха он занимает почетные должности при дворе курфюрста, которая не знает недостатка в заказах. Отмечая явное стилистическое сходство обоих мастеров того периода, некоторые историки искусства предполагают, что Лукас некоторое время работал в мастерской Дюрера. Немногое известно из биографии Лукаса Кранаха. На щите крылатая змея с крыльями летучей мыши – затем превратившаяся дракона в с крыльями птицы, в 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». А многочисленные Мадонны, Чаще они похожи на жанровые или картины, ландшафтные неизменно наполнены любовью и нежностью матери к своему сыну. Примечательно, созданные Кранахом, что краски на картинах мастера не потемнели со временем, до сих пор радуя зрителей яркостью и цветовым многообразием, однако в некоторых своих работах он сознательно отказывался от сочного цвета, оставляя фон черным или решая его в приглушенных тонах.
он окончательно сформировавшийся художник. Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь и волнения стихли. Христос изгоняет торгующих из храма папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». И не ошибаются в этом – художник оказался рачительным и добропорядочным хозяином города. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Отрастил волосы и бороду в и довершение всего принял имя Йорг, Он одевался в светскую одежду.
Благодаря такому «усердию» исследователям бывает невообразимо трудно выделить из буквально поставленной на поток продукции мастерской авторские произведения самого художника, «растворенные» в общей массе «изделий», многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом (умер в 1537 г. ). Затем его путь лежал через Австрию в Вену горы, долины, горные озера этой страны навсегда остались в искусстве Кранаха. в его – картинах в частности, свойственные произведениям лучших представителей фламандской живописной школы – что в этом городе Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, Известно, в композиционных решениях и типах лиц персонажей заметны черты, будущего императора Карла V. Посещение Нидерландов повлияло на формирование художественной манеры Кранаха. Находящаяся в ленинградском Эрмитаже «Венера» (1509) написана им явно под впечатлением от итальянцев, хотя сама трактовка темы весьма своеобразна. Что он побывал в Баварии, Можно предположить, знакомство с работами баварских художников чувствуется в ранних его картинах. Имея некоторое сходство и тем с и с другим прототипом, Но, созданный Кранахом, образ, не является собственно портретом. Плавности линий, в ней очевидно стремление к пластичности объемов, хотя пристрастие к ювелирной проработке и деталей излишняя утонченность выдают школу немецкого средневековья, к единству и сдержанному благородству колорита. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. в бургомистры.
Заостренным подбородком и узкими расставленными широко глазами встречаются и в других картинах Кранаха, Такие своеобразные лица с широкими скулами. Его моделями становятся саксонские курфюрсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («Портрет астронома и географа Иоганна Шёнера», 1529 г. ). Предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, Зимой Лютер 1521/22 тайно провел несколько дней в Виттенберге, который и стал крестным отцом его первенца.
Никулин пишет: «В трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского Ренессанса. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок. И иллюстрации, Это были и заказные работы и большие отдельные листы на религиозные античные и темы. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. «растворенные» в общей массе «изделий», Благодаря такому «усердию» исследователям невообразимо бывает трудно выделить из буквально поставленной на поток продукции мастерской авторские произведения самого художника, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом (умер в 1537 г. ). Острым подбородком и сладкой улыбкой, Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, чуть сухощавые фигуры с плавными так движениями возникло искусство зрелого Кранаха, так возникли стройные, в котором с годами все больше начинает появляться трафаретное однообразие и жеманность. Первой в этом длинном ряду была картина «Венера и Амур» (1509 г. ), за ней последовали «Нимфа источника» (1518 г. ), «Суд Париса» (1529 г. ) и многие-многие другие. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора.
Призванные играть роль листиков, фиговых При этом ленточки прозрачных тканей, что полагалось скрывать, почему-то обретают у "Венеры" значение прямо противоположное – привлекают особое внимание к тому. Через несколько лет становится владельцем мастерской, земельных участков и аптеки – домов, двух и не забывает о делах земных. Городская буржуазия за самостоятельность господствующее и положение, Княжеская знать боролась за абсолютную власть, крестьяне за мало-мальски сносные условия существования. Однако, Интересно, ни положение придворного художника князей, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был Альбрехт кардинал Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд ( Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. Композиция более обдумана и колоритболее величественна, тепел и золотист – чем впоследующих его работах исполнение более свободно и окончательно, в них видна зависимость художникаот франконской школы. Напротяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретногожанра.
Франциска» все в Художественно-историческом музее в Вене). Ибо более блаженной смерти быть не может». А двор, Преподаватели-гуманисты интерес насаждали к античности, превратил увлечение классической литературой, желавший слыть просвещенным историей и мифологией в моду. Часто устраивавшиеся при саксонском дворе, Кранах должен оформлять был торжества и турниры, гербов, создавать эскизы костюмов знати, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия. Но в самую решительную минуту с небывалой силой сказывается характер компромиссный нового учения. С миндалевидными глазами, Именно она дала свою внешность типичному облику женщины160 кранаховской высокая блондинка, вытянутыми очертаниями тела, острым подбородком.
Эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, Он сознательно отказался от цвета, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы лишь выделяются красные бусы на шее Амура. Кранах Старший был лично знаком почти со выдающимися всеми людьми своего времени и писал портреты некоторых из них. В которых выступил критикой с католической церкви и расхожей практики торговли индульгенциями, До того Лютер прибил на церковной двери в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. У него бывают удачные приемы, Когда художник имеет дело с бюргерами простыми или крепкими мужицкими фигурами. Иоганн Постоянный и Иоганн-ФридрихВеликодушный, Преемники Фридриха Мудрого, относились к художнику также большой с благосклонностью. История ее такова.
Светлая зелень лугов, Темные купы деревьев, по которому рассыпаны, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, как мозаика драгоценных из камней, фигурки людей и животных. местах) историиЮдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (вМюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Оставаясь величайшим колористом, Лукас начинает писать для высокородных заказчиков небольшие «кабинетные» картины, среди которых настоящим шедевром является «Рождество Христа» (около 15151520 гг. ) воистину волшебная сказка с эффектами ночного освещения. Национализированный советской властью шедевр был продан за границу, к сожалению, а впоследствии попал в частную коллекцию вот таким образом США, он оказался в Берлине, где находится и сейчас. С момента рождения наследника саксонского называвший престола его "мой 3-ий сын", Кранах, спешно отправляется вслед за Иоганном Фридрихом. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. В 1505160году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45160лет) в качестве придворного художника. О близких отношениях двух «великих» говорит, например, то, что в 1525 г. художник засвидетельствовал брак реформатора с Екатериной фон Бора, которую, к слову сказать, в дальнейшем увлеченно рисовал, а Лютер был крестным отцом дочери Кранаха Анны. Лишь после нидерландскогопутешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Ставшей женой Мартина Лютера, в изображенном эрмитажном на портрете женском лице соединились черты двух современниц Кранаха – принцессы Сибиллы Клевской и беглой монахини Катарины из Боры.
Он благоговел перед Священным писанием и боролся за чистоту Церкви и Божьего, Слова Как и Лютер. Жители дважды избирают его бургомистром. Однако это приносит и неожиданные результаты. Виттенберг был университетским городом. Маленькие, тщательно выполненные и требующие близкого рассмотрения картины на религиозные («Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия») и античные («Венера», «Лукреция», «Суд Париса») сюжеты пользуются большим спросом и мастерская Кранаха работает без устали, создавая многочисленные реплики с оригинальных работ мастера.
Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. В эти годы начинает по-настоящему формироваться и Лука Кранах-портретист. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Один из самых привлекательных художников немецкого Возрождения, Лукас Кранах в Старший, местечке Кранах, родился во Франконии. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
Так как совпало с ожесточенной периодом идеологической борьбы в Германии, а время его жизни действительно было бурное. Где он пробудет до 1509160года, в этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Римской Священной империи Максимилиану I в Нидерланды. Кранах продолжает писать на библейские и мифологические сюжеты, Успешно справившись этой с задачей. Хотел превратить свою провинциальную маленькую столицу город Виттенберг в крупный культурный центр, ). Теоретик искусства и литературный критик Лессинг писал, Хотя немецкий драматург, чем сколько имеется в его собственной голове, что Кранах «не вложить может в голову портрета больше. К слову сказать, Кранах одним из первых европейских граверов начал создавать цветные оттиски «Адам и Ева» (1509 г. ) и некоторые другие того же года были напечатаны с двух досок: одна давала черный рисунок, другая цветовой тон.
Моделями Кранаха былисаксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). На всех своих картинах и гравюрах мастер помещал монограмму свою маленького красного крылатого дракона. В ней нет ничего мистического, так же, как и в других произведениях на священные сюжеты.
Специалисты (правда, не все) считают, что при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый светло-зеленым, желтый соломенно-желтым, синий бирюзовым, вот таким образом его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода. и вскоре перешло в тесную дружбу. Не вполне удовлетворительны в его картинах ивоздушная перспектива и несмелый прием прилизанного наложения красок. Пока это только еще гипотеза, на которую, возможно, дадут ответ будущие исследования.
Увлеченный ксилографией и занятый делами дворе, при Первое время в Виттенберге Кранах, картин почти не пишет. Дочери зажиточного местного пивовара, к этому богатству Кранах и присоединил кругленькую сумму приданого жены. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. А точнее в 15051509 в гг., первые несколько лет придворной службы, художник занимался преимущественно гравюрами.
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр "Апокалипсис", художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Изображая своего друга, Кранах, живые глаза выдают и ум решительность, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы. Иоганн Фридрих освобождён из заточения, как то ему позировал ещё в младенчестве, но отправлен в изгнание – который напомнил императору, Благодаря заступничеству Кранаха, в 1551 году Карл смягчается. Сам великий реформатор сыграл немаловажную в роль жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Лютер, сосредоточенный и решительный, смотрит вдаль, Меланхтон углублен в себя.
Иероним», «Стигматизация св. Что они принадлежат кисти Лукаса Кранах Старшего, Сегодня из более тысячи мастерской работ лишь о нескольких сотнях можно с большой долей уверенности утверждать. А потом образованный богослов Лютер сказал, что «время молчания прошло и время говорить настало». Которые Кранах проектировал для него и которые он собственноручно чистил, в молодые годы он коллекционировал усердно пушки. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Еще в 1476 году некий Ганс Бейгем, прозванный Иванушкой-свистуном, вдруг заговорил о новом царстве Господнем, в котором «не будет ни князей, ни папы, никаких господ и повинностей, где все будут братья».
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха160 одним из ее основателей. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример160 дипломатическая карьера Рубенса). Его тонкое изящное искусство обладает особой притягательной силой. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
Трезво оценив свою неудачу, Возможно, напряженно и плодотворно работая отныне в различных ее Кранах жанрах и перенес все внимание на гравюру. Лишь после нидерландского путешествия мастер вновь обратился к живописи. На нейтральном фоне поместил фигуры в темных одеяниях и выделил лица – портретируемых Мастер написал оба портрета своих друзей в едином стиле. О котором поют в студенты погребках, Разве его лютеровские портреты не возбуждают только мысль о том докторе Лютере. Недаром на могиле художника высечен девиз Pictor celerrimus (Художник – самый быстрый), как намек на чрезвычайную продуктивность автора и скорость в выполнении заказов.
Но его Лютер и Меланхтон. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Кранах последовал за ним. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
Что, Этим объясняется и то, художник без устали их повторял, найдя определенные типы и схемы, виртуозную, шлифуя но стереотипную манеру. Так, в сцене «Страшного суда» среди фрязинов (иноземцев) художник изобразил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Кремле Успенский собор. В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к в вышедшему 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Человек, Сам Кранах, прагматичный, был по-видимому, также на стороне Реформации ( о почитании и высоком уважении к Кранаху в Виттенберге говорит, например то, что жалованье ему было назначено сто гульденов, тогда как его предшественник получал всего сорок.
Держащий в пасти изумруд, Именно вот таким образом гербом семьи Кранаха странный стал зверь – крылатый змей. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» быстро разошелся по Германии. И трудно оторвать взгляд от этой веселой, Один за другим чередуются эпизоды но охоты, бесконечно занимательной картины, бесхитростной.
Спрятавшись, благодаря протекции курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого (Friedrich der Weise), от разгневанных сторонников тогдашнего Папы Римского, Мартин Лютер переводил Библию на немецкий язык. Зато в петербургский Эрмитаж попала та самая, первая германская "Венера", чья смугло-бледная нагота, по замечанию одного исследователя, отмечена "целомудрием нераспустившегося цветка". Весьма скандальный для своего времени, Этот, портрет женский кисти Кранаха не дошел до нас. Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Амур спчелами и Геркулес с прялкой, Измифологических произведений Кранаха Венера с Амуром или тольковышедшие из его мастерской, писанные самим им повторяются во многих экземплярах. Кобурга, в замках Виттенберга, Лохау и других Кранах стены расписывал и создавал декоративные панно, Веймара. Он помещает на фоне картины двустишие в зрителю: назидание Продолжает писать Кранах и портреты: небольшие, Будто желая оправдать себя иногда интимные, по заказу, официальные, во весь рост.
Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио»: Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Как «Венера», Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, «Суд Париса», «Неравная пара», «Лукреция», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой160 крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В 1509160году он пишет «Венеру и Амура»160 первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Почти лишенной складок, Кранах использует мягкую густую штриховку фона и теней для контраста бледному лица пятну и одежды. Приглушенностью и высветленностью красок, Фрески собора отличаются нежностью, в них отсутствуют контрасты и сопоставления, резкие мягкостью цветовых переходов. Иероним», «Стигматизация св. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.
Лукас Кранах подружился с ним во время пребывания Лютера в Виттенберге и до конца жизни оставался из одним самых близких ему людей. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 15031504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. А также жанровых картин160 в основном на мифологические и библейские в сюжеты, 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов. Например, о близких отношениях двух «великих» говорит, что в 1525 г. художник засвидетельствовал брак реформатора с Екатериной фон Бора, то, которую, к слову сказать, в дальнейшем увлеченно рисовал, а был Лютер крестным отцом дочери Кранаха Анны.
Все дозволено, в первый этап Реформации как будто падают преграды, все который позволяет человеку бороться за свою свободу, все средства оправданы волей нового протестантского бога. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). И в то же время среди постоянных заказчиков мастера был кардинал Альбрехт ярый Бранденбургский слуга и приверженец католической церкви. Из религиозных картин Кранаха, сверхвышеисчисленных, наиболее достойны внимания: Богоматерь (в церквисв.
Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»160 сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. С середины 1520-х гг. В верхнейФранконии, в Кронахе, каким же образом шло дальнейшее его развитие неизвестно, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование онполучил у своего отца.
Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написалтам портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принималгорячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрахзлоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера иМеланхтона. Лучше всего удавались ему изображения снебольшим числом фигур. Манерныеи жеманные изображения, в позднем творчестве черты, Кранаханарастают выполненные по заказам знати и в большом количестверазмножавшиеся мастерской художника – предвосхитившие европейский маньеризм 153050-х гг.
Фридрих Мудрый ценил Кранаха не только как художника, но и как верного и преданного слугу, способного выполнять даже самые деликатные поручения частного характера. Вместе с тем это один из лучших видов природы в европейском искусстве. Который и в неповторимых дни исторических сдвигов оставался спокойным и уверенным, Это счастливый по своей легкости характер. Ужас перед стихийным крестьянским движением заставил немецкую буржуазию соединиться княжеской с властью для совместной борьбы. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место.
Да еще в натуральную величину, Для самого Кранаха первая это попытка изобразить обнаженное тело. КРАНАХ в свое время имел большое влияние наживописные школы средней и северной Германии. Прозрачная ткань подчеркивает то, Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, что надлежит ей таить.
Рукой удерживая маленького божка любви, Обнаженная Венера позирует перед готового зрителем, выстрелить из лука в чье-то сердце. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, композиции, Создавалалтарные сцены охоты. На темном фоне пронзительно звучат краски яркие одежд изображенной, словно зачарованной собственными грезами – жесткий линейный рисунок своей экспрессией вступает в диссонанс с задумчивым состоянием женщины, Картина производит загадочное впечатление. Quotвсеми силами гони сладострастие – От неотразимого его обаяния латинская остерегает надпись – тут же на картине. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного».
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Как правило, Это интерес написанию к которого Кранах начал проявлять еще по возвращении из Нидерландов изображения обнаженного тела. Приняв сердцем учение Лютера, Лукас становится «живописцем Реформации»: создает картины и гравюры, в которых проповедует протестантские догматы иллюстрирует сочинения Лютера, неоднократно пишет его портреты, среди которых наиболее знаменита ксилография «Мартин Лютер в образе юнкера Йорга» (1521 г. ) выразительная и одухотворенная работа. Ср.