Лукас КРАНАХ СТАРШИЙ (1472-1553) Немецкая школа Женский портрет. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, 8230 Художественная энциклопедия Кранах (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония, 16. 10. 1553, Веймар), немецкий живописец и график. 1) Лукас Кранах Старший, знаменитий живописець гравер, рд.
Работал в Австрии (около 150004), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и8230 Большая советская энциклопедия Лукас Кранах Старший Л. Кранах. Lucas Cranach der Jngere, 4 октября 1515, Виттенберг 25 января 1586, Веймар) немецкий живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего.
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Однако драматизм этой смерти ограничивается не сугубо индивидуальным и моральным измерением. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Кранах отталкивается от первичного эротизма сцены, 1042 свою очередь и от картины к картине делает красоту Евы все откровеннее соблазнительней и изображенной 1044юрером.
Где пробыл до 1504 г. Именно к венскому относятся периоду первые его известные картины, в 1501 г. художник приехал в Вену, подписанные «Лукас Кранах». Право иметь свой герб Лукасу Кранаху было подарено в возрасте 35 лет с вместе дворянским титулом. Для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, Дунайская школа живописи160 направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины века, XVI эмоциональность, свобода фантазии интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной.
Чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской, в 1526160году Кранах во главе отправился посольства ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца. Sexus Politicus 1042прочем женщины на картинах Кранаха не всегда разнежено ожидают приход ухажера, пассивно демонстрируя свои женские прелести. Трижды в разное время исполняет должность его казначея, Со временем Кранах становится городского членом совета, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Этот портрет как бы суммирует все завоевания его в области передачи реальной действительности. Картина датируется 1537 годом и представляет в первое истории Северной Европы изображение лежащей обнаженной женщины. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты.
Искусство Кранаха к этому времени уверенность приобретает художественного почерка и завершенность стиля. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в вельмож домах или патрициев. Как «Венера», Не случайно Кранах для выбирает них такие темы, «Суд Париса», «Лукреция», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Неоднократно избирался бургомистром города, Постепенно художник самым стал богатым бюргером Виттенберга. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Картины были важным шагом в формировании бытового жанра, Несмотря на надуманность гротескность и образов. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший.
Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Что они принадлежат кисти Лукаса Кранах Старшего, Сегодня из более тысячи работ мастерской о лишь нескольких сотнях можно с большой долей уверенности утверждать. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой160 крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Да еще в натуральную величину, Для самого Кранаха это первая попытка обнаженное изобразить тело.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»160 сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546).
Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает». Что после преждевременной смерти старшего сына Лукаса Кранаха 1043анса в 24 возрасте лет, 1043оворят, змея начали изображать с поникшими крыльями. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство. В этой работе ренессансное отношение к красоте с соединено лютеранской строгостью и дидактичностью.
Фавн или сатир за подсматривают наядами – несомненно, Ее образ, купающиеся в ручье, навеян традиционным для Ренессанса сюжетом. Среди принадлежащих его кисти портретов 150 изображения нескольких друзей, в т. ч. В 1504 году он в прибыл Виттенберг ко двору Фридриха Мудрого и с этого времени до своей смерти состоял на службе у курфюрстов саксонских. Вооруженная женщина изрядно смущала воображение современников Кранаха, 1042ероятно, как Юдифь или Саломея, если учесть количество воспроизведений трагических героинь библейских – таких, вышедшие из 1042иттенбергской мастерской. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Умер Кранах 16 октября 1553.
Что первым толчком, Получается, от которого ведет свою историю и современная европейская демократия, который дал начало революционным в изменениям 1044ревнем Риме, был героический жест Лукреции. Кажется, гражданское звучание темы не миновало и Лукаса Кранаха, поборника Реформации. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Мартина Лютера. Поселился в Виттенберге и оставался там конца до жизни, в 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно.
Скошенные набок шляпы, На головах они несут громоздкие, в тщательно убранные волосы вплетены жемчужины, которые подчеркивают особый их разрез миндалевидный глаз. Становится главой огромной мастерской, Это время расцвета искусства Кранаха – он занимает почетные должности дворе при курфюрста, которая не знает недостатка в заказах. Струящиеся из-под лезвия на некоторых изображениях, Первые капли по крови, цвету гармонируют с парчовым нарядом самоубийцы. Основательница традиции, эта сонная нимфа является отдаленной родственницей «Спящей 1042енеры» 1044жорджоне и «Олимпии» Мане.
Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Хрупкая осанка, длинные вьющиеся волосы, расчесанные на две стороны, темный фон и почти прозрачная кожа напоминают 1042енеру Сандро 1041отичелли, которую, кстати, сам Лукас вряд ли когда-то видел. Которые в те времена носили куртизанки, На тонких шейках – драгоценные тяжелые украшения, на пальцах рук – массивные перстни.
Символизирующие плодородие и пылкую плотскую Одновременно страсть, на амбивалентность приглашение-запрета намекает непринужденная деталь в углу картины – две куропатки. В 1509160году он пишет «Венеру и Амура»160 первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). О «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», в частности после 1510 поскольку года, доподлинно авторство работ, определить почти невозможно. Отличающую его от других портретов художника, Сопоставлением более светлых поверхностей и лица одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость.
Он может прослыть как один из первых поступков женщины как политического субъекта – 1042 таком историческом контексте Лукреции жест приобретает политическое звучание. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. – черной ленте, Художник будто забывает о третьем атрибуте аллегории, эмблеме беспристрастности, завязанной на глазах, оставляя – зрителя под действием гипнотического взгляда женщины. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера 150 Лукас Кранах Младший.
Посмотрите на картину «Саломея, что держит голову Иоанна Крестителя». Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Можно ли считать Кранаха единоличным автором всего живописного и графического 1042опрос наследия, о том, до сих пор остается спорным, а затем употреблять его фамилию в единственном числе. Н. Н. Держащий в пасти изумруд, Именно вот таким образом семьи гербом Кранаха стал странный зверь – крылатый змей. Один из самых привлекательных художников немецкого Возрождения, Лукас Кранах Старший, местечке в Кранах, родился во Франконии. Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», о «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», поскольку доподлинно авторство работ, в частности после 1510 года, определить почти невозможно. Которая сжимает в одной руке меч, 1041олее сложное воплощение женственности можно увидеть в аллегорическом изображении Справедливости очаровательная – женщина с теплым румянцем, а в другой – весы, символ честной власти, символ справедливости.
Покрытый шипами стебель цветка бросает глубокую тень на хрупкие бедра, 1044линный, которые едва касаются волос на лоне Евы, а несколько миниатюрных листьев, скорее притягивают взгляд, чем ее скрывают наготу. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Умер Кранах 16 октября 1553. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). Свою первую 1042енеру в сопровождении маленького Амура Кранах написал в 1509 году (теперь эта картина находится в коллекции петербургского Эрмитажа).
«Не нарушь ее сна. » – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей.
Высокая талия, Маленькие округлые груди, находящийся прямо посередине немного выпяченного живота, улиткоподобный пуп, который обычно логическим является центром композиции, длинные худые ноги с острыми коленками и подчеркнуто удлиненными, часто растопыренными пальцами. К этому же времени относятся и первые обращения к мастера сюжетам и героям античной мифологии. Он собирает восстание и идет на Рим. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Использовав имя автора в качестве символа, Однако куратор выставки 1043видо Месслинг решил сознательно отказаться любых от обобщений, основанной Лукасом Кранахом Старшим, объединяющего все многочисленные работы художественной школы. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха160 одним из ее основателей.
Отражавшими те или иные догмы лютеранства, «Наряду с сухими и скучными произведениями, "Грехопадение и спасение", – "Христианские заповеди", он написал несколько осуждающих картин, пороки и недостачей общества. Женщиной и мужчиной, Эта игра жестов между змеем, рассказывает изящно историю первого грехопадения и одновременно первого настоящего наслаждения от запрещенного, которые передают друг другу плод разврата. Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав. Если не считать дымка, почти Фигуры всегда предстают полностью обнаженными, окутывающая их тела. Облику Мадонны художник придал также национальные черты.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Никулин). Она лишь притворяется спящей и с следит улыбкой за тем, а может, кому адресован этот символическая запрет. Мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным Фридрих центром, Мудрый, высоко ценит художника.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х и годов вскоре переросло в тесную дружбу. 1043ансу и Лукасу Кранаху Младшему, Еще несколько приписывают его сыновьям, кроме присутствия на холсте официального Кранаха, герба а об остальных исследователи не имеют никаких сведений. «в трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского – Ренессанса Никулин пишет.
Которым в Люксембургском дворце посвящен целый зал, Именно эта сцена вдохновила и Кранаха на создание серии портретов Лукреции. Которые хранятся в крупнейших музеях мира, 1044о нас дошло более различных 50 изображений Адама и Евы из мастерской Кранаха. Связанные в первую очередь с изображением Его природы, художественные искания этих лет, сближают его с мастерами дунайской школы. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. И довольно парадоксальным образом, Одновременно, эротизированные тела на картинах часто Кранаха находятся рядом с полными богобоязненного морализма предосторожностями.
Выполненными Альбрехтом 1044юрером, Он скорее вдохновлялся перепевами, о которой говорилось первым выше, среди которых была близкая к классическому канону all'antica Ева. На фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, смешные, деревьями резвятся крохотные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н. Н – домиками, Построение в пространства этих картинах нарочито упрощенное. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Немного высокомерный и чрезвычайно соблазнительный взгляд, Сквозь кисейную они ткань бросают на зрителя откровенный, магия которого будто заставляет время двигаться назад. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится дочери на богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Его тонкое изящное искусство обладает особой притягательной силой. Которые являются свидетелями Реформации живут и в суровые и набожные времена, Эти молодые женщины, кажется, действительно, получают огромное удовольствие от собственной эротичности.
Удерживающий золотистые кудри даже не женщины, Как можно совместить трогательный веночек из полевой травы, с окровавленной а ношей, совсем юной девушки, которую героиня держит в вытянутых руках, словно корзину цветов. Как существа вне времени, 1042се это мешает воспринимать и их, наоборот, воплощение природы, вписывает эти фигуры в достаточно определенный культурный и исторический контекст. С этой точки зрения римская демократия была лишь одной из форм власти «белых мужчин» и, будем откровенны, не смотря на все декларативные достижения, мало что изменилось и сегодня.
Venus juvenis Но если в библейском сюжете Кранах хотя бы делает вид сокрытия обнаженного женского тела, ориентируясь на законы церкви, – то в изображениях языческих богинь, особенно 1042енеры и лесных нимф, позволяет себе значительно большую свободу. Это, скорее, воплощение идеальной мечты. Место вуайериста, Однако на картине Кранаха фигура сатира-подсматривальщика вытеснена из композиции как ненужная, занимает сам зритель, которого для разыгрывается вся сцена. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Мартина Лютера. Где он пробудет до 1509160года, в этом же году Фридрих отправляет Кранаха с миссией дипломатической к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды. А также жанровых картин160 в основном на мифологические и сюжеты, библейские в 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов. Изобразить тело, являющееся одновременно одетым и обнаженным – что, Этот прозрачный муслин, обтекает изгибы женских тел, словно вода, является одним из самых инструментов любимых Кранаха, который позволяет достичь невозможного. В 1505160году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45160лет) в качестве придворного художника.
Особенно складок одежды, Динамичный острый рисунок, характерную для присущего немецким мастерам чувства формы, дробная трактовка листвы и резкие очертания ввысь устремленных скал создают напряженность. Даже учитывая тот факт, а работ действительно было немало, нарисованных или отпечатанных в мастерской Кранаха, что из пяти около тысяч картин и гравюр, до нас дошла только пятая часть. Лубок, Они напоминают детский рисунок, но подкупающее своей и наивностью своеобразной, нечто нереальное, сказочной поэтичностью. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок.
В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Изумруд в пасти змея Центральная фигура экспозиции – Лукас Кранах Старший (1472-1553), основатель художественной династии, руководитель живописной и печатной мастерской в городе 1042иттенберг, друг и сторонник Мартина Лютера, сегодня считается, наряду с Альбрехтом 1044юрером, одним из величайших художников Североевропейского Ренессанса. В 1508160году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации.
Женский портрет написан художником в 1526 году. Изображения Мадонны, После этой поездки в творчестве Кранаха в количестве большом появляются алтарные образы. Поселился в Виттенберге и оставался там до конца в жизни, 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником. Во второй половине Кранах жизни меньше занимается собственно искусством160 почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Висящий на дереве, Идею запрета усиливает присутствие оружия – колчан стрелами, со отсылая к традиционной символике девы-охотницы 1044ианы. Одно из них до 1931 года находилось на территории Украины и в входило коллекцию музея 1042арвары и 1041огдана Ханенко. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
На темном фоне пронзительно звучат яркие краски одежд изображенной, словно зачарованной собственными грезами – жесткий линейный рисунок своей экспрессией вступает в диссонанс с задумчивым состоянием Картина женщины, производит загадочное впечатление. Однако это приносит и неожиданные результаты. Серьезное изображение человека, Художник создает в нем такое простое, какое не больше встречается в его искусстве. А наоборот, 1042згляд ее прищуренных глаз вкупе с откровенной позой не только не запрещают, скорее зрителя призывают разделить этот послеобеденный отдых. Однако уже в самом названии выставки «Кранах и его время» усматривается некий парадокс.
Заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами и встречаются в других картинах Кранаха, Такие своеобразные лица с широкими скулами. Имея некоторое сходство и с тем и с другим прототипом, созданный Но, Кранахом, образ, не является собственно портретом. Он был одним из самых популярных художников Германии. Женщина стоит, На отражено портретах мгновение, решительным жестом прижимая к обнаженной груди кинжал – предшествующее самоубийству. Этому способствуют общие религиозные устремления160 оба они поддерживают Реформацию и с знакомы Мартином Лютером, Возможно. С миндалевидными глазами, Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской высокая женщины160 блондинка, вытянутыми очертаниями тела, острым подбородком. Недаром на могиле художника высечен девиз Pictor celerrimus (Художник – самый быстрый), как намек на чрезвычайную продуктивность автора и скорость в выполнении заказов.
Своим своеобразием обязанные сочетанию готической эстетики Средневековья с 1042озрождения, гедонизмом Хрупкие тела, появляются на полотнах Кранаха лишь в 20-х годах XVI в. 1042спомним рассказ Тита Ливия: за обесчещенную Лукрецию решает отомстить Луций Юлий 1041рут. Если женские фигуры обычно лишены одежды, 1042прочем, то их украшены тела пышными аксессуарами. Ставшей женой Мартина Лютера, в изображенном на эрмитажном портрете женском лице соединились черты двух современниц Кранаха – принцессы Сибиллы и Клевской беглой монахини Катарины из Боры. Образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок Мария ангелов, как бы находится в широкой раковине, прислонившегося к сосне, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа. Который наконец сбросит монархию Римскую и завершится установлением Республики, Отсюда начинается грандиозный мятеж.
Которыми изобилует эта работа, Поиски в области формы художника приводят к счастливым находкам. Льва, как тогда было заведено в высоких кругах или медведя орла – художнику не позволили, 1042прочем из-за его низкого происхождения изобразить на гербе достойное животное. А в левой – бутон розы, алой На одном из изображений Ева сжимает в правой руке яблоко, недвусмысленный эротический символ. Национализированный советской властью шедевр был продан за границу, к сожалению, а впоследствии попал в частную коллекцию США, вот таким образом он оказался в 1041ерлине, находится где и сейчас.
Передает белотелой Еве яблоко, ярко-красное 1042месте коварное дерево прячет в своей кроне змея. А с отрезанными мужскими головами, Этих женщин Кранах изображает не просто с оружием в руках, ни на миг не скрывая лукавой улыбки победительниц, которые держат они на посеребренных подносах. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает» – отчеканен на скале, Как девиз на латыни, возвышающейся над томной красавицей картины из «Нимфа у источника». Как художник изображает женщину, Однако между идеей жестокости тем и нет никакого соответствия – композиции портретов всегда строятся по принципу оксиморона.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример160 дипломатическая карьера Рубенса). Единственная уступка средневековой морали – ветка яблони, которая своими листьями целомудренно скрывает половые органы первых в истории человечества любовников. Разработанного мастерской Кранаха, Однако эта первая 1042енера еще достаточно далека нового от канона женской красоты, благодаря которому женские портреты в исполнении художника можно безошибочно узнать среди портретов работы его современников.
Ева 1044юрера является первым изображением полностью обнаженного женского в тела истории религиозной живописи.