Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» (Penance of Saint Jerome, 1503),, 1504) привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. А всё своё богатство и живописное мастерство он передал своему сыну Лукасу Кранаху Младшему, который тоже стал известным художником.
2 Лукас Кранах Старший знаменитый немецкий художник эпохи Возрождении.
Занимался иллюстрацией книг их издательством и реализацией литературы. Связанные в первую очередь с изображением природы, Его художественные искания этих сближают лет, его с мастерами дунайской школы. Для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, Дунайская школа живописи160 направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии половины первой XVI века, эмоциональность, свобода фантазии интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.
Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр. В 1508160году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»160 сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Учился он, по-видимому, у своего отца. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример160 дипломатическая карьера Рубенса). Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Никулин). Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Трижды в разное время исполняет должность его казначея, Со временем Кранах становится городского членом совета, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи, Такими его были многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария). По стилистике его работы сочетают классическую и готику современные принципы эпохи Возрождения. В которой было больше десяти помощников, Он возглавлял художественную мастерскую, совмещая эти занятия книжной с торговлей издавал книги. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством160 почти все его время выполнением занято дипломатических поручений. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения. Не раз переживал он тяжелые, однако, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание – душевная его жизнь представляла, Внутренняя, меньше спокойствия. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал классиков латинских и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом.
Динамичный острый рисунок, особенно складок одежды, дробная трактовка листвы и резкие очертания устремленных ввысь скал создают напряженность, характерную для присущего немецким мастерам чувства формы. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Неоднократно избирался бургомистром города, Постепенно стал художник самым богатым бюргером Виттенберга. После которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью, в начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора а в 1519 г. папский Экк теолог вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы). Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В юности он много путешествовал по стране, побывал в Палестине. Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Поселился в Виттенберге и там оставался до конца жизни, в 1505 Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником. Затем поступает в услужение имперскому князю Фридриху и Мудрому долгое время работает в Австрии. Изображения Мадонны, После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве алтарные появляются образы.
В том самом городе, Он умер 18 февраля 1546 г. в где Эйслебене, родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Серьезное изображение человека, Художник создает в нем такое простое, какое не больше встречается в его искусстве. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».
По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и собственный строит дом. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517) именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира и существующей церков ной системой покаяния. Полная богатства цвета и света, Основные принципы живописи – школы сказочность изображаемых героев и романтическая, природа.
В 1508 ему присвоили дворянский титул. В своих работах он объединил классический пейзаж и групповые фигуры сюжетных композиций. Умер Кранах 16 октября 1553. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера.
Вероятно, о годах его детства и юности почти ничего не известно самые ранние из дошедших до нас картин и ксилографий Кранаха датируются между временем 1501 и 1504 и, были выполнены в Вене. Этот портрет как бы все суммирует его завоевания в области передачи реальной действительности. В 1509160году он пишет «Венеру и Амура»160 первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). В этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы руководствуясь теми же идеями, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, юмором, добродушными веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям – и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, Однако, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Пылкий, оставаясь до конца верным своим идеям. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Картины были важным шагом в формировании бытового жанра, Несмотря надуманность на и гротескность образов. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Н. Н. Несмотря на жизнь, Однако, страх божественной кары не оставлял Лютера, полную и труда покаяния и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале годов 1520-х и вскоре переросло в тесную дружбу.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Развившиеся в мучительную к болезнь, этому присоединялись еще частые телесные страдания, которая свела его в могилу. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.
Умирает в 1553 г. в Веймаре. По поручению своего ордена, Совершив в 1511 г., Лютер ужаснулся, путешествие в Рим, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не из менее Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью. Затем посещает Нидерланды. Разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об грехов, отпущении Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах.
Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Которыми изобилует эта работа, Поиски области в формы приводят художника к счастливым находкам. Тело его похоронено в Виттенберге. Отражавшими те или иные догмы лютеранства, «Наряду с и сухими скучными произведениями, "Грехопадение и спасение", – "Христианские заповеди", он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Стал основателем дунайской школы. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты.
О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Художник стал руководителем художественной мастерской. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы., основатель евангелическо-лютеранской церкви.
Мария как бы находится в широкой раковине, образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа, прислонившегося к сосне. Вскоре становится одним из влиятельных и богатых людей в городе. Лубок, Они напоминают детский рисунок, но подкупающее своей наивностью своеобразной и нечто нереальное, сказочной поэтичностью. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. На фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, смешные, деревьями резвятся крохотные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н. Н домиками, – Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное.
«в трактовке образа можно Мадонны заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского Ренессанса – Никулин пишет. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. К этому же времени относятся и обращения первые мастера к сюжетам и героям античной мифологии.
Кронах,, 4 октября 1472 Веймар, Верхняя Франкония, 16 октября1553) немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с принципами художественными Возрождения. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба» и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Где он пробудет до в 1509160года, этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды. А также жанровых картин160 в основном на и мифологические библейские сюжеты, в 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов.
И ландграфа гессенского относительно совместного действия всех сил реформационных для борьбы с папством и католической монархией. Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график родился в 1472г. Сопоставлением более светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость, отличающую его от других портретов художника.
В течение 14 дней они успели обойти всю Германию и встречены были всеобщим сочувствием – Успех 95 тезисов был чрезвычайный. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Иконоборство,, нерешительность Меланхтона в этих виду событий вызвали Лютера из его убежища. Исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, которым завершился образования процесс лютеранской церкви.
В 1505160году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45160лет) в качестве придворного художника. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха160 одним из ее основателей. «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др – после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, Он снова появился в Виттенберге и силою проповеди горячей восстановил спокойствие, церковное устройство, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения. В 1501 году он приезжает в Вену.
В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с строгостью лютеранской и дидактичностью. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (15051550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном и Фридрихом 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской, в 1526160году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца. Был сыном рудокопа получил и в семье строгое религиозно-нравственное воспитание, Он происходил из крестьянского сословия.
Да еще в натуральную Для величину, самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело. Мартина Лютера. Заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами встречаются и в других Кранаха, картинах Такие своеобразные лица с широкими скулами.
Однако это приносит и неожиданные результаты. Мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным Фридрих центром, Мудрый, высоко ценит художника. Положившей начало его будущей деятельности, в том же году незначительное событие послужило толчком перемене к в жизни Лютера. Этому способствуют общие религиозные устремления160 оба они поддерживают Реформацию и с знакомы Мартином Лютером, Возможно.
Именно там он пишет свои первые известные полотна. Живописи Лукаса Кранаха (Lucas Cranach der Altere) обучал отец. С одной стороны, Ревностное изучение Святого Писания, Штаупицем, беседы и с приором августинского ордена, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Лукас Кранах был сторонником идей реформации и близким другом Мартина Лютера. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой160 крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
С миндалевидными глазами, Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины160 высокая блондинка, вытянутыми тела, очертаниями острым подбородком. В основном пишет портреты известных людей того времени.