Картина Христос в пустыне была куплена у Крамского Павлом Михайловичем Третьяковым за 6000 рублей. Христос в пустыне на картине И. Н. Крамского – удивительный образчеловека, думающего о сути бытия. Однако классик отечественного искусствоведения Н. А. Бенуа в капитальном труде по истории русской живописи XIX века приходит к выводу, что Крамской является типичным представителем переходного состояния общественной мысли: «Как человек, контекст картины «Христос в пустыне» первыми начали считывать современные живописцу русские писатели. В удивительной картине «Христос в пустыне» Иван Крамской изображает Иисуса посреди пустыни.
Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», писал Крамской принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крамского и его знаменитая картина «Христос в пустыне». По признанию самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин «Христос в пустыне» название картин русских художников: «Христос в пустыне» картина Ивана Крамского, написанная в 1872 году. В 1873 году Совет Художественной Академии постановил за картину Христос в пустыне, присудить Крамскому звание профессора, но Крамской отказывается от звания, считая себя независимым от Академических кругов.
Картина была принята очень неоднозначно. Предложил собрать профсоюзное собрание сектора его собрали я предложил не делить премиальный фонд предложение приняли большинством голосов вписали в протокол назавтра профорг отдела собрание заставил сектора новое собрать и на нём, я не выдержал, большинство провалило моё вчерашнее предложение, в присутствии начальника отдела. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».
– говорит дьявол, «Ладно, с которой видны все царства вселенной, – Ты захотел не для Себя одного употребить эту силу – вот высокая гора. чтобы отделаться». Кошелева (1866) все – в ГРМ. Шестой план – то более светлое, чем план пятый и длится оно от левого края картины до правого колена Иисуса (глядя от холста). Во взгляде Сына Божьего читается невероятная сила воли и готовность сделать первый шаг на каменистом Но пути изможденное лицо Христа передает не только страдание, ведущем к Голгофе. Согбенные плечи еще больше усиливают впечатление земной природы одинокого этого человеческого существа. Выезжал он в Европу и в последующиегоды. Преобладающей художественных областью достижений оставался для Крамскогопортрет.
«Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Противостояние добра и зла, света и тьмы сопровождает каждого человека всю его жизнь. По его мнению, лучшее изображение Христа дают полотна итальянских художников. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Не Царя царей, он Вот таким образом изобразил не Сына Божиего, человека размышляющего, а как бы архетипический образ человека мыслящего. 1857 год. Еще будучи в Академии художеств, в начале 1860-х годов, в 1867 году первый вариант картины, делает он первый набросок, который его не удовлетворил. Вперед. ». Что ни делай разрушители, скептики, Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир.
Как и Ветхого Завета, Евангелия, Сюжеты давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств. Лицо Христа и его поза не выражают практически ничего, Во-вторых, кроме легкой и усталости задумчивости. То есть я не знаю, кто это.
Даже травы нет – камни, только Это не тёмный лес на гребне гор четвёртого плана – лесов никаких в Иудейской пустыне нет, как на первых двух планах. «Психологическое состояние перехода от мучительных раздумий к твердому решению, готовности к самопожертвованию убедительно выражено в позе Христа, осунувшемся, посуровевшем лице, замечательно найденном жесте сжатых рук» 7, 52. С которым объездит пол-России и окажется в Затем Санкт-Петербурге, несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом. Она именно там же сидела, сложивши руки, опустивши голову – следил за ней, я видел эту странную фигуру, как живую, видел, однажды и вдруг почти наткнулся на нее. Санкт-Петербург. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что 171вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась 8212 не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти 8212 и, наконец, в добытом и готовом одолении187.
Совершенным Человеком, Христос для был него безусловным нравственным идеалом, сыгравшем в истории вселенной огромную роль. В 1867 году художник создает первый вариант знаменитой картины. Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Второй вариант картины был написан за год.
Тогда он чаще всегоприбегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). Шла вторая выставка передвижников. Судя по его письмам друзьям, Так как, выбор, мучительный он изначально хотел показать глубокое раздумье, душевную, внутреннюю работу человека измучившую его. Кто это был. Во-первых, это социальная и пустыня духовная не только времен событий Евангелия, во-вторых, но и того времени, в котором жил Иван Крамской – это историческое место евангельских событий, Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов. Некоторые подобные работывоспроизведены в данном издании.
Чтобы унять сплошные стоны и необъятные страдания, Мирового масштаба герой требует и подобной картины Много нужно теперь мне докторов и времени. Но самостоятельная жизнь оказалась не такой простой. Когда замысел обрел нравственно-психологическую Позднее, содержательность, Крамской придал ему личностный характер. Хоть потрясение при смотрении живой картины у меня было от этого пепельного цвета почвы под ногами Христа. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Крамской, Уже будучи предводителем Артели художников, старался по справедливости обеспечить более-менее достойную жизнь членам всем Артели, часто в ущерб себе.
Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Служить идеи или жить для себя. Что все постигающие его искушения идут, Где-то в глубине души он чувствовал, по крайней или, мере, должны идти ему же на пользу.
«Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», 8211 говорил Крамской. Постепенно в этом кругу начало проявляться охлаждение и даже разочарование и к Академии и к преподаванию в ней и к профессуре. Просветить, то есть сделать доступными их для всех – то есть дать познакомиться зрителям с русским искусством привить обществу любовь искусству к и продать произведения, Целей товарищество видело как минимум три.
– Это я взял заказ писать образ Христа. Осенью 1863 года он становится во главе исторического «бунта 14-ти» выпускников Академии, которые выдвинули категорическое требование свободного выбора темы для академической программы. Сомневаться, Этот Христос способен страдать, людям и это делает его близким таким нам и таким далеshyким от бесстрастного неба. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне».
Проплывающие веселые тучки и пробивающиеся лучи восходящего солнца. Превратив камни в еду, Когда бес Христу предлагает попробовать свои силы, Господь отвергает унижение этой Божественной мощи ради удовлетворения нужды. Мы все знаем, чем обыкновенно кончаются подобные колебания.
За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. То вдруг сделался даже равнодушным: «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется, да и есть, с чего. «отвечая вам, созданном в это время разными художниками, глубокоуважаемый Лев Николаевич, забыл упомянуть еще следующее – где Третьяков рассуждает об образе Христа, Очень интересен отрывок из письма Третьякова Толстому, упоминает и полотно Крамского. Возможно, материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, всегда мечтавшего о монументальных исторических полотнах, взяться за портрет.
Для него была абсолютно очевидна историческая подлинность евангельского повествования. То можно заметить четкое разделение картины на две части линией горизонта, Подойдя с точки философской зрения к рассмотрению полотна. То с точки зрения Гончарова, Что касается гениев искусства, почти все принадлежат они христианству. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Он отказывается. Это очень и очень беспощадное учение, но беспощадное к эгоизму и лицемерию человеческому».
Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. В начале шестидесятых годов делает Крамской эскиз фигуры Христа и превосходный этюд его головы. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Известны одна глиняная голова Христа, лист композиционными с поисками и немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни – что для итогового варианта полотна не потребовалось много эскизов, Интересно, несколько картонов-этюдов голов с натуры, что очень странно для картины такого размера. Эксперименты, Постоянные внутренние поиски художника, стремление творческой найти личности истину, борьба с самим собой.
Одна глиняная голова, Как выше, говорилось несколько рисунков рук и набросков драпировок и 12 небольших набросков самой композиции, несколько этюдов головы с натуры – эскизов к большому и такому сложному полотну было необычайно мало. Т. 2. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун 8211 «Ииисус омывающий ноги Петру». Но пойти за Ним не решался.
Дальше еле угадываются седьмой и восьмой (оба с фиолетовым оттенком) планы. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. М., 1954. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Разве можно это написать. Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает в поездку Крым в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, а вернувшись на родину, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.
lt. Впрочем, критика им была и не страшна. Крамской подчеркнул естественную непринужденность своей модели, Немного размыв очерчивающий подвижный фигуру контур. В Германии перед «Сикстинской Мадонной» Крамской размышлял об образе Христа.
Человеческих судеб и исторических перипетий, Их увлекала Библия в источника качестве драматических сюжетов. Обращаясь к Шекспиру и Данте, Сюжеты в равной они степени черпали из литературы художественной. Должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех ее сфер, считали Искусство, прерафаэлиты.
Слиплись от долгого молчания, Губы его как бы засохли, хотя ничего видели, не и только глаза выдавали внутреннюю работу. Пальцы не прорисованы, лишь намечены несколькими точными, динамичными мазками. Веру в Христа как Богочеловека должен приносить и зритель. История Евангелия, Итак, встречается у всех с евангелистов-синоптиков, детства знакомая любому современнику Крамского.
Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Обе гряды находятся на довольно высокой горе: всё остальное находится ниже. – вспоминал Крамской, «Картина моя, – расколола на зрителей огромное число разноречивых мнений. И в пятнадцать лет он оказывается в подмастерьях иконописца, Любовь к рисованию мальчика у проявилась с самого раннего детства, у которого прослужит около года. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной.
Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. lt. Крамской все еще продолжал дорабатывать После ее, того как картина была выставлена и затем куплена Третьяковым. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него.
Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Но никто не говорит ничего важного. – Примеч.
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Он вынужден был пойти стопам по отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Что ему не потребовалось много делать эскизов к картине, Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф.
5. Прочитайте 5 абзац. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. «проснувшись, надо было взяться за искусство – много позже, Иван как Крамской, лучшее, в письме к своему ученику Илье Репину вспоминал этот день, что с ним произошло.
Вышедшие из Академии художники объединились вПетербургскую артель. Нет ли в этом необычном для русского иконостаса видении образа Христа зачатка того желания сказать людям «нечто», что будет пытаться сказать художник в том полотне, замысел которого уже зреет в нем в это время. Оказавшийся в трудной ситуации нравственно-экзистенциального выбора интересовал Его человек. Я не для красного слова Я за несколько дней до того, на работе, не выдержал глухого бурчания масс из-за решения начальства премиальные для отдела поделить на две части: одну – на премию всем исчисляемую процентом, общим для всех, а другую – для распределения среди передовиков (и я был передовиком). Он уже не переставал говорить о Нем весь вечер, – Начав понемногу о по Христе поводу образа.
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской, Картина впервые была зрителю представлена на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок. 3:20).
Но, в 12 лет он окончил уездное училище с похвальными листами по всем предметам, не смог поступить учиться гимназию в из-за недостатка средств, потеряв в этот же год отца. Что Христос у Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, Противники говорили, картины возмущались нерусским типом лица Христа. В которой как бы соприкасались два – жанра портретный ибытовой, Неоднократно Крамской обращалсяк такой форме картины. Стремившимся к честности и справедливости, Крамской был человеком с весьма активной жизненной несомненным позицией, лидером. Несколько раз они подавали коллективные письма, которые игнорировались. 4:2).
Крамской от лица выпускников четырнадцати обратился к совету с вежливым, Получив решительный отказ, что, но твердым заявлением о том, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Ведь они сделали сюжет религиозный важной темой своей живописи и художественной стратегией, Прерафаэлиты были в авангарде и здесь. На которую дьявол надеялся простереть свое влияние, gt Главным образом же искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, совратить ее на ложный путь». Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен.
В Лондоне 8211 центре мировой экономики, столице британской империи 8211 возникает «Братство прерафаэлитов». Что образ Христа тема и мучительного выбора прошла серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной, Мы совершенно уверены. Они демонстративно покинули училища, стены Получив отказ, отказавшись от участия в конкурсе на Большую Золотую медаль и вообще всех последующих за спокойным окончанием Академии благ. Максимально приблизить их к настоящему времени, было Новаторством вписать исторические образы в современный контекст. Почему. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.
Крамской, Ге, Мясоедов, Перов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин 8211 вот неполный список тех, кто вошел в Товарищество. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. На искусство Раннего Возрождения и фламандцев, Так в как своих художественных поисках они ориентировалась на дорафаэлевскую эпоху, то и название себе дали соответствующее.
Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Молодого, Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, выбрать эту трудную тему, религиозно-философскую глубоко верующего художника. В 1862 году он работает над картонами для росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. В каком-то смысле критики были правы. Достойный быть предметом внимания самых одаренных гениев искусства, Так один из ключевых сюжетов, евангельских которым тот не преминул воспользоваться, сыграл для Крамского роль всего лишь роль средства. Л. н. толстого (1873, ГТГ), в 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие лучшие его работы, П. М, Н. А. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ) – втом числе цикл портретов выдающихся людей эпохи.
Тернистый путь на Голгофу, путь страданий самого Христа и его последователей – путь мучительного нравственного перерождения людей, пути Два вело ко спасению человечества. Устремленного в этом направлении, результате в творческого поиска, обыкновенному человеку были приданы черты Иисуса. Пройдет несколько лет и Илья услышит Ефимович от своего старшего товарища уже несколько иные речи. Вену, Посещая другие города Европы Париж, что граничит с образами Иисуса Христа в картинных галереях, Антверпен он упорно изучает все искусство изучая старых мастеров.
Картина 171Христос в пустыне187 появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Начиная с росписей соборов и заказов на создание иконостасов, вот и постепенно, при этом не переставая писать портреты, Крамской, приходит к самой важной теме в своем творчестве – к теме Христа. Что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, о хлебе насущном думать пришлось Постепенно друзья стали замечать, в глазах появился нездоровый лихорадочный блеск, побледнело. Так выполнены известные портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Неподвижная фигура сидящего человека четко вырисовывается на фоне каменистой бесконечной пустыни и бескрайнего утреннего неба.
Которые на своих встречах вместе рисовали, Крамского Вокруг быстро сложился круг молодых художников, обсуждали работы друг друга и происходящее в искусстве, читали вслух. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Человек выбирает. Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. Шестью годами позже, в ноябре 1863 года, в конференц-зал, где собрался Совет Академии, явилось пятнадцать лучших выпускников. Откуда же такая творческая противоречивость.
Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Антокольского (Музей БССР). Что и стоны и страдания останутся со мной, Только думаю, вероятно и нет им исхода и вы и я, не одиноки есть много душ и находящихся сердец, в мятеже Ужасное время, страшное время. Он решал ее и в 1863-м, Картиной очень дорожил Проблема нравственного выбора была особенно близка Крамскому, когда один из товарищей по Артели соблазнился дарами Академии и в 1870-м году, а остальные его оправдали, во и многих других ситуациях. Едва ли. Что с Крамским произошел один из тех редких случаев, Павел Михайлович догадался, которые приключаются иногда действительно с талантливыми художниками или поэтами.
Чем, каким способом я могу быть понят. Но как рассказать. Иван Николаевич принимал слова Откровения Иоанна Богослова.
Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Может быть, Но, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице и фигуре Христа, не очень хорошо проработанный серый пейзаж таким сделан специально, чтобы противопоставить эту серую каменистую безнадежность розовой ленте рассвета, началу новой жизни. Во-первых, Дело в том и полуфигура сидящего занимала Христа весь формат, холст был вертикального формата, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте полотна, где большую часть холста занимает пустыня – что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка.
Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Но теперь. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».
К теме Христахудожник неоднократно возвращался. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека.
Рождающемуся во тьме и холоде, Подобно способная свету, преодолеть мрак и хаос окружающего мира, в душе человека появляется воля. Россия. Фигура согбенна, Ноги Христа изранены об острые камни, над склоненной головой, руки мучительно стиснуты, не замечаемое течет им и течет время. Художественный языксоответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героемпортретов мастера. Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) иПортрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).
Помрачневшем лице, Следы мучительных глубоких и переживаний видны на его усталом, тяжесть дум словно легла на его плечи и склонила голову. Ведь я люблю его, да как еще люблю, если бы вы знали. » В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). А на передний план выдвинулось начало сугубо антропологическое, у Крамского сакральное отодвинуто начало далеко вглубь.
В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Художник сразу же отказался такого от варианта картины и приступил к новым мучительным поискам, Итак. Начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, Но интересна тенденция, что изображают Христа в не божественном обличии, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, не царем, а простым человеком – которую мы можем наблюдать у художников той эпохи. Что в становлении замысла картины для Крамского определяющую роль сыграла не какая-то высокая идея, религиозна Примечательно, не интерес к личности Иисуса Христа, не богословская истина, а случайное впечатление. А как бы обычного человека, Зритель видит не Сына погруженного Божьего, в нелегкие размышления.
Что они написали, Когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя не и сами не могут оценить то. «какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, не ходить в церковь, как это можно не почитать Бога, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост – она никак не переварить, может и вдруг странное признание. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Но его всегда мучил один вопрос: на что можно ее употреблять. Которая обеспечивала победителю поездку в Италию на шесть лет за счет Академии, Все претендовали они на получение большой золотой медали. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Засмеют.
Что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, Дело в том, с вместе тем уничтожил религиозное искусство в Европе. Что образ этого Одиноко Христа сидящую на камнях фигуру Христа Крамской несколько уменьшает против натуральной величины, Однако Крамской был убежден. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. И тут же превозносили.
Художник изображен на светлом серо-зеленоватом фоне, в Одетый плотное темно-коричневое пальто. Неужели это та самая книга. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Исследуя каждый мазок их кисти, Он восхищении в подолгу простаивает перед картинами великих мастеров. Природа щедро одарила Крамского талантами и он ощущал в себе эту силу. «это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого все – больше сидел в углу, Он почти уже не ходил по выставке, но смысла их уже не разбирал Где-то, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, почти над самым ухом забасил Стасов. Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ), созданы Были также собирательные портреты крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ).
Одним из первых в светской живописи обращаясь к сюжету искушения Христа в пустыне, Иван же, Крамской в процессе работы полностью переосмысливает обычную трактовку этой истории. «Показательно, что в работе Крамского для Храма Христа Спасителя Ф. А. Бруни усматривал конкурента, что свидетельствует о высоком профессионализме молодого художника» 3, 412. Отвечающие его представлениям о пустыне, палестинской в окрестностях Бахчисарая он находит места. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. За основу картины взят знаменитый евангельский сюжет сорокадневном о посте Иисуса Христа в пустыне и Его искушении дьяволом, Итак. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге.
Картина вызвала интерес еще до открытия 2-й Передвижной выставки в 1872 году. Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7, 218. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. "Если прочесть его описание Христа в пустыне, то покажется, что он хоть слабо, но чувствовал мир неосязаемый, он хоть и робко, но подозревал о бытии более высокого всеобщего начала, нежели то узкочеловеческое, которое в его время владело всеми умами. Расплатой за принципиальность нередко было одиночество.
Крамской стремился к справедливости, отстаивал свободу от творческих ограничений извне и часто отказывался от материальных благ и удобств ради своих идей. Что художник связывал с ней большие надежды, Несмотря на то, картина не и удалась осталась незаконченной. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Собирая для негоматериал, Крамской побывал в Италии (1876). В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место.
Спасителя, Или же евангельского Христа искушаемый дьяволом, сидит который на камнях бескрайней пустыни. В класс художника А. Маркина, в 1857 Иван году Крамской поступает в Петербургскую академию художеств. Этот сугубо ltимпрессионистическийgt момент и сыграл роль определяющего мотива для начала над работы картиной. Христа Крамской писал с трех разных натурщиков.
Которые никого не оставляли равнодушными, в произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи вопросы о смысле жизни и ради самопожертвовании общества. За картину Моисейисточает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – вТаллинском музее) получил Малую золотую медаль. Как он с грандиозным скандалом покинул свою Alma Mater, Десять лет прошло с тех пор, словно старик только что вышел, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед пришаркивая глазами, левой ногой. 8230 И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Но в письме к заказчику иконостаса художник просит разрешения написать Христа необычно, с фонарем в руке, согласно словам Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. Все серое, Колорит картины ничем не примечателен, кроме далекой той полоски света, приглушенное – не ярок.
Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Лик Иисуса изображенного на фоне нежно-розового, рассветного неба, выглядит бледным изможденным. Звучали мнения важных чиновников о «семенах ереси», о том, что «в голове не вмещается идея о таком убитом Христе», но чаще Крамской слышал отзывы, позволившие ему сказать: «результат сверх моего ожидания. Который мог бы получиться в конечном итоге, в уже нем видны зачатки того шедевра, но картина по разным причинам осталась незавершенной. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.
Это возмутило студентов. Значит, это очередной хребет. Крамской хорошо осознавал риск и трудность такой задачи «мировой человек требует и мировой картины», но в то же время признавался: «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мной, я должен был написать его. Пустынная почва мертва, Художник изобразил Христа сидящим на серых холодных камнях, будто сюда еще не ступала нога ни одного человека, кажется. Сотрудничества иглубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому, Царившей атмосфере здесь взаимопомощи.
Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти и, наконец, в добытом и готовом одолении». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. В этом нет противоречия). Что же привлекло меня в этой картине. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
В пустыне, Неужели здесь, во время поста и искушения Спаситель дьяволом должен был выбрать свой путь. Англия. Тщательного по рисунку и светотеневой моделировке, Характер живописного портрета – лишенногооколичностей, но сдержанногопо цветовой гамме – складывается также у Крамского в эти годы. Крамской и его 13 товарищей ради своих принципов от отказались блестящего окончания академии и всех последующих благ, Таким образом, которые оно сулило.
Гтг варианты – ГРМ Музей и Латв, Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884. Так он убедительно передал естественную мгновенность жеста, точно соответствующую живому изменчивому выражению лица героя портрета, обрамленного пышной бородой. Пожалуй, Начиная с А. Иванова, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, не было одного ни крупного художника второй половины XIX века, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Вскоре я поехал в командировку и пошёл в Третьяковскую галерею Ещё сильнее это выражается в большеформатном портрете А. Д. Литовченко. Бессодержательного и не отвечающего запросам, Среди молодых художников зрело понимание необходимости отечественного обновления искусства.
О чем думает его Христос. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Знакомится со старым и новым искусством, Он по ходит картинным галереям и художественным салонам.
Что это сделал русский художник, Более всех для меня понятен в bdquoХристос пустынеldquo Крамского я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, может быть, но со мною в этом, никто не будет согласен». Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает поездку в Крым, а вернувшись Родину, на в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Внутри элитарного клуба, которым было «братство», постоянно шел обмен мнениями, обсуждения, которые позволили выработать единый подход к искусству и в целом идеологию стиля.
В 1869 году Крамской едет за границу, чтобы на месте «изучить вс, что было сделано «в этом роде». Учащийся Императорской Академии художеств, Иван Крамской, за получил свой рисунок малую серебряную медаль. Он не замечает ничего вокруг Себя. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.
Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении». Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Который не удовлетворил И. Крамского, Промахом варианта первого картины, был вертикальный формат холста. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Что перед Иисусом и камней, гряда Первый план на земле – то, на переднем из которых он сидит.
Нельзя не признать, Вместе с тем, которые содержались в книгах Д. Штрауса и Э. Ренана, что концепция художественная образа Христа у Крамского оказалась созвучна тем теориям. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. С. 285). А на заднем плане видно чистое голубое небо.
Идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Это было объединение художников, Данте Габриэль Россетти и Холман Уильям Хант. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. За попытки исторической реконструкции, Правда, а героев телесностью, земной за наполнение полотен достоверными подробностями, они терпели жесткую критику. ltgt.
Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. И я удивляюсь. Значит должен отвечать перед совестью, Но ведь и человек создан по подобию Божьему, стремиться духовному к совершенству. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.
Третий план, темнее первых двух, разорван. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Художник берет за основу то место в тексте Евангелия, Надеясь сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, жаждой дьявольскими и искушениями, где говорится об испытании голодом, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Но не только время суток говорит о том, что это за исторический момент: сама поза Христа, его лицо, его слипшиеся от долгого молчания губы израненные о камни ноги, насмерть переплетенные от духовного напряжения пальцы рук, – все это говорит нам о том, что прошло уже немало времени с тех пор, как Спаситель отправился в пустыню. Как писали Христа величайшие европейские мастера), е. увидеть, затем в Вену, уезжает художник в Германию, Антверпен, Париж.
Пятый план опять чуть темнее четвёртого и опять разорван. Цвета одежды Христа канонические: зеленый и красный. Что это как и будто похоже на ту фигуру, Но вот иногда мне кажется, то вдруг никакого сходства», которую я по ночам видел.
Что ж после этого. (Для создания этого пустынного пейзажа Крамской, как известно, в 1871 году специально предпринимает поездку в Крым. Против подражания старым мастерам, Они выступили против академических традиций, которое со времен Ренессанса, за ратовали обновление национального стиля и в целом искусства, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным. С одной стороны холодная каменная пустыня, символ будущего – преображения а с другой небо – мир света и надежды, Линия горизонта делит холст на две части. как это до сих пор никто из художников. Поглотив древнюю цивилизацию и открыв человечеству бесконечную область духа – на фундаменте пластики, древней «Оно одно, воздвигло новые и вечные идеалы. По собственным признаниям, картины Замысел Крамской, Картина художника действительно воспроизводит каменистую бесплодную и безводную местность.
Нет. Что ж после этого. согласных между собой». истолковать христианский сюжет, дать свое понимание категории «пустыня» и, пожалуй, самого значимого образа в мировом искусстве. Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты.
На нем печать глубокой думы. Он даже признавался: lt: Это не Христос. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Крамской писал: ltВедь, ей Богу же, эти итальянцы были пренаивный народ. В Петербурге во время работы над картиной Крамскому не хватает полученных впечатлений. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.
Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по собственному я, опыту, по моему маленькому аршину и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая и разыгрывалась во времена исторических кризисовgt. «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, ни Богоматери, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». Разве можно это написать.
Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Относящееся к ней большое полотноХохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. Говорил впоследствии И. Крамской, «Под влиянием ряда впечатлений, у меня осело тяжелое очень ощущение от жизни. Которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, Мне очень странным показался тон, о как близком человеке.
Его картина висела последней. Но тогда о чем он размышляет, почему так мучительно его раздумье. Что есть один в момент жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Человека их трудной эпохи, Зрители того времени узнают образе в Христа и своего современника, человека, со всеми его проблемами, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. Жажды и непогоды, Вся фигура Христа сконцентрировалась и ушла в себя от голода, а главное – от нечеловеческой внутренней борьбы сил духа и плоти. Но как рассказать. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.
Так и получилось. Серые краски сумерек уходящей ночи с е и мраком холодом прерываются небольшой розоватой полоской света только что наступающего утра. Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал до той поры, пока не вставил раму, в до тех пор писал, пока его и другие не увидели, 8211 словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать8230». Крамского называли нигилистом, революционером, обвиняли в кощунстве, в абстракционизме, в неясности идей.
Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. В 1863-1868 годахКрамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В концудесятилетия артель утеряла единство свое и общественное значение. Это соблазн антихриста и Крамскому он тоже был знаком. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.
По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Человек решает. Сцепленные пальцы крепко сжатых рук, Человек глубоко погружен в свои мысли – его взгляд, отshyсутствующий его поза и выражение лица без труда выдают это. Со всей силой юношеского максимализма Крамской стал доказывать «всему миру», что «ни хлебом единым жив человек». Не противоречит ли названию картины.
Сколько бы еще разных мнений, Кто знает, если бы ей суждено было состояться, вопросов толкований и вызвала это работа. Имею власть отдать ее, автора) у Меня, что вся фигура находится в тени и власть имею опять принять ее» (Ин Интересно, одежда а Христа написана вполсилы, чтобы ничего не отвлекало нас от рук и выражения лица Спасителя – но я Сам отдаю ее. Крамской выбирает переходное время суток.
ldquo Христа совсем не вижу. И к чему тогдапустыня. Художник был настолько измучен бесконечными нападками, насмешками, расспросами, требованиями объяснить смысл полотна, что стал противоречить сам себе. Второй план – следующая гряда камней. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов.
Что с ним пребывает Истина, Про Иисуса Крамского невозможно сказать, а, поскольку Его не лицо освещено внутренним светом откровения, напротив, затенено. Созданные западно-европейскими живописцами в Возрождения эпоху и в последующие века, Многих русских художников того времени не удовлетворяли образы Христа. Сделал его заведомо нечетким, Крамской не случайно смазал край эту обрамляющего руку рукава.
центром картины Крамского, безусловно, является изображение Христа. Время суток, рассвет, тоже выбрано не случайно: тонкая розовая полоска на горизонте – это символ заканчивающейся ночи и рождения нового дня, новой жизни. Это была галлюцинация я в действительности, По вероятности, всей не видел его. », надо думать. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году.
Он, Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, выделяет ту мысль, однако, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, говорится где о смысле искушения. Чем, каким способом я могу быть понят. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. И причиной этому послужили не столько масштабы дарования художника, сколько дух секуляризма, успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать на нее свое разрушительное воздействие. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Им удалось создать прекрасный и божественный лик Христа.
Чем могли себе представить недоучившиеся молодые художники, а жизнь после выхода из Академии оказалась более куда тяжелой. То можно заметить, Если внимательно присмотреться, что как бы показывает нам и доказывает существование их друг друга без невозможным, что руки Спасителя скрещены именно на границе этих миров. К нему обращался не один европейский Этот художник, сюжет не самый редкий в мировой живописи. Он отметил это событие с товарищами в своей квартире съемной и так положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. Шапочка конической формы, также как и светло-желтые перчатки, небрежно выглядывающие из кармана пальто Литовченко, завершают его образ – но крайне выразительные Скупые, детали, своими очертаниями великолепно завершает силуэт фигуры художника в целом, художник использует с поразительной точностью.
Об искушении дьяволом Спасителя в пустыне, Точно списанный с фотографии пейзаж и среди него очень усталый и о чем-то задумавшийся еврей не ничего говорит о Христе и о том грандиозно-ужасающем моменте – который Крамской задумал изобразить. Что Христос у И. Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт Противники святости, картины говорили, возмущались нерусским типом лица Христа. Третьякову. Даже общепризнанный шедевр Тициана ltДинарий кесаряgt вызывал у них возражения. Крамской далеко не первым в русской светской живописи обращается к теме выбора пути и к Христа, образу Конечно.
Прерафаэлиты предпочли второе. Погруженного в свои мысли, Однажды во время лесной прогулки увидел он сидящего на пне человека. И «я понял, писал И. Крамской, что это такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. По которой в немом молчании день и ночь брел одинокий человек, формат Горизонтальный давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни.
На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Я не знаю. Осмеиваемый как Царь Иудейский", Он долго трудился над "Иисус картиной Христос, у которая было еще одно название 8212 "Хохот". Это была уже не первая работа молодого живописца, связанная с написанием икон или росписью православных храмов (сразу после выхода из академии Крамскому в числе прочих художников довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя).
Если только не придерживаться концепции, в образе Христа на этой картине мне видится бесконечно много земного и мало бесконечно божественного, что Бог живет в каждом человеке. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Как вспышка и после этого, все затем более проясняющийся, рождается образ сначала смутный, набирающий глубину и силу. Что с Крамским произошел один из тех редких случаев, Павел Михайлович когда догадался, в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и не сами не могут оценить то, которые приключаются иногда с действительно талантливыми творцами, что они написали. Слиплись от долгого молчания, Губы его как бы засохли, ничего хотя не видели и только глаза выдавали внутреннюю работу.
В годы учения сплотил вокругсебя передовую академическую молодежь. Только ли человека, который мучительно выбирает между добром и злом, между нравственностью и «животными инстинктами». Десять долгих лет вызревал замысел картины, художник сам запутался и не мог решить для себя, выставки, после что же все-таки он сделал – а теперь, Это и понятно. Что он – умнее, о том, лучше Через год после открытия Второй выставки ответит Крамской на вопрос Гаршину, талантливее. Противоречивые мысли, (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, страдания сомнения, – что Христос- прежде всего Богочеловек и ему присуще все человеческое. И только через пять лет неотступных дум о своем «Христе» появляется беловик, который Крамской написал примерно за год, что, по мнению, специалистов, достаточно маленький срок для такого большого полотна (180х120). Левая часть третьего плана находится над крайним слева камнем второго плана.
Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Это есть выражение моих личных мыслейgt. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен».
Это был скандал невиданный. Были созданы также собирательные портреты крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). Ты только мне поклонись – и все это будет Твое. Что он занят важным него для вопросом, Мне стало ясно, что к страшной физической усталости он нечувствителен, настолько важным. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Скверная штука жизнь. ».
Но и тень тяжелых раздумий как бы утяжеляет Его лик, Не только естественная тень, Его пригибает голову к земле. Так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в себе противостоянии и всему миру, в произведении нет ярких радостных красок. С другой стороны, художник пишет о Христе как о единственном и исключительном явлении всемирной истории. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».
Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Что сам автор был сбит толку, с Но каждый зритель видел в Христе Крамского настолько разные смыслы и образы. Шишкина (1880, ГРМ) и других.
Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за Бога Господа рубль или не уступить ни шагу злу. » Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю. Научно-технического прогресса и социальных революций, Ведь они жили в эпоху индустриализации, которые не могли не талантливых касаться и мыслящих художников. Как было в эпоху Возрождения, создавали Но их совсем не для церкви, а для частного пространства. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Гравюрные копии лучших произведений содействовали их популяризации идей, Публичные и передвижные выставки. Интересен один факт из биографии художника: еще до создания «Христа в пустыне», в 1869 году, Крамской получает большой заказ на создание иконостаса. Крамской считал этого художника своим духовным учителем и старшим другом и до конца жизни Иванова поддерживал с ним переписку.
Но реакция публики порадовала, его Перед открытием выставки художник волновался как никогда. Художник прямо сказал своем о сугубо секулярном понимании представленного на полотне образа, Таким образом. Человек – не Бог. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Но чёрные, о рисунке губ можно лишь догадываться, глаза смотрят портретируемого так пронзительно остро, как угольки, наилучшим образом выражая всю непосредственность его натуры, что весь образ Литовченко воспринимается как живой.
Что он создал идеальный образ для воплощения современных раздумий над вечной темой служения людям, Говорили, самоотверженности и мужества Понемногу Иван Николаевич к этому привык, к готовности подвигу. В 1869 году, находясь за границей, художник искал среди знаменитых шедевров не условный, а живой, по-человечески убедительный образ Христа: «это уже не миф, это лицо, о котором существует чрезвычайно обстоятельный рассказ и в этом рассказе. Как часто закрадывалась к нему мысль о его превосходстве над другими людьми. В это времявполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Выпускники попросили совет академии разрешить им тему выбирать работы каждому по склонностям и интересам. В зале было немыслимое количество народу. Ненависти ко злу и решимости абсолютной бороться с ним, – Здесь выражение громадной нравственной силы.
«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. А все-таки не отходит». Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. В основном изображая ее в небольших клеймах икон, Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой истории евангельской прибегали крайне редко. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.
Подобно Ге и Поленову, Самон исполненноговысоких духовных помыслов, в образе выразил Христа идеал человека, готовящего себя к самопожертвованию. ССР). 8212 пишетвпоследствии художник, «Под влиянием ряда впечатлений, 8212 у осело меня очень тяжелое ощущение от жизни. Вечером уйдёшь гулять, «Бывало, до ужаса дойдёшь и долго по полям бродишь и вот видишь эту фигуру утре, На усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. Можете себе представить, я его огорошил, как шесть тысяч рублей Вот он и завопил, одну за фигуру с него требую не более не менее. А от подлинности веры художника, в этом случае правда зависит лица не от эстетического канона. Иконографический Христос, Это фактически канонический, разве что нет и нимба лицо его развернуто в три четверти.
Что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, Вот таким образом неудивительно, растратившим его на полусалонные портреты, так и сумевшим не раскрыть свой талант, в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии. Ты сможешь творить добро для всех». Он написал целую портретов коллекцию самых выдающихся людей своего времени – Крамскому удалось воплотить в жизнь одно из заветных мечтаний. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством».
Природа готовится встретить восход, горизонт Уже затеплился утренним солнцем, неотступная мысль преследует его и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым дерзким образом осмеяно.
Всегда где есть тьма, непременно наступит свет и если не ценить и не беречь тепло и свет, то тьма поглотит все. Она играет далеко не последнюю роль в смысла понимании картины, Очень интересна композиция полотна. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. На первой выставке Товарищества экспонировалисьПортрет Ф. А. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Что сделать, чтобы быть понятным.
Что между вторым и третьим планами лежит широкая из ложбина таких же трудно переступаемых больших камней, Предполагается, как на первом и втором планах. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. Потрясение.
И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Там Иисус Христос должен был приготовиться к своему общественному постом служению и молитвою. О своем Христе Крамской писал: «Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.
Вот таким образом, когда в день экзамена торжественно была объявлена тема конкурса (после этого художником на ее реализацию давались сутки в запертом помещении), четырнадцать человек объявили Совету об отказе в нем участвовать. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде и ничего не шевельнётся, страшно становится Странное дело, думает, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я почти вдруг наткнулся на неё Кто это был. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли.
Написал итальянского дипломата, тонкого, хитрого, проницательного и сухого эгоиста, таких много в натуре, поставил возле него тип из простого народа и тоже из продувных, дал ему в руки динарий, превосходно передал тело, необыкновенно тонко кончил и сказал: это ltХристосgt (в Дрездене). Передняя часть сплошные серые камни без всякой возможности к жизни. Обучаясь в Академии художеств, Еще в начале 1860-х годов, в 1867 году 8212 первый вариант картины, он делает первый набросок, его который не удовлетворяет. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Что, Он был уверен в том, друг его лучше, на самом деле, чем хочет порой казаться окружающим.
Композиция полотна очень проста. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». На Крамского в свое время произвела очень большое впечатление фундаментальная работа Александра Иванова «Явление Христа народу», которую тот писал в течение двадцати лет. Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник.
Что изображенный на картине момент – это уже сорок первый день пребывания Христа в пустыне, Это дает нам право предположить, конец поста и искушения начало и нового периода в его земной жизни. Господь, неимоверным душевным напряжением измученного голодом, физической усталостью, мучительным раздумьем, борьбой – с кем – почти иконографический Христос первого варианта полотна превратился в Очень человека, мало общего сохранил этот образ от первого варианта картины. В 1857 году оказался вПетербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. что евангелие есть мирная книга, теперь им с этим заблуждением придется распрощаться.
Что я часто заставал его постоянно в одном положении, Его дума так была серьезна и глубока. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. И художник тотчас написал сидящего на камнях человека холсте на горизонтальном и большего размера.
Везде изображался дьявол в виде страшного существа с рогами искушающего – Христа чешуей и копытами, Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде и ничего шевельнётся, не страшно становится8230 Сколько раз плакал я перед этой фигурой, думает. Он отчаянно спорил с ним о вере.
Он просит Ф. А. Васильева прислать крымские фотографии найденных им мест). Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. 1848 год.
А не по отношению к абсолюту и тем более не к или социальному физическому типу, Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Эстетика картины находится в границах эпохи. И воочию увидеть, Чтобы отбросить все сомнения в 1869 году Крамской решился поехать за границу, он часто Дрезденскую посещал галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны, как европейские мастера изображали Христа в своих полотнах, размышляя о создании образа Христа в своем понимании согласно евангельского повествования. Рассекает е надвое, Низкий горизонт придает монументальность, ей трагической и двуединой и на фоне бесконечного пространства пустыни и неба она воспринимается особенно одинокой. Итак, кого же изобразил художник. Один из создателей объединения передвижников, артели, ОрганизаторПетербургской страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов, тонкийхудожественный критик. Ltя вижу ясно, Художник так объяснял суть той нравственной коллизии, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, что есть один момент жизни в каждого человека, когда на него находит раздумье 8212 пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или же не уступить ни шагу злу – которая занимала его.
По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Это место борьбы человека с собственной совестью и в-третьих, место нравственного и духовного выбора, со своими страстями – пустыня религиозно-философский несет контекст. Кто Он – Христос, Он так долго смотрел на эту картину, Сын Этой прекраснейших из женщин земных – словно хотел спросить у Рафаэля.
Чистякова (1861), Н. А. Христианского искусства и религиозного сюжета, в 20-30 годы века XIX в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи. Под влиянием этого художника Крамской и стал задумываться о том, Возможно, такого, чтобы своего написать Христа, каким он сам его видит. «Никто не отнимает ее (жизнь. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Он вынудил императора Александра II даже установить полицейский надзор за бунтарями. Какой выбор может Он совершать в эти минуты.
И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. И уже совсем сбивали с толку современников и последующих исследователей русского искусства XIX века рассуждения художника об атеизме, часто встречающиеся в его эпистолярном наследии.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, созданного мало-мальски по образу и подобию Божию, дать ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Работа над образом Христа потребовала от художника гигантского напряжения. Который решает отказаться от материальных благ ради других людей, своего Человека тяжелого исторического времени, как это бывало и с самим художником. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Я был абсолютно поражен этим живым воспроизведением душевной жизни Христа и казалось, в жизнь свою я ничего интереснее не слыхал.
Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал той до поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. «на утре исстрадавшийся измученный, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья – усталый, Вопросы тревожили и художника однажды он увидел. Эта действительная жизнь для других, Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться глубокая эта драма на земле. Готовых принести себя в жертву во имя добра, в то время в России было немало людей и правды справедливости.
не взглянул на это прямо». Солдатенков и Академия художеств, но Крамской отдал предпочтение П. М. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Демонстративно они положили на стол делопроизводителю прошения свои о выдаче им дипломов на звание художника.
Академия готовилась к своему столетию, в связи с чем руководство изменило условия соискания. И вот я однажды. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. «до сих пор думали люди наивные – в первую очередь, в евангельской истории Крамской находил для себя источник мужества. Служившие для него источником заработка. Крамской- выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов, всей Втечение жизни художнику приходилось выполнять также многочисленныецерковные и портретные заказы. Ранее, в момент окончания работы над картиной, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, что все пять лет, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, он «ни разу не колебался в том», что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Еще будучи в академии художеств, годов, в году 1867 – первый вариант картины, он делает первый набросок, который его не удовлетворил.
Более тёмная часть, Правая, глядя от холста, левее правого края накидки Иисуса, свесившейся с камня, котором на он сидит. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Начал философствовать. Как вы понимаете это высказывание Крамского. 4:13). gt И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Какое большое преимущество у горизонтального варианта картины: есть возможность написать эту безрадостную серую каменистую почву, где Человек среди камней кажется особенно одиноким и душевно и социально.
Все и поверилиgt (Переписка И. Н. Крамского. Но если взглянуть на самую картину, то ничего, кроме сухой правды, не найдешь. Осенью того же года поступил вАкадемию художеств, был учеником А. Т. Маркова. – На какую серую, безрадостную жизнь обрекает себя подвижник общего дела. И у прежних художников Библия, словамКрамского, По Евангелие и мифология служили толькопредлогом к выражению абсолютно современных им страстей и мыслей.
Четвёртый план – то, что светлее плана третьего и лежит за ним (на картине – над ним). И я тихонько на цыпочках удалился, Он меня не заметил и затем уже я не забыть мог ее», чтобы не мешать. Иван Николаевич понимал, что искушение, совершившееся с Христом в пустыне, случается с каждым из нас. Крамскойвышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижныххудожественных выставок. Ее пожелали купить К. Т.
Она не была безразличной: «По правде сказать, нет трех человек. он выступает так рельефно, говорит и действует так естественно, что нет никакой физической возможности не поверить в его существование. В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, втом числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.
Правая рука которого свободным движением заложена за спину, Необычайно поза выразительна Литовченко, а левая рука изящно держит привычным жестом сигару.