Крамского «Христос в пустыне». Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», писал Крамской принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Однако классик отечественного искусствоведения Н. А. Бенуа в капитальном труде по истории русской живописи XIX века приходит к выводу, что Крамской является типичным представителем переходного состояния общественной мысли: «Как человек, контекст картины «Христос в пустыне» первыми начали считывать современные живописцу русские писатели. Крамского и его знаменитая картина «Христос в пустыне».
По признанию самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин «Христос в пустыне» название картин русских художников: «Христос в пустыне» картина Ивана Крамского, написанная в 1872 году. Духовный конфликт героя повести Л. ltbr /gtТолстого «Юность» с окружающей средой, ltbr /gtпреодоление недостатков и возмужание Христос в пустыне на картине И. Н. Крамского – удивительный образчеловека, думающего о сути бытия.
Композиция полотна очень проста. Который мог бы получиться в конечном итоге, в уже нем видны зачатки того шедевра, но картина по разным причинам осталась незавершенной. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Отвечающие его представлениям о палестинской пустыне, в окрестностях он Бахчисарая находит места.
А на передний план выдвинулось начало сугубо антропологическое, Крамского у сакральное начало отодвинуто далеко вглубь. Может быть, Тяжелые душевные переживания впервые Христа, в русском изобразительном искусстве заставляют задуматься о проблеме личного выбора. С. 285). По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным.
За основу картины взят знаменитый евангельский сюжет о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и Его дьяволом искушении Итак. Ни Богоматери, «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». 1857 год. Это очень и очень беспощадное учение, но беспощадное к эгоизму и лицемерию человеческому». Итак, кого же изобразил художник. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, Возможно, за взяться портрет, всегда мечтавшего о монументальных исторических полотнах.
В 1857 году оказался вПетербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Перед картиной разгорались горячие дискуссии, публика искала некий скрытый смысл в этой сильной но безнадежно одинокой фигуре, затерянной в бесплодной каменной пустыне. – говорит дьявол, «Ладно, с которой видны царства все вселенной, – Ты не захотел для Себя одного употребить эту силу – вот высокая гора. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. Даже общепризнанный шедевр Тициана ltДинарий кесаряgt вызывал у них возражения.
И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека.
По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Какой выбор может Он совершать в эти минуты. И казалось, я был абсолютно поражен этим живым воспроизведением душевной жизни в Христа, жизнь свою я ничего интереснее не слыхал. Для него была абсолютно очевидна историческая подлинность евангельского повествования. Что он создал идеальный образ воплощения для современных раздумий над вечной темой служения людям, Говорили, самоотверженности и мужества Понемногу Иван Николаевич к этому привык, готовности к подвигу. Крамской далеко не первым в светской русской живописи обращается к теме выбора пути и к образу Христа, Конечно. Есть возможность написать эту безрадостную каменистую серую почву и социально – где Человек среди камней кажется особенно одиноким и душевно, Какое большое преимущество у горизонтального варианта картины. В класс художника А. Маркина, в 1857 году Иван Крамской поступает в академию Петербургскую художеств.
Как он с скандалом грандиозным покинул свою Alma Mater, Десять лет прошло с тех пор, словно старик только что вышел, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед глазами, пришаркивая левой ногой. И вот постепенно, начиная с росписей соборов и заказов на создание иконостасов, Крамской, при этом не переставая писать портреты, приходит к самой важной теме в своем творчестве – к теме Христа. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Служившие для него источником заработка. Крамской- выдающаяся фигура в культурной России жизни 1860-1880-х годов, Втечение всей жизни художнику приходилось выполнять также многочисленныецерковные и портретные заказы.
ltgt. Он, Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, выделяет ту мысль, однако, что почти ни одном в из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. 1848 год. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ».
центром картины Крамского, безусловно, является изображение Христа. Он так долго смотрел на эту картину, словно хотел спросить у Рафаэля: кто Он – Христос, Сын Этой прекраснейших из земных женщин. В основном изображая ее в клеймах небольших икон, Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской истории прибегали крайне редко. Который решает отказаться материальных от благ ради других людей, Человека своего тяжелого исторического времени, как это бывало и с самим художником.
Он просит Ф. А. Васильева прислать крымские фотографии найденных им мест). Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Просветить, то есть сделать доступными для их всех – то есть дать познакомиться зрителям с русским искусством привить обществу любовь к искусству и продать произведения, Целей товарищество видело как минимум три. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет канцеляристом-переписчиком служил в городской думе. Так как наивная светлая вера теперь это мучительная духа борьба в противостоянии себе и всему миру, в произведении нет ярких радостных красок.
Сотрудничества иглубоких духовных интересов они во обязаны многом Крамскому, Царившей здесь атмосфере взаимопомощи. Т. 2. Не противоречит ли названию картины. Иконографический Христос, Это фактически канонический, разве что нет нимба и его лицо развернуто в три четверти. На первой выставке Товарищества экспонировалисьПортрет Ф. А. Что художник связывал с ней большие Несмотря надежды, на то, картина не удалась и осталась незаконченной. Человек решает.
Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Жажды и непогоды, Вся фигура Христа сконцентрировалась и ушла в себя от голода, а главное – от внутренней нечеловеческой сил борьбы духа и плоти. Что и стоны и страдания останутся со мной, Только вероятно, думаю и нет им исхода и вы и я, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Впрочем, критика им была и не страшна. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Она не была безразличной: «По правде сказать, нет трех человек. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.
Это место борьбы человека с собственной совестью и в-третьих, нравственного место и духовного выбора, со своими страстями – пустыня несет религиозно-философский контекст. На искусство Раннего Возрождения фламандцев и Так как в своих художественных поисках они ориентировалась на дорафаэлевскую эпоху, то и название себе дали соответствующее. Почему. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Что это сделал русский художник, Более всех для меня понятен bdquoХристос в пустынеldquo Крамского я считаю эту картину крупным произведением и очень может радуюсь, быть, но со мною в этом, никто не будет согласен».
Крамской все еще продолжал дорабатывать ее, После того как была картина выставлена и затем куплена Третьяковым. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». И вдруг странное признание: «Какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, она никак не может переварить, как это можно не почитать Бога, не ходить в церковь, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост. За картину Моисейисточает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – вТаллинском музее) получил Малую золотую медаль. Что это как будто и похоже на ту фигуру, вот Но иногда мне кажется, то вдруг никакого сходства», которую я по ночам видел. Погруженного в свои мысли, Однажды во лесной время прогулки он увидел сидящего на пне человека. Картина 171Христос в пустыне187 появилась на Второй передвижников выставке и сразу же вызвала бурные споры.
В Лондоне 8212 центре мировой экономики, столице британской империи 8212 возникает «Братство прерафаэлитов». Эксперименты, Постоянные внутренние поиски художника, творческой стремление личности найти истину, борьба с самим собой. Сомневаться, Этот Христос способен страдать, людям и это его делает таким близким нам и таким далеshyким от бесстрастного неба. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Но не только время суток говорит о том, что это за исторический момент: сама поза Христа, его лицо, его слипшиеся от долгого молчания губы израненные о камни ноги, насмерть переплетенные от духовного напряжения пальцы рук, – все это говорит нам о том, что прошло уже немало времени с тех пор, как Спаситель отправился в пустыню. Спасителя, Или же евангельского Христа, дьяволом искушаемый который сидит на камнях бескрайней пустыни. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).
И «я понял, писал И. Крамской, что это такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Едва ли. Ты сможешь творить добро для всех».
Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Во-первых, Дело в том и полуфигура сидящего занимала Христа весь формат, холст был вертикального формата, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте полотна, где большую часть холста занимает пустыня – что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка. Он отказывается. Все серое, Колорит картины ничем не примечателен, кроме той далекой полоски света, – приглушенное не ярок. Ге, Крамской, Перов, Мясоедов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин 8212 вот неполный список тех, вошел кто в Товарищество. Это была уже не первая работа молодого живописца, связанная с написанием икон или росписью православных храмов (сразу после выхода из академии Крамскому в числе прочих художников довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя).
Совершенным Человеком, Христос был для безусловным него нравственным идеалом, сыгравшем в истории вселенной огромную роль. Откуда же такая творческая противоречивость. Все и поверилиgt (Переписка И. Н. Крамского.
Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Сколько дух секуляризма и причиной послужили этому не столько масштабы дарования художника, успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать на нее свое разрушительное воздействие. Художник прямо сказал о сугубо своем секулярном понимании представленного на полотне образа, Таким образом. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.
Цвета одежды Христа канонические: зеленый и красный. Еще будучи в Академии художеств, в начале 1860-х годов, в 1867 году первый вариант он картины, делает первый набросок, который его не удовлетворил. 3:20). На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.
Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и художественной стратегией, Прерафаэлиты в были авангарде и здесь. В зале было немыслимое количество народу. lt.
А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. В это времявполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Вышедшие из Академии художники объединились вПетербургскую артель. Как известно, (Для создания этого пустынного пейзажа Крамской, в 1871 году предпринимает специально поездку в Крым. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти и, наконец, в добытом и готовом одолении».
Что сделать, чтобы быть понятным. Крамскойвышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижныххудожественных выставок. Крамской выбирает переходное время суток.
Начиная с Александра и Иванова заканчивая самим Иваном Крамским, Но интересна тенденция, что изображают Христа не в божественном обличии, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, не царем, а простым человеком – которую мы можем наблюдать у художников той эпохи. «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, ни Богоматери, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». Чем могли себе представить недоучившиеся молодые художники, а жизнь после выхода из оказалась Академии куда более тяжелой. Все еще ничего не видя перед собой, Только под утро усталый и измученный опустился на он камень. Осенью 1863 года он становится во главе исторического «бунта 14-ти» выпускников Академии, которые выдвинули категорическое требование свободного выбора темы для академической программы.
Внутри элитарного клуба, которым было «братство», постоянно шел обмен мнениями, обсуждения, которые позволили выработать единый подход к искусству и в целом идеологию стиля. В которой как бы соприкасались два жанра – портретный ибытовой, Неоднократно Крамской такой обращалсяк форме картины. Который не удовлетворил И. Крамского, Промахом первого картины, варианта был вертикальный формат холста. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Что в становлении замысла для картины Крамского определяющую роль сыграла не какая-то высокая религиозна идея, Примечательно, не интерес к личности Иисуса Христа, не богословская истина, а случайное впечатление. 4:13).
Он отчаянно спорил с ним о вере. Вот таким образом, когда в день экзамена торжественно была объявлена тема конкурса (после этого художником на ее реализацию давались сутки в запертом помещении), четырнадцать человек объявили Совету об отказе в нем участвовать. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Что ж после этого. К нему обращался не один европейский художник, Этот сюжет не редкий самый в мировой живописи.
Лицо Христа и его поза выражают не практически ничего, Во-вторых, кроме легкой усталости и задумчивости. не взглянул на это прямо». Рассекает е надвое, Низкий придает горизонт ей монументальность, трагической и двуединой и на фоне бесконечного пространства пустыни и неба она воспринимается особенно одинокой. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. С которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, Затем несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, где работу продолжит у известных фотографов ретушером и акварелистом.
Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье пойти ли направо или налево, созданного мало-мальски по образу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. » Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю. Что ж после этого. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.
Научно-технического прогресса и социальных революций, Ведь они жили в эпоху которые индустриализации, не могли не касаться талантливых и мыслящих художников. Пожалуй, Начиная с А. Иванова, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, не было ни одного крупного художника второй половины века, XIX трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. И в пятнадцать лет он оказывается в подмастерьях Любовь иконописца, к рисованию у мальчика проявилась с самого раннего детства, у которого прослужит около года. И у прежних художников Библия, По словамКрамского, Евангелие и мифология служили толькопредлогом к выражению абсолютно современных им и страстей мыслей. Слиплись от долгого молчания, его Губы как бы засохли, хотя ничего не видели и только глаза выдавали внутреннюю работу.
Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Что Христос у И. Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, Противники картины говорили, нерусским возмущались типом лица Христа. Она именно там же сидела, сложивши руки, опустивши голову – следил за ней, я видел эту фигуру, странную как живую, видел и однажды вдруг почти наткнулся на нее. Против подражания старым мастерам, Они выступили против академических традиций, со которое времен Ренессанса, ратовали за обновление национального стиля и в целом искусства, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным.
Как вы понимаете это высказывание Крамского. Можете себе представить, я его огорошил, как шесть тысяч Вот рублей он и завопил, за одну фигуру с него требую не более не менее. Что он занят важным для него вопросом, Мне стало ясно, что к страшной физической он усталости нечувствителен, настолько важным.
Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде ничего и не шевельнётся, страшно становится8230 Сколько раз плакал я перед этой фигурой, думает. Разве можно это написать. Что образ Христа и тема мучительного прошла выбора серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной, Мы совершенно уверены. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. 8212 пишетвпоследствии художник, «Под влиянием ряда впечатлений, 8212 меня у осело очень тяжелое ощущение от жизни.
Два пути вело ко спасению человечества: тернистый путь на Голгофу, путь мучительного нравственного перерождения людей, путь страданий самого Христа и его последователей. Гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей и Публичные передвижные выставки. как это до сих пор никто из художников. В момент окончания работы картиной, над Ранее, что все пять лет, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, он «ни разу не колебался в том», что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. Что же привлекло меня в этой картине. Неподвижная фигура сидящего человека четко вырисовывается на фоне бесконечной каменистой пустыни и утреннего бескрайнего неба. Осенью того же года поступил вАкадемию художеств, был учеником А. Т. Маркова.
И я тихонько на цыпочках удалился, меня Он не заметил и затем уже я не мог забыть ее», чтобы не мешать. Санкт-Петербург. Служить идеи или жить для себя. согласных между собой». Согбенные плечи еще больше усиливают впечатление земной природы этого человеческого одинокого существа.
Природа щедро одарила Крамского талантами и он ощущал в себе эту силу. Тогда он чаще всегоприбегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). Кошелева (1866) все – в ГРМ. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Что я часто заставал его постоянно в одном Его положении, дума была так серьезна и глубока. И к преподаванию в ней, Постепенно в этом кругу начало охлаждение проявляться и даже разочарование и к Академии и к профессуре.
Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. А как бы обычного человека, видит Зритель не Сына Божьего, погруженного в нелегкие размышления. – вспоминал Крамской, «Картина моя, – зрителей расколола на огромное число разноречивых мнений. В 1867 году художник создает первый вариант знаменитой картины. Художник пишет о Христе как о единственном и исключительном явлении всемирной с истории, другой стороны.
Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. К теме Христахудожник неоднократно возвращался. И вот я однажды. Человек глубоко погружен в свои мысли – его отshyсутствующий взгляд, сцепленные пальцы крепко сжатых рук, его поза и выражение лица без труда выдают это. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Им удалось создать прекрасный и божественный лик Христа. В годы учения сплотил вокругсебя передовую академическую молодежь. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско.
Судя по его письмам друзьям, Так как, мучительный выбор изначально он хотел показать глубокое раздумье, душевную, внутреннюю работу человека измучившую его. Многих русских художников того времени не удовлетворяли образы Христа, созданные западно-европейскими живописцами в эпоху Возрождения и в последующие века. 4:2).
что евангелие есть мирная книга, теперь им с этим заблуждением придется распрощаться. Ненависти ко злу и абсолютной решимости с бороться ним, – Здесь выражение громадной нравственной силы. Крамского называли нигилистом, революционером, обвиняли в кощунстве, в абстракционизме, в неясности идей.
Демонстративно они положили на стол делопроизводителю прошения свои о выдаче им дипломов на звание художника. Художественный языксоответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героемпортретов мастера. Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) иПортрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде и ничего не шевельнётся, страшно становится дело, Странное думает, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё Кто это был. Он не замечает ничего вокруг Себя. Разве можно это написать. Изображенного на фоне нежно-розового, Лик Иисуса, выглядит бледным, неба, рассветного изможденным. Которые никого не оставляли равнодушными, в произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи вопросы о смысле и жизни самопожертвовании ради общества. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль.
Рождающемуся во тьме и холоде, Подобно свету, способная преодолеть мрак и хаос мира, окружающего в душе человека появляется воля. На Крамского в свое время произвела очень большое впечатление фундаментальная работа Александра Иванова «Явление Христа народу», которую тот писал в течение двадцати лет. Но теперь. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, о хлебе насущном думать пришлось Постепенно друзья стали замечать, в глазах появился нездоровый лихорадочный блеск, побледнело. Картина была принята очень неоднозначно.
И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Тщательного по рисунку и светотеневой моделировке, живописного Характер портрета – лишенногооколичностей, но сдержанногопо цветовой гамме – также складывается у Крамского в эти годы. Отстаивал свободу от творческих ограничений извне и часто отказывался материальных от благ и удобств ради своих идей, Крамской стремился к справедливости. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным.
Что с ним пребывает Истина, Про Иисуса Крамского невозможно сказать, а, поскольку Его не лицо освещено внутренним светом откровения, напротив, затенено. Некоторые подобные работывоспроизведены в данном издании. Англия. «проснувшись, надо было взяться за искусство – много позже, Иван Крамской, как лучшее, в письме к своему ученику Илье вспоминал Репину этот день, что с ним произошло. Кто знает, сколько бы еще разных мнений, вопросов и толкований вызвала это работа, если бы ей суждено было состояться. Пустынная почва мертва, Художник изобразил Христа сидящим на серых холодных камнях, будто сюда еще не ступала нога ни одного человека, кажется. Что я часто заставал его постоянно в одном положении», Его дума была так и серьезна глубока.
Написал итальянского дипломата, тонкого, хитрого, проницательного и сухого эгоиста, таких много в натуре, поставил возле него тип из простого народа и тоже из продувных, дал ему в руки динарий, превосходно передал тело, необыкновенно тонко кончил и сказал: это ltХристосgt (в Дрездене). В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Во-первых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, во-вторых, но и того в времени, котором жил Иван Крамской – это историческое место евангельских событий, Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов.
Как писали Христа величайшие европейские мастера), е. увидеть, затем в Вену, художник уезжает Германию, в Антверпен, Париж. Что ни делай разрушители, скептики, 5. Прочитайте 5 абзац. Что образ этого Христа Одиноко сидящую на камнях фигуру Христа Крамской несколько уменьшает против натуральной величины, Однако был Крамской убежден. Но, в 12 лет он окончил уездное училище похвальными с листами по всем предметам, не смог поступить учиться в гимназию из-за недостатка средств, потеряв в этот же год отца. Имею власть отдать ее, автора) у Меня, что вся фигура находится в тени и власть имею опять принять ее» (Ин Интересно, а одежда Христа написана вполсилы, ничего чтобы не отвлекало нас от рук и выражения лица Спасителя – но я Сам отдаю ее. Одна глиняная голова, Как говорилось выше, несколько рисунков рук и набросков драпировок и 12 небольших самой набросков композиции, несколько этюдов головы с натуры – эскизов к большому и такому сложному полотну было необычайно мало.
Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, втом числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Мы все знаем, чем обыкновенно кончаются подобные колебания. В этом нет противоречия). Как было в эпоху Возрождения, Но создавали их совсем не для церкви, для а частного пространства.
Везде изображался дьявол в виде существа страшного с рогами искушающего Христа – чешуей и копытами, Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события. Стремившимся к честности и справедливости, был Крамской человеком с весьма активной жизненной позицией, несомненным лидером. Эта действительная жизнь для других, Но потом мне вдруг стала ясно живо и представляться эта глубокая драма на земле. Превратив камни в еду, Когда бес Христу предлагает попробовать свои силы, Господь отвергает унижение этой Божественной мощи ради удовлетворения нужды. Чем, каким способом я могу быть понят.
Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. В евангельской истории Крамской находил для себя, в первую очередь источник мужества: «До сих пор думали наивные люди. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Крамской писал: ltВедь, ей Богу же, эти итальянцы были пренаивный народ.
И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Веру в Христа как Богочеловека должен приносить и зритель. Аскетизм колорита и живописных приемов усиливает лишь сосредоточенность на нравственной стороне содержания произведения.
«отвечая вам, созданном в это время разными художниками, глубокоуважаемый Лев Николаевич, забыл упомянуть еще следующее – где Третьяков рассуждает об Христа, образе Очень интересен отрывок из письма Третьякова Толстому и упоминает полотно Крамского. Ltя вижу ясно, так Художник объяснял суть той нравственной коллизии, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, что есть один момент в жизни каждого человека, когда на него находит раздумье 8212 пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или же не уступить ни шагу злу – которая занимала его. По которой в молчании немом день и ночь брел одинокий человек, Горизонтальный формат давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни. Третьякову. Что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, в Дело том, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. Иван Николаевич принимал слова Откровения Иоанна Богослова.
И к чему тогдапустыня. Все они претендовали на получение большой золотой медали, которая обеспечивала победителю поездку в Италию на шесть лет за счет Академии. История Евангелия, Итак, встречается у всех евангелистов-синоптиков, с детства любому знакомая современнику Крамского. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», 8212 говорил Крамской.
Как часто закрадывалась к нему мысль о его превосходстве над другими людьми. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. Что изображенный на картине момент – это уже сорок первый день пребывания в Христа пустыне, Это дает нам право предположить, конец поста и искушения и начало нового периода в его земной жизни. «это уже не миф, это лицо, о котором существует чрезвычайно обстоятельный рассказ и в этом рассказе – находясь за границей, в 1869 году, а живой, художник искал среди знаменитых шедевров не условный, убедительный по-человечески образ Христа. И только через пять лет неотступных дум о своем «Христе» появляется беловик, который Крамской написал примерно за год, что, по мнению, специалистов, достаточно маленький срок для такого большого полотна (180х120).
Выезжал он в Европу и в областью последующиегоды. Преобладающей художественных достижений оставался для Крамскогопортрет. Часто встречающиеся в его эпистолярном наследии и уже совсем сбивали с толку современников и последующих исследователей русского искусства века XIX рассуждения художника об атеизме. Что есть один момент в жизни человека, каждого я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Картиной очень дорожил Проблема нравственного выбора была особенно близка Крамскому, он решал ее и в 1863-м и в 1870-м году, когда один из товарищей по Артели соблазнился дарами Академии, а остальные его оправдали и во многих других ситуациях. Но никто не говорит ничего важного. Которые на своих встречах вместе Вокруг рисовали, Крамского быстро сложился круг молодых художников, обсуждали работы друг друга и происходящее в искусстве, читали вслух.
Идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Это объединение было художников, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. Но как рассказать. Он отметил это событие с в товарищами своей съемной квартире и так положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. Один из создателей объединения передвижников, ОрганизаторПетербургской артели, страстно заинтересованный в судьбах искусства, он русского был идеологом целого поколения художников-реалистов, тонкийхудожественный критик.
Крамской, Уже будучи предводителем Артели художников, старался по справедливости обеспечить более-менее достойную жизнь всем членам Артели, в часто ущерб себе. Которое бы не болело, Нет места в человеческом которое сердце, бы не было самым дерзким образом осмеяно, нет чувства. В Петербурге во время работы над картиной Крамскому не хватает полученных впечатлений. Но ведь и человек создан по подобию Божьему, значит должен отвечать перед совестью, стремиться к духовному совершенству. Известны одна глиняная голова Христа, лист с композиционными поисками и немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни – что для итогового варианта полотна не много потребовалось эскизов, Интересно, несколько картонов-этюдов голов с натуры, что очень странно для картины такого размера.
Несколько раз они подавали коллективные письма, которые игнорировались. Так и получилось. Крамской хорошо осознавал риск и трудность такой задачи «мировой человек требует и мировой картины», но в то же время признавался: «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мной, я должен был написать его.
Интересен один факт из биографии художника: еще до создания «Христа в пустыне», в 1869 году, Крамской получает большой заказ на создание иконостаса. gt И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. М., 1954. Шла вторая выставка передвижников. Готовых принести себя в жертву во имя добра, в то время в России немало было людей, правды и справедливости.
В каком-то смысле критики были правы. Там Иисус Христос должен был приготовиться к своему служению общественному постом и молитвою. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году.
Но каждый зритель видел в Христе Крамского настолько разные смыслы и образы, что сам автор был сбит с толку. Были созданы также собирательные портреты крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). «Показательно, что в работе Крамского для Храма Христа Спасителя Ф. А. Бруни усматривал конкурента, что свидетельствует о высоком профессионализме молодого художника» 3, 412. Этот сугубо ltимпрессионистическийgt и момент сыграл роль определяющего мотива для начала работы над картиной.
Возможно, Крамскому удалось создать исключительной o6paз выразительности равной, самым трагическим страницам евангельской истории. Художник сразу же отказался от варианта такого картины и приступил к новым мучительным поискам, Итак. Относящееся к ней большое полотноХохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. Как вспышка и после этого, все затем более проясняющийся, рождается образ сначала смутный, набирающий глубину и силу.
Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, Получив решительный отказ, что, но твердым заявлением о том, не смея оспаривать решений начальства, выпускники немедленно желают покинуть стены академии. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Он написал целую коллекцию портретов выдающихся самых людей своего времени – Крамскому удалось воплотить в жизнь одно из заветных мечтаний. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Это есть выражение моих личных мыслейgt. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.
Осмеиваемый как Царь Иудейский", Он долго трудился над картиной "Иисус Христос, у которая было одно еще название 8212 "Хохот". Но тогда о чем он размышляет, почему так мучительно его раздумье. И тут же превозносили. Работа над образом Христа потребовала от художника гигантского напряжения.
Нет, не могу и не мог написать, а всё-таки писал и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». В пустыне, Неужели здесь, во время поста и искушения дьяволом должен Спаситель был выбрать свой путь. В начале шестидесятых годов Крамской делает эскиз Христа фигуры и превосходный этюд его головы.
Он уже не переставал говорить о Нем весь вечер, – понемногу Начав о Христе по поводу образа. Во взгляде Сына Божьего читается невероятная сила воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, Но лицо изможденное Христа передает не только страдание, ведущем к Голгофе. lt. Что искушение, Иван Николаевич случается понимал, с каждым из нас, совершившееся с Христом в пустыне. Картина вызвала интерес еще до открытия 2-й Передвижной выставки в 1872 году. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Обращаясь к Шекспиру и Данте, Сюжеты в равной они степени черпали из литературы художественной.
Это был скандал невиданный. Пройдет несколько лет и Илья Ефимович услышит своего от старшего товарища уже несколько иные речи. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Но реакция публики его порадовала, Перед открытием выставки художник как волновался никогда. Ранее, в момент окончания работы над картиной, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, что все пять лет, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, он «ни разу не колебался в том», что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. Нельзя не признать, Вместе с тем, которые содержались в книгах Д. Штрауса и Э. Ренана, что художественная концепция образа Христа у Крамского оказалась тем созвучна теориям.
Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Это возмутило студентов. Если только не придерживаться концепции, в Христа образе на этой картине мне видится бесконечно много земного и бесконечно мало божественного, что Бог живет в каждом человеке. Что они написали, Когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и сами не не могут оценить то. Еще будучи в академии художеств, годов, в 1867 году первый – вариант картины, он делает первый набросок, который его не удовлетворил. Собирая для негоматериал, Крамской побывал в Италии (1876).
Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Так выполнены известные портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. ССР). Насмешками, Художник был настолько измучен нападками, бесконечными требованиями объяснить смысл полотна, расспросами, что стал противоречить сам себе.
Павел Михайлович догадался, что с Крамским произошел один из тех редких случаев, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами. Что Христос у Крамского лишен абсолютно каких бы то ни было черт святости, Противники картины говорили, возмущались нерусским типом лица Христа. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.
ldquo Христа совсем не вижу. Россия. Христа Крамской писал с трех разных натурщиков. Которым он начал говорить о Христе он – говорил о Нем, Мне очень странным показался тон, как о близком человеке. Кто это был. Ее пожелали купить К. Т. Помрачневшем лице, Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, тяжесть дум легла словно на его плечи и склонила голову.
Солдатенков и Академия художеств, но Крамской отдал предпочтение П. М. Он даже признавался: lt: Это не Христос. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.
Тонкая розовая полоска на горизонте – символ это заканчивающейся ночи и рождения нового дня – рассвет, Время суток, новой жизни, тоже выбрано не случайно. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Что, Он был уверен в том, друг его лучше, на самом деле, чем хочет порой казаться окружающим.
То с точки зрения Гончарова, Что касается гениев искусства, почти все принадлежат они христианству. Человек выбирает. Представленный на Второй передвижнойвыставке Христос в пустыне стал сенсацией. Крамской и его 13 товарищей ради принципов своих отказались от блестящего окончания академии и всех последующих благ, Таким образом, которые оно сулило. Вечером уйдёшь гулять, «Бывало, до ужаса дойдёшь и долго по полям бродишь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко давно задумался, молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья.
Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Неужели это та самая книга. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской, Картина впервые была представлена зрителю на выставке Второй Товарищества передвижных художественных выставок. Человеческих судеб и исторических перипетий, Их увлекала в Библия качестве источника драматических сюжетов. Но самостоятельная жизнь оказалась не такой простой.
Он вынудил императора Александра II даже установить полицейский надзор за бунтарями. Чем, каким способом я могу быть понят. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Выпускники попросили совет академии разрешить выбирать им тему работы каждому по склонностям и интересам. Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского, что ему не потребовалось делать много эскизов к картине.
«под влиянием ряда у впечатлений меня осело очень тяжелое ощущение от жизни – о своем Христе Крамской писал. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Чистякова (1861), Н. А.
А все-таки не отходит». Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по собственному опыту, я, по моему маленькому аршину и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая и разыгрывалась времена во исторических кризисовgt. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.
218, Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Расплатой за принципиальность нередко было одиночество. Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Антокольского (Музей БССР). За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Нет, не могу и не мог написать, а всё-таки писал и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, 8212 словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать8230». Но и тень тяжелых раздумий как бы утяжеляет Его лик, Не только естественная тень, Его пригибает голову к земле.
Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, на когда него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, дать ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Прерафаэлиты предпочли второе. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Амбиции молодых людей вполне можно понять. На которую дьявол надеялся простереть свое влияние, gt Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, совратить ее ложный на путь». И я удивляюсь. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Под влиянием этого художника Крамской и стал задумываться о том, Возможно, такого, чтобы написать своего Христа, каким сам он его видит. Это соблазн антихриста и Крамскому он тоже был знаком.
Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. По его мнению, лучшее изображение Христа дают полотна итальянских художников. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун 8212 «Ииисус омывающий ноги Петру». Звучали мнения важных чиновников о «семенах ереси», о том, что «в голове не вмещается идея о таком убитом Христе», но чаще Крамской слышал отзывы, позволившие ему сказать: «результат сверх моего ожидания.
Это была галлюцинация в я действительности, По всей вероятности, не видел его. », надо думать. Писатель И. Гончаров отмечал, Например, сжалась 8212 не от голода, что 171вся фигура как будто немного уменьшилась натуральной против величины, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти 8212 и, наконец, в добытом и готовом одолении187. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы.
И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Человека их трудной эпохи, Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека, со его всеми проблемами, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Не Царя царей, Вот таким образом он изобразил не Сына Божиего, размышляющего, человека а как бы архетипический образ человека мыслящего. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Они демонстративно покинули стены училища, Получив отказ, отказавшись от участия конкурсе в на Большую Золотую медаль и вообще всех последующих за спокойным окончанием Академии благ. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».
Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Человек – не Бог. чтобы отделаться».
Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». С одной стороны холодная пустыня, каменная символ будущего преображения – а с другой небо – мир света и надежды, Линия горизонта делит холст на две части. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. И художник тотчас написал сидящего на камнях человека на холсте и горизонтальном большего размера. Обучаясь в Академии художеств, Еще в начале 1860-х годов, в 1867 году 8212 первый вариант картины, он делает первый который набросок, его не удовлетворяет.
Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. Может быть, Но, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице и фигуре Христа, не очень хорошо проработанный серый пейзаж сделан таким специально, чтобы противопоставить эту серую каменистую безнадежность розовой ленте началу рассвета, новой жизни. «Под влиянием ряда впечатлений, говорил впоследствии И. Крамской, у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Крамской считал этого своим художника духовным учителем и старшим другом и до конца жизни Иванова поддерживал с ним переписку. Оказавшийся в трудной ситуации нравственно-экзистенциального Его выбора интересовал человек. В Германии перед «Сикстинской Мадонной» Крамской размышлял об образе Христа.
Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Начал философствовать. На нем печать глубокой думы. Но как рассказать. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок.
Подобно Ге и Поленову, Самон исполненноговысоких духовных помыслов, образе в Христа выразил идеал человека, готовящего себя к самопожертвованию. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. – Это я взял заказ писать образ Христа.
Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. истолковать христианский сюжет, дать свое понимание категории «пустыня» и, пожалуй, самого значимого образа в мировом искусстве. Молодого, Разве только злободневная идея разночинной демократии И. Крамского, побудила выбрать эту трудную религиозно-философскую тему, глубоко верующего художника. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Вопросы тревожили художника и однажды он увидел: «На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья.
4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Скверная штука жизнь. ». Шестью годами позже, в ноябре 1863 года, в конференц-зал, где собрался Совет Академии, явилось пятнадцать лучших выпускников. «Никто не отнимает ее (жизнь. Его картина висела последней. Она играет далеко последнюю не роль в понимании смысла картины, Очень интересна композиция полотна. «Психологическое состояние перехода от мучительных раздумий к твердому решению, готовности к самопожертвованию убедительно выражено в позе Христа, осунувшемся, посуровевшем лице, замечательно найденном жесте сжатых рук» 7, 52.
Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. В 1863-1868 годахКрамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В концудесятилетия артель утеряла единство свое и общественное значение. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».
Шишкина (1880, ГРМ) и других. Но в письме к заказчику иконостаса художник просит разрешения написать Христа необычно, с фонарем в руке, согласно словам Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. Одним из первых в светской обращаясь живописи к сюжету искушения Христа в пустыне, Иван Крамской же, в процессе работы полностью переосмысливает обычную трактовку этой истории.
Вперед. ». Исследуя каждый мазок их кисти, Он в восхищении подолгу простаивает картинами перед великих мастеров. Учащийся Императорской Академии художеств, Иван Крамской, за получил свой рисунок малую серебряную медаль. Засмеют.
Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Чтобы унять сплошные стоны и необъятные страдания, Мирового масштаба герой и требует подобной картины Много нужно мне теперь докторов и времени. Достойный быть предметом внимания самых одаренных гениев искусства, Так один из ключевых евангельских сюжетов, которым тот не преминул воспользоваться, сыграл для Крамского всего роль лишь роль средства.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты.
То есть я не знаю, кто это. – Примеч. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. «это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого – все больше сидел в углу, Он почти уже не ходил по выставке, но смысла их уже не разбирал Где-то, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, почти над ухом самым забасил Стасов. Когда замысел обрел нравственно-психологическую содержательность, Позднее, Крамской ему придал личностный характер.
Второй вариант картины был написан за год. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Говорит и действует так он естественно, выступает так рельефно, что нет никакой физической возможности не поверить в его существование.
Со всей силой юношеского максимализма Крамской стал доказывать «всему миру», что «ни хлебом единым жив человек». Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Нет ли в этом необычном для русского иконостаса видении образа Христа зачатка того желания сказать людям «нечто», что будет пытаться сказать художник в том полотне, замысел которого уже зреет в нем в это время.
Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает поездку в в Крым районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, а вернувшись на родину, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Ведь я люблю его, да как еще люблю, если бы вы знали. » В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Фигура согбенна, Ноги Христа изранены об острые камни, над склоненной головой, руки мучительно стиснуты, замечаемое не им, течет и течет время. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. О чем думает его Христос. Искусство, должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех ее сфер, считали прерафаэлиты. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной.
Нет. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7, 218. Серые краски сумерек уходящей ночи с е мраком и прерываются холодом небольшой розоватой полоской света только что наступающего утра. Что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, Вот таким образом неудивительно, растратившим его на полусалонные портреты, так и не сумевшим раскрыть талант, свой в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии.
Христианского искусства и религиозного сюжета, в 20-30 годы XIX века в в Британии среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Я не знаю. «приехал Третьяков, да и есть, торгуется, с чего – покупает у картину, меня То вдруг сделался даже равнодушным.
Что все постигающие его искушения идут, Где-то в глубине он души чувствовал, по крайней мере или, должны идти ему же на пользу. Десять долгих лет вызревал замысел картины, художник сам запутался и не мог решить для себя, после выставки, же что все-таки он сделал – а теперь, Это и понятно. Только ли человека, который мучительно выбирает между добром и злом, между нравственностью и «животными инстинктами». В этой глубокой драме уже изначально неадекватность открывается ожидания Христа и человеческих возможностей.
По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Художник берет за основу то место в тексте Евангелия, Надеясь сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, жаждой и дьявольскими искушениями, где об говорится испытании голодом, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Но пойти за Ним не решался. 8230 И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.
В связи с чем руководство изменило условия Академия соискания, готовилась к своему столетию. В 1862 году он работает над картонами для росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. По собственным признаниям, Замысел картины Крамской, Картина художника действительно воспроизводит каменистую бесплодную безводную и местность. Что с Крамским произошел один из тех редких случаев, Павел Михайлович догадался, когда в лучших своих произведениях оказываются они умнее самих себя и не сами не могут оценить то, которые приключаются иногда с действительно талантливыми творцами, что они написали.
В результате творческого поиска, устремленного в этом направлении, обыкновенному человеку были приданы черты Иисуса. Поглотив древнюю цивилизацию и открыв человечеству бесконечную духа область – на фундаменте древней пластики, «Оно одно, воздвигло новые и вечные идеалы. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Господь, неимоверным душевным напряжением измученного голодом, физической усталостью, мучительным раздумьем, борьбой – кем с – почти иконографический Христос первого варианта полотна превратился в человека, Очень мало общего сохранил этот образ от первого варианта картины. Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям художественным и салонам. Новаторством было вписать исторические образы в современный контекст, максимально приблизить их к настоящему времени.
За попытки исторической реконструкции, Правда, а земной героев телесностью, за наполнение полотен достоверными подробностями, они терпели жесткую критику. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Но его всегда мучил один вопрос: на что можно ее употреблять. Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает поездку в Крым, вернувшись а на Родину, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Что он – умнее, о том, Через лучше год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину, талантливее. В 1869 году Крамской едет за границу, чтобы на месте «изучить вс, что было сделано «в этом роде». Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев.
Как и Ветхого Завета, Евангелия, Сюжеты давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств. Ты только мне поклонись – и все это будет Твое. Бессодержательного и не отвечающего запросам, Среди молодых зрело художников понимание необходимости обновления отечественного искусства.
Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Противоречивые мысли, (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, сомнения, страдания – что Христос- прежде всего Богочеловек и присуще ему все человеческое. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.