Макарова Инна Сергеевна "МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)" Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена статьяавторМакарова Инна СергеевназаглавиеМИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)изданиеИзвестия Российского государственного педагогического университета им. Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) древнейшего мифопоэтического образа создало фундамент для формирования нового мифопоэтического образа Корабля дураков. Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА). Герценаномергод2014 Передача про картину Босха "Корабль дураков".
Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) // Известия РГПУ им.
Присущей старому нидерландскому мастеру, в словах этих звучит восхищение глубиной мировидения. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Не считавшего возможным для утверждения каких бы то ни было истин высоких прибегать к насилию, Их привлекал гуманизм Эразма. Картина глубоко символична 8211 в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть. Босх в своих листах тщательно изучает нищих, «классифицирует» их по типам уродств, темпераментам, степени агрессивности.
В сущности, в заключительных строфах одной из последних глав («Корабль бездельников») Брант напрямую говорит об альтернативах, открывающихся перед «пассажирами» его «Корабля»: вначале указывая на спасительную для человека возможность искоренения зла в своей душе («Бери кормило в руки и смотри / Плыви рассчитанным путем / И мудрым мы тебя сочтем //» 1, с. 157, а затем нераскаявшимся грешникам предрекая страшную гибель в морской пучине («А мы ведь горе-мореходы / Мы терпим поделом невзгоды lt. Так, повествуя о Харлеме, он сообщает: «В этот город (согласно тому, что описывают хроники Голландии и утверждает народная молва) в 1403 году доставили морскую женщину, обнаруженную в одном из голландских озер, куда, очевидно, ее забросили морские бури. Недаром «величайшим гением среди сатириков» называет его крупнейший австрийский искусствовед Отто Бенеш. Купить изображение можно на обычной/самоклеющейся бумаге или на холсте любого формата. Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. В них выражается отношение людей времени того ко всему необычайному и причудливому как к живой реальности.
Плоскость и уродливость фигур делает их схожими с гротескными масками. Лишь разогнав мрак невежества повернувшись и в сторону просвещения, На страницах изданной в 1494 году поэмы ее автор представал в роли грозного обличителя глупости, человек мог рассчитывать на благоденствие в обоих мирах – которая единственная была повинна во всех бедах человечества. Босх переводит сухую символику на изобразительный язык художественных образов. Солнечной долиной и по сравнению с этой дерево-яйцо трепетной, кажется особенно уродливым, расстилающейся до горизонта, чуждым, враждебным этой прекрасной природе.
По одной из версий, в основе сюжета лежит стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), повествующее о ладье, пассажиры которой во многом схожи с героями босховского судна без руля и ветрил. Быстрое выполнение заказа и безопасная доставка порадуют каждого Демократичная покупателя, цена. Статья посвящена анализу мифопоэтического образа Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения на примере одноименных поэмы немецкого сатирика Себастьяна и Бранта картины нидерландского живописца Иеронимуса Босха.
Словно Мировое Древо, мачта произрастает в самом центре вселенной «Корабля» Босха и делит ее на два царства небесное и подземное, два мира праведников и грешников. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный. Где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества, Своеобразна композиция симметрично расположенных и окружностей двух разворачивающихся свитков.
Образы животных у Босха многоликие символы, часто не поддающиеся однозначному толкованию. Пессимистическая ирония которого превращала ущербную реальность современного ему мира в предостерегающее видение будущей судьбы человечества, Морально-этическая позиция Босха, родственно умозрительно-философским и глубоко человечным идеям Эразма, по сути, который призывал католиков и к протестантов миру и пониманию. ), белилами на серой бумаге. Во многом сходен с этим персонажем другой «игрок с блином», написанный Босхом в самом центре картины, в отличие от его спутников он изображен с закрытым ртом и глазами, а на лице выражение полной отрешенности от происходящего. Как отмечает Паола Волкова, «Они не персоны они персонажи балаганного действа. А небольшая кучка счастливчиков сидит беззаботно на его вершине, Короли на лошадях следуют за ним. Художниками также были его дед и отец, его Родители происходили из немецкого города Аахена.
Помимо всего прочего, в пышной листве верхней кроны столь причудливого дерева-мачты зритель замечает уродливый лик, напоминающий оживший человеческий череп, на деле являющий собой голову совы птицы ночи, символ греха и неверия, которая у Босха служит «аллегорией беспросветно темной, не освещенной светом веры прошлой жизни человека» 5, с. 125, за которую ему вскоре придется понести соответствующее наказание. " / Хоть в них не смыслю ни аза / Пускаю людям пыль в глаза // lt. Приведенное утверждение представляется весьма вероятным: ведь согласно средневековой иконографии, корабль выступал в качестве символа христианской церкви, а его пассажиры являли собой души праведников, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части пышной листвой крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста. По лестнице, торчащей из кувшина, карабкается обезьяна символ низменной природы человека. Кто же именно плывет на утлой лодчонке брабантского художника. «вот вам дурак библиофил / Он много ценных книг скопил / Хотя читать их не любил // lt – в таком культурно-историческом контексте остросатирические ремарки звучат Бранта особенно злободневно.
Пороков и заблуждений актуальных в любую историческую эпоху, Так в карнавальном шествии перед читателем проходит длинная всевозможных вереница людских грехов. Таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден, Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на других творчество худо ж ников того времени. Сатира базельского поэта на передний план выдвинула целую «дурацкую флотилию», направляющуюся из Дуроштадта в Глу-пландию, предъявив миру его собственное недвусмысленное отражение. Примечательны предметы, поставленные на него Босхом: оловянный стакан и блюдо с двенадцатью (по одной на каждого «пассажира») вишнями оба символы похоти. Рассеянных по музеям Европы и хотя сохранилось немногим более двух десятков его рисунков, выполненный кистью, по сути вся великого живопись нидерландского мастера представляет рисунок.
Не исключено и то, что, создавая столь аллегорическую сцену «плавания дураков», Босх обращался к традиционным средневековым образам корабля Господа и корабля Живописное полотно кисти Босха изображает веселую компанию дураков как «обобщенный символ земной жизни, в которой безумие и порочность людей так тесно переплелись между собой, что уже непонятно, человеческая глупость или первородный грех направляют путь их корабля» 5, с. 18. 2 Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220. Он создает гротесковый образ. край глупцам обетованный рай» 1, с. 154, становится невежество (глава «О бесполезных книгах»).
Участник масляничной игры, Другой герой крестьянин, воздевший левую руку к небу с закрытыми глазами взирает на он происходящее вокруг буйство плоти рядом с ним Босх поместил шест с надетым на него кувшином перевернутый сосуд в иконографии живописца является символом духовной пустоты. Будучи в начале века XVII библиотекарем Эскориала, Хосе де Сигенса, хорошо знал картины Босха. Возможно, художник также апеллировал к работам своего предшественника Питера ван дер Хейдена, чьим творчеством Босх вдохновлялся в годы обучения живописи в Харлеме и Дельфте: речь, в частности идет о «Корабле дураков» (1559 г. ) и «Паруснике» (1562 г. ) обе гравюры изображают утлую лодчонку, на борту которой, в окружении символических атрибутов, что впоследствии перекочуют на борт «Корабля» Босха, весьма разношерстная публика предается бездумному веселью. Четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в – сюрреализме Творчество Босха кажется странно современным.
Последний персонаж интересен еще и потому, что именно он, лицедей, главное действующее лицо площадного фарса, на «празднике жизни», устроенном на «Корабле дураков», единственный оказывается в стороне от происходящего обществу, в котором люди превратились в шутов и предаются всевозможным глупостям, нет нужды в скоморохе. ди. Искусство Босха тесно граничит с народными театрализованными представлениями.
Который изобличает зло на картине, в мифологии Босха сова представитель потустороннего мира, выступает она в качестве грозного судьи веселящихся грешников, вперив свой пристальный мрачный взор на палубу. Публикация в 1500 г. знаменитого сборника Эразма Роттердамского «Пословицы» сразу же стала настольной книгой многих художников. Если внимательно проанализировать поведение каждого из участников «плавания» и атрибуты, которыми их снабдил художник, становится ясно, кому из них автор картины пророчит Чистилище и, следовательно, надежду на спасение души, а кому указывает на прямую дорогу в Ад. Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, укрывшийся на корме, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), который, однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт и наполовину погружен в воду (. ). Противостоящих пороку, Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых или почерпнуты в и аллегориях пословицах о человеческой жадности и глупости. Кроме Библии, книгочей-интеллектуал Босх, окончивший «латинскую школу» Хертогенбоса, мог читать следующее: труды Августина и Альберта Великого, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рейсбрука (XIV в. ), «Паломничество человека» Гийома де Дигюльвиля (1330 г. ), жития святых, особенно святого Антония, «Золотую легенду» Иакова Ворагинского, «Видение Тнугдала» изданное в Хертогенбосе в 1484 году. В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Штандарт со знаком Луны – крышка стола кувшин и на нем аллегория пьянства, Здесь опять появляется знакомая символика.
Таким образом, в отличие от церковных проповедников, разделяющих весь род людской на праведников и грешников (одним возвещая небесные радости, а другим пророча адские муки), Брант высказывает просветительскую идею надежды человека на спасение, при условии познания им собственной натуры и желания ее исправить. во имя исправления рода человеческого» 1, с. 33. Смелые жизненные наблюдения, Поэтические пейзажные фоны, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Босх 3 Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для нидерландского формирования бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию. Труды Августина и Альберта Великого, окончивший «латинскую школу» Хертогенбоса, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рейсбрука (XIV в. ), «Паломничество человека» Гийома де Дигюльвиля (1330 г. ), жития святых, особенно святого Антония, Иакова «Золотую легенду» Ворагинского, «Видение Тнугдала» изданное в Хертогенбосе в 1484 году – книгочей-интеллектуал Босх, Кроме Библии, мог читать следующее. Майское Дерево и сова символы зла, Лютня аллегория женского органа, полового ереси и дьявола в Средние века.
Описанные в книге – острая сатира, Истории иногда изобилующая чересчур физиологией, фантасмагория, на людей, на из жизненные ценности и приоритеты, на их пороки и грехи. Если бы не одно ''но'' – это мастерство и чувство грани. Эта работа – одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Многочисленные исследователи его пытаются творчества проследить круг его духовных увлечений. Светотеневые контрасты, Крепкий рисунок, ракурсов динамика все тонко рассчитано в этих шедеврах Босха, богатство типажей. С одной стороны, активно издается гуманистическая литература с другой, по всей стране открываются типографии, в печать попадает немало книг, лишенных здравого смысла, полных темных фантазий и досужих домыслов, которых задача затуманить сознание читателя – с началом новой эпохи начинает развиваться книгопечатание, Актуальность этой проблемы в современный Бран-ту век очевидна.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Сутяжничество, На страницах поэмы Брант беспощадно высмеивает дурные надувательство, манеры, подхалимство. Плоть до конца XV века в европейском искусстве не существовало обыкновения зарисовывать подлинные впечатления от натуры в реальном ее обличье. Он демонстративно отвернулся от пьяной компании и, сосредоточенно вглядывается в даль у его левого плеча торчит шутовская маска, что держит в правой руке, выражение которой, детально выписанное представляется Босхом, весьма трагическим – неспешно отхлебывая вино из чаши, Последним из этой шестерки пассажиров является паяц. Одетые в самые разнообразные рубища, они предельно выразительны при лаконизме используемых мастером средств. Любитель книг.
Сова на ветке символизируют ересь и зло, Розовый флаг с полумесяцем, белая лютня разврат и многие другие, блюдо с вишнями и кувшин металлический за бортом любострастие. Особенно проявившееся в народном Празднике дураков, Здесь сказалось и характерное для эпохи Босха карнавальное начало, например шутовское богослужение с ослом или употребление башмака вместо кадила, представляющем как собой бы изнанку официальной церковности. Их авторы уподобляли животных образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их как иероглифы, противопоставляли животных, символизирующих Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с адскими силами (жаба, обезьяна). Им настолько привычна сия наука языка, Более того ибо здесь имеется почти неисчислимое множество тех, что это достойно уважения и восхищения, кто, хотя и не бывал никогда за пределами страны, своего помимо материнского языка может говорить на разных других, главным образом на французском, который им хорошо знаком но многие говорят и на немецком, английском итальянском испанском, а другие и на некоторых более экзотических языках». Одной из целей деятельности Богородицы Братства в Хертогенбосе было устройство таких представлений, Так, пантомимы, нравоучительных зрелищ, среди которых особым успехом пользовалось представление искушений св. Что касается остальных членов экипажа «Корабля дураков», тех, кого Босх изобразил в отличном от других ракурсе их поведение и сопровождающие мореплавателей атрибуты также не лишены символического смысла, в определенной степени пророчащего их дальнейшую участь.
Художник ищет образ св. Иероним Босх в своих многофигурных композициях, Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, пословиц притч и сочетал изощренную средневековую фантастику, картинах на темы народных поговорок, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно- сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В центре беспутства беспечно пьянствуют и веселятся монах с монахиней явный на намек нравственное падение Церкви. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Во многом и на это указывает сам поэт, «путь. " думал я // И вот решил создать дурацкий флот» 1, с. 34. gt Писанья эти ничему / Теперь не учат.
gt Вам скажут: "А. Они, напротив, представляют сатиру на все греховное. еронимус Босх (1450–1516) был одним из образованнейших людей своего времени. Разврат, чревоугодие, любострастие царят на неустойчивом и эфемерном корабле. Успех, Воз символизирует человеческую славу, достаток погоне в за которыми, богатство, люди всегда были готовы положить даже свои жизни.
Что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к Примечательно, печали, но и к размышлениям. Когда Антоний уединился в пустыне, По легенде, сбросить его в пучину грехов, Дьявол со своим легионом бесов пытались неоднократно соблазнить святого подвижника, страха отчаяния и но тот стойко перенес все атаки нечистых сил. Что изображение самого лакомства, Стоит отметить, переводящий взгляд от монаха к его верным спутницам, на которое покушаются так Зритель, отмечает, что находящаяся напротив него, обеими руками сжимает лютню, в то время как другая, стоящая поодаль, левой рукой тормошит заспанного крестьянина, правой поливая его вином из кувшина у обеих в руках предметы, символизирующие сладострастие. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового и тот должен почувствовать настрой святого. В эту жизнь были втянуты и религиозные общины. Но в последующих новеллах всё сильней проявляется постмодернизм и в рассказах об ордене изобретателей или чудесном саде от средних веков остались только некоторые образы, а история спящего пьяницы, снабжённая комментариями для недогадливых, открывает читателю окно в современность. То есть к греховности человека, те в времена физическое уродство приравнивалось к уродству духовному.
Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин «почетного профессора кошмаров» заметно оживит любой современный интерьер. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Что в задумке у Норминтона было оживить знаменитую картину Босха и изобразить карнавал плоти в лучших традициях Рабле, я понимаю, как ''Декамерон'' изложенную Боккаччо, стилистически.
Попавшего в Лиссабон, Антония», устраиваемых в этом городе, служили образцами для театральных костюмов время во карнавалов. Существует немало догадок относительно источников вдохновения Босха при создании им своего «Корабля». Молоком и другими позже продуктами она научилась прясть и исполнять другую работу, Эту женщину они одели и приучили питаться хлебом, выполняла также другие церковные обряды, вела себя честно и преклоняла колени перед алтарем, подражая своей хозяйке и прожила много лет, оставаясь немой». И это при том, что все ''пуки'' и словечки Панурга я просто обожаю. Антония, оформленное не без участия Босха. Но это не пример «темноты Средневековья», почвы, где особенно прижились фантасмагорические образы Босха. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» 2, с. 34, среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже //» 1, с. 34. Город и гавань с кораблями вдали, с помощью мелких точек он воздушные передает дали, нежные перистые облачка, колокольни, ветви деревьев. Они плоские и уродливые, Все фигуры на вызывают картине антипатию, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего, будто неумелые маски. Вынося на передний план господствующие в мире под добродетели маской глупость и зло, в своих работах Босх осуждает и осмеивает все пороки человеческого общества.
5 На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации искушал земными благами. Каждый штрих, каждая деталь имеет особое значение. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. «большинство здешних людей в той или иной мере владеет грамматикой почти и все, умеют читать и писать – вплоть до крестьян, Так как несколькими страницами далее Гвиччардини сообщает. Заказы на картины ему поступают даже от королей и Франции Испании, Становится очень популярным художником уже в свое время. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины.
В мировоззрении культурной среды, сформировавшей Босха, причудливо смешались традиционные народные верования и идеи гуманистов, духовная практика всевозможных братств (известно, что Босх был членом Братства Богородицы) и наставления проповедников, странствующих по городам Нидерландов. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества. Правой рукой он держится за дерево-мачту, Как видит зритель, служащей столом, в время то как его левая рука покоится на доске – монах прочно обосновался на своем месте.
Люди, животные, птицы с недоумением взирают на это чудище, приплывшее неведомо откуда. Заблудившегося в волнах истории, Корабль эпохи Возрождения явился своим современникам в качестве символа государства, бессмысленно прожигающих жизни, сбившегося с верного курса и готового вскоре погрузиться в пучину небытия он стал аллегорией современного прибежищем общества глупцов, без оглядки на содеянное. Происходившей из очень богатой семьи, 1480 в году Иероним женится на Алейт Гояртс, вот таким образом Иероним становится одним из богатейших людей своего города и может заниматься искусством в свое удовольствие. И в этом проявляется двойственность мировосприятия Босха и его современников. При этом именно эти герои написаны Босхом в наибольшей близости к заветному масленичному блину их глаза с жадностью взирают на близкую добычу, а рты широко раскрыты (символ алчности).
Рулевой этого корабля шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. реди причудливых созданий, населяющих картины Босха, особое место занимают животные. Ведь недаром Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» отмечал: «Свои произведения он часто писал одним ударом кисти. Слова эти не литературный прием. корабельный» 1, с. 154, что совершил в поэме Бранта столь многочисленный «народ бездельный» 1, с. 154, подобен гомеровской «Одиссее».
Штрих его пера приобретает легкость и виртуозность. Тонко подмечающий характерные детали человеческого поведения, бытописец, Талантливый на страницах своей поэмы Брант сумел создать удивительно реалистические жанровые зарисовки. С другой стороны, плавание в «Глупландию вокруг земли» 1, с. 154, в которое пустился «народ болванский» 1, с. 154, является аллегорией нравственного испытания человека лишь с достоинством пройдя через него, он удостаивается чести причалить в желанной гавани. Многие художники этих в направлений живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.
Что из трех вишен, две Любопытно, находятся у самой руки монаха, лежащих рядом с блюдом и одна около монахини, словно указывая на тех, кто более остальных предается запретным удовольствиям. Так, великий испанский драматург Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы «основами морализирующей философии». Отметая обвинения некоторых ортодоксов в «демонизме» его работ, он считал, что, будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его картин в Эскориале. Ад изображен в правой части триптиха. Есть плоть и разум, Есть огромный пласт карнавальной культуры, каждый сюжет – искусственный, но у Норминтона каждое слово, надуманный, плюс количество огромное натурализма от которого, честно сказать слегонца воротило. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. Подобная композиция может быть воспринята в качестве аллюзии на ветхозаветное животных деление Ноева ковчега на чистых и нечистых, По всей видимости.
Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, Творчество Иеронима Босха одновременно новаторское – и традиционное известной одному художнику. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания художников многих XIX–XX веков. Другие полагают, что это сатира на пьянство монахов. Рисунок «Искушение св.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Достославное плавание «Из Дуроштадта в край глупландский» 1, с. 154 возможно трактовать и как пребывание души грешника в чистилище из которого он либо отправится в рай, либо попадет прямиком в ад. Виртуозным и мы можем благодаря этой любоваться манере его живым, неповторимым рисунком, утонченным. / И на циклопа мы наткнулись //» 1, с. 155. Особый интерес представляет картина «Корабль дураков», написанная в промежутке между 1495 и 1500 годами. Грегори Норминтон, То же по существу делает и автор, надо сказать, но на и, бумаге в весьма неординарной форме. Последняя реплика, утверждающая глобальную миссию данного поэтического произведения, призванного наставить человечество на путь истинный, с самого начала указывает на высокое предназначение «Корабля» в контексте всей европейской культуры роль универсальной притчи, мифа, легенды, чем и должно было предстать творение Бранта на рубеже веков.
На переднем плане изображено сухое дуплистое дерево, символизирующее греховность и суетность. Они все на одно лицо» 2, с. 82. Соединение сухого дерева и разбитого яйца означает бесплодие. Но довольно о нем, давайте посмотрим на картины, ведь именно они лучше всего передают его суть: Это одна из его ранних картин 8211 8220Семь смертных грехов8221.
Наконец, Истинные ценители живописи имеют возможность, свой украсить дом любимыми произведениями. Основоположник жанра и пейзажа в европейской живописи тогда переживал зрелый период своего творчества. Рассматривается этимология понятия «Корабль дураков» изучается аллегорическое содержание сатиры ба-зелъского поэта и живописного полотна брабантского художника, приводится анализ символов и художественных деталей, содержащихся в обоих произведениях и раскрывающих заложенные в них метафоры. То увидим, Если присмотримся внимательнее, которые в действительности тянут его прямо в ад, что в телегу всякие впряжены уродливые существа. gt "Что делать.
, а здесь изображена его центральная часть. Примечательно, что содержанием первой главы, открывающей плавание «в лен-тяйский. Наградив кажого из своих персонажей некоей занимательной историей, Грегори Норминтон на берет себя смелость и воскрешает всех этих лиц. Пластичность, объемность, некоторую тяжеловесность «Корабля» сменяет легкость, пространственность рисунка «Человек-дерево в ландшафте», выполненного пером и бистром. Как и другие старые мастера, Так же, а затем покрывать их легким телесным тоном, он имел рисовать привычку фигуры на белом грунте доски, оставляя в некоторых местах грунт непокрытым». Несомненно, Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, на которой написана, она в результате специфического назначения доски. Но из дупла виднеются колосящиеся травы.
8220не бойтесь8221, в действительности не могут нанести святому никакого вреда его – спокойное лицо обращено к зрителям, На картине Антоний изображен в самом ее центре ибо все эти уродливые существа на картине, словно говорит. Появившимся в эпоху Художник Средневековья, часто обращается к бестиариям сочинениям, примерно в XII веке. Они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе, Семь смертных грехов в изображены сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые со сравнивают знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». gt Я книги много лет коплю / Читать, однако, не люблю / Мозги Брант подвергает остракизму не только заядлых греховодников и невежд: «Корабль дураков» также населяют модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны игроки. Главным у Босха остается соединение безудержной фантазии с жанровостью, Но каков бы ни был сюжет, несмотря на явно абсурдную ситуацию, полнейшей ощущение естественности происходящего. lt. gt А кто на тех и тех плюет / Тот угодит в дурацкий флот lt. Вместо руля сухая ветка, Мачта проросла, веслом служит огромная ложка в руках увлеченного игрой крестьянина и та оставлена без присмотра, двое грешников, погрязших в пучине всячески порока, препятствуют продвижению корабля, словно желая навеки оставить его в этой мутной стоячей воде. 4 Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами.
Вместо мачты корабля растет живое дерево Майское, вместо руля сломанный сук. Босх одним из первых создает натурные зарисовки нищих, бродяг и калек. свидетельствует и последняя глава «Мудрец». Антоний для нечистой силы – вне досягаемости. Антония, фигура которого повторяется на листе четыре раза. Также предоставляется широкий ассортимент рам. Заимствованная мастером у Средневековья, Символика корабля, ведущую грешные души к Царству олицетворяет Небесному, собой Церковь.
Верховодит на корабле шут, присутствие которого сатирически обличает обычаи и нравы того времени. Известный флорентийский гуманист Л. Гвиччардини, путешествовавший в те времена по Нидерландам и создавший свое «Описание всех Нидерландов», воспринимает как реальность многое странное и необычайное. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8211 изгнание Адама и Евы из Рая.
Собственное сочинение поэт напрямую противопоставляет литературе, популярной в последние годы пятнадцатого столетия, свое творение полагая ее долгожданной альтернативой: «Душеспасительные книжки / Пекут у нас теперь в излишке lt. Антоний (251-356 г. ) 8211 реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Босх был одним из лучших рисовальщиков, каких знает мировое искусство. Учитывая негативное отношение к дискредитировавшей себя католической церкви и к ее представителям эпоху в Реформации, Подобная трактовка не удивительна. Размышляющего о природе Зла, у Босха изображение внутреннего конфликта человека, о желанном и запретном, о лучшем и вылилось худшем, в весьма точную картину порока. Очевидно, что взгляд Босха на современное ему общество лишен идеализма созданное им живописное полотно полно горького сарказма и самое большее, на что уповает художник для пассажиров своего «Корабля», для самого себя и человечества в целом, это Чистилище, где будет дан последний шанс, чтобы покаяться. А Босх лишь расширил поле этой битвы, воспринималась Природа как арена постоянной борьбы добрых и злых сил, перенеся ее в необъятное пространство человеческой души.
«Корабле» являются церковные служащие. На «Корабле дураков» собраны представители практический всех слоев социума. Композиция картины продумана до мелочей. Однако и современники художника восторгались мудростью и оригинальностью его искусства. Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. С одной стороны, об этом говорят многочисленные аналогии, что проводит Брант, сопоставляя фантастические приключения царя Итаки на пути к дому и перипетии глупцов, направляющихся в вымышленную Нарраго-нию, в частности, в сорок восьмой главе «Корабль бездельников»: «Мы много сказочных созданий / Встречали на путях скитаний // Шли мимо острова сирен. Далее следует пропойца изображенный на носу утлой лодчонки, в приступе рвоты он свесился за борт, ухватившись правой рукой за высохшую ветку символ истощенных жизненных сил, который усиливается другим атрибутом прикрепленной к сухой ветке дохлой рыбой традиционным символом христианской веры, которая на «Корабле дураков» умерщвлена и вывешена за борт. Однако общий уровень в образованности среде обывателей, Результатом доступности книжной продукции становится мода на книги, зачастую приводит к бессистемному накапливанию книг, в конце XV века оставляющий желать лучшего, независимо от их содержания и тем более без необходимости эти книги читать.
Умение изобразить движения души человека, Яркая достоверность произведений Босха, торговца и калеку, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, все – это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова. Напоминающее гигантскую ореховую скорлупу утлое суденышко, на борту которого пестрая компания самозабвенно предается плотским удовольствиям, написано мастером на фоне зеленой листвы и туманного пейзажа с расплывающимся горизонтом гармоничный, безмятежный природный ландшафт и бушующая гамма резких цветовых контрастов с первого взгляда, брошенного зрителем на холст, сообщают всему изображению отчетливый символизм: «Мир прекрасен, он создан богом для человека, но в нем царствует зло оно принимает форму глупости, грехов и пороков и земная жизнь человечества это путь к возмездию, к кошмарам преисподней это дорога в ад» 5, с. 18. Позднее персонажи его алтаря «Искушение св.
Образы чудищ в экспрессивных позах нарисованы свободно и непосредственно. Мастерски иллюстрированная гравюрами Альбрехта Дюрера, Подобное художественное переосмысление Поэма Себастьяна Бранта, в котором образ Корабля дураков получил свое художественное осмысление, стала первым значительным западноевропейской произведением литературы. Антония» это выполненный пером и бистром рабочий набросок. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном интерпретация числе Небесного Рая. Босх, по мнению Сигенсы, является единственным художником изобразившим «внутреннего человека». gt А после в море разъяренном / Равно погибнуть суждено нам //» 1, с. 156-157. Что содержание эскиза к восходит одноименной книге известного гуманиста Себастиана Бранта, Некоторые исследователи считают. Города жили тогда карнавалами до трех месяцев в году.
Бог видит 8220. Эти неудачники оказываются под колесами и вскоре безжалостно будут раздавлены гигантским возом, Кому то из них не везет. Кто на нее смотрит, Картина ясно дает понять всем, т. к. он никем не управляем, что будущего у этого корабля нет, люди беспокойны и или рано поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Емко характеризуя современный ему век в «Предисловии» («В ночь и тьму / Мир погружен, отвергнут богом / Кишат глупцы по всем дорогам //» 1, с. 34, Брант утверждает центральную идею поэмы обличение глупости как корня всех зол. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 8220Берегись, берегись.
Увенчанные дурацкими колпаками, Его герои в шутовских нарядах, живут вне времени вне и пространства. В левую руку пятого «игрока» художник вложил один из своих излюбленных символов, непременный атрибут целого ряда аллегорических полотен, деревянную ложку (символ расточительства) невероятных размеров, которая, в данном случае используется в не свойственной ей роли весла. «Высмеять, писал он, это лучший способ осудить». «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» – – тему определяют этого живописного пророчества, Начертанные на развевающихся свитках слова.
Увещевания и предостережения философа сближало и художника, Обращение к человеку словом убеждения. Есть моменты перешагивания грани, у Рабле и есть Боккаччо пикантность, но нет искусственности. Ставшую переходным этапом от средневековья к Новому времени и, в ренессансную эпоху, периодом культурного расцвета в странах Западной Европы, что более на важно, фоне совершающихся географических открытий, образ корабля получает свое дальнейшее развитие в лоне западноевропейского искусства.