Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА). Макарова Инна Сергеевна "МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)" Известия Российского государственного педагогического университета им. Возможно, лист предназначался для перевода в гравюру, например, под названием Передача про картину Босха "Корабль дураков". Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) древнейшего мифопоэтического образа создало фундамент для формирования нового мифопоэтического образа Корабля дураков.
Босх в Корабле Дураков критикует церковь, ведь именно её задача 8212 вести души верующих к небесной пристани. Герцена статьяавторМакарова Инна СергеевназаглавиеМИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)изданиеИзвестия Российского государственного педагогического университета им. Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) // Известия РГПУ им.
Рулевой этого корабля шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. во имя исправления рода человеческого» 1, с. 33. В «Похвале Глупости» («Encominum Моriae») (1509) Эразма Роттердамского с гравюрами Гольбейна имеется несколько общих с Брантом тем. Купить изображение можно на обычной/самоклеющейся бумаге или на холсте любого формата. Пьянство, Поэма Бранта это средство сатирического комментария на тогдашнюю глупость, продажность законников и церковников, разврат, злонамеренность лекарей-шарлатанов так и далее – распущенность и самые разные пороки. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова. Бессмысленность происходящего, Композиционным построением картины своей Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля.
На «Корабле дураков» собраны представители практический всех слоев социума. Символика корабля, заимствованная мастером у Средневековья, олицетворяет собой Церковь, ведущую грешные души к Царству Небесному. " думал я // И вот решил создать дурацкий флот» 1, с. 34. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Во многом и на это указывает сам поэт, «путь. Как отмечает Паола Волкова, «Они не персоны они персонажи балаганного действа.
Мачта проросла, вместо руля сухая ветка и та оставлена без присмотра, веслом служит огромная ложка в руках увлеченного игрой крестьянина, двое грешников, погрязших в пучине порока, всячески препятствуют продвижению корабля, словно желая навеки оставить его в этой мутной стоячей воде. Сова на ветке символизируют ересь и зло, Розовый флаг с полумесяцем, белая лютня разврат и многие другие, блюдо с вишнями и металлический кувшин бортом за любострастие. Сутяжничество, На страницах поэмы беспощадно Брант высмеивает дурные манеры, надувательство, подхалимство. «вот вам дурак библиофил / Он ценных много книг скопил / Хотя читать их не любил // lt – в таком культурно-историческом контексте остросатирические ремарки Бранта звучат особенно злободневно. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Однако общий уровень образованности в среде обывателей, Результатом доступности книжной продукции становится мода на книги, зачастую приводит к бессистемному накапливанию книг, в конце XV века оставляющий желать лучшего, независимо от их содержания и тем без более необходимости эти книги читать. Знал жития святых, Босх был несомненно знаком с богословской литературой, описания их видений.
gt Вам скажут: "А. Персонажи носят шутовские колпаки с колокольчиками и изображены во многих не ситуациях обязательно всегда на борту корабля. Основоположник жанра и пейзажа в европейской переживал живописи тогда зрелый период своего творчества. Если внимательно проанализировать поведение каждого из участников «плавания» и атрибуты, которыми их снабдил художник, становится ясно, кому из них автор картины пророчит Чистилище и, следовательно, надежду на спасение души, а кому указывает на прямую дорогу в Ад. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
корабельный» 1, с. 154, что совершил в поэме Бранта столь многочисленный «народ бездельный» 1, с. 154, подобен гомеровской «Одиссее». Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин заметно «почетного профессора кошмаров» оживит любой современный интерьер. Мастерски иллюстрированная гравюрами Альбрехта Дюрера, Подобное художественное переосмысление Поэма Себастьяна Бранта, в котором образ Корабля дураков свое получил художественное осмысление, стала первым значительным произведением западноевропейской литературы. При этом именно эти герои написаны Босхом в наибольшей близости к заветному масленичному блину их глаза с жадностью взирают на близкую добычу, а рты широко раскрыты (символ алчности).
Ее сохранность не очень хороша – Картина видимо исполнена, пострадал задний план полотна, около 1500 года. Емко характеризуя современный ему век в «Предисловии» («В ночь и тьму / Мир погружен, отвергнут богом / Кишат глупцы по всем дорогам //» 1, с. 34, Брант утверждает центральную идею поэмы обличение глупости как корня всех зол. Тонко подмечающий характерные детали человеческого поведения, Талантливый на бытописец, страницах своей поэмы Брант сумел создать удивительно реалистические жанровые зарисовки.
Далее следует пропойца изображенный на носу утлой лодчонки, в приступе рвоты он свесился за борт, ухватившись правой рукой за высохшую ветку символ истощенных жизненных сил, который усиливается другим атрибутом прикрепленной к сухой ветке дохлой рыбой традиционным символом христианской веры, которая на «Корабле дураков» умерщвлена и вывешена за борт. Кто же именно плывет на утлой лодчонке брабантского художника. Как видит зритель, монах прочно обосновался на своем месте: правой рукой он держится за дерево-мачту, в то время как его левая рука покоится на доске, служащей столом. Присутствие которого сатирически обличает обычаи и того нравы времени, Верховодит на корабле шут.
Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, укрывшийся на корме, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), который, однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт и наполовину погружен в воду (. ). С одной стороны, активно издается гуманистическая литература с другой, по всей стране открываются типографии, в печать попадает немало книг, лишенных здравого смысла, полных темных фантазий и досужих домыслов, задача которых затуманить сознание читателя – с началом новой эпохи начинает развиваться книгопечатание, Актуальность этой проблемы в современный век Бран-ту очевидна. Также предоставляется широкий ассортимент рам. На страницах изданной в 1494 году поэмы ее автор представал в роли грозного обличителя глупости, которая единственная была повинна во всех бедах человечества: лишь разогнав мрак невежества и повернувшись в сторону просвещения, человек мог рассчитывать на благоденствие в обоих мирах. Сатира базельского поэта на передний план выдвинула целую «дурацкую флотилию», направляющуюся из Дуроштадта в Глу-пландию, предъявив миру его собственное недвусмысленное отражение. ди. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Они были использованы вторично в более поздних изданиях и копировались иностранных в переводах поэмы.
Примечательно, что содержанием первой главы, открывающей плавание «в лен-тяйский. С одной стороны, об этом говорят многочисленные аналогии, что проводит Брант, сопоставляя фантастические приключения царя Итаки на пути к дому и перипетии глупцов, направляющихся в вымышленную Нарраго-нию, в частности, в сорок восьмой главе «Корабль бездельников»: «Мы много сказочных созданий / Встречали на путях скитаний // Шли мимо острова сирен. Что изображение самого лакомства, Стоит отметить, переводящий взгляд от монаха к его верным спутницам, на которое так покушаются Зритель, отмечает, что находящаяся напротив него, обеими руками сжимает лютню, в то время как другая, стоящая поодаль, левой рукой тормошит заспанного крестьянина, правой поливая его из вином кувшина у обеих в руках предметы, символизирующие сладострастие. Плоскость и уродливость фигур делает их схожими с гротескными масками. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Для нас же главное, что художник Иероним Босх претворял все, что знал и видел, в своеобразные, гротескные художественные образы. Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне.
Не исключено и то, что, создавая столь аллегорическую сцену «плавания дураков», Босх обращался к традиционным средневековым образам корабля Господа и корабля Живописное полотно кисти Босха изображает веселую компанию дураков как «обобщенный символ земной жизни, в которой безумие и порочность людей так тесно переплелись между собой, что уже непонятно, человеческая глупость или первородный грех направляют путь их корабля» 5, с. 18. В левую руку пятого «игрока» художник вложил один из своих излюбленных символов, непременный атрибут целого ряда аллегорических полотен, деревянную ложку (символ расточительства) невероятных размеров, которая, в данном случае используется в не свойственной ей роли весла. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. С другой стороны, плавание в «Глупландию вокруг земли» 1, с. 154, в которое пустился «народ болванский» 1, с. 154, является аллегорией нравственного испытания человека лишь с достоинством пройдя через него, он удостаивается чести причалить в желанной гавани.
Тема аллегорического путешествия на корабле была известна в дидактической литературе с начиная XIV века. Примечательны предметы, поставленные на него Босхом: оловянный стакан и блюдо с двенадцатью (по одной на каждого «пассажира») вишнями оба символы похоти. Невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие – разврат, Каждая фигура каждый и предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки. Возможно, художник также апеллировал к работам своего предшественника Питера ван дер Хейдена, чьим творчеством Босх вдохновлялся в годы обучения живописи в Харлеме и Дельфте: речь, в частности идет о «Корабле дураков» (1559 г. ) и «Паруснике» (1562 г. ) обе гравюры изображают утлую лодчонку, на борту которой, в окружении символических атрибутов, что впоследствии перекочуют на борт «Корабля» Босха, весьма разношерстная публика предается бездумному веселью.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Любитель книг. Они все на одно лицо» 2, с. 82. Вынося на передний план господствующие в мире под маской добродетели глупость и зло, в своих работах Босх осуждает и осмеивает пороки все человеческого общества. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с «Корабль дураков» Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года.
Приведенное утверждение представляется весьма вероятным: ведь согласно средневековой иконографии, корабль выступал в качестве символа христианской церкви, а его пассажиры являли собой души праведников, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части пышной листвой крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста. Во многом сходен с этим персонажем другой «игрок с блином», написанный Босхом в самом центре картины, в отличие от его спутников он изображен с закрытым ртом и глазами, а на лице выражение полной отрешенности от происходящего. «душеспасительные книжки / Пекут у нас теперь в излишке lt – популярной в последние годы пятнадцатого столетия, Собственное сочинение поэт напрямую противопоставляет литературе, свое полагая творение ее долгожданной альтернативой. gt "Что делать. Статья посвящена анализу мифопоэтического образа Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения на примере одноименных немецкого поэмы сатирика Себастьяна Бранта и картины нидерландского живописца Иеронимуса Босха.
Мать происходила из семьи резчика по дереву, Дед и отец художника были живописцами и мальчик с самого детства раннего приобщился к профессиональным художественным традициям семьи. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Картина буквально перенасыщена двузначными символами.
Напоминающее гигантскую ореховую скорлупу утлое суденышко, на борту которого пестрая компания самозабвенно предается плотским удовольствиям, написано мастером на фоне зеленой листвы и туманного пейзажа с расплывающимся горизонтом гармоничный, безмятежный природный ландшафт и бушующая гамма резких цветовых контрастов с первого взгляда, брошенного зрителем на холст, сообщают всему изображению отчетливый символизм: «Мир прекрасен, он создан богом для человека, но в нем царствует зло оно принимает форму глупости, грехов и пороков и земная жизнь человечества это путь к возмездию, к кошмарам преисподней это дорога в ад» 5, с. 18. Увенчанные дурацкими колпаками, Его в герои шутовских нарядах, живут вне времени и вне пространства. Который изобличает зло на картине, мифологии в Босха сова представитель потустороннего мира, она выступает в качестве грозного судьи веселящихся грешников, вперив свой пристальный мрачный взор на палубу. Быстрое выполнение заказа и доставка безопасная порадуют каждого покупателя, Демократичная цена. gt А после в море разъяренном / Равно погибнуть суждено нам //» 1, с. 156-157.
Наконец, Истинные ценители живописи возможность имеют украсить свой дом любимыми произведениями. Разврат, чревоугодие, любострастие царят на неустойчивом и эфемерном корабле. Очевидно, что взгляд Босха на современное ему общество лишен идеализма созданное им живописное полотно полно горького сарказма и самое большее, на что уповает художник для пассажиров своего «Корабля», для самого себя и человечества в целом, это Чистилище, где будет дан последний шанс, чтобы покаяться. Подобная композиция может быть воспринята в качестве аллюзии на ветхозаветное деление животных Ноева ковчега на чистых нечистых и По всей видимости.
Укрывшийся на корме, Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, который, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт наполовину и погружен в воду (. ). Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Достославное плавание «Из Дуроштадта в край глупландский» 1, с. 154 возможно трактовать и как пребывание души грешника в чистилище из которого он либо отправится в рай, либо попадет прямиком в ад. Майское Дерево и сова зла, символы Лютня аллегория женского полового органа, ереси и дьявола в Средние века. По одной из версий, в основе сюжета лежит стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), повествующее о ладье, пассажиры которой во многом схожи с героями босховского судна без руля и ветрил.
Он демонстративно отвернулся от пьяной компании и, сосредоточенно вглядывается в даль у его левого плеча торчит шутовская маска, что держит в правой руке, выражение которой, детально выписанное Босхом, представляется весьма трагическим – отхлебывая неспешно вино из чаши, Последним из этой шестерки пассажиров является паяц. lt. То Ваша заявка будет в добавлена очередь и появится на главной странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Последняя реплика, утверждающая глобальную миссию данного поэтического произведения, призванного наставить человечество на путь истинный, с самого начала указывает на высокое предназначение «Корабля» в контексте всей европейской культуры роль универсальной притчи, мифа, легенды, чем и должно было предстать творение Бранта на рубеже веков.
Словно Мировое Древо, мачта произрастает в самом центре вселенной «Корабля» Босха и делит ее на два царства небесное и подземное, два мира праведников и грешников. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Кто-то объедается до икоты, Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, что гребет черпаком как веслом, будто а кто-то настолько отупел, пытаясь ускорить движение корабля. Ведь согласно средневековой иконографии, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, а его пассажиры являли собой души праведников, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части листвой пышной крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста – корабль выступал в качестве символа христианской церкви, Приведенное утверждение представляется весьма вероятным. В центре беспутства беспечно пьянствуют и веселятся монах с монахиней явный на намек нравственное падение Церкви. Особый интерес представляет картина «Корабль дураков», написанная в промежутке между 1495 и 1500 годами.
Заблудившегося в волнах истории, Корабль эпохи Возрождения явился своим современникам в качестве символа государства, бессмысленно прожигающих жизни, сбившегося с верного курса и готового вскоре погрузиться в небытия пучину он стал аллегорией современного общества прибежищем глупцов, без оглядки на содеянное. Праведники и грешники находятся, на своих кораблях – соответственно, понятия Эти имели обобщающий смысл. Участник масляничной игры, Другой герой крестьянин, воздевший левую руку к небу с закрытыми глазами взирает он на происходящее вокруг буйство плоти рядом с ним Босх поместил шест с на надетым него кувшином перевернутый сосуд в иконографии живописца является символом духовной пустоты. gt А кто на тех и тех плюет / Тот угодит в дурацкий флот lt. Что касается остальных членов экипажа «Корабля дураков», тех, кого Босх изобразил в отличном от других ракурсе их поведение и сопровождающие мореплавателей атрибуты также не лишены символического смысла, в определенной степени пророчащего их дальнейшую участь. Ставшую переходным этапом от средневековья к Новому времени и, в ренессансную эпоху, периодом культурного расцвета в странах Западной Европы, что более важно, на фоне совершающихся географических открытий, образ корабля свое получает дальнейшее развитие в лоне западноевропейского искусства.
Каждый штрих, каждая деталь имеет особое значение. Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин «почетного профессора кошмаров» заметно оживит любой современный интерьер. Таким образом, в отличие от церковных проповедников, разделяющих весь род людской на праведников и грешников (одним возвещая небесные радости, а другим пророча адские муки), Брант высказывает просветительскую идею надежды человека на спасение, при условии познания им собственной натуры и желания ее исправить. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино.
Последний персонаж интересен еще и потому, что именно он, лицедей, главное действующее лицо площадного фарса, на «празднике жизни», устроенном на «Корабле дураков», единственный оказывается в стороне от происходящего обществу, в котором люди превратились в шутов и предаются всевозможным глупостям, нет нужды в скоморохе. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. " / Хоть в них не смыслю ни аза / Пускаю людям пыль в глаза // lt. «Корабле» являются церковные служащие. Учитывая негативное отношение к дискредитировавшей себя католической церкви и к ее представителям в эпоху Реформации, трактовка Подобная не удивительна.
свидетельствует и последняя глава «Мудрец». Композиция картины продумана до мелочей. Что из трех вишен, Любопытно, две находятся у самой руки монаха, лежащих рядом с блюдом и одна около монахини, словно указывая на тех, кто более остальных запретным предается удовольствиям. Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» 2, с. 34, среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже //» 1, с. 34. край глупцам обетованный рай» 1, с. 154, становится невежество (глава «О бесполезных книгах»). gt Писанья эти ничему / Теперь не учат.
В сущности, в заключительных строфах одной из последних глав («Корабль бездельников») Брант напрямую говорит об альтернативах, открывающихся перед «пассажирами» его «Корабля»: вначале указывая на спасительную для человека возможность искоренения зла в своей душе («Бери кормило в руки и смотри / Плыви рассчитанным путем / И мудрым мы тебя сочтем //» 1, с. 157, а затем нераскаявшимся грешникам предрекая страшную гибель в морской пучине («А мы ведь горе-мореходы / Мы терпим поделом невзгоды lt. / И на циклопа мы наткнулись //» 1, с. 155. Первое издание было иллюстрировано множеством гравюр, многие из которых приписывались (без должных оснований) Дюреру. Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай» Наррагонию. Пороков и заблуждений актуальных в любую историческую эпоху, Так в карнавальном шествии читателем перед проходит длинная вереница всевозможных людских грехов.
Рассматривается этимология понятия «Корабль дураков» изучается аллегорическое содержание сатиры ба-зелъского поэта и живописного полотна брабантского художника, приводится анализ символов и художественных деталей, содержащихся в обоих произведениях и раскрывающих заложенные в них метафоры. Он был в последних курсе достижений наук, Кроме того, астрологии, наслышан об алхимии, народной медицине. gt Я книги много лет коплю / Читать, однако, не люблю / Мозги Брант подвергает остракизму не только заядлых греховодников и невежд: «Корабль дураков» также населяют модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны игроки. Вместо мачты корабля растет живое дерево Майское, вместо руля сломанный сук. Существует немало догадок относительно источников вдохновения Босха при создании им своего «Корабля».
Помимо всего прочего, в пышной листве верхней кроны столь причудливого дерева-мачты зритель замечает уродливый лик, напоминающий оживший человеческий череп, на деле являющий собой голову совы птицы ночи, символ греха и неверия, которая у Босха служит «аллегорией беспросветно темной, не освещенной светом веры прошлой жизни человека» 5, с. 125, за которую ему вскоре придется понести соответствующее наказание.