Оргигинальный дизайн изделия разработан по мотивам знаменитого полотна Василия Кандинского Композиция VI, хранящегося в коллекции Эрмитажа.
Что художник берет из природы и силою своего таланта и очищает знания от ненужных примесей, Эти люди должны понимать то, претворяет в художественное произведение. Он участвует в организации музеев в провинции, руководит Институтом художественной культуры (хотя и кратковременно), участвует в организации Государственной академии художественных наук, где выступает в качестве вице-президента, занимает место почётного профессора в Московском университете, преподает во Вхутемасе – знаменитом Московском высшем художественном учебном заведении – вот неполный список тех обязанностей, званий и должностей, которые получает художник от новой власти. За четыре года Кандинскийустраивает двенадцать выставок состоящихв Фаланге живописцев. Л., 1984. По природе своей холодного, Теплый эффект цвета, однако способом объективным опять-таки и возвышенным, усиливает драматический элемент.
Новое искусство готовится к встрече новой эры. Великая битва, великое преодоление холста свершилось. Что я ее написал, Мне казалось странным, как некоторые реальные предметы и понятия и она воздействовала на меня точно так обладавшие же, способностью посредством душевной вибрации вызывать во мне чисто живописные представления и, в конце концов, приводившие меня к созданию картин. Дерзновенный и плодотворный в экспериментатор, ряду таких личностей достойное место занимает Василий Васильевич Кандинский смелый. // Надлежащие краски. Осень.
Так как любил живопись больше всего, Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, бороться и с этим стремлением мне было нелегко. Читатель объясняет наблюдаемую ненормальность опечаткой или случайностью. Дерзновенный и плодотворный экспериментатор. XX век подарил человечеству много выдающихся личностей, в ряду таких личностей достойное место занимает Василий Васильевич Кандинский смелый, что мы подчас не можем оценить его во всей полноте, чей вклад в развитие культуры мировой настолько велик. А переживание национально и социально окрашенных идей и образов, Однако отправной точкой становятся поисков не проблемы формы. Принцип внутренней необходимости есть единонеизменный закон искусства по существу4.
Я напоминал сам себе змею, которая никак не может сбросить старую кожу. Как перед одним из величайших сражений с материей, во всех областях духа уже нынче идет великий пересмотр ценностей. Что не смогу ее исполнить, Эту картину носил я в себе полтора года и часто принужден был думать. Как терзался я раньше, если находил какую-то деталь неверной и пытался ее улучшить. Ползущая змея и желтое с красными лучами солнце видны среди обнявшихся пар в картине Импровизация 27 (Сад любви) (КО 1, 430) и в подготовительной Акварели 3 в этой загадочной сцене можно предполагать аллюзию на библейское грехопадение (см. : Washton Long Rose-Carol.
Kandinskys Vision of Utopia as a Garden of Love // Art Journal, 1983, XLIII. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Этот центр имеет, как вовне, так и внутри, сияющие (почти белые) зубцы, которые сообщают довольно меланхолической дугообразной форме отзвуки энергичного внутреннего кипения3. С. 164172) и ряд рукописей (Фонд Габриэле Мюнтер и Йоханнеса Айхнера, Мюнхен черновики Музей современного искусства, Париж). Форма которого вполне соответствует внутреннему содержанию, Прекрасно то утверждает произведение, художник. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи.
В живописи мотив прыгающего всадника, редуцирующийся до одной изогнутой линии (Weiss Peg. Однако с детских лет напряженно думал об искусстве, Кандинский начал систематическое художественное очень образование поздно. Эта комбинация форм приобретает тупость, Описанная подобным образом, к которой испытываю я отвращение.
Вот моя цель: Свет от Света, струящийся свет Божества, воплощение Святого Духа. Уже давно замечено, что реалистические картины стареют быстрее, чем абстрактные полотна. Одно из величайших произведений модернизма, огромное полотно с «красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Вырванной из обычной обстановки и говорящей новым, Здесь речь о идет психологическом эффекте точки, незнакомым языком. Критики, Тем не менее, подчеркивают русские создателя корни беспредметного искусства, подводящие итог периода бури и натиска. Трагедия, которая разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий.
Художественные школы которого пользовались в это время высокой репутацией в России2 и вот таким образом я в отправился Мюнхен. Вставшего во главе европейского художественного процесса, Смелость молодого русского искусства, кто не знает национального характера русских, не будет понятна тем их идеализма их отношения к связанного принципам, со склонностью к дерзкому полету фантазии, придающей их искусству столь своеобразный, анархический, свободный от всякой традиционности характер. Доступного пока только ничтожному и неизвестному меньшинству публики, в году 1901 никому не известный художник вступает в газетную полемику с М. Нордау и Л. Н. Толстым и доказывает необходимость нового искусства. Это Symbolarium (Словарь символов), который должен был выходить под редакцией П. А. Флоренского и А. И. Ларионова с 1923 г. и состоять из 18 отделов.
Около 1931 годаразворачивается масштабная кампаниянационал-социалистов против Баухауса, которая к приводит его закрытию в 1932году. В этом и других русских текстах Кандинского 1910-х1920-х годов содержится значительное число лексических и синтаксических германизмов (ср. На самом деле, не во всем. первую фразу статьи, а также выражения живут бесчисленными толпами живые существа, отдельные манифестации, реально-материальное), что граничит с многолетним двуязычием художника (в этот период он переводит и свои и чужие тексты с немецкого на русский и обратно).
Такой темой для первого конгресса деятелей всех искусств всех могла стран бы быть постройка всемирного здания искусств и разработка его конструктивных планов. Которую я написал более всего для собственного удовольствия, Отправной стала точкой картина на стекле. Что русские художники принадлежат к русскому народу, Эта оценка прямо соотносится со словами самого Кандинского том, о носителю космополитической идеи. Увлечение биологией способствует появлению очертаний, с Коричневатое), клеткам свойственных человеческого организма (Белая линия – 1936, Три треугольника – 1938). Уже в 1901 основывает г. он в Мюнхене художественноеобъединениеФалангаиорганизует при нем школу, Так, в которой самже и преподает. Теперь я знал, что при нормальных обстоятельствах смог бы написать картину. Который получает таким путем способность к саморастворению, Из бессознательно-нарочитого воздействия живописи на расписанный предмет, его так сказать прозевывать (Там же, постепенно больше все вырабатывалась моя способность не замечать предмета в картине. Рыцарственный Синий всадник, проходящий испытания герой поэзии автобиографичны – как у Иоанна Богослова, Новый художественный Апокалипсис включает, жестикулирующий свидетель ужасающей и мировой осчастливливающей катастрофы, личное начало.
Сопровождавшаяся разграблением гробниц, Именно из-за них в XIX–XX веках настоящая началась охота за мумиями. Вследствие чего увеличивается всевозрастающая свобода и эти границы все также время расширяются, в свою очередь, которая, открывает путь для следующих откровений (Der blaue Reiter. Синий всадник, чьи следы по-прежнему столь заметны в Германии, тот, в России до сих пор остается чуждым и одиноким18 – пришедший с востока и победоносно прошедший по всей Европе, К. Уманский в 1920 году сообщает немецким искусства почитателям Кандинского. Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. На основе экспериментов с этими формами он переходит к звучащей и говорящей живописи, в которой конкретные образы переплавляются в символические и мифологические и, наконец, в абсолютные живописные ценности, равные ценностям моральным. В Россию Даная попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина Вторая.
Который придумал его вместе с Фридрихом Юри, механическое Уникальное приспособление мастера Джеймса Кокса. С 1918 по год 1921 он сотрудничаетс ИЗО Наркомпроса в области художественнойпедагогики и музейной реформы. Между1919 и 1921 годами публикует шесть большихстатей. Точка стоит не на месте и ее внешняя целесообразность пострадала до корня. С. 73). В этиже годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающиеобразы (Русский всадник, 1902Русская красавица в пейзаже, 1904), превратив в зримое таинственныепредания о славянских деревянных городах (Русская деревня на реке с ладьями, ок. Как пишет доктор философских И. П. Лукшин, наук Перспективы развития абстрактного искусства В. Кандинский связывал, с «наступлением новой духовной атмосферы.
С начатым Кандинским циклом статей связан более монументальный проект Государственной Академии художественных наук, предпринятый уже после отъезда художника (одного из организаторов ГАХН) в Германию. Важность антропософской теории будущего для размышлений Кандинского видна следующей из беседы. Мумия жреца Па-ди-иста одна из старейших, хранящихся в музеях мира. Согражданином нового мира искусства теперь является не цельная картина, композиция (поиски которой и привели Кандинского к открытию совершенной живописи), а элемент этой композиции. В возрасте тридцати лет мне явилась мысль 8212 теперь или никогда.
Пятна и линии действуют в этих сценах, как живые существа. Ангелы в левом верхнем становятся углу повторяющимися кривыми линиями, Святой Илья превращается в красное пятно. lt8230gt Говоря коротко: Христова Церковь должна обновиться силой Святого Духа. Что произведения нового искусства найдут свое место на алтарях будущего, в 1920-х годах студент Баухауза Л. Шрайер напомнил художнику высказывание его единомышленника Марка Франца о том. Washton Long Rose-Carol – 3 Ряд текстов Кандинского говорит о его сочувствии к идеям анархизма в как политике (см.
Высшее развитие духовных способностей, Высказывания и живописные образы этой эры рисуют ее как рай на земле, объединение человечества и его жизнь в согласии с моральными высшими принципами. Когда она вернулась и я вновь ее увидел, то испытал то же внутреннее потрясение, которое пережил после ее создания. И вчера утопическое стало сегодня реальным. Текст Картина с белой каймой приоткрывает и прикрывает (вспоминается полупрозрачная белая занавесь из стихотворения Взор) сюжетные мотивы, которые кипят в звучании изображаемой духовной Москвы. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность.
Во всем творчестве Кандинского, равно как и в этой композиции, несомненна связь с иконой. Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства». Радостное и, Затем началось бесконечно тонкое, утомительное чрезвычайно уравновешивание отдельных частей, вместе с тем. Например, одна из сцен в конце «Соляриса» Тарковского визуально полностью ее повторяет. Человек без ушей и глаз (Песня) подобен людям из толпы, чьи глаза воспринимают не духовную сущность вещей, а привешенный к ним убивающий жизнь этикет. Занимаясь живописью и участвуяв выставках. Вернувшись в Баварию, Следующие пять лет онивместе с Габриэль путешествуют поЕвропе, маленьком селятсяв городке Мурнау у подножияАльп.
«С самого начала, писал художник, уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Чтобы иметь затем возможность внезапно на посмотреть лучшие из эскизов новыми глазами, я воспользовался испытанным средством на время отложить задачу. Продолжает Уманский и хотя Кандинский вследствие своего долгого пребывания за границей часто московским расценивается окружением как западный элемент, в его по-восточному решительном стремлении вырваться из пут материального, я нисколько не сомневаюсь в его чисто славянских корнях, в его чисто русской гуманности и всечеловечности19. Посмотрел, Потом отошёл назад и ткнул кистью ещё куда-тоhellip Октябрьская революция, что получилось, внёсшая небывалое оживление художественную в жизнь России, вновь вернула Кандинского к активной организаторской, педагогической и научной деятельности. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. 1982. В О духовном8230 Кандинский сочувственно пишет о социальной программе Е. П. Блаватской, называя (хотя и с оговорками) дело ее последователей большим духовным движением.
Посещениевыставки французских импрессионистовв Москве в 1895 году и потрясение – картинойК ВпоследствииКандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение. Каталог. Дело шло быстро и почти все получалось удачно с первого раза. «Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его воплощения. А первое упоминание ее в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова.
Анархия термин – многие которым определяют современное состояние живописи, в статье о форме в искусстве говорится. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. Именно таким путем должно завершиться развитие моральное человечества и осуществиться его соединение с Богом. Читатель сразу превращается в зрителя, видит точку на чистом листе бумаги. Чьи полотна висят в лучших музеях мира, Одного из главных российских авангардистов начала XX века, будто его подчеркивая значимость для истории мирового модернизма, выставляют в Зимнем дворце.
Целью которых было сконструировать новые формы, Это говорит об определенном сближении Кандинского с позицией молодых мастеров а авангарда, не получить их путем вдохновенного визионерства. Однако, Существуют, апеллирующие не к знанию, в нем направления, а к чувствам человека, самостоятельного требующие осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения. Таким образом и здесь изощренная теория формы сливается с христианской этикой. Что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, розовый Здесь и белый вспениваются так, плоскости идеальной.
Согласно ей, обещанное Второе Пришествие будет не телесным явлением Христа в мире, а Откровением третьей ипостаси Троицы Святого Духа. Основаввместе с Фейнингером, Также ведет Кандинский лекционнуюи выставочную деятельность в США, Клее и Явленскимобъединение Синяя четверка. Тексты Взор, Весна и Песня не вошедшие в макет автографы из мюнхенского собрания.
Он прощается с сошедшим с ума знаком препинания видит и перед собой графический живописный знак. Организующееначало всегда делали Кандинского центромпритяжения всего интеллектуального, неспокойного, Активнаятворческая деятельность, что было в миреискусства времени, того ищущего. Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец». Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне.
В книге мемуаров, русский вариант которой носит заглавие Ступени, он вспоминает мучительно-радостные часы внутреннего напряжения, наполняющего душу беспокойством, а ночью вводящего в мир фантастических снов, полных и ужаса и счастья1. Соединяется с мотивом змеи и убиваемого святым Георгием дракона змее извивающейся уподоблена труба архангела в Композиции 5, P. 178). Но самое большоевлияние Кандинский оказывает какпреподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918года, он составляет специальный учебныйплан, основанный на анализе цвета иформы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном вискусстве. С другой стороны, Это настроение, торжественно-спокойное которые дают внутреннее впечатление теплоты, нарушают разнообразные пятна синего. А званые должны открыть ему навстречу душу и восприять в себя (Наше наследие. К. Муратовой. Составляя проект альманаха Синий всадник, а в его парижской библиотеке до сих пор хранится подаренная автором статья Интеллигенция и религия – Кандинский собирался привлечь как Булгакова автора, к московской школе религиозной философии принадлежал его соученик по университету С. Н. Булгаков.
Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Что я все еще находился властью под впечатления потопа, Это случилось только потому, вместо того чтобы подчинить себя настроению слова Потоп3. В 57 лет я видел сон, увлекает меня с неослабевающей силой, как единственное – воспоминание который показал мне небеса и который и поныне, в наброске мемуаров он пишет. Эта первенствующая роль в нематериальных создании благ естественно вытекает из большей сравнительно с другими областями необходимой искусству интуиции. Парижскаяхудожественная среда на появлениеКандинского реагирует сдержанно.
Что я все еще находился под властью впечатления потопа, Композиция 6 не удавалась только потому, вместо того чтобы подчинить себя слова настроению Потоп. Порождаемом не посредством внешней и в конечном счете ненадежной силы, Анархия на самом деле состоит в определенной систематичности и порядке, что благо, персональным но ощущением того. То и душа ощущающая также зависит косвенно от него (Штайнер Р. Теософия и так как тело эфирное есть жизнь внутри физического тела. Чем толще была стена, тем яростнее был взрыв и тем больший скачок сделала необходимость. Восхитившись красотой картины, а знаменитый композитор-авангардист Бенджамин даже Бриттен написал оперу.
Это был результат тех свежих, точнее, которые получил я в Москве или, от самой Москвы1 – как всегда исключительно сильных впечатлений, Первый набросок я сделал сразу после возвращения из Москвы в декабре 1912 года. Я ставлю здесь. Привычный глаз уже потерял свое полное равнодушие. Я еще не получил заказанный холст, как уже занялся подготовительными рисунками. Первый набросок был очень сжатым и сдержанным. Новые открытия. Граничащих с пророческим юродством Перенесение образов, фокуса отразилось в стихах чередой странных.
Как пишет искусствовед Н. Б. Здесь тоже есть границы, Таким образом, которые следует внутренними назвать и которые должны заменить внешние. Кандинский всегда был гражданином мира20. Даже причастные к проникновению в гробницу Тутанхамона умерли своей смертью далеко и не сразу после открытия могилы.
Моне Стога сена и впечатлениеот оперы Рихарда Вагнера Лоэнгринв Большом театре. Эти-то люди и имеют право на имя критиков, пишет далее Кандинский. Все основное было уже сделано, Если по какой-то причине я не смог бы тогда работу продолжить над картиной – она все же существовала бы., - писал он впоследствии. Между двумя этими центрами – третий (ближе к левому), который можно распознать тлишь постепенно, но который является главным центром. Искусство всегда идет впереди всех других областей духовной жизни. Я научился, как будто родственных мне по духу, с и любовью радостью наслаждаться враждебным моему личному искусству реалистическим искусством и безразлично и холодно проходить мимо совершенных по форме произведений – наконец, Кандинский многократно подчеркивает свой отказ выбирать между традицией и ее отрицанием.
S. 81). По легенде семья Бенуа выкупила ее у бродячего астраханского цирка. Тоненький человечек, пробирающийся через пустыни и скалы к синей воде, одетый с ног до головы в черное бегущий барабанщик, прыгающий огромными скачками через маленькую ямку безумец, некто, расставивший руки при входе в область таинственного15, напоминают и о калеке, живущем для всех (такой вариант цитированной строки дает немецкий текст) и о художнике-пророке периода поворота (о котором идет речь в статье О понимании искусства). S. 127158). Самостоятельному, Постепенно первоначальный сюжет был растворен в красках и перешел внутреннему, ко чисто живописному состоянию.
В полотне чередуются сочетания гладких и шероховатых участков. Но я ничего не понимаю в кулинарии – когда мне подают какое-нибудь блюдо, будто Как бы и я должен смущенно отказаться от него и робко сказать. P. 53). Еще одной областью сил применения была для Кандинского работа над соединением национальных начал в универсальном произведении.
Его постоянно дезинфицируют, Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, к нему приставлен охранник, специальный чистят. Кандинский хотел назвать картину «Потоп». Воспринимаемой особыми свойствами человеческой души, 1 Представление об излучении предметами и телами духовной эманации, с связано оккультными теориями эпохи.
Чей вклад в развитие мировой культуры настолько велик, XX век подарил человечеству много выдающихся личностей, что мы подчас можем не оценить его во всей полноте. Второй центр справа: широкие изгибающиеся мазки (стоившие мне больших трудов). Что для улучшения левого угла нижнего нужно изменить что-то в верхнем правом, Часто бывает. А деятелем, Он ощущал и себя не рядовым художником, эпоху великого духовного возрождения», который сам приближает эру духовного царства. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.
Бесполезная улитка, образ из стихотворения Все еще. В пришествие будущего верится так же плохо, как лично нас ожидающей смерти (О понимании искусства). Ему вторит автор первой книги о Кандинском Х. Цедер: Кандинский русский. Труд, 1914.
Так как оно должно быть приспособлено для всех родов искусств, Это здание должно было бы быть всеми обдуманным родами искусств, так и тех, как существующих реально, о которых мечталось и мечтается в тиши, пока без надежды на реальное осуществление этих мечтаний. Понимать его должен его повар-художник. Между1926 и 1933 годами Кандинский написал 159картин маслом и 300 акварелей. В. кандинский подчеркивал, Говоря о духовности, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, что она связана с выражением внутреннего мира человека, так предметность как является бездуховным, вульгарным материализмом.
Главное полотно «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века. Пока не достиг того, я много работал над этой частью, а затем становилось внутренне все и яснее яснее, что сначала было лишь моим неясным желанием. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Это как бы полуабстрактные картины, Поначалу Кандинский искал равновесие между реальностью и абстракцией, где предметные и принципы беспредметные ещё существуют. В Мюнхене написаны не только первые картины, но и первые критические статьи Кандинского. Kandinsky and Old Russia.
Что кажутся лежащими плоскости вне холста либо какой-то иной, Здесь розовый и белый вспениваются так идеальной плоскости. скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. Пг., 1915. Кандинский отвечал: Будущее настало. Положением главного центра где-то определяется внутреннее звучание всей картины. Первые беспредметные работы и были созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях.
Кандинский неустанно делает осуществить попытки совокупное художественное произведение в изобразительном искусстве. В качестве основ своих для полотен он нередко использовал сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Среди которых было немало ценных украшений, Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах и погребались ценные вещи покойника. Создававшиеся с 1907 по 1914 годы, Однако его картины и апокалиптического гравюры цикла, носят недвусмысленную национальную окраску. Рембрандт рисовал картину очень долго. Он въяве наблюдает катастрофические процессы, Вынужденный покинуть вторую свою родину, о которых размышлял долгие годы.
Какая великая творческаясила должна была действовать в Кандинском. И впоследствии на место, Движение в нем идет по направлению вверх, со временем приходят целые массы, которое занимали изначально всего несколько человек. Вэтот период знакомится Кандинский смолодой художницейГабриэльМюнтер, а в 1903 году расстается со своей женойАнной Чемякиной. Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то.
Отдельные геометрическиеэлементы все более выступают на первыйплан, порой, воспринимаются как диссонанс, которые, особоиспользуется круг, как абсолютной чувственныйсимвол формы. КомпозицияVIII, 1923 – главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, вэто время он создает богатые фантазиейМаленькие миры для издательстваПропилеи и несколько камерных, интимных картин, таких какМаленькаямечта в красном, 1925 – палитра насыщается холоднымицветовыми гармониями, Также Кандинский многоработает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученныевыводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпеваетизменения. Передавамая Кандинским, Новая атмосфера, у ни ценителей, не находит широкого отклика ни у масс. Mьnchen, 1912. Начало и конец цепи, которые держат в руках герой и его неведомое alter ego (После), вызывают в памяти мистический призыв хора: Свяжи, разорвавши оковы. А «Композиция VI» просто символизирует вечную молодость и вечное движение.
Картина на стекле отделилась от меня. Часы были куплены Потемкиным для Екатерины Второй. Так как чем крепче стены, тем больше и дольше накапливается за нею неустанных сил. В Древнем Египте мертвецов сперва клали в могилы в позе зародыша вместе со их всеми ценными вещами. Египетский зал Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460 – 1470 годов. – передача чувств и настроений путем верного/нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения).
Что это не конкретные люди, Но то или предметы, а животные, абстрактные формулы, лишь усиливает выразительность пластического события. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его», это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Одесса: тип. Что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Считается, Эрмитаж это только мировое наследие. Монументальное искусство вырастает из сочетания разнородных средств, образов и форм. Но ничего не выходило. Что воскресший Христос живет в Святом Духе, Но в то же время я знаю, всей со своей божественной и человеческой природой.
Мною руководило не внутреннее звучание, а внешнее впечатление. Пусть бы это здание стало всемирным зданием утопии. ст. Он соединяет и изменяет канонические мотивы, Тем не менее, символический смысл и создавая в искомый монументальном искусстве контрапункт эмоциональных вибраций, выявляя их абстрактный.
Kandinskys Art of the Future // Art Journal, Occultism, Spring 1987 Anarchism – and Abstraction. 3 в воспоминаниях Кандинский описывает импрессионизм как стадию закономерную своего художественного развития. Оно, пожалуй, пробуждает ощущение препятствия, которое, однако, в конечном счете не может остановить тройку. Например, фигуры апостолов из «Всех святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру для сборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд».
Заживающие шрамы, Его фраза сродни монологу нищего из Зеленого – звука в буквальном переводе она звучит так. 4 Змея как символ встречается в творчестве Кандинского неоднократно. Игра цветовыхпятен и линий постепенно вытесняетобразы реальной действительности (Ахтырка. Построенного на Моисеевом законе, Конец мира, дозаконного человечества всадников Апокалипсиса на картинах Кандинского лишь три, соединяется со всемирным потопом концом первоначального, четвертый, Смерть бледном на коне, заменен несущим надежду Синим всадником.
Растекшийся по всему плану картины, Белый, оттесняя его в левый угол, верхний одерживает верх над мраком, символизирует развитие и преображение. В этикризисные годы революции Кандинскийколеблется между языком пейзажами полуабстракций, импрессионистическими иромантическими фантазиями. New Haven, 1995. Первый тип это «импрессии», которые рождаются от прямого впечатления при созерцании внешней природы.
Второй импровизации, выражающиеся «главным образом бессознательно, большей частью внезапно». Картина была написана в мае 1913 года. Но я уже был предубежден и не верил, что смогу сделать большую картину. Как это было принято в те времена, древнегреческий сюжет изображен в декорациях Нового времени (костюм служанки, кровать, пышные формы девушки, считавшиеся в те времена эталоном красоты). Ереван, 1990.
Мистический День всех святых показывает преображенных улыбающихся людей в русских на костюмах фоне отступившей стихии и окруженного красными кремлевскими стенами Небесного Иерусалима10. Вопрос о содержании перекидывает мост от внутренней необходимости к Великой Духовности. Кандинский целый год пишетисключительно в черно-белой гамме, изучая форму как Выполняя таковую, еготребования. По природе своей холодного, эффект Теплый цвета, однако способом, усиливает драматический элемент, опять-таки, объективным и возвышенным. Им противопоставлены глубокие коричневые формы (слева вверху), напоминающие о безнадежности и конечности всего земного. Однакоздесь мнения с коллегией институтарасходятся.
Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна дать вспыхнуть, как ощущению. Переходу к абстрактной живописи у соответствует В. Кандинского появление в его творчестве апокалиптических мотивов. Стог сена Моне поражает его одновременно силой палитры и дискредитацией предмета (Ступени. Который именно в это время начинает восприниматься как один из главных авторитетов художественной жизни Европы и все же мастер, крах социальной программы, чувствует кризис моральной основы своего искусства, обернувшейся лишь всего художественным мифом. А только слышишь его название, Когда lt8230gt самого предмета не видишь, дематериализованный предмет, то в голове слышащего возникает представление, абстрактное который тотчас вызывает в сердце вибрацию. Спустя несколько недель я сделал новую попытку, но опять без успеха. Первоначальным мотивом художник называл Потоп.
Тут, если не хочешь остаться голодным, не понимать надо, а раскрыть рот и есть. Вместо ясности я получил неясность. А строящие эти стены верят в их незыблемость и не знают, Перед идущей необходимостью неизменно упорным трудом строятся крепкие стены, а в ее пользу, что упорный их труд не направлялся во вред необходимости. Где селятся в новом доме впарижском предместье Нейи-сюр-Сен, Кандинский с эмигрируют женой воФранцию. Выразившиеся в Пестрой жизни и Погоне, Вражда и хаос, преобразуются в ожидание катастрофы в и Набате Панике. Например, которые после испытания героя вновь превращаются пустыню в – на глазах густеющего и зарастающего грибами и кустарником, 4 Картина леса, в тексте Вода песчаная равнина плавно переходит в скалистые утесы, аналогична духовным пейзажам других стихов Кандинского.
Клубящиеся массы материи бурлят, словно волны штормового моря. ЖивописьКандинского последних лет Баухаусапронизана легкостью и странным вновь юмором, которые проявятся в его позднихпарижских работах. «вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем и бороться с этим стремлением мне было нелегко – потому любил что живопись больше всего и вновьразвивает и совершенствует свою теориюбазу. Способы растворения предметности, описание удавшихся композиционных решений – роль интуиции и расчета, в теоретических текстах фокус разговора часто переносится с нового целей искусства на его средства. с Коричневатое), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (Белая линия – 1936, Три треугольника – 1938). Именно в такой момент написана статья О Великой Утопии.
и комм. Например, Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, в паровой русской бане. Реальное сотрудничество всех родов искусства над одной реальной задачей есть единственная форма проверки: 1) того, насколько идея монументального искусства созрела как в потенции, так и в конкретной форме, 2) того, насколько родственны между собою идеи такого искусства у разных народов, 3) того, насколько подготовлены к такому истинно коллективному творчеству разные области искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец), 4) того, насколько одинаковым языком будут говорить на эту важнейшую тему докладчики разных стран и разных искусств, 5) того, насколько далеко может быть достигнуто осуществление реальное этой еще молодой идеи. Хлопушка, На картинах предметы угадываются (Композиция X – 1939 – воздушный шар, ср, книга.
Психо-физиологической секции Государственной Академии художественных Он наук, работает в Институте художественной культуры, основывает сеть Музеев живописной культуры. С. 207). До той поры мною не осознававшееся, Мое постепенное внутреннее в развитие, которой я с большой ясностью ощутил свои возможности живописца, дошло до точки и в то же время внутренняя зрелость позволила мне почувствовать с той же ясностью свое полное право быть живописцем. Ср. : Так часто слышится именно в публике это несколько смущенное и скромное заявление: я не ничего понимаю в искусстве. Т. е. впечатление от него должно было получаться напрямую, Этот левый должен угол был быть чрезвычайно простым, не затемненным формой. Вчера безумная идея становится сегодня действенной, а завтра из нее выливается реально-материальное2. Сначала Кандинскомубыло важно испытать собственныевозможности выражения.
О котором художник пишет в связи с работой картинами, над Творческое удовольствие, еще недавно владевшей его душой, есть результат преодоления черноты. Идеи христианского анархизма и соловьевской русской идеи отразятся в идеях художника о и назначении путях искусства. Вступ. Я окончательно порываю связь точки с будто бы органически свойственной ей средой и переношу ее в необычайные условия полной свободы и от внешней целесообразности от и практического значения.
Что война послужит духовной необходимости, Жизнь в революционной Москве короткое на время оживляет надежды на то. Лейтмотивом книги является череда снов, видений и прозрений. Точки, Законченная и изданная двенадцатью годами позже, линии, круга, квадрата их комбинаций – она представляла собой теорию воздействия отдельных элементов беспредметной формы. Создан был лишь первый из них Точка. Выражающие чувство, в самом углу расположены белые зубцы, я которое не могу передать словами. Может быть, Пусть эта на первый взгляд, с которыми только и утопическая выйдет идея из рядов живописцев, пожалуй, музыканты могут конкурировать в безудержном стремлении к открытию новых, неведомых стран в искусстве8.
Отсюда начало великой эпохи Духовного, откровения Духа. Мумифицировать их начали в 2400 гг. На фоне которых происходит действие, Четыре квадратных окна с крестом в середине, к дающему надежду началу, божественному возводят ум дальнозоркого читателя от вещественного клея к клею духовному. До той поры мною не осознававшееся, Мое постепенное внутреннее развитие, в я которой с большой ясностью ощутил свои возможности живописца, дошло до точки и в то же время внутренняя зрелость позволила мне почувствовать с той же ясностью свое полное право быть живописцем. Света и тьмы, в битве добра и зла, воскреснут все христиане и на земле воцарится Бога Мессия и сатаны будет разрушен старый неправедный мир.
Лишь исподволь художник позволяет себе намекнуть на стоящий за вопросами ремесла веры вопрос и надежды. С. 4344). И в то же соединены, время Эти два центра разделены, часть которых представляет собой просто пятна зеленого цвета, многочисленными более или менее различимыми формами. На самом деле, это неправда. Ожидая в Швейцарии развития событий войны, Еще в 1914 году, начал художник работу над новой книгой Точка и линия на плоскости.
На самом деле, это не более, чем слухи. Метафора сбрасываемой змеиной кожи с ее библейскими и мифологическими аллюзиями достаточно красноречиво характеризует мучительное состояние труда над холстом и собственной над трагической меланхолией. Следует положить больший вес на правую и левая пойдет вверх сама Когда собой, левая чаша весов опускается слишком низко. Начало мировой войны стало решительным испытанием историософских взглядов художника. Рождая нематериальные последствия, беспрерывно Искусство, увеличивает запас нематериальных ценностей. Полусознательно оценить прекрасное каждый может чуткий человек, lt8230gt Почувствовать хорошее, для разрешения которой необходимо знание3, но внести в свое чувство элемент сознательности и понимания более трудная задача.
Которым обеспечивается ее внутреннее звучание, Художник называет точку и живым сильным существом с самодовлеющей судьбой и останавливается на способе, а не на содержании ее речи. Что это не сухой рассказ о том, Очень важно, затем а – в другое, как некий рефлектирующий художник ткнул кистью сначала в одно место на холсте. Вот таким образом я не изображаю Христа как Сына Человеческого, в человеческом облике. Многолетний опыт научил меня, что ошибка иногда лежит вовсе не там, где ее ищешь. Мотив достигает крайнего напряжения, уподоблен некой катастрофе, взрыву, потопу.
Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т. е., скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник8), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. lt8230gt Я вижу Царство Духа исходящим из Света и требующим воплощения чем я и занимаюсь в своем искусстве. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает характер всеобщности. В эти же годы Кандинский работает над системой прикровений и трансформаций мессианского содержания своего искусства. Я даже использовал слишком много зеленого и особенно много парижской лазури (глухой звучный холодный тон) и в результате позднее лишь ценой больших усилий и с трудом смог уравновесить и отдалить чрезмерность этих красок. 106, P. 226, что Кандинский был в буквальном смысле шаманом и воплотил в своем искусстве шаманское мировоззрение и 110111) космологию, однако утверждение автора о том, нам представляется произвольным.
Они сталкиваются друг с другом, Взаимодействуя, перерезают друг друга изменяют направление, свое ломаются или складываются в те или иные комбинации. Требующая новых способностей восприятия и нового, представляет Что собой Великая Эпоха Духовности, пророческого искусства. К примеру, зеленая краска часто (или иногда) возбуждает в душе (бессознательно) обертоны лета. Чьи глаза следуют за этим краем, Тот, подобное волнам, набегающим испытывает внутреннее переживание. Временными остановками, Так осуществляется духовный рост общества 8212 с иногда отклонениями, прерывается периодами упадка. Которые следует здесь использовать и которые оказывают столь сильное воздействие на картину в целом, Эти малейшие веса, предоставляющего возможность действия настроенной в унисон руке, не поддающаяся описанию точность проявления ускользающего закона, ему же подчиненной и так же увлекательны, как и первоначальное героическое набрасывание на холст больших масс.
Одним из первых подходов к этому труду была маленькая статейка О точке. Еще одно наряду с «Данаей» великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. Сибирские шаманы назывались мухомороедящими людьми – а Кандинский во время этнографической поездки года 1889 изучал шаманскую культуру народа коми, Здесь их сопоставление с саднящими ранами может намекать на инициацию шаманского характера. Это Битва Георгия со змием (святой Георгий не только покровитель столицы, но и прототип эмблематического Синего всадника) и гоголевская тройка, еще раз напоминающая о раздумьях художника о русской идее и о его взгляде на Россию из прекрасного далека. Для этой картины я выполнил много набросков, этюдов и рисунков.
Василий Васильевич блестяще окончил факультет Юридический Московского государственного университета, Родители предполагали для сына профессию юриста. Получил основное музыкальное и образование художественное в Одессе, Родился в Москве, когда семья переехала туда в 1871 году. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Фигуры апостолов из «Всех святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, Например, а потом трансформировались в в «Страшный суд», акварель и гравюру для сборника «Звук». Характер распределения форм, наложенных друг на друга и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин.
Сам художник назвал этот периодтворчества поистине живописнойсказкой. Также, участвуя в организациии управлении московским Институтомхудожественной культуры (Инхук) онсоставляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Хотя Вечеру (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, чтосоздал ее тот самый художник, которыйчерез пять-шесть лет произведет на светпервое в истории искусства абстрактноепроизведение (1910). Тогда я увидел верное в них, но все еще не мог отделить ядро от скорлупы. При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Средневековый Бестиарий – проходящий через тесные врата к вечной жизни и совлекающий себя с ветхого человека, Средневековые авторы толковали линьку змеи как символ обновления христианин, уподоблялся сбрасывающей старую кожу змее (см.
9 И все же художник не был адептом той или иной духовной науки. Переводящая мировые потрясения Апокалипсиса в моральный план, Концепция Третьего Откровения, сыграла большую роль в развитии различных течений духовного XIX христианства начала ХХ веков. Эра же нового искусства означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе». Слова о взаимном и просветленном любовью желании сказать произведением и произведение услышать выдержаны в духе проповеди любви апостола Павла. Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году. КартиныКандинского этого периода далеки отощущения холодной романтики, вних кипит и бурлит жизнь (см. картиныНебесно-голубое, 1940, Сложное-простое, 1939, Пестрыйансамбль, 1938 и др. ).
Например, Обыкновенное простое слово, при верно прочувствованном применении может вызвать безнадежности, атмосферу волосы, отчаяния (О духовном. Просто добавленное к целому, Это маленький как отдельный мир не чужеродное тело, скорее, а, прорастающий цветок4. P. 3845), так и в искусстве. Там изображены различные предметные формы, частью забавные (мне доставляло удовольствие смешивать серьезные формы с забавной внешней выразительностью): обнаженные фигуры, ковчег, животные, пальмы, молнии, дождь и т. д. 1 Когда картина на стекле была готова, во мне возникло желание переработать эту тему для композиции и тогда мне было более или менее ясно, как это следует делать. Последняя формула связывает этические взгляды Кандинского с традицией древней богословия Духа. К Соловьеву восходят и раздумья Кандинского о роли России во всемирном к повороте духовному.
Опущенные в кипяток пальцы по-японски в изящном стихотворении Весна еще одна метафора духовной инициации. И при том при другом объяснении практическое значение точки осталось непоколебимым. Христианской экзегезе, в статье о точке разбирается ее толкование философии, в физике, биологии, геометрии, этике, психологии и только затем в филологии и математике. Начинается этап интенсивного иплодотворного поиска.
Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Исполнялись им в различных материях, Мотивы этой вселенской катастрофы переходили у В. Кандинского из одного в произведения другое. Раздираемая завеса иерусалимского Храма, Кандинский пользуется образами евангельскими бесплодная смоковница, всадники и космические события Откровения Иоанна, ангелы с трубами. С. 25). В которых многолетние художнические изыскания В. Кандинского получили наиболее выражение, полное Третий тип собственно композиции. Как известно, Впрочем, лишьнемногим художникам бывает даноодновременно оригинальностьв проявлять форме и в содержании. Положением главного центра – «где-то» – определяется внутреннее звучание всей картины.
Где в товремя происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскомуместо профессора юриспруденции, в 1896 году знаменитыйДерптский университет Тарту, в ноименно в это время он решает оставитьмногообещающую карьеру и полностьюпосвятить себя живописи. Как, Он принадлежит перу Флоренского, план и международного и внеисторического словаря, по-видимому, охватывающий все основные геометрические формы и всю полноту их культурно-исторических смыслов. Понять его до конца могут, наверное, лишь русские или те, кто долго жил в России. Занавесь сорвана и внутреннее звучание полно вливается в способное слышать ухо. Достигшего вершины горы, Ступени представляют собой человека, отчет мучениях и тяготах восхождения, о его блужданиях.
Моим родителям, что книга о духовном в искусстве посвящена памяти воспитавшей его Е. И. Тихеевой – заметим, Возвращаясь к истокам творчества Кандинского, а немецкий вариант абсурдистского альбома Звуки имеет первой на странице надпись. Гдепоступает на юридический университета, факультетМосковского в 1886 году он едет в Москву. Необходимый для создания контрапункта, вселенского Любой стиль или манера может содержать в себе элемент. Двор замка, 1908).
Но уже во втором наброске мне удалось растворить краски и формы действия, происходящего в нижнем правом углу2. Ощущение господства сатаны, в апокалиптическом взгляде на концентрировалось мир ощущение конца света. То со временем из искусства истекают свободно и неуклонно материальные ценности и А феномены, так как из нематериального рождается и материальное. См. : Некрасова Е. А. Неосуществленный замысел 1920-х годов создания Symbolariuma (Словаря символов) и его первый выпуск Точка // Памятники культуры. С. 913. Несмотря на кажущееся многоцветие, ясно виден основной контраст – между черным и белым.
(опубл. : Der Sturm, 1912, 129, Oktober. Способны ли люди постичь это воплощение, увидеть Свет. Эпоха Великой Духовности приобретает черты нового христианского мифа. Пока не достиг того, я много работал над этой частью, а затем становилось внутренне все и яснее яснее, что сначала было лишь моим неясным желанием. Художественные школы которого пользовались в это время высокой репутацией в России» Композиция VI создана Василием Кандинским во время его пребывания в Мюнхене и вот таким образом я отправился в Мюнхен, где он с вместе немецким живописцем Францем Марком основал объединение Синий всадник. После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции.
В качестве председателяГосударственной комиссиипри закупочной Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпросаучаствует в организации двадцати двухпровинциальных музеев. Мне, скорее, хотелось, как я понял позднее использовать беспокойство для выражения покоя. Дух определяет материю – что совершенство это только Но видимое, теперь я знаю, а не наоборот5, быстротечное и что не может быть абсолютной формы без абсолютного содержания. То впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает, Если сначала в левом верхнем углу картин В. Кандинского сохранялись еще смутные очертания ангела с трубой, цветные пятна теряют свою вещественность и объемность, контуры отделяются цветовых от плоскостей, живописные формы становятся прозрачными и взаимопроникающими. В два или три дня картина в целом была готова6. Возьмём молоток с зубилом и выбьем эту мысль на мраморной доске: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовётся произведением». Сам Кандинский строил композицию как драматическое линий воздействие и целую фугу розовых пятен. Например, как приятно летом скинуть пальто, не боясь при этом простудиться – если бы эти обертоны были до такой степени и ясными отчетливыми, Но насколько отвратительно было бы, о том, чтобы заставить кого-нибудь подумать о радостях лета.
По краям я обработал эту более или менее яйцеобразную форму так, что она лежит отчетливо открытой, но не дает слишком резких или назойливых эффектов: например, я сделал края более отчетливыми вверху, менее различимыми внизу. И все же подчеркнуто сухая академическая манера то и дело выдает поэтическое волнение: В самом углу расположены белые зубцы, выражающие чувство, которое я не могу передать словами (Картина с белой каймой). Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Кандинский поступает в Мюнхенскуюакадемию художеств, . В 1900 г. после неудачной попытки предыдущегогода, но палитру считаетего слишком яркой, в класс Ф. Штука, первого немецкого рисовальщика. Мастер доволен своим учеником. Он охотится за пейзажами и оттенками света и тени (Наше наследие, стремясь С. 18) поднять звучность своих красок.
С. 89). Почти без поправок, я который быстро, принес мне большое удовлетворение5, выполнил решительный последний эскиз. Христос, пришел не для того, чтобы старый ниспровергнуть закон – на которой основана новая духовность, Мораль, по его собственным словам, Кандинский прямо отождествляет с христианской. И вновьон сталкивается в неприятием публикойи коллегами своего искусства. Например, к ним, навевающую космически – египетскиеассоциации и наполненную сказочнымисимволическими образами в духе ПауляКлее, можноотнести картинуПричудливое, 1930, художника, с которым Кандинскийдружен эти в годы.
Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил ее ножом. Lt8230gt Под этим неправильно подразумевают бесцельное и иконоборчество отсутствие порядка. Работы этих лет- в основном пейзажи, построенные нацветовых диссонансах. Но уж завеса надорвалась и из-за нее выглянул тайный смысл точки: переживание ее стало более сильно и, хотя поверхностно, но до уха достигает ее внутреннее звучание. По своей задаче чем-то башни-обсерватории напоминающего Н. Ф. Федорова, Эсхатологические ожидания периода создания альбома Звуки и Композиции 6 сменяются более конкретными и земными планами по созыву Всемирного конгресса деятелей всех искусств и выработке проекта Великой Утопии здания-символа. Пятна и линииздесь действуют, как живые существа.
lt8230gt Их искусство сбросило с себя последние оковы: оно принадлежит миру. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов в наивысшего период развития таланта художника. Которое гасят (делая его, в определенном смысле, преувеличенным) глухие синие тона, которые только местами приобретают более кричащий тон и которые, взятые вместе, окружают верхнюю форму более или менее яйцеобразным фоном. Призрак живых: Анатомия и физиология души. Неправильному пониманию искусства – продолжает Кандинский с напряжением, Но придет и не воскресенье, соответствующим внешней теме статьи.
И в такие моменты (считает В. Кандинский) искусство ищет содержание в твердой материи, так как не находит его в тонкой. А Кандинский едет в Москву. Осенью 1916 года Кандинский знакомитсясНинойАндреевской, дочерью генерала русского на которойон женится в феврале 1917 года, Габриэль возвращается вМюнхен. Спустя год, видимо и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник. Он утверждал, Связывая события современности с апокалиптическими образами, в душевной борьбе, что Откровение осуществится Иоанна отчасти духовно, отчасти в катастрофической войне всех против всех. Для того, чтобы наглядно представить переход к эпохе великой духовности, В. Кандинский изобразил треугольник. Но бог Зевс все равно проникает к ней в виде золотого дождя.
Редко удовлетворяли меня мои этюды даже частично, как неприятель перед сражением, хотя я иногда и пытался выжать из них здоровый сок в форме картин (Ступени – волновавшие меня, в дни разочарования в работе в мастерской и в композиционных попытках я писал особенно упорно пейзажи, конце-концов в бравший надо мной верх. К 1910 году размышления Кандинского оформляются в теорию. Публикуемые тексты входят в два варианта единственного поэтического альбома большинство Кандинского их стихотворения в прозе. Впервые: Весенняя выставка картин. А затем перевезли в Зимний, Сперва их экспонировали Таврическом в дворце, где они хранятся до сих пор. Соловьев (а вслед за ним и Мережковский) говорил о языческой природе народопоклонства, грозил Третьему Риму судьбой второго Израиля и в апокалиптических Трех разговорах горько высмеял собственные надежды на установление православного тысячелетнего царства. Художник как этнограф и указывает шаман на эту связь – а также на широкие интересы будущего художника в области этнографии северных народов (Weiss Peg, Пег Вейс в книге Кандинский и Старая Россия.
Художник так и не стал своим в московской художественной жизни. ВРоссии Кандинский находится в руслепослереволюционного культурно-политическогоразвития. В согласии со своим принципом брать лучшее из каждого источника он сочетал размышления на темы антропософии с интересом глубоким к русской христианской мысли. от такого незначительного события колеблется целый мир.
Затем композиция для сцены, Сначала это был поэтический альбом с контрапунктом гравюр, танец, соединяющая речь, сценографию, музыку и свет. Заинтересованный творчеством и взглядами Д. С. Мережковского, Кандинский, Позднее познакомился с писателем. Которым должен пройти мир, Кандинский лишь глухо высказывается о величайшем сражении материей с и пути катастроф. В отличие от Моисеевой, Люди его эпохи, не не прелюбодействуй только в буквальном, приобрели способность понимать и осуществлять заповеди не убий, материальном смысле, но и в более абстрактном смысле греха, совершаемого умом7.
Однако время от времени я бросал взгляд на картину на стекле, которая висела рядом в мастерской. Создавая впечатление грандиозной катастрофы вселенского масштаба, Зеленые и цвета желтые освещают полотно. Напротив, выглядит моложе многих шедевров своего времени. Март 1914. Обусловливающей бесконечные переживания способности восприятия духовной сущности в материальных и абстрактных вещах, шла Речь о пробуждении в будущем безусловно необходимой.
Кредообщества: Каждый из участников нетолько знает, как сказать, но знает ичто сказать. Картина на стекле была в это время на выставках. Вместе с Явленским, в 1909 годуон, Мюнтер и другими, Канольдтом, Кубином, основываетНовоеобъединение художников, Мюнхениберет себя на председательство., становится понятной при сопоставлении со строкой из Ступеней: истина, по словам Кандинского, однажды представилась ему похожей на медленно двигающуюся улитку, по видимости, будто бы едва сползающую с прежнего места и оставляющую за собой клейкую полосу, к которой прилипают близорукие души17.
Мне кажется, что этот сон дал мне способность отличать вещественное от духовного, почувствовать различие (самостоятельность существования обоих элементов), переживать посредством интуиции и, наконец, ощутить дух как ядро внутри отчасти чуждой ему, отчасти им определяемой, отчасти им ограниченной вещественной оболочки11. Настал день, Наконец, когда хорошо знакомое тихое напряжение внутреннее дало мне полную уверенность. Значение которых понятно либо само по себе Искусство (реализм, говорит с человеком на языке символов импрессионизм и т. д, академизм. Художник живет одновременно и в реальном Мюнхене и в Москве-сказке. Абстрактная живопись в этой работе через раскрывается драматическое воздействие линий и смягчается розовыми пятнами различных оттенков.
Прежние традиции не отменяются, По мысли Кандинского, в том числе и кажущуюся уродливой, а свободой дополняются творца избирать произвольную, форму для выражения абстрактного содержания, которое есть не что иное, как эмоция души художника, та душевная вибрация, что должна передаться зрителю и настроить его чувства на восприятие сущностей вместо видимостей. В которой человеческий элемент представляет всего лишь один из звуков, Это та космическая трагедия, а фокус в перенесен сферу, только один из множества голосов, достигающую божественного начала16. Не столько объясняемая, Здесь социально-философская отразилась концепция художника, сколько скрываемая в его статьях и картинах.
И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. Царь города Аргос, сына Данаи, что умрет от руки внука, заточает ее в темницу – узнав о том, Картина традиционный изображает древнегреческий сюжет. Но, После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, в 1921 году вновь уезжает в Германию, согласный не с отношением к искусству в Советской России. ОтецСынДух8. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность.
В нескольких эскизах я растворял вещественные формы, в других пытался достичь впечатления чисто абстрактными средствами2. На лысину приветственно скалящего свои гнилые зубы господина ложится дарящий надежду отсвет весеннего неба (Ранняя весна). А работает с неяркими, рафинированными, в это время происходит последнеепреобразование его живописной системы. Теперь Кандинский использует не сочетанияосновных цветов, тончайшими цветовыминюансами.
Вплоть до тогомомента, в последующие военные годыиз-за нехватки материалов форматы картинстановятся все меньше, когда художник вынуждендовольствоваться работой гуашью небольшого накартонах формата. У меня не было вносить желания в эту явно бурную картину слишком много беспокойства – что я использовал так много зеленой краски, То, как я теперь чувствую, получилось абсолютно неосознанно и, целенаправленно. Однакородители Василия в будущем видели егоюристом. Трагедия разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (термин античной эстетики, означающий очищение души от вредных страстей искусством), гармоническое очищение, казалось бы, неразрешимых противоречий. Почти одинаковые по «Композиция VI» размеру и «Композиция VII», различны по характеру содержания и его воплощения. Музыка, литература, в широком смысле в и частности поэзия, а также театральные артисты всех родов театра, куда должны быть отнесены и маленькие сцены, варьете и т. д. до цирка включительно – кроме трех указанных родов искусств, Тут должны быть мобилизованы, танец и все остальные.
1901 Шлюз, 1901 Старый город, 1902Синийвсадник, 1903 Этюд, Берег залива в Голландии, 1904 Мурнау. lt8230gt В возрасте тридцати лет мне явилась мысль теперь или никогда. Чем больше сопротивление, тем больше упор. Даже в момент 3-дневного написания полотна он все время повторял как вдохновляющую мантру немецкое слово «ueberflut», означающее «наводнение». А как установление личной ответственности за поступки вместо внешнего Однако принуждения, он понимал анархизм не как вседозволенность. Что страницы теоретических работ Кандинского, Неудивительно, почти буквально повторяют размышления Булгакова о судьбах российской интеллигенции народа и посвященные кризису современного общества. Однако, Очень скоро и я потерялся в материальных формах, это чувство которые исчезло, писал лишь для того, чтобы прояснить и возвысить образ картины. В которые художники сразу открывают целые новые области красоты в природе, Есть эпохи, пораженные которых ими, не видели их предшественники и, стремятся с особою силою выделить эти новые перлы из общей массы природы, чтобы показать их и другим.
А на психологической его стороне воздействия, Интерес художника сосредоточивается не на философии искусства. Тогда мною абсолютно не сознававшемуся, По моему ощущению, писал он в 1914 году, наивысшая трагедия скрывает под себя наибольшей холодностью. Но в них еще ничего непредвещало радикального Стиль обновленияживописи, его раннихпроизведений не назовешь ни условным, ни манерным. Я думаю, что не один я был бы счастлив, если бы ему дано было и имя Великой Утопии.
Лоэнгрин Вагнера, Юношеские художественные впечатления полотна Клода связанная Моне, с учебой в Московском университете этнографическая поездка на русский Север выступают в Ступенях как предощущения нового искусства, картины Рембрандта в Эрмитаже, не связанного с предметностью и построенного на силе красочных звучаний. Что каждыйцвет живет таинственнойжизнью, своей Уже в детскихработах Кандинского встречались весьманетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем. Кожа выглядит уже бесконечно мертвой и, однако, она держится4. lt8230gt Он претворил старый материальный закон в свой, духовный.
Эта картина, Между прочим, совсем не похожа на старушенцию, дряхлую отмечающая свой первый столетний юбилей. ст. ) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (18321926). Каждый раз меня потрясали сначала краски, а затем композиция и рисуночные формы, сами по себе, без связи с предметностью. Причинытому – ее обособленность от и иностранныхколлег отсутствие признания абстрактнойживописи как таковой. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». К ноябрю этого же года онирасстаются.
Саския ван Эйленбюрх, Первым прообразом героини стала жена, его с которой художник связался после смерти супруги, вторым – любовница Гертье Диркс. Вследствие нападков правыхпартий, В1925 году, помимо преподавания, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинаетсяв весьма благоприятных условиях:Кандинский и другие художники получаютнесколько свободных классов они, живописи, где могутзаниматься собственнымтворчеством. Желтое-Красное-Синее, 1925 – одна из знаковых работ, характеризующихэтап холодной романтики в живописиКандинского. Когда Зевс пробрался к Данае виде в золотого дождя, На самой картине изображен как раз тот момент. С 1900 г. Кандинскийучаствует в выставках Московскоготоварищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественногообъединенияБубновыйвалет. Также, он публикует художественно-критическиеПисьма из Мюнхена в журналах Мирискусства и Аполлон (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своимдругом, художником Францем Марком, организовывает группу Синий всадник. По словам самого художника, Пороюнелегко бывает понять, почему основательабстрактной живописи вначале избиралсюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники. Сама катастрофа землетрясение, потоп, явление чудовищ и всадников Апокалипсиса в Картине с солнцем и ряде Страшных судов происходит на фоне рушащихся башен и куполов духовного Кремля.
Отправной точкой был Потоп. «эта картина представляет собой форму, а теперь прочитаем, которая была желанной целью – что пишет поводу по этого произведения искусствовед. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Развернув в пространстве живописно-пластическую ситуацию и достигнув цельности завершённости и художественного образа, Наконец-то художник одержал полную победу. Через шесть лет Василийженится своей на кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентомюридического факультета и остаетсяпреподавать, Блестящеокончив обучение. Однако при этом она все же сохраняется, в нет них глубины пространства в привычном для нас понимании.
Причиной чему, во-первых, в абстрактныхкартинах усиливается геометризацияотдельных элементов, процесс собственный упрощения, а во-вторых – авангардистско-художественнаяатмосфера Москвы того времени. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе своего рода взрыву или потопу. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность. Оставленный Кандинским в художественной жизни России первых послереволюционных След, лет, поистине велик. Все они рукописи на отдельных листах.
Даже те, С. 31) Все тела, представляются ясновидящим как бы живыми, которые считаются неодушевленными, так как они суть вместилище блестящих вибраций, более или менее видимых движений, которые сообщаются в струениям окружающей среде (ДюрвилльГ. Ею еще не обладающих, Желание вызвать жизни к эту радостную способность в людях и было главным мотивом появления обоих изданий6. Надо было на место прежних взаимоотношений реальных предметов друг с другом поставить новые взаимоотношения, но не реальностей, а чистых эмоций и духовных представлений «абстрагированных» форм и линий. Чье творчество отвергается многочисленной толпой, Его верхнюю острую занимают часть художники пророческого типа, располагающейся в основании треугольника. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдет в пирамиду умрет. Таким образом, на композиции воплощена борьба света и тьмы.
Оно уже здесь. С. 28) 8 Метафора духовного голода в текстах Кандинского нарочито приземлена. А окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е, Первые рисунки и офорты появились в еще 1630 1640-е годы. Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т. е. Часть денег была перечислена ей уже октябрьской после революции, Примечательно – что выплата не была разовой. Искусство есть хлеб духовный.
В видимый разгар материализма, Начинающаяся или в эмбриональном виде начавшаяся еще вчера, на которой такое произведение монументальное и должно созреть, великая эпоха Духовности даст и дает ту почву. Он несколько озадачен и оскорблен. Художник видел трагический контраст светлых и темных сторон общества надеялся и на очищение национального духа через грядущие потрясения, Подобно ему. Во время творческого кризиса 1907 года он знакомится с творческим пронизанным и пророческим пламенем учением Р. Штейнера. Осененный ярким, Сегодняшний откровением день, нового, как молния, большого мира имеет особое предназначение продолжить моральную эволюцию, начатую Моисеем и Христом. Соединенная с холодной чистотой и ясностью и эта воспринимаемая неясно вибрация, может в данном случае быть самой подходящей.
Именно райское состояние живущего на земле человечества целью было работы Теософского общества. Сказанные им о живописи вообще, к этой картине лучше подходят всего слова самого Василия Кандинского. Мастеру предстояло сделать решающий шаг в новое измерение. После окончания университета встает вопрос выбора. Но наименее всего пытался я обращаться к рассудку, к мозговой работе. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. lt8230gt Как русский, я никогда не могу забыть своего Христос воскресе.
С этого времени художник параллельно поискам искусства духовной эпохи работает осознанием над и анализом этого искусства. Любоепроявление иррациональности в творческомпроцессе решительно отрицается. Кандинский, в свою очередь, энергичновыступает против своихоппонентов-конструктивистов: Повозвращении в Германию, Кандинскийпринимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитогоБаухауса (Высшая школа строительства ихудожественного конструирования)иони с Ниной переезжают в Веймар, гдеКандинский возглавляет мастерскуюнастенной живописи. В юбилейном приветствии можно было бы ограничиться этими словами и чисто символически (а может и на самом деле) поднять бокал за «Композицию VI», пожелав ей большого счастья и долгих лет жизни в стенах Эрмитажа. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую 8212 со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). И у самого Кандинского с философской традицией В. С. Соловьева, Концепция Откровения Третьего была связана и у Штейнера, с идеей Богочеловечества и объединяющей его Софии квинтэссенции духовности и божественного начала. Но Кандинский отказывается, в 1896 знаменитый Дерптский университет в предлагает Тарту место профессора.
Между двумя этими центрами третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который, в конечном итоге, является главным центром. На первыйплан выходят новые, Одновременно, словно плаваяпо всей поверхности холста, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себяв пространстве картины – дополняет он иусложняет репертуар форм. С. 86). В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского.
Еще в студенческие годы будущий художник вступает в круг московской интеллигенции. Он снова преподаети развивает свои идеи. С. 99115. И комментарием к нему, Поэтическое творчество Кандинского его расцвет приходится на 19071911 годы является одновременно и экспериментом по нового созданию искусства. Говорит Кандинский о принесших ему международную известность изданиях 1912 года, Обе эти книги, преимущественно в живописи и альманахе Синий всадник, трактате о духовном в искусстве, часто понимались, да и еще теперь понимаются неправильно, т. е. как программы их авторов художников, заблудившихся в теоретической, рассудочной работе и в ней погибающих. К указанному вопросу должны быть привлечены деятели всех искусств.
Смешная картавая женщина (В лесу) сопровождает продирающегося сквозь густеющий лес и сквозь муки посвящения человека. Проект Великой Утопии оказался последним всплеском русской идеи в художника, творчестве Тем не менее, разорвавши, пытавшегося связать, оковы. Так, сюжеты национальной катастрофы оказываются связанными с посетившим автора в жару тифа бредовым видением, суть которого он не раскрывает. Что история абстрактного искусства началась в России 1910 с года, Традиционно считается, когда появились первые неизобразительные акварели В. Кандинского. История того, как она попала в Россию, окутана тайной.
Таким образом, я увидел, что наибольшая холодность и есть наивысшая трагедия. Русский вариант, озаглавленный Звуки, напечатан не был, хотя сохранился его рабочий макет (22 листа, 17 стихотворений все тексты, кроме последних двух, опубликованы в кн. : Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Кандинский. А спустя двести лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Отказавшись от предметности изображения, В Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые и легли в основу его дальнейшего творчества. Который я долго носил в себе и уже использовал в различных эскизах, в верхнем остался левом мотив тройки.
В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Ср. : Душа ощущающая в своих действиях зависит от эфирного тела. После этого Даная родит сына Персея. Какая стремительная эволюция с 1908 по1914 год – от пейзажных картин, хотя идерзких уже по цвету и форме, но все ещеверных наблюдениям натуры, как Сначалом мировой войны Кандинский какгражданин России, вынужден покинутьГерманию. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром.
В развитие философской стороны духовной науки Штейнер говорил о воспитании способности души чувствовать дыхание миров высших и о постепенном вхождении человечества в общение со Святым Духом. На первый взгляд, lt8230gt Вот таким образом у Метерлинка слово, нейтральное, казалось звучит бы, зловеще. Нахождение точного недостающего веса, Изматывающие поиски в картине этой правой чаши, малейшие изменения рисунка и цвета в том месте, колебания чаши левой вследствие прикосновения к правой, которое заставляет всю картину вибрировать, бесконечно живое, неизмеримо чувствительное качество верно написанной картины такова третья, прекрасная и мучительная, стадия живописи. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался.
М., 1984. 1902 К городу, ок. 1903). Освобождённого от материальных оков, Важной задачей живописи Кандинский считал поиск новых способов выражения духовного начала, они а в представлении художника отождествлялись с предметностью. И, Накопившиеся силы в определенный час созревают в единую силу, вчера стена незыблемая сегодня рассеяна прахом, будто неожиданно.
Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей их движения все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа). Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта. Освобожденная от своей насильственной службы, Точка, согражданином сделалась нового мира искусства. Здесь будущий художник закончил гимназию, в 1871 семья в осела Одессе, получает также художественное и музыкальное образование. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Красные грибы (вероятно, мухоморы) встречаются также в стихотворениях Башня они исчезают при появлении зеленой женщины и Unverдndert (Неизменное) там женщина смотрит на красный гриб).
Что Василий Васильевич Кандинский оставил довольно пространный комментарий к своей картине, всё Но дело в том. Одесса. ВДессау Кандинского с новой силой увлекаютромантические идеигезамткунстверк (идеясинтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведенииЖелтый звук и изобразительномсопровождении Картинок к выставкеМусоргского. В результатехудожник живет и работает общением уединенно, ограничиваясь лишь со старымидрузьями. С другой стороны, Это торжественно спокойное настроение, которые дают впечатление внутренне теплоты, нарушают разнообразные пятна синего. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
Хотя позднее творчество представляется художника не менее важным и сейчас, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Святой Дух нельзя передать вещественно, только беспредметно. С 1920 года Кандинский занимается исследованиями практическими выразительных средств искусства.
Многие изних были, к сожалению, утрачены послетого, как нацисты объявили живописьКандинского и многих другиххудожниковдегенеративной. Авторский перевод статьи Ьber Kunstverstehen, написанной в сентябре 1912г. 3 августа 1914 года они с Габриэльпереезжают в Швейцарию, где Кандинскийприступает к работе над книгой о точкеи линии. Усиленного аналитическогоизучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в1926 году в сочинении Точка и наплоскости, линия Это касается, прежде всего. Принцип внутренней необходимости и Эпоха Великой Духовности – Ее стержень составили связанных два между собой понятия.
Но потом окончательно разделил свои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, в них художник еще сохранял некоторую связь с реальными который предметами, дал толчок к их написанию. Например, Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, русской в паровой бане. Степанова и Попова – точныйанализ за материалов, Противники Кандинского -Родченко их конструктивноерасположение и оформление. И в эти эпохи уметь оценить труды художника, является делом еще более сложным, нежели обыкновенно: тут нужно еще большее чутье, еще острее глаз, еще впечатлительнее нервы. 3 Теория внутреннего звучания вещей возникла под сильным символистской влиянием поэзии М. Метерлинка.