Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Меншиков сидит у стола. Страсти разгорались. Граница лузги, На акварели видны охристого цвета вертикальное поле часть створы, верхнего горизонтального поля в месте его соединения с характерным для царских врат древнерусского периода закругляющимся навершием. Рельефные, Богоматерь и апостолы – резные, запечатленный на акварели золоченые и, все сидят в благоговейных позах», к сожалению, как и многие другие музейные экспонаты подобного типа, несохранившийся.
Русые волосы, Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, прямой, широкий ровный лоб, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет бровей темных и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Этот «рисунок – пишет современный исследователь – может быть смело отнесен к лучшим работам графическим художника. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. 11).
Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. За ней, в глубине картины, разбитная прислужница, постельница либо златошвея, словом, представительница челяди терема. Закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу и рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, но он также одержим ненавистью Петру, к как у рыжебородого, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства.
Не принимали ничего нового, Но твердо стояли на своем – защищали обряды, старые по их понятиям иноземного. Известно, что в разгар крупных работ он становился особенно «нелюдим» избегал общений, разговоров о неоконченных картинах, старался никому, даже близким их не показывать. Трудно также согласиться сейчас целиком и с определением исследователя идейных мотивов, которые руководили художником при создании эскиза 1911 г. Оно представляется излишне стилизованным под идеологические клише советской эпохи, когда В. С. Кеменов утверждает, что это произведение явилось «как бы вызовом распространявшейся монархической пропагандой насквозь клеветнической трактовке образа Пугачева как жестокого злодея, вора, бесшабашного и лихого разбойника, которого, поймав, посадили в клетку как дикого и опасного зверя и перед тем как убить, возят напоказ публике». Например, Так, его часто использовали дляфона икон, золотой цвет обозначает божественного свет сияния. Трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними и мыслями чувствами с Морозовой, в глубокое, поклоняясь ее подвигу, прощаются с ней. Возможно, многие годы она знала, какая участь ей уготована и долго собиралась приехать, чтобы посмотреть на то место, которое будет ей и домом и тюрьмой. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».
Специально остановившись здесь на краткое время и посетив знакомый ему уже музей, В. И. Как это было Москве в и ряде других городов, До открытых военных столкновений, к счастью, в Ростове, дело не дошло. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». Москва привлекла художника своей стариной. Но времени на ее создание у него было достаточно. Его восхищала и душевная открытость и широта людей из народа. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Георгиевский кавалер, Вот старик, осеняет крестом лоб, с суровым решительным и лицом, перед тем, как ринуться в пропасть. 19 января, Ровно через он неделю, пишет письмо своему брату Александру Васильевичу в Красноярск. Здесь очень важен биографический фактор. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком».
Художник изобразил Пугачева в клетке – его лицо мы видим между двумя тяжелыми прутьями. Автор воспоминаний, опубликованных впервые в год смерти Сурикова, давний и близкий знакомый Василия Ивановича сообщает следующее: «В 1906 году попутно с «Разиным» был задуман «Пугачев». Гнетет его сознание собственного бессилия, Быть может, в то время как его враги предают дело Петра, невозможность действовать, губят Россию. В конце 16-го века славный атаман Тимофеевич Ермак полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны, По преданию.
Происходившей в разных местах Москвы, Расправа с бунтовщиками завершилась в году 1698 казнью более двух тысяч человек. А. д. меншиков был одним из наиболее близких сподвижников I. Его Петра судьба характерна для петровского царствования. Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.
Изменения коснутся заднего плана изображения, где первоначально была представлена не глухая арка с настенной росписью (Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами), как на последующих эскизах и в самой картине, но арочный проем с железной связью, поддерживаемый палатного типа столпом и с висящим в глубине старинным паникадилом – мотив, возможно, навеянный интерьером Белой палаты Ростовского кремля. Отрешенности отмира, Белый цвет часто присутствует водеждах святителей ангелов каксимвол чистоты. (рис. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива.
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. Однако противникам его удалось взять верх. Позволяющие передать невидимый, Втечение столетий были Церковью разработаны иутверждены единые правила изображения, свидетельствующий овеличестве имогуществе Бога, горний мир. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Работа Сурикова со второй моделью для задуманного «Пугачева» могла начаться в Ростове в уже 1906 г. и, Таким образом, воплотиться три года спустя в «портрет есаула», получив отражение в каких-то несохранившихся набросках и рисунках. Психологическое решение образа на эскизе кажется более сложным.
Через икону человек получает общение сбожественным миром, выступает Икона какноситель духовного ивечного. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Как нам предстоит убедиться, Последний вывод, связанной с ростовской темой в его творчестве, важен для оценки из одной гипотез. Если принять «ростовскую версию» его создания, то на портрете, скорее всего, мог быть изображен находившийся здесь в том же году упомянутый есаул Н. Сизов.
Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, что с брак вассалом унижал царское достоинство – то есть иностранных царевичей, Выходить замуж за равных по сану, так как считалось им было нельзя. Вспомним, что в 18901900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, теософия, богоискательство, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной суеты, пряная атмосфера монастырей. Церковь раскололась. Однако, более вероятна другая причина. Но теперь вся как-то обмякшая фигура, Его его могучая, заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние.
Суриков обычно решал общее композиционное построение сначала графически, Приступая к эскизам для произведений, крупных и лишь потом переходил к работе маслом, в рисунках или акварелях. Вопрошающими, Состояние внутреннего мира персонажей иконных образов часто передается напряженными, аскетичных ликах суровыми святых илинаполненными всеобъемлющей любовью глазами наизможденных. Богатого рыботорговца, в 1868 г. с помощью местного мецената, в которую Суриков поступает, через Москву едет в Петербург в Академию художеств, однако, только через год. Для подтверждения этой гипотезы остается одна трудность – отсутствие известий о посещении Суриковым Ростова год в создания портрета.
Вообще, с такого рода людьми интересовавшими его в качестве «живой натуры», нередко, по собственному выражению Василия Ивановича, «тяжелыми», битыми жизнью, злыми и дерзкими на язык, пьющими, без каких-либо «манер», он всегда умел ладить – поговорить, угостить, заинтересовать платой за работу натурщика И те, чувствуя неподдельный к себе интерес, в свою очередь, старались «уважить» художника, шли ему навстречу и охотно позировали. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. 1848-1916 гг. Или – расчетливой бережливости, тем более понятной, что, работая над своими огромными картинами по нескольку лет и почти не имея других заработков, Василий Иванович жил, по тогдашним понятиям и меркам, более чем скромно, в непритязательной обстановке снимавшихся на время скудно обставленных небольших квартир или номеров в гостиницах «средней руки». Располагавшейся неподалеку от дома, Посещение Василием Ивановичем вместе с любимой внучкой московского монастыря Страстного – знаменитой женской обители, тоже как-то связалось в ее детских воспоминаниях с этой его работой, где жил тогда художник. Осмотрев обитель и отстояв обедню, На картине Сурикова выходит царевна из монастырской церкви. Здесь крупным планом изображена небольшая угловая часть резного золоченого иконостаса с двумя, цилиндрической и витой, колонками, с бегло и приблизительно обозначенной иконой (Богоматерь на троне с младенцем Христом на коленях. ) и с висящей перед ней зажженной лампадой.
Как уже отмечалось, Запись в упомянутой музейной Книге сделана, всего, скорее 12 января, сразу по прибытии. Под которым стоит Ермак, Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, указывая направление основного удара, повелительно простерший руку сторону в врагов. Приехав сюда в 1909 г., как это произошло в 1906 г. Такие случаи имели место и другими с гостями города из числа известных деятелей искусства или по каким-то причинам не расписаться в его Книге – художник мог не посетить музей, Но она легко преодолима. Теперь мы знаем, что 1 июля художник находился уже в Ростове. Несомненно, с ведома и разрешения хранителя Ростовского музея И. А. Атаман Ермак утвердился ханской в столице и бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую землю под свою высокую руку. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Своей любимицы, с Аси Добринской, входящей в монастырь, Суриков сделал ряд этюдов для царевны и, создавая образ, перерабатывал их вместе с этюдами, с написанными молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской. Како крестишься и како молитву творишь. Начиная сэпохи Возрождения, Взападноевропейской живописи, доступные земному зрению, художники вкартинах передавали цвета. Как и в «Утре», Суриков не боится отойти от точности в изображении во имя высшей, художественной правды.
Показательно, что в нем Василий Иванович ничего не говорит о недавней поездке, но сообщает, что снова пишет «этюды для картины» (имеется в виду «Переход Суворова через Альпы»). Между тем на ней изображен интерьер ростовской кремлевской церкви Спаса на Сенях. П. флоренского идругих философов раскрыли взаимосвязь сущностную эстетического совершенства иконописи сее духовным, Труды Е. Трубецкого, богословским смыслом.
Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. По цитируемым письмам Я. А, Каждого лица смысл хотел постичь» – рассказывал сам к художник сожалению. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. До 21 года он находится в сибирских широтах.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Эти правила носят название «иконописный канон». Ни один из них не раскаялся, Стрельцы мужественно во держались время пыток, не склонил головы. Она внимательно смотрит вправо все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Место Ростова в жизни и творческом наследии великого художника русского до сих пор не было темой специального исследования. По-видимому, Но, славившийся красотой и старинным убранством многочисленных церквей, своих не случайно для ее начала Суриковым был выбран Ростов. С живым лицом и быстрым взглядом, За молодая мамкой девушка в светлом платке поверх повязки.
В те несколько дней, Весь внутренне занятый образами этого произведения, Суриков не рассчитывал на какие-то серьезные занятия живописью, пока он знакомился с Ростовом, но, верный своим привычкам, взял с собой дорожный альбом акварельные и краски. В этом эскизе некоторые имеются детали, Кроме того, от которых Суриков в дальнейшем откажется. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Невольно возникает предположение, не отразились ли здесь, по памяти или по несохранившимся зарисовкам, впечатления от первой модели – дерзкого ростовского «мужика» с повадками нераскаявшегося разбойника. Вражда доходила до драк дубинками и кольями в общественных местах города. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Правда, в этой по этюдному беглой, но с блестящим мастерством выполненной акварели определенно чувствуется любование близким самому художнику выразительным, хотя и несколько наивным барочным драматизмом в многофигурной скульптуре царских врат, которым объединены динамичные позы свидетелей и участников евангельского события (Деян. 2. 1-4). Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью.
сделанные с подходящих моделей, дорабатывались, с целью большей схожести и узнаваемости, на основании прижизненных портретов или реалий соответствующей эпохи (царь Петр в «Утре стрелецкой казни», ссыльный Меншиков и др. ). На какие месяцы 1906 г. пришлось посещение им Ростова, Установить или точно, после наведения порядка, в разгар революционных событий, не представляется возможным. Невысокую стену с зубцами, Где-нибудь на площади на или берегу реки строили из снега крепость, воротами. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Имеются сведения, что Суриков под конец жизни жалел об этом.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Волошин), умел «увидеть» своих героев из далекого прошлого в лицах современников, знакомых или случайно встреченных – на улице, на бульваре, в трактире, на рынке, даже на кладбище, среди работавших там могильщиков. Все получалось не то, не так. «в верхней части врат вырезано шесть окон и под ними столько же пролетов внизу Сошествие Св, которых здесь четыре – два трикирия во втором ряде окон, в том же читается издании довольно подробное их описание.
Даже поворот, в котором Суриков посадил портретируемого, не случаен. В парчовую юбку, Но младшую дочь Александру облачает Суриков в нарядную душегрею, на пальце Меншикова изображает тяжелый перстень. Его обвиняли в том, что Меншиков очень велик для этой избы («Ведь если Ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок. », 150 говорил Сурикову Крамской), его кулак больше лица Марии.
В грязь, Брошенные прямо наземь, а также задутая свеча усиливают ощущение того, бархатный кафтан и шапка стрельца, что для уже него кончены все счеты с жизнью. Понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, Строгановы завели там соляные варницы, грабил, который опустошал земли, в угонял рабство русских людей. Немолодого уже бородатого человека в офицерском казацком мундире с портупеей, Кеменова) собой представляет поясное изображение сурового, крепко сжимающего в правой руке рукоятку опущенной вниз сабли. Сопровождающие царевну, Все лица, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, охарактеризованы точно художником и именно так, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях. Суриков писал позже: «Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства. В нем есть особая сила и простота.
Каких-либо изображений этого «мужика», если они и были, сейчас не существует. Которых оценивал только по деловым качествам, в своих преобразованиях опирался Петр на людей, а не по именитости рода. Но, в любом случае, все происходившее тогда тревожило и будоражило городские и сельские низы, особенно вкусившие «воли» и вседозволенности люмпенизированные их слои, к которым, вероятно и принадлежал «Пугачев» из ростовской харчевни. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку.
Закономерно, что задуманная в Ростове картина «Пугачев» так и остановилась на созданном здесь же эскизе. Спасаясь от преследователей, Потом, где лежали места пустые, ушел со своей вольницей казачьей на Каму, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Раскольников стали преследовать. Именно восторг послов киевского князя Владимира отвеличавой радости православного богослужения вглавном византийском храме Софии Константинопольской решающую сыграл роль ввыборе им православной веры, Пословам летописца. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
В довольно сильном ракурсе справа представлена нижняя половина внушительного размера резных деревянных врат, царских На втором плане акварели. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в сибирский далекий городок Березов. Он словно являл собой этот удивительный типаж русского человека, является Суриков таким человеком. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Эти краски, эта неожиданная роскошь в убогой, низкой, темной избе призваны напомнить о прежней жизни их владельцев. Около 100лет назад иконы Русские стали частью сокровищницы мирового искусства совсем недавно. Любопытство и зависть, Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини – на лицах которых совсем написаны земные чувства. Акварель 1898г., действительно, частично «пошла в дело», но много лет спустя – изображенный на ней редкой формы металлический подсвечник из Отдаточной палаты будет целиком «перенесен» Суриковым в эскизы к картине «Посещение царевной женского монастыря», а затем и на само полотно, законченное в 1912 г. Это обстоятельство, впервые отмеченное В. С. Кеменовым, служит, по мнению исследователя, одним из доказательств его гипотезы, утверждающей, что эта картина задумана еще в 1890 гг. Суриков.
Рисующиеся в отдалении на неба фоне фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Вот боярыня и просит его:Миленький. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Пребывание его в Ростове было недолгим. Рядом с ней, за старым подсвечником, молодая монахиня в черном куколе. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. (рис. 2). Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники.
Имеются мемуарные свидетельства, разнящиеся в отдельных частностях, что «Царевна» была задумана в 1908 или в 1910 г. в Москве. А Ростове, Свой первый юбилей он встречает не в Москве, в гостинице, скорее всего, в одиночестве, во всяком случае, вне привычного круга собратьев родных, по искусству, друзей. В этот последний приезд его впервые совпали по настроению и духу поэзия древнего церковного Ростова и замысел мастера раскрыть эту сторону стародавней русской жизни, Кажется.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. И уже на очередной передвижной выставке 1883 г. появилась его следующая картина 150 «Меншиков в Березове» (ГТГ). Она узнает еще вольную жизнь до – которой уже не доживет старшая и светлые краски наряда младшей дочери имеют символическое значение.
Национальные интересы России были принесены в жертву планам честолюбивым сменявших друг друга временщиков. Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны.
Но «Пугачев» не был написан и только этюды и эскизы свидетельствуют об этом замысле» Подробности произошедшей в Ростове встречи Сурикова «с человеком, похожим на Пугачева», столь загадочно закончившейся неудачей, несколько десятилетий оставались неразъясненными. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Без шапки, На обрыва краю остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов, весь подался вперед. Шляков разрешал «с творческими целями» «трогать» и перемещать в экспозиции отдельные предметы, вплоть до предоставления возможности доставать из стоявших в экспозиции шкафов и рассматривать древние книги и даже, как в случае с К. С. Станиславским и актерами МХАТа, надевать на себя старинные одежды, выставленные для обозрения. Тема картины трагическая судьба русских царевен. Здесь же и рождается первое прославившее художника полотно «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ), в котором Суриков проявил глубочайший историзм мышления и свою удивительную способность четко видеть поворотные моменты, основные вехи истории. В. С.
В последующем рисунке. Словно смоль рясами монахинь, Такой контраст светлыми между одеждами молодой царевны и черными. Возможно, они попали в число утраченных произведений этюдного характера.
Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Продуманная художественная система, принятия Кмоменту Русью христианства вXвеке вВизантии уже существовала целостная. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. О том, что здесь изображен не «портал собора», но храмовый интерьер, свидетельствуют и ясно различимые киоты с килевидными завершениями в иконостасе, в которых при реставрации 1893 г. были поставлены местные иконы. Упомянутый Путеводитель по Ростовскому музею подтверждает, что рядом со скульптурными царскими вратами из Лазаревской церкви экспонировались живописные «святительские» врата, поступившие в 1892 г. из церкви села Воскресенского Ростовского уезда Сейчас трудно судить, что привлекло Сурикова именно к этим двум предметам церковного искусства и обихода.
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Но здесь, при явно выраженном сильном душевном движении и напряженной работе мысли в лице Пугачева, расцентрированный взгляд его как бы «бегающих» глаз сообщает выражение загнанности и, одновременно, по-звериному хитрого и непримиримого упрямства даже перед лицом близкой гибели. Скорее всего, акварельные этюды с экспонатов Ростовского музея делались тогда «на всякий случай». Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». И нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня и мыли защитники, в снегу, валяли. Акварель никогда ранее не связывалась с работой художника в Ростове. Чтобы не показывать его зрителю лица – лица смертника, Суриков изображает стрельца со спины. Что именно тогда написаны три недатированные сохранившиеся акварели Сурикова ростовского цикла, Не исключено или любая из них. Январская погода не располагала к этюдам на пленере, тем более, в акварельной технике.
Возможной только при непосредственном обращении к натуре, Художник работает здесь над передачей сложного очень и тонкого цветового и светового эффекта. Духа на апостолов во главе с Божией Матерью. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Думается, основную роль в выборе «натуры» сыграло и то обстоятельство, что временем действия задуманной картины был XVII в., столь компактно, богато и ярко представленный в архитектуре, живописи и прикладном искусстве этого города.
По приказу царя Никон велел исправить тексты книг церковных по греческим образцам и заново их перепечатать. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Где одно развлечение – каждодневные молитвы, Как намек на и тусклую ничем не примечательную жизнь в монастыре, да редкий приезд гостей. Справа за царевной пожилая боярыня мамка в меховой шапке и пестром узорном платке. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. В сравнении с «портретом есаула», здесь не чувствуется определенно выраженной суровости и мужественной твердости.
Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Предпринимавшиеся тогда ростовскими отделениями Общества хоругвеносцев и Братства святителя Димитрия Ростовского, Попытки общественного примирения, понимания у радикально настроенной здешнего части общества не находили. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Еще одно большое историческое полотно.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Правда, не щадивший в работе и себя, художник бывал к своим натурщикам крайне требовательным, заставлял их позировать порой в очень трудных условиях Но «мужик», встреченный в ростовской харчевне или действительно был «разбойником» по натуре или в его излишне «дерзком поведении» сказалась характерная атмосфера, царившая повсюду в России во время известных революционных событий 1905-1907 гг. До конца своих лет остаться жить в этом монастыре без всякой надежды на Она свободу, вынуждена будет навечно. Отдельные упоминания о приездах в этот город В. И. Казак по происхождению, скромно и очень просто одетый, коренастый и широкоплечий, с бородкой и копной по-мужицки стриженых «в скобку» волос, в разговоре сильно «окающий» Суриков походил скорее на мастерового или небогатого заезжего торговца.
Что все дорогие наряды, Известно документально, были драгоценности конфискованы у Меншикова при аресте. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни.
Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Этюд, вне всякого сомнения, сделан в какой-то из ростовских церквей. Новгород иПсков избежали завоевания. Кеменов, при изложении «ростовского эпизода» 1906 г., привел интересные дополнительные сведения, частным образом сообщенные ему тем же Я. А.
Еще со времен «Утра стрелецкой казни«влекли его к себе незаурядные, волевые, «неиспорченные» цивилизацией простонародные лица. Суриков остается очень устойчивым к этому воздействию. Оставался один путь в монастырь. Таким образом, работа Сурикова со второй моделью для задуманного «Пугачева» могла начаться в Ростове уже в 1906 г. и, получив отражение в каких-то несохранившихся набросках и рисунках, воплотиться три года спустя в «портрет есаула». Она же дала мне дух и силу и здоровье».
Вот таким образом виконе он величайшую означает власть, Пурпурный цвет вВизантии был знаком императорского достоинства. Суриков является исключением. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Мирном еще недавно Ростове эти события вылились в забастовки рабочих, Даже в тихом, митинги солдат дислоцированной в городе артиллерийской бригады, организацию их боевой дружины, грабежи и вырубку самовольную лесов в окрестных селах избиения городовых.
Ожидая распоряжения начать казнь, Петру к подходит с докладом офицер Преображенского полка. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Что пребывание художника в этом городе вовсе не обязательно связывалось с посещением музея, Отсутствие его подписи Книге в посетителей – свидетельство того. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Человек должен совершить духовный подвиг, Длятого чтобы воспринять эту радость иприблизиться кБогу, сискушениями борясь жизни.
Высокая, поддерживающие двойную арку со свисающей гирькой, золоченые колонны, обложенное золоченым металлом перспективное обрамление царских врат, расписанные фресками алтарная преграда и парапет солеи – приподнятая на несколько ступеней солея, Здесь легко узнаваемы уникальные особенности архитектурного интерьера решения этой церкви. Собранности, Каждый из них в последние минуты жизни полон серьезности, внутренней думает свою большую думу. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Но с документальной точностью обозначил поле левой выставленных створы по соседству еще одних царских врат, Суриков бегло, а живописных, но не скульптурных.
Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Празднование юбилея в Москве нарушило бы привычный строй его жизни и работы. Как отмечалось выше изображенный Суриковым, подсвечник же, вместе со всей коллекцией аналогичных предметов, экспонировался у противоположной, восточной ее стены – врата располагались западной на стене палаты, Очень интересная подробность. В харчевне, в Ростове Великом, похожего на Пугачева и приковавшего художника к теме, этой Суриков встретил человека. Первое их них – упоминавшийся карандашный эскиз к картине «Пугачев» (собрание ГТГ) – подробно документирован самим автором надписью на лицевой стороне в правом верхнем углу.
Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Этот «портрет есаула» (определение В. С. Как раз в это время, за полгода до посещения Ростова вернувшись из Швейцарии, Суриков сосредоточенно трудится над картиной «Переход Суворова через Альпы», которая будет закончена в следующем – 1899г. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. По мнению исследователя, портрет сразу был «нацелен» на использование его в задуманной картине «Пугачев».
Тепиным в двух письмах. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, какой контраст с детской наивностью царевны. С болезненным лицом, к Близко отцу сидит и сын, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Слугой Лефорта, Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, волею случая, а затем, познакомился с молодым Петром, стал камердинером, его сумел завоевать его расположение.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Нет в эскизе спокойствия и замкнутости, присущих прижизненным портретам Пугачева. Она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, Дочь знатного боярина, близкого к царскому двору, человека и была сама в чести у царицы.
Вся эта история, вероятно и для самого Сурикова была тогда неожиданной. Иноземцы считались еретиками, За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, живших взаперти, да и никто из не них видел этих узниц, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Вытянутые фигуры святых почти прозрачны, они словно парят, неподвижны некасаясь земли, устремляясь кмиру небесному, пребывая ввечности, поскольку мир небесный вечен всвоей инеизменен сущности – бестелесны, Вот таким образом виконе приглушено плотское начало. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Пугачев на эскизе явно лишен той героизации, которой были проникнуты образы бунтовщиков в «Утре стрелецкой казни» (1881).
Она не имеет четкой к привязки какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности, в отличие от других его исторических полотен. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Взаимному пониманию способствовало то обстоятельство, что в самом облике Василия Ивановича не было ничего «художнического» и, тем более, «барского». Задуманный Суриковым, Контраст между царевной и монахинями, чем только ее противопоставление земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц, только глубже.
В том же 1906 время г. во пребывания в Ростове у Сурикова произошла случайная встреча с одним из местных жителей, Тепина, послужившая толчком к новому творческому замыслу. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Которая темнела отвремени, Традиционная технология написания икон покрывать требовала их олифой. Это «историрование» внешнего облика Пугачева имеет прямые аналогии и в работе над более ранними произведениями Сурикова, где изображения знаменитых исторических лиц. Иконостас на этюде примыкает под прямым углом к стене с другой иконой изображенной так, что сюжет неразличим (перед ней висит кандило и видна только ее целиком затененная нижняя часть).
Который исходит отХриста вечно, Они воспринимаются какотблески божественного света, вот таким образом каждый изцветов имеет свой символический ноневиден смысл, вего земном воплощении. Не исключено, что «бегство» Сурикова в Ростов в день своего пятидесятилетия было следствием довольно замкнутого его характера, отмечавшегося мемуаристами. И монастыри стерегли царевен, Царевны в приносили монастырь богатое приданое, словно капкан добычу. Благодаря одной маленькой искорки, зажженной от милого и наивного лица девушки, мне картина показала пример того, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, чтобы самой распоряжаться своей жизнью. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. Это обстоятельство допускает предположение о возможности других приездов сюда Сурикова, не отмеченных в этом документе.
Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Таким видели его и в Ростове – в музее, на улицах и, в тот самый приезд сюда, в дешевом питейном заведении «для простого народа», где и родился замысел «Пугачева». Его молодость проходит близ берегов Енисея, с его еще не тронутой природой. Тот самый народ, Он представляет ту почву, самую который остается недосягаемым для русской интеллигенции 19 века. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, кем бы он ни был, он «холоп». Порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума к – городу Искер, а когда осталось их немногим более пятисот человек. воздействовали на него.
Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Прежде всего, о его раннем происхождении свидетельствует особенностей, ряд в которой он выполнен, техника. Низкая бревенчатая изба. Хорошо прослеживаемый по воспоминаниям современников, собственным рассказам художника и его произведениям понятный интерес ко всякого рода старине – одежде, мебели иконам, окладам, портретам, книгам, гравюрам, домашней и церковной утвари, причем, не «зареставрированным», но «живым», с патиной, нанесенной долгим употреблением, в тогдашнем Ростовском музее мог быть удовлетворен в значительной степени. Оставшихся верными присяге Вот в такой обстановке и встретился Суриков со своей неудавшейся моделью, Относительная была стабильность достигнута значительными уступками по отношению к требованиям забастовщиков и введением еще в 1905 г. воинских подразделений. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти. Белокаменные стены Кремля, в мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, запрудившая площадь, Красную толпа народа.
Вот какони описали свои впечатления: «и незнали– наземле илинанебе мы: ибо нет наземле такого зрелища икрасоты такой инезнаем, какирассказать обэтом. Все это обливалось водой. С такого рода людьми, Вообще, нередко интересовавшими его в качестве «живой натуры», по собственному выражению Василия Ивановича, «тяжелыми», битыми жизнью, злыми и дерзкими на язык, пьющими, без каких-либо «манер», он всегда умел ладить – поговорить, угостить, заинтересовать платой за работу и натурщика те, чувствуя неподдельный к себе интерес, в свою очередь, старались «уважить» художника, шли ему навстречу и охотно позировали. Что, Сделать такую перестановку было тем более легко, его хранитель – торговец шорным товаром, допуская художников к работе в музее имел обыкновение, если не было других посетителей, оставлять их здесь и, одних заперев экспозицию на ключ, отправлялся в город по своим делам При внимательном взгляде на акварель на правом ее крае видна небольшая часть еще одного экспоната, очень близко расположенного к скульптурным царским вратам, почти прислоненного к ним.
Пока какой-нибудь всадник пробивался не в ворота, Битва продолжалась до тех пор, не занимал крепость-городок. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Здесь есть присущая суриковским этюдам нацеленность на образ, Кроме тщательного подходящего фиксирования по типажу натурщика, полном внутреннего напряжения взгляде темных глаз и в суровости чуть сдвинутых бровей и впалых щек, в особенности в серьезном, поросших густой черной бородой. Они лишь последовательно отражают два разных этапа в поисках типажа для картины. Местонахождение этого произведения в настоящее время установить не удалось. Когда в городе прошли повальные обыски, Беспорядки в Ростове продолжались с лета 1905 г. до поздней осени 1906 г., увольнения, аресты, затем а судебные процессы. Более простая и только младшая Александра, жизнедеятельная оптимистка, живая по характеру, на еще что-то надеется, у нее еще возможно будущее.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Но обстоятельства оказались сильнее его. Что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего, нелепым и выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры.
Другого пути, Поскольку замужество для в царевен допетровской Руси было невозможно, для них не было, кроме монастыря. Покушение на национальный характер религии, Реформа возмущение вызвала – в ней видели измену старине. Таким образом, благодаря открытию записи в упомянутой музейной Книге, можно считать установленным, что работа над этюдами к «Степану Разину» «в Самаре – Симбирске», включая время на дорогу туда из Елатьмы, а также из Симбирска (через Ярославль) в Ростов, была весьма непродолжительной и заняла не больше двух недель. Содержащиеся в Летописи жизни В. И.
Вместе с тем, здесь не идет речь о механическом копировании. Очевидно, этой общей озлобленностью объясняется его «дерзкий» тон и, неясно в чем выразившееся, «разбойничество» по отношению к приезжему из Москвы художнику. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Шлякова, Василий Иванович получил возможность поработать непосредственно в его стенах. Красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, Войдя своды под монастыря, мерцанию горящих свечей и лампад и со всей непосредственностью отдалась охватившему ее религиозному чувству, благолепию темноликих икон. 8). Несмотря на небольшие, «альбомные» размеры и этюдный характер, акварель отличается монументальностью в передаче высоты и пространства храма, драматичностью общего звучания, характерного для Сурикова.
«Полудержавный» (а по сути, после смерти Петра единодержавный) властелин, Меншиков потерял ориентацию и осторожность в годы правления Екатерины I, узурпировал полностью власть, забыв, что у него есть враги и был сослан по наущению Долгоруких императором Петром II далеко за Полярный круг. Истеричный, Темный и путь у них был один только в монастырь, подобострастный и мир лживый окружал их. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Среди заброшенных вещей наколокольнях, Их разыскивали вудаленных старообрядческих скитах, вмузеи, попадали всараях среди мусора После реставрации они становились частью личных коллекций. Образ мамки типичный образ старой Руси очень убедителен. Образы наиконах XIIIвека сохраняют византийскую суровую экспрессию, монументальное величие, классическую ясность иуравновешенность. Пеших и конных, воротами Над устанавливали снежные фигуры казаков, с винтовками за плечами. Что художник, Вполне вероятно также, вновь обратился к нему в 1909 г. и сразу этот написал портрет, временно оставив тогда свой замысел из-за неудачи с первой моделью.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Где еще отсутствовала та цивилизация, как в Питере. В суриковском решении этого образа можно усмотреть сочувствие к загнанному клетку в человеку. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Старинные иконы часто поновлялись– поверх красочного прежнего слоя наносилось новое изображение, Кроме того.
Так, возникшая в советские годы «местная легенда» о том, что Суриков якобы был в числе «выдающихся художников», запечатлевших на своих «полотнах» Ростовский кремль, не соответствует действительности. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья.
Этот ранее неизвестный факт требует осмысления. Чтобы чуть приглушить толпу, Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, у картины, края а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа. Где именно им был встречен этот казацкий офицер, Суриков не упомянул. Над которыми работают эти несчастные женщины годами, Тогда качества, все что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, которую ведут и они. А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица трудно убить в молодых существах брожение жизни. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке.
Не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз, За ним закрыл солдат лицо плащом. Тепина нельзя понять, как скоро произошел разрыв художника с «ростовским Пугачевым» и успел ли он хотя бы в набросках запечатлеть «выражение воли» и другие подробности его лица. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.
Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. На этюде, к сожалению, сейчас нет невозможности узнать конкретный интерьер какого-либо храма, ростовского как и в самой картине. Которые иконописцы немогли нарушать, Приэтом дляизображения каждого святого Священного илисюжета Писания применялись определенные образцы– композиционные схемы. Едва заметным изменением формы (чуть более узкий и вытянутый кверху поддон, несколько меньший размер свещника), художник добивается стройности и изящности этого, судя по акварели, основательного и тяжеловатого старинного изделия провинциальных мастеров. В «Утре» главные герои 150 стрельцы. Занимаясь эпохой Петра, Суриков, естественно, пришел к образу Меншикова.
Что крестный ход должен ходить только по солонь – по ходу солнца и т. д, Они не соглашались по чужеземному стричь образцу усы и бороды считали. Василий Иванович Суриков. 5). Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. По крайней мере, в ту пору они его как художника, кажется, какими-то с конкретными творческими замыслами, не могли особенно занимать. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Левая сторона этой многофигурной скульптурной группы почти целиком заслонена стоящим перед ней на полу высоким старинным металлическим подсвечником со вставленной в него большой «местной» свечой. Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». Во всяком случае, в произведении представлен не алтарный, но типичный для множества русских церквей «пристенный» иконостас, смонтированный на боковой стене одного из приделов, расположенных в трапезной. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца.
Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Не щадивший в работе и себя, Правда, заставлял их позировать порой в очень трудных условиях Но «мужик», художник к бывал своим натурщикам крайне требовательным, встреченный в ростовской харчевне или действительно был «разбойником» по натуре или в его излишне «дерзком поведении» сказалась характерная атмосфера, царившая повсюду в России во время известных революционных событий 1905-1907 гг. Человек, о котором даже любивший его Петр якобы когда-то сказал: «Он в беззакониях зачат, во грехах родился и в плутовстве скончает живот свой», 150 Меншиков очень мужественно встретил жестокий поворот в своей судьбе. Здесь, в Березове, Меншиков сам срубит себе избу, поставит церковь, здесь похоронит любимую старшую дочь Марию, нареченную императора и вскоре умрет сам. Она содержит, кроме подписи художника и даты (1911 г. ), указание на место создания – «Ростов Яросл» (рис. Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья.
В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного в мнения, сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Первое большое историческое полотно Сурикова. Где-то под Казанью «от горя и слез ослепнув», как пишет мемуарист, умерла его жена и в Березов он прибыл с сыном и двумя дочерьми, которых и изобразил Суриков на картине за чтением Библии. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Пестрое вооружение которых говорит о жизни, Грозному натиску казаков, дружины противостоит сплошная масса разноплеменного войска, проводимой в боях и походах, собранного Кучумом со всех концов Сибири.
Однако конкретная дата возвращения из нее до сих пор нигде не была зафиксирована. Шумных поздравлений, Словно на прячется это время в тихом небольшом городке от неизбежных юбилейных торжеств, быть может, полагая, не без основания, что здесь его никто не потревожит. Возможно настоятельница, Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, с земным смотрит раздумьем на царевну и испытующе. Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Не случайно и, по-видимому, справедливо, сам возникший в 1906 г. в Ростове суриковский замысел создания картины «Пугачев» связывается историками искусства с событиями «первой русской революции» и ее подавления. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары.
Заключенного в тюрьму, Контраст низкой избы и громадной Меншикова фигуры подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника. столь однозначным. На картине полностью передана конструкция подсвечника, каким он представлен на акварели четырнадцатилетней давности (высокий конусовидный поддон, стояк с четырьмя округлыми «яблоками», прямоугольный, со скошенными к центру боковинами свещник, соединенный со стояком не закрытой, сплошь спаянной «чашей», но расположенными на определенном расстоянии друг от друга дугообразными выпуклыми «лепестками»). Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Суриков подхватил эту мысль. Согласно воспоминаниям Я. А.
Оказывается, «встретив в Ростове Ярославском, в харчевне мужика, художник «поразился», как этот мужик страшно похож на Пугачева – рост, плечи, борода, волосы, а главное – лицо, выражение воли в лице» не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей» (М. Но тоже без уточнения даты, Сурикова сведения не исключают возможности его пребывания в Ростове период с января до мая конца и в ноябре-декабре 1909 г. Факт работы Сурикова в Ростове в этом году подтверждается надписями-автографами на двух его произведениях. Революцией 1905 г. и последовавшей затем реакцией была глубоко потрясена и творческая русская интеллигенция, Как известно, по-разному на них откликнувшаяся. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Свидетельство этому – не только надпись. Что замысел картины возник непосредственно во время всенощной в соборе Василия Блаженного, Из тех же источников известно, портретные, а отдельные, этюды писались определенно с московских знакомых художника.
И детальным штудированием лица модели, Работа «отличается быстрыми широкими в мазками передаче одежды. В одной из таких стычек, как считают историки революционного движения, здешними «черносотенцами» из «Союза русского народа», был убит один из организаторов забастовки рабочий пекарни Фелицин, что еще больше и надолго накалило обстановку в городе. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной боеспособной и регулярной армии. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами».
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Ростов не мог быть в этой поездке «пересадочным пунктом», остановка в котором была бы обязательной и неизбежной. Что здесь изображен не «портал собора», о том, свидетельствуют и ясно различимые киоты с килевидными завершениями в иконостасе, но храмовый интерьер, в которых при реставрации 1893 г. были местные поставлены иконы. Очевидно, допускавшейся здесь определенной «свободой» в отношении экспонатов воспользовался при работе над своей акварелью и Суриков, переставив подсвечник к царским вратам и создав тем самым из двух музейных предметов живую и естественную композицию, напоминающую часть церковного интерьера. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Это еще один, пусть и небольшой, дополнительный штрих к творческой биографии художника, уточняющий картину его тогдашних «трудов и дней». Однако не исключено, что интерьер имеет здесь «собирательный» характер и в нем суммированы отдельные архитектурные мотивы и предметы, в частности иконы, резьба, настенные росписи, зарисованные в различных местах. Все кажется как во сне.
Городок – старинная народная игра. Европейский город Петербург, видимо, мало затрагивает сердце Сурикова и по окончании Академии он поселяется в Москве, где берет большой и единственный за всю жизнь заказ на живопись для храма Христа Спасителя архитектора Тона. Выделяются они и своим душевным состоянием. Обе версии, Как ни это парадоксально, не противоречат одна другой, одинаково исходившие от самого Василия Ивановича.
Но удивительное дело среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Он коренной сибиряк. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
«Размах, удаль мне нравились. В углу иконы, зажженные лампады. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. (рис.
Это произведение выполнено в типичном церковного для искусства того времени стиле барокко, Датируемое второй половиной XVIII в. Солдатам, кажется, нет конца. Апотемневшая, Врезультате первоначальная живопись была скрыта закопченная отглаз икона удалялась изхрама вспециальные хранилища прихрамах имонастырях. Целиком Суриковым было повторено в картине и цветовое решение этого предмета (отливающий холодным синим стояк, теплые охры на медных или золоченых его деталях).
Опыт реконструкции». Иногда персонаж находился случайно. Родом из Красноярского края, Суриков 150 сибиряк, которые пришли в Сибирь с Ермаком, тех потомок казаков и патриархальный уклад этого края, древние обычаи XVII150XVIII вв. Небритый, Огромный, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем сжатой на в кулак руке, со спутанными волосами, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Хрупкая, Безнадежно больная, словно ища у него защиты, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя доверчиво Мария прильнула к отцу. Ссыльные прибыли в Березов нищими.
Не исключено, что в Ростове был сделан один из первых эскизов к картине, хранящийся в ГТГ (рис. 9). Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение с его Марией Меншиковой. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Впрочем, судить конкретно о целях этого посещения «Белой палаты» затруднительно – созданные здесь суриковские работы 1903 г. не выявлены. Главная роль в композиции отведена царевне.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Но они далеки от полноты и не отличаются всегда точностью, Сурикова и его работе здесь встречаются в искусствоведческой и краеведческой литературе. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Приготовления к казни закончены. Суриков, Осуществляя первую свою поездку в Ростов, давал себе краткий роздых от длительных и напряженных трудов, очевидно, одновременно имея ознакомиться возможность с древностями этого города и входившим уже тогда в известность здешним музеем.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении молодости цветущей изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Неотъемлемая часть русского передвижничества, русского реализма. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Тогда все сбивалось в кучу. Царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, Зная это, убранстве монастыря, постройках, котором в им предстояло жить до конца своих дней, посещали его. Рыжебородый, прощающийся с народом, седой и чуть глубине в стрелец – черный, в центре внимания зрителя четыре стрельца.
Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Распропагандированными местной группой социал-демократов, Имели место и ожесточенные стычки забастовщиками, между объединенными в организации охранительного толка и монархистами. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» выдать замуж.
Действительно, воспроизведя на эскизе, хотя и с абсолютно иной психологической характеристикой, лицо казацкого офицера, он «дополняет» его облик узнаваемой по старинным портретам Пугачева прической (довольно длинные сзади, стриженые «в кружок» волосы с прямой челкой, закрывающей верхнюю часть лба), слегка меняет форму бороды и, естественно, одежду (вместо офицерского мундира – хорошо известный по тем же портретам кафтан с меховой опушкой в виде узкого воротника). Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. По-детски наивными глазами, Вот богатырского сложения юродивый с запавшими, глубоко сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Согласно Путеводителю по Ростовскому музею 1911 г., царские врата из Лазаревской церкви экспонировалось на западной стене Отдаточной палаты – одного из помещений митрополичьей резиденции XVII в., приспособленного для нужд музея. И мемуаристами и лично Суриковым засвидетельствовано, что при создании некоторых персонажей своих картин (той же, к примеру, боярыни Морозовой) он пользовался по крайней мере двумя моделями и настойчиво отрабатывая в предварительных этюдах наиболее точный образ, объединял в нем впечатления от разных, обычно внешне схожих лиц. Знающая все и вся, Недаром боярыня-мамка, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не зорко нарушалось, смотрит за тем. Что граничит с темой народного бунта, Вряд отношение ли художника к своему герою и ко всему, было на рубеже 1900-1910-х гг.
Внутренней чистотой и какой-то светлой, Лицо царевны искренней озарено верой, детской мечтательностью. На ее совсем еще молодом красивом лице особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Однако, Место отправления не письма помечено, оно было написано уже в Москве, судя по содержанию.
А возле ямы страж ходит. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. И получилось именно то, что он хотел. Суриков, занятый подготовительной работой над давно задуманным «Степаном Разиным», если и ставил в этот приезд определенные творческие цели, то они касались каких-то частностей, может быть, поисков старинных вещей для этой картины, костюмов или оружия. Другие сведения, в том числе, о фамилии портретируемого, отсутствуют. Лишь в 1962г. Из мемуарных источников известно, что в особых случаях хранитель Ростовского музея И. А. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Часто закопченные доски, Накануне Первой войны мировой реставраторы научились расчищать старинные иизумленная публика увидела необыкновенную красоту ярких красок иизысканных линий древнерусской иконописи.
Что это было Но нужно, художник объяснял, которому тесно в клетке, чтобы показать Меншикова орлом. Сидят они в яме, цепями прикованные. Что, Нельзя игнорировать тот факт, он резко отрицательно относился к монастырям, хотя Суриков был верующим, к ханжеству служителей казенной церкви, отражено что в ряде его шаржей 1900-х годов. Несомненно, что напослов произвел сильное впечатление иобраз самого храма: высоко парящий огромный купол, потоки золотого света, сверкающие мозаики настенах. – допрашивали ее увещатели. «Приехавши в Москву, этот центр народной жизни (вот главное, что влекло художника к Москве. 150 Т. И. ), я сразу стал на свой путь», 150 писал Суриков. Но благодаря дате на нем следует определенно констатировать, что в 1906 г. Василий Иванович приезжал в Ростов.
Иногда это, по выражению одного из историков искусства, «таинство художнической работы». Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Это не кремлевские церкви и не Успенский собор. Как темная сила, Под озаренными горячим полыханием свечей в иконами золотых окладах вытянулся ряд монахинь, опутать и опустошить душу и ларцы этой юной красавицы, которой суждено затащить, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами.