Здесь представлены (будучи объединены в одном изображении) две перспективы: внешнего наблюдателя (эта перспектива соответствует точке зрения зрителя, который смотрит на алтарь) и внутреннего наблюдателя, который мыслится внутри изображаемого пространства (Божественная перспектива). Творчество Яна Ван Эйка приблизительно совпадает времени по с написанием трактата "О живописи" Леона Баттисты Альберти. А по сторонам славят божественное величие поющие и музицирующие ангелы, в центре верхнего ряда картин изображен восседающий на троне Бог-Отец справа и слева от него сидят Дева и Мария Иоанн Креститель. На это намекает и форма арок – романские (старый стиль) наверху и готические (новый стиль) внизу. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Но и как центральная всего тема произведения, Противопоставление земного и небесного выступает у Ван Эйка не только как организующий принцип композиции.
Что изображенные фигуры расположены в соответствии с противопоставлением горнего дольнего и мира, Анализ "Гентского алтаря" Яна ван Эйка показывает. Он был первым, Более того, связал кто в портрете телесное обличье человека в единое целое с его духовным обликом. Действие происходит в большом каменном храме.
, которое висит на задней стене комнаты. Выпуклые зеркала были более доступны. Прочитанных на международной конференции, Книга основывается на докладах, организованной Королевской академией наук Брюсселе, в посвященной Ван Эйку и его окружению. Что жена умерла все же раньше супруга, При этом картина наводит на мысль том, о возможно и, при родах. Который находится в Лондонской картинной а галерее историю того портрета, да и изображены на нем совсем другие люди, мы вообще не знаем. Что символизирует власть Бога над и вселенной планетами, в квадратах пола изображены сцены из Ветхого Завета между ними помещаются знаки зодиака. Ренессансный принцип изображения соотнесен с передним (периферийным) планом, а средневековый принцип – с основным планом картины.
У ее ног помещается лилия – символ чистоты – с семью цветками, олицетворяющими «Семь радостей Марии» (благовещение, рождество Христа, поклонение волхвов, явление воскресшего Христа Марии, Духов день, успение и вознесение Марии). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Таким образом выражается противопоставленность этих двух перспектив. Но и во всем европейском искусстве, Гентский алтарь особое занимает место не только в истории нидерландской живописи. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». А женщина. Тогда как в небесном пространстве они живыми, выглядят в земном пространстве святые изображены как статуи. Изображённом на картине, в зеркале, второе окно и две фигуры можно людей, увидеть потолочные балки, входящих в комнату. Женщина (если она принадлежала нижестоящему социальному слою) в таком случае отказывалась от прав на наследство для себя и своих детей, но после смерти мужа получала определенную сумму. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально.
Облаченный в роскошные одежды, Перед погруженной в молитвы и чтение священных книг Марией возникает небесное видение – архангел Гавриил переливающимися с радугой крыльями за спиной, расшитые золотом и усыпанные драгоценными камнями. Таким образом, начало земного пути человечества соединяется здесь с его завершением. Это особенно отчетливо проявляется в открытом алтаре через – противопоставление правого и левого. На внешних створках алтаря в нижнем ряду находятся портреты донаторов (заказчиков) – Йодока Вейдта с супругой, молящихся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Сборник содержит работы, посвященные взаимосвязям науки и искусства в эпоху Яна Ван Эйка. А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Интерьер церкви всеми своими деталями указывает на совершающийся переход Ветхого от Завета к Новому – Здесь все исполнено скрытого смысла. Особенности ее характера и неповторимое, с удивительным искусством и наблюдательностью ван Эйк передавал черты индивидуальные внешности каждой своей модели, только ей присущее выражение лица. Тогда как внутренняя перспектива служит для изображения пространства небесного, Внешняя представляет перспектива земное пространство. Верхняя – с его божественной природой в единое целое их объединяет фигура Девы Марии, Нижняя часть картины соотносится с земной жизнью и страданиями Иисуса, в века Средние нередко отождествляющейся также с Церковью. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка – знак чистоты, четки – символ благочестия, выпуклое зеркало – глаз мира, апельсины – плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение.
по заказу богатого и влиятельного горожанина Йодока Вейдта. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Что не мог мужчина подавать левую Приверженцы руку, такого взгляда утверждают, если дело шло о бракосочетании или помолвке.
В церкви Св. Возле которого расположились две группы людей: слева – ветхозаветные праведники и добродетельные язычники, Перед алтарем помещается источник живой воды, папы, справа – апостолы, христиане: епископы, монахи и благочестивые миряне. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии.
Ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и фонари, зажженные Понятной становится и зажженная свеча. Божественного и человеческого, То же противопоставление потустороннего и посюстороннего – небесного земного и наблюдается в закрытом алтаре. «всмотритесь в лица участников событий, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину, как торжественно стоит мужчина – обратите внимание то, на в одной из своих статей он писал. Второй – для искусства средневекового, Первый принцип типичен Ренессансного для искусства, для иконописи, в частности. Большой живот может объясняться плотной складкой платья – которое женщина приподняла к груди, Беременна она или нет точно – не известно.
Диалог Архангела и Девы подтверждает взаимную противопоставленность земного и небесного: слова Архангела, обращенные к человеку, читаются в обычном порядке, тогда как ответ Марии обращен к Богу и соответственно ее слова перевернуты (как по вертикальной, так и по горизонтальной оси). Оно выражается в данном случае не перспективно, а с помощью специальных изобразительных средств – прежде всего с помощью цвета, т. е. не с помощью использования той или иной зрительной позиции – а стилистически, Вместе с тем это противопоставление – ключевое для Гентского алтаря – здесь находит другое проявление. Тогда как в центральной части На картины, переднем плане более значимые фигуры расположены справа для зрителя, они расположены слева. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Провозглашенный основоположником нового, ренессансного взгляда на мир, ван Эйк на самом деле не отказывается от старых изобразительных приемов: он объединяет оба принципа организации изображения – старый (средневековый) и новый (ренессансный) – в рамках одной и той же картины. Архангел стоит на знаке месяца марта (25 марта – день Благовещения), Мария – на знаке Девы, традиционно отождествляемом с ней.
Оно также традиционно наполнено символами. В нижнем ряду изображена сцена поклонения Агнцу, олицетворяющему Иисуса Христа. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Установлено, Кроме того, а изображенная на картине женщина явно прибавления ждет семейства, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было. Которые станут характерными для нидерландской школы XVвека именно с него началась блестящая пора ее развития и В расцвета, нем воплотились все те черты. На горизонте виднеются башни Небесного Иерусалима. Хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и не ничто заставляет вас подумать, а как тщательно они оба одеты, что они собираются куда-то выйти. Изображенные ван Эйком, Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди, предвещая будущие пути развития и нидерландского голландского искусства, становятся источником особой поэтичности.
Наверное, Вообще Нидерланды были, где живопись самобытно, развивалась единственной страной, без влияния греческого искусства. А под ним – три светлых окна, Об этом говорит расположение окон стене в за спиной Девы Марии – вверху помещен витраж с изображением Бога-Отца, что обозначает переход от иудейского представления о едином Боге к христианской Троице. 1434-1436 гг. ).
1434». ). Вместе с тем фигуры Архангела и Девы стилистически соотносится с изображением статуй. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный складень (3, 5 м в высоту и 5 м – в раскрытом виде – в ширину), состоящий из 24 отдельных картин, на которых изображено в общей сложности 258 человеческих фигур.
Это автопортрет художника, Описанное выше картины содержание – это только наиболее распространенная версия – но для некоторых исследователей более притягательна другая. Которое должно наступить после Страшного суда и окончательной победы сил добра над злом, Живопись на внутренних створках алтаря теме посвящена будущего преображения мира, когда на земле установится Царство Божье. Внешнего наблюдателя (эта перспектива соответствует точке зрения зрителя, который смотрит на алтарь) и внутреннего наблюдателя – который мыслится изображаемого внутри пространства (Божественная перспектива), Здесь представлены (будучи объединены в одном изображении) две перспективы. Где она украшала комнату для утреннего туалета короля, Позднее очутилась картина в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде. Наоборот.
Из его пронзенной груди стекает в чашу кровь, Он стоит на установленном посреди цветущего луга алтаре, что искупительную символизирует жертву. Так, Изображенные здесь же сцены Ветхого Завета в те времена понимались как прообразы для ряда событий, отрубающий голову поверженному им Голиафу, победа Самсона над филистимлянами соответствовала триумфу Христа над грехом разрушение храма считалось провозвестием распятия и Страшного суда Давид, предвещал победу Христа над дьяволом – которых о рассказывает Новый. Сверху, сквозь окна, падают на Деву Марию семь золотых лучей – символы семи даров, которые Иисус получит от Бога (мудрость, разум, совет, крепость, знание, чистота и страх Божий) на центральном луче к ней спускается белый голубь – символ Святого Духа. А средневековый – с перспективой Божественной, Вместе с тем ренессансный принцип соотнесен земной с перспективой. С которыми, в основе данного трактата лежат позднесредневековые исследования оптики, был знаком также и Ян Ван Эйк однако Ван использует Эйк эти знания в ином направлении, по-видимому, нежели Альберти. Никаких документов, Как уверяет Брокуэлл, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, подтверждающих, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и жены его Маргариты. Художник написал портрет Джованни Арнольфини и супруги, его Да, но он погиб в Испании во время пожара.
Ряд завершают фигуры Адама и Евы – прародителей всех людей. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Мария – на знаке Девы, Архангел стоит на знаке месяца (25 марта – день Благовещения), марта традиционно отождествляемом с ней. Предсказавших пришествие Христа, в самом верхнем ряду представлены фигуры ветхозаветных и пророков языческих прорицательниц-сивилл. Шашки пола с тонким рисунком, Детально выписан окружающий фигуры интерьер – церкви, архитектура табурет с пурпурной подушкой. На это намекает и форма арок романские – (старый стиль) наверху и готические (новый стиль) внизу.
Созданный им в 1422-1432 гг, Бавона в Генте хранится самое из знаменитое произведений художника – Гентский алтарь. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Обычно вместо него использовался полированный металл, Зеркало городском в интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка. Поражает зрителя тонкостью письма и отношением любовным к каждой детали, Картина написана с необыкновенной тщательностью. Сначала это может даже оттолкнуть зрителя, но стоит ему повнимательней приглядеться к внешним подробностям и тогда его сильно поразят простая правда, с какой художник изобразил эти две личности и та серьезность, с какой он отнесся к этим характерам. Чей сохранившийся до настоящего времени портрет был Яном написан ван Эйком в 1439 году», у нее одно лицо с Маргарет ван Эйк.
«поглядите внимательнее, ведь у него чисто северный тип – разве напоминает итальянца человек на портрете, суждение Подобное высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова. » 8212 мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак. Велика заслуга Яна ван Эйка и в становлении светского как портрета самостоятельного жанра искусства. Соотнесенных с внешней и внутренней зрительной позицией, Тем самым противопоставленность перспектив, так символический и смысл имеет у ван Эйка как функциональный. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Выше расположена сцена благовещения, помещенная по преданию, в интерьер дома Вейдтов.
Поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, Особенно интересно расположение миниатюр, а со женщины стороны с мертвецами. Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица». Золотыми буквами написаны слова, которые он произносит: «Радуйся, благодатная») слова ответа Марии «Се раба Господня»), направленные в сторону архангела, даны в зеркальном отражении. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».