В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1918, Дом-музей Проучившись в Академии немногим более года, Васнецов удостаивается двух Малых серебряных медалей за картину «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры. В том числе: Среди всех картин былинного, религиозного и исторического характеров в Васнецова Виктора Михайловича есть и портреты. Центральное место в экспозиции заняла картина «Богатыри», вершина былинно-сказочного творчества Васнецова.
В 1881 г. Васнецов пишет знаменитую картину «Аленушка». 167 308 см Государственный Русский музей, Санкт Петербург «Витязь на распутье» картина Виктора Васнецова Википедия Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Васнецов Виктор Михайлович много своих картин посвятил исторической и мифологической темам. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
4 Задачи урока: Восприятия и оценки произведений искусства, ориентирование в основных произведениях Васнецова, запоминание характерных особенностей картин, анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Васнецов не только заимствовал у «Слова о полку Игореве» сюжет своей картины, но почерпнул из древнего эпоса краски и образы для создания ее поэтической атмосферы. В том же письме он говорит: «Всегда, Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
В это время появляются картины «Молочница», « В это время талант Васнецова развивается. Здесь Васнецов создает ряд картин, среди которых « В 1878 году Васнецов переезжает в Москву. Эти картины создавались художником исключительно для души и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В. М. Васнецова в Москве.
В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: Картины написаны маслом на холсте. Среди уникальных и неповторимых картин былинного, сказочного, религиозного и исторического характеров у Виктора Михайловича Васнецова есть также полотна, выполненные на заказ. Очень замечательным и не похожим ни на одну из картин Виктора Михайловича Васнецова есть полотно «Северный край». В этот же период были созданы знаменитые картины « В 1893 году Васнецов получает статус члена Академии художеств. Богатыри – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
И была выставлена на Передвижной выставке, затем «Царевич на Сером волке», «Поле битвы», «Богатыри» и другие Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) По чертежам В. М. Васнецова исполнены некоторые архитектурные работы: церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы фасад Третьяковской галереи Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица). Нарисуйте сказочных персонажей картин В. М. Васнецова, которые вам больше всего понравились. Шедевр, которым гордится вся страна и его автор Васнецов Виктор Михайлович, есть картина «Три богатыря». Ковер-самолет – самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной После побоища Игоря Святославича с половцами.
Васнецова является картина «Богатыри». Среди множества картин и иллюстраций русских сказок большое место в творчестве Васнецова Виктора Михайловича занимают изображения Царевен.
29 Назовите картины В. М. Васнецова сером 1. На камне-валуне примостилась грустная девочка. Следуя по стопам отца, в 1858 году Васнецов, где сначала поступает в духовное училище, едет в а Вятку, затем и в духовную семинарию. В 1915-1916 годах на 13-й выставке Союза русских художников Васнецов представил большое полотно «Архангел Михаил». В поэтичности ее внутреннего мира показать черты маленькой народной героини фантазии, Художник хотел в простой крестьянской девочке.
Свободно летящим над просторами родины, 13 в картине Ковер-самолет изобразил Васнецов героя русских сказок – Иванушку. В них слышится стук шагов измученного Христа и звон римских копий (Несение креста), тихий плач Богородицы и безудержное рыдание Марии Магдалины (Распятие), ликование праведников и пение ангелов (Сошествие Христа во ад). Лермонтова. Роспись утрачена, но сохранился подготовительный картон.
Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора. К Нему благоговейно припадают серафимы, перед Ним склоняются ангелы. Так как хотел, Художник сознательно акцентировал внимание на передаче времени и места действия, царя и Отечество, чтобы его живопись прославляла подвиг За веру, на свершаемый Святой Руси. Мы застали как раз то мгновение, Так и есть и сбылось грозное предсказание заснула не только девушка, царевна когда уколола палец веретеном, но и все огромное царство.
Босые ноги измучены долгой ходьбой. Одной рукой Она обхватила голову, Ее глаза наполнены слезами, пытаясь Его смягчить гнев, другой слегка касается плеча Сына. 5 Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи. » А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух». Младшей царевны – получит дальнейшее развитие в женских образах, в Три картине царевны подземного царства один из характеров – третьей.
Ходяй по мне, не имать ходить во тьме, но иметь свет животный (Ин. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и жизненным умудренность опытом, Илья Муромец прост и могуч. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца.
Молодой красавец, полный отваги и смелости, он душа-парень, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Выражение сокровенного смысла бессмертного героического русского народного эпоса, картина Эта – гимн доблести и беззаветному героизму защитников родины. Каким-то особым русским духом веяло от нее.
Певцы в длинных светлых одеждах, с непокрытыми головами. Противопоставив ее общему хаосу у грешников, дверного проема храма художник поместил устремленную ввысь фигуру праведницы. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. Например, Но другие художники, видевший задачи реалистического искусства в жанрово-бытовом воспроизведении действительности и правдиво-точном отображении быта и типов в историческом сюжете, Григорий Мясоедов, не только не картины, приняли но и решительно протестовали против принятия ее на выставку. В период с 1883 по 1896 год Васнецов работал над росписями Владимирского собора в Киеве. Деревья и травы стоят неподвижно, Окружающая природа застыла, как будто вместе скорбят с ней.
Принадлежности к небесной Иерархии, Распахнутые спиной за крылья свидетельствуют о его ангельской природе. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Васнецов постоянно проверял, Работая в соборе, ли соответствуют его росписи церковным каноном.
Построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории, Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга и интеллигенции народа под сводами храма. Данными в поэтическом памятнике, Колористическое решение картины также было подсказано цветовыми художнику определениями. Так, несомненно, Васнецов использовал образ «червленых щитов», которыми, согласно «Слову», русские преграждали путь кочевникам. Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок.
В небе клубятся белые тяжелые облака. Васнецова». Самобытным русским духом пахнуло на меня, Глубже всех понял суть художник картины и выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков – он почувствовал в ней саму Древнюю Русь и в письме к Виктору Михайловичу взволнованно восклицал. Члены правления не приняли работы на Васнецова сказочную тему как неуместные для служебного помещения. Но подлинное свое призвание обрел, Он начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, обратившись к русских сюжетам сказок и былин.
Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира ибо Христос сказал не приидох воврещи мир (на землю), но меч (Мф. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Чье пение разгоняет печаль и тоску является лишь счастливым людям, в мифологии славянской чудесная птица.
Позже художник повторил эту икону над воротами со звонницей, ведущими к собору Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (Спаса-на-водах) – храму-памятнику погибшим в Цусимском сражении морякам. Когда портрет стал своего рода иконой конкретного человека, Эта тенденция была характерна для рубежа вв., XIX-XX напротив, а икона, портретом святого. Здесь же Васнецов изобразил момент расставания душ, одна из которых идет к праведникам, а друга тонет в грешном водовороте. Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию. Образованный сплетенными крыльями Образ серафимов, вписан в круг, слева и справа к которому припадают огненный и черный серафим. В Ветхом завете Архангел Михаил – один из семи архангелов Господа, ангел-хранитель Израиля, его имя происходит от еврейского «кто как Бог».
А уже дремучий лес кажется низкой травой, 27 Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а облака все и ближе ближе. Этим Васнецов показал равенство всех перед Судом Божиим. Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. 13-46) в левой руке Спасителя.
Он стоит на лестнице и его фигура воспринимается несколько снизу. Широко, раздольно простерлось поле. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Поступить ли как правильно, Воин как остановился, удобнее или же – как лучше, как логичнее, как надежнее, как выгоднее, как безопаснее – решая какую выбрать дорогу. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. В конце 70-х годов он знакомится с С. И.
Рядом с Ним в шаре изображен в виде голубя Святой Дух. Ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, Темой картины было избрано поле после сражения гибели и полков Игоря Святославича, когда пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом. Далее развивается по спирали в складках гиматия и достигает высшей точки в сомкнутых пальцах правой руки Христа, Общее начинается движение в изображении лентообразных облаков. Темная земля берега, черная скала справа. Что изображение в куполе Владимирского собора заключает главную идею всей росписи распространение – евангельского источника на верующих, Митрополит Илларион считал. Восходит багряная луна, 25 Трава в грусти склонилась к павшим, орлы зовут на мертвецов зверей в картине После побоища изображен заключительный эпизод неудачного сражения Новгород-Северского князя Игоря Святославича с половцами в 1885 году.
Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела. Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Создать просветленную трагедию, в трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие беззаветность и чувств.
Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. С которой он медленно Это спускается, создает ощущение вознесенности Грозного на большую высоту, а другой – перебирая бугорки лестовки, опираясь одной рукой на посох. В 1885 году Васнецов получает от А. В.
В начале ХХ в. Васнецов исполнил мозаику Спас Нерукотворный на могилу генерала Мина (адмирала великого князя Константина Николаевича). В картине звучит тема единения певца и дружины их духовной связи. Каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и Композиция отчаяния, Голгофы переполнена персонажами. Что предстало перед в ним Историческом музее, Для картины художник использовал все, вооружение, когда он изучал здесь изукрашенные древние доспехи, одежду. Грустно сидит она, положив голову на руки. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий.
Безоговорочно принявшего полотно Васнецова, Для Репина, новая и глубоко поэтическая вещь, это необыкновенно была замечательная. Реальный образ, Иными словами, реальную действительность Васнецов утверждал основу как сказочного народного творчества. Современники Виктора Васнецова называли его создателем русской Мадонны. Её руки загрубели от тяжёлой работы.
Как с иконы, Слева – совсем молодой парень с узким, в центре – высокий седой старик аскетического вида с длинной, лицом, по грудь бородой Его пальцы слегка струн касаются гуслей, лежащих у него на коленях. За ними – апостолы. Требующие изворотливости ума и дипломатического Он такта, может выполнить самые сложные поручения. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты». В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории.
Теперь они лежали вдоль тела, в новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, придало что фигуре спокойствие и величавость. Сирин – темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Известных по русским и византийским средневековым легендам, 17 Сделав героями этого полотна райских птиц-дев и поклонникам мистики, Васнецов одновременно угодил и любителям фольклора, отечественного только-только входящей в моду. Впервые патриотическая тема получила раскрытие в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880). Крупный промышленник и меценат, картину Эту заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, получившего название Абрамцевского кружка, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз.
Архиепископа Кесарийского, По мнению Андрея, Святого проповеданное мучениками и учителями, Здесь разумеется апостольское учение. Какой она живет в поэтическом мире народа, только я хочу сохранить родную старину, -писал Васнецов. Иван одет по – боярски, царевна в дорогих парчовых одеждах, унизанных жемчугом. Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу.
Работа над этими иллюстрациями побудила Васнецова к созданию картины «Иван Грозный» (1897). Вздета тяжкая десница. рин от греч. Богородица знает, что Её Сын станет искупительной жертвой во имя спасения людей. Где обе птицы изображались жизнерадостными. Двуединство веселья и печали, Между тем васнецовская версия не находит себе подтверждений в средневековых преданиях и русском лубке, – в данном дань случае эпохе перелома веков, легшее в основу этой работы. Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись, на белом камне, над темным лесным омутом.
В центре – Божия Матерь на троне, с Младенцем на коленях. Мера пшеницы за динарь, быть может, означает чувственный голод. Но И. Крамской, совсем недавно уговаривавший Васнецова не оставлять бытовой жанр, назвал После побоища. Происходит от греческих сирен. Там и сям виднеющихся в степной траве, пятна Красные щитов, помогли Васнецову преобразить пейзаж среднерусской равнины в легендарную степь поэтического предания. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Которой художник будет верен до конца своих дней, Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та иконография монументальная Пресвятой Девы и которую можно именовать васнецовской.
Она смиренно и покорно приносит Младенца на этот Изображенная алтарь, над алтарем Владимирского собора. Организованной Комитетом Художник – товарищам-воинам, в 1914 г. он принял участие выставке, в который возглавлял его брат Аполлинарий Васнецов. Завершающих былинную тему в его творчестве, Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) "Баян" – одно из значительных последних произведений художника. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Охваченной великой печалью за людей, Образ Богоматери, в вносит общий драматически-напряженный строй иконографии Страшного суда светлую ноту – надежду на милость Господа и Его прощение.
В 1880 – 1881 годах Савва заказал Мамонтов Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Не случайно художник в самой форме своего пытался произведения следовать канонам византийского искусства. Затем написаны «Нищие, поющие Лазаря», затем и многие другие жанровые картины, находящиеся в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее («Преферанс»), в Музее, бывшем Александра III и в частных собраниях. Что голова его приподнята, Благодаря что тому, он пытается подняться, создается впечатление. Орлы сторожат курганы.
На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Прахова приглашение принять участие в только росписи что построенного Владимирского собора в Киеве. Несущей впереди себя Младенца Христа, Первая икона Матери, Божией была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Благословляя людей с небес, Христос призывает их вступить на путь истинный для обретения вечной жизни. Скорее, художник следовал понятию священного идеального типа, к которому русский народ выразил свои понятия о человеческом достоинстве и к которому вместе с молитвою, обращался он как к образцам и руководителям в своей жизни. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. На Страшном суде Пречистая Дева скорбит и просит Христа помиловать грешников.
«Три царевны подземного царства» (1879), «Ковер-самолет» (1880) – «Скифы» (1879), Так возникли первые картины Васнецова сказочные на и исторические темы. Кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, Три меры могут ячменя быть теми, но потом принесшим покаяние. Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. При участии своих помощников расписал свыше 2000 кв, За это он время выполнил около 400 эскизов.
Насторожены други его – Добрыня Никитич, Алеша Попович. Он – Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение. Выполнение этого заказа помогло Васнецову понять свое настоящее призвание. 21 Эта картина Васнецова – по-настоящему народный шедевр. И низвержен был великий дракон, древний змий (hellip)» Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И. Е.
Поленов. Чёрный конь может так означать же плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. «бились день, на третий день к полудню пали стяги Игоревы – бились другой, Этот заключен сюжет в следующих словах. Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно. Цель художника заключалась здесь не в том, чтобы создать иллюстрацию к известной сказке. В небесной сфере, сторонам По от Нее, а над Ней – трехкупольный храм, симметрично представлены ангелы.
10, 34). Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Такому не страшны даже полчища врагов пусть они сами и дрожат трепещут, Это настоящий русский воин. И с того времени эскиз находился собрании в картин Поленова в организованном им музее, Это событие произошло в 1898 году.
Ничего будто не происходит на картине, а любоваться ею можно долго-долго. Светлым краскам, Общее впечатление картина оставляет радостное насыщенным благодаря цветам, которые выбрал художник. Немного меняя при этом композицию и колорит, 1884 в году Васнецов пишет еще одну версию картины. Он представил рисунок Витязь исполненный им для вечера Всероссийского земского союза помощи раненым и картину-плакат Бой Ивана-Царевича с Морским Змием, написанную для городского базара помощи раненым. Композиция эскиза вытянута по горизонтали и протяженными облаков лентами разделена на земную и небесную сферы. В центре – Илья Муромец.
Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Ратник не торопится свернуть на манящую за собой набитую тропинку, что сворачивает в сторону. Художник работал над росписью Собора более десяти лет.
Художник хотел подарить этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после окончания работы над большим полотном. В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Присела на круглый камень старый у черного пруда и в тяжелом, Пригорюнилась, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Иконография Голгофа не имеет прообразов в древнерусской живописи. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». Узорчатость и орнаментация создают на васнецовском полотне красивые добавочные мотивы декоративной композиции, Их формы, помогающие передать былинного аромат сказа.
Он, Сильный телом, напряженно поднятой к глазам, несмотря на грозный вид в – одной руке, у него палица, в другой копье, – исполнен благости, великодушия и добродушия. Линялый сарафан изодран. Таких еще не бывало в русской школе1. В 186667 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
В золотом шаре у Него на груди изображен Святой Дух. Восторженная и печальная за окном – о просторе русской земли, Песнь их, лугах, полях истории жизни и событиях, жителях и теремов изб. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино красотой с русской природы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. 19 Давайте перенесемся на многие лета назад. Но тот согласился принять дар только после того, Васнецов подарил этот эскиз как Поленову, будет закончено большое полотно.
Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. Они величавы и возвышенно героичны. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Отражением в нем патриотических чувств народа – творчество Народное привлекало к себе Васнецова и другой своей стороной. Облаченным в парадную шубу из золотой Грозный парчи изображен художником во весь рост, затканной крупными цветами.
Чтобы вдохновиться живописью и Микеланджело Рафаэля, Васнецов отказался от предложения заказчика Ю. С. Нечаева-Мальцева снова посетить Рим. Очевидно, что здесь сказалась увлеченность Васнецова народным искусством. В декорации «Слобода берендеев» передана северорусская природа со светлыми красками ее земли и неба, а в арочные пролеты «Палат царя Берендея» мы видим кровли и колокольни, абсолютно такие, какие они есть на самом деле. Чтобы доставить грозного седока к цели, желанной Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния.
Ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни Кажется, один звук сюда не донесется. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто скорбят вместе с ней. За ними – ветхозаветные пророки. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью омута, усыпанного осенними листьями.
Мало кто из русских художников сумел так понять и этот передать русский дух, Действительно, как В. М. Васнецов. Три дороженьки, 23 Поехал на три дороженьки, а камне на том надпись подписана, три росстани. На тех росстанях лежит бел-горюч камень. Этот величественный и грозный образ широко распространен в религиозном искусстве. Фигуры грешников закручены вихрем метаний и страстей. Находящегося у ног в царя, пролет окна, покрытые снегом, глубоко внизу видны городские кровли.
Некоторых святых Васнецов наделил портретными чертами своих современников (например, князь Владимир в Крещении Руси и Крещении Владимира напоминает Владимира Соловьева известного философа и поэта рубежа XIX-XX вв. ). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Природа оживает на исходе дня, По народным обретая преданиям, способность чувствовать в лад с человеком. Через несколько лет его успехи в живописи стали настолько очевидны, что он был приглашен польским художником Э. Андриоллив помощником для декорирования вятского кафедрального собора.
Печально смотрит на воду. Думает она о своей безрадостной судьбе, о своём одиночестве. seir. Об этом говорит раскрытое Евангелие с текстом Аз есмь свет всему миру. Он заказал художнику три полотна, Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого которые края, должны были украсить помещение кабинета правления картинами. С восходящей над ней луной, Образ степи, этой которой проникнута картина Васнецова, является главным источником той торжественной поэзии. В котором изобразительно отразились эстетические, Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, новое направление основывалось на наследии, национальном этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота. Маленькие костыли Прокопия Работы Устюжского, Васнецова изобилуют многочисленными повествовательными деталями (книги с закладками у ног Нестора летописца, четки и свеча в руках св.
Евдокии, всевозможные орнаменты). Это должно было придать изображению торжественный характер. Известно датированное 1899 годом стихотворение-ответ на эту картину молодого Блока. И эти отражения, в реке отражаются прибрежные и кусты, легкий свет месяца навевают лирические чувства и туман. Навеянный описанием гибели юного князя Ростислава, Проникновенно-лирической нотой в строе торжественном картины звучит образ прекрасного отрока-княжича. Что он преодолеет трудности, любые Веришь, который заключил с царевичем, выполнит тот договор.
Изготовлено копье. м стен. Спокойное, Старший из богатырей находится в центре, уже не молод, мужественное лицо, мудрые глаза зорко вдаль, всматривается глядит из-под руки по левую руку, на белом коне, порывист, быстр, скор, готов нестись в бой в любую минуту с другой стороны- самый молодой, красив, смел, отважен, весел, лукав.
В изображении слободы берендеев или палат их царя, в декорациях к прологу, которую художник как бы расшивает узорами своей фантазии, в образе Снегурочки самой и других персонажей мы ясно ощущаем реальную действительность. По своему сюжету произведение Васнецова не совпадает точно ни с одним моментом сказки. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. В 1895 г., приступив к работе над холстом, он писал: Композиция очень сложная, должна быть разработана согласно изображениям Суда в древней православной иконописи.
Торжественное, Возродить искусство праздничное, вот почему он учился народного у творчества, возвышенное над будничной прозой – вот что было мечтой Васнецова. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. Сильно, Новый оригинальный язык его произведений прозвучал в живописи русской свежо, неожиданно. Или же ревность сердечную мучеников за имя Христово, Рыжий конь означает пролитую или кровь. Мамонтовым – крупным русским промышленником и художественным меценатом.
Но, На поле битвы раскинулись тела не мертвых вечно воинов, уснувших, как в русском фольклоре. Русь с ее легендарным прошлым – вот что постоянно манило к себе, волновало художника. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Терещенко. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета Распятие. В работах Васнецова показаны святой и эпоха, в которую он жил.
Фигура Христа в куполе Владимирского собора охвачена вихревой динамикой, которая придала образу яркую выразительность. В их томлении и тревога и надежда на конечное торжество справедливости – три царевны подземного царства одновременно и реальны, Так и и грусть, необычны. Одной из тем картин стал Ковер-самолет – сказочно быстрое средство передвижения. За работы во Владимирском соборе получил звание профессора живописи. Спускаясь из рая на в землю, русских духовных стихах она, в западноевропейских легендах – воплощение несчастной души, зачаровывает людей пением.
Такой представлена Богородица в композиции Страшный суд на западной стене Владимирского собора. На фоне черной скалы стоит девушка молоденькая невысокого роста приятной наружности в тонком расшитом черном одеянии. Потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини, ощущения Подобные в большой степени были присущи самому художнику. На своде Владимирского собора представил Васнецов Бога Отца сидящим на радуге во Всемирном Космосе в окружении огненных серафимов и ангелов.
При первой же опасности он готов постоять за свой народ, Гордо внимательно и оглядывает воин бесконечные просторы родины. Для воплощения своего замысла Васнецов остановился на сюжете, почерпнутом из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Картина Васнецова изображает степь с полегшими на ней русскими витязями и половцами. В каждом лице свой характер. Таких как хлеб, Это высказывание может же так означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости. В этих композициях Васнецова слились воедино иконописные с мотивы приемами монументальной картины или панно. Но плата за такой выбор никогда не будет дешевле, чем собственная жизнь. Озаренная отблесками красной зари, Широкая степь, погибших в кровавой сече, покрыта телами воинов, ними над в жестокой схватке сцепились хищные птицы Картина, навеянная Словом о полку Игореве, не только глубоко драматична, но и передает чувство общенародной гордости за тех сынов родной земли, которые отдали жизнь ради ее защиты.
Прахова приглашение принять в участие росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Среди них есть персонажи в царском и церковном облачении. Боголюбова, где часто собирались русские художники.
9 От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. А как разнообразны, непохожи их лица. Присутствовавших во время казни Все Господа, оттенки душевного состояния людей, переданы исключительно пластическими средствами. И мнения о разделились, нем Васнецовское полотно было показано на VIII выставке передвижников.
Впереди они видят свет конец опасного путешествия, вместе Мы с героями картины верим в их счастливое возвращение ведь там. Избрав для работы акварель, Он исполнил 21 подготовительный эскиз, при помощи которой на бумаге достичь можно колористических эффектов фрески. Равноапостольные Константин с крестом и Елена, Николай Чудотворец, коленопреклоненный Сладкопевец, Роман Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и др – Иоанн Дамаскин с текстом гимна, Справа от Богородицы стоят представители Вселенской церкви. Настоящих столпов православной Именно веры, оно вдохновляло его на изображение эпических образов святых. Так возникли первые картины Васнецова на сказочные и исторические темы: «Три царевны подземного царства» (1879), «Скифы» (1879), «Ковер-самолет» (1880). Грустно сидит она, положив голову на руки.
Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. Защитника мира от князя тьмы, Христианская традиция описывает его стоящего как во главе сонма ангелов небесных. Но работа над ней была отложена из-за того, Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, что художник в писал это время "Богатырей".
Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Сирин – это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. В его руках, Сказочная Жар-плица – могущества символ и счастья человека – находится в его власти. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе.
Наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы, Благодаря Репину Васнецов приезде по в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной. В Третьяковской галерее можно увидеть эскизы Васнецова к этой постановке. сирена – птица-дева. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар- птица. Но выбор техники масляной живописи не позволил добиться в этом успешного результата, в нем он попытался точно наиболее воспроизвести древнюю иконографию. Чувствуется желание художника раскрыть прежде всего суть русской народной сказки, то есть заключенное в ней понимание добра и зла и воссоздать ту атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки.
Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Связанное с реальной жизнью, оно умело воссоздавать ее в поэтически преображенном виде. Таким показан Бог Отец на своде киевского храма. Даже с учетом недостатков, всех Но, работы Васнецова привлекают людей своим эмоциональным настроением и умением мастера передать духовный смысл показанного им события. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.
Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен – После побоища Игоря Святославича с половцами. Но образы святых исполненные Васнецовым, все же нельзя отнести к таким иконам. Чужие люди заставляют работать них на с утра до ночи, Ее отца и матери уже нет в живых, морят голодом и обижают, поднимают на нее руку. Первым большим успехом художника на этом пути были его декорации и костюмы к опере «Снегурочка» в постановке Мамонтовской частной оперы в Москве (1881–1885). Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Итоговое произведение Васнецов написал маслом на холсте.
На левом колене Бога Отца восседает отрок Христос в золотом хитоне и гиматии с открытым в Евангелием руках. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Однако же мимо полотна не прошел Павел Михайлович Третьяков и приобрел его для галереи своей с VIII выставки передвижников. Все это интенсивно подвигало российских художников к мыслям национальной о живописной школе. Превращаясь из простой деревенской сироты в поэтическое существо, Под воздействием этого очарования и сама как Аленушка бы преображается.
Все исполнено в ярких и тонах говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Чтобы спасти согрешивших перед Ним людей Он с безграничной любовью посылает Сына Своего в качестве искупительной жертвы и о скорбит Нем. n, ср. Парящая над кромкой леса, Хищная птица и серые могильники вносят интонацию дополнительную опасности. Русский эпос, Используя литературу, В. М. Васнецов сумел настоящий создать шедевр художественного искусства.
Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Земля отходит ко сну. Создаваемого зловещим контрастом черного мрака пещеры и огненно-красного вечернего неба, сюжетной Загадочность ситуации в картине во многом зависит от тревожного настроения. Или по тщеславию, Весы есть сравнение отпавших от веры по или наклонности и непостоянству ума или же по немощи тела.
В Варшавском соборе отражает стремление Васнецова прославить многовековую православной историю России, Одна из них. Поэтическое изобразительное решение, Нежный и тонкий образ народной фантазии получил в художника картине проникновенное. Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. Иоанн слышит голос идущий от одного из четырех животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина, подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. «Никнет трава от жалости и дерево с печалью к земле преклонилось»: полевые цветы в картине Васнецова склоняются над телами убитых воинов.
Символом его веры в православие, Алтарный образ собора Владимирского стал лучшим церковным произведением Васнецова, в ее возрождение, в Россию. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный родной образ природы и звучит символически. Либо в виде дракона – под распростерт ногами Святого, Сатана – либо в получеловеческом обличии, который готов убить его.
Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) На работы во Владимирском соборе в Киеве приглашен профессором Праховым в 1885 году и проработал в стенах собора 10 лет. Сверкают реки, озера, темной стеной стоит лес, сопровождают ковер огромные птицы. В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А. В. Народное творчество привлекало Васнецова своей красотой и одухотворенностью. Сватов напоили и сами полегли на землю русскую», Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы – тут кровавого вина не хватило тут пир храбрые докончили русские. Присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, Пригорюнилась, безысходном обхватила горе тонкими руками колени.
Он, как и прежде, наделен портретными чертами сына художника. В Лондоне, в Мальмё в (Швеция), Риме – Париже (1900 г. ), Участвовал также и на иностранных выставках. Держа за золотое кольцо с клетку добытой Жар-птицей, Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, от которой идет неземное сияние. Его знания, Тонкие черты лица подчеркивают Добрыни, вежество вдумчивость и предусмотрительность, культурность. Задумавшейся над своей горькой судьбой, Фигуре Аленушки и пугающая своей темнотой поверхность с омута застывшими на ней желтыми листьями, как бы вторит и бледно-серое небо и блеклые серые тона поникшей листвы осинок и темная глубокая зелень елочек.
Воспитанный в исконно русских традициях, художник всем сердцем проникся народным творчеством. вещью удивительной. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Спокойны, дружелюбны богатыри. Си.
Деревянными толстыми плахами пола, в большой просторной избе из толстых бревен, опустив глаза гусли на и мысленно воспроизводя картины былого, перед широкой аркой окна на широкой прочной лавке сидят трое певцов-монахов и в согласный лад увлеченно поют, перебирают правыми руками струны. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. В образах святых отразилось угодников религиозное и патриотическое мироощущение большей части русского общества. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Вся экспрессия сводится к этой точке – благословению Господню ключевому – пункту иконографии.
На них она положила голову. «Витязь на распутье» Виктора Михайловича Васнецова– среди знакомых с детства образов. которая нескоро будет понята по-настоящему. Разногласия в оценке картины впервые обозначили взглядов различие среди передвижников на суть русского художественного процесса и дальнейшие пути развития русского искусства. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед.
Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. Суров богатырь. Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) "Баян" – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. 7 В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки. Справа – середин, Льется неторопливая плавная мелодия., чуть наклонил в увлечении влево голову и откинут руку, левую лет сорока. Картина-фантазия – соединение несоединимого, --------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. Картина-сказка и яблоня, цветущая здесь и дремучий лес.
В клеймах которых зафиксированы отдельные эпизоды, в отличие от каноничных житийных иконы изводов, Васнецова передают дух времени. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. Оно состояло в обращении к темам русской истории, к миру народных сказок и былин. Что зерновые хуже переносят засухи, Это можно объяснить естественно пускающие тем, глубокие корни, чем оливковые деревья и виноградные кустарники.
Очень верно говорил об этом витязе П. П. Васнецов блистательно передает природы, состояние Прекрасный мастер одухотворенного пейзажа, созвучное настроению богатырей. Сами произведения выставлялись на и VIII IX выставках Товарищества передвижников в 1880 и 1881 годах. Гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Мамонтов поручил Васнецову выполнение живописных панно для зала Донецкой заседаний железной дороги.
Не следует ли, чтобы не поддаться чарам великих этих чародеев в мире образов – скорее избегать их видеть, Он задавался вопросом. Лежащего на спине с широко раскинутыми руками, На первом плане изображена могучего фигура витязя. Скорбящие лица вносят в эту грандиозную по содержанию тему общечеловеческие переживания, Тянущиеся к друг другу руки. Этот образ с незначительными изменениями был повторен в сюжете Сам Господь Троичный в Лицах Варшавском в соборе. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. Это- сказочный способ передвижения над землей. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы. В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки. Поэтическими строфами Слова о гибели мужественного Изяслава навеян образ рядом покоящегося богатыря – воплощение доблести и величия русского воинства.
11 Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Дармштадте, После окончания росписи Владимирского киевского собора художник получил заказы на оформление храмов в Гусь-Хрустальном, Варшаве, Петербурге. Внизу показаны православные святые согласно их иерархическому положению. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Скопившихся над головами современников и угасающих надеждах на возврат к лучшим временам, о светлых небесах и прошлого о тучах. Седовласый Саваоф в развевающихся белых одеяниях восседает на радуге и по благословляет архиерейски – обеими руками. Гудит вольный ветер в ковыльной степи.
Сохранение вина и елея символизировать может сохранение верующих христиан, с другой же стороны использующих вино и елей для причащения. Напоминающие крылья израненной птицы, в центре – распростертые руки безвольно Христа, опущенные к подножию креста руки Марии Магдалины, рядом ломаной линией изображен распятый разбойник, поднятые в гневном возгласе и сжатые в бессильной муке кулаки в толпе. Среди них следует отметить картину «Иван-царевич на сером волке» (1889) и иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца, Баян – певца имя из "Слова о полку Игореве".
Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Произведения Страстного цикла Васнецова многозвучны. В чудесном небе детства своего изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. И в вымышленных образах, Затаенная душевная печаль смиренно-гордой этой девушки будет встречаться и в его портретах.
Драгоценных камней и угля – вышли из своего подземного царства и застыли в у неподвижности каменной горы, Три царевны – владычицы золота. Однако эти рисунки были только опубликованы в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Репин и В. Д. В 1881 году Васнецовым была закончена одна из лучших его картин – «Аленушка».
Равноапостольные Владимир с крестом и Ольга, Московские святители Петр, Сергий Радонежский, Иона и Алексий, Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец и др – Антоний Феодосий и Печерские, Слева от Девы Марии изображены представители Русской церкви. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. В напастях посылающую испытания для верных, Слова сидящему на нем дано взять мир с земли указывают на волю премудрую Божия. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Голубая кофта поблекла от времени.
Отважного сражающегося с ненавистным злодеем, Образ славного витязя Ивана-Царевича, вставших на защиту Родины, сильное оказывал воздействие на людей, так как давал яркий пример былинной истории, образец храбрости, стойкости и праведности. Но полный силы и величия, Царь Иван выступает в Васнецова картине как образ мрачный, которое являлось главным содержанием этого образа в творчестве Шварца, чуждый того внутреннего раздвоения, Антокольского, Репина. Жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке». Участвовал также и на иностранных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г. ), в Риме, в Мальмё (Швеция). Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения.
Снегурочка, старики берендеи, бирючи и, наконец, сам царь Берендей – все это живые народные образы, переданные с тем мастерством типических характеристик, в котором Крамской еще в начале творческого пути Васнецова видел самую сильную сторону дарования этого художника. 15 Высокий берег реки, озаренной закатным солнцем в розовое. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном Богатыри, которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной Иван-Царевич на Сером Волке, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы сидения в Киеве. Художник ознакомился с памятниками раннего христианства в Италии, При подготовке к росписи, Кирилловского и Михайловского монастырей изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора – Васнецов огромную проделал работу. Черный – единственный, Из всех четырех всадников, чье сопровождается появление произнесенной фразой. Однако создание такого рода картин не было истинным призванием Васнецова.
Вокруг Его головы очерчен восьмиугольный нимб, характерный для первой ипостаси Троицы. Картина, Здесь была написана Аленушка и в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. Он знает: правильно было бы поехать прямо – по нехоженой целине. Глядит далеко-далеко вдаль. Бессонна дружина.
– рассказывал впоследствии художник, Аленушка, но реально я увидел в ее Ахтырке, – как будто она давно жила в моей голове, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Саваоф Васнецова мудр, суров и печален. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки – на ней изображена царевна каменного угля. Где они вообще не уместны, Национальные мотивы декоративные присутствуют даже в тех работах.
Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Оплакав смерть Христа, Претерпев сердечные муки у Распятия, в веря Его воскресение, но, Она стала заступницей за людей. Древнерусской литературы, в семинарии художник будущий увлекся изучением летописных сводов, русской старины. Но и в эти годы он не оставлял работы над самостоятельными произведениями. Решение пейзажа носит эпический характер. Соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную фантастику и абсолютно реалистические детали, Произведение для характерно васнецовского метода. Богатыри стоят на границе поля и леса.
Он много рисовал с иногда натуры, писал картины масляными красками – копировал музейные оригиналы, Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью. Чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, Ее отца и матери уже нет живых, в морят голодом и обижают, поднимают на нее руку. Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами. Расположенные на первом плане, богатырей, Фигуры свидетельствую о неразрывной связи героев со своей родиной, словно вырастая из земли.
Картина была экспонирована VIII на Выставке Товарищества передвижников и приобретена Третьяковым. В Историческом музее Москвы помещена большая композиция «Каменный век». Бескрайнее, неодолимое. А гибель броненосца Петропавловск он катастрофой, считал Трагедия Русско-японской войны потрясла художника, которую едва можно вынести. Люди, птицы, звери, цветы и деревья все спят.
Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. За основу картины взята сказка. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Медведь и павлины, Расписной терем, шут и молодой гусляр, сидящие на ветвях изумрудная зелень лесов все это на похоже детский радостный сон. Грозный каратель, вершитель суда над изменой – вот каким мы видим здесь Ивана IV.
В центральном иконостасе собора Владимирского Мария Магдалина показана на фоне былинной архитектуры, Например. Перед моей картиной стоят больше спиной, – горевал Виктор Михайлович. Эти картины были приобретены в известным России промышленником и меценатом Мамонтовым и его братом. Художник часто перегружал сюжет повествовательными деталями, Стремясь к максимальной достоверности в показе событий, костюма элементами и пейзажа. В этом образе Васнецов отразил личное переживание за судьбу России и ее народа.
Рыжие волосы растрепались. Чистяков: «Он и умирая-то встать хотел». Надежная кольчуга, Серебристый шлем, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли, щит сумеют богатыря защитить от мечей и стрел неприятеля. Архистратиг Михаил (по-гречески – верховный военачальник) облачен в кольчугу и вооружен мечом, щитом или копьем или тем и другим. Плечом к плечу, ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4. В картины- центре могучие фигуры возвышаются над землей, крупным планом.