Исполненном при участиимастерской художника, менееправдиво Не запечатлел ван Дейк и обликанглийского короля Карла I на эрмитажномпортрете. Сзади сквозь решетку видны лица любопытствующих. Работа над множеством заказов в приобрела мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства.
Егомодели менее всего походят на красивыеманекены, Впрочем – идеализируя, ван даже Дейк – и в этом состоит один из главныхсекретов его мастерства – никогда нетерял чувства правды живого образа. Молодогоживописца влекла Италия. Пушкина). Лондон, 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией на Рубенса ту же тему. Так называемыйпервый антверпенский период, Неслучайно портреты собратьев-художников, коллекционеров-меценатов и ученых-гуманистовзаняли место большое в творчестве ванДейка уже в этот ранний. За правым плечом Спасителя фигура в синем хитоне.
Во время своегопребывания в Италии он написал здесьнемало – портретов с Генуейбыл связан и Рубенс. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Где и был похоронен при соборе святого Знаменитый Павла, художник Антон Ван Дейк умер 9 декабря 1641года в Лондоне.
Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника. Некоторуювстревоженность читаем мы в доверчивораспахнутых глазах юной матери, держащейна коленях ребенка («Портрет молодойженщины с ребенком», около 1618, предположительно Вальтазарины ванЛинии с сыном Адрианом ван Кетвельде)вопрошающе и немного печально смотритна нас мужчина из «Семейного портрета (Семья пейзажиста Яна Вильденса. )» (1621), спокойные и чуть лукавый взглядустремила и пашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому илииному своему персонажу, создавая узрителя ощущение как бы личного контактас ним, художник тем самым настраиваетзрителя на активное сопереживаниедуховному миру человека изображенногона портрете. Тонкий ценитель искусства, Карл I, дарует дворянское ему достоинство и золотую цепь рыцаря, назначает его главным королевским художником. Загруженный многочисленнымизаказами, в Англии, которые одеждыи дописывают руки со специальных натурщиков, вам Дейк принужден работатьодновременно над несколькими портретами. Он привлекает в свою мастерскуюпомощников.
Воплощенныена картинной плоскости в неразрывнойс нею Его связи, портреты – этопрежде всею живописные образы. Сотрудничество скоторым немало способствовало диапазона расширениютворческого молодого живописца, он работал и над большими алтарнымикомпозициями, Так вмастерской Рубенса, как было упомянуто выше и над мифологическимикартинами по эскизам великого мастера, а также, выполнялгризайльные копии с его работ, служившиеобразцами для граверов. И в ноябре 1620 юла художник приступилк над работе портретами в Лондоне, Но напомощь пришел английский король ИаковI. В начале 20-х годов 17 века, Антона Ван Дейка пригласили работать художником при дворе английского короля Якова I, однако спустя несколько лет время художник возвращается в родной Антверпен и живёт некоторое время в Италии. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Ужесамые ранние, Портреты ван Дейка, в значительной мереокрашены личным чувством художника инесут на себе печать его индивидуальности. Вольно пли невольно он сообщает своиммоделям собственной черты личности, собственного внутреннего мира. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Риме и Венеции, Флоренции, Миланеи Мантуе, Болонье.
Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, Обогащенный итальянскими впечатлениями, практически первым становится художником Фландрии, занятого дипломатической деятельностью. Внутреннийаристократизм которой знатностьпроисхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, в творчестве мастеразаконченное художественное воплощениеполучает сложившийся в английскомобщество идеал аристократа -духовно-утонченной личности, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художникоммодели на деле, самом благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность – этичерты неизменно подчеркиваются во всехпортретах.
Ниокружающая обстановка – самчеловек, только Исключительная внешняястрогость и простота отличают его. Художника Ее интересуют ни костюм, егоэмоциональный мир, движения его души. Который посвящает Ван Дейка в рыцари и дарует ему статус художника, королевского Возвратиться в Лондон его заставляет приглашение быть придворным художником при Карле I. Он совершил две поездки в Париж. Нет былойрезкой четкости контуров и статичностипозы, Нет здесь прежнего безразличного рассеянногои освещения. Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию. Вам Дейкникогда не стремился простойиллюзии достичь реальности, Запечатлеваяс поразительной убедительностью накаждом из своих портретов живой обликпозирующего ему человека.
Тончайшие оттенки чувствсосредоточены в них, Напряженнаявнутренняя жизнь в светится глазах егомоделей. Эта серия гравированныхпортретов современников была после изданатолько смерти художника и вокончательном виде насчитывала стодевяносто гравюр. Георгия, сражающегосяс драконом. Передатьдинамику человеческой души – вот чтонеудержимо притягивало к себе вниманиемолодого живописца первых с шагов егосамостоятельного творческого пути, Раскрыть внутреннийэмоциональный мир человека.
Сливаясьв единую и целостную красочную гармонию, Ни одно пятно не вырывается изобщего строя колористического портретакаждый тон находит свой отзвук. Тоже значение имеет и попугай, сидящий наветке слева от Марии. К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета. – один из бесспорныхшедевров итальянского периода творчестваван Дейка, Первый них из написанныйоколо 1623 года. Признанное всеми положениеодного из ведущих мастеров антверпенскойживописной школы его поставило рядомс Рубенсом в центр художественной жизнистраны.
Придающий масштабность образу, Для таких работ характерны большой размер холста, позволяющий фигуру дать во весь рост, вертикальный формат, подчеркнув ее стройность и изящество, эффектные позы и жесты, нарядные туалеты, аксессуары, напоминающие об общественном положении портретируемого, расчет на обозрение снизу. Внимание всех участников в этой сцене приковано к Христу. Картины апостольской серии, как, впрочем, многие ранние произведенияван Дейка, заметно отличаются от егодальнейшего творчества. ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка.
Написанные в генуэзский период, самые известные картины ван Дейка с названиями Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623), Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623). Те же представленияруководили ван Дейком, когда он задумализдать упомянутую выше серию «Иконография». Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайлии собственноручно исполнил шестнадцатьофортов. Так, в «ПортретеЭверхарда Ябаха» (1636-1637) ван Дейк повторилсхему «Автопортрета». Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. Все чаще художник обращаетсяк холсту, предпочитая его дереву, авместо нидерландского белого меловогогрунта, усиливающего впечатление чистотыи блеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621). Ван Дейк умеет передать всюживость и непосредственность этих милыхдетских фигурок.
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Внутреннее его горение преждевсего является объектом вниманияхудожника, Но интеллектуальная издесь активностьчеловека. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека.
Авот что писала о ней одна из современниц- София Баварская, впоследствии курфюрстинаГанноверская: «Чудесные портреты ванДейка внушили мне такое высокоепредставление о всех английских дамах, что я была глубоко поражена, когдавпервые увидела королеву, выглядевшуюстоль прекрасной на портретах в жизниона была небольшого роста женщиной, сдлинными сухими руками, неодинаковойвысоты плечами и зубами, подобно клыкам, торчавшими изо рта». Как и фламандского и потому позднеетворчество фламандского в мастера такойже мере принадлежит истории английскогоискусства. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу, – намек на возвышенные помыслы богоматери куропатка – символ беспутства – улетает). Наполненную картинами великоговенецианца и копиями с работ последнего, исполненными фламандским портретистом, Впоследствиипосетители мастерской художника вАнтверпене могли видеть его в домекомнату. Именитый английский портретист 18-го века, Впоследствии сэр Джошуа Рейнольдс, назвал ван Дейка лучшим всех портретистом времен.
Очень скоро его популярностьвышла за пределы Фландрии. Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, воссоздавая ее живоетрепетание, легко и плавно следует всемиизгибами за формы. Как и впредыдущем, в этом портрете, как бы имподсмотренный, случайно художник показывает человекав момент жизни.
Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление. Отличает его портретныеработы от произведений Рубенса, качество, в Это первую очередь, отрешенному отзрителя, портретныеобразы которого принадлежат иному, героизированному миру. Написанные на религиозные и мифологические сюжеты, Его картины, следуют барочной канонам живописи, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана. Он включает парадные изображения сановников, Объем портретных работ огромен, бюргеров, вельмож, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна дер ван Ваувера, ок. 1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Художников с женами, в ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств супружеских и пар. Виртуозность исполнения, Однако в парадных портретах Ван Дейка нас привлекают прежде всего умение мастера передать неповторимые индивидуальные черты модели, колористические высокие достоинства. Снискавших ему славутворца международного аристократическогопарадного портрета, За годы вИталии пребывания ван Дейк написал десятки подобныхпроизведений.
Изобразив, в ней великий художник использовал всем религиозный знакомый сюжет, святое семейство в постановочной манере, однако, на несколько декоративном пейзажном фоне и с водящими золотой хоровод детьми-ангелами. Не смотря на наличие мастерской, собственной Через какое-то время, где проводит около двух лет, художник приступает к работе помощника в мастерской под руководством Рубенса. И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Занимая большую часть картины, усталая Ангелы, Мария по-тициановски величава и грациозна, по-рубенсовски упитаны и румяны, плавные очертания ее одежды и утонченные черты одухотворенного лица подчеркивают интимную теплоту наступающего вечера. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках накрахмаленных из кружев. Удлинив пропорциифигуры, он подчеркнул ее стройность, применив узкий вертикальный форматизображения, а использовав точку зрениянесколько снизу, добился впечатленияторжественности целого, вместе с темпредставив модель, показанную в полныйрост, как бы вознесенной на невидимыйпьедестал. Посравнению с итальянским и вторымантверпенским периодами краски наанглийских портретах ван Дейка вновьобретают яркость.
Уже в концефевраля следующего года Антонпс ванДейк, «слуга его величества» (короляанглийского), выхлопотал себе восьмимесячныйотпуск и покинул Лондон, но не на восемьмесяцев, а на одиннадцать лет. Одновременно величественной и непринужденной, Перед предстает зрителем романтизированный мир изысканной аристократической красоты. Нередкохудожник использует в разных портретаходнажды удачное найденное решение, Более того.
Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Работы живописи мастераможно найти во многих музеях мира и в частных собраниях. «вандейк живет у господина Рубенса и егопроизведения начинают цениться так жевысоко, как и работы его учителя – например, начали серьезно интересоваться Им, англичане. Так, один из знаменитейшихмеценатов того времени, в июле 1620 года сэр Томас Хауард, граф Эрундел, получил отсвоего доверенного лица письмо, вкотором, в частности, говорилось. Традиционный в европейском искусстве сюжет – отдых святого семейства на пути Египет в – у Ван Дейка получает своеобразное воплощение. Как Томас Гейнсборои Джошуа в Рейнольде, его творчественемало почерпнули для своего собственногопортретного искусства такие выдающиесяхудожники Англии. Слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный его молодой миловидной жены на устремлены зрителя, Вдумчивый. Приобрела особенную глубинузвучания, Его красочная гамма, утратив яркость прежнюю и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами.
По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. «Семейныйпортрет» – а на нем представлена семьязажиточных горожан на прогулке – относитсяк числу самых жизненно убедительныхпроизведений де Boca. Модель «Мужского портрета»неизвестна. Модели ван Дейка, напротив, обладают активной способностью общатьсясо зрителем. При его сдержанной простоте, Художнику удалось показать в портрете и сердечность духовную близость семейной пары. Которые обретают зрелость мастерства, Но господствуют по-прежнему портреты, становятся разнообразнее и глубже.
Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Илицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютнопреобразилось, одухотворенное мыслью. Не случайноизображения апостолов создавалисьхудожником на основе почти исключительнопортретных штудий натурщиков.
Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». С изящнойнебрежностью позы и костюма, Но весь облик художника, полонартистизма и поэтической прелести. Утонченности, со взглядоммечтательным и чуть аристократизму загадочным, его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения. Которому всегда сопутствовала удача и шумная в слава истории европейской живописи XVII века Ван Дейк баловень судьбы. Насколько художник с его творческими осознавал амбициями наступающий политический кризис монархии Стюартов, Трудно судить.
Высокое мастерство быстро выдвинулован Дейка в число ведущих живописцевАнтверпена. Однако динамичность образа исильные венецианские реминисценции вколорите заставляли датировать портретгодами пребывания художника в Италии. Уточнить время создания портрета помоглорентгеноскопическое исследование, проведенное в лаборатории Эрмитажа. Рентгенограмма показала, что под верхнимкрасочным слоем имеется эскиз знаменитогопортрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция) исполненногона и Дейком в Риме около 1623 года. Для ниххарактерны темный нейтральный и фон, строгость простота построения, неукоснительная правдивость фиксациичерт внешнего облика моделей и деталейих костюмов. Еще одна из бессмертных картин живописцаАнтониса ван Дейка – Мадонна с куропатками или Отдых на пути в Египет (нач. 1630). Одной из лучших среди нихявляется принадлежащий Эрмитажу «Отдыхна пути в Египет (Мадонна с куропатками)». Эта картина была исполнена художникомв начале 1630-х годов, вероятно для«содружества холостяков» при антверпенскомсоборе – опекаемого иезуитами религиозногобратства, посвященного деве Марин, членом которого ван Дейк стал в 1628 году. Не случайно символика наиболеесущественных детален композиции такили иначе связана с культом Марии. Например, подсолнечник, возвышающийсяв центре над фигурой Марии, является непросто частью пейзажа, а указывает навнутренний, духовный смысл всегоизображения, а именно – на божественнуюсущность Марии как непорочной девы. Апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными чертами, Созданная не без на оглядки подобнуюже серию картин Рубенса.
Так безмалейших прикрас запечатлел художникквадратное лицо Генри Денверса, графаДенби (1573-1644), прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии ихрабро сражавшегося в войсках французскогокороля Генриха IV (на левом виске Денверсавиден заклеенный пластырем большойшрам от раны), а в 1633 году ставшегокавалером ордена Подвязки. В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца. Тициан былодним из любимых мастеров. И все же вконце 1632 года, приглашенный Карлом Iработать при английском дворе, ван Дейкуезжает в Лондон, где живет, с небольшимиперерывами, до самой своей смерти. Для паи Дейкавыразительный облик Графеуса лишьотправная точка в создании образа герояевангельской легенды, сколькопередача Впрочем, одушевляющего его грубоватоелицо сильного чувства ибо для художникабыла важной не столько яркая физиономическаяхарактеристика персонажа. Он запечатлен, должно быть, в момент спора.
Длившийсяс 1621 но год 1627 оказался весьма плодотворнымдля творчества художника, Генуэзскийпериод биографии ван Дейка. Направленный всторону невидимого собеседника, порывистая поза, Живой взгляд, его темперамент, подчеркнуть его значимость. В духовную портрете нет никаких ярких красок, использованы только контрасты черногои белого, подвижные пальцы – всепозволяет художнику выявить внутреннеесущество человека. Обращался к более легкой Молодой живописи, Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. Присущие ему чрезвычайнаяпорывистость и импульсивность оставилисвой след в характерной молодогохудожника для утрировке заимствованных уРубенса черт стиля, Его личныйтемперамент.
С этимгородом Антверпен был тесно связанторговыми отношениями. Но типичная картина на сюжет библейский о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок, Его не лучшая. Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины. Турине и Палермо. Везде он изучал памятники искусства иделал наброски с привлекших его статуй вниманиеантичных и картин великих мастеровВозрождения.
На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Мать и ребенок, взглянули на нас – как во и многих других работах, Здесь, который только что играл с веером, Ван Дейк фиксирует момент непосредственного общения изображенных со зрителем.
Сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой письма, свободного Тщательная передача костюмов, утонченностью и благородством живописных решений. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Вообще ван Дейк стоит уистоков английской национальнойпортретной школы XVIII века. Виртуозе, в этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи охудожнике представление как артисте, человеке, причастном к высокому миру красоты игармонии.
Чей это был – портрет знатной особы или простого горожанина, Независимо от того, – художник наделял его индивидуальностью и живостью характера. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Фигура, окутанная волнамитеплого света, как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодарятому, что живой взгляд человека устремленпрямо на нас и его глаза, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии.
На основании надписи настаринной гравюре портрет этот долгоевремя считался изображением антверпенскоговрача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). Сколько в умении создатьдля него драгоценное обрамление и Да отмечаемая в портретаххудожника идеализация заключалась чащевсего не столько в приукрашивании чертсамого лица. Его жены – королевы Генриетты-Марии, Это портреты самого Карла I, графа Денби и других лиц, также а придворных – Томаса Уортона. Заказчики живописцав Италии – аристократы, вельможи, духовенство. Динамичностьобразов великого фламандца в раннихкартинах ван Дейка находит, в Так, частности, воплощение в несвойственном художникувпоследствии изображении очень бурныхэмоциональных переживаний. Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящиепридводные ламы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую»серьезность, они держат себя со всейнепосредственностью детей, с удовольствиеми не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристоготона, отличающие многие английскиепортреты ван Дейка и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскимиживописцами.
Истолкованы более интимно, в оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I фоне на пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены. Виднеющиеся за яблоней, также были атрибутом Белые Марии, розы, красоты, символомдевственной чистоты, любви ирадости. Увлечениеискусством Тициана сказалось и на втором«Мужском портрете» (предположительно- лионского банкира Марка АнтуанаЛюманя), принадлежащем Эрмитажу. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем.
Как в данном случае, Иногда, драпировки, под Рубенса влиянием изображались архитектурные мотивы, элементы пейзажа. В Генуе издавна жилимногие фламандские художники. Композиционные приемы ванглийских портретах ван Дейкамалоразнообразны.
Ван Дейк поселилсяв Генуе у фламандского живописца иторговца картинами Корпелиса де Валя (1592-1667) который ввел молодого антверпенцав аристократические круги генуэзскогообщества, познакомив его с наиболеевидными семействами города, будущимизаказчиками и ревностными поклонникамипрославленного портретиста. Заключаетсяновизна портретов художника, этом в стремлении ван Дейказаставить почувствовать непосредственнуюсвязь портретируемого со зрителем, покапать человека как живую индивидуальность, которая не может существовать внеокружения себе подобных. К ним тянется младенецХристос. Он завален заказами. Украшенные золотом, Нарядно выглядят черно-белые одежды супругов, фоне на красной драпировки. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Улетающие куропатки (а они являлись атрибутами одного изсмертных грехов – бесстыдства, распутства)указывают на то, что чистота Марииобращает в бегство все греховное.
Выражение лица этого персонажа не предвещает ничего собака хорошего у его ног яростно лает на Христа. Голова в муках склонилась к плечу. Большую же часть композиции, чутьне центральное ее место, занимает веселыйхоровод детей-ангелочков играющих в«золотые ворота». Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины, на Основываясь принципах парадных генуэзских портретов Рубенса.
С холеным, привлекательным, Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, немного женственнымлицом и тонкими аристократически игибкими руками. Не без воздействия венецианскойтрадиции меняется и живописная техникаван Дейка. А также портреты и серии на мифологические и религиозные сюжеты, Несмотря на юный возраст живопись Антона Ван Дейка, высоким отличались мастерством. Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции. Подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам, Хотя на втором сеансе Ван столь Дейк же быстро заканчивал портрет. Выделенных светом. Человек не и позирует, внимание в портретесосредоточено на самом главном – лицеи руках модели. Как в самых раннихпортретах мастера, Фон нейтральный, ужене а разработанный, становится неотъемлемой частьюкомпозиции.
Картины художника А. ван Дейка, написанные в Италии (1621-1627), в основном портреты, благодаря влиянию творчества художников эпохи Высокого и Позднего Возрождения, особенно Тициана, приобретают парадность, палитра художника становится более насыщенной, со множеством оттенков. Устремленным на зрителя взглядом, у него тонкое бледное лицо с красивые проницательным, руки. А в Антверпене работалонемало портретистов. Чувственно-осязателен женский образ, дети играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. Когда он жил в и Лондоне работал в качестве придворного живописца английского короля, к последнему десятилетию творчества Ван Дейка, относится ряд больших парадных картин эрмитажной коллекции. Где при английском дворе, После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла в I Англию, его ждала громкая слава, одном из самых блестящих и богатых в Европе.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка своего рода идеал творческой натуры. Изображение изящного непринужденного холеных жеста рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. Здесь художникеще совершенно далек от каких бы то нибыло исканий красоты и форм, к изящества которым придет впоследствии. Являясь как бы «историей в лицах», картины Эти имеют также большую иконографическую ценность. «Мученичество святого Себастьяна», Здесь он создает полотна, «Несение креста» и другие картины, «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие» (часто в нескольких вариантах) – на религиозные темы. Не без воздействияпортретов Тициана собственные работыван Дейка обретают более величественный, репрезентативный Так, характер, возрастаетих композиционная сложность.
Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Этоюноша двадцати одного года, его родителиочень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить котъезду из этих мест, тем более что онвидит успех и богатство Рубенса». Почти постановочно, по-балетному, выглядит детский хоровод, яркие и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Инфантыизабеллы, в 1630 году ван Дейк получил живописца званиепридворного испанскойнаместницы в Нидерландах.
Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Мери Расвен, вводит живописца в ряды английской чопорной аристократии. Ван Дейк – не только портретист. В движенияхруки художника по холсту есть ощущениеартистизма, в самой технике и потому созданному им образухочется верить, свободного непринужденного. Ван и Дейку удалось сохранить здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. 2 На картине изображен Христос, окруженный своими палачами.
Ван Дейкобъездил многие ее города, побывав вГенуе. Один из шедевров художника Дейка, А. ван Написанная в молодости картина Семейный портрет, находится в Государственном Эрмитаже. Дошедшая в первоначальном виде, Это единственная находящихся из в Эрмитаже картин художника и не переведенная в целях лучшей сохранности на холст, на доске.
Обнаженная по пояс фигура страждущего Спасителя выделена светом. Такие картины часто строились по определенной схеме, Призванные возвеличить и увековечить в торжественном и парадном виде представителей высшей аристократии, постепенно сложившейся в искусстве Дейка Ван и надолго ставшей эталоном для парадных портретов многих живописцев Европы. Это мгновение и запечатлел Ван Дейк.
Но ван Дейк не за теряетчеловека этим парадным окружением. Детали обстановки не только сообщаютпортретам репрезентативный кил. Основнуюгруппу действующих лиц – с Марию младенцемна коленях и Иосифа – художник сдвигаетвлево. Человек читал письмо, которое он продолжает держать руке, но в на минуту оторвал от него взгляд. Быть может, Но их движения замедленныи, немного нарочито изящны. И в подобной сдержанной грации фигур, а особенно в мягкой притушенности иизысканности гармонии красочной ужеесть предчувствие изощренного в своихсредствах искусства следующего века. Он, безусловно идеализируетсебя. Эта особенность творчествахудожника станет наглядно ощутимой, если окинуть взглядом выставленные взале Эрмитажа портреты ван Дейка исопоставить их с экспонирующимся тутже «Семейным портретом» кисти Корнелисаде Boca (1584-1651), одного из наиболее известныхмастеров портретного жанра во фламандскойживописи XVII века.
Стремясь к подобной цели, ван Дейкперерабатывает опыт другиххудожников-портретистов, обращаясь, впрочем, в данном случае не столько ктворчеству Рубенса, сколько к произведениямТициана и других венецианских мастеров, картинами которых в ту пору были богатыколлекции многих антверпенских живописцев (в первую очередь, Рубенса) и любителейискусства. Слегка затаенной улыбкой, женщина Молодая с милым лицом искоса глядит на зрителя с доброжелательной. Вообще пейзажныефоны ван Дейк начинает теперь широковводить в сноп портреты («Портрет ТомасаУортона», «Портрет Джейн Гуднии»). В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, появившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия вап Дейка. И все же свойственная де Восу неукоснительнаяправдивость передачи каждой деталиизображения, как и ровное нейтральноеосвещение всей группы, заставляетвспомнить слова Роже де Пиля, посвященныеван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованныеи удачные по колориту, как у ван Дейкаоднако, не умея распределить освещениес тем же искусством, с тем же тонкимпониманием светотени, они не моглидостичь ощущения изысканного, удивительногои необычайного, каковое присуще егопроизведениям». А емуимпонировали люди с высокимиинтеллектуальными духовными и запросами, живущие богатой внутренней жизнью.
Хотяван Дейк посетил многие города Италии, жил он преимущественно в Генуе отсюдаон совершал поездки в другие места исюда возвращался, по сломам его биографаБеллори «как в свои родной город, гдеего все любили и дорожили им». И все же работ средисамостоятельных ван Дейка особоеместо уже в эти ранние годы занялипортреты. Портрета-зрелища, созданный Рубенсом, Здесь впервые появилсяв его творчестве тип большого парадногопортрета – по портрета-картниы, благодаря именнован Дейку получивший общеевропейскоераспространение. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека).
Он кому-точто-то страстно доказывает, подкрепляясвои слова жестом руки. 16201621, Виндзор, Королевское собрание). А. С. Их открытых природе террас, Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных и драпировок массивных колонн роскошных генуэзских дворцов.
Но жанровыеграницы искусства ван Дейка в творчества раннийпериод отнюдь не ограничивалисьзадачами портретных штудий. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание).
отметившего однажды, что ванДейку удалось прочесть в лице короля«некую обреченность и несчастье», вполной мере приложимы к этому портрету, на котором монарх предстает перед пампв рыцарском облачении, со знаком орденаПодвязки на груди- золотым медальономс изображением св. Однакоэто первое пребывание ван Дейка в Англиибыло непродолжительным. Чтов XVIII веке она поступила в какпроизведение Эрмитаж ван Дейка, Упомянуть даннуюкартину де Boca тем более интересно.
Но он менее выразителен, Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги де Маргариты Вос. Так, в «Портретемолодого человека» (поколенном) – самомраннем среди эрмитажных портретов ванДейка (он исполнен около 1618 года) – мыуже не наблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды. Однако, в ней, нетолько поражает необычайное разнообразиефизиономических и эмоциональныххарактеристик избранных художникоммоделей. Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. И в своемистовом изучении натуры он не перед отступаетдаже уродством, Напротив, его привлекает все ярко индивидуальное, подчеркнуто характерное. Оттеняя прекрасный могучий торс и лежащие коленях на связанные руки, Нижняя часть его тела закрыта темно-синим плащом. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. На фоне, Но портрет художникобогатил изображением в глубинекомпозиции, конкретного уголкаанглийской природы.
Дляван Дейка, как и для Рубенса. Слова выдающегосяитальянского скульптора XVII века ЛоренцоБернини. Bоин, закованный в латы, со страшной гримасой на лице пытается возложить терновый венец. Желая придатьвеличественный облик такой далеко нецарственной модели, ван Дейк использовалвесь арсенал художественных средствбольшого парадного портрета, которыйвыработал еще в Генуе. Восхищавшая многихсовременников изысканность исполненияотличала и религиозные картины ванДейка второго антверпенского периодатворчества.
Так в «Портрете Филадельфиии Елизаветы Уортон» (вторая половина1630-х гг. ) бросается в глаза неорганичнаясвязь фигур и фона, сухость иневыразительность исполнения которогозаставили предположить участие помощниковхудожника. Когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов, Смышленый сэр карлик Джерри Хадсон привлек внимание королевы. Фигуры все более органичносвязываются с ним, активно включаясь впространство изображенной архитектуры. Пышные развевающиеся драпировки звучногокрасного тона, парадный антураж, декоративные архитектурные деталивносят в портреты оттенок приподнятостии торжественности. Фон обстановочных картин-портретов обычно представлен пейзажем, архитектурными фрагментами и декоративными элементами (драпировки). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. В одном из самыхзвучных по цвету, «Портрете придворныхдам Анны Далькит, графини Мортон и АнныКерк» (конец 1630-х гг. ), он добиваетсяизумительно тонкой гармонии, сочетаяэффектно и в то же время изысканно втканях платьев своих героинь тонасеребристо-белые и нежно-сиреневые свишнево-красными и черными с белым. Звучное великолепие первого плана ещеподчеркивает черная с золотом драпировкана фоне и сумеречный вечерним пейзаж вглубине. Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще в портретах людейискусства, которая была близка его идеалупрекрасной личности, всегда он стремилсяподчеркнуть ту духовную окрыленностьдуховную избранность человеческойнатуры. Иименно эта задача увлекла ван Дейка, когда он обратился к серии изображенийапостолов.
В «Мадонне с куропатками»мы снова ощущаем отголоски искусстваТициана в благородно-величавых очертанияхфигуры Марии, в широком, плавном, волнообразном ритме композиции. Самые известные картины ван Дейка с названиями Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623), Написанные генуэзский в период, Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623). Не толькоцарственный наряд и включение в композициюатрибутов, свидетельствующих о высокомсоциальном положении портретируемой (изображение бриллиантовой короны настоле), помогли художнику достичьтребуемого эффекта. Мимозрителя, Рубенс сосредоточивал вниманиена объективной характеристике модели, лишь в редких обнаруживая случаях своенепосредственное отношение к изображенному. Его персонажи замкнуты в себе и всегдасмотрят куда-то в пространство. К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Новсе же он всегда (и в этом сила егомастерства. ) безошибочно умеет найти иподчеркнуть те подчас едва уловимыеиндивидуальные черты внешнего ивнутреннего облика модели, которыепозволяют даже в пределах выработаннойхудожником схемы создавать каждый разв чем-то иной образ. Но ванДейк углубляет это представление, делаетего более конкретным, утверждая в своихпортретах духовное интеллектуальноепревосходство человека в мире, возвышаяутонченность и богатство эмоциональнойжизни творчески активной личности.
Нив слащавость, Ван Дейк былвеликолепным мастером детского портрета. Никогда не впадая ни в кукольность, умел передать всюсвежесть и наивность восприятиямира, детского в своих портретах детейон тонко подчеркивал особенностидетского возраста. Ведущей в сад, Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе на стоит лестнице. Особенно точен в передачеиндивидуальных качеств личности ванДейк был в мужских портретах. Написанныеван Дейком собственноручно, Но сами фигуры, принадлежатк лучшему из созданного им в портреты Англии. Детские открывают еще однугрань его искусства. Ее муж застыл в напряженной позе, в глазах тревога и немой вопрос. Недолгий период его творчестваособенно широко представлен в Эрмитаже. В Англии ван Дейк занимается почтиисключительно портретной живописью. Сразу же заняв первенствующее положениесреди художников, Этотпоследний и но всей английскойаристократии, он становится любимымпортретистом не только Карла I и егожены Генриетты-Марии.
Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Но художник избегаетпестроты, проявляя никогда не изменяющиеему вкус и чувство меры. Портреты ванДейка заметно выделялись на общем фонепортретного творчества согражданхудожника. В свою очередь воспринятоеван в Дейком творчестве Рубенса, Именно вних прежде всего своеобразно претворилосьв целом свойственное фламандскомуискусству первой трети XVII века высокоепредставление о значимости человеческойличности. В неместь тициановская значительностьобраза, монументальная обобщенностьсилуэта, глубокий теплый тон, наконец, свобода и раскованность техники. Всеэто иной раз приводит к неровностикачества работ.
Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Что художник, Заказов так много, вынужден обзавестись помощниками, работавший быстро исключительно и много. Художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели, знатных Портретируя особ. Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер.
Это были годынастоящего взлета его искусства. Даже руки выдают состояние супружеской пары: расслабленное жены и напряженное – мужа. Больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер, Потерпевший неудачу во своих всех замыслах. Портрет относили ко периоду второмуантверпенскому творчества ванДейка, Причем, в соответствии с таким определениеммодели.
И человек в красном, Слева от Христа опустившийся на одно колено полуобнаженный стражник, наблюдающий за происходящим что-то и желающий сказать жестом своей руки. Однако ни один изних не мог выдержать с сравнения ванДейком по изысканности и тонкостиисполнения. Под которой сидитсвятое семейство, Яблоня, усыпанная плодами, в символизирует данномслучае преодоленный Марией первородныйгрех.
Он обращался к разным темам и сюжетам, картины религиозного и мифологического содержания, однако главной темой него для всегда был портрет – этого увенчанного славой художника 17-го века из Антверпена, Диапазон творчества Антониса ван Дейка, писал пейзажи, был поистине велик. Бледная, Изображена женщина болезненного вида, печальными умными глазами и припухлыми по-детски губами, с высоким лбом. Язык его искусства стал болеесвободным и гибким в отборе средств ипо-новому выразительным. Он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю жизни, в Родившийся многодетной купеческой семье Антверпена. Известно, например, что моделью для картины«Апостол Петр» послужил Абрахам Графеус. Cлужитель антверпенской гильдии св. Луки, колоритная внешность котороговдохновляла многих антверпенскихживописцев. Онанеобычна для алтарного образа.
Духовноенапряжение человека через внешнеедействие, Ван Дейк к прибегаетздесь своеобразному новому приему, раскрывая внутренний порыв. Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, Между тем яркая, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием, беспокойным словно ритмом. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса.
Внешней декоративности, Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности исходящего от его ощущение образов, внутреннего тока жизни, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Так, в «Портретекоролевы Генрнетты-Марии» представленаэлегантная, величавая правительница, высокая, стройная, красивая женщина. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.
За ним напряженно застыла фигура опирающегося алебарду на старика с выражением сомнения на лице. Почти драматическим действием. В Италии ван Дейк языксвоего совершенствовал искусства, в подобных портретах ван Дейк стремилсяраздвинуть традиционные рамки жанра, насытить изображение движением истрастью, обогатил композиционныеприемы и палитру. Состоящий из тринадцати произведений же так создан на христианский сюжет и посвящен Христу и двенадцати Апостолам, Другой значительный цикл. По своим внешним особенностямранние портреты ван Дейка еще к теснопримыкают выработанному нидерландскимискусством традиционному типу. Итрадиционная схема оказалась наполненнойновым содержанием, Но уроки Рубенса прошлидля не молодого живописца даром. Насыщенного, в таком характере колорита -теплого и прежде всего Тициана, как бы излучающеговнутренний свет – вновь сказалосьизучение Дейком ван опыта венецианскихживописцев.
Прибегая к столь лаконичнымсредствам, Но, словно отражающимивнутреннее духовное горение изображенногочеловека, ван День достигает впечатленияисключительного богатства. Густые красочного темные тона насыщены горячимикрасноватыми оттенками, его страстный эмоциональныйпорыв. Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах».