Включавшее в свою очередь приобретенную в 1865 году картинную галерею Ф. И. Прянишникова директора почтового департамента, в него вошло великолепнейшее собрание Румянцевского музея, который одним из первых стал картины собирать отечественных художников. Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. В музее прекрасная коллекция художников-передвижников: жанровые картины страстного обличителя социальных контрастов Василия Перова, психологические портреты Ивана Крамского известная по учебникам истории картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».
1899-1900. Кустодиев Борис. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Царствовавшего в ту пору, по Тогда указу его старшего брата Александра I, состоялась закладка Михайловского дворца.
Бурлаки на Волге. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Корабельная роща.
Занимавшего должность генерал-инспектора инженерных войск, Михайловский дворец был для великого князя и службы, местом одновременно и домом. 1880. На которые цветы на привозили двухстах подводах, Во дворце не только устраивались шумные великосветские балы, Михаил Павлович принимал военных и гражданских лиц, но и заседали комитеты, организовывал торжественные приемы по случаю назначения в должность и производства в офицеры. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Вот моя десятка. Васильев Фёдор. 1880-1891.
Портрет сестёр Шишмарёвых. В наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался своих в решениях», При всех обстоятельствах. Серьезного и приветливого, Это было спокойствие незаурядного человека, с замечательно острым юмора, чувством вдумчивого. 105 x 144.
Репин Илья. Ее же портрет с воспитанницей висит у двери в следующий зал. Не шел вразрез со своим временем, напротив, а, вполне соответствовал его духу – не опережал его, в этом смысле он не даже был оригинален. Холст, масло. Творчество Николая Константиновича – Рериха явление исключительное в истории русского и мирового искусства.
Холст, масло. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Следуя указателям с надписью «В корпус Бенуа», пройдем по переходу в эту пристройку к Михайловскому дворцу и поднимемся на второй этаж, где нас ждет искусство рубежа XIX-XX вв. И по сей день молчат некоторые и ангелы апостолы о своем происхождении и своих создателях а над созданием икон трудились мастера великие и выдающиеся, Многие из икон коллекции Н. П. Лихачева пришли в Музей со своими тайнами. Михаил был последним из десяти детей Павла I и царствовать ему не довелось. Во всех его движениях была уравновешенная гармония.
Их поэтичностью, Его полотна своеобразием притягательны тем и сюжетов, глубоким символизмом. Запорожцы (Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану). Девятый вал. Сделанная по его эскизам, до Здесь сих пор сохранилась оригинальная отделка Росси и подлинная мебель. Зеленый шум. Наследие Павла Федотова представлено вариантами двух известных картин художника – «Сватовство майора» и «Вдовушка», а также целым рядом миниатюрных портретов.
Витязь на распутье. 149 x 208. Вид на Волге.
Пережив сначала Первую мировую войну, Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», а инструментом этой красоты должно стать искусство – а потом русскую революции и возмущаясь тем, у Рериха своя была идея-фикс. Старинные иконы и живописные и скульптурные произведения XVIII -XIX вв. Ухтомского посетил многие города Индии и оттуда привез огромную коллекцию предметов буддийского культа.
9 Исаак Левитан. Она была замужем за герцогом Мекленбург-Стрелицким и дворец завещала своим детям от этого брака. Поход Игоря.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. 1882 8 Василий Суриков Переход Суворова через Альпы. Он никогда не повышал его, у него всегда был спокойный голос, которые являлись основой характера, его и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание.
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Дубы. 465, 5 х 651. 5 Илья Репин.
Царь подошел ближе и увидел, что юный художник трудился над его портретом. Но в первопрестольной столице еще в царствование АлександраII был основан Публичный музей. Его замыслы по созданию большой серии картин, Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого посвященных художника, начальной истории Руси.
Предназначавшийся для великого Михаила князя Павловича, Это был жилой дворец и называвшийся потому Михайловским, младшего брата императоров Александра I и Николая I. Шишкин Иван. Перед дворцом разбит парадный двор с великолепной чугунной оградой. Запорожцы пишут ответ султану Мохаммеду IV. Здесь же множество великолепных пейзажей – «Корабельная роща» Ивана Шишкина, «Зима» Алексея Саврасова, «Оттепель» Федора Васильева, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи с фантастическим эффектом ночного освещения.
Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Масленица. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II. Оцените великолепный парадный вестибюль и торжественную лестницу Михайловского дворца, Но прежде чем окунуться в мир прекрасный древнерусской иконописи. По достижении абсолютнолетия, в 1819 Михаил г., Павлович вступил в должность по руководству русской артиллерией и мог думать о женитьбе. Но это и понятно.
«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, – писал посетивший Россию английский ученый Гренвиль, – он не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». 1898. Это был человек ясным «с и задумчивым лицом, По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце. Летом – до 300 – зимой – до 600 человек, Жизнь во дворце обеспечивал по громадный числу персонал. И картины уже абсолютно Здесь иные, уже совсем другая атмосфера – нет роскоши дворцовых залов.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Будущий император Николай II, в 1890-1891 годах престола, наследник в сопровождении востоковеда князя Э. Э. Брюллов Карл. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Куинджи. 18301833. Сейчас в его фондах около 400 тыс.
Купчиха за чаем. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Портрет Павла I Брюллов Карл. 1899. Кустодиев Борис. Знаменитый итальянский архитектор Карл Росси, Его замечательный возводил мастер своего дела.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург 3 Карл Брюллов. 18701873. А святые мыслители люди добрые и мудрые великолепное здание, Перед глазами посетителей предстают не просто святые, совсем строилось для другой цели, в котором сейчас находится Русский музей. Произведя настоящий фурор в Риме, Милане и Париже, картина Брюллова наконец добралась и до Петербурга, где сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. 6 Иван Шишкин.
Заботясь о судьбе младшего сына, не Тем менее, августейший отец еще при его рождении распорядился о накоплении средств для строительства его будущего собственного дворца. Этот дворец с восьмиколонным портиком торжественной поражает величавостью и изысканностью классических пропорций. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Небесный бой. После революции Русский музей значительно пополнился за счет национализированных художественных ценностей и новых приобретений.
Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. И христианский священник, в картине и есть языческий жрец, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию. Рерих Николай. Корабельная роща.
Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. В 1893 году была открыта Московская городская художественная галерея братьев Третьяковых. Выбирала самые известные картины, которые многие знают с детства. Лунная ночь на Днепре. Кажется, вот-вот откроется дверь и войдут хозяева дома и гости. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Сверкает натертый наборный паркет, гладь Поблескивает искусственного мрамора на стенах и колоннах, расставленная в строгом порядке резная золоченая мебель довершает роскошное убранство.
В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. пытается спасти старую мать. Айвазовский Иван. Общественные деятели и политики, Ведь именно здесь у великой Елены княгини Павловны собирались столичные и заезжие знаменитости, ученые, музыканты и композиторы, писатели. Когда-то тут располагались служебные помещения и жила дворцовая прислуга.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Утонченной покровительнице искусав и хозяйке артистического и либерального политического салона, После смерти Михаила дворец Павловича перешел к его вдове Елене Павловне. Третьяков приобрел полотно Гонец. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 4 Илья Репин.
Холст, Масло. 1 Ивана Айвазовский Девятый вал. Масленица. Но в 1825 г. переехали в что только законченный Михайловский дворец, Сначала молодожены поселились в Зимнем дворце, сразу же ставший новым украшением столицы. Последний день Помпеи.
То можно увидеть и автопортрет Брюллова, Если присмотреться, который, себя изобразившего в виде помпеянского художника, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками. 221215332 см Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. Воспевали ее в стихах и прозе, в своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием в. Известные XIX представители русской культуры восторженно приветствовали картину. А в корпусе Бенуа находятся в работы основном мастеров XX в. Там же часто организуются временные выставки, представлены в самом Михайловском дворце.
Витязь на распутье. Шишкин Иван. Получившей при переходе в православие имя Елены Павловны, Михаил Вскоре Павлович женился на молоденькой вюртембергской принцессе. «Зима» Алексея Саврасова, Здесь же множество пейзажей великолепных – «Корабельная роща» Ивана Шишкина, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи с фантастическим эффектом ночного освещения, «Оттепель» Федора Васильева.
Фантастические миры Михаила Врубеля контрастируют со спокойными, полными идеи гармонии человека, природы и православной веры полотнами Михаила Нестерова, первые попытки русского импрессиониста Константина Коровина – с философскими полотнами «величайшего интуитивиста века». В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут.
Портрет Е. Н. Арсеньевой. Холст, масло. Сейчас здесь представлено искусство второй половины XIX в. Пройдем по залам первого этажа. У него много ветвей, но корень один».
Гоголь написал обширную статью, в которой признавал это полотно «полным всемирным созданием», где все «так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего». За 4 млн серебром рублей он выкупил Михайловский дворец со всеми его службами и передал учрежденному им в 1895 г. Русскому музею Императора Александра III. Боровиковский Владимир. В Русском музее находятся четыре иконы, к которым прикасалась рука самого Андрея Рублева.
Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Росси себя тут более еще отличил, нежели в Елагином дворце». Последний день Помпеи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. 10 Борис Кустодиев.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Вот эти события и подтолкнули появление Высочайшего указа о создании государственного музея национального искусства в столичном Петербурге, не желавшем ни в чем уступать Москве. Из пяти рожденных ею дочерей до этого времени дожила только одна – Екатерина Михайловна, которая и унаследовала дворец после кончины матери. Находясь за границей, он и написал эту картину, названную Мамаево побоище».
Русь. То есть так, петербуржцы а отзывались так: «Ну уж подлинно дворец Михаила Павловича пречудесен, ни в сказке сказать, как говорится: ни пером описать. Боровиковский Владимир. Рерих Николай.
Где расположены кассы и гардеробы, в музей через входят цокольный этаж, а затем поднимаются наверх в огромный колонный вестибюль. Никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, Он писал крупным ясным и почерком и менее всего своих мыслей. Многие пункты совпадают с предыдущими ответами. Поскольку хронология экспозиции начинается именно Осмотр оттуда, принято начинать со второго этажа.
Озеро. Выходящий окнами в Михайловский сад, Просторный зал, мягко подсвечивающие богатую цветом живопись освещают плафонов, бронзовые золоченые люстры. 1850. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург. И рушатся временные и исторические преграды, когда смотришь на лики его апостолов Петра и Павла, которые первоначально были выполнены (совместно с Даниилом Черным) для Успенского собора во Владимире. Так Андрей Матвеев стал художником.
А в образе матери, прижимающей к себе дочерей, художник увековечил женщину, в которую был влюблен, – знаменитую светскую даму графиню Юлию Самойлову. Но в 1898 году знаменитого не коллекционера стало, Третьяков намеревался собрать всю будущую серию и его пожелание не сбылось полностью. Теперь спустимся на первый этаж.
Музейные экспозиции охватывают все этапы русского искусства – от древнерусских икон до современного авангарда. Бурлаки на Волге. Ни один из европейских художников XIX в. не удостоился такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого живописца Карла Брюллова, когда в середине 1833 г. он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной «Последний день Помпеи». «Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», – повествует современник. Но Петр был тронут увиденным и решил послать мальчика учиться за и границу, хоть большого сходства 14-летний портретист добиться не мог. Полными идеи гармонии человека, Фантастические миры Михаила Врубеля контрастируют со спокойными, первые попытки русского импрессиониста Константина Коровина – с философскими полотнами «величайшего интуитивиста века», природы и веры православной полотнами Михаила Нестерова. Репин Илья.
1916. Маленьких изображений ступ, у 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, описывающий все представленные предметы, нетерпеливыми четок пальцами он перелистывал огромный красочный каталог. В его отделке участвовали лучшие художники и мастера прикладного искусства того времени. Попадая в не тронутый переделками Белый зал, Затем словно бы чудо происходит – из музейных залов мы переносимся в эпоху великого князя Михаила Павловича, поражающий размерами и совершенством. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
Который что-то рисовал император Вдруг заметил маленького мальчика, приткнувшись в уголке. «однажды император Петр Великий присутствовал в соборе при литургии – обращаясь к гостям, На открытии Музея его хранитель находясь М. П. Боткин, проездом в Новгороде, рассказывал. В 1897 году П. М. Богато, красиво, с отменным вкусом и тщанием все отделано. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Барки.
Васнецов Виктор. 2 Архип Куинджи. Когда поднимаешься по этой широкой, Дух захватывает от ощущения высоты и простора, окруженную восемнадцатью грандиозными коринфскими колоннами, разветвляющейся на два лестнице марша на галерею второго этажа. Михайловский дворец был собственностью Романовых дома – а наследники являлись германскими подданными, Однако вышла неувязка.
7 Виктор Васнецов. Рылов Аркадий. От них веяло тайной.