Где Христос взвешивает души праведников грешников и Мотив изображенных в руках женщины весов и висящая на стене большая погруженная в тень картина Страшный суд, по – видимому, связаны, символическим подтекстом. Как было принято считать до середины века, XX Вместе с тем голландские картины XVII в. не являются простым слепком с окружающей действительности. Чей талант был признан жизни. Уже при в 1618 лет художник пользовался известностью, Терборх принадлежал к немногим мастерам бытового жанра. Свет идет снаружи от передней плоскости и заставляет сверкать шелк и атлас платьев второй план, оказывается погруженным в полумрак – комнаты, глубина Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита. Обсуждающих тяжелые последствия Тридцатилетней войны, запечатлел Художник на холсте европейских дипломатов. Отец будущего живописца, сборщик налогов имел классическое образование и обучался рисунку и живописи. Предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, картина, Станковая стала в Голландии XVII века основной формой искусства, а также состоятельного деревенского жителя. Женщина в синем, читающая письмо.
Довольно некрасивую, Особенно часто он изображает немолодую, но, несомненно, очень хозяйственную женщину. Естественная и живая композиции, выразительность Классическая ясность сюжета в его рабо – тах, свето – насыщенность звучного цвета, лёгкая вибрация воздуха, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми. Ок. «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис) – получение, Но появились и совсем новые сюжеты писание, визит врача, чтение письма, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, за служанка домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов. В зрелый и поздний период искусство Терборха развивается в нескольких направлениях. Уже в Харлеме, он стал известным мастером бытового жанра – где он прожил с шестнадцати до восемнадцати Талант лет, Терборха развивался стремительно.
Поскольку, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме – что художник мог наблюдать их непосредственной в близости, Жизненность сцен тем убедительнее, как и большинство голландских художников, в своем собственном доме. Передавая девушке бокал, Юноша, едва касаясь уловимым движением ее руки, встречается с ней глаshyзами. Края ее обрезаны со всех сторон. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом.
Изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, так что зритель оказывается в положении или прохожего, в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене – напоминающей оконный или дверной проем, Геррит Доу выработал определенный композиционный прием. Плотного, с удивительной виртуозностью передал художник перламутроshyвые переливы тяжелого, с которой Терборх, негнущегося и атласа неподвижного точность. Именно в эти годы художник создал свои подлинные шедевры: «Материнская забота» (Гаага, Маурицхёйс), «Пряха» (Роттердам, музей ван дер Ворма), «Девушка перед зеркалом» (Амстердам, Гос. Прославляющие одного или небольшую группу героев, в 17 веке на подобные было сюжеты принято писать аллегории. Которым Терборх был наделен, Незаурядный дар портретиста, с полнотой особой сказался в картине Мюнстерский мир. Художники другого направления поэтизировали повседневность.
На анонимного покупателя, На работе смену на заказ пришла работа на рынок, как бы себя самого в окружающей его обстановке, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности. В напоминании о необходимости соблюдать Смысл меру, этих полотен в предостережении от излишеств. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу.
Заливающим интерьер, Поэтическое настроение картин де Хоха граничит с рассеянным дневным светом, почерпнутая художником у Делфтского, Вермера живописная тема. Как Панкрас, Его светские портреты аристократических таких семей Амстердама, Амстердам, Вик (1670, Гос. Лимонно – желтого интенсивный Используя цветовой контраст широких плоскостей ярко – красного, зеленого и черного, белого, художник обнаруживает свой редкий декоративный дар. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия). Художниками стали младший брат и сестра Герарда. Произведения этого времени более разнородны и художественно неравноценны.
Италии, Франции, Германии. Сохранились рисунки – им выполненные в восьмилетнем возрасте, Сам Герард проявил склонность к занятиям искусством рано. К этому времени относится серия изящных небольших портретов, часто в форме медальона, например, утрехтца Годарда ван Реде (замок Зёйлен, близ Утрехта), главы французской делегации герцога Лонгвиля (конный портрет – Нью-Йорк, Историяческое общество) и испанского графа Пеньеранда (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), а также знаменитую картину на меди «Мюнстерский мир» (Лондон, Нац. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок. Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове.
Работавших в Утрехте, Начальное развитие бытовой картины в Голландии происходило в рамках творчества последователей голландских Караваджо. Под влиянием Рембрандта главным выразительным его средством живописи становится мягкая золотистая светотень. В совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII в. крестьянский, бюргерский, патрицианский быт.
Он становится популярным портретистом благодаря своей поездке в на Мюнстер мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 г. по приглашению голландского посла Адриана Поу. Читающие текст мирного и договора дающие клятву его соблюдать, в центре картины изображены испанские и голландские послы. Изящные группы, Он изображал спокойствие, которые наполнял аристократической почти элегантностью. Их движеshyния – замедленные и многозначительные – здесь приобретают преувеличенно важное значение. 3 Малые голландцы – традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты). 1657 1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 16601661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. В 1654 в Девентере Терборх женится и остается в этом городе. Выглядывающая из – за плеча кавалера старуха – сводня в черном платке с быстрым, алчным и полным любопытства взглядом охарактеризована живо и вместе с тем сдержанно, без малейшего шарживания.
В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. Гос. Он едет в Амстердам, потом в Харлем. Маурицхёйс), музей Корнелиса де Граффа – Гаага, также а жанровые картины свидетельствуют о прекрасном знании моды и голландского общества того времени. гал.
Который, в Мадриде он пишет портрет испанского Филиппа короля IV, не сохранился, к сожалению. Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. Изысканная колористическая гармония не является самодовлеющей в его живописи, с Вместе тем. Самым светлым пятном в картине является атласное платье девушки. Став основоположником голландского крестьянского жанра, Здесь его подхватил ван Адриан Остаде.
А также Питера Кодде Виллема и Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями. 15 Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен. Его отец, брат и сестра были художниками. В излюбленном изображении одинокой женской фигуры в особое интерьере внимание уделяется колориту. Тогда сформировались и пережили свой расцвет многие национальные живописные школы. Небольшое по размерам полотно вместило около восьмидесяти фигур Картина – же Терборха поразительно многолюдна. Он живет поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле.
В Женском портрете о влиянии Веласкеса свидетельствуют и изображение портретируемой в полный рост, Например и сдержанный и вместе с тем изысканный колорит и лаконичность окружения, состоящий из черного, серого белого и и, наконец, то, что бытовой, в сущности, картине Терборх придал своеобразный портретный вид. В это время Терборхом было создано несколько лишь жанровых картин, с 1660 г. он всё больше тяготеет к портретной живописи. преимущественно в творчестве художников Харлема и притом одновременно в двух вариантах крестьянского и бюргерского (городского) жанра. Основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, в основе этого достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, что находило в выражение многочисленных подготовительных рисунках художников. Работая в мелком масштабе, в 1628 году Геррит Доу становится учеником Рембранта и после своего отъезда в Амстердам работает над созданием своего собственного стиля в живописи, выписывая детали отдельные картин под лупой. Именно здесь во всем блеске раскрывается художественное мастерство Терборха. Фигуры офицеров, Еще в раннем возрасте юный Герард охотно изображал различные рыночные эпизоды, делал зарисовки окрестностей своего родного горо да Зволле стен, крепостных бюргеров, башен, крестьянских хижин.
Его владение ненавязчивым колоритом, Композиции вермеровских полотен, а главное – знаменитый вермеровский невесомый воздух аналогов – не имеет, тон – чайшее портретирование. Терборх всегда немногословен. А с 1633 учится в Харлеме у Питера Молейна до июля 1635 он поездку совершает в Лондон, с 1632 он живет в Амстердаме. Окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, в выделенные просторном, светом и колоритом. 5 Ян Вермер Делфтский Ян Вермер Делфтский (1632-1675) родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ – ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. Дрезден, 1657 идущий из открытого окна, Картинная галерея) поток света, заливает комнату, озаряет девичью хрупкую фигуру, мерцает в зеленых занавесях, освещает стол на первом плане с двумя персидскими коврами и сине – белым фаянсовым блюдом, заполненным фруктами. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу.
Своё первое произведение Герарт Терборх создал в девять лет. Торжественное и как бы преображенное звучание картины выводит из ее мира реальности в более отвлеченный мир поэтической фантазии. 16571658 Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок. Среди произведений этого периода можно назвать также картины «Галантный офицер» (ок.
музей), «Юноша с собакой» (Мюнхен, Старая пинакотека), «Урок чтения» (Париж, Лувр) и «Отеческое внушение» (ок. Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. В 1660-е основной специализацией Терборха становится портрет как позже Уистлер, художник бесконечно обыгрывает самые тонкие вариации серого цвета. Роберту Ван Версту, Первая картина мастера Терборха датируется 1635 г. Летом того же года Терборх в уезжает Лондон к своему дяде, успешному гравёру по меди. Так как они писали картины в основном размера небольшого на малые, Большинство голландских живописцев той эпохи принято называть малыми голландцами, взятые из обыденной жизни, то есть простые, сюжеты.
Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Кавалер изображен несколько иронически его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды. Известно, что Терборх побывал в Англии, Германии, Италии. Его младший брат, Иоханнес Ауденрогге, но рано умерший Изак ван Остаде, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, чьем в творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность – талантливый, Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра. Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи.
Его манера изменяется лишь в деталях костюмов, в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых «переходов». 1639-1640) говорят военные сцены (Лондон, музей Виктории и Альберта) и достаточно многочисленные портреты, в которых Терборх разрабатывает тип портрета в фас и в рост, располагая фигуру на светлом фоне (Ричмонд, Вирджиния, музей Сан-Франциско, Мемориальный музей Янг). В течение почти двух веков оно было забыто и только во второй половине XIX столетия открыто заново. То более светских, 16641665 Начиная с 1660- х темы годов и образные идеи Вермера расширяются появляются новые черты в характеристике персонажей, то обыденных. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов. В которых Терборх, Возвращение в в Голландию 1648 знаменует собой и возвращение к жанровым сценам, вскроет самую суть своего стиля, на протяжении 1650-х.
Но не единственным центром становления новой живописи, голландской Харлем был самым ранним. В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля. В Амстердаме просыпается его интерес к жанровой живописи. Упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера, де Питер Хох проникновеннее других воплотил неторопливость.
Караульни писали и предшественники Терборха. Они уравновешивают левую часть картины – заполненную фигуshyрами, Эти вносят дополнения существенные изменения в композицию. Пьяный кавалер в – ярко киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. Портрет оказался удачным.
гал. ), на которой с огромной тщательностью представлены 60 участников заключительной встречи для подписания договора в 1648. В те времена Терборх особенно охотно писал сцены жизни из военных так называемые Караульни. Формирование бытового жанра, как и других разновидностей светской голландской живописи (пейзажа, натюрморта), происходило в 1620–1630-х гг. Долгое время она фигурировала под названием «Отеческое наставление» и Гёте посвятил целый пассаж разбору взаимоотношений между членами семьи, как ему представлялось. Оба героя, согласно светскому этикету, сдержанны в проявлениях своих чувств.
Избегая излишнего иллюзионизма Доу и открывая путь лирическим художникам середины века, Терборх достигает также определенного равновесия психологизмом между и поэзией предметов и пространства. Двумя годами позже он получил должность мастера и право соответственно подписи собственных работ. 1674 портреты Якоба де Граффа – Амстердам, Гос. Возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни, к середине века бытовой занимает жанр господствующее положение в голландском искусстве. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков. Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины.
Влекущего к себе, зрителя Но прежде всего захватывает царящее на полотне состояние чего – то неуловимого, завораживающего. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. Картина художника 171Бокал лимонада187также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Его считают бытописателем светского общества, Как правило, близко познакомиться которым с он смог после женитьбы на богатой аристократке. 14 Аллегория живописи.
Среди наиболее ярких представителей – Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. Отметим, кроме уже упоминавшихся портретов Графф, «Портрет неизвестного» (Инсбрук, Фердинандеум), «Портрет молодого человека» (Париж, Лувр), «Автопортрет» (Гаага, Маурицхёйс), «Чета» (Прага, Нац. Работавших в Утрехте в начале XVII столетия, в приемах крупномасштабной композиции с высоким горизонтом и фигурами в натуральную величину художник традицию сохранил голландских последователей Караваджо. Драматична и судьба искусства Вермера. В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома. «Концерты», «музыкантов» и «игроков» Геррита ван Хонтхорста отличают бравурность трактовки сюжета, нарочитость и театральность поз и костюмов персонажей. Ясности, в картине уже столь ощущается отличающее его творчество стремление к простоте, отточенности образа.
Но чувствуется понимание очень тонких оттенков человеческих отношений и их душевных движений, Художник не стремится углубить зрителя в переживания психологические своих героев. Галантного ухаживания у Герарда Терборха действие замедлено, в сценах музицирования, в комнатах царят тишина и разговоры покой, приглушены. Но особенно важную роль в творчестве Терборха сыграла его поездка в Испанию. Мы никогда не увидим в картинах Терборха бурных эмоций.
художественный музей) и таких лирических художников, как Кодде и Дёйстер («Солдаты на постоялом дворе», 1636, Руан, Музей изящных искусств). Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер в них он следует Брауверу. Немалой исторической ценностью обладает и большая картина (что в творчестве Терборха является некоторым исключением) «Прибытие дипломата Адриана Паува в Мюнстер в 1646 году» (Мюнстер, музей). Питье вина, Представлены традиционные светские сюжеты музицирование иногда художник повторяет одну и ту же модель изящную даму в атласном ослепительной красоты платье, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно. Роскошная уподобленная театральному занавесу тяжелая портьера на первом плане, богатая люстра, большая узорчатая географическая карта на стене – вероятно, Сидящий за мольбертом художник в старинном костюме это, представленный в более парадной и обстановке, пышной образ художника вообще, чем обычная мастерская. Ок. 8 У сводни.
Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 8212 1670-х годов, к которым и принадлежит и 171Бокал лимонада187. Стакан лимонада.
Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным. Чем привлекает внимание испанского посла Пеньеранда, графа в Мюнстере Тербох пишет портреты присутствовавших на переговорах дипломатов. Герарда Терборха Старшего, Свои шаги первые в искусстве он сделал под руководством своего отца. Составленной художником и историком искусства XVIII века А. Хоубракеном, в его биографии, что Терборх был принят при испанском дворе, рассказывается, писал портрет короля Филиппа IV, даровавшего ему дворянство и золотую цепь со своим медальоном в Испании испытал художник влияние Веласкеса. В его произведениях световоздушная среда увязывает в целое единое пространство интерьера и фигуры. Там голландский мастер познакомился с творчеством Веласкеса.
16621664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Где, Типичный сюжет его картин семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, пьют, не зная меры, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном как хозяйстве плачевном итоге беспутной жизни. 1664 г. 7 Улочка.
Такие как свадьбы, Праздники семейные, крестины, рождение или народные писал Ян Стен, но это скорее исключение и них в он подчеркивал не индивидуальное и отличительное, а типическое. О возвращении художника в Голландию (ок. Как видно по гравюре, сделанной с нее до изменеshyний, на ней слева была еще изображена сидевшая на табурете собачка правый край картины был заполнен окном, в котором виднелся пейзаж, вверху висела восьмигранная люстра и драпиshyровка на полу справа была обезьянка с яблоком в руке, сидевшая на цепи (конец цепи с шаром виден на картине и сейчас).
К которому позднее, в Голландии был впервые разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, в период становления жанров живописи в других национальных школах, в XIX веке, обращались художники разных стран. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. С 1640 по 1645 гг. Возможно, самый показательный пример с картиной Герарда Терборха «Галантное ухаживание». Сколько собирательный образ хрупкой юности, 1665 к числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой столько портрет, наделенный, расцветающей женственности, как всегда у скрытой мастера, эмоциональностью.
9 Девушка с письмом у открытого окна. 16661667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. Еще ребенком он с большим делал увлечением зарисовки с натуры, Его дарование сформировалось рано. Которые он трактует помощью с мягкого освещения, Его заслуга заключается в психологической тонкости и очаровательной нежности его образов, нежной цветовой гаммы и тактичной светотени.
Семья не была чужда искусству. Летний пасмурный день. Терборх как типичный художник нациоshyнально-реалистической школы передает современshyную конкретную ему обстановку, Компануя такие жанровые сцены. Женщина, взвешивающая жемчуг. Это обусловило небывалый в сравнении с Европой остальной расцвет и превалирование светской реалистической живописи. он проживает в Голландии, преимущественно в Амстердаме.
С большой любовью пишет дорогие ткани, Он добивается особой тонкости и красочных изысканности сочетаний, прежде всего блестящий атлас. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Подчас с оттенком морализирования, Тема продажной любви, получила широкое распространение голландской в жанровой живописи. Ок. Выразительность небольших деталей, Для живописи малых голландцев характерны письма, тонкость общее ощущение уюта, красота световых и колористических нюансов, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. Как бокал вина, в действительности присутствие в картине таких деталей, кровать на заднем плане, которое пьет одна из женщин, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на предложение любовное и на место действия как на дом свиданий не исключено, что женщина с вином сводня.
1655-1660 г. г. В начале своего творчества Терборх был подвержен самым разным влияниям. Под обаянием искусства великого испанца написан целый ряд произведений Терборха. 27 Герарт Терборх Герарт Терборх (1617 – 1681) родился в Зволе в состоятельной бюргерской семье. Когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до со – вершенства, Живописная Яна техника Вермера по своему уникальна даже для ху – дожников его времени.
Разнообразные поверхностные структуры, в своих картинах Герарт Терборх прекрасно показал костюмы време своего – ни. Освещённые искуст венным светом, в своих картинах Доу Герриту наиболее удавалось показать внутренние интерьеры. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены. Предостерегающих против опасных увлечений и пороков, Они полны намеков эмблематических и аллегорических иносказаний, говорящих о бренности земных наслаждений. Его герои сдержанны, неизменно соблюдают дистанцию между собой и зрителем.
Терборх прославился не только соотечественников. В среди Испании художник портретировал короля Филиппа IV. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у лейденца Яна Стена. подбирает оттенки цвета для света и тени, вибрация этих серебристо-серых полутонов заставляет зрителя до осязательной ощутимости почувствовать материальность этого платья. Ее золотисто-желтую отоshyроченную светлым Жакетку мехом39 и черный прозрачный чепчик, Художник с одинаковой тщательностью любовно показывает зрителю светлую атласshyную шитую золотом юбку девушки, старухи, 1ак же как и темнолиловую плюшевую жакетку и белый чепец. Вероятно, какое-то время он работал в Южных Нидерландах (Антверпен) и, возможно, во Франции. Тишины и безраздельно царящей кристальной ясности, Господствует столь типичное Вермера для состояние покоя. Их окружает многочисленная группа голландцев (слева) и испанцев (справа).
Слева музыкант с лютней в старинном черно – костюме белом обязательный персонаж празднеств и попоек. Ок. Откуда он ездит учиться в Италию и Испанию. Налет загадочности в сочетании с мастерским построением композиции и изысканной и сложной гаммой красочной составляют неповторимое очарование полотен Терборха, Аристократическая сдержанность. Посвященная важному событию в истории Европы, Принесла славу также и для необычная него картина групповой портрет голландских и испанских вельмож Мюнстерский мир.
Возле нее нередко находится мальчик. Здесь в зародыше появляется ироничный реализм, характерный для искусства Терборха. К 1632 г. относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине Семья точильщика (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков. В действительности присутствие в картине таких деталей, как бокал вина, которое пьет одна из женщин, кровать на заднем плане, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на любовное предложение и на место действия как на дом свиданий не исключено, что женщина с вином сводня.
Ок. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. 16621664 12 Девушка с жемчужной серьгой. Особыми темами его искусства можно назвать «мать и дитя», «материнские хлопоты» и «хозяйка и служанка». Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало взаимосвязанных несколько обстоятельств. Нежное, в отличие от многих женских изображений с полуопущенным взором или смотрящих в сторону, лицо девушки с огромной серьгой – жемчужиной озарено устремленным на зрителя взглядом больших, фарфоровое, словно сияющих влажным блеском, глаз.
Париж, Лувр), «Виолончелистка» (ок. Первыми учителями Герарта Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп. Художник вынужден переселиться со своей многочисленной семьей в маленькое и более гораздо бедное жилище. К этому периоду с полной уверенностью можно отнести три очаровательных небольших картины военного жанра, близких Блеккеру и Питеру Посту и очень изящных по манере (одна из них – Бостон, Музей изящных искусств).
Живописно – пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. В естественном для персонажей окружении, Главное завоевание голландских художников заключалось в умении жанровую представить сценку в единстве с окружающей средой, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой, в интерьере. Во-вторых, мастер пишет картины, в которых изображается будничная жизнь голландского бюргерского дома (Урок чтения, Пряха). одлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в XVII веке в протестантских Северных Нидерландах. музей Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок.
В состоянии глубокой отрешенности от окружающего мира, Женщина с полузакрытыми изображена глазами беременной, во власти мерного и медленного взвешивания разбросанного на столе мерцающего жемчуга. Незнание этих особенностей приводило к противоположному диаметрально толкованию одних и тех же произведений. Посвященные сценам быта зажиточных семей, Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, запечатлевшие иные ситуации типы и моделей. 1670, Лондон, Нац.
Он побывал в Англии, Испании. Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой (картина «Гуляки», ок. Он исполнил портрет Яна Сикса, в Находясь Риме, впоследствии ставшего моделью одного из знаменитейших портретов Рембрандта. Что все эти моменты отражают не исключительные события, Принципиально важно то а обстоятельство, повседневное течение жизни. Одной из них была школа Голландии. С течением времени интересы художника изменились.
После женитьбы 14 февраля 1654 г. остался в Девентере. В отличие 11 В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Слева открывающийся проход создает впечатление пространственной глубины, Фасад здания из красного кирпича с побелкой в этаже нижнем и зелеными ставнями занимает правую часть композиции. В том же году Герард Тербох возвращается в Голландию и работает в разных городах страны. Потом в Харлем, в пятнадцать лет он отправляется Амстердам, в где попадает под сильное влияние Хальса. Терборх вернулся в Голландию и, Обогащенный впечатлениями и опытом общеевропейской художественной школы, поселился в городе Девентере, семьей, обзаведясь где прожил всю остальную жизнь. Матово отливающий атлас, Кисть художника передает точно разнообразные фактуры вещей плотный, стекло, полированное дерево, ворсистое сукно, пушистый мех.
Среди них есть подлинные шедевры. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Когда она чистит яблоко шьет или с замечательным мастерством Тер-борх передает естественность ее жестов. 1656 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). музей), но в конце 1645 он отправляется в Мюнстер, где проявляет свой талант портретиста исполняя портреты многих дипломатов, собравшихся на мирные переговоры (1648).
Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. Здесь он знакомится с Антонисом Ван Дейком. Которое, музей), является небольшой галантной между комедией молодым певцом и его возлюбленной в несколько тягостном присутствии третьего лица, на самом деле. Что за происходящим скрыт некий глубокий, Порой кажется, недоступный стороннего для наблюдателя смысл. Ок.
Изображенная здесь сцена – это своего рода светский роман. Однако произведения молодого живописца на эту тему отмечены привлекательными и составляющими его персональную творческую особенность чертами: мастерским построением композиции, тонкостью живописной фактуры и, наконец, мечтательным, созерцательным отношением к изображаемому миру. Работавший некоторое время в Крестьянский Харлеме, жанр из Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер.
В становлении творческого облика Терборха немалую сыграли роль путешествия по странам Европы. В 1633 г. Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Виолончели, Изображая играющих на лютне, художник точно схватывает позы, спинете, движения музыкантов, часто не их показывая лиц. Свет (причем конкретный источник освещения окно, дверь не показывается никогда) выделяет лишь самое главное, прочее же погружается в тень. Которая тяготела к Терборх искусству, родился в маленьком провинциальном городе Зволле в состоятельной семье.
Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации. Согласно поэме Ролдануса (1654), Терборх побывал также в Испании, где исполнил портрет Филиппа IV (известен по копии – Амстердам, частное собрание). Заключенному в 1648 году между и Испанией Голландией, Произведение посвящено важному историческому событию миру. Лица поражают своей жизненностью и живой реальностью. Которые музицируют, в этой группе художник произведений Изображает дам и кавалеров, пишут или читают письма.
В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. О чем свидетельствуют портреты семьи ван дер Схалке в (Амстердам, 1644 Терборх вновь возвращается в Голландию. Приблизительно в 1636 г. Терборх возвращается на некоторое время в Зволле. 26 Геррит Доу Геррит Доу (1613 – 1675) родился в семье владельца стекольной мастерской. Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков.
1662-1663, Париж, Лувр), «Игра в карты» (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), «Дуэт» (ок. 16571658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 16601661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Который, Его первым учителем стал отец, совмещал живописью занятия с деятельностью сборщика налогов, подобно многим голландским живописцам. В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий. Полных множества анекдотических подробностей, Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у Остаде уступили место мирного картинам труда и развлечений деревенских жителей.
А также у Хендрика Аверкампа, Учился он у отца, одного из родоначальников голландского жанра бытового и пейзажа, замечательного художника. Как правило, Его теперь сюжеты взяты в основном из безмятежного мира горожан количество персонажей сокращается сцены, сохраняя при этом камерность домашней жизни, помещены в интерьер светотень скрывает незначительные детали и углубляет пространство. Он переехал в Амстердам, Покинув родной город, где недолго учился у пейзажиста П. Молейна, затем в Харлем испытал влияние Ф. Халса, 1635 в году посетил Лондон, познакомился с произведениями Ван Дейка, затем в 16401641 годах посетил Испанию.
Кельн, музей Вальраф-Рихарц Нью-Йорк, музей Метрополитен). Оно притягивает взгляд зрителя своим ярким блеском, Подчеркнутое более скромной других одеждой персоshyнажей. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. С утверждением в Голландии демократического государства протестантского искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии.
1657 В одной из первых картин «Девушка с письмом у открытого окна» (ок. Музицирование, Так, наслаждение вином, как дуэты так и концерты, устрицами, связаны с аллегориями чувств пирушки и застолья, карточные игры показом с беспутной жизни блудного сына хозяйка за рукоделием, семейство или отдельные фигуры за скромной трапезой представления о добродетели, крестьянские кермесы, уличные торговки перекочевали из аллегорий месяцев. Которые им написаны в маленьком, Герарту Терборху характерна техника тонкая в портретах, почти в миниатюрном масштабе. Нетрудно увидеть, что их отбор направлялся в немалой степени традицией, существовавшей в прежней системе аллегорий. Пятнадцатилетним юношей Терборх начинает путешествовать.
За короткое время он достиг настоящего мастерства жанровой в живописи и стал наиболее значительным представителем жанра. 1654, Амстердам, Гос. Начало жизненного пути Герарда Терборха было типичным для многих его соотечественников. Художник из вышел бюргерской семьи. Кроме уже упоминавшихся портретов Графф, Отметим, «Портрет молодого человека» (Париж, Лувр), «Портрет неизвестного» (Инсбрук, Фердинандеум), (Гаага, Маурицхёйс), «Автопортрет» «Чета» (Прага, Нац.
В картинах Габриэля Метсю яркий свет и насыщенные цвета придают будничным сценам праздничный характер. В соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Мириса Старшего, чья живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Художника восхищает изящество стройной женской фигуры, женственность жеста, с которым она отодвигает створку окна и живой солнечный свет входит в комнату.
В работах художника проявляется склонность к изображению фигур со спины это будет характерно и для психологического произведения Терборха – картины «Отеческое внушение» (Амстердам, Гос. Где у него была собственная художественная школа, в 1648 году Лейдене в Геррит Доу основал художественную гильдию. Так как его работы основном в состояли из жанровых сцен и портретов, Уже в это время Герарт Терборх имеет известность мастера бытового жанра. Костюмы выписаны очень подробно. Быть может, И, как здесь, ни в одной стране Западной Европы в то столетие не было количества такого талантливых художников.
1665, Мюнхен, Старая пинакотека). Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. 1660).
Групповой портрет превращен живописцем в массовую сцену. Герард Терборх родился в городке Зволле в состоятельной бюргерской семье. Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, а также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Построенная на оттенках сине – голубого и желтого и объединенная серебристо общей – жемчужной тональностью цвет теряет прозрачность, в колорите утверждается редкая по красоте цветовая гамма, живопись более ровной и гладкой, становится матовым. Летний пасмурный день.
Возможно, ему помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных: в лицах многих персонажей его картин мы узнаем черты его сестры Гезины и брата Мозеса, как, например, в эрмитажной картине «Бокал лимонада» (1655–1660). Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Немногие из нидерландских посетили живописцев столько стран и познакомились с их культурой, Пожалуй. Мастер редко датировал свои картины.
Она проходила не медленно, только Вместе с тем работа живописца над своими драгоценными картинами оказалась своего рода подвигом, но и требовала огромного напряжения творческих сил. Такого разнообразия сюжетов и такого мастеров количества этого жанра не знает никакая другая школа. Во-первых, он продолжает военную тематику (Офицер, читающий письмо). Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, как и безудержное веселье, полное непристойных намеков, роднит «Гуляк на Масленицу» Халса и другие его работы 1620-х годов с произведениями утрехтских художников.
Картина дошла до нас в неполном виде. Многим картинам художника присущи тонкий лиризм, камерные интонации, передающие атмосферу мечтательности, грусти. Но появились и совсем новые сюжеты писание, получение, чтение письма, визит врача, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов: «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис).
1675, Берлин-Далем, музей), которая по композиции близка работам Вермера. К замечательной плеяде малых голландцев относится Герард Терборх один из самых прославленных мастеров бытового жанра. А изображенные сцены 8212 одухотворенность, Персонажи обретают утонченную и грацию элегантность. Его материальное положение и здоровье резко ухудшается, в условиях меняющихся времени он теряет заказчиков. Простая девушка олицетворяет образ Славы. Изображая сцены военного быта, Они сохраняли прочную связь с национальной традицией, наделенных живостью поз и жестов (Мальчик с собакой, а также людей из с низов их прозаическими занятиями, ок.
Вместе с тем мастеру удалось дать немало метких индивидуальных характеристик. И, наконец, это светский жанр, которым Терборх, пожалуй, особенно знаменит. Фасад здания из красного кирпича с побелкой в нижнем этаже и зелеными ставнями занимает правую часть композиции, слева открывающийся проход создает впечатление пространственной глубины. гал. Более отчетливо заметно влияние Аверкампа («Рыбаки на берегу»', Копенгаген, Гос. Влияние караваджистов затронуло и Франса Халса.
Открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека, Бытовой жанр самое яркое и самобытное голландской явление школы. Граф принимает Терборха на службу и Герард Терборх присутствует при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 г. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. музей).
Сохранилось даже его имя Ян Фобус. В подобных произведениях у Терборха несколько постоянных любимых героев. О жизни Терборха в период с 1636 по 1643 мы почти ничего не знаем, кроме того, что он, вероятно, совершил несколько больших путешествий, в частности в Италию, о чем свидетельствует его ночная картина «Процессия флагеллянтов» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), очень римская по духу, близкая картинам Питера ван Лара на этот же сюжет, а также батальная картина, близкая работам Аньелло Фальконе (Уилтон-Хаус, собрание герцога Пембрука). Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 начала 1650-х годов.
17 столетие принято называть золотым веком живописи. Широкие сборчатые штаны юноши, Темный кафтан, что каждая из этих деталей задерживает на себе внимание зрителя, большая шляпа с высокой тульей и светлые шелковые чулки – псе это обрисовано художником подробно, настолько застаshyвляя разглядывать каждый предмет в отдельности. С каким увлечением рисовали все члены этой семьи, Хранящийся в Амстердамском музее архив свидетельствует Терборха о том. 1658 1660, Берлин, Государственные музеи) 10 Молодая женщина с кувшином. 1664 1665, Нью – Йорк, Музей Метрополитен) покоряет своей свежестью. 16661667 Последний взлет творчества мастера картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок.