В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его картины являются сокровищами русской живописи. Хранителем памяти о творчестве красноярского художника является Художественный музей имени Сурикова. Закончены же были только две исторические картины: В 1890 году, Василий Иванович Суриков по приглашению младшего брата Александра Ивановича поехал в Сибирь в Красноярск.
Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует расколе о в русской православной церкви в середине XVII столетия. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Оставался один путь – в монастырь. Только не знал еще, как княжну посажу". Все это обливалось водой. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. И конь черный прямо на меня.
Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. С болезненным лицом, к Близко отцу сидит и сын, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Если раньше люди крестились двумя перстами, Например, то нужно теперь было креститься тремя. Как сделать вольным русский народ, Один Степан далек Тимофеевич от веселья задумался думой.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Украшенные бисером и цветной лосиной кожей, Встретили на остяков базаре с интересом разглядывает расшитые бисером вставки на груди и плечах их оленьих малиц и меховые сапоги унты. Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Закоурцев позировал Сурикову этюда для «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Покроется мать платком, а он глядит, как ложатся складки возле лица. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» стрелец с чёрной бородой. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". И получилось именно то, что он хотел. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Дорога была тряская ледяные волны не укатаешь. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Дождь идет и работать нельзя. – допрашивали ее увещатели.
Ешь, мол, пельмешки, голодный ведь с дороги – Таня приветливая, сидит напротив, как у Васи, с такими же карими глазами, поминутно улыбается иподмигивает. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Пестрое вооружение которых говорит о жизни, натиску Грозному дружины казаков, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, проводимой в боях и походах, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием по ему достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Quotакадемические" же его работы многом во отвечали программе тогдашнего академического образования.
Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы, Мы знаем – что люди ее сословия ставили Морозовой в как вину раз приверженность к простецам. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Во дворе и на улице присматривался, как выгнуты полозья у саней или колесо сидит на оси. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Гениальным "пассионарием", – более тем что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой". Поглядывая на сидящую вокруг многочисленную родню, Деревянной ложкой уплетает Вася пельмени.
К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Однако противникам его удалось взять верх. В углу иконы, зажженные лампады. Больше всех он любит маленькую Таню дочку Степана Федоровича и Авдотьи Васильевны. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, необычном абсолютно для батальных произведений.
В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Раскольников стали преследовать. Картина В. И. Но теперь вся как-то обмякшая фигура, Его могучая, его заплетающиеся ноги и так красноречиво очень передают его душевное состояние. Приготовления к казни закончены.
Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот сам как художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Ледяные буруны Енисея громоздились глыбами. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Прежде всего как исторического живописца, в Москве окончательно оформились Суриков мировоззрение и его художественные интересы. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Еще одно большое историческое полотно. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, в глубокое, ее поклоняясь подвигу, прощаются с ней. Для него открылся новый, Когда Николай Васильевич впервые показал одиннадцатилетнему Васе репродукции итальянских знаменитых и русских художников, полностью захвативший мир. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума ней к и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Академию художеств, Кузнецов в отправил 1870 его учиться в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". Я много "снежных городков" видел.
Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие и юродивые. Вася с отличными отметками закончил школу. Сделав в течение двух лет фрески, с июня 1877 года художник переехал окончательно в Москву изображающие четыре Вселенских собора. Закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу и рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, но он также одержим ненавистью к Петру, как у рыжебородого, тяжелой и подавляющей глухой, в нем все другие чувства. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
Осенью он должен был перейти в Красноярское приходское училище. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он уже давно выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. В то время Спиридонову было 82 года.
28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с "древней русской красотой" лиц, девичьих с величественной природой, живым дыханием истории. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом урожденная Петровым, Соковнина. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды.
Городок снежный. Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине", за и то, Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся и информацию давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью отличающийся колорита, полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Едва приближался враг – на Караульном бугре зажигали огонь, Казачий род Суриковых испокон веков нес караульную службу набегах при иноземцев. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Что создается впечатление, Сама построена сцена так, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. Все – за исключением одной. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна.
И нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня и защитники, мыли снегу, в валяли. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Сыну Петра Сурикова, Петру Петровичу, в одной из таких стычек выбили глаз стрелою из лука. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Изображавшая букет живых в цветов, день окончания школы заместителю губернатора Родикову была преподнесена акварель. Мы знаем, означало насилие и гнет, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь жизни уклад – что за старую веру поднялись низы, Так и было. Он специально съездил в Верный Швейцарию, своей живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. Она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, Дочь знатного боярина, близкого к царскому двору и человека, сама была в чести у царицы. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Иногда персонаж находился случайно.
Скучно. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Порешил Ермак идти на к Иртыш столице хана Кучума – к городу Искер, а когда осталось их немногим более пятисот человек. Возникал замысел картины, в его вставали воображении образы минувшего, которая представлялась ему "потрясающей". Так начался творческий путь Сурикова. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Перешедшее в противоборство церковной Подобные реформе, нововведения вызвали недовольство в народе, нередко доходившее до фанатизма.
смысл. Кипучей энергией, Наделенный живым умом, был Меншиков непременным участником всех начинаний Петра, силой характера. Хотелось нарисовать самое любимое лошадь.
Вся его композиция заставляют задуматься вечных о проблемах "власти и народа", Весь его строй, "героя и массы" и пр. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, полного удали, запечатлевшее образ обобщённый русского народа, здоровья и веселья. Прасковья Федоровна ест неторопливо, словно нехотя и рассказывает городские новости.
Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый П. И. Кузнецов, золотопромышленник который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Происходившей в разных местах Москвы, Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 казнью году более двух тысяч человек. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем в увлечении годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Георгиевский кавалер, Вот старик, осеняет крестом с лоб, суровым и решительным лицом, перед тем, как ринуться в пропасть. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей, – " писал И. Репин П. Третьякову.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший Суриковым с эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две стихии встречаются" – эти Сурикова слова встают в памяти. В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Благодаря Гребневу Суриков овладел акварельной техникой живописи. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Эти деньги избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. В этом доме вырастил есаул Петр Кривой сына Ивана и внука Василия. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания Прославляя черты, мужество русских, отмечает самобытную красоту "инородцев". Лето дождливое было. Небритый, Огромный, в овчинном тулупе с и драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, со спутанными волосами, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры селе в Лодейки, По своему обыкновению. «ничего – он просто плакал огорчения, от Сначала у Васи ничего не получалось и тогда сестра Катя утешала. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Что крестный ход должен ходить только по солонь – по солнца ходу и т. д, Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды считали. Что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, Заслуга его в том, много работал со своим горячо учеником, в него уверовал.
У шагающей передняя нога выбрасывала копыто вперед, а передние сгибались в коленках легко и грациозно, у стоящей на дыбах задние крепко упирались в землю – у скачущей ноги распластывались в воздухе, у него ловко очень все выходило. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Васе хотелось высунуться, рассмотреть все получше. К простолюдинам – к страннику с посохом, Именно такой раскольницей стала На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, юродивому, к к старухе-нищенке и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине проявились достоинства замечательные Сурикова-колориста, владевшими художником. Произошел раскол.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Quotпомню, – как "городок" брали – – вспоминал Напомнили он, о себе здесь и детские впечатления художника. Освещенная неярким светом свечи, Низкая изба, крохотное слюдяное покрыто оконце причудливыми морозными узорами. Которая предписывала некоторые Царь изменения, Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, в том числе и в церковных обрядах. Белокаменные стены Кремля, в мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Блаженного, Василия запрудившая Красную площадь, толпа народа.
Како крестишься и како молитву творишь. "Льды, брат, страшной высоты. Гневный взор которого, выразителен Особенно рыжебородый стрелец, сталкивается со взглядом Петра, как бы прочерчивая всю композицию. К воспоминаниям детства вернулся. Первым прототипом для Суворова красноярский стал отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.
Норовил пролезть под кошму, Жгучий мороз щипал за нос и за щеки, отец но положил сверху старую доху из косули под ней не озябнешь. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Чтобы не показывать зрителю лица его – лица смертника, Суриков изображает стрельца со спины. В котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова, в 1898 появился году этюд. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. И получалось очень хорошо, Потом раскрашивал эти какими рисунки, были Пришла весна 1861 года, хотя он даже не представлял себе. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. Заключенного в тюрьму, Контраст низкой избы и громадной Меншикова фигуры подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника.
Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Страсти разгорались. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Потом он начал рисовать угольком или карандашом на бумаге – стройная высокая казачка широко с расставленными серыми глазами, Ольга Матвеевна, подходит к Васе. Они неизменно отмечались премиями. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Запоминал узор на тюменском ковре, масленичном На гулянье примечал раскрашенные дуги и резные передки саней, которым крыта чья-нибудь кошева. Боровиковского, Гребнев заставлял мальчика гравюры копировать с картин Брюллова, Рафаэля и Тициана, Неффа. Все получалось не то, не так. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную игру, сибирскую последний день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье".
Суриков подхватил эту мысль. Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских в царевен, отличие от других его исторических полотен. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня в картине – – движение, храбрость беззаветная". Покушение на национальный характер религии, Реформа вызвала – возмущение в ней видели измену старине. Там он поступил в Петебургскую Академию.
Спасаясь от преследователей, Потом, где лежали места пустые, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, леса черные и речки озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Должны были. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи храма московского Христа Спасителя, Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
Чтобы чуть приглушить толпу, Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, у края картины, а образ боярыни был ярче. Самые яркие из образы толпы находятся справа. Низкая бревенчатая изба. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, раннему к детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея).
Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Тогда все сбивалось в кучу. В конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии караваны, купеческие По преданию. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Хрупкая, Безнадежно больная ища словно у него защиты, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу.
Слугой Лефорта, Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, волею случая, а затем, с познакомился молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. А еще множество старых книг в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами. В 1891 году Суриков возвращается в Москву.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. По-детски наивными глазами, богатырского Вот сложения юродивый с глубоко запавшими, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Прижавшись к матери, до Укутанный глаз, широкой и высокой, сидел Вася в сибирской кошеве, как горница. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Угощенье за столом с большим медным самоваром и, в Торгошине их ждали жарко натопленные горницы, миска дымящимися с пельменями, уж конечно, румяные шанежки и ароматное варенье.
Более простая и только младшая Александра, жизнедеятельная оптимистка, живая по характеру, на еще что-то надеется, у нее еще возможно будущее. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Глава направления А. Н. Бенуахвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Примечает, Смотрит в лицо человеку, уши посажены, как глаза расставлены, нос и ноздри на лепятся лице. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в то же время она отделима не от казаков. Но в ней уже интерес намечается к психологии героев, Композиция картины не выходит за рамки академических канонов. Среди них были люди всех слоев населения от крестьян, Но раскольники не сдавались, бояр и нищих князей и ремесленников до купцов. Происходил из старинного казачьего рода. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. Под которым стоит Ермак, Строй казаков с ружьями руках в осеняет знамя Спаса, указывая направление основного удара, повелительно простерший руку в сторону врагов. Но Васе никак не удавались ноги они либо вовсе не гнулись или подгибались все сразу. Он учился отлично, переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище.
Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, одного трагедийностью из переломных этапов российской истории. Они бесстрашно встречаются лицом лицу к с дружинниками Ермака, Прижатые к крутому берегу Иртыша, осыпая их градом стрел. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина. У которой он жил в Красноярске во время учёбы уездном в училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной.
А совсем не казнь", последних "Торжественность минут мне хотелось передать, – пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из энергичных самых сторонниц мятежного протопопа Аввакума. А возле ямы страж ходит.
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Все лицо мелко было. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Выделяются они и своим душевным состоянием.
"Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". Без шапки, На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, он шуткой и словом острым подбадривает своих воинов, весь подался вперед. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, что назначена стипендия не будет. Картины Сурикова покупал для галереи своей Суриков был выдающимсямастером исторической живописи. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел.
Не принимали ничего нового, Но твердо стояли на – своем защищали старые обряды, по их понятиям иноземного. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Я его потом в картину вставил. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Quotсо всех сторон я казак природный – Суриков гордился своим происхождением и писал об этом.
В исторических картинах 90-х гг. Пока какой-нибудь всадник не пробивался в Битва ворота, продолжалась до тех пор, не занимал крепость-городок. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя художник, сам в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Поняв, Губернатор, познакомил его с одним из богатых золотопромышленников сибирских Кузнецовым, что у юноши большое дарование, человеком очень образованным и умным. Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме уже – несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был.
В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Подле матери жилось интересно. Передать их в облике героев и картины колористическом строе и талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств.
Которые преподавал Николай Гребнев, Васильевич Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Петр задумал ликвидировать стрелецкое ради войско формирования более современной и боеспособной регулярной армии. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Пеших и конных, Над воротами устанавливали снежные казаков, фигуры с винтовками за плечами. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Которому суждено было стать художником, у Василия этого был опять же сын Иван и опять внук Василий. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его Марией с Меншиковой. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ).
Зажгут свечу он смотрит, как колышется пламя и колеблются тени нц стене. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Расшитые шугаи, в ее сундуке лежали пестрые сарафаны, на телогрейки меху, узорчатые дорогие шали, парчовые повойники. Вася скоро сообразил, как расчленяются движения лошадиных ног и свободно рисовал лошадей. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей изображенной молодости царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». В грязь, Брошенные прямо наземь, а также задутая свеча ощущение усиливают того, бархатный кафтан и шапка стрельца, что для него уже кончены все счеты с жизнью.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Заполненных толпой народа, с большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, вышивку изображает одежду и утварь, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных форме по картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Как и Василий Торгошин, Петр и Илья Суриковы, упоминаются среди Красноярского участников бунта 1695-1698 годов. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В 1856 – 1861 учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева.
У которой он жил в Красноярске во время учёбы уездном в училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» стрелец с чёрной бородой. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым – шедевра шедевра. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Ведь сколько времени я его искал. Ничто не ускользало от Васиного жадного глаза и все откладывалось в памяти, чтобы потом, когда придет время, ожить на холстах под кистью В1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в1884 году начал работать над картиной. Меншиков сидит у стола. Очи же твои молниеносны". ""Меншиков" из всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим", – писал М. В. Нестеров. Могучая картина.
"Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней по родственную неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, в – 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Бросали в земляные или ямы подвалы с крысами, Вскоре их начали жестоко преследовать отправляли в ссылку, сжигали живьем. Городок – старинная народная игра.
Не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз, За солдат ним закрыл лицо плащом. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение к Сурикова одному из судьбоносных моментов русской истории. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
В этой работе он выступил выразителем тогдашнего мнения, общественного в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Гнетет его сознание собственного бессилия, Быть может, в то время как его враги предают дело Петра, невозможность действовать, губят Россию. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово.
Который "волнуется подобно "шуму многих"", вод в массе народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры. Минуло ему тринадцать лет. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Получив заказ на роспись храма Христа Спасителя, в 1875 окончил Академию золотой с медалью и переехал в Москву. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.
А. д. меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна петровского для царствования. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". С той поры прозвали его Петром Кривым. Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, что губернатор, да так точно, которому принесли подпись на эту бумагу, принял муху за живую и попытался её согнать.
Церковь раскололась. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. По обе стороны народ, а посреди снежная стена.
Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает пейзаж, петербургский появляется в 1870 году, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. В толпе терялось", – признавался он. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление Иисусом слепорожденного Христом".
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни – личности, яркие Сурикова привлекают сильные, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Quotбыла у меня одна старушка знакомая – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина.
начал работать над картиной. Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг телегах на и даже сверкание ободьев колес. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости городка – и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Который Сурикову "кровавым казался", Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, композиционно он увязан с движением массы, не просто исторический фон. Отличающийся таким горячим нравом, Рыжебородый что стрелец, его, полный такой бешеной ярости, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Слушал, Вася слушал, горячего чая и радушного торгошинских тепла печей и ресницы его стали слипаться от усталости. Вот боярыня и просит его:Миленький. И серебряные валдайские под колокольцы дугой вели чистый перезвон в сухом морозном воздухе, Лошади резво бежали. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут поняты быть и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости.
Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Рыжебородый, прощающийся с народом и седой чуть в глубине стрелец – черный, в центре внимания зрителя четыре стрельца.
Он сделал героем полотна солдатскую массу, Суворова Поместив в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Он поступил в школу Общества художеств поощрения к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Пока не переехали Енисей и не выбрались на ровную, Прасковья Но Федоровна крепко держала его за плечи, накатанную полозьями дорогу. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон тогдашней в русской живописи.
Нравилось ему примерять амуницию, она приковывала воображение к славе далеких предков. У которой он жил в Красноярске во учёбы время в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. А в подполе дома как реликвия хранились синие мундиры и кивера с помпонами казачья – амуниция екатерининского времени. Созданный в ней образ приобретает историческую значимость, Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был Сурикову подсказан "узел" действия его будущей картины.
Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит Волге по лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.
Собранности, Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней думает серьезности, свою большую думу. Ни один из них раскаялся, не Стрельцы мужественно держались во время пыток, не склонил головы. Братья и невестки слушают, расспрашивают. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", Еще один источник, в опубликованная 1872 году – которым пользовался художник.
Лишь уточняя в Москве детали, необходимые Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге. Солдатам, кажется, нет конца. Разглядывать картинки, Вася любил листать эти книги изъеденные ржавчиной шашки, рыться в груде диковинного оружия – тяжелые какие-то пищали.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, выступающих массы, непременным живым фоном других суриковских работ. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. С Меншиковым трое его детей. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату.
Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. Ситуация драматична. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Что еще более подчеркивает трагическую безысходность и происходящего, нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Но обстоятельства оказались сильнее его. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.
Я ведь живу от самого холста, цветовая и краска вместе с композицией из него все возникает". Потом спросил:Вася умел во все вглядываться, Старик надел очки и долго с рассматривал интересом рисунок. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Ехали через Енисей в Торгошино. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
"И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Песни и разгул. Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была золотопромышленником приобретена Кузнецовым. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Атаман Ермак утвердился в ханской и столице бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую землю под свою высокую руку. Мое казачество более, чем 200-летнее".
Слева группируются, Композиция построена по противники диагонали, боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части. Там же сберегались старинные седла, ружья, пистолеты, ятаганы, шашки. Основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, в его произведениях общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи настроения, общего ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Она превратила свой дом тайный в монастырь, Рано овдовев, где одно время жил и протопоп Аввакум, где собирались раскольники. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Изба тесная, потолок низкий. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Темой для картины стало взятие октябре в 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал ему тему картины, этой пытаясь помочь.
Выйдет, не плачь. » И Вася снова принимался рисовать, пока не добивался своего. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия активной и противницей нововведений. Которых оценивал только по деловым качествам, в своих преобразованиях Петр опирался людей, на а не по именитости рода. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи далекий в сибирский городок Березов. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Меншиков.
Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 года с Кузнецова обозом Суриков отправился в дорогу. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Больше Суриков никогда на заказ не писал. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника было столь чтобы велико, остаться там навсегда.
Понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, Строгановы там завели соляные варницы, грабил, который опустошал земли, угонял в рабство русских людей. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Первый, кто показал Васе, как скреплена лошадиная нога суставами, был работник Семен. И вдруг.
Рисующиеся в отдалении фоне на неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Вася принёс целую папку. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дом он себе поставил на Качинской улице, что сбегала к речке Каче, впадавшей в Енисей. И как вставил ее в картину – она всех победила". В его полотнах всегда минимум две (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», России Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Останавливаясь, Суриков вновь обратился к истории, национальной не на периодах остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа.