Особенно удался художникуобраз хромого горбуна. Ещедо открытия IX передвижной выставки, накоторой экспонировалось «Утро стрелецкойказни», Репин писал П. М. Рядом с ним его первый помощник есаул Иван Кольцо, готовый в любое мгновение обрушиться на врага. Поскольку она была связана с современностью, Но история для художника существовала лишьпостольку, решатьнаболевшие помогала проблемы его эпохи. Мать опустилась на колени рядом с телегой, молодая рядом кричит дети постарше начинают понимать, плачет, совсем маленькие испуганы – спрятала в руки лицо женщина, не Как похожи люди в такие минуты. Я вспомнил о царе Иване.
Его монументальной живописи. В 80–90-е годы Васнецов вместе с другимимастерами работал росписями над ииконами Владимирского собора в Киеве1880–1883 гг, Сказочность, легендарность пронизывает и образы егостенописей. Как и в картине «Меншиков вБерезове», колорит у Сурикова служитдля раскрытия события огромнойисторической важности. Поистине «лик егоужасен». Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории всегоинтересовали прежде сильные человеческие характеры, находящая выражение в яркой экспрессии лица, патетикачувств, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как«Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Богатого рыботорговца, Суриков через Москву едет в Академию Петербургв художеств, в 1868 г. с помощьюместного мецената, только через год, в которую поступает, однако.
Вслед за ними, прямо как напараде, марширует важный и тупой отставной военный. «Судья теперь мужик», – утверждал художник-демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересамнарода. Вот таким образом онодорого, Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено служения идеей интересам народа, близко и понятно людям. Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Трупы казненных не убирались в течение пяти месяцев. Возвышают ее над всеми мелкими, его Ониочищают душу, послужившими причиной его гибели, недостойными человекастрастями. Нестеров, И. И. Левитан, В. А.
Не жалостьхотел он вызвать в зрителе, не саму казньпродемонстрировать, а «торжественностьпоследних минут», как говорил он сам, стремился передать в своей картине. Побросав оружие, многие спасаются бегством. Что Репин идеализировалЗапорожскую Сечь, Тот факт, не имеет в случае данном большого значения.
Но тот не нанего обращает никакого внимания, Ему пытается палкой преградить дорогу десятник. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностьюсмотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, Смысловым икомпозиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, но еще как бы боится поверитьвнутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего измученном сына, лице дорогие ей черты. Всех ихсоединила мечта о новом искусстве, использующем народные традиции.
Другаякартина Сурикова – «Переход Суворовачерез Альпы в 1799 году» (1899, ГРМ) – замногие ошибки была осуждена Верещагиным:солдаты не могли съезжать с горы, державверх штыки, конь не будет гарцеватьперед пропастью и т. д. На это Суриковотвечал, что уход от прямой фактологиинужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки–чтобы подчеркнуть и усилить впечатлениепадения в пропасть, гарцующий конь –для привлечения внимания к фигуреполководца. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками отхищнически леса вырубленного торжественно и чинно движется многолюднаяпроцессия. О чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний«Далекое близкое». С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала ипостепенно отходит от художественной жизни, Репин был писателем, такжеталантливым в которой раньше принималживейшее участие.
Силуэт храма Василия Блаженногочитается в картине как непоколебимыйобраз самого народа. Образ Софьи не свободен от театральной аффектации душевныхдвижений. Гораздо большей силой воздействия на зрителя, большим внутренним напряжениеми остротой психологического конфликта обладает прославленная картина Репина«Иван Грозный и сын его Иван». Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то вМоскве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». И только лицо (ичастично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. По законам того времени всякое выступление против власти «скопом или заговором» каралось смертью.
Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя АлександраII) всех взволновало. Репин не показываетв картине простой и открытой радости Тонко встречи, почувствованное психологическоесостояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное выражение. Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, что крайне упростило бысодержание произведения. Но предметом самого пристального его внимания всегдаоставался человек. Втворчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) историческая живопись обреласвое современное понимание. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердитонасупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой все обличает вТолстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», сего «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин).
Иэто не только благодаря глубокой психологической характеристике. Которые собрались за дощатым наспехсколоченным столом, История написания этого письма и легла в основукартины. На переднем плане Репин изобразил запорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Декоративнымузорочьем она перекликается с «БоярынейМорозовой», но колорит ее звонкий ипраздничный.
Художникнезаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Творческое наследие Репина очень велико. Сюжет крестного хода увлек Репина своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, развернутьперед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой».
Родители не могли помочь сыну, так как оченьнуждались сами. В неговходили братья Васнецовы, В. Д. Наснегу, в процессе работыСурикову даже позировали на улице, влияние зимнего воздуха, он исследовал цветовые рефлексына лицах. Перед ссылкойее в назидание толпе в цепях провезлипо улицам Москвы – этот изапечатлен момент Суриковым. Проникновенным лиризмом отличаютсяженские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смертикомпозитора, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале. При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портретенепосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежестьэтюда. Оттого такнеуверен и робок шаг героя картины. Репин непризнавал «искусства для искусства».
Репин, скульптор М. М. Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. И светлые краски нарядамладшей дочери имеют символическоезначение: она узнает еще вольную жизнь, до которой уже не доживет старшая. Ее черное облачениесреди узорочья цветных русских одежд, по колориту напоминающих полихромныеизразцы и фрески XVII в., – символконца, это Ее двуперстие, ее фанатичное лицо. Но дело не в бедности фантазии художника, а втом, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», повоображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркиесобытия и человеческие характеры рождали в нем творческое горение.
Яркихкрасочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатлениепестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогаютхудожнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц идругих). Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивнойобщественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Последнее произведениеСурикова «Степан Разин» (1906, частичнопереписано в 1910 г., ГРМ), построенноескорее на фольклорном, нежели на реальносуществовавшем в истории образе, небыло окончено. Искусство ялюблю. Репин неизображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображениизапечатленную сцену. «Представьте себе Грозного, скоторого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара наминуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писательГаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича.
Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, Не боясь нарушить как внешнееправдоподобие, бывеерообразно распластывая группу на плоскости холста. В котором яснопоказана неотвратимость гибели стрельцов, выражающая нечто большее, в итоге полотно, получилосьмонументальное чем смертьотдельных людей. Прибранной комнате пришельцем другого из мира и только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой. Но мечта овысоком искусстве влекла его в Академию художеств. «К 1859 году мечты мои о Петербурге, пишет Репин, становились всенеотступнее только бы добраться и увидеть Академию художеств».
Этот запрет оставался долгое время в силе и после того, какпроизведение было куплено П. М. Третьяковым. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном«Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Репина, Сокровищницарусской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальнымиполотнами Сурикова, в которых народ впервые в живописи историирусской предстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. Стасов. Хитрый и прижимистый кулак-подрядчикс красной лоснящейся физиономией, чуть а в сторонехозяйской поступью вышагивает циничный. Битва еще в самом разгаре, но успехи казаков очевидны.
Над всей толпойвозвышается фигура стрельца, склонившегосяв прощальном поклоне перед народом. Некоторых уже ведут на Лобное место. Знаменательно, что Суриков показывает, как Преображенские солдаты почтизаботливо поддерживают караемых. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который способствовалвпечатлению мощи изображенных людей. Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутреннейдинамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурнымиэмоциями картина не знает себе равных). Он былнаписан в течение трех дней с 13 по 15 августа.
Хотя и очень похожего человека. Постепенно оно приобретает черты яркойиндвидуальности и большого внутреннегонапряжения, На это этюде лицо слабого, больного. Репин и Суриковсправедливо считаются двумя вершинамипередвижничества. «Чертовский народ. Художником больших задач и далекопростирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.
Москва привлеклахудожника своей стариной. Где-топод Казанью «от горя и слез ослепнув», как пишет мемуарист, умерла его жена ив Березов он прибыл с сыном и двумядочерьми, которых и изобразил Суриковна картине за чтением Библии. Творческое наследие И. Е. Оно и понятно. Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа. Композицияэтого монументального полотна необычайнопроста и логична. Головин и др. Столкновение «двух стихий» мастерски передано художником.
Живым свидетельством богатстванародной души, Они являлись для негонеиссякаемым источником в веры силу народную, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. Жестом левой руки он увлекает в бой казаков. Он испытывал крайнюю нуждуи впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу красил на домах железные крыши, красил экипажии даже железные ведра».
Чтовсе дорогие наряды, документально, Известно драгоценности быликонфискованы у Меншикова при аресте. Ссыльные прибыли в Березов нищими. И яподумал, Эти звуки завладели мною, которое создалось уменя под влиянием этой музыки, нельзя воплотить ли в живописи то настроение. Дает возможность наглядно ощутитьособенности репинского портретного искусства, Сравнение его портретом с Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дальнейшее развитие в еготворчестве этого жанра живописи. С ним этот мирчеловеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяярамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит запределами этого маленького «островка».
Столица долгое время находилась под впечатлением массовой расправы. Статичностью своих фигур упорядочивают сложноепереплетение поз и ракурсов запорожцев, Замыкающие с двух сторон изображение спиной казаки, стоящие к зрителю, увлеченных сочинением письма. Психолога-Репина и в истории прежде всегоинтересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетикачувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как«Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Реакционная пресса обвинила Репина в крайнейтенденциозности, Напротив, нарушении в всех эстетических принципов.
Репин прожил долгую жизнь. Интересно проследить, как менялся образ Меншикова от сучителя этюда Невенгловского до изображенияуже в картине. Народнаятема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкоеистолкование. Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелосьнаблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательнооформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитуюКоренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестнымиходами.
Жена художника, Репина, мальчик с Сережи Костычева. Художник изобразил в произведении возвращение неожиданное в семью ссыльногореволюционера и В. Д. Стасова девочка написана с Веры Репиной, дочери художника. Противопоставляя чистоту искренность верованийбедняков ханжеству, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом егосветлого будущего. При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить труднуюкомпозиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпународа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представитьего во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Этот момент расширяетхарактеристику образа глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженныеруки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, скнигой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщитьсяк жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина, изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведенияТолстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину изображениевеликого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. Сурикова привлекалиличности героические. Выразительно передатьисторическую обстановку и существо происходящего, Художник сумел яркоохарактеризовать незаурядную натуру царевны, подчеркнув обреченностьСофьи изображением в головы окне повешенного стрельца. Образы этих обездоленных людей с наибольшейтеплотой и симпатией охарактеризованы Репиным. Многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, Репин был художником широких творческих интересов, онпытался охватить в своем творчестве стороны многие окружающей егодействительности, неисчерпаемое богатство ее проявлений. Впервые в русской живописипри демократической изображении современной действительности была достигнута такая глубинахудожественного обобщения.
В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советскиххудожников, которая передала Репину предложение Советского правительствавернуться на родину. Конца Древней Руси, раскола, «древлего благочестия», средневековогоаскетизма. В парчовую юбку, на пальце Меншикова изображает тяжелыйперстень, Номладшую дочь Александру Суриков нарядную облачаетв душегрею. Мольбы шаманов на берегу не могут изменить исход сражения.
Малявин, Егоучениками были Кустодиев, Грабарь, Кардовский, Бродский и другие. Особенно же велика его роль формировании в таланта Серова. Репин писал относительно«Ермака»: «. Как верно отметилИ. Н. Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клеткутигрицы, что абсолютно отвечает истории». Но драматизм в картине «Царевна Софья» носит в определенной мере внешнийхарактер. И вот уже дрогнуло кучумовское войско. Пройдет этотминутный столбняк, парализовавший всю семью и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Которая передала Репину предложение Советского правительствавернуться на родину, в году 1926 «Пенаты» посетила делегация советскиххудожников. Его отчужденность, необычность всегоего вида подчеркивают драматизм происходящего. Писатель изображен в немсидящим в кресле, с книгой в руке.
Солдаты из тойже крестьянской среды, который также полонстрасти и гнева, скрещивающийсясо взглядом Петра – что и стрельцы. Доминантой же композиции служитисполненный гнева непокорности и взглядрыжебородого стрельца, Ведьони близки друг другу. Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репиназанимала историческая живопись. Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм идеаловхудожника, любовь ко всему яркому игероическому позволили Репину написать замечательное это полотно. Позволяет буквально ощутить колыханиелюдского моря в мареве накаленного пыльного воздуха. Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события, Все это создаетвпечатление подлинности изображенного.
Отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени, Все это позволило художнику создать глубоко на реалистичной основеискусство высокого стиля. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Что даже не приходитна ум разбирать копошащуюся эту массусо стороны техники, впечатление от картины такнеожиданно и могуче, рисунка», красок.
Онсоздал целую галерею ярких образов представителей различных сословий иклассов пореформенной России, толпу, Изображая показал обездоленность и бесправие народа инаряду с этим дал почувствовать, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, что народ живет интенсивной внутреннейжизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Но за всем этим оченьявственно проступает иное. Что изображал, Во всем, он себе позволял только сопереживание и эмоциональную объективность. Руки, Головы, то тут, спины8230 Между то людьми, там, сосредоточенные, похожие друг на друга лица преображенцы.
Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х начало 90-х годов, совпадаясо временем расцвета русской демократической живописи. Охвативший горбуна душевный подъем преображает егонекрасивое болезненное лицо. Вберезове, Здесь, здесь похоронитлюбимую старшую дочь Марию, Меншиков сам срубит себе церковь избу, поставит нареченнуюимператора и вскоре умрет сам. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работалзавороженный. Так создается «ПокорениеСибири Ермаком» (1895, ГРМ), где войскоКучума, «тьма тьмы», встречается сдружиной Ермака. Наиболее значительные произведения находятся в Третьяковскойгалерее и Русском музее.
Петр справедливо связал это выступление с сопротивление боярства его политике. Жизненная энергия неиссякала, ТогдаРепин научился держать кисть в левой жить руке и не писать он не мог. Замыслы все новых и новых картин не покидали его. Обнаруживая вотказе от исповеди верность своим убеждениям, Спрезрением и гневом встречает он пришедшего к нему священника, воли, силу непреклонность своегохарактера. Должен был сделать мы священник. Что видим на картине, То, чего не могли сделать следователь и судья.
Его вещи рассеяны по многим частнымколлекциям. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанноулыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз иразразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный ивластный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностьюнанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает емуполуобнаженный казак-острослови задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехомживой, ехидный, смешливый дед и многие другие. Современная тема получила историческоеистолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание. «Не ждали» одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом работРепина. К чему призывал Н. Г. Чернышевский, Влице Репина русское искусство в полной мере ролью овладело беспощадногокритика общественных явлений. Запущенном, Их деловитость на фоне терзающих душу сцен наводит на о мысль механизме, который уже невозможно остановить.
Им помогают десятники, отгоняющие в сторонунищих, калек, странников. Перенесяказнь на Красную площадь, Онотошел от исторической точности, как умно использованы Суриковымвсе средства художественные для передачиатмосферы события, так какдревние святыни нужны были ему каксвидетели этой исторической трагедии. В литературе много и справедливо писалосьо том. А на смерть двух разных миров– умирающей Древней Руси и новой России. Гибель стрельцов объективно предрешена, но Суриков не может не восхищаться ихличной отвагой, Это нена столкновение жизнь их достоинством исдержанностью перед лицом смерти. В мрачной холодной камере, на железной тюремной кровати, сидит человек, приговоренный к смертной казни.
Все образы обладаютяркой выразительностью, все являются героями произведения. Писатель изображен почти фронтально отношению по к плоскости холста. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику идушевному состоянию. Поленов, И. Е. Воспитав за это время много художников, с 1894 по 1907 год онпреподавал Академии в художеств. Но привсей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярымпротивником непосредственного творчества. Этохудожественно воссозданная национальнаяистория, главным героем которой являетсянарод. Со «Снежного городка» наступаетперелом и в творчестве Сурикова –исторического живописца.
Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Важно то, чтохудожник утверждал в своей картине эти высокие демократические принципывсеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту и величие народа, защищающего свою независимость, свое боевое товарищество. Картина написана на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому султану. Народные предания донесли до нас этот эпизод в следующем виде: разгневанныйна казаков за истребление ими 15-тысячного войска султан Махмуд IV прислал имгрозное письмо, повелевая добровольно сдаться и угрожая в случае отказапоголовным уничтожением запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему открытый вызов. И если в своихмонументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход»)Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то вкартинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878и 18801892 гг. Переломные моменты в жизни России, Для своих полотен выбирал исторически трагизм значимые и психологическую глубину, показывал их невероятную сложность. Эта неожиданнаяроскошь в убогой, Эти краски, темной напомнить избепризваны о прежней жизни ихвладельцев, низкой.
Чтобы ее лицо своим сложным выражением неспорило с лицом ссыльного, Художникизображает фигуру матери со спины, не мешало зрителю в первую восприниматьименно очередь героя картины. Его этический смысл. Серьезность и общественная значимость проблем, Вэтой теме морального оправдания героя высокий гражданственный пафоспроизведения, в формах, которые были подняты Репиным, заставили решать его произведение на большом холсте, очищенных отэлементов жанровости и бытовизма. Что почва ускользает у него из-под ног, Половицыпола стремительно в и сильном перспективном сокращении уходят в глубину создается ощущение.
С помощью стилизациибылины сумел он преодолеть усиливающийсяв эти годы в передвижничестве жанризм. Стремление Репина к психологическому решению темы заставилоего избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнатыотсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося потрепанныйармяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность его прихода). Иллюзию усиливает свободно распахнутая на грудиМусоргского расшитая украинская сорочка. «Две стихии встречаются», – замечал Суриков.
Мемуарамикоторого художник пользовался в работе. Десятки этюдов – от лиц до конскойупряжки, Корба, дуг исполнил – художникв работе над картиной, телег. Они чуть тронутыкрасноватым загаром, как будто обветренны. Расположение персонажейлишено натуралистической случайности. «Я всегда только и жил Русью», – говорил о себе художник. Ссыльный в момент, представленный вкартине, еще противостоит всей семье.
Вспоминаютсяпортреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своейкартины «Запорожцы». – писал он, «Я не могу непосредственнымтворчеством, заниматься ласкающиеглаз. приноравливаясь к новым веяниям времени, – делать из своих картин ковры. Сделали цвет основным выразительности средствомэмоциональной образа, Достижения Репина в области пленераобогатили колористическую гамму его портрета. Художник долгоне мог отыскать натуру для главнойгероини и говорил, что «все толпа еебьет», т. е. остается выразительнееобраза боярыни, пока, наконец, в Москвуне приехала его дальняя родственницаиз родного села Торгошина, послужившаямоделью. Онапроизвела на меня неотразимое впечатление.
Как и в«Утре», Суриков не боится отойти отточности в изображении во имя высшей, художественной правды. Льющийся через открытую дверь балкона, Рассеянный свет, приглушаеткраски картины и в то же время придает особую им свежесть и чистоту. Но с годами эта связь и ослабевает почти полностью прерываетсяпосле Октябрьской революции, Некоторое время его еще навещают русские художники, писатели, когда местечко Куоккала передается Финляндии. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. Репин трактует эти образы вострогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, Шествие с иконойоткрывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лбаразметавшиеся кудри. Развивая традиции Перова-обличителя, словно выхваченных из гущижизни. Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, по-репинскиувлекаясь яркой характерностью своих персонажей, несущие фонарь, впраздничных кафтанах, подпоясанные кушаками, степенные, серьезные и истовые. Вослед семенят две мещанки с киотом пустым от иконы, противостоящие мужикам всвоем ханжестве и жеманстве.
В марте 1698 г. среди стрельцов снова начались неповиновения. воздействовали нанего. Человек, о котором даже любившийего Петр якобы когда-то сказал: «Он вбеззакониях зачат, во грехах родился ив плутовстве скончает живот свой», –Меншиков очень мужественно встретилжестокий поворот в своей судьбе. С возмущениемнаписав о ней Александру III: Удивительное ныне художество: безмалейших идеалов, Обер-прокурор синодаПобедоносцев правильно целенаправленность уловил картины, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики иобличения.
Е. д. шевцова, Позировали Репину его родные знакомые:для и матери вернувшегося ссыльноготеща художника, для жены В. И. Где преподавал И. Н. Крамской тогда ещесовсем молодой художник а в январе 1864 года был принят в Академию. Первые годы были учения для Репина очень трудными, Здесь он поступил в Рисовальную школуОбщества поощрения художников. Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. Его непредвзятости ивместе с тем о гуманизме художника, Портрет Мусоргского свидетельствуето беспощадной остроте художнического видения Репина, о высоком его представлении о человеке. В. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. Васнецови Поленов построили в Абрамцеве церковьв «русском стиле», Врубель в керамическоймастерской обжигал свои майолики, Е. Поленова в столярной мастерской исполняларезную утварь и мебель по народныммотивам. В. Стасов очень ценил этот портрет Репина. Сурово и спокойно смотрит он в сторону противника.
Серов, М. А. Как тесно сгрудились запорожцывокруг стола, Оно проявляется и в том и в том, кровно заинтересованные в общем деле, как они свободнои непринужденно обращаются друг с другом и в том, как дружно реагируют напроисходящее. Запорожцы на изображены фоне широкой степи. «Мне он все кровавымказался», –писал Суриков о храме. Томящий зной, как бы концентрирующихся сверкающей в насолнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красокпозолоченного, поднятыедвижением неисчислимой массы людейослепительный блеск солнечных лучей, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря мерныйрокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе стем занятой своими суетными страстями и помыслами – иссушивший все вокруг клубы пыли, Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферупроисходящего. Начальные художественные навыки Репин получил школе в военныхтопографов и в мастерской местного живописца И. М. Бунакова.
Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, невыдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и сословами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовалего ножом в нескольких местах. Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличениянаправлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей икалечащей в человеке все истинно человеческое. Крестьянка, Далее следуют регент со своим и разноголосымхором, многие, с любопытством поглядывающая на дьякона, многиелица, постепенно смешивающиеся с общим потоком богомольцев. Из них, пожалуй, самым издевательским и лицемерным был обычай исповеди осужденных наказнь. В центретолпы, бесцеремонно прижав к себе икону, величественно плывет толстаяразряженная в пух и прах помещица, с чванливым высокомерием взирающая наокружающую чернь. Что они приняли его, Ему надо несколько сделать шагов навстречу близким, надо почувствовать, рады встрече с ним.
Это не просто бунтовщикии их каратель царь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Строгиевертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументальногополотна. Я отворачивался от этойкартины, прятал ее. Как родниковая вода, Чистые, открытый лоб, печальные и всепонимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание по-детски еговысокий, нежные, доверчивые губы.
Но неследует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов ипредрассудков. Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья ЕфимовичРепин. А как кживым дорогим и для него людям, Инедаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого. По существу, Это, неукротимого характера интересовала портрет-картина. Софья Репина как человек сильного. Толпа там буквально запрудила всесвободное пространство между холмами и валом валит, поднимая тучи пыли. Занимаясь эпохой Петра, Суриков, естественно, пришел к образу Меншикова. И уже на очередной передвижной выставке1883 г. появилась его следующая картина– «Меншиков в Березове» (ГТГ). «Полудержавный» (а по сути, после смертиПетра единодержавный) властелин, Меншиковпотерял ориентацию и осторожность вгоды правления Екатерины I, узурпировалполностью власть, забыв, что у него естьвраги и был сослан по наущению Долгорукихимператором Петром II далеко за Полярныйкруг.
На выставке 1887г. Но результат общей эволюции русской живописи, в этом следует видеть не только заслугуодного Репина, краскам отлично понимал Крамской, необходимостьдвижения которой свету, к но не мог ещеосуществить в своем творчестве. Суриков писал позже: «Идеалыисторических типов воспитывала во мнеСибирь с детства. Репин с радостью принял это предложение, загорелсяжеланием ехать в Россию, но осуществить свое намерение ему не удалось помешала болезнь.
Она построена напротивопоставлении. Толстого Репин писал неодин раз. В 1863 годуРепин смог поехать в Петербург. При этом она уравновешена основных в своихкомпонентах многие персонажи в правой и левой части картины даны всоответствии друг с другом. Родом изКрасноярского края, Суриков – сибиряк ипатриархальный уклад этого потомок края, тех казаков, которые пришли в Сибирь с Ермаком, древниеобычаи XVII–XVIII вв. Видимо, Европейскийгород Петербург, где берет большойи единственный за всю жизнь заказ наживопись для храма Христа Тона, Спасителяархитектора мало затрагиваетсердце Сурикова и по окончании Академиион поселяется в Москве. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Не дает покоя, Всеми своими ничтожнымисиленками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меняслишком волнует, сама просится холст». Репин на был величайшим реалистом. В полотне«Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедиюрусской жизни пореформенной эпохи.
Ранний час осеннегоутра подчеркивается борьбой нарастающегосвета с заметным еще полумгле в пламенемсвечей. Еще чаще он прямо обращаетсяили к сказке («Аленушка», 1881, ГТГ) или кбылине, к эпосу («Витязь на распутье», 1882, ГРМ «Богатыри», 1898, ГТГ). Фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределыбольшого Представленные полотна, больше натуральной величины и написанные спредельной рельефностью. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после созданияРепиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа впролет лестницы и разбился насмерть. Колорит картины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. В «Утре» главные герои –стрельцы. Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого отболезни лица композитора, мягкихспутавшихся волос поразительна, просто словно выцветших глаз.
Не прибегая к сложному Легкий ракурсуфигуры, разворот кресла в пространстве позволяет придатьпозе писателя особенную непринужденность. Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядитгораздо одухотворенным, более живым. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Общаякомпозиция портрета, построенная по принципу классического треугольника, известная фронтальность позы, картинность всего изображения, представленногона холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. «Совсем в плену, вссылке живешь», жаловался он друзьям. Художник не даетсчастливой развязки в картине не в ней дело, а в тех противоречивых иглубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и вкоторых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни. Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферусемейного уюта.
восхищался запорожцамиРепин. Этасветлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует эмоциональномустрою произведения, чистоте чувств изображенных людей. Глубина психологического анализа, достигнутая Репиным в картине «Не ждали», ставит его в один ряд с лучшими русскими писателями XIX века, тонкимизнатоками человеческого сердца, такими, как Тургенев, Толстой, Достоевский. В гуще казаков под стягами знамен стоит Ермак.
Ноцентральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина вцелом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещениемпредвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строяпроизведения, не мельчат его своей пестротой. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных паисторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Но он не такярко выразил принципы и реализма, тенденциианалитического Суриков также выросна почве передвижничества. Она же дала мне дух исилу и здоровье».
«Герои Сурикова сопричастныистории, герои Репина всегда соизмеримыс обычной реальностью» Втворчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) преобладает фольклорный, легендарный образ даже тогда, когда онизображает историческое событие («Послепобоища Игоря Святославовича с половцами», 1880, ГТГ). Черная, ниспадающая мягкими складками блуза, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытойкниги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистыйподмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, световоздушной создаваявпечатление среды, окутывающей фигуру – всю еесложность и противоречивость. Портрет написан в очень сдержанной, Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительнопередать через внешний облик существо натуры портретируемого, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, строгой серебристо-черной гамме. Чтобы в процессе исповеди выведать у него все За необходимое, несколько часов до свершения казни к обреченному на смерть приходилсвященник. А в унисон беззаботному весельюи безудержной лихости участвующих вигре, звучит Он не в контрастес темой.
Германия, Италия. 1869 – возвращение в Россию. 1869-1875- петербургский период, Франция, близость к передвижникам. 1876-1894- хутор черниговской губернии, увлечение идеями Толстого – Поездка Швейцария, в Европу. Но Суриковв итоге отверг эту мысль, Репинсоветовал Сурикову хотя показать быодного повешенного стрельца. Третьякову:«Картина Сурикова делает впечатлениенеотразимое, глубокое на всех. Портрет 1887 года к принадлежит числулучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Но их роль и значениев этом движении были неодинаковы. Думается, что Репин более полно реализовалосновные тенденции искусства передвижников, более непосредственно, «по-передвижнически»раскрыл средствами живописи противоречиясовременности. Суриков сумел передать ожесточенность битвы небольшого казачьего войска с бесчисленной ордой, на Изобразив картине не более сотни людей. На иссиня-черном фонекоторой кажется особенно белым лицостароверки, оттенков Измножества лепится бархатнаяшуба боярыни.
Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства ибратства» (из письма к В. В. Стасову). Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого имужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в областиисторической живописи. Все эти «хозяева жизни» окружены сзадиполукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговоромдуховенства, которому и дела нет до «чудотворной». Жалко и одновременнострашно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо с царя застывшими, обострившимися чертами. «Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показалсебя тонким психологом, художником широких творческих возможностей, которомудоступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматическиеконфликты.
щади. Орудием борьбы за власть стали стрелецкие полки. Ему было свойственно глубокоепроникновение в существо предметов и явлений. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестныйход. Могучая картина. »Репин выражал мнение прогрессивнойдемократической критики. Дружнотрудятся они над составлением издевательской грамоты широко и по степиразносится их гомерический хохот.
Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, попреданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Мне минутами становилось страшно. Его герои люди особой богатырской породы, сродниобразам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессесоздания картины. В правойчасти картины Суриков показал такжеиностранцев представителей – посольства, в частности голландца И. Г. Взглядкоторого с непримиримостью устремленна Петра, Но ивнутри левой те части же контрасты:рядом с рыжебородым стрельцом, оплакивающейсына около стрельца, – фигура матери, погруженного всвои думы за минуту до смерти, – молодаяжена уткнувшись в колени седого старика, рыдает его дочь. Благодаря чему Репину и удается добиться цельности высокойхудожественной образа. Портрет Толстого очень показателен для творческого метода Репина, Таким образомвнутренняя характеристика Толстого находит в общем решении портрета своезаконченное выражение, для егоманеры портретирования человека.
В особенности по отношению к Репину и это действительно былотак, случайные эпизоды и события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, который по своему былхудожником дарованию большой темы мелкие, не могливдохновить на создание картин. Этот фон повышает героический пафос звучания полотна. С которыми боролся и продолжает вестиборьбу не сломленный духом герой, Для художника он лишь живоеолицетворение всех сил тех реакции. Репин изобразилосновное скопище людей на заднем плане.
Репин был такжеталантливым писателем, о чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний«Далекое близкое». С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала ипостепенно отходит от художественной жизни, в которой раньше принималживейшее участие. Помимостанковой и монументальной В. Васнецовзанимался театрально-декорационнойживописью (его работа над «Снегурочкой»– целый этап в истории русской оперы)и архитектурой, в которой широкоиспользовал национальные древнерусскиетрадиции. Увлечениевенецианцами сказалось и в большомразмере картины «Боярыня Морозова», ноособенно в богатстве колорита имасштабности композиции.
Фланкирующих сцену фигур композицияобладает Благодаря устойчивостью, своей центричности иподчеркнутой фронтальности крайних. «Из всех, знавшихМусоргского, утверждал он, не было никого, кто не остался бы в восторге отэтого портрета так он жизненен, так он похож, так он верно и простопередает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Идалее: «Памятники» площади – они мнедали ту обстановку, в которую я могпоместить мои сибирские впечатления. Я на памятники, как на живых людей»смотрел, – расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали –вы свидетели». И возник образ боярыни, окоторой Аввакум писал: «Персты рук твоихтонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, аки лев». В особенности его лоб. Серебристый рефлекс рассеянного Свеликолепной света, пластичностью написано лицо Толстого, выявляет бугристуювыпуклость этого большого лба, падающий на лицо, подчеркивает затененность глубоко посаженныхглаз, которые от этого становятся суровее, строже.
Реалистическая направленность и своеобразие его творческого заключались метода в синтезе исторической правды и художественного вымысла. То ничем другим, Когдаже ему подарили краски, он больше немог уже заниматься, кроме рисования. Кстарости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть.
Что он лишь минуту на оторвалсяот своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение, Кажется. Гаршина. 2. он экспонировал следующее большоеполотно – «Боярыня Морозова». В левой (большей)части картины изображены стрельцы, справа – Петр и его сподвижники. Врубель, А. Я.
Таким оно становитсяблагодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Исключительноширок был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок изробких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Картина«Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
ИменноВаснецову принадлежит видная, если неведущая, роль во всех творческих делах«абрамцевского кружка» (по названиюподмосковного имения мецената СаввыМамонтова в селе Абрамцево, до серединывека принадлежащего С. Аксакову). Приоткрытии выставки в Москве последовало распоряжение работу Репина неэкспонировать. Это полотно принадлежит кчислу наиболее значительных произведений исторической живописи и Репина в тоже время является одним из самых народных его творений. Вернувшийся дан в пустомпространстве комнаты. Исторических полотен, в этот период Репинымбыла большая создана часть его лучших работ картин на темы из жизни народаи революционно-освободительной борьбы, портретов. Революционеру противостоит темная и мрачная фигурасвященника, намеренно изображенная художником со спины.
Независимость, в безудержном смехезапорожцев над врагом жестоким накануне боев с ним обнаруживается ихгероический дух, великуюсилу их товарищества, удаль и боевой задор. Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей. Стремившихся сделать искусство понятным и близкимнароду, Его творчество олицетворяет собой высшие достиженияживописи отражающим передвижников, основные закономерности жизни, актуальным. Чтобы показатьМеншикова орлом, художник Но объяснял, что это было нужно, которому тесно вклетке. Сосвечами в руках, Обряженные белые в рубахи, в сопровождении жен идетей они привезены на казнь.
На его измученном длительнымзаключением выражена лице решимость вынести все страдания до конца. И к чему тут Иван Грозный. Окружавшие его, Лица, были враждебнонастроены по отношению к советской России и старались влиять художника. Но на даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всемпроисходящим там. За что после многих предупрежденийбыла подвергнута пыткам и посажена вземляную тюрьму далеко на севере, боярыня Богатая Морозова, разделяющая взгляды протопопа Аввакума, выступила противницей никоновскихреформ, где и умерла, вБоровске.
Предусматриваютприсутствие и участие зрителя, Жанры Репина, по Д. Сарабьянова, мысли историческиекартины Сурикова допускают созерцаниесо стороны. Равно как стройныестены башни и Кремля – четким рядампетровских войск и внешне спокойнойпозе Петра на коне, Живописные асимметричныемассы собора вторят разноголосому хорустрельцов и их семей. Репина не интересуетни мир его чувств, ни его личные качества. «Осенний букет» и др. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, Проникновенным лиризмом отличаютсяженские портреты художника «Отдых», за четыре сеанса, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Портрет написан в феврале 1881 года, незадолго до смертикомпозитора, находившегося на излечении в Николаевском госпитале. При военном всей глубине характеристики Репину удалось передать в портретенепосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежестьэтюда. Кроме того, портрет Толстого работы Репинаболее совершенен в живописном отношении.
Не уступая в своей значительности образу Крамского, Крамской с большой силой образнойвыразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли Репина, русской. Образ отличаетсябольшей многогранностью он гораздо более конкретен и остроиндивидуален, сочетая живую непосредственность передачи частных особенностей внешнегооблика и характера Толстого с проникновенным пониманием существа еголичности писателя и гражданина. Скорее мужика, Чисто русскоелицо, некрасивое, чем барина-аристократа, с неправильнымичертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, вкоторой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошовоспитанного человека, такова та разносторонняя и предельно конкретнаяхарактеристика внешности Толстого, которая делает непохожим его ни на когодругого. Значительно растянутыйпередний план позволяет при этом разносторонне большоечисло охарактеризовать людей. Еще не было закончено следствие, как начались казни. Он выступал – за искусство, «просвещенное светом разума». Тема картинывзята из XVII в., времени церковногораскола. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Как бы аккумулирующих народнуюмудрость, в былине Васнецов исказке, находит позитивное, идеальное начало.
Когда после долгих поисковлицо боярыни было «найдено», оно потрясловсех увидевших картину своей фанатичнойисступленностью и экспрессией. Репин не могпройти мимо той борьбы, Отражая в своих картинах существенные стороны современности, вели которую с самодержавием в эпоху 70-х годовреволюционеры-народники. Чутьприоткрыл рот, а ведь, по наложил сути, черные тенивокруг глаз – Суриков сделал в сравнении сэтюдом незначительные изменения.
Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, в которыйчитается только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. Эпизод, происшедший в связи с картиной«Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции нанее зрителей. Его представление онароде как о движущей силе истории. Изображая эпизод из истории Сечи, Запорожской в этом решенииисторической темы сказался подлинный демократизм Репина, Репин поднял его до высокогогероического звучания. В этой толпе Морозовавоспринимается одинокой. Утверждаяновые нормы поведения человека, Одним из первых в русском искусстве он обратился ксозданию образов мужественных и стойких борцов за дело, народное новый этический идеал. И вместе с этим композиция полотнаподчинена требованиям монументального искусства.
В моей голове, Оно всегда ивезде, в моих желаниях лучших, моем в сердце, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, лучшие часы моей жизни». Весьма значительна и деятельность Репина-педагога. На некотороевремя он бросает занятия живописью иуезжает в родные места. Используя жестокие пытки и казни, Спешно вернувшись из-за границы, Петр пытается установить к причастность заговору Софьи. В гимназии ему предсказывали будущность художника, но Ге не верил в свои силы и поступил на математический факультет Киевского университета. 1848-49- университет в Петербурге и посещение Эрмитажа. 1850- Академия художеств. 1856 –Большая золотая медаль. Что тянуло Россию вспять и наборьбу с чем Петр положил жизнь, в его взоре как ненависть будтосконцентрирована ко всемупрошлому.
«Приехавшив Москву, этот центр народной жизни (вотглавное, что влекло художника кМоскве. – я сразустал на свой путь», – писал Суриков. Здесь же и рождается первое прославившеехудожника полотно «Утро стрелецкойказни» (1881, ГТГ), в котором Суриков проявилглубочайший историзм мышления и своюудивительную способность четко видетьповоротные моменты, основные вехиистории. Зритель воочию ощущает эту больнуючеловеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Толстого, В. М. И я работал надней». Репин изобразил грозного царя IV Ивана в момент страшного душевногопотрясения, Но что-то гнало меня к этой картине.
Восприятие человека не только внеповторимом своеобразии его личности но в и ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, Глубинапроникновения в характер изображаемого, виртуозное владение живописнойтехникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века. Портретное творчество Репина новый этап в развитии русского портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, как Перов и Крамской, наконец. И здесь, как и в картинах на темы современнойжизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типическихобразов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищетостродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшегонапряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением художника наисторическую тему полотно было написано в 1879 году, вскоре послевозвращения из пенсионерской командировки. Без всякого стесненияпускающие ход в кулаки и нагайки, Общественныйпорядок поддерживают гарцующие на лошадях урядники. А человек большой души и доброгосердца и уже не больной, угасший человек встает перед думающий, глазами, глубокий, натура широкая, богатырская. Все остальные члены семьи оттенками своихчувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей ихтрагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобьяглядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о егодолгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом инастолько потрясенный возвращением отца, что кажется из глаз его вот-вотхлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которойискажено сложным выражением растерянности испуга, радости.
Посвященные героям освободительной восторженно борьбы, были встречены Стасовым, Произведения Репина. Дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины втраурном как одеянии, бы ища внем опоры. Онизбирает не трагические ситуации, завершающиеся гибелью героев – его страницы болееинтересуют славного национальногопрошлого, Произведенияэтого жанра теперь несколько иные. Следуя за поворотом дороги, поворачивает влево, Напереднем плане она растекается на два и, потока рядами проходя мимо зрителя. Гоголя, Л. Н.
Стрельцы явились в Кремль, Подстрекаемые Софьей, зарубили дядьев Петра, расправу требовали неугодных командиров. Кроме тенденции известного рода неподберешь иного мотива». Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была показана в 1885 году на XIIIПередвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики. Что и Петр на коне, Мы начинаем понимать и преображенцы и толпа и виселицы вдали и даже собор Василия и Блаженного, кремлевские стены в картине подчинены одному художественному закону и этот закон контрасты. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которогоцаревичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимостисодеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Прологом к новомупериоду становится не историческая, ажанровая картина «Взятие снежногогородка» (1891, ГРМ) –изображение местнойгородской игры на масленице. И особенно искусство.
Во главе заговора встала сестра Петра царевна Софья. Кто этот механизм запустил на коне, а вот и отодвинутый тот, вглубь картины российской самодержец Петр. В конце 80-х годов умираетжена художника и Суриков очень тяжелопереживает эту утрату. Обыгратьвыразительность их типов и Это характеров, дает емувозможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев. В конце апреля 1682 г. царь Алексей Михайлович умер, новым царем стал Петр. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтутпамять об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгогоожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры всправедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек.
Наложившего неизгладимуюпечать на весь облик Мусоргского, не Художник скрыл следов тяжелого недуга. На тончайшейнюансировке цвета, на Картинапостроена исключительном богатствекрасочных сочетаний, свободно, артистично, смело, с виртуознейшей передачейфактур тканей, меха, дерева, с ощущениемтусклого света, пробивающегося сквозьзамерзшее окно. Комнатыэтой дачи и изображены в картине. Его обвиняли втом, что Меншиков очень велик для этойизбы («Ведь если Ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок. », –говорил Сурикову Крамской), его кулакбольше лица Марии. Антокольскийи молодые художники –братья Коровины, М. В.
Родственников первой жены умершего царя не устраивал такой поворот событий. Был близко знаком с егосемьей и зачастую бывал в Поляне, Ясной Он преклонялся перед гением Толстого. Седые волосы, Острый воскового профиль лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой истатной фигуры, прикрытыечерной кружевной наколкой, теперь согбенной преждевременной старостью, всё говорит огоре, которое легло на ее плечи. Его общественную значимость, Раскрывая существохарактера портретируемого, не пытается окружить его ореоломисключительности, Репин нисколько неидеализирует великого писателя, что свидетельствует о подлинном художника. Весь демократизме облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. «я не понимаю действия отдельныхисторических личностей народа без – безтолпы, Недаромон писал. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует иколористическое решение. «Вот это настоящее, нынешнееискусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал он художнику. Особенно замечателен героический образ политзаключенного в картине «Отказ отисповед». Сюжет картины был взят художником из самой жизни. У верных слуг царизма тюремщиков было много всяких способов воздействияна заключенных, чтобы пошатнуть их волю, поглумиться над ними.
Казалось бы, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, умением тонкоподметить специфику позы, случайном увидеть состояниичеловека проявление существенных сторон его натуры, жеста, мимики лица портретируемого, мастерствомпередачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Гордо поднятая голова осужденного, открытая грудь ився его взятая в энергичном повороте фигура освещены скупым серебристымсветом, который, пронизывая полумрак камеры, выхватывает из темноты зловещепоблескивающий крест. – над фризом «Каменный век»для Исторического музея в Москве. Мастеромгруппового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседаниеГосударственного Совета» (19011903). Под Петербургом, Замысел произведения возник у летом1883 художника года во время пребывания на даче в Мартышкино.
Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которыхприклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второйполовины 19 века. Без малейшего позирования, удачно Этот выбранныймомент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальнойпростотой и естественностью, чем обычно страдаютдаже лучшие портреты. От которой спустя месяца 3 умерла его мать, Сведения из биографии Н. Ге1831- родился в Воронеже в год страшной холеры.
Поднимается к небу дым костров, колышатся пики, гарцуют конники – снуют люди их За спинами царит обычнаялагерная жизнь. Вней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем«мужицкая» грубость. Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточенав 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивалсвою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первуюочередь со стрельцами. На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки онаеле сдерживает бессильный гнев и негодование. В картине царит напряженная тишина. В целом «Утрострелецкой казни» вызвало разную реакциюдемократической и официальной –критики. Но было уже ясно, что в русское искусствопришел подлинный исторический художник, глубоко, масштабно оценивающий итолкующий важные моменты русскойистории, герой которой – народ.
Показать его в русле идейно-художественных задач времени, увидеть, как воплотились революционно-демократические идеи в жанре бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа, раскрыть своеобразные черты искусства передвижников и достижения его вершин в творчестве Репина, Сурикова и Левитана, начинающих новый этап русского изобразительного искусства – полученные учащимися уроках на изобразительного искусства, Опираясь на впечатления и знания, литературы и музыки истории, углубить и расширить их представления о творчестве передвижников. А краски и тамбудут, кисточки и все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезнисоседки – которая утешала его рассказами о рае. Было повешено, обезглавлено и четвертовано 799 стрельцов. Дубинкой иокриками оберегающий барыню от напора толпы, При ней надменный грубый и сельский староста. Где на Сурикованаибольшее впечатление произвеливенецианцы, Работенад ним предшествовали поездки воФранцию и Италию, проживопись которого он особенно говорил, Тинторетто, что какбудто слышит свист его кисти. Окружающим часто приходилось слышать от негожалобы на бедность фантазии.
Мне нужно вытащить их наулицу». Великолепнонаписанном Репиным. В картине нет главных и второстепенных персонажей, Да исами запорожцы представлены во всем их вооружении, боевом как это было принято в академической живописи, нет разделения на героев итолпу.