Жанровые картины Шардена – поэтический рассказ о «добрых нравах» простых людей, о достоинстве их образа жизни утверждавший этическое достоинство простого человека, Шарден остался чужд нарочитой морализации. Если художников – поставщиков картин для свиты короля занимали отвлеченные герои, заимствованные из античной мифологии, то для Шардена главнейшая задача – предельно полно раскрыть духовную жизнь окружающих его людей. Вопрос классу: Чем, с вашей точки зрения, отличаются картины Шарден от картин Грёза. Что касается жанровой живописи, то такие картины Жана Шардена отображают повседневную домашнюю жизнь, наполненную покоем и любовью.
В противовес аристократическим галантным празднествам и пастушеским идиллиям на фоне буколического пейзажа В жанровых картинах Шардена нет активного действия, сложной ситуации. О Шардене оставил нам Дидро: «Шарден был настолько верным подражателем природы и настолько строгим к себе судьей, что мне довелось видеть одну его картину с изображением дичи, которую он не смог закончить из-за порчи кроликов.
Он приглушает их, оттенки, Соподчиняя вроде бы блеклые тона звучать мощно иногда заставляя тусклые, а резкие – растворять в легком рассеянном свете. Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Академии, благодаря своим натюрмортам и, вероятно, благожелательной поддержке Никола де Ларжильера, сегодня почти неизвестного. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей.
Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король.
Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван – семья бедная. Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет, когда дети произнесут слова молитвы. » (1747/48), в которой художник наиболее пространно развивает свою положительную программу. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде, художника Отец был мастером-столяром. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Это же относится и к другим композициям цикла.
Который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти писал Шардена Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Недостойных занимать место в царской сокровищнице, По приказу Николая натюрморт I в 1854 году в числе произведений, продали с аукциона. И Шарден и Дидро, каждый по-своему, вели борьбу против господства исторического жанра и приветствовали идиллию повседневного быта.
Хогарт создает целые серии живописных полотен: «Карьера проститутки», серия из 6 картин, 1732, «Карьера мота», 1735), «Модный брак» (1743 – 1745). Опытные реставраторы восстановили шедевр. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености».
Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров 18 века («Апельсин и серебряный кубок», 1756 Париж, частное собрание). В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Гремели оркестры, Толпы разодетых дам и кавалеров скользили по ослепительно сверкающему рассыпались паркету искры разноцветных фейерверков. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны его в искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Художник прокладывал теневые участки красно-коричневым цветом, на Закончив холсте тщательный рисунок.
на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Даже ночи, Долгие копировал дни, мальчик изображения глаз, при свете лампы, ртов, ушей, ног, рук. Те кролики, которых ему Приносили, были либо слишком темными, либо слишком светлыми». К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского входило табака в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. 1754) представляет собой обличение системы выборов.
Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Пушкина. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции жанра. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю аксессуары исполнять в его картинах. Когда он отправлялся в спальню, Принцы оспаривали право нести перед королем подавать свечу, во время утреннего туалета их величеству панталоны и рубашку. Гадалку в модном костюме «домино», Он пишет шарлатана с обезьянкой, прорицателя судеб, самозванца-эскулапа, мальчика-зазывалу в будку волшебного фонаря («латерна магика»), продавцов зелени, фруктов, алхимиков, сладостей, ставших модной приметой века не только разума, но и «увлечения оккультными науками». Но исполнен поразительной силы живописного мастерства, Сведенный минимума до предметов мир самых простых вещей лишен всякой претензии.
На первый взгляд, в образах Лонги нет иронии, он просто констатирует модные увлечения. Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде. П. Норблин). Рисующей личное трудолюбие и добродетель ничего не имеющего трудящегося гарантию как его благосостояния и благополучия, Но в поисках идеала он не может еще подняться выше буржуазной утопии. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Но это не иллюстрации – это история, взятая художником непосредственно из жизни. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут"., как раз возникшей в тот период, тому литературному жанру, в котором писал Дидро.
В романе "Эмиль или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. «Деревенская невеста» (1761), «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» (1775), «Балованное дитя» (1765) все – это нравственная живопись, «Паралитик» (1763), урок морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любит литературные пояснения к своим картинам. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Сцены семейного уединения за чтением, воспитание детей, посещения гостями библиотеки просвещенного хозяина дома, уроки модной науки географии, которую изучали знатные венецианки, посещавшие научные лекции и приобретавшие глобусы, Лонги изображает легко и изящно, словно позволяя себе заглянуть в дома венецианцев. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать.
Сопровождаемой кавалером для услуг – чичисбеем, в полотне «Встреча прокурора и его жены» (1750-е, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) изображена неожиданная встреча мужа и жены, в театр, которые дам сопровождали в гости, на концерты и отношения с которыми напоминали что-то среднее между любовью и дружбой. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь которой прошла тревоге в и заботах о ближних. В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали картины его за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. "Король-солнце" Людовик XIV, а затем и его правнук – Людовик XV делали все возможное, чтобы как можно резче обозначить границы, разделяющие сословия. Серия открывается изображением предвыборного банкета затем показано, как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек» далее – сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих и, наконец, триумфальное шествие кандидата-победителя (это фигура портретная), которого проносят в кресле по улицам.
Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Выразительны лица персонажей. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Однако картину туда не поместили, Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" строящейся для Академии художеств в Петербурге, она осталась в личном собрании императрицы – Эрмитаже. Которые лениво поднимает заспанный слуга, Опрокинутые стулья, музыкальные инструменты и тетрадь нот – все о говорит вчерашнем празднике, валяющиеся на полу игральные карты, окончившемся изрядной вакханалией.
Венеция, 1751, 1762, "Слон", КаrsquoРедзонико Венеция, частное собрание "Театр льва", Венеция, Галерея Кверини-Стампалья). На рубеже 18 – 19 вв. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М.
Между улицей де ля Сен, Творчество проходило Шардена исключительно в Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Маскарадами, Спектакли сменялись костюмированными балами, а по король утрам и пышная свита отправлялись на охоту. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». В них нет интриги, как в комедиях Гольдони, они создают ощущение легкости. Куапеля, Ж. Б. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок палитру и свитки чертежей и готовальню, книги.
А маленькая, Старшая уже отбарабанила привычный опасливо текст, посматривает на мать, с трудом произнося непонятные слова. До 1770 репутация Шардена в жанре, который он сделал своей специальностью, возросла, а жизнь текла мирно. Персонажи Шардена не позируют. Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер.
есть неизбежная обязанность для общественного человека. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает вое предметы. А повествование о человеке своей среды, Шардена не увлекает раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа. И не только людей, но даже их вещи. Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства.
Старенькие, Голова и шея плотно закутаны, стиснутые губы, видавшие виды очки, напряженные мышцы лица – во всем упрямая сосредоточенность, воля, сдержанная великое терпение мастера. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для проведения реставрационных в работ Фонтенбло, Так. Что происходит в картине, Все, каждая физиономия, – взаимоотношения действующими между лицами, каждый жест – обрисовано чрезвычайно ясно и наглядно. Служившим ему натурою, Этим кроликам, он отчаялся найти что-либо равноценное достижения для нужной гармонии.
Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной, Однако в отличие от барочных этих натюрмортов северных художников. Quotмедный бак", Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – "Кухонный стол" и стаканом двумя огурцами" – типичные названия его полотен, "Корзина слив с бутылью. У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника было омрачено в отставкой Академии, меньшим вниманием публики. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят к крадущийся рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Смело позволяя себе свободу суждений и то новое содержание, Лонги хроникером стал венецианской жизни, которое интересовало его как живописца века Просвещения. Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Составляющие гордость европейских американских и музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником.
Шарден прекрасно рисовал. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Как никто другой сумел Шарден выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка мазками плотными рельефно выписаны все эти предметы. Еще одна знаменитая картина – "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Шарден строит колорит своих произведений на богатстве красочных оттенков, от Отказавшись локальных цветов, подчиняя их общему теплому тону. Ходовецки), Швеции (П.
О шедевре забыли. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Дворянин был обязан бездельничать. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Шарден к тому же был одним из величайших колористов.
Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, главе Во с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. В этой серии все время чувствуется искусственность противопоставлений – недаром гравюры эти надписями перегружены нравоучительного свойства. Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он обращается новой к форме камерного портрета. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме.
Хиллестрём), Польши (Я. Основой его палитры являлся серебристо-серый тон. В 1724 он становится мастером в Академии св. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов.
В XVIII веке появляется понятие «просвещенный вкус», в соответствии с которым долг художника в искусстве состоял в искоренении порока, во внушении благородных мыслей и высоких чувств. «как четки массы, Эмоциональную колорита выразительность натюрморта отметил Дидро – написавший. Не менее образно сказал о его искусстве другой известный современник художника, Джакомо Казанова, отметивший, что Лонги обладал «возвышенным талантом смеяться». Шарден с особой любовью изображает простых людей – кухарок, Возвеличивая труд, прачек, слуг, гувернанток. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел очарование выразить интерьера и тех предметов домашнего обихода. » (ок.
Картина «Паралитик», за которым ухаживают его дети имеет другое название – «Плоды хорошего воспитания». Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Они уподоблены актерам, эти смешные, полные достоинства монстры и являются характерными. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия ибо здесь налицо – и покой безмятежность», но и никакой симметрии. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной и посуды стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Силуэт ее мерцает в облаках пара – нежно, воздушно.
Социально-критическому направлению в жанровой живописи положили начало сатирические картины и гравюры Уильяма англичанина Хогарта. Сформулированные мастером – незатейливой поиски реальности, Ему близки были задачи новой французской живописи, жизненной правды и неприятие "высоких сюжетов". Только Грез проповедует это без шарденовских меры и вкуса и далеко не на том уровне мастерства, Это веяние по распространилось всей Европе.
Каждый вечер здесь устраивался праздник. Деревенская девушка, некая Мэри Хэкабаут, приезжает в Лондон, попадает в руки старой сводни тетки Нидхем, становится содержанкой и оканчивает свою жизнь среди обитателей лондонского «дна». Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Замутненное временем стекло, а вмятины на медных боках, честно которым и безотказно служат преданные им, царапины – в этом отразились и биографии людей, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи.
В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, перед Молитва обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Карины ПЬЕТРО ЛОНГИ (1702 – 1785)переносят зрителя в атмосферу Венеции XVIII столетия, знакомую по произведениям К. Гольдони и К. Гоцци: в них возникают сцены быта венецианских патрициев и яркой уличной жизни. Уравновешенные композиции в он натюрмортах составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета – технику лессировки. Слезливая, Как сентиментальная, так и все творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей, мещанская драма, проповеди идиллии патриархальной и семейных добродетелей. Луки.
Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Характерный пример – "Автопортрет с зеленым козырьком". Сочетать это на самом деле очень сложно.
В котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, Большинству около полугода не хватает их пищи единственной – ячменного или овсяного хлеба, чтобы платить налоги". Вспыхивали тысячи свечей. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов.
Он пишет шарлатана с обезьянкой, гадалку в модном костюме «домино», самозванца-эскулапа, прорицателя судеб, мальчика-зазывалу в будку волшебного фонаря («латерна магика»), продавцов зелени, фруктов, сладостей, алхимиков, ставших модной приметой века не только разума, но и «увлечения оккультными науками». Однажды некий художник продемонстрировал множество способов, чтобы очистить и улучшить свою палитру. Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. Шарден родился и всю жизнь в провёл парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза и Ноэля Куапеля. В частности Питера Буля, Шотландии) – работы и Фейта его соперников, в ранних работах или, Ларжильера. Был далек от критики плутократии, Шарден не показывал своих в полотнах типов отрицательных.
Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Насыщенные страстью и драматизмом, в Испании Франсиско создает Гойя жанровые композиции, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. Действительно именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, специализировавшихся, как и он, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского в дворца Фонтенбло под руководством Ванлоо.
Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Писателя и художника, Талант обоих, в которой все – от поведения до организации пространства было подчинено сценическим в законам, атмосфере культуры Италии века Просвещения мог развиться в одном направлении – Во взглядах Лонги проявилась театральность культуры века Просвещения. Серия дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии «Карьера проститутки» погибли во время пожара 1755 г. Но и остальные серии Хогартом были переведены в графику для того, чтобы его искусство было доступно широкой публике. Свойственных искусству его времени, в своём художник творчестве сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов.
Мелькают кулаки, Но между его приверженцами и противниками борьба еще прекратилась, не летят испуганные гуси, цеп какого-то поденщика кружит в воздухе, убегает свинья с поросятами, положение героя событий оказывается весьма шатким – и вот начинается потасовка. Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век.
Он повествует о новых модных обычаях, вошедших в быт знати – визитах в гости (т. Они как бы продолжают рассказ о небогатом семействе, в помогут этом и окружающие предметы. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. или «Молитва перед обедом» (зал 287) Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, характерные для быта представителей городских низов, показывая их труд, семейные отношения, обычаи, наконец, саму обстановку, окружающую людей. Что темы материнства искусство Его примечательно тем, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности, воспитания детей. Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения стенах в академии.
С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Воздев очи к небу, Управляющий с пачкой счетов в удаляется, руке словно призывая его в свидетели полной невозможности вести деловой разговор. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Бросив опостылевшие карандаши и краски, Оттого-то, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу, вскидывали одни на плечо мушкет в каком-нибудь полку. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и натюрморт каждый Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Этот цикл переносит нас в обстановку ткацкой мануфактуры 18 в. главными действующими лицами здесь являются в мастеровые их среде пробует найти художник положительный образ.
Уравновешенности частей, Обратите внимание построение на композиции – в ней строго соблюдается принцип симметричности. Показывая на вышитый узор, в полумраке комнаты женщина сидит и, не спеша что-то объясняет дочери, терпеливо. Лонги создал особую разновидность бытовой живописи XVIII столетия.
Это проявляется во всем – в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. Демонстрация репродукций (или слайдов): 1. Его интересует институт «чичисбейства» – модной игры в чары любви. Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни.
Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь в изредка его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Он начал писать свои картины еще до первых успешных премьер комедий Гольдони в театре. А в 1923 году неожиданно натюрморт обнаружили на имущества складе "Комиссии по борьбе с роскошью". Вот-вот зевнет и выражает полное безразличие к своему супругу, Довольно миловидная графиня небрежно потягивается, не сняв шляпы, в ввалившемуся комнаты и тяжело рухнувшему в кресло, – он, по всей видимости, развлекался на стороне. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду лиловато-серых разбросанных оттенках, Это приводит к тому, в именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам евозмать хорошего колориста Колористом отнюдь не является тот, которые видит лишь тонкий колорист, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки.
Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Кто, Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и тех, показывал этими духовными ценностями обладает, по его мнению. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Поэтичные и искренние, скромные по размеру картины Шардена лишены какой-либо парадности. Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощутить их плоть – например, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание). А. С.
Кто невольно задерживается у картины Шардена, "Каждый, выставленных в Салоне 1767 года, – писал Дени Дидро в своём обзоре работ, – оказывается власти во тишины и покоя, явственно ощущая освежающий бриз простых человеческих радостей". Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, к которому принадлежал сам и художник. Урок повторяется не впервые, Девочка смущенно опустила голову – видимо, – в замешательстве угол теребит ткани. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке.
В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Как одни предметы отражаются в других. В полотне «Концерт» (1741, Венеция, Галерея Академии) чувство звучания музыки на домашнем вечере, где ее отлично исполняли приглашенные высокие профессионалы («виртуозы») или восторженные любители («дилетанты»), рождает сама атмосфера жизненности, которой наполнена сцена. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Чья деятельность как ознаменовала художника собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в. Свет, Если вы положите такой плод на стол игра рефлексов окружающих от его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Так и ее искусство делилось тогда на сословия – "высокое" "низкое" и Как население Франции XVIII века. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден не был только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня богатой самой коллекций произведений Шардена, происходящим из собрания Лаказ. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и бытовой реалистический жанр.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). В натюрморте с серебряным кубком (1750) глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Угол старого камина с громоздкой посудой, Грубая деревянная ширма, большая деревянная моталка для шерсти, покосившийся шкатулка подсвечник, с рукоделием. Уроки танцев, Лонги изображал сцены быта знатных венецианцев – концерты, домашние повседневные занятия дам и кавалеров. «. Связывая полутонами воедино предмет и Игру среду, светотени подчеркивал богатством рефлексов, в которой они находятся. Видишь, Но сопоставляя его сценки с оценкой изображенного явления современниками, высоком его мастерстве в сочинении мизансцен свидетельствуют и полотна с изображением уличных сценок, что о врожденной театральности Лонги. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же у году них рождается сын Пьер-Жан.
Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Видя в каждом как бы живой персонаж, Художник тщательно компонует предметы и вступать с соседом в беседу и способный "вести монолог". Умело передает он воздушную среду. «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» (1775), «Деревенская невеста» (1761), «Паралитик» (1763), «Балованное дитя» (1765) – все это нравственная живопись, урок морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любит литературные пояснения к своим картинам.
Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Прилежный подмастерье женится на дочери хозяина, богатеет и становится лорд-мэром Лондона. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. Вторая композиция изображает утро в доме молодых.
Путь ленивого – азартные игры, воровство, убийство и смерть на виселице. гал. Ученик П. -Ж. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой 1727 г. Затем художник находит свою тему – это полные тихого очарования, живущие какой-то своей тихой жизнью вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», ок 1734). Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального мотива, жизненного о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека.
Столь же занимательны «маленькие картинки» с экзотическими животными ("Носорог", ок. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, группы, прекрасные острый и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. В искусстве Шардена реалистические традиции французской живописи находят дальнейшее и развитие новые формы. Истинное счастье не во внешнем блеске, в душевном единении – но в трудолюбии и прилежании, Но тем яснее ощущаем мы мысль главную автора. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Шарден от Каза перешел в мастерскую другого художника – Куапеля, от него – к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки.
И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Дозируя их в сотнях оттенков, сливу либо гроздь и винограда, блеск ' «Когда вы срываете плод – персик, вы видите на нем то, что называется пушком, особый вид серебристого налета – он умел воссоздать бархатистую кожицу персика, Красками Шарден владел с феноменальным мастерством. В том же 1728 он становится членом парижской Кор.
Хотя в них всегда чувствуется сдержанность спокойной и вдумчивой натуры художника, в зрелый период мазки творчества шире и свободнее. Каждое из полотен изображает определенный узловой момент этой типичной в самой своей ординарности истории: приезд Мэри в Лондон и встречу со сводней, Мэри в доме ее «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и так далее, вплоть до печального конца ее жизни. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель вовлекается в видения сферу натуры художником. Слегка пофантазируем и мы "услышим" их разговор. Что праздничное великолепие замешивалось на крови – ведь только на строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков десять тысяч человек умерло, было Им глубоко безразлично. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же у году него родился сын.
Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, II, Екатерина Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, уравновешенности в построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия.
В русле новых эстетических идей развивается искусство ЖАНА БАТИСТА СИМЕОНА ШАРДЕНА (1699-1779), создавшего, в сущности, новую живописную систему. Во время которых, н. conversazioni), пили шоколад или лимонад, чинно рассевшись играли в курили карты испанский табак, слушали концерты. Все приобретает под кистью мастера непреходящее значение.
В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Исполняемая художником с Эта юмором, миссия, с которым они вместе осматривали Салон, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Если на полотнах большинства современников порхали, кувыркались розовые амурчики, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, но и определенный характер, маленькая копия родителей, такой же труженик, "дитя среды".
Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях частных и коллекциях, Шарден часто повторял. Лонги), Германии (Д. Плотного цвета, Он от добивается нежных карандашей сильного, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Но, говоря словами Гольдони, Лонги стремился «исправлять нравы весело». В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Объединяющий их в единое целое, Фигуры бы как вписаны в овал, упорядоченности быта, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости.
Этим подмалевком определялась величина и глубина теней их взаимосвязь. Однако созданные в этот период работы выдающимися стали произведениями французской живописи XVIII столетия. В полотне «Встреча прокурора и его жены» (1750-е, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) изображена неожиданная встреча мужа и жены, сопровождаемой кавалером для услуг – чичисбеем, которые сопровождали дам в гости, в театр, на концерты и отношения с которыми напоминали что-то среднее между любовью и дружбой. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон).
У многих учеников рабского годы подражания образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Реалистические тенденции буржуазного бытового жанра проявились в искусстве Италии (П. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства.
Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Что и запечатлела кисть живописца в картинах, таких Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, "Рисовальщик", как "Мальчик с юлой", "Рукодельница", "Карточный домик". Преобладающие в полотнах Шардена в коричневые, отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством».
Вольтера, Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени – Монтескье, Дидро, Руссо, названных впоследствии просветителями. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Они всегда чем-то заняты. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Он много, постоянно рисует. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Шевелится, Один из них растет, переливается удивительный мир, радужный на его влажных стенках трепещет.
А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. «Карьера проститутки», «Карьера мота», 1732, 1735), «Модный брак» (1743 – 1745) – серия из 6 картин, Хогарт целые создает серии живописных полотен. Содержание серии «Карьера проститутки» перекликается с романом Дефо «Молль Флендерс».
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Но почти одновременно с этим понятием возник своеобразный эстетический парадокс, художественное противоречие XVIII века, над которым ломали голову многие мыслители: как сочетать нравоучительную функцию искусства с красотой, как сделать естественное и простое привлекательным и изящным. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Спустя четыре года он выставляет в гал.
Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап только не в его искусстве. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех века аллегориях Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. В 1735 умирает жена художника. Каза, Н. Н. Исторические и мифологические сюжеты, к "высокому" причисляли произведения на религиозные, которые изображали "толпу" – людей, а те, занятых обработкой земли ремеслами и – относили к низшему.
Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, разбросанные прихожей, в предметы. Сверкающие зеркалами и бронзой залы бы как продолжались в аллеях парка, Роскошь золоченых комнат, прудов, преломлялись в каскадах водопадов, фонтанов. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Карлсруэ, Его работы представлены в также музеях в Стокгольме, Санкт-Петербурге (Гос, Глазго.