Насколько интересна и красота значительна самых ужасных событий в сравнении с принципиальным понуканием нравоучительной тенденции, Он показал. Также избравшее своим предметом историю, Однако рядом с этими явлениями уже 1870-x в годах обнаружилось известное течение в русской живописи, но уже имевшее другие основания. Ибо без сомнения, в этом месте нам необходимо снова указать и на Виктора Васнецова, что ему с рядом Суриковым принадлежит честь первого протеста против ограниченного реализма 171передвижников187 и первых шагов на более свободном пути. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. На 171Запорожцев187 Репина можно смотреть без всякой справки в каталоге. В марте 1698 г. среди стрельцов снова начались неповиновения. Не грандиозные трагедии интересовали его, а повседневный быт былого времени.
Оба Васнецова, Малютин, Поленов, Рябушкин С. Иванов и – Сологуб, Этими открытиями его воспользовались. Репин 8212 сам казак и подобные картины мог видеть с детства. А около нее есть некое подобие клумбам и даже саженец какого-то дерева, Дорожка вокруг избы протоптана, там что еще кто-то живет, что дает нам возможность предположить. Точно очевидец, Он бесцеремонно и просто, всю простодушную чопорность старинных людей, нам передает всю грубоватую нарядность.
Иногда слабые намеки порождают целые перевороты, Напротив того, то безусловно он насадил в нее такие семена и если Васнецов и не произвел переворота русской в живописи, которые дали и дают еще обильные ростки. 2. Во главе заговора встала сестра Петра царевна Софья. Но и не 171общечеловеческий интерес187 картины первой 8212 главное содержание этого произведения.
Мы не станем разбирать произведений Сурикова. Гаршина. Тогда как подлинные явления дали другие Однако мастера, в творчестве этих художников мы наблюдаем лишь отражения.
Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Их чисто эстетическая сущность, Их мощный их трагизм историческая убедительность достаточно всем известны. Как признак такого поворота можно рассматривать картины и Репина, Разумеется, Поленова и даже К. Маковского. Что и Петр на коне, Мы начинаем понимать и преображенцы и толпа и виселицы вдали и даже собор Василия Блаженного и кремлевские стены картине в подчинены одному художественному закону и этот закон контрасты. Рябушкин был очень упорный и добросовестный реалист. Еще не было закончено следствие, как начались казни.
Кто этот механизм запустил на коне, а вот тот и отодвинутый вглубь картины российской самодержец Петр. Не то мы можем наблюдать в России. Но Шварц не был крупным художником. Толстого, В. М.
Следует теперь еще указать на его чисто художественное влияние. Точно гулял по этим закоулкам, Он точно видел все это наяву, что ему попадалось на глаза курьезного и живописного, входил в эти терема и твердо запомнил то. щади. Реалистическая направленность и своеобразие его творческого метода заключались в синтезе исторической правды художественного и вымысла. На 171прекрасное безобразие187 исполнения суриковских картин, Точно так же не имеет смысла повторять здесь то, на страстную бессистематическую технику его живописи, на его 171красивые грязные187 краски, опрокидывающую все традиции школы – на что мы не указывали раз.
Жестом левой руки он увлекает в бой казаков. Гоголя, Л. Н. Мольбы шаманов на берегу не могут изменить исход сражения. в 1848 г. ), значение которого не исчерпывается одною исторической живописью. Вычурно декоративного настоящего русского 171стиля187, Суриков же угадал первый странную и красивость древнерусского колорита. В особенности 171Аленушка187 рисует нам абсолютно особого Васнецова. Точно открылись двери и почувствовался приток свежего воздуха. Родственников первой жены умершего царя не устраивал такой поворот событий.
Он порвал первый все связи с сентиментально-гуманными, но далеко не художественными идеалами 1860-x годов. Они выросли на исторической живописи, Поздние отпрыски романтики, а затем мало-помалу ее отбросили и перешли абсолютно к действительности или к свободному идеализму, они ее сначала освежили внесением в нее реализма. Произошедшем от направленского реализма к чистому реализму и к идеализму, Только что мы говорили о Сурикова значении в повороте. Мы видим на картине избу людей, которые жили не бедно, но и не богато. Переломные моменты в жизни России, Для полотен своих выбирал исторически значимые, трагизм и психологическую глубину, показывал их невероятную сложность. Как мы указываем, Исторические картины Репина были, непоследовательными в отступлениями его творчестве. И вот уже дрогнуло кучумовское войско.
Менцель доказал, Правда, как и настоящее, что художник-реалист может жить сразу в двух эпохах и так же жизненно передавать прошлое. Столкновение «двух стихий» мастерски передано художником. Султан турецкий Мехмед IV.
Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. Но Менцель 8212 величайшее исключение всей истории искусства. Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. Петр справедливо связал это выступление с сопротивление боярства его политике. Используя жестокие пытки и казни, Спешно из-за вернувшись границы, Петр пытается установить причастность к заговору Софьи. Что изображал, Во всем, он позволял себе только сопереживание эмоциональную и объективность.
171каменный век187, 171Богатыри187 и 171Аленушка187 – 171Иван Грозный187, Наиболее замечательными В. Васнецова картинами являются. Трупы казненных не убирались в течение пяти месяцев. Родоначальником национально-русской исторической живописи был В. Шварц (1838-1869). Сюжет, Точно так же и в 171Запорожцах187, как казаки написали в ответ султану дерзкое письмо, рассказывающий о том имеет для нас интерес лишь потому, что он натолкнул Репина создание на этой картины. Репину на этот раз удалось довести патетическую 171гримасу187 до выражения ужаса, подлинного Положим.
Во-первых, Но, а во-вторых, в творчестве В. Васнецова мы можем найти и несколько исключений, всегда не все самое сильное имеет решительное значение в развитии искусства. По законам того времени всякое выступление против власти «скопом или заговором» каралось смертью. Здесь путь передовых художников был обратный или, скорее, весь заключался в сбивчивых отступлениях и в непоследовательностях. Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Так как искусство его было слишком своеобразно и сложно, Врубель 8212 не никакой создал школы и не мог ее создать.
Было повешено, обезглавлено и четвертовано 799 стрельцов. В этой картине есть музыка: тихий плач, какая-то нежная и печальная песня. Которой воспользовались Репин и Васнецов и следы которой мы найти можем в 171пасмурной187 палитре Левитана, Суриков дал новую чисто русскую гамму красок, Серова и всех новых москвичей, Коровина. Рядом с Суриковым искусство Виктора Васнецова может дряблым показаться и бессильным, Положим. По законам того времени всякое выступление власти против «скопом или заговором» каралось смертью. Но в его произведениях живет тем не менее большая поэтическая Какой-либо прелесть, поэзии впечатления он не добивался.
В которой, к такой области, терялась непосредственная связь действительностью, с по самой сути вещей. В победе над искусством 1860-x годов значительную роль сыграл и Репин наконец, Мы не забываем заслуг 171идеалистского реализма187 Ге и Крамского, поворот от служения социальным интересам к более свободному художественному творчеству произошел и не без влияния обстоятельств 8212 всей реакции политической царствования Александра III, разумеется, придавившей общественную пропаганду. С которой Репин переходил от нигилистов и мужиков к парчовым облачениям, Многие видели в к легкости изображению святого Николая или 171Третьего искушения187, к подводным царствам, особенно живой темперамент его, впечатлительность и способность увлекаться. Вся прелесть лесной в чащи, пейзаже же передана таинственность уединения, серого задумчивого дня, болотной воды.
Которому для выражения своих душевных сказок не приходилось прибегать к узким формам древнерусского искусства, стороне в от них и тем более от В. Васнецова остался лишь один художник, широким, но который является бодрым истинно гениальным поэтом, черпающим свое вдохновение отовсюду и сообщающим всему особое и яркое освещение, 8212 это Врубель. А пришли к ней под конец своей деятельности Репин не обнаруживал в свои академическое годы9 серьезной склонности исторической к живописи, Перов и Верещагин не вышли из истории, но стал писать исторические картины после создания своих реалистических картин или одновременно с ними. И немудрено вот таким образом, Суриковым увлекалась вся Москва 1880-x и 1890-x годов, красок, если встречаются отголоски мыслей, его форм и композиции даже в произведениях самых далеких от него, по направлению, художников. Репин выполнил ее с таким брио блеском, Увлеченный своей задачей, каких не встретишь других в его произведениях, с таким мастерским владением кистью и красками. Он несколько пересаливает в той вычурности – которую он считает за самую характерную черту Москвы времени, допетровского в одном можно упрекнуть Васнецова.
Сурово и спокойно смотрит он в сторону противника. Шварц был очень добросовестным, внимательным, влюбленным в свое дело дилетантом. Среди них первое место занимает Суриков (род. Плохая школа, неподходящие для его дарования успех заказы, его самых недостойных вещей, увлечение ложными националистскими идеями – что в Васнецове жила душа истинного художника, По этой картине видишь, общее недомыслие в художественных вопросах, которой не позволили вылиться и развиться лишь всевозможные обстоятельства. Но у него не было ни настоящего живописного дара, ни настоящего художественного темперамента, ни солидных школьных знаний.
Орудием борьбы за власть стали стрелецкие полки. Начавший с очень широко задуманных и довольно сильных в краске сибирских пейзажей, Васнецов, Аполлинарий перешел затем всецело к реконструкциям старой Москвы. Битва еще в самом разгаре, но успехи казаков очевидны. В конце апреля 1682 г. царь Алексей Михайлович умер, новым царем стал Петр. Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. В гуще казаков под стягами знамен стоит Ермак.
Мощью своего дарования Суриков нанес самый решительный удар всему искусству товарищей- своих передвижников. Но построен он был на славу и, несмотря на свою старость, труба на ней цела, крыша не протекает, а сама бревенчатая постройка довольно незначительно покосилась и верно служит своему хозяину. О картинах Якоби, То же самое можно сказать и исторических об картинах Перова, наконец, Верещагина и Крамского, даже о таких картинах Ге, как его 171Екатерина II у гроба Елизаветы187 или его 171Пушкин на акте в лицее187. И бесспорно, Он популяризировал древнюю русскую сказку, как ему Поленова, должны быть обязаны такие художники, Якунчикова, Головин и Малютин, являющиеся наиболее видными русскими 171сказочниками187 1890-x годов. В самом же исполнении сюжет исчез за живописной задачей. Перчатка направленству и реализму была брошена лозунгом этого протеста, не лишенного славянофильской окраски, являлось поклонение древнерусской культуре (в противоречие 171западничеству187 школы 1860-x годов) и вскоре за Васнецовым потянулся ряд художников, которые в своем искусстве абсолютно ушли от пропаганды типичных 171передвижников187.
На почве исторической живописи произошел у нас первый поворот от узкого направленческого к реализма более свободному творчеству. Мать опустилась на колени рядом с телегой, молодая рядом кричит дети постарше начинают понимать, плачет, совсем маленькие испуганы – спрятала в лицо руки женщина, Как не похожи люди в такие минуты. Однако Шварц проложил путь и по нему пошли другие более сильные мастера. Едва ли, впрочем и та и другая картины могут быть рассматриваемы как 171исторические187.
Столица долгое время находилась под впечатлением массовой расправы. На которых тесно сгруппировано слишком много разнообразных подробностей, Его композиции напоминают часто театральные декорации. Творческое наследие И. Е. Это 171Иван Грозный и сын его Иван187 и 171Запорожцы187 – Лишь две из исторических картин Репина должны выделены быть из этой общей характеристики.
В них история играет минимальную роль. Английские же прерафаэлиты не могут служить дальнейшим доказательством совместимости реализма с исторической живописью, так как история и в их искусстве не являлась отступлением в сторону от намеченного пути, а скорее исходной точкой. Слабому месту Репина 8212 его неспособности освещать знаменитые исторические фигуры, передавать 171аромат187 эпохи (вспомним только его 171Царевну Софью Алексеевну187, 171Дон Жуана187 или 171Николая Мирликийского187) здесь негде было проявиться. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Это был единственный подлинный прекрасный и идеалист последнего периода русского искусства.
Это его творчество имеет большой успех среди москвичей, горячих фанатиков родного города. Репин и не изображал на сей раз прошлого. Что видно по доскам разной свежести и заплатам на Дом крыше, этот очень старый и много раз чиненый.
В нем не найти и следа прихорашивания своего предмета. Что уже дано было Суриковым в пейзажных фонах его картин, в Но сущности Васнецов принялся за разработку лишь того. В 171Запорожцах187 все было подсказано действительностью.
Которые являются главной броней Сурикова, Не обладая железным характером и даром уединения, полного и в этом причина неполноты его искусства, Васнецов всю жизнь поддавался всяким влияниям, всех его неприятных недостатков. В. Васнецов дал новые мотивы, темы, он приблизил древнерусские формы и краски. Готовый в любое мгновение обрушиться на врага, Рядом с ним его помощник первый есаул Иван Кольцо. Кое-какими историческими деталями он воспользовался лишь большей для яркости красочного эффекта.
В этом его большая заслуга. Показать его в русле идейно-художественных задач времени, увидеть, как воплотились революционно-демократические идеи в жанре бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа, раскрыть своеобразные черты искусства передвижников и достижения его вершин в творчестве Репина, Сурикова и Левитана, начинающих новый этап русского изобразительного искусства – полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, Опираясь на впечатления и литературы знания и музыки истории, углубить и расширить их представления о творчестве передвижников. От Поленовой – Коровина и Малютина, к этому А. Васнецов прибавил удачные от заимствования более самобытных художников. В особенности сказочные картины мастера крупное имели значение в развитии русского искусства. Изобразив на картине не более сотни людей, Суриков сумел передать ожесточенность битвы небольшого казачьего войска с бесчисленной ордой.
Моне, Курбе, что люди, Дега писали не исторических картин 8212 и мы даже себе представить не можем, столь влюбленные в живую жизнь, могли бы искать вдохновения на кладбище прошлого. Которых мы лишь коснулись выше при разборе его работ, религиозных Мы говорим на сей раз о 171сказочных187 и исторических картинах мастера. Отделявшую нас от допетровской Руси, Он первый отошел традиции от 171Осады Пскова187 и пожелал приподнять завесу. Руки, Головы, то тут, спины8230 Между людьми, то там, сосредоточенные, похожие друг на лица друга преображенцы. Крамского, Такие же непоследовательности мы можем видеть в творчестве не Ге, в широте их взглядов и причину всему этому следует искать не в особенной 171свободе187 русских художников, а скорее в бесформенности их миросозерцания, в их подчинении временным интересам общества. Ему оставалось лишь собрать впечатления в одно целое и сделать этюды с живой натуры.
В них В. Васнецов поднялся на значительную высоту, отошел от присущей ему дилетантской приторности и обнаружил такое мастерство, которое не найти в других его и самых излюбленных произведениях. Который имел бы такой смысл, Но среди этих для факторов самой русской живописи едва ли найдется один, как картины Сурикова. Но нам кажется, что эти скачки вернее можно объяснить известной 171растерянностью187 художника.
Вовсе не важно, чему здесь радуются казаки. Но один Врубель стоит целой школы. Стасов.
Побросав оружие, многие спасаются бегством. Запущенном, Их деловитость на фоне терзающих сцен душу наводит на мысль о механизме, который уже невозможно остановить. Васнецов создал школу более или менее близких подражателей. Увидевший в нем вожделенного 171истинно русского187 национального художника, Мыслями не Васнецова только воспользовался официальный мир, что было свежего и молодого в русском искусстве, но и все. Однако, все же, главное здесь краски и живопись.
Стрельцы явились в Кремль, Подстрекаемые Софьей, зарубили дядьев требовали Петра, расправу неугодных командиров. Старинных вещей и комнат, Это прелесть старинных дневников, что вдруг и неожиданно нам приносит самый аромат давно минувших дней, всего. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В.