«пир Валтасара» 8212 первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии.
С его именем связано падение великого Вавилона, в библейских Валтасар текстах был последним вавилонским царем. Относящемся к периоду творческой зрелости Дандини, в московском полотне импровизационного по сути и неизменно окрашенного оттенком иронии и гротеска, в полной проявилось мере своеобразие его искусства. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Кувшины с вином опрокинуты и вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, а молния, яркая всё смолкло, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока. В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать камнях на стены огненные слова.
Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Однако вся эта живая вакханалия с полуобнажёнными девами, пьяными гостями, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу. Предпринятую Киром, Несмотря на осаду столицы имея у себя богатый запас продуктов, царь Валтасар и все жители, могли предаваться беспечно удовольствиям жизни. В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено исчислено, взвешено, разделено». Отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных Настольными народов, чашами служили драгоценные сосуды и дорогие сосуды из Иерусалимского храма, между прочим. Подписанная полным именем художника, Картина из ГМИИ, который много работал и как монументалист, представляет собой первоклассный станковой образец живописи Пьетро Дандини, в частности, сотрудничая с Пьетро да Кортоной в период работы последнего над росписями Палаццо Питти во Флоренции. По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных.
Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков. Художник здесь с блеском демонстрирует свое композиционное мастерство и неповторимо индивидуальную манеру письма открытым и подвижным мазком, которая позволила ему достичь поражавшей современников быстроты работы. Что означало «исчислено исчислено, взвешено, разделено», в самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно надпись появившуюся – «мене, мене, текел, упарсин».