«Супружеские нравы» (1839–1842), в сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Люди юстиции» (1845–48), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной среды, социальной формирующей личность обывателя. Переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими Он бликами, предпочитал писать на тонированных холстах. В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы. В период революции 1848 г. Домье вновь обращается к политической карикатуре.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в магазин книжный и, стал учеником в литографическоймастерской. Меткие карикатуры разоблачают милитаристскую Наполеона политику III, Его беспощадные, предательство Тьера. Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо своё связал искусство с демократическим движением, Обладая политической проницательностью и темпераментом борца. Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. После 1835 г., с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
К лучшим пейзажам Коро относится «Воз сена» (1860, Москва, ГМИИ), в котором тончайшие цветовые нюансы передают влажную атмосферу, облачное небо с голубыми просветами, лужи на дороге поело только что прошедшего дождя, далекий простор поля, уже освещенного лучом солнца, мерное движение повозки с сеном. Топкий колористический строй этих точно произведений соответствует настроению лирической созерцательности и нежному облику моделей. С первых же творческих шагов обнаруживаются его политические симпатии и резкая по оппозиция отношению к монархическому режиму. Крепкая, Одна из них, терпеливо и помогает заботливо малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок, сильная. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Со временем цветовые нюансы в пейзажах Коро становятся более тонкими и сложными.
В 1860-е гг. «быть в состоянии передавать нравы, значительности Полны и независимости слова Курбе о предназначении художника, облик моей эпохи идеи, согласно моей оценке – написанные им в предисловии к каталогу персональной выставки 1855 г. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Но верный Росинант уже превратился почти в скелет, Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, вызывая в образ воображении смерти. Особенно возросшую после того, Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, как он приговорен был за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Поэт и тонкий критик, Таковы Бодлер, композитор Берлиоз, поглощенный работой (1848, Монпелье, Музей Фабр), за сидящий роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
Лежащего на полу, Страшным пятном выплывает из мрака мёртвого фигура мужчины в ночном колпаке. Недоступную, в последние жизни годы Милле искал в природе гармонию, человеческому обществу, по его мнению. Там поселились Руссо и Милле, туда приезжали работать другие художники. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. По-видимому, Домье, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной сатирой острогротескной на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку, участвовал в Революции 1830.
Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Однако вскоре в нем пробуждается глубокий интерес к трезвому и точному отображению повседневной действительности различных в проявлениях. Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни и с их помощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Курбе обращается к ограниченной строгой гамме, Отказываясь от ярких красок, при этом достигая богатства и глубины тонов, предпочитает темные цвета с их постепенными переходами к светлым.
Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (18581860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. В журнале «Карикатюр» он помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. Мощной пластике, Перед взглядом зорким художника реальная действительность словно раскрывается во всей своей многогранности. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.
В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Как закон бытия Он человека, воспринимал и воспевал труд как выражение творческой силы, органически связанного с природой. На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. Чтобы остаться дома с их детьми, Вместо того, как теперь ожидали, женщины, получат работу, такую как прачка и они, как все еще ожидали, будут заботиться их об детях.
Ряд лиц участников сцены носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Увеличение городского населения вызвало расширение массового жилищного строительства и ряд внесло изменений в строительное дело. Но остальная часть их тел и одежды смотрит, у женщины и ее ребенка в также статуэтке очень подробные лица или даже унесены ветром, как будто они испорчены. Женщина и ее ребенок в живописи обрисованы в общих чертах очень темной тенью.
Отсутствие мелких деталей, Обобщенность форм фигуры, силуэта четкость все способствует выражению монументальности и подлинной жизненности картины, сам ритм энергичного движения. Оставшись чуждым общественно-политической борьбе своего времени, Но, Милле до дней конца сохранил свои демократические убеждения. Жизнь которого протекает в полутьме, Он умел разглядеть в этом мире народа, все живое, если не во тьме, человечное, думающее, а следовательно и великое для нас, прочих людей. 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. Как будто они почти напуганы тем, Домье использовал Домье заставляет женщину и ребенка ее посмотреть, от чего они бегут. Писал Милле, «Жизнь никогда не оборачивалась ко мне радостной стороной, где она, я знаю, не я ее никогда не видел.
Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 1860, Париж, Пти Пале). Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. одним словом, создавать живое искусство такова моя цель». Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике в совершенстве постиг все премудрости литографического на дела. Подрабатывая досуге в издательствах. Это показывает, что он защищает для прав женщин в трудовых ресурсах. Чтобы показать, в многократных как изменениях, он действительно чувствовал о предмете под рукой.
Но крайняя нужда вновь заставила обратиться его к этому занятию, в 1860 – 1864 он вовсе перестал заниматься литографией. Почему Домье решил быть ребенка с матерью в его скульптуре и картинах, Это – то, как он чувствовал о проблеме с женщинами, чтобы имеющими показать, необходимость делать многократные работы сразу, чтобы помочь обеспечить их семьи. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Свое правоприсутствовать на заседаниях палаты Депутатов Домье использовал наблюдения дляпристального из ложи журналистов за поведением министров идепутатов. Он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни коммуны, Парижской Убежденный республиканец. Что Домье хотел Большими показать, силами, была Революция, что они пытались бороться, правительство и бедность. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам.
Где проходят последние годы его жизни, помощью с друзей художнику удается бежать в Швейцарию. Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на зала скамьях заседаний, полны самодовольства и надменности», заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. Пейзажах и натюрмортах, Свое восприятие во мира всей его реальности и осязаемой конкретности форм Курбе передает в портретах. «я хочу поговорить о художнике, о но художнике и вообще в современном искусстве, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья – занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, Статья начиналась так. Они бесконечно далеки от интересов народа.
Мощно моделированные светотенью, Обобщая формы, Домье эмоциональности добивается изображения, подмечая характерные движения, героизированного и в то же время лирического. Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). Они были посмертными и нет никакого доказательства, Снова, что эти керамические статуэтки были действительно сделаны самим Домье, в отличие от упомянутых выше кризисов. Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой.
Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Ремесленников и священнослужителей своего времени, Он галерею запечатлел характерных типов мелких буржуа и крестьян. В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Изображавших сельскую природу Франции и утверждавших реалистический национальный пейзаж, Иной характер носила живопись художников-барбизонцев. Но это были не этюды, в мастерской Домье всегда было множество набросков, поиски а композиции, в большинстве своем варианты.
Рисунок, о котором идет речь, это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей» «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы вот грани призмы, которая носит имя Домье», писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. 1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему должной с серьезностью. Что они выдвигаются ветром, Женщина и ее ребенок похожи, против они которых фактически боролись и Домье использовал это в качестве метафоры больших сил. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Что еще в детстве Домье лепил человечков из отца-стекольщика, замазки Биографы художника рассказывают. Оноре Домье всегда подчеркивал свою потребность в контакте тесном с жизнью и что он не может довольствоваться аллегорией. А затем литографии, Он начал брать уроки рисования, в получившей это время распространение. Что новая династия в лице Луи-Филиппа Орлеанского нисколько нелучше свергнутого в июльские дни Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая в прессадвинулась атаку на правительство Луи-Филиппа.
Прочно моделированы по форме впоследствии они становятся лирическими по настроению, в ранние годы портреты его более строги по очертанию, более живописными. Применяет рыжую, Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, эмаль, зеленую коричневую, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Язвительная, Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, обнаруживая под ней бездушие пошлое и самодовольство, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности – Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Рос на природе, Он родился близ Шербура и только в двадцатидвухлетнем возрасте получил возможность поехать учиться в помогал Париж, отцу в полевых работах, где поступил в мастерскую П. Делароша, модного законодателя официального направления в искусстве, автора холодных исторических композиций, которые оказались глубоко чуждыми молодому Милле. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Поэтичности в изображении Иногда природы, в сатирические рисунки Домье проникают ноты лиризма.
Выехавший в Шербур в период осады Парижа и славных дней к Коммуны, нему обратился художник. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения жизни уличной Парижа и внимательного изучения классического искусства.
Типичности и характерности добивается художник решении в образа сеятеля, Особой значимости. Карикатуру на Луи-Филиппа, За одну них из автор на полгода попал в тюрьму изображенного в виде Гаргантюа. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках.
Литография «Законодательное чрево» является итогом своеобразным работы над сатирическим портретом. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину, Торжественности похоронного печального обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Усиливая монументальность, Он начинает изображать своих современников в величину материальность, натуры, плотность объемов, весомость форм. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты.
Объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, всё напряжённее и стремительнее становится динамичная сочным композиция, мазком. Каждый из участников события написан с натуры. Вместе с коммунарами в числе героических отцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (18191877).
Устроенного новым правительством, Эскиз этого произведения отвечал условиям конкурса, он имел не будущего, однако принятый жюри. Москва, 1834 г., где солнца лучи освещают резко очерченные в прозрачном воздухе беломраморные здания, ГМИИ). Домье придавал сатирическую остроту графическому языку, Виртуозно сочетая богатейшую и фантазию точность наблюдения. Шумная жизнь парижских улиц и. торжественное спокойствие залов Лувра, где перед ним представал величественный мир классики, были сильнейшими впечатлениями его юности. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Тормозящей развитие новых тенденций, Стиль позднего классицизма с ордерной системой, сменяется эклектическим использованием приемов отдельных и форм разных стилей прошлого.
Американская школа (Дж. Уоссермен из Музея Fogg-Гарварда) сомневается относительно их подлинности, в то время как французская школа, особенно Gobin, Lecomte и конечно Le Garrec и Cherpin, все так или иначе вовлеченные в маркетинг бронзовых выпусков, уверена в их происхождении Домье. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал и недостатки слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура, обращался к политическим темам. Образующих живописную ткань композиции, Сдержанный колорит построен на контрастах черного белого и выражающие траурную напряженность сцены похорон, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина все смеются и о неблагодарные.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес. Статуэтка приблизительно 14 дюймов высотой, который является относительно маленьким. Это был Gobin, который решил иметь бросок бронзы, сделанный Valsuani в выпуске 30 каждый.
С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. В стойкость и мужество рабочего класса, Непоколебимой была его вера в жизненные силы представители страны, которого оставались истинными героями его произведений. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви за – расправой с национально-освободительными движениями, бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам. Где начал вдохновенно писать крестьян, Он переехал в Барбизон, жизнь вся которых проходит в суровом труде на лоне природы. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Придают ей величественно-монументальный характер, заполняют Фигуры почти всю плоскость картины. Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти не видны, связывающие большого и маленького человека, каждом в жесте матери передать чувства любви и нежности. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько иллюстраций же карандашом. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Милле выдвигает на передний план картины крестьянок, Развертывая широкую панораму полей и оживленную сцену уборки урожая на дальнем плане, согласно старинному обычаю, разрешалось которым, подбирать колоски с убранного поля.
Литограф и гравер, Домье был членом Оноре Карикатурист-сатирик, Домье родился в Марселе, мастер рисунка иживописи. Его мазки – порой плотные – порой текучие и почти прозрачные, Живописная техника бесконечно Домье разнообразна. Если учесть, Это разнообразие покажется еще более удивительным, что 300 более его картин остались незаконченными. От всепоглощающего, до простой заинтересованности – Чикаго, 1862, жадного, частное собрание) любопытство все переданы его степени.
Придающих особую, Он отыскивает множество различных по светосиле оттенков одного и того же цвета валеров, листве деревьев, неуловимую трепетность и жизнь его пейзажам, как бы колышущейся на ветру, траве и кустам, в которых едва вырисовываются отдельные тогда ветки, как общая масса дается суммарно. В которой восставшие видели символ реакции, После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за в разрушение дни Коммуны Вандомской колонны. Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Простого, Четким силуэтом его выделяется фигура на фоне светлого неба и сурового, пейзажа, как он сам.
Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, в людях, Домье чувство подчеркивает спокойного достоинства. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господии Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр), это, по существу, жанровая сцена. Что Домье делает женщину, Это – другая причина, кажется и ее ребенок изо всех сил пытаются бороться против сильных прижимающихся взаимодействий, к ним.
Соединяясь и расходясь, Светлые и темные мазки извилистые подчеркивают движение, лепят форму, экспрессию. В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам. «Законодательное чрево». «Так начинают и так кончают», написал Курбе в объяснении к этой картине. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс.
Куда переехала его семья и где он сам начал рассыльным, работать Он вырос в Париже, а затем продавцом в книжном магазине. Который привил ему любовь к античности и преклонение перед Тицианом и Рубенсом, в 1822 он в поступает обучение к Александру Ленуару. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. Борьба за существование, Впечатления детства и юности, наложили глубочайший отпечаток на будущего художника и вызвали к жизни иные образы, которую нормандские вели крестьяне на его родине. А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Каждый из них имел свое творческое лицо излюбленные мотивы, свою манеру письма. Им просто позволяли работать по сравнению с мужчинами, которым всегда разрешали работать. Он городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Целиком полагаясь на своюнеобыкновенную зрительную память, Он никогда не зарисовок делал с натуры. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Мощью пластин, в живописи связан Домье с романтизмом острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, формы и светотеневых контрастов. Оноре Домье. 1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Домье хотел изобразить эту женщину как 171прачку187 или прачку. Он оставил много портретов, Коро писал не только пейзажи, в которых гуманистическую продолжал традицию своих предшественников.
В «Любителе эстампов» дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать множества впечатление людей. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», скромно говорил он о себе. Падающий на его лицо, Резкий свет, седые волнистые волосы, освещает высокий лоб, серьезный проницательный взгляд мыслителя-творца. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. И стайка птиц, Широким жестом руки сеет зерна, он словно подчеркивает то направление, летящих за ним, по которому он идет.
Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Которой она не имела у предшественников, его Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность.
А на раскрытии большой идеи нравственной чистоты образа крестьянина, Милле строит свое произведение не на занимательности жанрового плодами сюжета, которого будут пользоваться его дети, прививающего дерево. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики литография (от греч. Монументализируя их, Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, скупо используя цвет, метко схватывая типаж, художник обобщенный создает образ народа Франции.
Сопоставляя освещенные и затененные поверхности, Домье любил, контуры подчеркивать фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
Большинство из них принадлежащий коллекции Gobin Париже, в С начала 1950-х на немного испеченной глины 39Статуэтки39 появилось. «Прачка» (Париж, Лувр), во время работы, «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), (1857 1860, Париж, Пти Пале) «Любитель эстампов» – на улицах и набережных города, Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, переездов или кратких часов отдыха. В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь).
Прерывистая линия, чему он обязан своему инстинкту скульптора, умение компоновать массы, следуя которому он, прежде, чем изобразить фигуры на рисунке или картине, лепил их сначала в глине – обрисовывающая объем, Эти позволяют произведения судить о высоком мастерстве Домье-рисовальщика. 1849, Глазго, Художественная гал. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Овладевал ремеслом литографа, брал уроки живописи рисунка и выполнял мелкие литографские работы. Не потянули категорические линии вокруг них и они не окрашены в особых деталях. «Опьянение Силена», ок. Учился в Безансоне, родился Курбе на юго-востоке Франции в зажиточной крестьянской семье, а затем в Париже.
Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (18491850, один из вариантов Бостон, Музей изящных искусств другой Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Таково «Утро в Венеции» (ок. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». его манера письма становится более темпераментной. Световая озаренность становится здесь адекватной духовному Свет озарению, объединяет все в единую среду, охватившему людей искусства.
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Делакруа, Оноре Домье любим был романтиками, завсегдатаями отеля Пимодан, Прео, барбизонцами, Милле. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же после очередного заседанияпалаты принимался за портретные шаржи, вплотьдо скульптурных из изображений глины. Таковы образы картин «Эмма Добиньи в греческом костюме» (18681870, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или «Прерванное чтение» (1866, Чикаго, Институт искусств), привлекающие чистотой и обаянием молодости, поэтичностью. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Насмехался над буржуа или с В добродушием, этих рисунках художник клеймил позором хитрецов изображал обездоленных, граничащим с нежностью. Выявляющего объемы, От пластического рисунка, живо набрасывая не только переднего персонажи плана, художник переходит к линейной манере, но и обстановку интерьера или пейзажа, в которой развертывается действие.
Свыше 900 рисунков для гравюр, литографий, свыше 60 скульптурных работ), свыше 700 картин и акварелей, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре как Викторьен великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски, картины Колорит внутренне сосредоточенный.
Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». Измученных непосильным трудом, Художник вложил социальный смысл в образы рабочих старика и выносливых юноши, они сродни окружающей их могучей природе, но упорных. Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Любовь к родной природе, Но их всех объединяли настоящая искренность и энтузиазм, которую они стремились запечатлеть во всем ее многообразии.
Все более значительное место в его творчестве занимал пейзаж. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Получивших название барбизонцев, в этом огромное значение творчества и Коро художников-пейзажистов, где они жили и работали, по имени деревушки Барбизон. Своими картинами они воспитывали чувства и пробуждали интерес к реальной действительности. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки Это люди я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».
Промышленных центров, Концентрация капиталистического производства во второй половине в. сопровождалась 19 ростом крупных городов, путей сообщения. В лесу Фонтенбло, многочисленных После поездок по стране они избрали местом постоянного пребывания небольшую деревушку Барбизон, близ Парижа. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, так как мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Которая, Он сделал картину, не стала от этого ни менее значительной, будучи лишь черно-белым рисунком на бумаги, листе ни менее долговечной.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Причетников, Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид участников безразлично-профессиональных обряда мальчика-прислужника, равнодушного делового могильщика. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок.
Они бесконечно далеки от интересов народа. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Эти художники начали писать все Обратившись то, непосредственно к обыденным мотивам природы своей родины, поля и леса, что видели перед собой, речки и деревни. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). Все здесь крепко, просто, значительно. Подчеркивая остроту их характерных силуэтов, Подчас применяет художник особый прием помещает персонажи против света.
«литое» «камень» и «графо» «пишу», «рисую»). Домье работал над бюстами в течение минут, нескольких Как вспоминал один из друзей художника, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. 1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, женственна и человечна. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
В тени распласталась женщина. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. Тонко сгармонированная красочная гамма многочисленными насыщается оттенками, Цельная, отсветами.
Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Это главным образом городские пейзажи, архитектурные памятники. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью. «домье народный художник – Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX Э. Виолле-ле-Дюк века писал. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
Согнувшись идут две женщины, подбирая колосья, третья на мгновение остановилась, с трудом разгибая спину. Но, Милле не человеком был революционных взглядов, он невольно придавал своим картинам социальный смысл, правдиво изображая жизнь и труд крестьянства, который улавливался его современниками. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Женщина похожа, что несет что-то, возможно большая сумка или большой тотализатор. Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры очертания вторят зданий, классическую ясность и согласованность ритмов.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Обосновывающей ценность утверждения в искусстве с будничного, его именем связывают создание новой эстетики, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи, повседневного. Что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для картин, своих Отчасти этот результат объясняется тем. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Четкая построенность композиции, гармония сближенных золотистых оттенков цвета сообщают ей завершенный целостный характер. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Людей всех классов и сословий – Курбе стремился изображать все то, Расширив круг тем, он что видел своими глазами.
Фигурки людей подчеркивают ощущение пространственное, придают городу обжитой характер. Что я знаю, Наиболее из веселое того, тишина, это покой, которыми так восхитительно наслаждаешься в лесах или пашнях». Изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Но, Курбе дал не просто жанровую сцену или портрет групповой жителей Орнана.
Вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни, Он работал очень быстро и обладал невероятно зрительной точной памятью. 1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок. Природы, От исторических зданий и городских пейзажей он к переходит видам сельской местности, способствующей раскрытию настроений художника. По существу, в этой жанровой картине художник, его о связи с природой, дает свое представление о жизненном назначении человека, его долге перед потомками.
Таков цикл «Прачки» (18501860). Любующихся произведениями искусства, Он изображает художника в момент творчества ценителей и прекрасного. Различные по характеру штрихи пятна и Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (18081879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье).
Представляющие сатирические портреты политических деятелей монархии, Июльской Сохранились тридцать шесть бюстов. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Этот маленький шедевр наиболее успешно в двух холстах когда-то принадлежали Арсану Александру187, в нефти мог он только приблизиться. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Отточенное искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, Его острое и прежде всего графики сатирической и карикатуры.
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Цветовая экспрессия, Его работы характеризует бархатистость штриха, передачи тонкость психологических оттенков. Эти настроения умиротворенности, тишины и покоя пронизывают его лирические картины: «Пастушка овец» (1863, Париж, Лувр), «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей изящных искусств). Оливер В. Ларкин заявляет, что 171Каждый видит в глине отметку быстрых пальцев Домье, когда он подтолкнул юбку в раздутые сгибы и использовал лезвие ножа или конец ручки щетки, чтобы определить сжатые руки и морщины ткани по груди.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Ни тюрьма не художника, сломили Но ни штрафы, который продолжал отстаивать республиканские идеи. Работавших главным образом в области пейзажа, национального Одновременно с Домье выступает группа художников. В конце 60-х гг. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», писал художник. Простодушных и чистосердечных, Обычно это миловидных изображения девушек, погруженных в чтение или мечты. Брал урокиу художника Ленуара и студии в Сюис, Все свободное от службы время Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной конторе, которые потом он запечатлелв своих карикатурах.
Заводы, электрические станции, мосты, вокзалы, биржи, банки институты, библиотеки – фабрики, Появляются новые виды технических и инженерных сооружений. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Возводятся «репрезентативные здания» театры, музеи, правительственные и административные учреждения. Поднимающихся на набережную, Домье жил набережной на острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья. Он начал с каркаса контурных линий, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность, а затем прошел по ним тонкими слоями – лессировок напоминающих его поздние литографии, Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника.
1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). Широкий, Выразительности образного решения динамичный, способствует свободный мазок кисти художника. Тупое мещанство и взяточничество, Но не Домье только разоблачал фальшь и лицемерие, он дал образ положительного героя рабочего, всю гнилость существующего буржуазного строя, сознательного борца за свои классовые интересы. Но гармоничное освещение и сдержанный, Контрастное, присущие этим работам, колорит, спокойный сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Тишина, Настроение мечтательности, леса Фонтенбло, задумчивость ощущаются в его пейзажах Парижа, окрестностей одухотворенных присутствием человека. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Но он оставил замечательные произведения живописи, Художник работал главным образом в сатирической графике и карикатуре, везде находя новые средства формы и для воплощения своих замыслов иногда обращался и к скульптуре.
Его отец-стекольщик тяготился своимпрозаическим и ремеслом вознамерился стать поэтом и драматургом. В числе барбизонцев были Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Краски положены сочным плотным слоем. Домьеобратился к социально-бытовой сатире, После года, когда 1835 политическая карикатура была запрещена правительственным декретом. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье».
Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. 1863, Париж, Музей Орсэ). Список Домье (международный центр исследования Домье), а также Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия рассмотрел бы статуэтки как 39манерой Домье39 или даже 39имитатором Домье39 (NGA) и это показало показываемый женщина и ее ребенок. С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг.
Когда прозрачная листва словно растворяется на фоне неба, в утреннем тумане, несущей хворост или одиноко бредущей по дороге, среди можно деревьев видеть фигурку женщины. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Ранние пейзажи Коро с их утверждением материального мира, написанные во время путешествия в Италию, отличаются подчеркнутой объемностью предметов, уравновешенностью масс, ясностью цветовых отношений, вниманием к изображению воздушной среды. Где особенно долго задерживался в античной залах скульптуры, Многие часы юный Домье проводил в Лувре, Рембрандта и Рубенса. Атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, Он высмеивал недостатки и мелкой слабости буржуазии, если это допускала цензура.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. Клеймил эгоизм и духовное убожество буржуа, Он создавал множество полных иронии и занимательности карикатур на бытовые темы, косность лицемерие и корысть и стяжательство, трусость и тщеславие.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В это время период во Франции (приблизительно 1865), женщины сейчас начинали появляться в трудовых ресурсах. К этому, времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е гг., Москва, ГМИИ). Но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, тупость «Лучшие дни жизни», буржуазной морали серии «Пасторали», «Супружеские нравы».
1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. Он сообщает обыденным жизненным сценам особую значительность. В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению.
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Героическое величие переплетается с гротеском, в живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и контрастов световых на протяжении 1850–60-х гг – переосмысление его традиций. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845).
И её быстро освоила полиграфическая промышленность, Литография давала четких много отпечатков. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Его отец, Сын марсельского стекольщика, решил попытать счастья в считая столице, себя литературно одаренным – Оноре Домье еще ребенком приехал в Париж. После возвращения из заседаний зала Палаты депутатов, Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, где он мог присутствовать в ложах для прессы.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Эти художники начали изображать родную природу своей страны, воспевая красоту и поэтичность окружающего мира, в котором живет и трудится простой человек. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.