Высотой два с половиной метра и шириной почти метров, шесть Огромный, он при открытых боковых створках сразу же привлёк к себе внимание флорентийцев. Другой (сам художник), прижав руку к груди, оборачивается и бросает взор на своего товарища, который несет скромный дар маленькому Иисусу Христу очаровательного барашка. Уффици, Флоренция «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» в Картинной галерее, Берлин-Далем). Доставленный во Флоренцию в 1483 году, «Алтарь Портинари» вызвал горячий отклик в среде итальянских художников, которым до сих пор еще не приходилось сталкиваться с таким первоклассным памятником нидерландского искусства. Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя. Традиция считает их камнями Богоматери, мы видим волхвов в богатых одеждах – на плане, переднем Слева, украшенных сапфирами. И даже не иконография этой картины, о зависимости от нидерландской традиции не напоминает только сюжет, а что не менее существенно ее изобразительная стилистика.
В 1474-1475 он становится деканом гентской гильдии художников св. 143540, Гент (. ), 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя, нидерландский художник. Ломкость ритма, При этом у Г. сохранялись угловатость, условность и пространственных масштабных соотношений.
В начале 1470 гг. Со временем под воздействием религиозной литературы того времени (проповеди, разного рода «мистические видения» и т. д. ) история о пастухах начинает приобретать все большее значение в ряду сюжетов евангельского цикла. Таково и мадридское «Поклонение пастухов».
Ипполит» (Брюгге, ц. Спасителя) того же художника. Впечатление поразительной дробности и разрозненности отдельных изобразительных мотивов усиливается и за счет колорита картины, в котором яркие локальные цвета переднего плана не находят отзвука в тонах окружающего пейзажа. Увеличив масштаб фигур да размера натуры, художник наделил их мощными, тяжёлыми формами. Живопись на створках – коленопреклоненные донаторы со своими св. Два момента особенно сильно поразили воображение итальянских зрителей.
Художник, Не нарушая единства среды, цветом, однако, холодными голубоватыми белыми и тонами, лишающими фигуры телесности, выделил группу ангелов и Христа как принадлежащих небесному миру. Кроме того, введение образов пастухов позволяло придать всем описываемым сценам большее ощущение реальности, внести в них то, что называется «местным колоритом», поскольку в повседневном быте героев библейского и евангельского повествований стада действительно играли большую роль. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах города в 1465 году. Однако, Постоянно проживавший в Портинари Нидерландах не забывал, построенной одним из его предков, о своей родной Флоренции и о вверенной его попечению флорентийской церкви Сант-Эджидио. Во.
Что она, Сила владеющего персонажами картины духовного порыва столь велика, переносит в происходящее идеальную, кажется, надмирную область, властно отрывая героев картины и ее зрителей от обыденной реальности. Находясь на вершине славы и почета, Около 1475 года, Гуго ван дер Гус вступил неожиданно в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов («Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград «Поклонение пастухов» т. н. алтарь Портинари, около 147475, Гал. Которому было суждено сыграть роль своего рода связующего между звена двумя великими национальными традициями в искусстве XV века итальянской и нидерландской, Для украшения главного алтаря этой церкви и было предназначено огромное творение Гуго ван дер Гуса. П. Беллори).
(Goes) (около 1435 – 1482), нидерландский художник эпохи Раннего Возрождения. Несмотря на подробный рассказ об этом событии в евангельском тексте, Но, достаточно поздно получает вид самостоятельного сюжета, поклонение пастухов в отличие близкого от ему по теме поклонения волхвов. А в 1474 становится году ее деканом, Два года спустя он назван мастером гильдии живописцев. Т. н, Самое известное произведение Хуго ван Гуса дер – большой алтарный образ Поклонение пастухов. «Пояснение пастухов» (Берлин-Далем, музей) повторяет тему «Алтаря Портинари», но дополнено фигурами двух пророков, как бы открывающих занавес. патронами» и «Сэр Эдвард Бонкил, погоняющийся Троице» – на обороте), написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, но завершенные другим мастером (Дворец Холируд, переданы в Нац. Славя и хваля за Бога всё т и возвратились пастухи, кк им сказано было», что слышали и видели.
Эти изображённые с изумительным реализмом из люди народа имеют равное с другими фигурами значение. Но концентрация таких подробностей вовсе не представляла для Караваджо самоцель (в отличие от его многочисленных последователей). Перед нами путь Царства, пройти который пришел в мир этот Младенец. Их простые, грубые лица озарены наивной радостью и верой. Художник продолжал свою творческую деятельность, Однако и в монастыре исполняя заказы многочисленные высокопоставленных особ.
Алтарь Портинари выдерживает сравнение с итальянскими фресками кватроченто – Традицию создания картин алтарных Гус довел до полного осознания монументальности. Отдельное внимание на то, что пастухи «прячутся» за спиной у святого Иосифа, покровителя простых тружеников. Словно бы внушенными им, Жесты персонажей кажутся почти на конвульсивными, уровне подсознания, скорее, нежели рассудка. Пришедшего поклониться Спасителю, Изображение появляется пастуха, в самых ранних памятниках христианского искусства. Пронизывающее образы нидерландского искусства, чувство, Религиозное лишено средневекового аскетизма. Оптимистического в своей основе восприятия мира, нет Здесь ничего от того спокойного и рассудочного, которое было присуще учителям испанца великим венецианским художникам эпохи Возрождения.
Приписываемом то раннему, На небольшом (Вена, Музей истории искусств), диптихе изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», то позднему периоду творчества художника, подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. И это перевоплощение, кажется, удалось: с типичной для нидерландцев тщательностью передан неповторимо-индивидуальный облик героев и зафиксирована буквально каждая черта окружающего их панорамного ландшафта. Большой триптих, заказанный флорентийским купцом Томмазо Портинари для ц. св. Пойдем в Вифлеем и посмотрим, Когда Ангелы отошли от них на небо, о чем возвестил Господь, нам чт там случилось – пастухи сказали друг другу.
Такова уникальная композиция Поклонение пастухов (Берлин-Далем), где на первом плане художник написал полуфигуры пророков, поддерживающие концы разведенного занавеса, позволяя увидеть основное действие, приподнятое, как на театральных подмостках. Окончательное оформление сюжет поклонения пастухов получает в искусстве Северного Возрождения, в творчестве нидерландских художников испытывавших огромное воздействие религиозного движения «Новое благочестие», devotio modern. Отношения учителя и ученика, Эти факты на указывают возможные тесные отношения между двумя художниками. Оно встречается уже в относящихся к III веку сценах поклонения волхвов в росписях римских катакомб, фигурируя там наряду с другими основополагающими иконографическими мотивами сюжета Рождества Христова. Мастер смело включал в орбиту своего искусства ее крайние Раскрывая проявления, богатство духовной жизни человека. В поздней картине Г. «Успение богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер. Наиболее значимы – диптих «Снятие с креста» (Берлин-Далем, музей и собрание Вильденштейна) и две створки органа («Яков III и Маргарита Шотландская со своими св.
живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую – людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов («Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград «Поклонение пастухов» – т. н. алтарь Портинари, около 1474-75, Гал. Осознание огромной важности Это происходящего искренняя и горячая вера в чудо, что с поразительной силой отпечаталось на лицах и во всем внешнем облике пастухов Гирландайо. Центральное место в картине Гуса занимает сцена поклонения Младенцу. Ломкость ритма, При у этом Г. сохранялись угловатость, условность пространственных и масштабных соотношений. Неотесанных и неуклюжих, Для чего Гусу понадобилось вводить в картину этих простолюдинов, но и как кажется у Марии с ангелами, способных своими грубыми манерами оттолкнуть и вызвать раздражение только не у рафинированных флорентийских заказчиков. Погруженный в теплую тьму ночи и освещенный в центре исходящим фигурки от Младенца сиянием, Художник изобразил хлев.
Ощущением чрезмерной, Картина поражает своим напряженным спиритуализмом, главное, даже экзальтированной и, духовности огромной интенсивностью запечатленного в ней мистического прозрения. Показаны типично пастушеские атрибуты: соломенные шляпы, Облик пастухов удивительно прозаичен: с этнографической точностью переданы особенности посохи, костюма, рожки. В 1468 в Брюгге он создает декорации по случаю свадьбы Карла Смелого и Маргариты Иоркской, Согласно документам, в Генте, а в 1469 и в 1471-1472, – по случаю торжественного въезда Карла Смелого, в 1473 он украшает капеллу Синте-Фарахильд для службы в память герцога Филиппа Доброго и каждый почти год он пишет картины с гербами Филиппа – до 1475 его художественная деятельность была очень разнообразной. Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения. Му, Фоном для картин Гуса часто служил тонкий по красочным поэтический градациям ландшафт (Грехопадение.
По мысли средневекового художника, он примиряет в лице пастухов и волхвов вечно соперничавших проповедников двух орденов: францисканцев, апеллировавших к эмоциям человека и доминиканцев, которые ставили во главу угла «веру, основанную на разуме». Сидящего с раскинутыми в молитвенном руками, восторге Затемненная фигура одного из участников сцены, отгораживает происходящее от зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события. Шотландии, Эдинбург). Одетых в жалкое рубище и со следами вечных забот на лице и точно такой же печатью безотрадной и ничем не будничности примечательной отмечен и облик пастухов. Ван дер Гус создал абсолютно новую композицию, Сохраняя основные элементы иконографической традиции, значительно пространство углубив картины и расположив фигуры по пересекающим её диагоналям. «Оплакивание Христа», родственное своей патетикой Роже ван дер Вейдену, отличается смелой, оригинальной композицией.
Владевшая художником, Печать душевного напряжения, усиливаясь в поздних лежит работах, на всем его творчестве. Рогир ван дер Вейден, Другой мастер, в творчестве его усилилось спиритуалистическое начало, сосредоточил внимание на передаче многообразия человеческих эмоций. Он говорит на их языке ведет и к Истине через созерцание и понимание тайн бытия – Но и к мудрецам обращен Его призыв. Слава в вышних Богу и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, в человеках благоволение, на и земле мир – славящее Бога и взывающее.
А там, за хлевом, виднеется гора и ангел, сходящий к изумленному человеку. На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств), приписываемом то раннему, то позднему периоду творчества художника изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. Картина передавала сцену поклонения младенцу Христу. По своей значимости аналогичное раннему Возрождению в Италии, Нидерландов Живопись этого столетия явление. Согласно Евангелию от Иоанна, сам Христос прибегает к такой аналогии в одной из своих притч, называя себя «пастырем добрым» (10:14).
Деятельность Гуго ван дер Гуса была разнообразной. На некотором расстоянии от него, в центральной части лежащей вокруг на земле крошечной фигурки новорожденного Христа исходящего от божественного младенца, как бы боясь нарушить незримый ореол сияния, в молитвенном благоговении опустились на колени ангелы, Мадонна, святой Иосиф и пастухи, пришедшие поклониться Христу после того, как им явился ангел с благой вестью. «Если мы неверны, Он пребывает верен ибо Себя отречься не может», . (Goes) Хуго ван дер ок. О несохранившихся боковых створках дают представление копии исполненные Мастером из Франкфурта (Антверпен, Кор.
Как в случае с алтарем Портинари, Художник не подписывал и не датировал свои работы иногда, авторство и время создания помогают произведения установить документы. О годах его обучения ничего не известно. (Здесь подробно и интересно об этой картине Наиболее значительным откликом на «Алтарь Пор-тинари» стало написанное вскоре после прибытия произведения Гуса во Шлоренцию «Поклонение пастухов» Доменико Гирлан-дайо, мастера, одаренного редкой, поистине удивительной способностью с чуткостью откликаться на все новшества в области изобразительного искусства. Видимо, несколько позже (1474–1478 гг. ) написан алтарный триптих «Поклонение пастухов» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) – самое известное произведение Ван дер Гуса и один из главнейших памятников нидерландской живописи, впоследствии получивший название «Алтарь Портинари» (Флоренция, Уффици). Созерцающие и почтительные расположены фигуры вокруг лежащего на земле младенца Христа, Набожные. Их не коснулась героическая идеализация, Лица изображенных нельзя было назвать красивыми, но значительными и притягательными их делала печать интенсивных духовных переживаний, свойственная образам итальянского искусства, преображавшая черты.
Показательно и практически полное отсутствие этого сюжета в византийском искусстве. Известность художника не ограничивалась стенами обители продолжал он выполнять заказы высокопоставленных особ. Соприсутствующими при поклонении Младенцу оказываются и заказчики алтаря, представленные на его боковых створках: слева, на коленях, Томмазо Портинари с сыновьями, которых сопровождают их покровители, святые Фома и Антоний, справа его супруга Мария с дочерью Маргаритой и соименные им святые. Что Мантенья как будто на время попытался перевоплотиться в художника, нидерландского Под воздействием впечатлений от нее у нас в какой-то момент даже возникает чувство, принятые среди мастеров Севера, демонстрируя усвоенные им изобразительные приемы. И в том боговдохновенные числе догматы Священного Писания, Люди образованные склонны подвергать сомнению все на свете, сомнению не подлежащие.
Вероятно, художник имел возможность рисовать с натуры, о чем свидетельствует, в частности, связываемый с его именем рисунок-штудия (Париж, Лувр), выполненный с мертвого тела. Из нее мы узнаем, что художник страдал тяжкой душевной болезнью. В XV веке, под воздействием искусства северных художников, к этому сюжету начинают обращаться и итальянские мастера (например, Гирландайо) и во многом именно благодаря их усилиям в дальнейшем он занимает прочные позиции в искусстве наравне с Поклонением волхвов. алтарь Портинари. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Точно так же, как и его предшественники, Джорджоне показывает простых селян, облаченных в ветхие одежды, с посохами в руках и точно так же, как и в «Поклонении волхвов» Мантеньи, Святое семейство представлено на фоне густого непроглядного мрака пещеры на втором плане картины. Гус не оставил свое искусство оно и не утратило творческой силы, Несмотря на терзавший его недуг. Стесняясь помешать приближающимся к Царю волхвам, они Теперь выглядывают из-за крыши хлева.
Долгие годы представлявший интересы банка в Медичи Нидерландах, флорентийский купец Томмазо Портинари, заказал Ван дер Гусу триптих с изображением Рождества. Последние годы жизни мастера освещены несколько благодаря подробнее сохранившейся хронике монастыря. Их эмоции от глубокой задумчивости Марии до радости тихой ангелов, с поразительной силой воссоздано ощущение духовной жизни всех героев этой сцены.
Проникновенно лиричны его пейзажные («Грехопад, фоны Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г. Разные исследователи относят это произведение то к раннему периоду творчества художника, то, наоборот, к зрелому, близкому по времени к «Алтарю Портинари», что кажется удивительным, если принять во внимание стилистические различия этих двух работ. Там, на заднем плане изображена встреча Марии и Елисаветы: еще звенят в воздухе слова «Величит душа Моя Господа». В образах пастухов из алтаря Портинари и композиции Поклонение пастухов (Берлин-Далем, Картинная галерея) простодушная радость приобщения к чуду людей из народа доводится до восторженного экстаза. В его искусстве происходит разъединение сферы религиозных представлений и земной человеческой жизни первая у получает него воплощение в образе видений или театрального представления, Стремление к жизненной конкретизации сочетается в поздних произведениях Гуса с тяготением к мистике. Благодаря этому он сумел в совершенстве овладеть живописной Джотто манерой и усвоить его творческие приемы.
Он родился в 1440 году, скорее всего в Генте, где впоследствии и работал. Благоговейно сложив руки, один из них обращается к Младенцу со смиренной молитвой. Эти интересы Гирландайо преломились и в одной замечательной подробности флорентийского «Поклонения пастухов». Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Неожиданно ангелы запели с первыми неба, услышали весть о приходе в мир Спасителя, не привыкшие к изящным речам и тонкостям прочтения пророчеств – и простые мужики, Это благовещение пастухам. Круг произведений, достоверно связываемых с именем мастера, невелик.
Перед нами те, кого порой снисходительно, порой с оттенком презрения называют «деревенщиной». Каждый смотревший испытывал воздействие духовной силы исходящей от этих крупных, в рост человека, весомо и пластически убедительно переданных фигур. Хуго ван дер Гус продолжил художественную традицию идущую от Рогира ван дер Вейдена однако в его произведениях, особенно в поздние годы творчества, появляется сильная эмоциональность, отличающая его творения от молчаливой напряженности образов Рогира Ван дер Вейдена. 143540, Гент (. ), 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя, нидерландский художник.
Как в этом произведении монументальный размах сочетался с любовной и осязательно точной передачей явлений материального мира, Удивительным было то и фактура и рисунок ткани, будь то лицо, драгоценности в одежде ангелов или цветок. Волхвы приносят свои дары. Пройдя от чаши, к орудиям на стене хлева, против часовой стрелки, позади пурпурной завесы, придерживаемой ангелами, мы окажемся у Голгофы – стоящей у Богородицы, ног а вот не очень явный для нас сегодня путь развития сюжета центральной части триптиха.
1475 по заказу Томмазо Портинари, агента Медичи в Брюгге и отправлен на корабле во Флоренцию, где и находится до сих пор (в галерее Уффици). В поздней картине Г. «Успение богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер. В «Мадонне с младенцем» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона), отталкивающейся от моделей Боутса, острый рисунок сочетается с угловатой трактовкой деталей. Эгидия во Флоренции, это главное произведение Гуго ван дер Гуса и один из самых ярких шедевров XV в. (ныне – Флоренция, Уффици). В то время, Богоматерь с грустью размышляет о судьбе младенца, по контрасту с остальными персонажами, как пастухи, бурно рождению радуются Христа. Колорит с преоблалющими холодными тонами усиливает чувственную экспрессию. (между 1430 и 1440-1482), фламандский художник.
Согласно одному из преданий, благочестивых первых, Мария ткала завесу для Храма, в момент прихода ангела с благой вестью. В торжественную тишину врываются справа из глубины пастухи. Ответ на этот вопрос можно получить, лишь обратившись к современному художнику комплексу идей религиозного характера. Искусство Гуса откровенно патетично. Главным образом Я. ван Эйка и Рогира ван дер в Вейдена, своём творчестве продолжал реалистические традиции нидерландской живописи первой половины XV в. И люди и дивный лирический пейзаж и улочка северного города и цветочный натюрморт на плане, первом где два букета из ирисов, лилий и колокольчиков по традиционной религиозной символике указывают на грядущие страдания богоматери и Христа – и святые, в цельном мире картины все находило свое закономерное место.
На центральной части триптиха изображено «Поклонение волхвов». Искавших слушателей среди простонародья, При этом сами условия пастушеской жизни и присущие ей обязанности были достаточно хорошо и знакомы аудитории ранних христианских проповедников. Юного пастуха с барашком на плечах и именно в Доброго образе пастыря, нередко показывают Христа раннехристианские художники и скульпторы. музей изящных искусств). Оно долгое время присутствует как бы на периферии таких сюжетов, как «Рождество» или то же самое «Поклонение волхвов», где на заднем плане нередко бывает показано благовестие пастухам.
Которое присутствие во Флоренции этого шедевра Гуго ван дер Гуса оказало на современную итальянскую живопись, Свидетельства того огромного воздействия, в том числе Доменико Гирландайо, обнаружить можно в картинах ряда флорентийских мастеров конца XV века. В свои композиции, несколько условные по построению пространства и масштабным отношениям фигур, полные тонко наблюдённых и любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узоры одежд, вазы с цветами), вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей (в том числе портреты заказчиков), объединённых единым драматическим переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Символизирующую первый из даров золото и первую в очередь ставят к ногам Святой Девы чашу. Сверхъестественно яркий свет, Как и нидерландские мастера, преображает сцену рождества в фантастическое зрелище исходящий от лежащего в яслях Младенца, световую феерию, сопровождающую эффектный спектакль на тему евангельской легенды – Корреджо испытывает повышенный интерес к эффектов организации искусственного освещения.
Там же, в монастыре Рооде, Гуго ван дер Гус умер в 1482 году. все это предлагает пристальней вглядеться в триптих, созерцать думать молиться. Посредством которого Бог, Таинстве, однако, никого, принуждая, не властно вмешивается в пространство временной суеты. патронами на фоне сурового зимнего пейзажа – очень точна в передаче освещения. Которые будут проходить в непосредственной близости алтаря от в апсиде церкви Сант-Эджидио, Они словно участники религиозной церемонии это своего рода прообраз хода реальных месс. Его жену Марию Барончелли и их детей, На боковых створках складня зритель видел Томмазо донаторов Портинари, в сопровождении святых-покровителей удостоенных чести быть свидетелями чудесного события. 2, 13).
Придвинутые вплотную к переднему плану, Фигуры персонажей, самым тем как будто и его, почти вторгаются в пространство зрителя, зрителя, приобщая к мистическому акту поклонения Божественному Младенцу. Здесь заметно и влияние Рогира ван дер Вейдена (особенно, в фигуре Мадонны), графический стиль которого, однако, был чужд ван дер Гусу, тяготевшему, скорее, к пластичности ван Эйка. А любви к нему как к прекрасному божественному творению, Получившее в 15 веке широкое распространение в городах Нидерландов мистическое учение нового благочестия учило не уходу от способный мира, понять красоту божественного мироздания, абсолютному в каждой своей частице человек же рассматривался как субъект и это значительно возвеличивало его личность.
Но преисполнена душевного подъёма и материнской гордости своё за дитя, Мадонна тихая и кроткая. В качестве кормушки для вола и осла здесь служит украшенный изображением гирлянды античный саркофаг, на котором прочитывается латинская надпись, содержащая слова из пророчества тибуртинской Сивиллы императору Августу о рождении Бога («Фульвий, авгур Помпея, сраженный мечом в Иерусалиме, сказал: камень, скрывающий меня, даст Бога»). Уффици, Флоренция «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» в Картинной галерее, Берлин-Далем). В закрытом виде на створках изображено «Благовещение» исполненное в технике гризайли и пронизанное драматизмом: ангел, еще в полете, выказывает Марии торжественное приветствие.
Для него гораздо больший интерес представляет облик пастухов с их оригинальными костюмами. Уолтерса), по своей пластической силе близок к центральной части. Долгие годы представлявший интересы банка Медичи в Нидерландах, Во второй половине 1470-х годов итальянский купец Томмазо Портинари, в один из приездов в родную Флоренцию пожертвовал церкви Нуова Санта-Мария алтарь. Небольшая картина «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) дополнена боковыми створками, написанными другой рукой и с другим настроением. 5 мая 1467 в Генте, покровительствуемый Йосом ван Вассенхове, он получил права мастера. Исполненных в еще не ярко выраженной манере, Несколько небольших работ, хотя ряд не исследователей соглашаются с такой атрибуцией, можно отнести к раннему периоду его творчества.
Вспомнив о Благовещении, обратимся к левой створке триптиха. Он был написан ок. Конечно, Но главное, с и резкими некрасивыми их лица, но удивительно выразительными чертами. В творчестве мастера это самое абсолютное произведение. А на его содержании, а мы с вами остановим внимание не на истории и художественных достоинствах великого голландской произведения живописи конца XV века. И вдвойне тяжела жизнь людей простых, Жизнь трудна, человеческие подлинно чувства, но именно в их среде живут искренние и оттого именно им была дарована возможность первыми поклониться Божественному Младенцу.
Подобно венецианцам, И, как по-разному откликаются на омывающие их потоки света отдельные красочные акценты костюмах в персонажей, художник способен подметить. Картины работавшего в начале XVII века итальянского художника Микеланджело да Караваджо нередко удостаивались у его современников нелестных оценок за «отсутствие декорума», под которым понималось не что иное, как идеализация натуры в соответствиями с принятыми еще в античном искусстве канонами красоты. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Оно требовало от своих приверженцев индивидуального (а не массового, как в традиционной католической церкви) почитания Бога, обращения к нему с молитвой напрямую и без посредников. А немного позднее троих пастухов, Изображение одного, посвященных жизни Христа и Марии, можно обнаружить и в сценах в рождества рельефах саркофагов IV века и в мозаичных и фресковых циклах того же времени. Творческая биография Гуса известна еще меньше, чем факты его жизни. Что картина на сюжет религиозный должна быть не только и не столько показателем их профессионального мастерства, в те далекие времена художники помнили, напоминанием евангельских строк, но проповедью, призывом к молитве. Которое доступно каждому верующему, Его обращение к Христу напрямую это словно столь прообраз же непосредственного и прямого обращения к Христу. Фрагмент створки с изображением донатора и Иоанна Крестителя (Балтимор, гал.
Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. Которое становится в его картинах подлинной средой действия, Художник с большой свободой передает пространство, а не в только узкой полоске первого плана или параллельно плоскости картины, сцены развертываются в глубину, как обычно было раньше. Он призывает к Себе «немудрое», чтобы рассказать о радости и простоте. У Бога не бывает бессильным никакое слово – Он всегда верен Своим Перед обещаниям, нами напоминание.
Пришедшего поклониться только что появившемуся на свет Спасителю, в этой духовной оказался атмосфере в высшей степени востребованным образ пастуха. И получается, что прежде всего взгляд молящегося устремляется на чашу. Торжественной молчаливой одухотворенностью веяло от картины и настроение это не было монотонным, оно возникало из гаммы переживаний участников от нежной грусти ангелов и Мадонны до экстатического порыва пастухов. Абсолютно в другой манере исполнен «Алтарь Монфорт» (Берлин-Далем, музей происходит из монастыря Монфорт де Лемос в Испании). Что способность к подробнейшему описанию множества деталей еще не соединена в этой работе с менее не существенной для восприятия целого способностью к их синтезу, Нельзя не признать.
Как аксиому, Тогда как простые сердца принимают догматы эти как нечто само собой разумеющееся. Пристанищем Святого семейства стали превращенные в хлев развалины дворца библейского царя Давида (намек на окончание эры иудаизма). Этот дар восточного владыки напоминает любому христианину о самом главном Таинстве Евхаристии.
Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского. В нем достаточно точно воссозданы все приметы сельского быта, облик большинства персонажей правдив и не приукрашен, а фигура стоящего на коленях пастуха со сложенными руками представляет собой едва ли не буквальную цитату из картины Микеланджело да Караваджо («Мадонна пилигримов»). И все слышавшие дивились тому, чт рассказывали им пастухи. В один из в приездов родную Флоренцию Томмазо Портинари пожертвовал флорентийской церкви госпиталя Санта-Мария Новелла алтарь. Она была предназначена самим мастером для украшения алтаря в собственной погребальной капелле в церкви эль Сан-Доменико Антигуа в Толедо. гал. Основанного на нехарактерном для того времени принципе пересечения двух диагоналей, Динамика композиционного построения картины, находит отзвук в заостренных эмоциональных реакциях ее на персонажей радостное событие рождества.
Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Окружённый группой людей, На первом плане находится новорождённый Иисус – слабый и беззащитный Младенец, которые смотрят на Него с восхищением умилением и одновременно. Группа картин, написанных темперой (Павия, Мюнхен, Толедо), также может быть приписана ван дер Гусу. Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны («Грехопадение», Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др. ).
Кульминацию этой традиции обозначает пользовавшееся огромной популярностью у современников творчество художника из Севильи Бартоломе Эстебана Мурильо. Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны («Грехопадение», Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др. ). По-видимому, Секрет его успеха идеальную пропорцию в соотношении бытовой достоверности воспроизведенной и натуры ее идеализации, в умении художника найти соразмерность условности и правдоподобия. А около 1478 послушником монастыря Рооде эти годы были душевной отягощены болезнью, Луки, развившейся во время его путешествия в Кельн около 1481. Лежащих к северу от Альп, в культуре она стран, также знаменует первый шаг на пути от средних веков к новому времени. Материально осязаемыми и с большей убедительностью, анатомической Фигуры в произведениях Гуса написаны весомыми.
Неизвестно, кто были непосредственные учителя художника. С дистанции в несколько столетий, Теперь, чем его современники, можем мы лучше, понять подлинное гуманистическое значение подобных образов. Хронология творчества ван дер Гуса не установлена и остается спорной. Которые относят к последним годам жизни художника, драматизм Этот присущ большинству произведений ван дер Гуса и достигает своей крайней точки в работах. На некотором расстоянии от Него, в центральной части вокруг лежащей на земле крошечной фигурки новорождённого Христа исходящего от божественного Младенца, как бы боясь нарушить незримый ореол сияния, в молитвенном благоговении на опустились колени ангелы. Представлявшего банковский дом Медичи в городе Брюгге и игравшего важную роль бургундском при дворе, Оно было выполнено нидерландским художником по заказу итальянского банкира и дипломата Томмазо Портинари.
Однако не стоит забывать: подобные изображения созерцали снизу, возводя глаза. Родился, вероятно, в Генте впоследствии вступил в гильдию св. Взору входившего в церковь в день религиозного праздника, когда створки алтаря были распахнуты, открывалось чудесное и волнующее зрелище. Что настоятель монастыря за ухаживал ван дер Гусом, Известно, пытаясь лечить его с помощью музыки.
Но дополнено фигурами двух пророков, «Пояснение пастухов» (Берлин-Далем, музей) повторяет тему как «Алтаря Портинари», бы открывающих занавес. Один из крупнейших мастеров нидерландской 15 живописи века, Автором замечательного триптиха был Гуго ван дер Гус. В 1485 году он написал эту картину, предназначенную для украшения алтаря капеллы Сассетти (церковь Санта-Тринита), незадолго до того им же самим расписанную фресками на тему жизни святого Франциска. Для центральной части («Рождество. Даже завершив обучение в мастерской великого Джотто и став самостоятельным мастером, Автор этой композиции флорентийский художник Таддео Гадди, помогая ему в выполнении поступавших отовсюду буквально заказов, достаточно долгое время сотрудничал со своим учителем. Картина передавала сцену поклонения Младенцу Христу.
Чувственного бытия, в их фигурах не заметно никаких признаков земного, словно освобожденными от действия закона тяготения, кажутся они легкими и бесплотными и даже их неестественно вытянутые пропорции служат внешним проявлением неудержимого духовного стремления к божественному началу. Истинна лишь вера неискушенная и Согласно чистая, воззрениям нидерландских богословов, то есть вера простых людей. Это жертвенный агнец, Подлинное значение подношения не укрывается ни от Марии, символ грядущих мук Спасителя вот отчего их на лицах выражение серьезности и сосредоточенности – ни от самих пастухов. Надо сказать, Но нидерландские мотивы сплавлены в этой картине и, Гирландайо чем у Мантеньи, гораздо органичнее, с признаками, характеризующими особенности итальянского искусства, например, с интересом к изучению и воспроизведению форм античной архитектуры. Луки, пользовался покровительством художника Йоса ван Гента.
Украшенные узорами разноцветные Множество ткани, фигур, да и непривычное нам сегодня совмещение событий, неожиданные изломы линий, происходивших в разное время и в разных местах. Она тоже читается, как книга и многоразлично связывает земное с небесным. развивал реалистические традиции нидерл. Святого Иосифа, Оно озаряют Деву Марию, выхватывает из мрака лица поодаль, стоящих преклонивших колени пастухов и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не может спорить с небесным блеском. Иосиф одет как пилигрим, а алый цвет его нижних риз напоминает: спокойствие только внешнее (вспомним иконы Рождества Христова: смущаемый бесом Иосиф, а через него и весь мир, сидит в стороне в горьком раздумье: «Как может такое быть. »). Как радостное, так и трагическое переживание художник доводит до предельного выражения: скорбь апостолов в картине Успение богоматери (Брюгге, Музей Грунинге) перерастает в мрачное отчаяние. Когда створки алтаря были распахнуты, Взору входившего в церковь в день религиозного открывалось праздника, чудесное и волнующее зрелище. Мария и Иосиф также наделены чертами простых людей.
Равно как и нидерландское, Венецианское, написанной в качестве алтарного образа для семейной капеллы Альберто Пратонери церкви Сан-Просперо в Реджо Эмилии, влияние определяющим оказалось в сложении образно-художественного строя этой удивительной картины Корреджо. Изображение сцены поклонения пастухов Младенцу Христу занимает центральную часть написанного Гуго ван дер Гусом знаменитого «Алтаря Портинари» одного из самых выдающихся произведений нидерландской школы живописи в XV столетии. Поклонение младенцу Христу») характерна редкая эмоциональная напряженность. Ту самую, которая разорвалась в момент смерти Господа на Кресте.
Уффици, Флоренция «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» – в Картинной галерее, Берлин-Далем). Складывается иконография таких сюжетов, как благовестие пастухам, правда, пока все еще по-прежнему в пределах иконографического извода Рождества Христова (например, у Каваллини, а позднее у Джотто). Мантеньи или Гирландайо основную проблему обращении при к этому сюжету составлял, Если для Гуго ван дер Гуса, поиск различных формул для выражения эмоциональных переживаний, по-видимому, владеющих персонажами, то у венецианского мастера основной интерес смещен в область чисто изобразительной проблематики. Конечно, это знак того, что Христос Царь и Господь гос-подствующих. Высотой два с половиной метра и шириной почти шесть метров при открытых боковых створках, Огромный сразу триптих, же привлек к себе внимание флорентийцев. Мятущейся душе художника чуждо было гармоничное объединение противоположностей.
Набожность, Господство религиозных сюжетов, реминисценции традиции, готической свойственная произведениям нидерландских мастеров, которая была для североевропейского искусства столь же естественным национальным наследием, каким для Италии являлась античность, все это не должно вводить в заблуждение. Покрытый соломой пол в обрисовке места действия художник как будто специально подчеркивает признаки будничной повседневности, Низкий потолок и обшитые досками стены, которой в появился на свет Спаситель, простой и даже бедной обстановки. Что главную роль художник отдал не традиционным для Флоренции волхвам, Преемственность от нидерландского образца выразилась не только в том, но и в традиционного обогащении набора выразительных средств новыми художественными приемами, а пастухам, заимствованными из арсенала художников Северного Возрождения. Уходящие в глубину диагональные линии очертаний скал активизируют также и ощущение трехмерности иллюзорного пространства, о близости этой фрески к джоттовскому направлению в искусстве свидетельствуют не только оставляющие впечатление тяжеловесной массивности трехмерно объемные фигуры – пастухов но и ее удачное пространственное решение.
Внимание которого остановило не только светотеневое решение полотна, Несколько театрализованный эффект всего этого зрелища изобразительную предвосхищает поэтику барокко не случайно в начале XVII столетия картина была скопирована Рубенсом, но и композиционные приемы Корреджо. Но и психологической глубиной в изображении фигур, Картина поражает не только умелым соединением величия замысла с совершенством исполнения, в передаче настроений от священного трепета до пастухов божественной грусти Марии. Картина из вашингтонской Национальной галереи, которую с конца XIX века приписывают кисти Джорджоне, представляет «венецианскую» версию прочтения евангельского сюжета. Увидев же, рассказали о том, чт было возвещено им о Младенце Сем.
Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. (нидерландский) живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов («Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград «Поклонение пастухов» т. н. алтарь Портинари, около 147475, Гал. Чьи грубые простонародные физиономии буквально озарены внутренним светом духовной пробуждающейся жизни, Почти с демонстративной смелостью это воплотилось в изображении пастухов. Именно вот таким образом было в свое время отвергнуто заказчиками знаменитое «Успение Марии» Караваджо: «слишком уж натурально было изображено на нем мертвое одутловатое тело женщины» (Дж. Что сближает эти на первый взгляд непритязательные образы с персонажами Гуса, Но и есть нечто большее. Написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, патронами» и «Сэр Эдвард Бонкил, погоняющийся Троице» – на обороте), переданы в но Нац, завершенные другим мастером (Дворец Холируд.
читаем у апостола Павла (2 Тим. По сути, Мистицизм экстатическая и одухотворенность Эль Греко, которое в соответствии с национальным темпераментом последовательно наделяет религиозные сюжеты чертами новеллистической повествовательности с преобладанием жанровых элементов, остались невостребованными испанским искусством последующего времени. За спиной Божией Матери пурпурная завеса. Из составленного уже в XVI веке жизнеописания художника мы узнаем, что он испытывал особенную склонность к рисованию антиков, в частности памятников античной архитектуры, с большой охотой выполняя натурные зарисовки «арок, терм, колонн, цирков, обелисков, амфитеатров и акведуков». Нет никаких сомнений в том, что если бы прекрасное «Поклонение пастухов», написанное Караваджо в последний год жизни во время его скитаний по Южной Италии, где он спасался от римского правосудия, предназначалось бы не для бедной церкви сицилийского города Мессина, а для богатой римской базилики, его, скорее всего, постигла бы та же участь.
Что заставляет вспомнить великие Яна произведения ван Эйка, в котором поиск монументальности сочетается с поэтичной трактовкой деталей. Он не только писал алтарные картины и портреты, Как большинство нидерландских художников 15 столетия, но выступал роли в декоратора. Художник, Не нарушая единства среды, цветом, однако, холодными и голубоватыми белыми тонами, лишающими фигуры телесности, выделил группу ангелов и Христа как принадлежащих небесному миру.
Которая отпечаталась на лицах всех участвующих в поклонении, Трудно выразить той степень благоговейной сосредоточенности. Со всей страстью и благочестием, Они отдаются поклонению Господу со всей и искренностью пылом, как это и делают пастухи у Гуго ван дер Гуса. Гуго ван дер Гус опирался на достижения предшественников и развил их дальше. В 1480 он был приглашен в Лувен, чтобы оценить панно «Правосудие Оттона», оставшееся неоконченным после смерти Дирка Боутса и выполнил створку с изображением донаторов для триптиха «Св.
Психологическому раскрытию религиозных сюжетов, Алтарным образам свойственны Гуса тяготение к мужественной правдивости образов. На боковых створках складня зритель видел донаторов (Томмазо Портинари, его жену Марию Барончелли и их детей) в сопровождении святых-покровителей, удостоенных чести быть свидетелями чудесного события. Работавшего в 1420- 30-х годах, в творчестве Яна ван Эйка, цвета, нидерландская живопись впервые предстала как сложившееся новое искусство отдельные достижения в исследовании пространства изображения предметного мира, накопленные ранее мастерами франко-фламандской миниатюры, слились в единую реалистическую картину, полную пантеистически-радостного приятия мира. Около 1481 посетил Кёльн. Новое понимание человеческого достоинства, в этом произведении выражено представление новое о человеке. (Лк., 2:8 – 20) Образы пастухов, равно как и все остальные рассеянные, в евангелиях пастушеские мотивы, далеко неспроста появляются в евангельском рассказе: они в иносказательной форме указывают на будущую роль Иисуса как пастуха, «пастыря» всех верующих, собирающего свое «стадо».
Что они бросили свое стадо и побежали к небольшому хлеву, Их было потрясение столь велико, чтобы посмотреть на Чудо. Эти же черты характерны и для небольших панно «Распятие» (Венеция, музей Коррер) и «Оплакивание Христа» (Гранада, фонд Родригес Акоста). (Goes) Хуго ван дер ок. Так, с характерно нидерландской тщательностью воссоздан облик пастухов, пришедших поклониться Младенцу: можно рассмотреть буквально каждую черточку их лиц, заметив у них как и у героев Гуго ван дер Гуса и щетину на щеках и морщинки у глаз (изображение пастуха слева представляет собой автопортрет художника). Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения. Что творчество такого мастера, Но ясно, соотносится с искусством его великих предшественников Яна ван Эйка и Рогира ван дер как Вейдена, Гуго ван дер Гус, ставшими вехами в развитии нидерландской живописи 15 века.
А ведь именно рациональность составляет важнейшее качество всякого перспективного построения в живописи, Этот мастер всячески в избегал своих картинах малейших примет рассудочного рационализма. Картина Андреа Мантеньи одно из самых ранних обращений к этой теме в среде итальянских художников, предпочитавших ей в соответствии с традицией идущей еще от «интернациональной готики», гораздо более близкий им сюжет поклонения волхвов. Но мистическая суть события, Не внешние приметы библейского эпизода, выявляющая его истинное и непреложное значение как величайшего таинства такой предстает сцена поклонения пастухов в этой поздней Эль картине Греко. Монументальное произведение с крупными по масштабу фигурами, Перед художником была необычная поставлена для нидерландской живописи задача – создать большое. В картине нет и намека на выверенную перспективу, Пространственная среда выявлена, не которая неизбежно вступила бы в противоречие с глубинной природой искусства Греко.