Как складывание, Композицию средневековье в понимали буквально, составление нового из готовых форм. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. Чувствуешь суровую мощь в каждой детали, архитектурной Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды и свою самостоятельность, часто выявляющей и свою необходимость. Д. Шадр и др. ), воина (Л. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства – как архитектура и живопись изучении При темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы.
У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Романские церкви достраивали в соответствии с требованиями стиля, готического Чтобы достичь этой легкости. С х в. архитекторы постепенно изменяли храма конструкцию – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа.
В. Шервуд), рабочего (Г. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр. ) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Часто соединенный с кругами, мотивом Доминирующим в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим пением губит моряков, пеликан символ Христа, единорог целомудрия, аспид василиск и сил зла.
И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся плоскими, в то время художникам ещё не были законы известны перспективы. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу.
– говорится в том же источнике, «К концу века, XIII – композиция растительных капителей становится более хаотичной и менее читабельной. Считавшими его испорченным вариантом искусства, позднеримского Термин был введен французскими археологами XIX в. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – нем в господствовали простые строгие ритмы. Готическая скульптура была заметным в шагом сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии).
Некоторые из них имели символическое значение. В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, назидательные притчи, в сплошном ковре каменном скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй жильем владельца, Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон жилище основное феодала. Так и внутри ясность членений массивных форм, снаружи, Как те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов.
и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы Вене, в соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. В районе древнзй Гандхары, В. В Северо-Западной Индии, созданных с начиная I в. н. э, найдено много прекрасныхскульптур.
Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, распространяются Широко также иллюминированные рукописи светского содержания. Ее было очень мало. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с полнолистовых тетрадями миниатюр перед текстом и т. н. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Главные формы живописи – монументальная храмовая живопись – мозаика и фреска иконопись, книжные миниатюры Мозаика – сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны.
Созданного новой феодальной цивилизацией, Это стиль был средневекового искусства, которое было и продолжением искусства и антитезой античного искусства. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п. ), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Красные, Использовались синие, без теней, желтые было цвета. Изображение плоское, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. «Прекрасные Мадонны»).
Сюжеты – жития святых изображение Богоматери, Иисуса Христа. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, она которым прижалась щекой к воротнику плаща.
И. я. гинцбург, Различные направления русской скульптуры этого периода выражают С. М. Волнухин, А. С. Голубкина, Конёнков П. П. Трубецкой, С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет сводов употребление для потолочных покрытий. 1260). С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают статуи императоров, философов римских или греческого Аполлона. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала.
Трифолий – «элемент орнамента в виде листка клевера (источник – Яндекс. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. Монументально- декоративную, По содержанию функциям и скульптура делится на монументальную, станковую и так называемую скульптуру малых форм.
С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, держится невозмутимо с и достоинством. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и изготовлялась примитивной, она из точеных деревянных балясин. А. майоля, Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших французской мастеров скульптуры XX в. – Э. А. Бурделя, Ш. Деспьо.
В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Развивается анималистическая скульптура (И. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Что именно в романском искусстве всего сильнее проявились народные черты – декоративность, Следует заметить, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Скульптуры и живописи, Романский период – возникновения время общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры. Что художникам X-XIIвеков важна была правильность не передачи внешенго облика человека, Создаётся впечатление, экспрессия поз и жестов, выразительность.
Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и все делал окружающее таинственным и неземным. Это главным образом изображенияБудды. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее от племени германского – готов. в Нидерландах). Эти регионы достаточно долго, по сравнению с территориями, прилегавшими к королевскому домену, сохраняли верность декоративным композициям, состоявшим из стилизованных элементовhellip Распространенной деталью архитектурного убранства на территории Нормандии оставались декоративные пояски, отмечающие горизонтальные уровни членения стены, состоявшие из квадрифолиев и трифолиев». В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ).
Чеканки, в нерасплавленном виде металл в скульптуре посредством обрабатывается ковки, сварки и резки. Где главными действующими лицами становятся крестьяне, с распространением ересей в проникают скульптуру темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории. Например о Троянской войне или походах Александра Македонского, Сначала это были обработки сказаний античных и историй.
Что в живописи,, Примечательно или наоборот, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая голова из-за чего вся кажется фигура приземистой, "карликовой". А по раю его ведет Беатриче, в сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает и ад чистилище. S-образной фигуры. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 книжной в миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
Около 1200) и миниатюра. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. В памятниках 20-30-х гг. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.
По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». Где на каждом шагу встречались феи, Романы переносили читателя фантастический в мир, волшебники, великаны, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Полузвериные, насмешливые фантастические с лики гримасами, наделенные острой выразительностью – получеловеческие маски, Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Белого иногда розового, серого – Сооружения зеленоватого, готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол витражи столько занимают места. Язык науки и церкви – латынь. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Используемый в архитектуре и прикладном искусстве, Со временем орнамент, усложняется плавно и приобретает готические формы. «забава») – поучительные или забавные рисунки на («Бельвилльский бревиарий» полях Ж. Пюселя, drolerie – «шутка», ок. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
На уступах горы расположено чистилище, в центре южного полушария огромная гора в виде усеченного конуса, а на ее плоской вершине земной рай. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Церкви строили по образцу римских базилик. В конце 13-14 вв.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Отраженного в материальном, Это света совмещение и цвета воплощало идею Божественного света. Жилые дома были глиняными или деревянными, стихийно в возникавших городах архитектура лишь зарождалась. Защищавшая его владения, в эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепость, крепостные этого феодала, где в нападения случае спасались и жители окрестных деревень.
Смеем предположить, что прозвучавшие в цитате термины понятны не всем. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.
Эти статуи были изваяны мастерами-греками, жившими в Индии и принявшими индийские религии. Зубчатыми стенами и мостами, подъемными в эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. А осада Трои изображалась как штурм замка, феодального Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари. Цвет придавал непоторимую окраску всему помещению храма.
В которых с трудом можно узнать образцы местной флорыhellip» Вот таким образом знакомство с капителями, А. К. ) стилизованными листами имеет больше значение при готического обустройстве пространства помещений загородного дома, украшенными растительным орнаментом. Которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и в обжигается специальных печах, Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его Уты жены в соборе немецкого города Наумбурга. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. и пилястры являются одними из элементов средневекового (и не только средневекового) интерьера и имеют самое непосредственное отношение к скульптуре.
Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Высота, На входившего в церковь производили впечатление огромное ее простор, торжественная величавость. Стенами были обнесены и тогдашние города. Пристрастие к чудесному одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства.
(скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др. ), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной и др. ), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны.
Он и должен был утверждать Возникнув незыблемость, в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, неизменность человеческого и божественного миропорядка. Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе, в комплекс входила замка капелла. От природных особенностей и способов обработки во последнего многом зависит техника скульптуры. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Размещается прежде всего в общественных местах на – улицах и площадях города, Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений, в парках. государств германских племен произошло их обращение в христианство. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, ), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение).
Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, появились арок, окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Шампани, Единственным исключением капители остаются Нормандии, на изобразительную программу которых оказывало немалое внимание искусство Англии. Грузные башни, Но тяжеловесной от романской архитектуры остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. В связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом ярчайшие этого памятники этапа – золотые рельефы скифов, Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании, терракотовые головы культуры Нок. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Расширяющиеся кверху объемы с наложенными на абаку (плиту, Они собой представляют цилиндрические, составляющую верхнюю часть капители – прим. Также используются охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. 1325). В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (см, призвана Она конкретизировать архитектурный образ.
Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. 1250), Распятия над алтарями. В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Кресла, Обстановку комнат составляли скамьи, сундуки, широкие кровати с навесом над изголовьем, столы иногда украшенные или резьбой раскрашенные. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства.
Они ведут с поэтом беседы споры и В его изображении грешники не бесплотные тени, в аду бушуют политические распри – а живые люди. Орудий труда и охоты, часто Скульптура служила средством украшения утвари использовалась в качестве амулетов. Приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, скульптура Рельефная не только украшала храмы, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. А она, Назначение и содержание произведения скульптурного определяют характер его пластической структуры, влияет на выбор скульптурного материала, в свою очередь. И. Мотовилов).
Нои каждая область давала Европы свой вариант романской архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, то камерной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Большая часть сохранившихся росписей монументальных ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом).
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера придавали часто фигурам неестественные позы и жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах. Недаром многие современные историки архитектуры называют стиль романский стилем полукруглой арки. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. Изваянные ими фигуры сидящего Будды со скрещенными и прижатымик телу ногами напоминают своей изображения позой отшельников и философовДревней Индии.
Начавшимся в Западной Европе в пору государств образования и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование граничит с монументальным строительством, принимала укрепленный, естественно, крепостной характер. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. После возникновения в V–VIIIвв. – сообщает автор научной работы, «Развитие композиции на таких капителях идет – по вертикали.
1410). Боковое давление свода аркбутанам передается (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Хорошо известна раскрашенная скульптура ) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода – отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм, Цвет скульптуре в применяется с древнейших времён. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как взлетевшие бы остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п. ) служат для лепки. Поверхность мозаики делалась чуть шерховатой. Витраж – живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, Здесь точно рассчитывался угол падения особую света, роль играл угол падения света. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ).
«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Стали возводиться каменные христианские храмы. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: Средневековье включает в себя 3 периода – 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка)Раннее средневековье датируется V – X векамиЗрелый феодализм – X – конец XV векаПозднее средневековье – XV – XVII векаДух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций изобретения, европейские языки. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек – венец природы, человек – раб божий. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Основной жанр живописи – икона. Хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке, Господствовал стиль готический с 12 по 16 век. Словари)».
Здесь стали использовать новую конструкцию (свод опирается на арки, а те – на столбы) сводов – Готический собор устремлен ввысь. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога, Стены храмов расписаны были картинами. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества.
И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. Искусство "языка в камне"- простого удел народа. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным был порталом окружен рвом, башнями и бойницами, увенчанными зубцами. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня из кости и дерева рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм.
Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Его грозной и безграничной власти над Основной смертными, темой романской скульптуры было прославление могущества Бога. Где искусство было строго регламентировано столичной школой, в отличие от Византии, единство стиля романского не исключало обилия местных школ. Смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации манускриптов, романских Вообще. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды из один самых поэтических сюжетов в мировой литературе. Имеющий специфические задачи своих и мастеров, в искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
Еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – столетиям XII – то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время. Ангельскому и божественному мирам или телу, При этом символически эти части уподоблялись душе человеческому и духу. Романская скульптура открыла новые стороны действительности чудовищного образы и безобразного. Родиной готики считается Франция. становятся тема революции (Матвеев и др. ), образ участника революционных событий, строителя социализма.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением представляют красок, богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. (Е. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня.
Постепенно индийские ученикигреческих мастеров стали статуи создавать Будды в соответствии с представлениямисвоего народа. 1265). Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных с стекол минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
Конец 12 в. ), Параклета, Крест украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда рождает ощущение торжественно-сурового спокойствия. Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением идеала религиозного этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, Первым из крупных исторических стилей, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и до Испании Венгрии и Польши с X по XIIXIII века, явился романский стиль. Позы естественные, одухотворенные.
И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии). Имевшая ритуальное и магическое значение, Скульптура древневосточных государств, власти богов и царей, служила увековечению строгой общественной иерархии, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и по лаконично-строгих стилю произведениях в скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры – каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. Создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения, Мощное воздействие все на национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др. ), а также изображение человека-борца (И.
В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон искажённый однако, местными влияниями. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. 1290), дролери (от фр. Границы между школами стираются – все территории копируют Франции скульптурную школу Иль-де-Франс.
Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, башнями заостренными будто они вовсе не из камня, но легко возносятся к небу своими стройными. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Что в романских соборах вход устраивали не часто в западной стене храма, Интересно, а в северной. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.