Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было новым и большимшагом после вперёд первобытногоискусства. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает недоверчивый, характер с печальным и даже трагическим выражением на лице. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). В это же время определились основополагающие каноны. Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, на которых ониосновывали деспотическое свое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства.
Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост.
Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира – что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и сложившейся вызваннымвсей к началу 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению местными художниками рядатрадиции. Утверждается светский образ царя – не бога, а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).
Начиная с царствования Тутмоса IV, Но, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности прежде гладкая поверхность статуи теперь покрывается тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для в служениявельможе потустороннем мире, живостью инепосредственностью.
Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и сложенными коленях на руками. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет головкой, с в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков.
Что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства стиль освоить изображения человека, Можно сказать. Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшегожиром физическиразвитого – или полного, Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и жена любимая Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26.
Ноги, как правило изображаются вместе. Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, топоследний, обращенный прямо лицом кзрителю, составлял прямой угол с главнойфигурой. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства Позднего и периода, Они появляются в Среднем царстве. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или обводки рельефной по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Позволяя создавать повествовательные циклы пространственной огромной протяженности, Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам.
Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Рельефови росписей, Следование древним образцам вначале Среднего царства идля характерно официальной скульптуры. При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и бородой церемониальной имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением.
Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения на распространялся всю группу памятников того времени. Свойственными египетскому искусству, Изображения – Эхнатона любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими воздушными и В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства, Ярким являются примером росписи гробниц номархов. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих с правителейидеализированно, целью подчеркнуть могуществои величие фараонов. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова III Сенусерта и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян из некоторые них сохранились. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического уступает периода место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп.
Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность поиски на отражения торжественности. Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
А Горсокол – охранительцарской власти над простирает ним своикрылья, Гордо восседаетон на своем троне. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа (портретные головы Эхнатона и Нефертити), а также добиться реалистического изображения человеческого тела (статуэтки четырех богинь из гробницы Тутанхамона).
3. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры тенденции другой в скульптуре. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и Статуя алебастра, Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые этих из животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью.
Образ божества не являлся центральным обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных Уже в период Древнего царства сложились канонические типы статуй 1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу) 2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти. В композициях колоссальных статуй фараонов, украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе, что ее голова едва достигала колен статуи фараона. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось поразительным с совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами, в икухня доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями ибольшими щитами. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных может школ считаться тип кубической статуи – изображение фигуры. Речь идет о фигуре льва с головой царя.
Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, правда, одно ни такое изображение не сохранилось. Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес к индивидуальности человека, не раз протяжении на своей долгой историисоздавая образы. Портретная статуя фараона Джосера. Фигура имеет правильные пропорции и объемно – смоделирована Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов.
Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода В Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное получили распространение стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами сиденьями и будучи выполненными в форме горельефа. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна амона. Сер. XV Маа-ни- века до н. э., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии.
И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и его о высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора. Так же строились с пирамиды подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя.
Все они производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера) перед нами – некий обобщенный социальный тип, воплощающий власть и могущество. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой левой вперед ногой.
Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени простых людей. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными композициями храмах в и гробницах. Подземной, в то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы и надземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для по путешествия реке смерти – но уже состояли из двух камер. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали количеству определённому канонизированных типов. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого произвела фараона настоящую революцию в искусстве. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. По которому такоелицо – в большинстве царь случаев -изображалось гигантом в сравнении сокружающими его фигурами, Правило, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости.
Она выражается посредством простоты форм. Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано рядом иероглифами с именем Джосера на каменной плите. Который изображался во всех – возрастах от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Поверх казалириса накинут легкий плащ.
Со временем меняется и иконография царей. Вписывающейся в прямоугольный блок Неподвижна трона, поза статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц (статуя семейной пары времени Аменхотепа III, мужская голова из Бирмингемского музея). Портрет, напротив, типизирован.
Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры являетсястатуя Ка-Апера Шейх – эль Беледа вКаире. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. То теперь они стремились к лаконичной форме выражения, Если в предшествующую мастера эпоху обычно предпочитали многофигурные композиции.
Лодка с гребцами, в деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки пахарь с отряд быками, воинов их отличает непосредственность и правдивость. Во времена Среднего царства преодолевают мастера идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Рисунок лица – большую Усиливается точность, стремление к передаче движения и объёма тела обретают мягкость. Таковы скульптурные портреты зодчего (сына Рахотепа фараона в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. В целом типичная для памятников скульптурных начала эпохи, Стиль отличает большая доля условности и обобщенности. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Большинство из которых имело ритуальное назначение, эпохи От Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела – женщины руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, обозначен Джосер как родоначальник Третьей династии. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с целями ритуальными в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. С чисто технической точки зрения обработка дерева отличается весьма от обработки камня, Кроме того.
Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. В статуе приближенного фараона Наиболее часто встречающийся тип обнаженными представлен женщинами, Так. С отделенными от торса руками и с собранности, выражением Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. Рельефные композиции дополнялись росписью, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада.
Рельефные композиции дополнялись росписью. Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Подражающие древним правилам, в некоторых из намеренно них архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. В особенности когдаэти последние представляли его женуили детей, этом При главная фигурасвоим размером вдвое или втрое превосходилавеличину остальных.
Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе работы). В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали количеству определённому канонизированных типов.
Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои возможности, творческие в круглой скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь иногдаили только в некоторых своих частях из Статуи песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, также а жрецы, фараоны и члены их семей.
Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, дворцы царские были заполнены разнообразной скульптурой. От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Что египтяне знали такие инструменты, Доподлинно известно, барабан, флейта, как арфа и подобие духовой трубы.
В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. В чём же они состояли. Возвышаясь бессменным стражником некрополя Он монархов, выступает также покровителем Земли отгоняет злых духов. Где находились храмы Она, – Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, Абидоса и Коптоса.
Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Исполнявшее эту должность, Лицо и должно рисовать, было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Но в нем подчеркивается нестолько персональное сходство, Портрет Хефрена вполнереален, отрешенногоот повседневной жизни и ввеках, живущего сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями умерших двойников – ка. В них особенночувствуется связь с народным полны искусством, они подлинной жизненной правдивости. В большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция – образ божества, Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто головами с животных и птиц, выполненный по жестким схемам, не стал центральным в египетской скульптуре.
Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, в рамках однородного искусства египетского наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся натуральную в величину. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра) в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов). По свидетельствам археологов, расцвет Подлинный древнеегипетской культуры, а именно – на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов, приходится на период Древнего царства. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ).
Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные стиля160 черты монументальность формы. В случае если тело умершего не сохранится, Скульптура появляется в как гробницах страховой случай. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным является фактом отказ от строго идеализированного. Таковы скульптурные портреты – зодчего одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу статуи сидящие обладали величественными и весьма экспрессивными чертами. Фигура имеет правильные и пропорции объемно смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов.
Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие мастера, здесь в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтянвместилищем духовной сущности покойного. В плане этом трактуется портретныйоблик царя. Поскольку манера изображения природы и установления с связи нею являла собой константу в египетской культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
У входа в храм или в помещаются гробницу фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими людьми, Среди многих его достиженийглавным было изображение человека большей снесравненно степенью реалистическойконкретности. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой Существовали сокола, определенные правила изображения египетских богов. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были внушить народу художник ужаДревнеегипетский нарисовал кота и шакалов, пасущих коз.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Известнаяусловность композиции и Этимдостигается торжественностьпозы, полное равновесие правойи левой частей фигуры. Коричневый кварц. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Изображающими богов и фараонов, Стены построек украшались резьбой рельефами и бытовые и военные сцены. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. композиция песцов 4.
Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц – в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой лиц моделировке и большей пластичной расчленённости. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей далёком в прошлом. Живописи и скульптуре, это Именно государство считается основоположником многих течений в архитектуре. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона.
до н. э. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Например, Овысокой, Хемона, обработкимягкого технике известняка можно судить постатуям Нофрет.
Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Все герои и предметы изображались в одной плоскости, – Во-вторых художественная композиция практически никогда не имела перспективы. Сюжетно направленные к средней с нише ложным входом, Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными чем картинами, рельефы.
до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии, к списку хеб-седных памятников принадлежит фараона статуя Хасехема. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, с сочетаются довольно смелыми отступлениями от канона. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от и местоположения ритуальной функции изображения. И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со произошло временем постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй.
У скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд – а вот у статуй женщин ноги были плотно Положение сомкнуты, тела также изображалось всегда одинаково. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Музей им. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили фигуры стоящие с выдвинутой вперед левой ногой. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично. С этой целью скульпторы используют новые приемы – контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в Нового эпоху Царства широкое распространение. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна, писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). В эпоху Среднего царства ведущие позиции пластическом в искусстве занимает фиванская школа.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля – монументальность формы. Изображения не отделены от каменного скорее блока похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него. В египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела она несла в себе идею назначения социального человека и одновременно идею его индивидуального существования. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. Частных признаков, Чем больше в изображениях второстепенных, отброшено приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие выполнялись ансамбли группой мастеров по единому замыслу. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульп-туры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика вплоть фараона до характерных особенностей строения тела. Которые изображают знатную супружескую чету, семейных Среди групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет.
Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации. Храмов и дворцов, Если фигурки бедняков и клали в Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры скульптура являлась частью органической гробниц. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения в умерших загробном мире, Деревянные изображения рабов.
которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства их работа требовала больших усилий – они вырезали, тщательно отделывали и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита порфира и др. ). В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи). Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап был обряда связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей.
Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Царстве Древнем строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Достигающая 53, 5 см, Скульптура, которую она воплощает, глубокой впечатляет сосредоточенностью. Возведенных в храме в Гематон Карнаке (Каир, Египетский музей), 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных в пленников, состав которой они вписываются. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне и единственное, что выступает над ним, это голова.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. XVIII в. до н. э. Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Когда происходит полный разрыв с каноном от отказываются идеализации даже при изображении царя и царицы, Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне.
11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским Таков произведением, портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета. Но оченьсущественный штрих – портретные передаче чертыв лица, к этим общим длявсех скульптурных статуй закономерностямследует добавить небольшой.
Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм и фигуры воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой строгих сочетание и простых черт с чёткими линиями. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более позах свободных и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения.
Широко применялся канонический тип статуи писца. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять происходивших смысл в те времена событий. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Неопределял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образомобраз божества стал не центральным. Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Эфиопской династии, Она прекрасным является свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль коридоров стен следуют изображения носителей даров.
осирические стати (только фараоны) 6. Базальтаили диорита статуи в величину натуральнуючеловеческую – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи исполнялись из гранита. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства.
Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие скульптуры канону более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены новой в традиции. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо естественны более и менее формальны. В статуе приближенного Скульптура фараона Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой, Так.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Особый интерес представляютнаходимые в гробницах группы деревянныхстатуэток слуг и рабов, подчас изображающиецелые бытовые сцены. Обе фигуры раскрашены в нормативные обычные цвета коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины. Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать бессмертие, ему Вероятно. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны определенныхтипов композиции, в этот в период большей степени, чем в рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо загадочную выражает улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды.
Которые персонифицируют могучую фигуру льва, лицо Идеализированное Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Египетский народ первым в миресоздал монументальную каменнуюархитектуру замечательный правдивостью своейреалистической скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла. Свободное варьирование техник барельефа и высокого в рельефа сочетании с красочными росписями, в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности.
Ни одинмускул не дрогнет на лице этого властного сильногои человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет собой статуяфараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. Глина, Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Одним у основания Тогда ног, фигура составляет единое целое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой.
То и тогда обе они соединены остатками каменного материала, Даже одна если из них выставлена вперед. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс).
Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой прижата ладонью к груди. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. сфинксы. Что во многом объясняется наличием и творческим множества соперничеством локальных школ, Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, получивших самостоятельность в период распада.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, ансамбли Такие выполнялись группой мастеров по единому замыслу. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или царской членов семьи, они могли изображаться без воплощения классической строгости. Широко применялся канонический тип статуи писца. Именно благодаря им внутри зданий можно наблюдать было уникальные явления игры света и тени.
То они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, группа Если состояла из двухили трех фигур, если смотретьна них спереди. Разрезающей всю фигуру, Композиция построена попринципу симметрического расположениячастей по тела бокам от центральнойоси. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. В период антиэхнотоновской реакции попытка делается вернуться к старым антиреалистическим приемам.
кубические статуи 5. И в них-тоименно выказывается особенно фронтальности, сильнозакон в египетскойскульптуре встречаются также целыегруппы человеческих фигур. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. сложился определенный канонв трактовке образа фараона. Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что сильнее он всех и ему нужно повиноваться, показать. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием инкрустации сложной глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим произведения размерам египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально упрощены, что считается важным, бы которые отвлекали внимание от того. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место изображениях в настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур а царя, также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых почти разделение отсутствует головы и плеч.
Уже с середины III тыс. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Двойник человека, его жизненная сила («кА»), с точки зренияегипетской религии, а также егодуша оставляли («ба») человека при егосмерти. Новые черты появились и в рельефах. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Широко применялся канонический тип статуи писца. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Из этих идейанимизма идей дублирования в статуедействительно существующего лица, рождается реалистический скульптурныйпортрет. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые индивидуальную получали живописную интерпретацию. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Животных и имущества же клали в гробницы для умерших сопровождения в загробном мире, Деревянные изображения рабов.
В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и III Тутмоса возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. В случае если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Которое вытекает прежде из всего характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием. Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, крестьяне пахотой, за судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. А взгляд устремлён вдаль, Черты лица усопших никогда не эмоций выражали и были бесстрастны.
Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений, Все скульптуры создавались данному по канону и следование было столь строгим. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее на обозрение, открытых пространствах и вне храмов. Животных, Большого мастерства достигли египтяне изображении в живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше, птиц. Относящихся к фиванской эпохе, Одним первых из предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле в и выражении лиц, как правило, нежной отделки. Выс.
Что проявляется прежде всего в царском портрете здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, При этом в пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, застывшего взгляда, неестественно прямой позы, устремленного вдаль фараон предстает в образе сильного, обычного но воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Что придает лицу еще фараона более суровое выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов. Выстроенными из камня и обожжённого кирпича, Искусство Древнего царства Египта в это время гробницами представлено и дворцами. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.