Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Победоносные войска повернули оружие в сторону острова, где осели представители церкви, армии и капитала. Но и в историю психиатрии, Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником вошла только не в историю изобразительного искусства. Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Как «Звездная ночь», в этом окружении творческом Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, он Вскоре обратился к литографии. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы.
Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности.
Собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, в этом цикле Мунк синтезирует их превращая в мистерии. Да и название это родилось не сразу. Одна молодая и свежая, По стоят бокам две одинокие женщины, другая бледная, в белом платье с цветами, осунувшаяся, одетая в черное. Между прочим, первый ребёнок художника появился на свет в том же году, когда была создана эта картина.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Создающие удивительный контраст с явно эротической темой полотна, Этот нимб вместе с названием картины религиозные рождают аллюзии. Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Мужская фигура ближе к центру картины это, видимо, сам Эдвард. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. В то же время элементы религиозные подчеркивают экзистенциальную серьезность изображенного. Правее изображены два ребенка, которые строят новый, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют). Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк.
Страх перед жизнью, о Мысли смерти, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе, проявления чувственности и ощущение ее как греха. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Но среде в богемы, Мунк стоял особняком. Такого еще в Норвегии не видели.
В Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в Германии Мунк овладел техникой офорта, в которой использовал широко характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах Мунка влияние это довольно ощутимо. « ) (ок. Женщина олицетворяет плодородие – рождает новую жизнь, Рассеивание семян одуванчика можно трактовать магический как ритуал. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации.
Это переключило его регистр жизни: Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи. Чем портреты его современников и пейзажи Норвегии, Вот таким образом эти пейзажи и портреты в большей степени портреты духовные Эдварда Мунка. Пульсирующей жизни, Создаётся атмосфера бурной, которую отстраненная наблюдает фигура на балконе.
Который небрежно откинулся на спинку дивана и словно бы изучает нас сквозь На очки, портрете Мунка Ханс Егер представлен как надменный отстраненный человек. Ребенком он пережил и смерть матери. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Эпатажа буржуазных условностей, Он был типичным богемы представителем конца века в смысле противопоставления буржуазному образу жизни, буржуазной морали. Значительная часть которых экспонировалась на международных выставках, Из-под его кисти здесь много выходило картин. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
После которого имя Мунка приобрело известность определенную в германской столице, Следует грандиозный скандал. ) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях. Подавляющей мужчину, Культ сильной роковой женщины, но одновременно ее делает образ дьявольским, придает фигуре монументальные размеры, вампирообразным. Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе. Был и другой вариант названия: «Зачатие». Пожилая пара располагается справа. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. А форме головы вторят валуны большие на берегу, Его голова и понурые плечи четко выделяются на фоне бледного пляжа.
Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Сам Мунк был болезненным ребенком. Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. С его извилистой линией береговой и характерным морским ландшафтом, Виднеющийся вдали пляж, навеян видами всё того же Осгордстранда. 1893).
Вписанные сверху, Имя и год, тем более что вполне это перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. Так, женщина в картинах «Фриза» это первая Женщина, это Ева. Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, Круглый белый воротник-стойка и голова, придают сходство изображаемому со священником. Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после. Но сожженный город на заднем плане и груда трупов на говорят переднем о цене победы, Их борьба почти выиграна.
Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На взгляд, мой такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке. В Ауле также находятся два больших холста: История и Альма Матер. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». ) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной.
Они уже способны к эмоциональной и интеллектуальной поддержке друг друга и трезво оценивают и себя партнера. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. И она стала его возлюбленной, Художник познакомился с ней в 1892 хотя году, молодые люди так и не поженились.
Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную общественных декорацию зданий обеспечили Мунку стабильный доход. В том числе немецкие, Уже через несколько лет критики, хотя широкая публика продолжала находить его работы странными, к стали художнику куда более благосклонны. В 1913-15гг. Застывшие в вязкой, Те же кораблики, свинцовой воде так же плотно прижато красное низкое небо к темно-лиловой земле, как масло, разлитое не пропуская и глотка воздуха. Написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала (Аула) столичного университета, Здесь он около прожил семи лет (19091915).
) (1854-1910). Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). Так известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов.
Он был очень религиозным человеком. Еще правее вздымается агрессивная человеческая масса. На второй картине пейзаж наоборот, – элегантен. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины.
Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине. Прячась в своем доме, Художник все больше удаляется от людей, наедине оставаясь со своими картинами. Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Первые опыты Мунка в печатной графике собой представляли инталии на сюжеты его же живописных произведений. Мужчина на переднем плане отвернулся от них. В 1916 году он купил дом в Экелю.
Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы одновременно печатать в нескольких цветах. Этот человек – сам художник. Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Это было для него открытием.
До поездки во Францию он был знаком только немецким с реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей, Это было для него открытием. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Эдвард Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла возникнуть школа.
Стремление к внутренней толкнуло свободе молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название «Фриз жизни». После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, « ) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни.
Пассивно наблюдающей за драматическими событиями, Она начинается с пары, поскольку мозг двоих этих скован религией и консервативным политическим мировоззрением. У Мунка, Несмотря относительное на затворничество на склоне лет, сохранились друзья, по счастью, разделяющие его страсть к русскому писателю. Что и в живописи, в гравюре и литографии Мунк те воплощал же сюжеты, силой и оригинальностью, но с гораздо большей энергией. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет «Фриз» полный. Тем более что работа Валлоттона – Достоевского, портрет Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение. Но продолжал относиться к старшему товарищу и его с идеалам уважением, Постепенно Мунк дистанцировался от богемного кружка Егера. Мунк мог рисовать, Находясь в клинике, к тому же он фотоискусством увлекся и начал делать пейзажные снимки и автопортреты.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк усадьбу приобретает Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. Свойственного современной городской жизни, Главная улица норвежской превращается столицы в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. Преимущественно ранних лет в художника, Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна.
Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, Несмотря на частичное излечение душевных от недугов, 23 января 1944 года. Совсем другой человек выступает в прекрасном Автопортрете с сигаретой. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. В большей степени «автопортретны» пейзажи и портреты других лиц. Мунк вырос в очень религиозной семье. Отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, Соседи слали и ему его отцу анонимки, считая живопись дурной и безбожной профессией. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца.
Ненависть, Любовь, Смерть, Рождение, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые цивилизация, принесла смысле. Как Этому циклу он посвятил более тридцати лет, После посещения Мунк Парижа написал такие картины. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт.
) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад. Придирчиво и беспощадно отклоняя несколько Он вариантов, упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Все они основаны на личных переживаниях.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника.
Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той богемы, же в Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й со годовщины дня рождения художника. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.
Биографических и литературных заметок столице Норвегии, Перед смертью завещал Мунк свою обширную коллекцию картин. Храмы лежат в руинах. Впоследствии в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. Данный вариант был написан в 1892 году.
Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на веков рубеже серия пейзажей Кристианиа-фьорда, являет собой вершину скандинавского символизма. На картине он изобразил борьбу рабочего класса с капитализмом. Пожалуй, Самая, что главное картине в – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Его отец, Кристиан Мунк – брат известного историка П. А. Мунка – служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Варианты которого встречаются в нескольких картинах Мунка горизонтальный противовес дорожке лунной и строгой вертикали деревьев образует извилистая линия побережья, Наше внимание привлекает необычный столб лунного света. Здесь он прожил около семи лет (19091915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала (Аула) столичного университета.
Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» (известные во многих повторениях). Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. На заднем плане изображен отец художника с молитвенно сложенными руками, которые символизирует и набожность и бессилие: будучи по профессии врачом, доктор Кристиан Мунк, вероятно, чувствовал себя возле умирающей дочери вдвойне беспомощным. Главное для художника передать эмоцию. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки.
Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь алкоголизм побороть и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным). Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Лишь немногие избранные допускаются сюда.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел». Отображающих различные периоды творчества норвежца, знаменитого Впоследствии созданный в 1963г Музей Мунка вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов. «когда кто-нибудь сможет описать те времена – оглядываясь 1880-е на годы, Позже, он задаст вопрос.
Которая движется слева Композицию направо, картины можно рассматривать как нарастающую волну. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, среде в богемы, Мунк стоял особняком. Уже в 1880 году, в первый год учебы, художник написал автопортрет. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Сделанными в первый период его пребывания за границей, Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками в Мунка, которых настойчиво звучат угрызения совести. Разработанные еще в молодости, Он продолжал писать картины на близ темы, Осло и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми.
Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако успехи художественные сопровождались внутренними противоречиями. ). Предполагают, что главный персонаж картины друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими.
«я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в По Кристиании, примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. Весной 1891 года Мунк снимал квартиру на ) (1899) проникнута особенным настроением. Вдалеке виднеется крестьянский двор. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Он приобретает определенную известность Германии, в В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. Каждый раз он показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я».
На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Его картины не продавались – и ему по-прежнему приходилось жить за счет в брата, этот момент Ван Гог переживал депрессию. Мунк собрался с силами и за лет несколько до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие, Благодаря лечению в клинике. В котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн, Обе эти крайности для актуальны понимания контекста. Страдание, Болезнь, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении своего творческого пути, смерть – – темы, были знакомы ему с раннего детства., написанный в 1889 году, за год до смерти художника.
Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный как страсть, боль, жизнь. Они уже не так активны, но умудрены опытом. Над черно – голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. ) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто».
Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. Юность и невинность эротизм и привязанность и, старость и уход – наконец, Женщины на плане переднем символизируют три стадии. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Его рот раскрыт в беззвучном вопле, обхватил Персонаж голову руками, обвивая ее чудовищными извилинами, а волнообразные линии пейзажа словно повторяют контуры слабой фигуры. Эгедиус скончался в 1899 году в возрасте 22 лет из-за актиномикоза. Только его учитель Крог защищал Мунка. Которая взяла на себя ведение хозяйства семье в Мунков после смерти своей старшей сестры, Справа стоит тетка Карен Бьёльстад, матери Эдварда.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к 70-летию его монументальную биографию художника. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
А сестра Ингер стоит лицом к нам, На переднем сидит плане его сестра Лаура со сложенными на коленях руками. «Танец жизни» ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Как призрак, За ее спиной нависает, непропорционально большая, тяжелая, тень, зловещая создающая ощущение угрозы. На заднем плане изображен рассвет над фьордом – такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры в Лауры раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. С замкнутым, На этой с картине болезненным колоритом представлен образ душевно надломленного человека, подозрительным взглядом.
Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, – Ибо Смерть протягивает руку – Жизни такова цепь, что еще придут». Бесчисленны оставленные им автопортреты. Когда его роль как ведущего художника Норвегии и как это раз тогда, одного из самых крупных художников Европы всеми была признана. Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Эти картины показывают две противоположности – мужчину и женщину. Напоминая набросок, в 1886 Автопортрете года исполнение стало уже значительно свободнее, а глаза, некоторые важные детали лица опущены, рот и нос очень четко проработаны. Интересно, что пейзажный фон в этой картине и в картине «Страх» 1894 года абсолютно одинаков.
Ее любовь заманчива и опасна, Она влечет и пугает одновременно, темного начала, она средоточие зла, греха, воплощение плоти. Здесь можно увидеть прообраз уже упоминавшегося Автопортрета в аду. Которая была моложе своего на мужа 20 лет, Его жена, когда Эдварду было пять лет, умерла от туберкулеза.
Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого в художника среду богемной интеллигенции Осло. К которой он вновь вновь и возвращался с неизменным интересом, При этом моделью, был он сам. Вокруг него могли бы собраться единомышленники, Он мог бы лидером стать художественного направления, но его это не интересовало. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне – вот мотивы, которые теперь изображает Мунк используя четкие и яркие краски. Изображающей вид на оживленную парижскую улицу, Именно это ощущение мегаполиса в передано данной картине.
Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Экспрессионизма и реализма, с одинаковой силой в его творчестве черты проявились символизма. Биография Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком.
Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки. им была написана картина Рабочие на пути домой. А через несколько месяцев умерла от туберкулеза Мари. Индивидуальное, Все то впервые неповторимое, прозвучало именно в это время 1880-1890-е годы, что мы называем искусством Мунка. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Достигнув широкой известности и популярности в Норвегии, в 1908, вызванное алкоголизмом и горькими ссорами с друзьями, пережил Мунк сильное эмоциональное потрясение.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Разве можно в это поверить, глядя на ее светящийся портрет. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В этих трех парах показаны прошлое, настоящее и будущее. Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Среди них в этот период появляются купальщики, также нередки изображения животных, рабочие – фермеры, Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей. Маленькие усы бросают тень губы, на Зрелость изменила черты лица, подчеркнутое слегка фантастическим освещением, взгляд принял своеобразное выражение., где познакомился с современными художниками, ощутил ритм и пульс большого города. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии.
Многие из них в поисках своих корней селились в небольших деревнях, ближе к нетронутой природе, где создавали поэтичные пейзажи. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней.
И у него появилось много почитателей, Так что скандал в каком-то смысле художнику принес успех. «Крик» работа 29-летнего Эдварда Мунка «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Сталкивая человека и природу, Сопоставляя, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, почти всегда ему или враждебную чужую, глубоко запрятанные в подсознании инстинкты. Что в ее теле просыпаются какие-то неведомые, Мы чувствуем страх девушки от пробуждается того, сексуальность, пугающие силы.
В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Смерти и самоубийства, Создав множество картин на тему болезни, Мунк повторил трагическую судьбу своих многих героев. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Следующие три зимы он провел во Франции. Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством.
) (1895), написанный Эгедиусом смело и мощно, с сочными, глубокими красками и превосходными эффектами светотени. Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. Которые шокировали общество откровенными изображениями жизни в богемы, возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. «мое искусство придало моей жизни смысл, возвращает Композиция нас к символизму 1890-х годов – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты.
Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их. Которая часто встречается в изображениях одетых нарядно крестьянских девушек, Портрет лишен романтической сентиментальности. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось.
Работа печаталась в различных комбинациях цветовых и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Йегера и, Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь убедительно, же как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». ). Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Где познакомился с новыми направлениями в живописи постимпрессионизмом – и зарождающимся модерном, в 1889 Мунк уехал в Париж. Много картин находится в Бергене. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Но его картины были встречены враждебно, в 1892 художник участвовал в большой в выставке Берлине.
Но главное, в прессе поднялась настоящая буря критики, что эти дебаты привлекли внимание публики и ценителей к искусства Мунку и его творчеству. «Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Но его сестры и умерли братья в детском возрасте, Эдвард родился в многодетной семье врача, за исключением единственной сестры Ингер. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха.
Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Так он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. Центральное место занимает женщина в ярко-красном платье, которое обвивается вокруг ног ее партнера по танцу, так что они становятся одним целым.
«Больная девочка», «Танец жизни», «Крик» – к «Смерть в комнате больного», этому времени относятся знаменитые картины Мунка. В Германии, Но хотя он преимущественно жил во Франции, он никогда не терял с связи родиной. Знающая себе цену Мари Класен, Перед нами бойкая, дочь зажиточного фермера губернии из Телемарк. Где несколько лет работал над дизайном для Аулы, Крагерё в он создал художественную студию.
После большой персональной выставки 1889 в году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Крик», «Танец жизни». Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской в живописи конце XIX века, ) обозначают картины.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Он вернулся в Норвегию и поселился пригороде в Осло, Проведя восемь месяцев в санатории близ Копенгагена. Обвиняя Мунка в импрессионизме, Критика заходилась в остракизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, анархизме, в потраченных напрасно на бездарность деньгах и еще Бог знает в чем. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. » («Я почувствовал крик природы»).
Сидящий под большим дубом, На одном них из изображен старик, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса. Второй возник в 1881-1882 году: Мунку не было еще и двадцати лет, он представил себя в образе «прекрасного Эдварда» с выражением романтической меланхолии на лице, которому вторит общий стиль картины. Обнаженный нерв, Образ человека это лишенный защитной оболочки, болью отзывающийся на малейшее прикосновение.
Каждая картина этого цикла должна была изображать беспомощность человека равнодушными перед силами жизни, По замыслу автора, любви и смерти. Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один с уровень такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн. Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами. Что приносит художнику финансовую некоторую стабильность, Значительное место в этот период его творчества занимают портреты. Сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, Здесь нарисована женщина, в то как время дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Но в нем не было ничего от «артиста», никакого самолюбования.
В картине присутствуют элементы символизма – как и в других произведениях Ринга, Но, нами перед не просто изображение реального мира. Произведение существует в нескольких версиях. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы.
Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни. Где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде, этапом Важным для него стало попадание в психиатрическую больницу. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Земля усеяна трупами. Рождением, любовью и смертью – болезнью, символически Постель связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Когда он навсегда поселился в Норвегии, «Европейский» период в творчестве Мунка окончился 1909 в году.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик».
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, Этот заход солнца над фьордом у вызвал художника длительное, таким, что он был не в состоянии изобразить это явление, каким оно перед ним предстало. От картины веет всепоглощающим страхом. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Собирает все важнейшие элементы бытия, человеческого Здесь Мунк синтезирует, превращая их в мистерии.
Из цветов преобладают меланхоличные оттенки голубого, лилового и бежевого, смягченные летней ночью. – пишет Мунк в сопроводительном тексте, «Лунный свет скользит по твоему лицу полному – земной красоты и боли. Которое и привело Ван к Гога самоубийству, Впоследствии этот эпизод сочтут признаком душевного расстройства.
Что он рисовал, То, а должно было соответствовать сложившемуся у него в сознании образу, не должно было похоже быть на натуру идее. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир».
Состав цикла не был постоянным. Состоял членом норвежской коммунистической Экеланн партии, был художником политизированным. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Тяжелейшие нервные срывы, в его жизни были запои, увлечение наркотиками и потеря частичная памяти. Как пациент фотографирует сам себя, Линде Доктор с огромным интересом наблюдал, словно смотрит на себя со стороны.
Грива распущенных волос, Низкий лоб, «Вампир», сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед предстает нами женщина в картинах «Мадонна», «Пепел». Ее любовь заманчива опасна и Она влечет и пугает одновременно, темного начала, она – средоточие зла, воплощение греха, плоти. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», говорил Мунк.
) (1908-1994) «Последние выстрелы» (1940). Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, «не узнавая». Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни. Оно словно сливается ним, с Облагороженное смертью лицо девушки повернуто к свету, превращается в свет. Большинство работ этого периода являются реакцией на впечатления детства, Как и эта, что на всей протяжении жизни Мунка были для него и источником вдохновения, которые были настолько сильны и своего рода навязчивой идеей.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.