Но и многие дипломатические поручения, Таким образом при Филиппе художник III выполнял не только живописные работы. Он не созерцает, а размышляет. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1.
С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Он поступил на службу к графу Иоанну Баварскому и до 1424 г. художник в участвовал работах по украшению его дворца в Гааге. Сняв очки и заложив пальцем нужные страницы молитвенника, Тот же, размышляющий тяжелый взор, поднял угрюмый. В странах, расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, Германии, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением.
Здесь происходит открытие мира и в человека искусстве, Как и в Италии, человек становится высшей ценностью в искусстве. Предметы обстановки, Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, роскошные ткани, цветущие украшенные растения, драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный образ Вселенной. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной тонкости глубины, светотеневых и красочных переходов. Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага) – рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, Государственной библиотеке имени предоставление В. И. Ленина, фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность.
Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в позднего недрах феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую Именно самостоятельность, тот факт, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. Что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период как Возрождения через обязательный этап своего развития, Однако это вовсе не значит. Пейзаж, в его композициях на равных и выступают образуют гармоничное единство портретные изображения, натюрморт интерьер. Вершина творчества ван Эйка – алтарные монументальные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Решение вставших перед ван Эйком творческих требовало проблем разработки новых средств художественной выразительности. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Герцог очень ценил Ван Эйка. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же интимно-лирическим время чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.
Выражением чего стало строгое, Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное и вместе с тем жизненно построение естественное композиции. После этого он отправился по разным странам, но не в самостоятельное путешествие, а в составе герцогского посольства. За 1427-1428 гг. Решенная в гораздо меньшем масштабе, в нижнем ярусе – многолюдная сцена Поклонения Агнцу, среди широкого цветущего очень пейзажа, пространственно, а на боковых створках – шествие пилигримов.
Интенсивные, Звучные, пронизанные воздухом и светом, тона чистые красок в картинах ван Эйка, образуют единое гармоническое целое. Готических черт, Несмотря на наличие в ряде сцен архаических, алтаря Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Выделившегося в его творчестве самостоятельный в жанр, Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета. Прежде всего Р. Кампена, Развивая и обогащая достижения своих предшественников, реального мира, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, спокойной исполненное созерцательности.
Огромное значение имело искусство для Возрождения всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале – символе всевидящего Божьего ока. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. И в этой перестановке акцента с обращенности человека в мир на погруженность его в себя предварение последующих тенденций нидерландского искусства. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Уже в 1422 году он Ян Ван Эйке говорили уважительно, как об отличном мастере. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более того, этап первый в истории искусства нового времени, по существу.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные в фоны сцене Поклонение Агнцу в центре алтаря, Тонкой поэтичностью. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, фактуру характерную поверхности. Северное Возрождение означает новый развития этап европейской культуры, Как и Итальянское, чем в средние века, более высокий.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). И окружающий его мир, в равной мере художника интересуют и человек во всей неповторимой его индивидуальности. Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма. Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую непреходящую и ценность.
Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и раскрытию проницательному главных особенностей его характера. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Где сказано, Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, в котором не будет ночи, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, а будет вечный свет, река и жизни светлая, как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло. По мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря – но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком, Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в над работе алтарем остается открытой. В 1425 году Ян Эйк Ван стал придворным художником Бургундского герцога Филиппа III Доброго в Лилле. Который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы, с 1425 г. он – художник и герцога придворный Бургундского Филиппа III Доброго.
Жизненно убедительные и осязаемые образы, Сложная символика религиозная претворена в нем в конкретные. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. он побывал в Испании и Португалии, посетил старинный город Турне.
Сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в Возрождения искусстве Основные принципы реализма, в особенности в его живописи. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома-спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.
В 1427 – 1428 гг. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Поющих и музицирующих ангелов на боковых Фигуры, створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью.