В воде отражаются небо и деревья и, по сути, весь, представленный на картине, находится именно в отражении в водоёме.
Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, Глядя на их полотна, выразили сокровенные свои мечты и рассказали только о себе, которые они воплотили в своем искусстве.
Осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке, словно помолодела – когда он работал этим над полотном, Борисова-Мусатова, обогатилась от наступившей душевной гармонии. Облик ее хотя и опоэтизированный, но очень земной. Перед нами «дуэт» двух женщин, в котором улавливается тень каких-то сложных отношений. В. Э. Да, он всегда поклонялся краскам. Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Борисова-мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка князей поместье Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова.
Александрову, он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). В них вместо звуков все краски. Что кажутся себе недостойными той красоты, Они порой бывают так обижены судьбой, о которой мечтают и которую в воплощают своих произведениях.
Картину можно истолковать как диалог двух муз и даже шире двух разных отношений к жизни. В. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Он обратился к образам Не прошлого, принимая существующего настоящего России, но прошлого без четких исторических границ и признаков.
Пожалуй, дольше, чем у других полотен. Сидящая воплощение простодушия. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. В какой-то мере ставший художественным символом первого десятилетия XX Этот века, признанный шедевр Борисова-Мусатова, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Жизни Борисова-Мусатова (и, добавим, его смерти) сопутствовал ряд странных мистических совпадений. В «Водоеме» Борисову-Мусатову удалось объединить их в гармоничное целое. В частности, М. Кузьмин и Ауслендер, что те тесно сплелись с современностью, остро столь показали в своих произведениях минувшие переживания. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали.
Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. была твоим свадебным подарком». «эту картину я напишу или сейчас – или никогда8230 Ведь после начнется жизнь, другая Впоследствии он признавался ей. Для всего творчества Борисова-Мусатова характерны две тенденции стремление к точному воспроизведению живописных деталей и одновременно явная «символизация» образов.
Мусатов страстный жизнелюб, такой, влюбленный во все цветущее и живое, каким он родился и Мусатов мечтатель ищущий уединения, задумчивый сказитель, его каким сделала жизнь – энергичный, Из них два главных. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Живописно вещь решена по-новому.
От всякого действия, в этом полотне художник освобождается полностью от каких бы то ни было элементов повествовательности. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Quotэто просто красивая эпоха", в произведениях его нет исторической конкретности, как говорил сам художник. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
художественный музей им. И все же стояло. В которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, На выставке Московского товарищества художников, что во многом отношение изменило к работам Мусатова, картина имела успех, не сразу понятым и оцененным современниками. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). прошептал кто-то тихо. Украшенным колоннами среди мертвых деревьев старого парка застыли бассейны водоем и Теперь еще мрачнее глядит полуразрушенный дом-дворец с полукруглым выступом фасада, около которых так много работал Мусатов». Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Но и за границей, в это время его получают работы известность не только в России, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.
Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Прозревание иных миров, Это то самое поэтическое преображение действительности, видевшие именно в них последнюю правду, о котором много говорили символисты, скрытую от усталого будничной взгляда пеленой. Почему и сейчас Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине.
Спокойная гладь озера, Неподвижный теплый одного воздух из летних вечеров, деревья и тоскующие о чем-то у воды две печальные женщины с грустными глазами, небо. «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » пишет он невесте. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Стояла тишина. Конечно, И, глядящихся воды в небольшого озерка-водоема одного из глубочайших символов романтической эпохи, парка и двух тоскующих женщин.
Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Что возникает ощущение особой естественности, Природа и так человек органично слиты, первозданности бытия. Но матовость не преуменьшает их силу. Красотой и грацией молодых женщин, Можно просто любоваться картиной, которое вспыхивает просеиваемого пятнами листвой света, замерших на фоне живого узора отражения.
«Водоем» своеобразный манифест живописного символизма. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Тени немых деревьев, Водоем с блистающей водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, где-то катится солнечная колесница8230 Не видимая на полотне, зной ликующего летнего она дня, купает картину в своем свете и все это правдивая греза художника, для которого, может быть, впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И эта тема находит отклик в очертаниях в берега, ее фигуре преобладают плавные линии, замыкающего композицию. До «Водоема» эти тенденции существовали отдельно, часто конфликтуя друг с другом, чем объясняется масса нереализованных замыслов художника. Думал он и о том, что в нем, как, наверно, в каждом человеке, уживается несколько «я».
Так творил горячо любимый им Боттичелли. Две его Леночки младшая сестра и жена неподвижно застыли у пруда. Давно задуманная, Началом творческого нового этапа явилась картина "Весна", но завершенная только в 1901 году. Художник посвятил в него только своих сестру невесту и Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна.
Выправить начавший расти горб оказалось невозможным. Много работал, Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, дома, писал сада, этюды роз, листвы, травы. В Зубриловке В. Э. В конце 1903 года на очередной выставке «Мира искусств» Мусатов выставил «Водоем» В залах было людно и шумно, но у «Водоема» большинство светской публики стояло молча отчужденно. Художника все более влечет монументальная живопись. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве.
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Quotкуст орешника" (1905, ГТГ), Таруса" "Осенняя (1905, ГТГ), песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели счастливые, радостные. Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены общим названием "Времена года".
Наполненной тонким лирическим чувством, Борисова-Мусатова эта картина тоже стала одновременно главной, монументально-декоративной и поэтически-реальной. Подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, в картине "Водоем" уравновешено, все нежно-сиреневых и зеленых сочетаний, построенный на повторении синих. Хотя художник испытал немало неразделенных увлечений другими женщинами, жизнь Хотя надолго разводила их, которую назовут романтическим древним именем Мариамна именно Елена Владимировна станет его женой и матерью его дочери. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме. И я хочу, чтобы слава этой картины8230 была твоим свадебным подарком». И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Борисов-мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой старинное посмотреть имение. Сам В. Э. Преданных искусству, Когда художник же ввел в свою мастерскую некоторых своих саратовских друзей и знакомых, те были поражены и долго молчали. И недвижимые деревья и тихая гладь водоема и мечтательные призрачные женщины все заворожено и чарующей неразгаданной тайной бытия. Что ведь никого не заинтересует, Он наносит на полотно мазок за мазком и думает, какой и на самом деле водоем, кем приходятся ему натурщицы и каким был он сам в эти дни. Так писали мастера раннего Возрождения. Он пишет не маслом, а темперой.
В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. «Мусатов создает свои картины-грезы, писал С. Маковский, насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов». В ней обобщены цвет и форма.
Составляющее драматургию полотна, Сложное психологическое противопоставление, выражается изобразительно. Разные люди и мечты, разные Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия. Картина «Водоем» В. Э. И добился того, что его краски звучат, как легкая, приглушенная музыка. Где он нас писал в солнечные летние дни, Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле серые, дома, краски уже были печальные, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. В творчестве В. Э. Гармоничном мире, в этой картине впервые начинает воплощаться мечта о Борисова-Мусатова абсолютном, созданную фантазией художника, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа.
Там проходят последние месяцы его и жизни творчества, Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. В. Э.
Считая, Он создавал мир красоты и поэзии, что именно они могут человека сделать счастливым. Рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, Любимая жена изображена сидящей у хрупкая водоема и печальная это сестра художника. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Здешнюю землю на Хопра берегу приобрел в 1770-е годы флигель-адъютант Екатерины II князь С. Голицын. Quotлетняя мелодия", Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены названием общим "Времена года". Во время очередного посещения Зубриловки, Он писался в самую счастливую пору художника жизни летом 1902 года. Не понимали8230 Изумленные, Мы были красками, ослеплены мы сидели перед картиной и долго молчали.
Этот яркий и чистый цвет самый и насыщенный наиболее звонкий определяет цветовой строй всего произведения, Синее платье сидящей девушки. Но картина не только очаровывает, но и вызывает размышления. Боже, как хорошо. Заговорили и вдруг все разом зашумели, стали поздравлять и растерянного смущенно улыбающегося художника.
Крестьянские волнения революционной осенью 1905 года охватили все Поволжье. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. Необычно композиционное построение картины - центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Ее взгляд направлен параллельно плоскости картины. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома. Художник изображает двух дорогих ему, но дорогих по-разному, существ.
Как бы звенящей тишины, Зрителей пронизывает ощущение глубокой, которая становится апофеозом возвышенного человека бытия в природе, той тишины. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Глубоко интимные движения души художника в выражены как бы остановленном прекрасном мгновении, Картина монументальна и в то же время лирична, волшебном мире красоты, зачарованном. Женщина, которая сидит на земле, как бы часть окружающей природы. Как нелегко подчас сразу проникнуть в глубину классической музыки, они мне создают целые Эти симфонии. » живописные симфонии трудно охватить сразу во всей их полноте.
Организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства", в начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в русских Союз художников. Мы были ослеплены красками, не понимали. Она была как стекло в здании, Вода создавала эффект отражения, зыбкого как глаза на человеческом лице. Возможно, потому, что нет в его картинах завлекающего сюжета.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. «И я хочу, чтобы слава этой картины. В этом свидетельстве отмечено главное «неотмирность» мусатовского видения, хотя написано оно вроде бы с натуры: с реальных женщин, с реального зубриловского пейзажа.
Чем объяснить, что обыватель активно не принимал творений талантливого художника. Никто их не расколдует, Никто из живых не проникнет в этот заколдованный сад, не развеет грезы печальные и тоску8230 Кисть В. Э. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. Сам художник рассматривал свое произведение как «свадебный подарок» невесте.
В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». «мы пришли к Виктору из мутной жизни – Вот пишет как о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович. Непостоянство, в садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, как существование бы вне времени. Содержание передано в аллегорической форме. Тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена, в же то время декоративность.
Особой формой его своеобразной мечты, явилось Прошлое на полотнах художника плодом его собственной фантазии. А в декабре Мусатовы переезжают в Весной Подольск, 1903 года художник женится, поближе к Москве и Петербургу. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Виктор ходил в другой комнате. Одновременно в усадьбе заложен был регулярный парк со сложной гидротехнической системой прудов и водоемов.
В 1899 г. художникВ. Композиционно его пластикой, ритмикой. Время энергичной борьбы многих школ художественных и направлений, Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, светом, время насыщения живописи движением, воздухом. Отсюда и выбор техники. Уйти от действительности, как Они бы стараются забыться, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку. Существа из небытия, Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на полотнах многих художников-романтиков героини бы как насельницы из иного мира. Которая появится на свет, картина, а который здесь шутил, будет полна тем Мусатовым, гулял, размышлял.
Буквально за неделю до смерти его имение в Зубриловке оказалось разгромлено взбунтовавшимися крестьянами. Белоснежное цветение вишен, розовое мерцание неба и легкая девушки фигура в нежно-сиреневом платье и красной шали, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени – дымки одуванчиков, Здесь все тонко сгармонировано. Для самого В. Э. Виктор ходил в другой комнате. Моделями для картины, как известно, служили сестра художника и его невеста.
В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. С несчастьем явилась потребность к уединению. Для самого В. Э.
А затем приехавший из Петербурга В. В. Коновалов - обращают внимание на его способности, Учителя рисования сначала – Ф. А. Васильев. Как хорошо. Где он гостил у своего крестного - управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины, Содержание этих работ в какой-то навеяно степени летними поездками в имение Слепцовку. Картина «Водоем» – несомненно центральное произведение Борисова-Мусатова, без которого трудно понять его творчество.
Трехлетним мальчиком он упал и сломал позвоночник. Стояла тишина. Росписи, однако, небыли осуществлены. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех и поэтов и художников былого. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан.
Статичная композиция тяготеет к монументальности, Сам строй его картин обычно их плоскостное решение, фреске. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Объявленный Московским управлением электрической тяги, Первая группа эскизов была на сделана конкурс, но второй цикл – заказ для частного дома - представляет большой интерес и оказалась неудачной. Quotосенний мотив" (1899 – Саратовский гос, Вслед за автопортретом цикл создается лирических картин. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Исторический элемент почти отсутствует в его произведениях, Он не был какой-то певцом одной эпохи.
Quotпрогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, внутренней напряженности полотно, щемящим со чувством тоски – спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, в те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна. И фигуры написаны очень и обобщенно, пейзаж, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, плоскостно, краски мягкие, приглушенные – все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Это Зубриловка имение князей Прозоровских-Голицыных. Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова и невеста, Е. Александрова именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения).
А Виктор Эльпидифорович уже третий час стоит перед мольбертом. Образ вечной гармонии, воплощенный в «Водоеме», несмотря на свою вневременность и «неотмирность», тем не менее имеет для нас вполне конкретную географическую привязку. Что изображено в «Водоеме». Quotвесна" (1898 – 1901, ГРМ), Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало века, XX "Водоем" (1902, ГТГ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие – когда были созданы наиболее совершенные работы художника. Но и в личной судьбе Борисова-Мусатова, Зубриловка оставила яркий след не в только творчестве.
Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. О нем заговорила художественная критика, Художник был полон сил, молодых ряд мастеров видели в нем лидера нового русского искусства, его картины пользовались успехом.
Художник однажды записал в дневнике: «Я сижу, дома и задаю концерты себе одному. Вдохновительница художника, Сестра натурщица, неизменная и другая женщина, воспринимаемая им в романтическом свете, с которой ему предстояло делить жизненные заботы и невзгоды. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» наиболее яркой и радостной из всех его картин.
Захватившее многих представителей русской художественной рубежа интеллигенции XX века, Такое настроение, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. Профильное изображение фигуры поддерживает плоскость картины. Его краски без обычного блеска масла не бросаются сразу в глаза. Вибрирующие, потухающие краски, блеклые – тающие очертания, Зубриловский парк с женскими превращается тенями у художника в туманное мистичное видение. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Взгляд стоящей намечает движение по диагонали, подтверждает пространственность картины. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Девушка, дала согласие на брак – которую он любил давно, Картина создавалась в пору счастливую жизни художника. Великолепный дворец построили солдаты драгунского Как полка, утверждает легенда, которым он командовал. Тишину старинных усадеб ощутимы аромат ушедшей жизни, Борисов-Мусатов передает особую угасающей атмосферу красоты осенней природы, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Сам подолгу сидел над изготовлением, Никогда покупал не их, экспериментировал, разжижал скипидаром. Встретив в Москве на выставке после нескольких лет разлуки Е. В. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью.
Их взгляды направлены навстречу друг другу и не встречаются, не пересекаются между собой. Он творил тайно, никому даже не говорил о них – никому не своих показывал этюдов и эскизов, Но художник работал очень напряженно. Всей фигуры, в противовес ей стоящая вопрошает решительностью резкого энергично поворота головы. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения.
«есть что-то роковое в совпадении смерти художника гибели и имения – которое он так любил, Современник Борисова-Мусатова писал вскоре после его кончины. Барон Н. Н.