Одной из таких картин есть «Вечерний звон». (родина, Отечество. ) Рассказ подготовленногоученика об истории создания картиныИ. Левитана «Вечерний звон». Таким образом, в сюжете картины переплелись видения этих двух монастырей, а затем, два года спустя, на картине «Вечерний звон». Копия картины Исаака Левитана «Вечерний звон» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
«союз волшебных звуков, чувств и дум» (Сопоставительный анализ стихотворенияН. Рубцова «Левитан» и картины И. Левитана«Вечерний звон»). Не случайно, по-видимому искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов назвал «Вечерний звон» Левитана одной из «наиболее «литературных» и философских» картин художника8230 Значительное место среди полотен Исаака Ильича Левитана занимают пейзажи с изображенными церквями. «колокольцы» души Текст : анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан» по мотивам картины «Вечерний звон» рус. беседа по картине Левитана «Вечернийзвон» и по стихотворению Н. Рубцова«Левитан». : медиапроектор, репродукция с картины И. И. Левитана «Вечерний звон», портреты И. И. Левитана, И. И. Козлова, Н. Рубцова, запись песни «Вечерний звон» на стихи И. И. Козлова, аудиодиск «Колокольный звон», выставка репродукций картин И. И. Левитана.
Главное место в картине отведено реке и мы видим ее широту от одного берега до другого берега, там где стоит храм и оттуда слышно, как звонят вечерние колокола. Глядя на картину «Вечернийзвон», перечитаем стихотворение Рубцова. Попробуем определить то место на картине, на котором себя ощущает поэт. Стихотворение Н. М. Рубцова рожденовпечатлением от картины И. И. Левитана«Вечерний звон», возле которой однаждыостановился замечательный русский поэти, войдя в мир этой картины, отозвалсяна нее стихами.
У самогоЛевитана есть картина, названием которойстали начальные слова известногороманса, автором стихов которого являлсяИван Иванович Козлов, замечательныйрусский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева: «Вечерний звон, вечерний звон. (выполнили) Сочинениена тему «И пробуждается поэзия во мне» (По картине И. Левитана «Вечерний звон»и стихотворению Н. Рубцова «Левитан»)или развёрнутый ответ на вопрос: Какиечувства вызывает у меня картина И. Левитана «Вечерний звон» и стихотворениеН. На ней – темаурока, портреты И. Левитана и Н. Рубцова, репродукция картины «Вечерний звон», последнее четверостишие стихотворения«Левитан». - Рубцовназвал своё стихотворение «Левитан», значит, оно о самом художнике, аподзаголовок указывает на то, чтоповодом для написания стихотворенияпослужила картина «Вечерний звон», которая, наверное, очень понравиласьпоэту. ) -Стихотворение Н. М. Рубцова былодействительно рождено впечатлением откартины И. И. Левитана «Вечерний звон», возле которой однажды остановилсязамечательный русский поэт.
Он написал картину с таким же названием – «Вечерний звон». Картина «Вечерний Звон» создана во второй половине творческого пути великого русского художника. (цель: активизациямыслительной деятельности обучающихся, формирование умения строить высказываниетипа рассуждения с использованиемвводных слов обозначение основныхнаправлений работы на уроке. ) -Сегодняна уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Рубцова «Левитан», которое продолжает традиционную для русскойпоэзии тему человеки природа. В подзаголовке стихотворения значится:«По мотивам картины «Вечерний звон».
Такое чувство давно виденныхмилых мест остается от волжскихи осенних картин Левитана. Буквально у самой рекистоит художник. Зачарованный, стоял он и смотрел. Но не можемзабыть, Забываем, она – словно напоминаниео времени, не совсем можем отрешиться отее присутствия, времени земном на этойпронизанной радостным покоем картине.
Зачарованный, стоял он и смотрел. Картина созвучна по восприятию с другой его работой Тихая обитель. (Звучитпесня в исполнении трио «Реликт») Хорошо известны сведения о том, чтознаменитый романс Вечерний звон- это гениальный перевод на русский языкстихотворения Those Evening Bells ТомасаМура, английского поэта ирландца попроисхождению. Левитанзадумчиво сказал, что этот мотив дастему новую картину. » (С. Тогокто еще не подошел или кто может подойти.
И тогда опустеетберег и не будет на этом берегу ни одногочеловека. На берегу, Величественная река извиваясь в уходит даль, которой расположился красивый белокаменный монастырь освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой рощей. Настольколюбимым, что в ряде популярных изданийего называют народной песней. Вечерело. Так родилсязамысел картины «Вечерний звон». Там был свет («светлые дни»). И это не просто светлые дни весны, когдадни становятся длиннее, а ночи корочеи лучи солнца согревают землю. К вечерней молитве (а может быть, ко всенощной службе) плывут люди, видимо из деревни, стоящей на этом (ближнем к зрителю) берегу видны толькоих фигуры на пароме, детально они неразличимы.
Вслушаемся в звучание мирастихотворения: «Над колокольчиковымлугом // Собор звонит в колокола. » (звучитПасхальный Благовест) В монастыре зарекой благовестят, мерно ударяя вколокол, возвещая о начале всенощной, наполняя сердца людские великойпраздничной радостью. Что если недождаться лодочнику. Зритель наблюдает за всем этим великолепием как бы со стороны, не участвуя в происходящем. Изображение «схвачено» взглядом с одного из берегов реки поросшего травой клочка земли в передней части картины. Современником А. С. Пушкина, Иваном Ивановичем Козловым, Перевод был этот сделанрусским поэтом. Все эту благодать в последствии побуждает его, отразить в картине Вечерний звон. И он оказался в бедственномматериальном Отнаследства положении, у него в ту пору ничего неосталось. Пусть стареньким и шатким и если в «Тихой обители» два берега соединены мостиком, то в «Вечернем звоне» связующей «нитью» между берегами служить могут лишь лодки.
Изображение «схвачено» взглядом с одного из берегов реки поросшего травой клочка земли передней в части картины. Но у мостков лодок нет две лодки стоят просто у берега. Солнцепочти село, для зрителя как бы снизувверх – лучи освещают его картинуиз-за горизонта, День уже клонится к ночи. Но можнопрочесть и иначе: ушел свет из души. Кувшинникова, художница, ученица Левитана). Написанная художником в 1892 году, Именно так нами воспринимается и картина "Вечерний звон". Ваяния и зодчества в 13-летнем Исаак возрасте, Левитан Будущий художник поступил в Московское училище живописи. Жизнь егопротекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, Несмотря на работу напряженнуюлитературную и помощь друзей, Козлов сильно нуждался, диктуя стихи дочери, но продолжалтрудиться.
Кому дорогатоже лежит в обитель, тихую Есть кто-то на этом берегу и вскоре онтоже сядет в лодку. Он, художник, – здесь. Паром, к святойобители, отплывшем уже пароме, к Божьему храму направилисьлюди и уж достигли середины пути – лодка. На том, Буквально. Переправа. Река словно бы отделяет этот берег оттого. С годамиКозлов работал больше все и больше, редкий журнал и альманах обходился безего стихов. Слышит этот звон художник: он стоитлицом к храму.
В меру глубокую, На этом полотне мы видим обычную речку, русскую но очень спокойную, в меру извилистую. Что звон колоколов проредил, Ощущение складывается такое, покрыв его рябью волн измельчил облачность идущих из единого источника – от на виднеющегося дальнем берегу белоснежного храма. В купе с лесом заросшими берегами и пустынной пристанью на песчаном берегу, которая в основном и создает общий настрой картины. Вот погасли, померклибагровые краски заката, а стены слегкарозовели в мерцающем свете.
Изображенныена них уголки России – подчас самыепривычные взгляду «В ней есть душа, вней есть свобода, // В ней есть любовь, вней есть язык. » (Тютчев) Замечательнои радостно, что есть художникимилостью Божией, в чьих картинах живетРоссия, ясно чувствуется ее духодухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на них и видишь лик родины впредстоянии перед вечностью неброский, без вычурности, понятный тому, для когоэто родное и принято в сердце. Обрывается земная дорожка усамой реки, совсем небольшой кусочекее виден. Сначала триредких, протяжных удара, а затем –мерные, частые удары возвещают благуювесть. То разносится он далеко вовсе пределы – по глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, Если в мире картины звук, сейчасесть внебесной выси и достигает едва ли несамых глубин.
Ученики, раскрывая символическое содержаниекартины, часто вспоминают о языческой (античной) символике ладьи (лодки), рекии даже перевозчика (Харона), забиравшеготех, кому пришел час, т. е. мертвых, вцарство, откуда возврата не было никому. Но в то же время в ней легкая чувствуется грусть о быстротечности времени, Картина пропитана торжеством. Основное изображение роща в жёлто-зелёном осеннем и уборе монастырь предстают вдали сказочным видением. Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, непоколеблется.
Река плавно огибает сооружение, уходя вдаль. Которые критики окрестили пейзажами Художник настроения, Исаак Левитан известен прежде всего как автор многочисленных пейзажей. Солнцеблизилось к закату, оно обливало монастырьгорячим светом последних лучей.
И мы уже знаем, что ко времениначала службы в храме раздаетсяколокольный звон, сзывающий людей вохрам и здесь он, очевидно, раздается спротивоположного берега – от монастыря, со звонницы, видной издалека (на картине– самого высокого из всех изображенныхобъектов, не считая, конечно, неба. ). Слышен звон иперевозчику-лодочнику, печальносогнувшемуся в ожидании кого. А потом все это– и небо и храм со звонницей – отражаетсяв реке и пространство картины становитсябезграничным: небо – высота бесконечная, на земле – отражение его, земное подобиеи отражение бесконечности и глубинынебесной. Сегодня картину Левитана Вечерний звон в оригинале можно увидеть В Третьяковской галерее.
Знавший в совершенстве французскийи итальянский языки, Будучи слепым, он, английскомуи выучился немецкому. А дальше – ведь перед началомвсенощного бдения благовест всегдазаканчивается трезвоном, выражающимхристианское торжество, особую радость, – звонят сразу во все колокола затеммаленький перерыв и второй звон во всеколокола снова перерыв – и третий. Кажется, далеко над лесом распространился торжественный звон колоколов. Есть в русском изобразительномискусстве пейзажи, полные великойскромности и тихой силы. А там продолжается путь и ведетон вверх, во святую обитель там уже ждутпаром с людьми. Которым пронизаны все полотна Исаака Левитана, Только воистину великий художник мог передать эти малейшие нюансы своей кистью и только великий мастер мог создать зрителя у такое чувство свободы и вместе с тем покоя.
Безветренно в мире, тихо. Но вот солнцестало заходить совсем. Спокойно, невозмутимои на противоположном: и поднебеснаявысь не колеблет вершины деревьев. Колокольный звонустремляет душу героя к юным «дням вкраю родном». А колокола загорелись в краскахзаката с такой красотой, По склонамгоры тени побежали и покрыли монастырскуюстену, что невольныйвосторг захватил и Левитана. Не успел, не смог, не захотел. Почти магия, Это почти священнодействие, на простом полотне, создать ощущение звука и этой магией Левитан в владел совершенство.
Которые быстро отметили дарование юноши, Его учителями известные были художники А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. А если этот человекне придет. А колокола загорелись в краскахзаката с такой красотой, По склонам горыпобежали и тени покрыли монастырскуюстену, что невольныйвосторг захватил и Левитана. Этотвременной момент перед началом службыи запечатлен художником. Рядом стоят темные рыбацкиелодки, На переднем плане к водеспускается заросшая несколько тропинка, но к обители деревянный мост не ведет. От него осталась только старая покосившаясяпристань, мимо монастыря проплывает полнаяпраздного народа шлюпка.
Однако в 1816 году Козловавнезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя началон терять зрение и к 1821 году ослеп. И в этомпрозрачном пространстве (на картинезрительно большую часть занимают небои вода. ) спокойно и медленно плывут внебе облака, как волны легкой зыби, идущей от горизонта, оттуда, от тойлинии, откуда исходят и солнечные лучии где расположен монастырь. И если в «Тихой обители» два берега соединены мостиком, пусть стареньким и шатким, то в «Вечернем звоне» связующей «нитью» между берегами могут служить лишь лодки. Не поспешим свыводами. Которое дарит зрителям ощущение покоя и даже умиротворения, Для большинства работ его характерно изображение величественной русской природы. И все, Он обладал замечательнойпамятью, врезанным осталось в его память. Козлов начал переводить из иностранныхпоэтов и на сороковом году жизни сталписать собственные стихи, что он читал на этихязыках.
В лучах предзакатного фоне солнцана золотистого бледно-лиловогонеба изображен православный монастырь. Призрачно отражаются в воде егобелокаменные стены. «Солнце близилось к закату, обливаямонастырь горячим светом последнихлучей. Смирение и покой благодатно дополняет вечерний звон колоколов Тихое монастыря, вечернее время. Наводе, на реке – лишь легкая рябь отплывущего парома. Чистой, Это можетбыть в внутренний свет души юной героя, незамутненной, возвещающих о наступленииСветлого Христова Воскресения, с волнениемотзывающейся на звуки пасхальныхколоколов. А что же дальше, там, зарекой. Умиротворенность навевают белоснежные стены монастыря, Спокойствие, отражающиеся кристально в чистой воде.
Все будто слушает. Взглянем, впрочем, еще раз наполотно Левитана. Золотые лучи заходящего солнца озаряют все вокруг, знаменуя окончание дня.
Видимо, к вечерней молитве (а может быть, ко всенощной службе) плывут люди, стоящей на этом (ближнем к зрителю) берегу видны толькоих фигуры на пароме из детально деревни, они неразличимы. Достигнувабсолютнолетия, определился на военнуюслужбу, затем на гражданскую. – хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, в зреломвозрасте эти воспоминания возникают споразительной силой по самому ничтожномуповоду, желание броситьвсе-города, – ивызывают непонятное нам самим чувствоволнения и счастья, заботы, привычный круг уйти людей, и в эту глушь, на берега неизвестныхозер, на лесные дороги, где каждый звукслышен так ясно и долго, как на горныхвершинах, – будь то гудок паровоза илисвист птицы, перепархивающей в кустахрябины. БольномуКозлову покровительствовал В. А. Жуковскийи другие поэты и журналисты. О литературной деятельности он и непомышлял. Уходя вдаль, Плавный рекиогибает изгиб обитель и кажется, будто над водой летит малиновый перезвонколоколов высящейся над осенним лесомколокольни.
Последняя строфане поется, а завершается песня повторениемпервых четырех строк. Предлагая лишь отдаленно, При всейпоэтичности образа и отчасти минорнойторжественности звучания картина неоставляет возможного катарсическогоощущения, с грустью об этом какбы помечтать, со стороны. Что все вокруг должно быть пронизано совершенной тишиной, Кажется, что в воздухе витает вечерний звон колоколов, но картины название ясно говорит о том. Когда чувственное восприятие оказывается сильнее зрительного, Это все же та игра на ощущение.
Их иногда используют в качестве причала, к берегу на первом картины плане примыкают потемневшие деревянные мостки может быть, стирают с них бельё в речке, может. Тамбыла любовь («где я любил. »), которойтак полно юное, трепетное сердце, там«отчий дом», воспоминания о котором такдрагоценны, «ибо нет драгоценнеевоспоминаний у человека, как от первогодетства его в доме родительском, дажеесли в семействе хоть чуть-чуть любовьда союз» (Ф. Пышные и печальныеуголки родины, Почти у каждого из нас осталисьв памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, в безветренныхвод, тишине что сияют под нежаркимсолнцем в синеве, в криках кочующих птиц. Ни малейший ветерок не трогает водной глади и не тем менее ясно ощущается свежесть наступающего летнего вечера, Нет. Для меня символом вечернего звона на этой картине стали облака. Но вотсолнце стало заходить совсем. Ему даже не выдали диплом художника вероятно, Хотя Левитан учился очень хорошо из- еврейского за происхождения.
Наступило время вечерней службы вхраме – в монастыре, стоящем на берегуреки. По-тютчевски: «Не поймет и не заметит//Гордый взориноплеменный, // Что сквозит и тайносветит// В наготе твоей смиренной» «Мы пошли по берегу пруда вдольмонастырской горы. Здесь, на этом берегу и уземли – затишье. Левитанзадумчиво сказал, что этот мотив дастему новую картину. ». По вечернему небу плывут оранжево-фиолетовые облака. Вот погасли, померклибагровые краски заката, а стены слегкарозовели в мерцающем свете.
Обратите внимание, как художник изобразил вечер – солнце нам не видно, его и нет нужды показывать, мы понимаем, что на картине вечер по тому, что противоположный берег реки уже укатан вечерним полумраком, по длинным теням, которые падают на спокойную воду, по сгорбившейся в лодке фигурке одинокого крестьянина. Еще. Вместо этого молодой человек получил диплом учителя чистописания. Отражение куполов в воде немного смазаны, но разве мы видим на реке рябь.
Иван Иванович Козлов (1779–1840) родилсяв Москве, в родовитой и богатой семье, он получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил иностранныеязыки, блестяще знал литературу. КонстантинПаустовский. Пока. Что же способно передать на картине этот звук, который конечно же не видим. Картина передает зрителю величественный русский образ одухотворенной благодати.
Ушлалюбовь, веселые сердца расставание сотчим домом произошло навеки, возвращатьсяне к кому – «крепок их могильный сон», надежды оказались обманутыми. В одной из этих лодок сидит человек. Но глубоко воспринимал красоту и обычаи православия, Сам художник являлся не православно верующим человеком. Что, перелагая стихи на музыку и создаваяпесни, Почему-то часто получается так, народ безошибочным каким-точутьем отбирает для песни отвечающеевнутренней правде жизни и ународа принятому мироощущению.
Умер онв Петербурге 30 января 1840 года. Разделены на мелкие осколки, Посмотрите как они разрежены, словно разбитые тем самым церковным вечерним звоном. Что ж дальше. И эта красивая картина не разбудиласначала ничего в душе Левитана.
Видимый мир с утратойзрения погрузился во тьму. Размышлениео собственной жизни память смертная ипредчувствие вечности есть выражениепути русского человека в мире как – онбыл им понят, в котором есть нее. Объяснимой ушедшей безвозвратно молодостью, Печать ностальгической просматривается печали, на полотне. Как считают многиеисследователи, Музыка кстихам И. Козлова, после чего Вечерний звонстал и остаётся одним поныне из самыхлюбимых русских романсов, была написана А. А. Алябьевым. Ещё одна лодка, полная народа, плывёт по реке.
Словно саманебесная высь живет волнами звука исвета, несет их в себе. И этакрасивая картина не разбудила сначаланичего в душе Левитана. На картине Левитана «Вечерний звон» изображён пейзаж, который довольно типичен для среднерусской полосы. Затем болезнью и смертью отца, Однако период учёбы был омрачён сначала смертью матери, чтобы поддерживать полуголодное необходимостью существование, постоянно искать заработка. И для того, чтобы попасть туда, нужна помощь. Гдечеловек получил первые уроки любви иверы, Таким образом, усиливается и становится главным дорогоевоспоминание о родительском доме, стоящем нагоре рекой, над о приходском храме, о звоне его колоколоввечером, на закате и о несказаннойрадости, с которой детское сердцеотзывалось на него.
М. Достоевский). И егосамого ждет та же упасть, что и всех:«лежать и мне в земле сырой». При этомстрока стихотворения обретает ибуквальный – смысл Вспоминаетсяслепота самого поэта Козлова. И допоследнего мгновения человекупомощь подается – чтобы каждый мог успетьпереправиться к обители света, в символическом плане. Для Боганет мертвых, Тут и придет время уточнения и переправа к святой обителине может связываться с такой – темнойпечалью котороевновь напомнит разницу между языческими христианским миропониманием.
Слепота резкоизменила образ жизни Козлова и определилаего дальнейшую судьбу. Не все же время ждатьперевозчику: время и место добропорядочномухристианину быть в храме. Обладалсчастливой внешностью, веселым нравом, образ жизни его был рассеянным.
Думается, если раскрыть символическийсмысл приведенного выше образногопрочтения картины, обратив особенноевнимание на выделенные фрагменты ипонятия, то можно будет говорить сучениками уже о философском, обобщенномее звучании. Последняялодка – для того или для тех, Но останется еще одна, вдругзахочет кто успеть к совместной молитвеБогу.