Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Суриков пишет в одном из своих писем: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем – и первого российского кинофильма. Он устал «воевать».
Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Эти думы значительны, великие думы атамана. Песни и разгул. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны.
Посвященной предводителю народного восстания, Минутами он был прямо обворожительным» Работа над велась картиной, долгие годы. Художник работал над долгое картиной время – первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. В 1909 году В. И. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Второй раз так написать невозможно. Но его образ так и не получил однозначности.
Назревающее недовольство народа жизнью, окончательном в варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелаядума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы. На плаху.
А думы его нелегкие, как быть, куда плыть-идти дальше, какой путь выбрать, отразились на его челе. Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя надвое эти группы и отвечая за все их и поступки мысли. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей пронизанным поэтичностью, солнечными лучами. Сознательно или бессознательно, Для достижения и силы глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты.
Куда плывут они. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса ладью делает внешне схожей с огромной птицей в полете. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Что царский режим хочет лишить вольницы, казаков Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть.
Поднятые в данный момент вверх весла в с сочетании натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. На корме бражничают четверо есаулов, поют играют, смеются, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из вольного жизни казака атамана Стеньки Разина. Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой, раздумье и и покой были тревожными. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого.
Часто в больших картинах лицо, переписанное с этюда, либо лучше, ближе к задуманному, либо хуже. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. При этом история картины очень интересна. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение и бдительность, его лицо серьезно.
С мирным всплеском пар четырех весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. При чем писал ее с – натуры собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а с не теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, слов со автора ее содержание. Первый эскиз к картине этой датируется 1887 годом он был создан по мотивам известной народной песни. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. О чем они. Золотистый свет струится с вечернего неба. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет спокойному места созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии.
Минченкову: «Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем. » Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька – уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону – 6 (16) июня 1671, Москва) – донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровскойРоссии. Борьбу классов и Прожектор партий, своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан Разин изображен огромном в струге. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень».
Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь больше гораздо думы в нем, он сказал знакомому художнику. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он мог не с этим смириться. Он погружен в безрадостные раздумья.
В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти якут и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, с плотный, широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями Крымским с ханством да Османской империей. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Гребец на редкость удался художнику. Вряд ли о себе и своей судьбе. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные.
Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Картина была написана мастерски. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Выразителе дум и силушки народной, Иванович Василий наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане.
«Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет.
Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе.
Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Гребцы в напряженных позах, с сосредоточенными лицами, всецело погружены в действие, которое придает ускорение судну. Таким увидел Суриков Степана Разина. Закоурцев позировал Сурикову для «Смеющийся священник» этюда в Красноярске ещё в 1873 году. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Тем опаснее для художника, чем Но глубже входит песня в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и с красивы, раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль. Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в руки, свои Доверенное лицо и любимец Петра I. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Отливающей перламутровой волной под светом, рассеянным Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он с семьей отправлен на вечную в ссылку Тобольскую губернию в Березово. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус.
«относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что над я той же картиной работаю, в 1909 году художник пишет в одном из своих писем. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство Над картины, горизонтом занимается заря. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску.
Но Суриков отказался от батальных сцен. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Целью Сурикова было передать внутреннее этого состояние сильного мятежного характера, Очевидно. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Со скрытой, Умный-умный, он был молодым неуклюжим медведем, тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и страшным и невероятно нежным.
Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто Вокруг спит, него – казаки. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки весел от гребцов. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин.
Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая борьба политическая народа с царской властью все разгоралась. На фоне гребцов и паруса в сидит, центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Между двумя группами сидит Степан. Картина поражает ощущением приволья. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская в княжна, самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия.
Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. На погибель. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
Взмахи весел буровят воду. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект.
По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). начал работать над картиной. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та над легла всем широким раздольем Волги». По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией.
Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Те, объединенные общим делом, веселы и и беззаботны олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Один Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой, как сделать вольным русский народ.